Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности «Азбука журналистики»
    рабочая программа (9 класс)

    Ульянова Мария Борисовна

    Программа для 8-9 классов (профориентация)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_ulyanova_m.b.doc123.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    с. Уралы

    Омская область

    Большеуковский  муниципальный район

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    “Уралинская основная образовательная школа”

    «Азбука журналистики»

    Направление деятельности: социально-педагогическое

    Категория обучающихся: 8-9 классы

    Общее количество часов: 34

    Составитель программы:

    Ульянова Мария Борисовна,

    учитель  русского языка и литературы

    2019-2020  учебный год

    Пояснительная записка

    Актуальность   программы

             Задача  обучения основам детской журналистики является актуальной, так как умение пользоваться информацией является важнейшей составляющей общего культурного развития личности. Информированный человек всегда успешен, ориентирован на саморазвитие. Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Обучающиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт, что способствует  профориентационной  работе школы.

    Условия реализации программы

               Программа составлена на 34 часа в год для обучающихся  8-9 классов, заинтересованных в овладении практическими навыками работы журналиста, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по литературе, русскому языку, истории, информатике. Программа курса «Азбука журналистики» является программой интеллектуального творчества, направленного на развитие речи, коммуникативных навыков, которые необходимо оперативно применить в той или иной жизненной ситуации. Программа имеет 2 блока, различные по видам организации деятельности, но объединенные общим содержанием. Включиться в реализацию программы можно на любом этапе. Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут на базе МБОУ “Уралинская ООШ”. Особенностью реализации программы является объединение творческой и практической частей. В начале учебного года обсуждаются темы публикаций, вносятся интересные, инновационные предложения в содержание рубрик, распределяется круг обязанностей. За каждой рубрикой закреплен ответственный редактор. Одним из наиболее интересных аспектов деятельности является работа с медиаресурсами (создание газет, публикация материалов на школьном сайте и т.п.). Обучаясь, школьники получают возможность в старших классах сориентироваться в многообразии профессий, сопоставить собственные желания и склонности с потребностями современного рынка труда, сделать свой профессиональный выбор.

    Особенности построения содержания программы

                 В основе содержания программы лежит концепция предпрофильного образования, в процессе которого будущие журналисты могут ознакомиться с азами профессии. Содержание программы  не дублирует обязательный минимум содержания образования, а углубляет, расширяет его. Оно направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров. Таким образом, практико - ориентированный курс предполагает активные и интерактивные методы и формы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся: от тренинговых упражнений и заданий до создания собственных проектов, рукописных газет.

    Планируемые результаты

    Личностные результаты:

    -осознание себя членом общества и государства;
    -осознание себя успешным журналистом, уверенным в себе человеком;
    -способность вступать в коммуникативные отношения.

    Метапредметные результаты:

    -способность регулировать собственную деятельность;                                                                            -умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных задач;                                                             -освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры т.д.);                                                                                                                                                                             -приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);                                                                                                                                                                 -уважительное отношение к иному мнению;                                                                                                -способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

    Тематическое планирование

    Название темы учебных занятий

    Количество часов

    Общее количество часов по программе

    1 блок  

    «Основы журналистики»

    17

    17

    I.Введение в журналистику

    5

    5

    II.Секреты журналистского мастерства.  Журналистская этика.

    5

    5

    III. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение.

     5

    5

    IV. Заголовок. Необычные тексты.

    2

    2

    2 блок 

    « Школьная газета как одна из форм средств массовой информации»  

    17

    17

    I. Школьная газета как одна из форм средств массовой информации.

    4

    4

    II. Дизайн школьной газеты  

    4

    4

    III. Основы творческой деятельности журналиста. Основные жанры школьной газеты.

    4

    4

    IV. Выпуск школьной газеты

    5

    5

    Содержание курса внеурочной деятельности

    Тема учебного занятия

    Форма проведения учебного занятия

    Описание тематического содержания

    Виды деятельности обучающихся

    Формы организации деятельности обучающихся

    1 блок  «Основы журналистики» - 17 часов

    Сообщение информации как главная функция журналистики.

    Круглый стол

    Функции  журналистики, её задачи и цели.

    Познавательный

    Создание визитниц – самопрезентация

    Многообразие и роль  СМИ в обществе: коммуникативная, информационная, культурно-образовательная.

    Эвристическая беседа

    Роль СМИ

    Познавательный

    Посещение библиотеки. Работа  со справочной литературой.

     Журналистика и научно-технический прогресс.

    Репортаж  «Моя школа».

    Общая характеристика основных каналов распространения информации.

    Познавательный

    Работа с газетой

    Профессиональные качества журналиста.

    Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

    Качества  журналиста как профессионала.

    Познавательный

    Саморефлексия

    проект

    Разработка кодекса чести журналиста.

    Круглый стол

    Каким должен быть настоящий журналист?

    Игровой

    Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?

    Искусство репортажа.

    Исследование

    Секреты мастерства.

    Познавательный

    Дебаты

    Значение скорописи.

    Дискуссия

    Как не потеряться в информационном поле?

    Познавательный

    Теория и практика профессиональной этики.

    Конференция

    Журналист как сторонний наблюдатель.

    Познавательный

    Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?

    Этические правила журналиста.

    Практическое занятие

    Этика журналиста

    Познавательный

    Зачёт

    Анализ периодической печати..

    Исследование.

    Обзор региональных газет.

    Игровой

    Презентация любимой газеты

    Центральные и региональные газеты.

    Исследование

    Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса.

    Познавательный

    Работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование)

    Газетная информация 

    Исследование.

    Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи; желтая пресса.

    Познавательный

    Работа с прессой

    Газетные жанры.

    Исследование.

    Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации..

    Познавательный

    Работа с прессой

    Способы отображения информации.

    Исследование.

    Факт как основа публикации.

    Познавательный

    Анализ текстов газетных жанров

    Содержание, типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова.

    Круглый стол

    Поликодовые тексты.

    Игровой

    Редактирование собственных текстов

    Слова к фотографии - какими они должны быть?

    Творческая лаборатория: сочинение малой формы (заметка).

    Необычный текст - фотозарисовка. Стилевые черты и языковые средства необычных текстов

    Познавательный

    Составление фотозарисовки.

    2 блок  « Школьная газета как одна из форм средств массовой информации»  -     17 часов

    Специфика школьной прессы как вида массмедиа.

    Исследование

    Основные функции: образовательная, коммуникативная, информационная и др.

    Познавательный

    Анализ текстов газетных жанров

    Миссия, главные задачи и цели газет образовательных учреждений.

    Конференция

    Проблема выбора целевой аудитории школьной газеты.

    Игровой

    Анализ  и обсуждение школьных газет и других  печатных изданий.

    Основные группы читателей.

    Исследование

    Школьная редакция – специфика организации работы.

    Познавательный

    Создание  плана реализации проекта школьной газеты на 2019-2020 учебный год.

     «Редакционный» портфель.

    Круглый стол

    Школьная редакция – специфика организации работы.

    Игровой

    Создание макета газеты

    Современные принципы оформления газет.

    Круглый стол

    Школьная редакция – специфика организации работы.

    Игровой

    Создание макета газеты

    Элементы полосы.

    Конкурс

    Школьная редакция – специфика организации работы.

    Презентации  дизайна газет

    Заголовок, его назначение в газете и рекомендации по оформлению.

    Выставка

    Школьная редакция – специфика организации работы.

    Создание макета газеты, презентации дизайна газет

    Творческая составляющая профессии журналиста. Качества, необходимые журналисту.

    Школьная редакция – специфика организации работы.

    Выпуск школьной газеты. Тиражирование.

    Тиражирование.

    Понятие творчества.  

    Творческий отчёт

    Журналистский текст, его специфика.

    Познавательный

    Выпуск школьной газеты. Тиражирование.

    Требование оперативности, объективности.

    Круглый стол

    Творческая индивидуальность и коллектив..

    Познавательный

    Создание журналистских текстов различных жанров

    Определение особенностей жанров.

    Дискуссия

    Зарисовка, репортаж, житейская история, портретный очерк, проблемный очерк

    Познавательный

    Создание журналистских текстов различных жанров

    План номера – функции.

    Конференция

    Основные   содержательные элементы.

    Познавательный

    Создание журналистских текстов различных жанров

    Принципы планирования работы школьной редакции.

    Выставка

    Планирование спецпроектов.

    Познавательный

    Выпуск школьной газеты.

    Тиражирование.

    Постоянная структура номера.

    Творческий отчёт

    Планирование спецпроектов.

    Познавательный

    Презентация и обсуждение созданного материала.

     

     ЛИТЕРАТУРА

    Основная:

    1. Бакшин В.В.. Основы журналистики. – М., 2009 г.
    2. Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка.
    3. Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета. – Волгоград. 2009 г.
    4. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
    5. Спирина Н.А. Журналистика в школе. – Волгоград. 2013г.

    Дополнительная:

    1. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.
    2. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
    3. Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.

    :


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 1 класса

    Программа для работы с детьми 1 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука движения" для 2 класса

    Программа для работы с детьми 2 класса, во внеурочной деятельности, на основе подвижных игр....

    Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья"

    Программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья" предназначена для младших школьников с ОВЗ....

    рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука Здоровья"

    программа расчитана на уяащихся 1-4 классов...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий"

    Курс «Азбука профессий» реализует  познавательное  направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  начальн...

    программа внеурочной деятельности "Азбука домашних животных"

    рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука домашних животных"...

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука дорожной безопасности»

    Рабочая программа социального направления нацелена на формирование культуры поведения на дорогах, вовлечение учащихся в деятельность по профилактике дорожно—транспортного травматизма и обеспечение защ...