Главные вкладки

    Система духовно-нравственного воспитания в дополнительном образовании детей
    статья

    Лопатина Галина Викторовна

    Статья раскрывает формы  и методы духовно-нравственного воспитания  детей в условиях дополнительного образования. Представлена фестивальная форма  - как особый вид пространства  для  погружения детей и подростков в атмосферу народного творчества,  общего культурного развития. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Школа народного творчества25.16 КБ

    Предварительный просмотр:

       

    Система  духовно-нравственного   воспитания в дополнительном образовании детей.

          Каждое учреждение дополнительного образования характеризуется своими, отличающими его от других учреждений,      традициями. Эти традиции определяются многими факторами: социумом, месторасположением, национальной составляющей, историческими  и культурными событиями.

                  Алексеевский район – степной край юго-восточной части Самарской области, который населяют более 12 000 тысяч жителей различных национальностей. Издавна наша земля славилась мастерами  по кузнечеству,  валянию, портняжному делу, ткачеству, лозоплетению.  Мы гордимся  культурной ценностью - пребыванием  в нашем крае писателя Льва Толстого. В период советского времени  на территории  нашего района широко развивались массовые формы работы с детьми и молодежью, создавались музеи Боевой и Трудовой Славы, движения юнармейцев.

         Это в большей степени определяет социальный заказ на услуги дополнительного образования.  

         Основными формами работы центра  в сфере духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания  являются – работа объединений, культурно-массовая деятельность  в социуме,   участие воспитанников и  педагогов в конкурсных мероприятиях.  

          Успех реализации данных форм  напрямую  связан с   модернизацией программно-методического  обеспечения  и образовательно-воспитательного процесса в целом,  развитием творческой активности и повышением  уровня подготовленности педагогов и воспитанников.

                 Мы не отличаемся высокой оснащенностью с точки зрения материально-технической базы, а потому во многом приходиться полагаться на кадровые ресурсы  и социальное партнерство.

          Весомый вклад в духовно-нравственное   воспитание подрастающего поколения вносят  объединения художественно-эстетического цикла, в которых   учащиеся  осваивают  изобразительное  и декоративно-прикладное искусство, хореографию, сценическое мастерство, фольклор,  музыку, основы православной культуры.

          С  2012 года в центре реализуется  программа «Школа  народного творчества».  В целях качественной организации данного проекта  сотрудники прошли курсовую подготовку  по теме «Народные хороводы и игры», «Народные праздники» в г. Киров.

          Основными  направлениями  «Школы народного творчества» стали декоративно-прикладное творчество, основы народной культуры, фольклорный театр, фольклорная хореография, народное пение.

          Благодаря комплексному подходу   декоративно-прикладное творчество осваивается  обучающимися в интеграции со смежными  направлениями  искусства.

          Весь материал преподносится в контексте народного календаря. А это в свою очередь  способствует формированию  отношения к традиционной культуре, как к целостному, социально значимому явлению.

          За малый промежуток времени  «Школа народного творчества» обрела свою символику,  педагоги, обучающиеся и  родители стали  инициаторами  проведения открытого муниципального и окружного фестиваля народного творчества «Наум».  

          Фестиваль проходит летом, на открытой площадке структурного подразделения. Мероприятие воспроизводит народный колорит, вниманию гостей представлены  выставка изделий декоративно-прикладного творчества, фотовыставка народных костюмов, представление театра Петрушки, выступление народных коллективов.  С участниками организуются народные игры, хороводы, состязания, работа мастер-классов.

    В каникулярный период «Школа народного творчества»  проводит циклы мероприятий по временам года.  

          В целях реализации  учебно - творческой деятельности сотрудниками центра организуются муниципальные и окружные конкурсные мероприятия,  на которых не только учащиеся, но и педагогические работники получают возможность общения с коллегами по ремеслу.  

          Затрагивая массовые формы работы, хочется отметить значимость  самобытных  мероприятий, поскольку они  способствуют  развитию не только внутренних ресурсов, но и  формируют постоянно обновляющиеся  творческие связи,  обогащают  и повышают   уровень сотворчества.

          Организационно-массовые формы являются наиболее продуктивными и  в плане взаимодействия с родителями.

         Сохраняя собственную уникальность, необходимо передавать  и познавать новый опыт в педагогической практике. Как нельзя лучше это реализуется  при   подготовке  призеров  конкурсных мероприятий регионального уровня, участии педагогов и учреждения  в конкурсах профессионального мастерства.

           

          Наши воспитанники – студенты Тольятинского  техникума технического и художественного образования (Чуйченко Анастасия), Самарского колледжа дизайна и сервисных технологий (Перова Анна, Тющакова Анна), Самарского государственного издательско-полиграфического техникума (Заварыкина Нина).

         Педагоги -  неоднократные участники и призеры  областного конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».

         С 2005 года на территории муниципального района Алексеевский проводятся степные скачки в Самарском имении Льва Толстого. В течение 10 лет русский писатель приезжал в наш край лечиться кумысом. Будучи очарованным степными местами, он основал свое имение  вблизи поселка Гавриловка.  В 1875 году по инициативе Толстого в этих  местах впервые  были организованы скачки.  Таким образом, старинная традиция была  возрождена.  

          На столь значимом мероприятии района, носящий межрегиональный характер, структурное подразделение является организатором интерактивной зоны отдыха детей и подростков.  Центр -  организатор   мероприятий,  игровых зон  и  концертных программ  на муниципальных     праздниках.

         Наши партнеры  - родительская  общественность,   образовательные учреждения района, учреждения культуры, спорта и молодежной политики, СМИ,  общественные  и партийные организации, Казанско-Богородическая церковь.

          Мы тесно сотрудничаем  с областным центром туризма и краеведения,  Самарской школой № 47, носящей звание земляка-Героя Советского Союза Ваничкина Ивана Дмитриевича, Самарским центром народных ремесел.

    Г.В. Лопатина

    Заведующий ЦДОД «Развитие» ГБОУ СОШ с. Алексеевка


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Приобщение к духовно-нравственным ценностям на занятиях дополнительного образования»

    Данная статья обобщает опыт работы педагога за 10 лет по реализации программы дополнительного образования «Лозоплетение», в ней кратко излагается суть собственного направления  декоративно-...

    Приобщение к духовно-нравственным традициям на занятиях дополнительного образования

    В статье показана неразрывная связь духовной и материальной культуры народа на примере работы кружка с использованием природных материалов при создании сказочных персонажей. Представленный материал от...

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района

     «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» п.г.т. Уренгой Пуровского района

     «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллек...

    Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и дополнительного образования детей

    Доклад на тему "Дом детского творчества - центр развития воспитания и  дополнительного образования детей...

    Гражданско-патриотического воспитания через дополнительное образование детей

    В статье  описывается опыт работы ОДОД "Город мастеров"  в области гражданско- патриотического воспитания....

    Духовно-нравственные традиции в учреждении дополнительного образования естественнонаучной направленности

    Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализовать с...