2019.11 Конспект занятия "Я рисую музыку"
план-конспект

Буянова Мария Николаевна

Конспект занятия "Я рисую музыку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_ya_risuyu_muzyku.doc72.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

Дом творчества «Островок»

Конспект занятия «Я рисую музыку»

 

Муз. руководитель

Буянова Мария Николаевна

Педагог доп. образования

Тузова Наталья Викторовна

п. Бор

2019 г.

Тема: Интегрированное занятие «Я рисую музыку».

Участники: музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, обучающиеся 12-14 лет.

Подготовка кабинета к занятию: столы и стулья - по количеству детей.

Цель: заинтересовать обучающихся детей деятельностью творческого объединения и пробудить интерес к классической музыке.

Задачи:

Образовательные:        

  • познакомить воспитанников с новой графической техникой;
  • познакомить воспитанников с произведениями классических композиторов.

Развивающие:        

  • развивать творческое мышление, внимание;
  • развивать эмоциональную сферу, чувственное восприятие.

Воспитательные:

  • привитие навыков последовательности и аккуратности;
  • воспитание у детей интереса к музыке;
  • воспитание навыков культурного слушания.

Методическое оснащение:

  • презентация,
  • фонограммы с записью музыки.  

Оборудование и инструменты: листы бумаги формата А4, гелевые ручки, маркеры, краски, карандаши, маркеры. Ноутбук, проектор, экран.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

  • лекция,
  • беседа,
  • демонстрация,
  • самостоятельная работа.

Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового материала.

Форма занятия: творческая мастерская (коллективная, индивидуальная, работа в малых группах).

Прогнозируемый результат: повышение интереса воспитанников к дальнейшему посещению объединения, расширение кругозора.

Связь с другими областями (предметами): музыка, ИЗО.  

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный этап

Муз. руководитель: Здравствуйте. Наше занятие посвящено снежной зиме.

Сегодня мы познакомимся с несколькими музыкальными произведениями, и поможет изобразим одну из понравившихся композиций в технике «нейрографика».

Для начала я хотела бы рассказать небольшую историю:

Мальчика приводят поступать в школу.
На собеседовании директор спрашивает его, сколько он знает времен года… Дитя на минутку задумывается — и уверенно говорит:

 — Шесть!..

Директор:

— А если подумать?.. Ну, подумай…
Ребенок снова на мгновение зависает и говорит:

— Честное слово, больше не помню… Шесть!..

Директор выразительно смотрит на побагровевшую маму мальчика, покашливает и отправляет их за дверь. Там мама возмущенно допрашивает сына:

— Ну, Коленька, что это было?!

— Мама, мама… — со слезами на глазах отвечает сынок, — я и правда не помню больше других «Времен года», кроме Вивальди, Гайдна, Пьяццола, Лусье, Чайковского и Глазунова!

Как вы думаете, какие времена года имел ввиду мальчик?

Дети: отвечают.

Муз. руководитель: От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года". Что означает понятие «музыкальный цикл», как вы думаете?

Дети: отвечают.

Муз. руководитель: «Музыкальный цикл» - ряд отдельных музыкальных произведений, посвящённых какой-либо теме или образу.

Каждое время года — это небольшое произведение, где каждый месяц — это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.

  1. Подготовительный этап

Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля.

Сегодня мы познакомимся с двумя разнохарактерными фрагментами зимних циклов времён года.

Первым мы прослушаем пьесу на фортепиано П. И. Чайковского Февраль.

На экране портрет композитора.

 Цикл «Времена года», Февраль "Масленица"

Муз. руководитель: Какое настроение вызвало у вас это произведение? Какую картину вы себе представили? Какие эмоции хотел передать автор?

Дети: отвечают.

Последний месяц зимы – долгожданная масленица и пир горой, перед началом поста нужно как следует повеселиться, чтобы вспоминать потом до праздника светлой Пасхи.

Ритмичная мелодия постоянно перебивается громкими аккордами и низкими нотами – это шумит и заливается смехом толпа, провожая зиму и празднуя скорый приход весны.

У Чайковского «февраль» получился озорным и веселым, полным потех и народных забав, увенчанных звонким смехом детворы. Звучат русские народные инструменты, молодежь гуляет по улицам и поет песни, один музыкальный сюжет сменяется другим, легкоузнаваемым и связанным с названием темы.

Следующим мы прослушаем одно из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко А. Вивальди. Написано в 1723 году, впервые опубликовано два года спустя.

Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лёд
 Под острым коньком, что железом окован.            

          .

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.

И души замёрзшие полны покоя.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идёт не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима и свои наслажденья.

На экране портрет композитора.

 Концерт №4 фа минор «Зима»

Муз. руководитель: Какое настроение вызвало у вас это произведение? Какую картину вы себе представили? Какие эмоции хотел передать автор?

Дети: отвечают.

Муз. руководитель: Ледяной холод. В исполнении солирующей скрипки звучат первые робкие фразы, но, в конце концов, внезапно налетает буря, на этот раз – со стороны холодного севера. Но Вивальди словно говорит: «Веяние ветра приходит с юга, весна не может быть слишком далеко».

  1. Основная часть занятия

Муз. руководитель: Как композитор и музыкант описывает природу музыкой, так художник описывает природу красками. Как это сделать – расскажет ваш педагог, Наталья Викторовна.

Педагог: Сконцентрируйтесь на музыке. Ответьте себе на вопросы:

- что вы чувствуете слушая эту музыку?

- какие эмоции она вызывает?

Настроение, впечатления от музыки, энергию напряжения выплёскиваем на лист используя черный маркер. Быстро, не мешкая, линиями, так как хочется.  

Муз. руководитель: Теперь прослушаем эти композиции ещё раз. Чтобы сконцентрироваться на музыке закроем глаза, выровняем дыхание.

Дети: слушают музыку, выполняют задание.

Педагог: Сейчас необходимо сгладить все углы на рисунке тем же маркером, которым чертили линии. Ищем пересечения линий и сглаживаем углы.

Дети: выполняют задание.

Педагог: Пришло время добавить яркости в наши работы. Закрашиваем одним цветом области, которые нравятся. Потом делаем подобное другим цветом. Задействуем столько цветов, сколько захочется. Работаем спонтанно. Закрашивать можно не все полости.

Дети: выполняют задание.


Педагог: Осталось убрать границы: делаем так, чтобы фигура, нарисованная нами изначально, сливалась с фоном. Количество деталей на фоне должно быть подобной самой фигуре.

  1. Итоговый и рефлексивный этап

Педагог: Вы довольны своими рисунками?

Дети: отвечают.

Педагог: Если вам кажется, что в рисунке чего-то не хватает можно нарисовать круг или несколько кругов в произвольном месте. Снова округляем получившиеся углы, закрашиваем полости.

Дети: обсуждают, дорабатывают рисунки.

Педагог: Давайте рассмотрим получившиеся рисунки. Такое разное получилось настроение и цветовое решение у каждого своё, свой ритм, гармония, цвет.

Дети: обсуждают.

Педагог: А теперь заполните небольшие анкеты – поделитесь своими впечатлениями от занятия. (Приложение 1)

Дети: заполняют анкеты.

Педагог: На этом наше занятие завершено.


Приложение 1

Анкета

1.

На занятии я работал

  • Активно
  • Пассивно

2.

Занятие показалось мне

  • Длинным
  • Коротким

3.

Материал занятия был

  • Понятен
  • Не понятен
  • Интересен
  • Скучен
  • Полезен
  • Бесполезен

4.

Своей работой на занятии я

  • Доволен
  • Доволен не совсем
  • Не доволен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия "Рисуем музыку" - "Образ Бабы-Яги в произведении П.И.Чайковского

Задачи деятельности:               1.     Познакомить детей с произведением П.И. Чайковского «Баба - Яга».2.    Обратить внимание детей...

План - конспект занятия «Рисуем слона»

Цель:  – Научить детей рисовать  пропорции  и строения слона, уметь  передавать характерные особенности изображаемого предмета....

План - конспект занятия «Рисуем слона»

Цель:  – Научить детей рисовать  пропорции  и строения слона, уметь  передавать характерные особенности изображаемого предмета....

План - конспект занятия «Рисуем новогоднюю елочку »

Цель:  Научить детей рисовать  ель, уметь передавать внешние изменения в предмете в связи с его положением....

План - конспект занятия «Рисуем новогоднюю елочку »

Цель:  Научить детей рисовать  ель, уметь передавать внешние изменения в предмете в связи с его положением....

План - конспект занятия «Рисуем новогоднюю елочку »

Цель:  Научить детей рисовать  ель, уметь передавать внешние изменения в предмете в связи с его положением....

комбинированное занятие "Рисуем музыку воды"

Комбинированное занятие по развитию речи и окружающему миру для обучающихся с ТМНР....