Рабочая программа творческого объединения "Наследники Победы"
рабочая программа

ддт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_n.p._3.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Как нет человека без самолюбия, так нет человека  без любви к отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека,  и   воспитанию могущественной   опоры для борьбы с его   дурными природными  личными                                                 и семейными родовыми  наклонностями.

К.Д.Ушинский                                                              

                                                       

                                       

В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу". В "Словаре живого великорусского языка" В. Даля написано: Патриот – "любитель отечества, ревнитель о благе его…". Патриотизм – это ревностное, деятельное отношение к родине, стремление что-то сделать для ее блага, для ее процветания. Термин "патриотизм", как известно, происходит от греческого "патрис", что в переводе означает: земля отцов; место рода; родина. В историческом плане это одно из самых изначальных, базовых, имеющих корни на уровне подсознательного, чувств. Оно зарождалось в глубокой древности как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям. Это чувство закреплялось веками обособленного существования народов друг от друга.

Воспитание патриота своей Родины во все времена является приоритетной задачей государства, а в настоящее время требует научного осмысления и выработки конкретной программы действий по созданию стройной системы патриотического воспитания и детей и подростков в государственных учреждениях дополнительного образования. В последние  годы  в силу разных причин – экономических и социальных, мало уделялось должного внимания  организации свободного времени. В российском обществе значительно усилились националистические настроения, нигилизм, демонстративное отношение к взрослым, резко возросла молодежная и подростковая преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды на улице, где они впитывают в себя совсем иные приоритеты и ценности. В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

В этих условиях становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать, как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, органов исполнительной власти, общественных объединений, как основу для развития идейно-патриотического воспитания граждан. Трансформация Российского общества в эти  годы  привела кардинальным изменениям в общественном развитии, которые вызвали не только расслоение общества и снижение жизненного уровня населения в целом, но и ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов в результате распада единого многонационального государства, пропаганды насилия в средствах массовой информации, насаждения приоритета материальных ценностей над духовными отсутствуют условия для формирования высоконравственной социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией.

В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития гармоничной личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы.

    Только в таком, специально созданном пространстве, возможна сегодня сколько-нибудь результативная и эффективная работа с подростками. 

    С целью реализации вышеназванных принципов важнейшая из воспитательных возможностей патриотической программы заключается в развитии у воспитанников активного гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни,  к культуре, к себе как к здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и защите интересов Отечества.

    Патриотизм -  категория нравственная. А к нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждение, которые являются мощными мотивами активности. И конечно, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие. И провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь и т.д.

          Актуальность программы определяется и тем, что воспитание гражданско- патриотических качеств и формирование гражданской позиции личности в современном российском обществе следует рассматривать в качестве неотложной педагогической задачи. Новизна и оригинальность данной темы обусловлены в последнее время активизацией и обновлению форм работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Обстановка, складывающаяся в стране, в области патриотического воспитания настоятельно требует пересмотра системы воспитания и подготовки подрастающего поколения в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от всех видов угроз. Новые идеологические установки приводят к изменению современного образования. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического  и гражданского сознания обучающихся. Развивающемуся обществу нужны  современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия и  способы к сотрудничеству. Они должны осознавать любовь  к своей Родине, своему родному краю,  способные защищать Отчизну.

            Значимость системы патриотического воспитания обучающихся заключается в том, что именно в детстве и юности воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.

Настоящая программа имеет гражданско-патриотическую социально-педагогическую и воспитательную направленность.

Патриотизм формируется в процессе обучения социализации и воспитания обучающихся.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип обучающегося. Программа патриотического клуба «Наследники Победы» является частью государственной программы

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2018 -2020 годы» и разработана в соответствии:

    с положениями Конституции Российской Федерации;

    Стратегией национальной безопасности до 2020 г.;

    Федеральным законом «Об образовании» № 273 -ФЗ 2019 (последняя действующая версия);

    Федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности:

    ФКЗ №1 «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

    ФКЗ №2 «О государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

    ФКЗ №3 «О государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года;

     Письмо  Минобрнауки  РФ от 30.06.2005 № 03-1230  «Об организации работы  в образовательных учреждениях  по изучению и использованию государственных символов России»;

    ФЗ № 390 «О безопасности» от 28 декабря 2010 года;

    ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;

    ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года;

    ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года;

    ФЗ №61 «Об обороне» от 31 мая 1996 года;

    ФЗ №58 «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года;

    ФЗ №98 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года;

    ФЗ №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года;

    ФЗ №32 «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13 марта 1995 года;

    ФЗ №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» от 14 января 1993 года;

    ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года и др.

При  разработке программы учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования. Дополнительная образовательная программа военно-патриотической направленности «Наследники Победы»  МБОУ ДО «Дом детского творчества» наиболее соответствует специфике, условиям развития и историческим особенностям г. Вязьмы Смоленской области и Центрального региона в целом. Знания, умения и навыки, приобретаемые обучающимися объединения «Наследники Победы» по одноименной программе играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности. В связи с вышеизложенным необходима целенаправленная работа по формированию у учащихся любви к отечеству, ответственности за его защиту.

Реализация программы может быть достигнута путем системной деятельности по следующим взаимосвязанным направлениям:

    Физкультурно-спортивная деятельность.

    Гражданско-патриотическая деятельность (социальная).

    Коммуникативно-творческая деятельность.

    Культурно-познавательная деятельность.

       Программа гражданско - патриотического обучения «Наследники Победы»  составлена на 2 года   с  с учетом конкретных условий для занятий, особенностей подросткового коллектива,  способов организации деятельности обучающихся во внеурочной деятельности, с активной гражданской позицией, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей.

При разработке содержания данной дополнительной образовательной программы принималась во внимание специфика направленности, которая заключается в следующем:

    учет основных закономерностей развития теории патриотического воспитания;

    интегративность - охват многих сферы человеческой деятельности;

    направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

Занятия с применением инновационных технологий зачастую носят интеграционный характер - тесно связаны с такими дисциплинами общеобразовательных учреждений, как история, обществознание, литература, русский язык, ОБЖ, география, физическая культура, краеведение.

При разработке структуры и содержания настоящей программы учитывались такие педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса как непрерывность и системность обучения, постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки обучающихся с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки.

Коллектив клуба – это разновозрастный состав участников образовательного и воспитательного процесса. Занятия проходят 2 раза в неделю, хотя есть и постоянные неформальные встречи вне стен учреждения.

Психолого-педагогические компоненты:

  • потребностно-мотивационный
  • когнитивно-интеллектуальный
  • эмоционально- чувственный        
  • поведенческий и волевой компоненты

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ КЛУБНОГО ПРОСТРАНСТВА

        Сегодня существует множество подростковых сообществ, которые сложились исторически, сами по себе (различного  рода тусовки, фан-клубы и т.д.) Пространств же гражданско-патриотических, в которых созданы специальные условия для осуществления подростками общественно значимой деятельности на благо общества, для освоения ими понимания «служения Отечеству», практически не существует.

        Детский и подростковый возраст Л.Н.Толстой назвал «счастливой, невозвратимой порой жизни», так как она наполнена такими могучими впечатлениями, такими сильными стремлениями и желаниями, что их влияние человек испытывает всю жизнь. Не упустить это «золотое время», не дать способностям и потенциальным возможностям ребёнка необратимо угаснуть и исчезнуть -  основная задача клуба.

        Для отдыха человек должен сменить вид деятельности, стремясь к смене социальной роли, круга общения; к смене условий и характера  деятельности. Иногда именно в клубном коллективе решается дефицит восполнения гражданственно-патриотической  социальной роли:

  • потребность в бескорыстном служении своей малой родине;
  • потребность быть полезным обществу, в котором живёшь;
  • во всестороннем гармоничном развитии личности;
  • потребность в общении;
  • потребность в самодеятельности, самореализации и творчестве;
  • гендерная потребность;
  • потребность во внимании взрослых, основанной на гражданско-патриотическом общении и совместной деятельности.

Для каждой семьи является особенно важным не просто занять досуг подростка , его свободное время, а наполнить его увлекательными занятиями, творческим, созидательным поиском, интересными и полезными делами, способствующими поиску своего места в самостоятельной взрослой жизни – социальной гражданской адаптации.

        Создание клуба «Наследники Победы» - это создание развивающего патриотического социально - досугового пространства особого рода, в котором созданы специальные условия  для осуществления подростками общественно- значимой деятельности, для освоения ими взрослого общества.

        Что такое и почему «Наследники Победы»? Это прежде всего приемники лучших традиций у старшего поколения подрастающим.  Это юные граждане, которым предстоит достойно представлять свою малую и большую Родину, - быть гостеприимными хозяевами и благодарными гостями; ораторами и экскурсоводами; заботливыми старшими друзьями и младшими наследниками героических событий истории, развиваться интеллектуально и физически – быть достойными гражданами своей страны и её защитниками .  Это и является основной гражданско-патриотической сутью всех направлений клуба.

        Таким образом, главными  целями и задачами, стоящими перед клубом, является обеспечение необходимых условий для  формирования значимых морально-психологических качеств и установок обучающихся, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества и особенно в защите Отечества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях развивающего коммуникативного пространства подросткового сообщества.

  •  как условия для формирования способности к освоению взрослого общества;
  • как альтернативы  существующим асоциальным подростковым и молодёжным структурам;
  • как профилактики семейного неблагополучия.

Программа дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение подростками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков. Основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями;

        В программе предусмотрены условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.

Образовательные   цели и задачи

Цель: обеспечение необходимых условий для создания системы гражданско-патриотического образования и воспитания;                              

Задачи:

  1. Отработать содержание образовательной деятельности, наиболее эффективные формы и методы образовательного и воспитательного воздействия;
  2. разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию;
  3. расширять и укреплять связи и отношения детей  и культуры;
  4. вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;
  5. проводить мониторинг реализации программы;
  6. принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

  Развивающие задачи

         Создавать условия для развития

  • гражданских навыков;
  • духовной культуры и нравственности;
  • коммуникативных навыков;
  • речи;
  • личностных способностей;
  • творческого потенциала;
  • приобщения к социокультурным и историческим ценностям.;
  • преодоления пассивности детей через различные виды сюжетных патриотических  игр; различные формы обучения.

Воспитательные цели и задачи

          Создавать условия

  • для вхождения в систему гражданско-патриотических социальных связей обучающихся;
  • для формирования навыков управления и самоуправления;
  • для реализации подростками собственных социально-приемлемых патриотических общественно-значимых проектов;
  • для реализации способностей и интересов  в общественно-значимой совместной деятельности;
  • для раскрепощения детей;
  • органичного сочетания различных видов патриотической деятельности;
  • воспитания доброжелательности, уважения к людям, бережного отношения к результатам своего и коллективного труда.

        Таким образом, основным направлением работы клуба является  гражданско-патриотическое становление личности подростка, помощь в самореализации и  социальной адаптации через активную практическую  деятельность (почётные караулы, встреча и экскурсия по городу- городу Воинской Славы, экскурсионные  выезды, выезды на военно-патриотические сборы и т.д.) и через теоретическую подготовку (изучение истории родного края, военных и народных традиций, организации КТД).

               В  решении  этих важнейших задач особое место занимает  коммуникативная творческая деятельность. Именно она включает в себя оптимальное соотношение процессов познания культуры и общества,  труда и досуга. На ней держится весь фундамент формирующейся личности. Причём «перестановка» не только не возбраняется, но и рекомендуется, так как нередко надо начинать не с  познания, а с труда или досуга (в зависимости от условий, места, времени).

         Расставляя приоритеты гармоничного взросления обучающихся , совершенно очевидно, что поставленные задачи не могут быть решены за один год. Для достижения результата продолжительность освоения программ ( в зависимости от направления) выбрано  2 года, при необходимости  с продолжением разработки и обучения в  последующие годы.

         Программа предназначена  детям  от 13 лет до 18 лет, заинтересованных в обучении, в гражданско-патриотическом  самоопределении и самореализации. Они объединяются, образуя разновозрастные группы по интересам и направлениям.

        Уровень освоения общей программы клуба сориентирован на гражданско-патриотический  уровень обучения: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Культура,  что создаёт условия для  саморазвития подростка как субъекта деятельности, как личности.

Основные принципы реализации программы клуба

        Принцип актуальности –

ориентированность на решение гражданско-патриотических наиболее значимых для развития  ребёнка проблем средствами конкретной программы.

        Принцип целостности –

отражение в программе целостной и последовательной системы мер по достижению поставленных целей, взаимосвязь всех её организационных, содержательных и процессуальных компонентов.

        Принцип гуманистической  направленности -

утверждает отношение к ребёнку, как к высшей ценности, утверждает его право на гражданскую  свободу, творчество, счастье, проявление собственных духовно-патриотических и физических сил.

        Принцип культуросообразности -

осуществление воспитания в соответствии с культурно-историческим  наследием, сложившимся в обществе.

        Принцип природосообразности -

учёт половозрастных особенностей, наследственных факторов, физиологических и биологических особенностей детей.

        Принцип социально-педагогической значимости - реализация программы гражданско -педагогическими принципами осуществления  педагогического процесса (внешние связи коллектива, учёт личностно-ориентированного подхода к ребёнку, связь с родителями и  т. д.).

                Принцип системности  и принцип развития - взаимосвязь процессов воспитания и самовоспитания, формирования  развития личности в коллективе.

        Принцип оптимальности -сочетание управления и самоуправления, рационального и эмоционального.

        Принцип демократичности - основанный  на сотрудничестве с детьми.

        Принцип управления - базируется на понятиях: планирование, организация, стимулирование, учёт и контроль обратная связь, анализ.

        Игровой принцип - развивающие упражнения, сюжетно-ролевые игры, подобранные в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.

                Особенности организации образовательного процесса – учебный материал занятия преподносится традиционно,  разбивается на разные отдельные логически связанные между собой этапы,  объединенные одной дидактической целью, в которых развивается воображение, находчивость, координация движения, музыкальность, самостоятельность мышления, развитие речи.

 Этапы занятий можно свободно дополнять, заменять в зависимости от изменений в программах, по которым строится обучение.

 Адаптация содержания занятия гибко перестраивается к индивидуальным запросам обучающихся.

• Перед учащимся ставятся ближние и дальние цели. Обучение строится на осознанном отношении к процессу освоения знаний.

• Проводятся индивидуальные и групповые  консультации и инструкции для каждого обучающегося.

  1. Игровые тренинги, направленные на раскрепощение личности, коллективизма, внимания, наблюдательности.
  2. Упражнения, развивающие технику речи.
  3. Репетиционная .

   

Структура может иногда меняться. Это зависит от основной цели занятия, возраста и развития обучающегося коллектива, степени усвоения материала.

.

Условия организации занятий

                Наполняемость группы 15 человек. Форма официально – торжественная: голубые рубашки (с нашивками по системе роста), галстук цвета знамени Победы, спортивная – жёлтые футболки с лейблом. Патриотические мероприятия – военная форма. Повседневная: комуфляж.

                Помещение для занятий - просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для построений, выступлений, проведения занятий по группам, а также по прямому назначению - в качестве рабочих поверхностей.

                Программа рассчитана на комплексное изучение материала по данной системе – от простого к сложному, ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ, используемые на занятиях.

  • Словесные: беседы, объяснения, читки.
  • Наглядные: иллюстрация пособий, демонстрация наглядных примеров.
  • Репродуктивно-поисковый метод: формирование новых знаний и поиск новых возможностей, умений навыков.
  • Практический: применение наглядных теоретических и словесных методов на практике.
  • Методы самостоятельной работы: принятие решений, организация дела, проведение мастер-класса, поисково- исследовательская работа.
  • Дедуктивные: умение анализировать явления от общего к частному.
  • Индуктивные: умения анализировать от частного к общему.
  • Общие клубные формы и методы обучения

Традиции круга, построений, бесед вначале или в конце занятий.

  • создание ситуации выбора (многовариативность заданий и действий);
  • деловая и ролевая игра;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • мозговая атака;
  • использование методики Иванова (коммунарская)
  • час вопросов и ответов;
  • проведение мастер-классов;
  • экскурсии, поездки. выездные патриотические лагеря, сборы;
  • лекции, семинары по соответствующей тематике;
  • конкурсы;
  • организация и проведение слётов, сборов, учёбы актива;
  • выступления на смотрах, фестивалях;
  • самообслуживание;
  • работа в команде.

               

Направления и содержание работы клуба

        Клуб имеет свою структуру, каждое направление имеет свою программу, цели, задачи, традиции, который  всех объединяет и является отличительными элементами клубной деятельности.

         Её задача напрямую зависит от актуальных задач, стоящих на данном этапе. По форме они представляют собой вид деятельности, который развивает и способствует гражданско-патриотическому деятельному общению, где каждый осознаёт, что он занимается очень важным  для всех, и очень нужным для него делом, становится участником командной деятельности, ибо окунается в атмосферу взаимодействия творчества, инициативы, самостоятельности.

        Для внедрения  системного   подхода в работе патриотического клуба разграничиваются уровни деятельности:

  1. организационно-обучающая деятельность (самоуправление) – обучение и развитие основных личностных и коллективных навыков необходимых для решения задач данного направления;
  2. содержательная «внутренняя» деятельность, направленная на реализацию интересов членов организации: патриотические мероприятия, проекты, события, сюжетно-ролевые патриотические игры внутри организации;
  3. содержательная «внешняя» деятельность, направленная на взаимодействие с внешней средой  ( родители, школьные коллективы, город – социум).

        Именно разграничения деятельности позволяют чётко определить направления работы и содержание.

        Каждое направление деятельности клуба – это целая жизнь. В клубе мы строим ДОМ ДЕТСТВА, где бережным отношением к ребёнку продиктована необходимость выяснить те перспективные линии , которые вычерчивают модель личности будущего взрослого Человека, Гражданина, Защитника Отечества, позволяющие стать востребованным, активно-деятельным, самостоятельным.

        Основная работа в клубе направлена на социализацию, развитие патриотических, гражданских, лидерских качеств, реализацию организаторских способностей.

         Патриотический клуб «Наследники Победы» имеет 3 направления образовательной деятельности:

  • Гражданско-патриотическое: формирование патриотических навыков, мировоззрения, направленных на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, развитие гражданского и национального самосознания обучающихся, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
  • Социально-культурное: обучение организаторским навыкам.  
  •  Творческое: экскурсоведение, художественное слово, театрализация.

Клуб , как и каждое его направление, имеет уже свои сложившиеся традиции – нормы (законы коллектива, внутренние особенности правил деятельности) и традиции – события (обычаи,  праздники ),сложившиеся  за период

коллективно творческой деятельности, отношений, передающиеся документально или информационно в течение длительного времени.

Диагностика успешности программы

         Для диагностики успешности программы, положительной рефлексии обучающихся , усвоения ими новых знаний в гражданско-патриотическом направлении, предполагается проведение анкетирования, тестирования в течение года не  только с подростками, но и их родителями, наблюдение за освоением теоретического материала и активного практического участия. Промежуточная аттестация в объединении включает в себя проверку практических умений и навыков.

Итоговая аттестация проводится в следующих формах: наблюдение; учёт активности участия в деятельности клуба, уровень выступлений на    мероприятиях, уровень участия в организации дела , инициатива, которая организуется внутри учебной группы,  умение сотрудничать.

Предполагаемый результат программы

         В результате участия в клубной гражданско-патриотической образовательной  программе, обучающиеся  приобретут

  • опыт успешной самореализации,
  • эффективного взаимодействия с окружающими,
  • основы организации личного времени и дел

что в совокупности с полученными ими навыками, будет способствовать повышению         их гражданско-патриотической активности.

         Конечным результатом функционирования клубного образования должны стать духовный и культурный подъем учащихся, активная гражданская позиция, патриотическое сознание обучающихся:

- в познавательной сфере - развитие интеллектуального потенциала, творческих сил;
- в историко – краеведческой - осознание ответственности за судьбу своего края, страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- в литературно- творческой:  выразительная  речь, артистизм, основы режиссуры;
- в социальной - способность к самореализации в пространстве своего края, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- в духовно-нравственной сфере - осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Условия реализации программы.

  1. Материально-техническая база:

  -Зал.

- форма.

- символика: флаг, бырабаны.

- Музыкальное оборудование (колонки, центр).

- Видеоаппаратура (нетбук).

- - Шкафы для хранения формы.

-  Сухое помещение для хранения формы, атрибутики, звуковой аппаратуры.

2.Информационно-методическое обеспечение:

- сценарии для выступлений.

- Дидактический материал для занятий.

- Фотолетописи.

- Книги.

- Газеты со статьями о клубе.

- Музыкальные записи патриотических и авторских песен.

- Музыкальные записи для выступлений.

- Видеозаписи.

- Видеозаписи.

Организационно – методическое обеспечение

        Техническое обеспечение программы: подбор и запись фонограмм, видеопродукции, фотоаппарат.

Методическая литература по патриотическому образованию и воспитанию, по сюжетно-ролевым патриотическим играм, творчеству,  развитию лидерства, организаторских навыков. Печатный и видеоматериал.

Принципы:

  1. системно - организованный подход; предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех общественных структур по патриотическому воспитанию школьников;
  2. адресный подход;  предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возрастных, социальных, культурных и других особенностей учащихся;
  3. подход «активности  и  наступательности»; предусматривает настойчивость  и разумную инициативу в трансформации мировоззрения школьников и их ценностных установок, ориентированных  на национальные интересы России;
  4. универсальности основных направлений патриотического воспитания, предполагающий целостный и комплексный подход с использованием опыта прошлых поколений, национальных традиций в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества
  5. учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей местного патриотизма, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, станице, улице, школе.

Педагогические технологии:

  1. Проектно – исследовательская деятельность
  2. Коллективно - творческое дело
  3. Деятельностный подход в воспитании
  4. Педагогика сотрудничества
  5. Технология проблемного обучения
  6. ИКТ

Формы взаимодействия   с обучающимися в рамках образовательной программы:

Образовательные занятия;

Беседы, лекции,  «круглые столы», конференции

Экскурсии по историческим местам родного края, походы, в/с игры

Уроки мужества, вахты памяти

Научно-исследовательская и проектная

деятельность

фестивали патриотической песни

Результаты реализации программы определяется личностным ростом обучающихся проявленных в деятельности: юный патриот, старший патриот, патриот –ефремовец, патриот – нахимовец, инструктор, старший инструктор.

1 год обучения

              Программа  1 года дает возможность объединить различные виды деятельности детей: познавательную, трудовую, краеведческую, поисковую, - направленные на усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм поведения, на приобретение умений и навыков.
             Программа основана на реализации разнообразных детских интересов, творческого потенциала школьников, развитии в каждом ребенке стремлений стать лучше, знать больше, преодолеть себя, столкнувшись с трудностями; на сотрудничество ребят, сверстников разного возраста и взрослых при подготовке общественно-полезных дел.
В программе предусмотрены условия для развития творческих, индивидуальных способностей и роста личности ребенка.
          Работа над понятиями начинается со среднего возраста с 13 лет, а затем продолжается в старшем возрасте.. Изучение исторических событий, знакомство с историческими личностями позволяет воспитывать учащихся на героических примерах прошлых поколений Але ксандра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, П. С.Нахимова,  , Г. Жукова, М.Г. Ефремова., защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, воинов-интернационалистов, на примерах   положительных героев, художественных произведений, формируются нравственные идеалы устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.  

       Обучающиеся знакомятся с историей своей малой Родины, ее традициями и героическим прошлым, посещают воинские части, музеи боевой и трудовой славы; встречаются с ветеранами войны и труда, воинами-афганцами, участниками чеченских событий, солдатами и офицерами срочной службы.

          ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ осуществляются с учетом интересов обучающихся,  состояния учебно-материальной базы и  условий. Это

  1. Конкурсы, викторины, конференции по данной теме;
  2. Интерактивные игры, дебаты, дискуссии по патриотическо - правовой тематике;
  3. Празднование Дней воинской славы;
  4. Добровольческая (тимуровская) работа;
  5. Уроки мужества, военно-спортивная игра «Зарница»;
  6. Митинги, литературно-музыкальные представления, концерты.
  7. Организация слётов, сборов, экскурсий по изучаемым темам, приём делегаций, гостей из других объединений, учреждений, городов области.

     Кроме того, обучающиеся готовятся принимать участие

- в  учебных военно-патриотических  сборах по основам военной службы;

- участвовать  в работе музея Неизвестного солдата;

- обсуждать научно-популярные, документальные и художественные  фильмы на духовно нравственные и патриотические темы;

- участвовать в физкультурно-оздоровительных соревнованиях;

- поисковых операциях;

- участвовать в походах и экскурсиях по родному краю.

            Цель программы 1 года : подготовка условий для  формирования  гармонично-развитой  личности юного патриота.

Задачи:

  1. отработать содержание образовательной деятельности, наиболее эффективные формы и методы образовательного и воспитательного воздействия;

2. расширять и укреплять связи и отношения детей  и культуры;

3.вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности;

  1. проводить мониторинг реализации программы;
  2. принимать участие в мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию.

           В данном разделе первого года обучения основная работа призвана раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в поведении людей по отношению к окружающим, приобщить к нормам общения. Подростковая фантазия более неприхотлива и нетребовательна, но работу воображения определяют взаимоотношения со средой, создание собственных творческих продуктов, небольших тематических постановок,  диа-монологов точности и свободы действия. От элементарного точного копирования поведения, действия, интонаций подросток учится предлагать свое решение исполнения. Параллельно осваиваются основы художественного сценического чтения, постигает этику и азбуку общения

          Наряду с образовательной деятельностью идет работа по следующим направлениям: развитие воображения, развитие мышления, формирование качеств личности, формирование культурного общения, поведения, чувств.

            За 1 год обучения по программе обучающиеся должны:

  • уметь определять свое место в коллективе;
  • обращаться к аудитории;
  • знать и уметь применять на практике основные правила выступающего;
  • овладеть основными речевыми навыками;
  • владеть чувством ответственности, коллективизма.
  • Правила человеческого труда.
  • Знать даты воинской Славы Смоленской области и основные Дни воинской Славы страны.
  • Знать основные воинские и боевые традиции
  • Понятия - тыл, фронт, оккупированная территория.
  • Уметь соблюдать гигиенические нормы человеческой жизни.
  • Знать и уметь отстаивать гражданские культурные ценности (Родина, язык, культура, природа, земля, мир, Человек).

№, тема.

 1 год обучения

Содержание занятия, формы работы.

Учебные часы

Теория

Практика

1. Патриотический  отряд –     общественная организация

Вступительное занятие. . План основных мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся .

Инструктаж по технике безопасности

Понятие общественной организации, правовые основы общественной организации, цели и задачи патриотического своспитания, движения.      Оформление вступительных документов (заявление, обязательство), вступительный инструктаж.

2 часа

30 мин

60 мин

2. Страницы истории                патриотического движения в России от 40-х до 90-х годов.

  1. Зарождение патриотического  движения,  СПО-ФДО,РДШ, юнармия. Поисковое движение как одна из форм патриотического воспитания. Экскурсия по  музею поискового клуба «Долг»

2 часа

30 мин

60 мин

3. Поисковое движение сегодня

  1. Основы статистики поискового движения. Крупнейшие Межрегиональные поисковые объединения («Южный рубеж»,  «Искатель» и т.д.). Судьбы поисковых отрядов бывших Союзных республик – Латвии, Белоруссии, Украины, Казахстана. Международная Ассоциация «Народная память о защитниках Отечества» (президент Е.А. Иванова). «Введение в историю воинской славы

России. Ратная слава русских дружин»

       Просмотр телемоста студии «Мир» ОРТ с поисковыми объединениями стран СНГ (2000 г)

2 часа

30 мин

60 мин

4. Поисковое движение на Смоленщине.

История зарождения и развития поискового движения на Смоленщине. Первые поисковики – В.Швыдкин, Г.Слесарев, А.Шалаев, В.Буланова. Всесоюзная Вахта Памяти 1990 г. (А.Бучинский). Смоленский областной центр героико-патриотического воспитания молодежи «Долг». Поисковые отряды Смоленской области. Освобождение Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Вахта памяти

       Знакомство с работой одного  из отрядов области – посещение поискового музея отряда, встреча с бойцами и т. д. (выездное занятие).

6 часов

30 мин

60 мин

5. Слагаемые поисковой работы.

Поиск – это история, работа в  архиве, опрос населения, разведка, раскопки, захоронения, поиск родных без вести пропавших, работа с Книгой Памяти, музейное дело, уход за могилами и памятниками, пропаганда патриотических традиций и т.д.

  1.        Практическая работа: «Почему я вступил в поисковый отряд?»

2 часа

30 мин

60 мин

6. География войны.

Понятия тыл, фронт, оккупированная территория. Деление страны в поиске на «тыловые» и «боевые» регионы. Линии фронта и обороны, боевые позиции. Сожженные деревни, концлагеря, партизанское движение и другие приметы оккупации. Работа в музее

         Работа с картой, архивными материалами (Акты злодеяний фашистов на оккупированной           территории).            

2 часа

30мин

60 мин

7. Основные сражения,  крупные боевые действия в период Великой Отечественной войны и поисковое движение в этих регионах.

Хроника Великой Отечественной войны: основные события. Работа в музее

Брестская битва (Судьба белорусского народа в Великой Отечественной войне, Ассоциация                                    «Пошук»)  

Битва за Москву (Подвиг панфиловцев, судьба подольских курсантов).

Оборона Ленинграда («Невский пятачок»), события под Новгородом (Мясной бор и п.о. «Долина»)

Трагедия Аджимушкая и одесские катакомбы.

Курская битва, третье ратное поле – Прохоровское поле.

           Работа с атласами и картами, просмотр художественных фильмов, документальных фильмов, изучение тематической литературы и т.д.

12 часов

4 часа

8 час

8.Смоленский край в годы Великой Отечественной войны.

1941 г. Смоленское сражение 10 июля – 10 сентября (рождение советской гвардии под Ельней)

            Вяземская оборонительная операция или «Вяземский котел» 2.10 –13.10

1942 г. Бои за Ржевский выступ. Ржевско-Вяземская наступательная операция (январь – апрель),

             трагедия и подвиг 33 армии, г-л Ефремова.

1943 г. Ржевско-Вяземская наступательная операция (февраль-март), освобождение Гжатска,  

            Сычевки, Вязьмы.

            Летняя освободительная операция «Суворов», освобождение Смоленской области.

Смоленский край в годы оккупации (репрессии мирных  жителей, лагеря  военнопленных)

            Экскурсия по городу «Памятные места вяземской земли»: Поле Памяти, Братское    захоронение на Екатерининском  кладбище, памятный знак на месте лагеря военнопленных, история памятника Ефремову и т.д.

            Экскурсия в музей Великой Отечественной войны г.Смоленска.    

           Практическая работа: Сбор свидетельств о войне на территории Смоленского края.

18 часов

6 часа

12 часа

9. Без вести         пропавшие.

Определение понятия - без вести пропавший солдат. Статистика по Великой Отечественной войне. Судьбы семей без вести пропавших после войны. Увековечение памяти без вести пропавших в послевоенные годы. Уроки мужества, посвященные Дню согласия и примирения. Встречи и беседы с поисковиками военно-патриотического клуба «Долг»

             Просмотр видеофильма «Минута молчания».

             Тематическая экскурсия в музее центра «Долг» - «Неизвестный солдат»

4 часа

1 час

3 часа

10. Вечер Памяти «Возвращенные из небытия».

Творческий вечер с приглашением других поисковых отрядов, ветеранов войны, учащихся учреждений образования, на базе которых созданы отряды, семей без вести пропавших.

Использование материалов по результатам поисковой работы.

2 часа

30 мин

60 мин

11. Методика поиска.

  1. Изучение рельефа местности, сопоставление с картами 40-х годов, привязка событий, изученных в архивах к местности. Диспут с воспитанниками на тему: «В жизни всегда есть
  1. место подвигу», о подвиге и героизме военнослужащих ВС РФ в мирное время».

2 часа

30 мин

60 мин

12. Классификация захоронений.

  1. Плановые воинские и госпитальные, боевые, санитарные, не захороненные («верховые»), мемориальные. Посещение МЧС
  2. Знакомство с работой МЧС

2 часа.

30 мин

60 мин

Экскурсия в в/ч …

Знакомство с караульной. Дневной службой бойца Суточный наряд. Общие обязанности военнослужащих

2 часа

30 мин

60 мин

14. Работа с медальонами.

Из истории введения солдатского медальона в Красной армии, виды медальонов в период Великой Отечественной войны, правила работы с медальонами и условия хранения их.

2 часа

30 мин

60 мин

15. Техника безопасности.

Санитарные нормы жизни в полевых условиях.

Школа выживания – поведение в экстремальных условиях.

Первая медицинская помощь.

               Беседы со специалистами МЧС, медиками, санэпидемиологами.

               Зачеты.

10 часов

3 часа

7 часов

16. Поиск и туризм.

Работа с картами, компасом, ориентирование в лесу и незнакомой местности. Обучение туристическим навыкам (переправы, узлы, разведение костров, разбивка бивака и т.д.)

               Закрепление полученных навыков на местности – выездное занятие в лесу.

4 часа

1 час

3 часа

17. Вахта Памяти.

Что такое Вахта Памяти? Категории Вахт Памяти.

Организация жизни и работы в полевом лагере. Распорядок жизни в лагере и режим работы.

 Штаб Вахты Памяти. Обязанности руководителя В.П., начальника штаба, командиров отрядов, дежурных по лагерю, коменданта и т.д.

                Просмотр видеофильмов, рассказывающих о Вахтах Памяти в различные годы.

                Деловая игра «Завтра открытие Вахты Памяти».

4 часа

1 час

3 часа

18. Документация поискового отряда.

Все формы документов (заявление, обязательство, протоколы эксгумации, листы опроса, акты захоронений, инструктажи, отчеты командиров, полевые дневники, летописи отрядов и т.д.)

                  Конкурс боевого листка «Будни поисковика.» (Вариант «Я против войны!», «Один день жизни моего отряда» и т.д.) Сущность и значение воинской дисциплины,

4 часа

1 час

3 часа

19. Экипировка поисковика.

                 Игра «Мой рюкзак» Сущность и значение воинской дисциплины,

2 часа

30 мин

60 мин

20. Родной край

Основные достопримечательности родного края

2 часа

2 часа

21. экскурсоведение

Как вести эксурсии. Формы проведения

10 часов

2 часа

8 часов

22. Экспедиционная работа.

Трехдневная поисковая экспедиция  (апрель)

 Трехдневная поисковая экспедиция (май)

Участие в учебно-тренировочной Вахте Памяти (10 дней - июнь)

Участие в Международной Вахте Памяти (10 дней – июль)

42 часов

42 часа

Встречи

с воинами-интернационалистами, посвященная Дню воина-интернационалиста; ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда…

6 часов

2 часа

4 часа

Всего:

144

29 уч. часа

115 уч.часа

Общее количество часов – 144   (2 занятия в неделю по 2 часа)

Ожидаемые результаты:

На конец 1 года обучения  обучающиеся  должны знать

    Государственные символы России

    Военные знамёна

    Города-герои

    Имена ветеранов Великой отечественной войны- жителей Вяземского района

    Имена воинов-интернационалистов, проживающих на Вяземской земле,  а также погибших во время миротворческой миссии в «горячих точках»

    Имена великих адмиралов флота и военных полководцев

    Основные события Великой Отечественной войны на территории Смоленской области

    История  поискового движения на территории   Смоленской области

   7-8  патриотических песен (песни Великой Отечественной войны и патриотические)

   3-4 темы экскурсий по родному краю

   Владеют основами проведения  экскурсий.

   Проектируют КТД

   Принимают участие активное участие в патриотических мероприятиях - в Вахте памяти

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

        Формирование патриотических навыков, мировоззрения, направленных на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, развитие гражданского и национального самосознания обучающихся, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

        Учреждение дополнительного образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. 

       Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью образовательного подхода невозможна. Новое время требует от учреждения дополнительного образования детей содержания, обновлённых форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

       Программа второго года  - это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, деятельной организации  социума, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.   Умения и навыки способствуют становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

темы

Наименование темы

Кол-во

занятий

Всего кол-во часов

Теория

Практи-

ка

1.

Вводное организационное занятие

2

4

2.

Наследники Победы Смоленщины

2

4

0,5

3,5

3.

Основы патриотического мировоззрения

4

8

2

6

4.

Военно-патриотическое и гражданско-патриотическое направление работы в клубе

1

2

2

5.

Военно-патриотическое

В патриотические клубы, Отряды-Спутники поисковых отрядов

7

14

5

9

6.

Гражданско-патриотическое

10

30

     3

37

7.

Музейные формы работы

8

16

2

14

7.

Краеведение как форма патриотической  работы

6

12

2

10

8.

Патриотизм как основа гармонично-развитой личности

8

16

1,5

18,5

9.

фундамент  патриотизма

4

8

1

7

10.

Обобщение изученного

8

16

-

-

11.

             Экспедиционная работа        Трехдневная поисковая экспедиция  (апрель)

(летняя практика)

Участие в учебно-тренировочных сборах Памяти (10 дней - июнь)

Участие в Международной Вахте Памяти (10 дней – июль)

                        42 часа

8

12

ИТОГО

68

204

64

140

УМЕНИЯ И НАВЫКИ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

   Государственные символы России

    Военные знамёна

    Основные события Великой Отечественной войны

    Основные дни воинской славы РФ

    Воинские звания, погоны

    Историю своей семьи

    20 патриотических песен

    Знают технологию теории и практики поисковой работой

                  Умеют создавать и реализовывать

   - творческие проекты;

   -  тематические  экскурсии;

   - мастер-классы.

   

Список рекомендуемой литературы:

1. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9. 

3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 

5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9. 

6. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 за знания,2006.

7. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.

8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уро-ков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

9. Фестиваль «Открытый урок», Москва,2007-2008 уч.год.

Список рекомендуемой литературы для обучающихся:

Значение символов городов Воинской Славы ; М., изд-во «Экспресс», 2003 г.

Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России»;

Сказ о гербе  Смоленском ,история Смоленщины;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа творческого объединения "Юный корреспондент"

Настоящая программа предназначена для организации и обучения школьников работе со средствами массовой информации. Программа направлена на формирование у воспитанников жизненной позиции, развитие...

Рабочая программа творческого объединения учащихся "В царстве смекалки"

Рабочая программа творческого объединения  по математике "В царстве смекалки" разработана для учащихся 7-8 классов....

рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки" 5 класс

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

Рабочая программа творческой лаборатории "Рождение сказки"

Творческая лаборатория«Хотите узнать, как рождаются сказки?»Пояснительная записка Помимо классной работы по культуре речи должна вестись и внеклассная работа, которая расширяет и углу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА творческой студии «ВОЛШЕБНАЯ МАСТЕРСКАЯ»

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее  актуальной. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапа...

Рабочая программа творческого объединения "Эрудит"

Программа для внеклассной работы с учащимися. Цель программы: развитие эрудиции, логики, познавательных навыков....

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...