Программа работы с родителями
рабочая программа

Светлана Викторовна Тимофеева

Программа предполагает тесное взаимодействие школы и родителей.

 

Цель программы максимальное сближение интересов родителей и классного руководителя по формированию развитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_rodit.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с родителями


Программа предполагает тесное взаимодействие школы и родителей.

Цель программы максимальное сближение интересов родителей и классного руководителя по формированию развитой личности.

Задачи программы:

  1. Установление единства стремлений и взглядов между школой и семьей  в воспитательном процессе.
  2. Выработка общих целей и воспитательных задач, пути достижения намеченных результатов.
  3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
  4. Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
  5. Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социально- средовых ресурсов, способствующих преодолению внутрисемейных проблем и проблем взаимоотношения с ребёнком.
  6. Воспитание у детей ответственности, чувства гордости и уважения за свою семью.
  7. Организация и проведение совместного досуга и творчества родителей и детей.
  8. Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

 

Механизм реализации программы

Осуществляется через:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив;
  • установления партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;
  • психолого-педагогическое сопровождение, психологическое просвещение родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий, формирующих позитивные установки на ЗОЖ;
  • привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;
  • организацию совместной деятельности детей и взрослых: ителлектуальное, творческое, гражданско – правовое, нравственно – этическое воспитание, здоровый образ жизни.

Участники программы.

       Основным звеном программы является коллектив родителей и детей, а также педагоги, психолог и социальный педагог.

Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность

  • Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.
  • Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
  • Улучшение микроклимата в семье.
  • Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения  в семье и во взаимоотношениях с ребёнком.
  • Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций.
  • Создание дружного коллектива родителей и учащихся класса.
  • Раскрытие творческого потенциала учащихся и родителей посредством проведения совместных праздников, походов, коллективно-творческих дел.

Основные принципы взаимодействия классного руководителя

при работе с родителями:

  1. Принцип взаимного уважения и доверия;
  2. Принцип взаимной поддержки и помощи;
  3. Принцип терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Содержание работы

Направления работы:

  1. Диагностико – коррекционное.
  2. Психолого – педагогическое просвещение родителей.
  3. Совместная деятельность.

Диагностико – коррекционное

Цель:  изучение семей учащихся, положения детей в семье и условий их жизни, выявление положительного и отрицательного опыта воспитания детей в семьях, с целью распространения передового и коррекции отрицательного опыта.

Работа проводится совместно с социологом, психологом школы.

Формы работы:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение;
  • исследование;
  • посещение семей учащихся;
  • выпуск памяток для родителей;

При посещении семьи необходимо соблюдать следующие условия:

  • не приходить в семью без предупреждения;
  • не планировать свой визит более чем на 5-10 минут (чтобы не быть обременительным);
  • не вести беседу, стоя у входа и в верхней одежде;
  • нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
  • не поучать родителей, а советовать;
  • желательно вести беседу при ребенке.

Психолого – педагогическое просвещение родителей.

Цель:  повышение педагогической культуры родителей, их психолого – педагогической компетенции в семейном воспитании.

Формы работы:

  • родительские собрания;
  • родительские конференции;
  • индивидуальные консультации педагога;
  • тематические консультации;
  • родительские чтения;
  • родительские вечера.

Классные родительские собрания (Р. С.) проводятся не реже одного раза в четверть.

Требования к проведению родительских собраний:

  • Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
  • Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  • Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
  • Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Общешкольные родительские собрания (О/ш р. с.) проводятся два раза в год.

Родительские конференции (Р. К.) обсуждают насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся они с участием психолога, социального педагога, которые работают в школе. Конференция принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.

Индивидуальные консультации (И. к.).Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

  • особенности здоровья ребёнка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

     Тематические консультации

 (Т. к.) дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.

     Родительские чтения (Р. ч.) дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:

  • на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
  • учитель собирает и анализирует информацию;
  • определяется список литературы по данному вопросу;
  • изучение литературы родителями;
  • изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

     Родительские вечера (Р. в.) направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Совместная деятельность.

Цель: организация совместной деятельности родителей, детей и классного руководителя с целью создания единого коллектива детей и родителей.

  • В совместной деятельности педагогов, детей и их родителей устанавливаются    дружественные отношения сотрудничества, передаётся опыт творческой деятельности;
  • От старших младшим передаются навыки и умения в разнообразных видах деятельности: интеллектуальной, общественно-полезной, художественно-творческой, физкультурной, игровой, свободного общения;
  • Нормализуются семейные отношения детей и родителей (на виду у других!) за счёт совместного позитивного переживания;
  • Формируется отношение к материальным и духовным ценностям;
  • Родители  лучше узнают своих детей (именно в сфере общественной деятельности), а педагоги – родителей;
  • Происходит повышение профессионализма родителей в разных сферах;
  • Достигается больший охват воспитанников различными формами воспитательной работы, влиянием различных личностей.

      Особое внимание в совместной деятельности уделяется возрождению семейных традиций.  Многообразен спектр проводимых мероприятий – это совместные праздники, творческие семейные выставки, конкурсы, дни  здоровья, деловые игры,  конкурсные программы, посещение театров, организация экскурсий, выполнение семейных творческих заданий и т.д.

      Традиционно в конце каждого учебного года должно проходить награждение наиболее активных родителей почетными грамотами, призами и подарками.

Перечень дел, систематически проводимых

с родителями в течение года:

  1. Систематическая работа  с родительским комитетом.

Привлечение членов родительского комитета

  • к  планированию воспитательной  работы класса;
  • к подготовке и проведению родительских собраний и  совместных дел  с детьми;
  • к работе с проблемными семьями.
  1. Рейды в семьи учащихся:
  • Регулярное посещение проблемных  семей и семей опекаемых детей.
  • Посещение остальных семей по необходимости.
  1. Индивидуальные собеседования  с родителями по вопросам учебы и поведения детей.
  2. Приглашение родителей  в школу (по необходимости).
  3. Связь с родителями через дневники учащихся.
  4. Привлечение учащихся к занятиям в учреждения дополнительного образования. Постоянный контроль за их посещением.
  5. Взаимодействие с центром социального обслуживания населения по оказании помощи малообеспеченным семьям.

Список литературы.

  1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1 – 11 классы. Москва, 2002
  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. Москва, 2003
  3. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. Москва, 2003
  4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика.  Москва,1991
  5. Панкратов В.Н. Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. Москва,1999
  6. Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. Москва, 2001
  7. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями.  Москва, 2005
  8. Щуркова Н.Е., Шнырева В.Н.   Новое в воспитательной работе школы. Москва , 1991
  9. Щуркова Н.Е. Собрание пёстрых дел.  Методический материал для работы с детьми. Москва, 1994
  10. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. Москва, 1986
  11. Степанова Е. Н. Калейдоскоп родительских собраний. Творческий центр «Сфера». Москва, 2002 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...

Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...

программа работы с родителями

программа работы с родиелями на 2011-2012 уч.г....

Программа работы с родителями "Мостик"

Первый лист программы работы с родителями. Заинтересовавшихся полной версией, просьба, обращаться лично....

Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...

Программа работы с родителями (законными представителями) «Гимназия для родителей» на 2017 – 2019 гг. (8-9 класс)

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Воспитательная функция семьи должна рассматриваться в трёх аспектах:1....