Программа "В родном селе - хозяевами стать!"
рабочая программа

Беляева Евгения Николаевна

Программа трудового воспитания 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 с. Успенского муниципального образования Успенский район

Адрес учреждения: 352 451 Краснодарский край, Успенский район, село Успенское,

ул. Гагарина 2,. тел. 8 (86140) 5-64-63

Программа в области социально-экономического развития

В родном селе хозяевами стать!

(программа охватывает 1-11 классы)

Срок реализации программы 5 лет

Рецензия  зам. директора АФ ГБОУ ККИДППО к.и.н. «Почетного работника общего образования РФ» А. П. Кара и декана факультета технологии экономики и дизайна, доктора педагогических наук Галустова Р.А. на программу по трудовому воспитанию

 «В родном селе хозяевами стать!»

Автор учитель истории и обществознания

МАОУСОШ № 2 села Успенского  Беляева Евгения Николаевна

Данная программа реализуется в МАОУСОШ № 2 села Успенского  

Программа по трудовому воспитанию учащихся

«В родном селе - хозяевами стать!»

Раздел 1. Паспорт Программы

Наименование Программы: программа по трудовому воспитанию учащихся  «В родном селе – хозяевами стать!»  

Заказчик Программы: Совет МАОУСОШ №2 села Успенского

Разработчик Программы: учитель истории и обществознания Баляева Евгения Николаевна.

Цели Программы: 

- формирование осмысленного, ценностно-ориентированного отношения к труду как к источнику развития и существования человека;

-   создать условия для всестороннего и гармоничного развития личности;

- пробудить задатки и склонности детей, выработать умения и навыки, необходимые для жизни в будущем;

-    привить учащимся любовь к труду и уважение к людям труда;

- ознакомить учащихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства;

-   побудить к сознательному выбору профессии.  

Задачи Программы:

- воспитание трудолюбия, высоких нравственных, гражданских качеств личности, потребности в труде;

- раскрытие способностей учащихся, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире;

- воодушевление детей красотой труда;

- воспитание коллективизма, дисциплины, ответственности;

- формирование общетрудовых и профессиональных умений и навыков;

- развивать положительную мотивацию к любому виду трудовой деятельности;

- воспитывать бережное отношение к результатам труда людей;

- формирование минимальных основ экономической культуры;

- формирование культуры межличностного общения, экологической культуры;

- формирование и развитие навыков самообслуживания, умения доводить начатое дело до конца;

- профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся, формирование устойчивого профессионального интереса;

- формирование творческого отношения к труду и одновременно готовности выполнять любой труд, нужный обществу.

Сроки реализации Программы: 5 лет.

Ожидаемые результаты:

- стремление учащихся трудиться в условиях села;

- интерес учащихся к определённой сельскохозяйственной профессии, первоначальная подготовка к ней и стремление овладеть ею в совершенстве;

-сформированность научного представления о современном сельскохозяйственном производстве, знание основ техники, технологии, экономики и организации сельскохозяйственного производства;

-практические умения и навыки владения учащимися сельскохозяйственными орудиями труда;

- трудолюбие и уважение к любому сельскохозяйственному труду;

- увеличение доли выпускников, продолжающих получать образование в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, связанных с сельским хозяйством;

- укрепление взаимовыгодного сотрудничества школы и базового хозяйства ЗАО «Успенский сахарник»;

- обеспечение внеурочной занятости и трудоустройства с учащимися.

Контроль над исполнением Программы осуществляется Советом МАОУСОШ №2.

Введение

Сельская общеобразовательная школа, как и городская, открывает для своих учащихся широкие пути в науку, искусство, готовит их к активной деятельности в различных отраслях народного хозяйства и для поступления в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. В то же время нельзя забывать, что она является основным резервом пополнения армии работников сельского хозяйства и, следовательно, деятельность сельской школы должна быть сосредоточена на воспитании трудовой активности подростков, имеющей сельскохозяйственную направленность. Это вызывает необходимость тесной связи сельской школы, семьи и социума в формировании у школьников готовности к сельскохозяйственному труду.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

 В МАОУСОШ №2 технология является равнозначным предметом программы обучения. В школе имеются столярная и слесарная мастерские, кабинет технологии для девочек. Организована работа учащихся в школьной теплице и пришкольном учебно-опытном участке. Но, несмотря на это трудовое воспитание детей, требует коренной перестройки. Необходимо в школе создать условия для повышения эффективности воспитания готовности к труду у учащихся.        

В настоящее время имеет место проблема с обеспечением кадрами в агропромышленном комплексе. Желание работать в сельском хозяйстве, видеть результат своего труда, еще сидя за школьными партами, поможет правильному выбору профессии. Для наглядности и привития навыков работы в сельском хозяйстве, изучения основ предпринимательства существует необходимость организовать трудовое воспитание не только на территории школы, но и совместно с базовым предприятием ЗАО «Успенский сахарник». Необходимо проводить комплексные экскурсии, связанные с несколькими учебными предметами. В ходе подобных экскурсий школьники должны наглядно знакомиться с современным производством и с трудом передовых рабочих. Работа в тепличном и подсобном животноводческом хозяйствах предприятия позволит реализовать отдельные разделы программ по предметам, реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся, ведение экспериментальной  и научно-исследовательской работы. Формирование трудовой культуры должно быть направлено на воспитание трудолюбия, развития активности, самостоятельности, инициативности и творческих способностей.

Раздел 2. Мероприятия по реализации Программы

    п/п

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственный

1. Реализация программы на уроках

1.1.

Реализация программы на уроках:

1 класс

Окружающий мир

Раздел-Что и кто?

Темы:

-«Что растёт на подоконнике и на клумбе? Практическая работа №2 «Знакомство и распознание комнатных и из цветника растений»

- «Что это за дерево? Практическая работа №3 «Знакомство с местными деревьями, их разновидностями»

- «Что общего у разных растений? Практическая работа №4 «Сравнительное исследование сосны и ели»

Технология

Раздел-Осень припасиха.

Темы:

-«Какого цвета осень? Сбор даров природы (листьев, трав, семян) для уроков художественного труда»

Раздел-Лето страдное.

Темы:

- «Праздник труда. Выполнение коллективной композиции (панно) из разного материала

Изобразительное искусство

Раздел-Осень золотая.

Темы:

-«Какого цвета осень? Изображение золота осени»

- «Земля-кормилица. Натюрморт»

- «Осенью капуста-барыня. Рисование нарядной сечки с натуры или попредставлению»

Раздел-Весна-красна.

Темы:

-«Весна – красна - праздник света и тепла. Рисование первых весенних цветов»

- «Красота весенней природы. Рисование с натуры весенней веточки»

- «Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Рисование с натуры нежных летних цветов»

Кубановедение

Раздел-Будем жить в ладу с природой.

Темы:

-«Растения вокруг нас»

2 класс

Кубановедение

Раздел- растительный и животный мир.

- «Растения, произрастающие в нашем крае»

Раздел-Человек и общество.

Темы:

-«Особенности труда и быта жителей родного края»

Окружающий мир

Раздел-Природа.

Темы:

- «Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа №4 по теме «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений»

- «Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Практическая работа №5 по теме «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями и домашними животными»

3 класс

Окружающий мир

Раздел. Как устроен мир.

Темы

- « Природа в опасности. Практическая работа №1. Изготовление кормушки»

- «Природе нужна твоя помощь. Практическое занятие: посадка кустарников и саженцев деревьев.

Раздел. Эта удивительная природа.

Темы:

- «Разнообразие растений. Практическая работа №4 по теме «Живые и гербарные растения»

- «Размножение и развитие растений. Практическая работа №6 по теме «Плоды и семена растений»

Раздел. Чему учит экономика.

Тема «Растениеводство. Практическая работа №13 по теме «Культурные растения»

4 класс

Технология

Раздел 8. Домашний труд.

Темы:

- «Высадка рассады»

Окружающий мир

Раздел-Растениеводство в нашем крае.

Темы:

-«Практическая работа по теме «Знакомство с культурными растениями, которые выращиваются в искусственных условиях»

- «Открой в ребёнке то, что неведомо ему самому» (посадка кустарников, саженцев, высадка рассады цветов)

В соответствии с учебной программой

Заместитель директора

по УВР, МР

1.2

Реализация программы на уроках технологии 5-9 класс:

  1. РАСТЕНИЕВОДСТВО

Выращивание овощных и цветочно-декоративных культур

Выращивание плодовых  и ягодных культур

Выращивание растений рассадным способом

и в защищенном грунте

Выращивание декоративных деревьев и кустарников

Использование  сельскохозяйственной техники в растениеводстве  

Охрана  и улучшение почв

Организация производства продукции растениеводства на пришкольном участке и в ЛПХ

ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЖИВОТНОВОДСТВО

Выращивание молодняка сельскохозяйственной птицы

Выращивание кроликов

Выращивание поросят-отъемышей

Молочное скотоводство

Организация домашней животноводческой мини-фермы

ТВОРЧЕСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В соответствии с учебной программой

Заместитель директора

по УВР, МР

1.3.

Реализация программы на уроках технологии 10,11 классы:

В соответствии с учебной программой

Заместитель директора

по УВР, МР

Производство, труд и технологии

Влияние технологий на общественное развитие.

Современные технологии материального производства, сервиса и социальной сферы.

Технологическая культура и культура труда

Производство и окружающая среда.

Рынок потребительских товаров и услуг.

Структура современного производства.

Нормирование и оплата труда.

Научная организация труда.

Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг

Проектирование в профессиональной деятельности.

Информационное обеспечение процесса проектирования. Определение потребительских качеств объекта труда

Нормативные документы и их роль в проектировании. Проектная документация.

Введение в психологию творческой деятельности.

Интуитивные и алгоритмические методы поиска решений.

Функционально - стоимостной анализ.

Основные закономерности развития искусственных систем.

Анализ результатов проектной деятельности

Презентация результатов проектной деятельности

Профессиональное самоопределение и карьера

Изучение рынка труда, профессий о профессионального образования

Планирование профессиональной карьеры

Творческая, проектная деятельность

2. Реализация программы во внеурочное время

Реализация программы в воспитательном процессе

1. Проведение тематических классных часов

2. Конкурс газет 

«Слава труду!»

- конкурс рисунков 

«Все работы хороши…»

- конкурс фотографий «Мы работы не боимся!»

- конкурс по озеленению и благоустройству школьного двора

 3. КВН «Я бы в фермеры пошел»

4. Тематическая выставка литературы «Ими гордится Кубань»

5. Исследовательская деятельность учащихся

В соответствии с планом воспитательной работы

Зам. директора по ВР

3. Разработка методик реализации программы

3.1.

Конкурс на лучшую методику реализации программы

Февраль-март

Зам. по МР

4. Организация внеклассных мероприятий

4.1.

Экскурсии на предприятия, школьную теплицу

В течение года

Зам. по ВР

Классные руководители

4.2.

Вечер отдыха «Осень золотая» (выставка сельскохозяйственной продукции)

сентябрь

Зам. по ВР

4.3

Организация работы клуба «Овощевод»

Постоянно

Зам. по ВР, МР

4.4.

Проведение экологических десантов

В течение года

Зам. по ВР, МР

5. Организация трудоустройства учащихся

5.1.

Трудоустройство учащихся на базе МОУСОШ №2

В течение учебного года и летний период

Зам. по ВР

 Реализация программы по трудовому обучению на базе тепличного хозяйства

1. Актуальность программы

Данная программа обеспечивает учеников обучением и практикой выращивания сельскохозяйственной продукции на базе школы. На наглядном примере видеть особенности и перспективы выращивания растений в закрытом грунте.

В нашей стране  важна проблема продовольственной безопасности.   В огромном количестве завозится сомнительного качества импортная сельскохозяйственная продукция на рынки и это должно волновать и беспокоить. В Краснодарском крае прекрасные природные ресурсы, климат, благодаря которым жители края могут заниматься таким бизнесом, как тепличное хозяйство. Почему именно тепличное, потому что только лишь летом низкие цены на такие овощи как огурцы, помидоры, редис, кабачки и т.д. Весной, осенью и зимой можно прекрасно заработать на выращивании и реализации вышеуказанной сельскохозяйственной продукции.        

2. Цель и задачи

Цель заключается в возможности обучения учащихся на базе тепличного хозяйства, обеспечения трудовой занятости, получения дохода от реализации сельскохозяйственной продукции.

Задачи:

- организовать работу учителей и учащихся в тепличном хозяйстве школы;

- показать перспективность и прибыльность выращивания сельскохозяйственной продукции в  открытом грунте и в тепличных условиях;

- изучить специфику выращивания сельскохозяйственных культур.

3. Направления работы

1. эколого-трудовое

2. интеллектуально - познавательное

4 Формы, методы и средства организации экологического воспитания:

    1. традиционные;

2. активные;

3. инновационные.

Наиболее действенным средством эколого-трудового и интеллектуально-познавательного воспитания является разнообразная деятельность детей:

- работа на учебно – опытном участке (выращивание растений, подкормка, обрезка, сбор урожая);

- предупреждение негативных поступков в природе и борьба с ними;

- улучшение экологической среды (посадка растений, уборка территории);

- пропаганда и разъяснение идей работы в сельском хозяйстве (беседы с товарищами, родителями, выпуск стенгазет, изготовление плакатов);

- выращивание сельскохозяйственных культур;

- соревнования на лучший урожай, самый оригинальный овощ.

5. Модель работы

     Создание клуба, участником которого может стать любой ученик школы. Основные условия для подростка: поддерживать и развивать основную идею организации и принимать активное участие в работе.

     Движущей силой клуба является инициатива самих подростков. Каждый из подростков может найти себе дело в клубе по способностям, возможностям и интересам.

6. Принципы деятельности

1. Активное включение подростка в деятельность.

2.  Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления в организации жизнедеятельности.              

3. Создание ситуации успеха для каждого подростка.

  1. Работа  направлена на реализацию не только отдельных разделов программ по биологии, химии, технологии, профильного обучения учащихся, но и ведения экспериментальной, исследовательской, проектной деятельности.

 Содержание программного материала.

Выбор способа овощеводства. 

Два варианта на выбор, и вы можете остановиться на том, который больше подходит для ваших потребностей и условий.

Выбирайте овощеводство на грядах (называемое также овощеводством на узких грядах), если вы предпочитаете выращивать овощи на естественной почве. Гряды могут быть любой длины. Длину можно менять, чтобы приспособить гряды к форме и рельефу участка

Выбирайте овощеводство в ящиках-грядах, если вы предпочитаете выращивать овощи в предназначенных для этого ящиках-грядах, заполняемых искусственно приготовленной почвой. Ящики-гряды могут быть любой длины и ширины.

Овощеводство на узких грядах. 

Узкие гряды представляют собой узкие полоски земли, специально подготовленные для производства высокого урожая овощей. Узкие гряды обычно имеют ширину 45 см и длину 9 м.

Внутреннее пространство между бортиками составляет от 30 до 35 см. Растения сажают рядами с внутренней стороны бортиков. В зависимости от вида, некоторые виды растений сажают в два ряда друг против друга. Другие растения, которые .требуют больше пространства и света, высаживают тоже в 2 ряда, но в шахматном порядке. Самые крупные растения сажают только вдоль одной стороны узкой гряды.

Удобрения помещают по центру узких гряд, насыпая их узкой полосой на поверхность почвы в 7.5-10 см от растений. Положенные на таком расстоянии удобрения не вызывают ожога у растений.

Чтобы удобрения стали доступными для использования растениями, их нужно растворить, что достигается с помощью полива. Если у вас мало места, ширину проходов между грядами можно слегка уменьшить. Однако ширина проходов ни в коем случае не должна быть меньше 75-60 см, иначе растения не получат достаточно света и пространства для роста.

Выращивание растений в вертикальном положении 

Растения можно выращивать как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. Для некоторых групп растений обвивание вокруг опоры является естественным: например, вьющаяся (лимская) фасоль и горох, многие тыквы. Некоторые другие культуры можно заставить расти вертикально. К таким культурам относятся помидоры, огурцы и дыни.

Выращивание культур в вертикальном положении имеет ряд преимуществ: 

• На меньшей площади можно вырастить большее количество растений.

• Поскольку каждое растение получает больше света, качество овощей выше.

• Растения легче подкармливать, поливать, обрезать и легче собирать урожай.

• Плоды не получают солнечного ожога, а плети и листья не повреждаются при уборке урожая.

Имеется два способа выращивать растения вертикально. Вы можете использовать колья или можете соорудить А-образные опоры.

Чтобы выращивать растения вертикально, нужны колья сечением 5x5 см и длиной 3 м.  Их вбивают в землю на глубину 25 см в одну линию с рядом растений. Расстояние между кольями 75-90 см. По мере роста растений верхушки плетей направляют между двумя рядами веревок, прикрепленных к кольям. Сами растения в действительности не привязаны к кольям. Использование кольев недорого и просто.

Этот метод увеличивает фактор освещенности, столь важный для здоровья растений. Он также уменьшает повседневные затраты труда и почти полностью исключает обрезку.

Вертикальное выращивание культур между двойными рядами веревок, укрепленных на кольях. 

А-образные опоры сооружают, используя столбы сечением 10x10 см и длиной 3 м. Их скрепляют, образуя А-образную опору. На столбах устанавливают поперечины длиной 3 м, которые несут тросы, поддерживающие растения.

А-образные опоры обычно имеют 3 м в ширину и любую длину. Нет ничего необычного в А-образных опорах длиной от 25 до 60 м.

А-образные опоры поддерживают верхние тросы (проволоку), по одному тросу над каждым рядом растений. К проволоке привязывают достаточно длинные веревки, чтобы поддержать растения, по одной веревке для каждого растения в рядах.

Когда следует проводить посадки в огороде?

Правильное время для посадок в огороде зависит от климата той местности, где находится огород, и от вариаций местных погодных условий. Если вы живете в районе с холодным климатом, то чем раньше вы высадите растения в открытый грунт, тем рискованнее эта операция. Выращивание овощей в районах с холодным климатом (см. лекцию 10) требует мастерства и специальных знаний.

Обычно вегетационным периодом называют число дней между последним заморозком весной и первым осенним заморозком. Как правило, эти две даты отмечают начало и конец периода, когда вы можете выращивать растения до полной зрелости в открытом грунте. Если пожелаете, можете растянуть вегетационный период, продлив его за даты заморозков, используя теплицы и укрытые узкие гряды, и ящики-гряды.

Устойчивость растений к холоду. 

Морозоустойчивые овощи выносят заморозки и холод, и их можно высаживать в огороде на 3-6 недель ранее средних сроков последнего весеннего заморозка. Нежные овощи очень чувствительны к заморозкам, и их следует высаживать после того, как почва прогреется. Следующие овощи морозоустойчивы:

морковь редис капуста китайская

ревень свекла салат латук

брокколи хрен цветная капуста

репа топинамбур брюссельская капуста

сельдерей лук порей аспарагус (спаржа)

горох брюква капуста кочанная

мангольд лук шалот капуста кормовая

кольраби лук

Нижеследующие овощи не любят холода. Сажайте их в средний срок последнего весеннего заморозка и защищайте от дальнейших заморозков:

горчица фасоль кустовая кукуруза

помидоры картофель

Овощи, перечисленные ниже, не переносят заморозков, и их следует сажать через 2-3 недели после среднего срока последнего заморозка:

дыни тыквы фасоль вьющаяся (лимская)

перцы баклажаны кабачки

огурцы окра (бамия) арбузы

Принимая решение, когда высаживать растения, помните, что некоторые растения предпочитают прохладную погоду, а другие любят тепло. Культуры, любящие прохладную погоду, такие, как капуста, салат латук или горох, должны созреть до того, как погода станет слишком жаркой (выше 32°С).

Иначе они завянут или преждевременно дадут семена. Теплолюбивые культуры, такие, как арбузы или огурцы, не будут расти или дадут плохой урожай, если погода будет слишком холодной . Идеальная температура для выращивания овощей от 24° до 32°С. Растения практически прекращают рост, если температура падает ниже 10°С

Питание растений

Удобрения не являются истинной пищей для растений. Это только сырье, из которого растения сами создают себе питание. Частички почвы можно сравнивать с полками, на которых хранятся различные соединения (удобрения). Корни растут и достигают этих полок, собирая с них разные растворенные в воде удобрения, которые затем переносят ко всем частям растения. Внутри растения эти удобрения преобразуются в вещества, которые потом расходуются на осуществление различных функций растения.

Зеленые растения должны получать по крайней мере 16 элементов питания, чтобы нормально выполнять все свои обычные функции. О снабжении углеродом, водородом и кислородом можно специально не заботиться. Эти элементы питания поступают в растения из воздуха и воды. Элементы питания, поступающие из почвы, можно подразделить на группы. Обратите внимание на функции этих элементов питания в растениях.

Основные элементы ( или макроэлементы ) питания растений

Азот (N) Придает растениям их зеленую окраску обеспечивает быстрый рост, высокое содержание белка и урожай.

Фосфор (Р) Обеспечивает мощность проростков, рост здоровых корней и способствует высокому качеству культур.

Калий (К) Дает здоровые растения, высококачест венные семена и плоды и

Вторые по значимости и по требуемым количествам элементы питания растений

Кальций (Са) Способствует раннему развитию корней, большой мощности растений и образованию семян.

Магний (Мg) Связан с образованием хлорофилла и образованием масел и жиров.

Сера (S) Помогает росту корней, необходима для зеленой окраски и образования семян.

Следовые элементы ( или микроэлементы ) питания растений

Бор (В) Увеличивает урожай корнеплодных культур, оказывает влияние на прорастание семян.

Медь (Сu) Влияет на ферментные системы во вновь образуемых тканях

Железо (Fе) Тесно связано с образованием хлорофилла, который придает растениям их - зеленую окраску.

Марганец (Мn) Способствует прорастанию семян и мощности растений.

Цинк (Zn) Способствует образованию хлорофилла.

Молибден (Мо) Играет жизненно важную роль в фиксации азота микроорганизмами и в процессах, связанных с превращением азота в растениях.

Хлор (Сl) Необходим для роста растений.

Уход за растениями

Снабжение растений водой.

Растения больше чем на 80% состоят из воды. Нежные, свежие, вкусные, налитые овощи нуждаются в частом, обычно ежедневным, поливе. Растение представляет собой единую непрерывную водопроводящую систему - от кончика глубочайшего корня в почве до кончика находящегося на самом верху листа. Всякий раз, когда растение начинает подвядать, его рост приостанавливается. Чем больше листовая поверхность растений, тем больше воды требуется им для транспирация (испарения). Способ выращивания на узких грядах упрощает полив. Небольшое количество воды проходит длинный путь и ни капли не теряется впустую.

КАК ПОЛИВАТЬ

Рекомендуется следовать следующим приемам полива на протяжении всего жизненного цикла растений.

ШАГ 1. Возьмите три одинаковых куска ткани размерами 45 х 45 см и наложите их друг на друга.

ШАГ 2. Обмотайте наконечник шланга несколькими слоями ткани, и пусть ткань заходит за конец шланга, по крайней мере, на 15 см. На этом расстоянии от конца надежно привяжите ткань к шлангу.

ШАГ 3. Положите конец шланга с тканью на узкую гряду. Дайте полный напор воды. Поскольку вода проходит через ткань, давление воды уменьшится, но вытекающий из шланга объем воды не изменится, и вода будет течь быстро, но спокойно, орошая почву на узких грядах.

ШАГ 4. Подавайте воду до тех пор, пока гряда заполнится на глубину по крайней мере 5-7.5 см.

ШАГ 5. Поливайте ежедневно.

Автоматический полив.

Обычно узкие гряды поливают с помощью садового шланга, но полив можно автоматизировать. Смонтировать такую систему полива, которая будет равномерно распределять воду по всей поверхности узкой гряды, не оставляя сухих зон, достаточно просто. Как же автоматизировать водоснабжение узких гряд?

ШАГ 1. Приобретите ?-дюймовые или ?-дюймовые пластмассовые трубы. Нарежьте куски по 9 м длиной.

ШАГ 2. Сделайте простое зажимное приспособление, чтобы можно было держать трубу ровно и не давать ей вращаться.

ШАГ 3. Возьмите свинцовый карандаш и проведите по всей длине трубы прямую хорошо заметную линию, идущую по центру.

ШАГ 4. Через каждые 100 мм поставьте метки по всей длине зажимного приспособления.

ШАГ 5. Электродрелью сделайте тонкие отверстия в пластиковой трубе. Нужный диаметр сверла меньше 1.6 мм. Эти сверла продаются под 57 (диаметр 1.1 мм). Отверстия должны находиться на линии, проведенной карандашом, и соответствовать отметкам на зажимном приспособлении.

ШАГ 6. После того как один ряд отверстий по всей длине трубы просверлен, поверните трубу на 30 .

ШАГ 7. Возьмите опять свинцовый карандаш и сделайте другую линию по середине трубы, как вы сделали первый раз.

ШАГ 8. Просверлите второй ряд отверстий по длине трубы.

ШАГ 9. Поверните трубу еще на 30 и повторите операции, чтобы сделать третий ряд отверстий. Если гряды длиннее, чем трубы, соедините трубы вместе, чтобы получить трубу нужной длины перед тем, как сверлить в ней отверстия. Чтобы можно было спокойно сверлить, надежно закрепите трубу в зажимном приспособлении, которое не дает трубе поворачиваться во время сверления отверстий. Отверстия на трубе должны находиться на прямых линиях, иначе система не будет действовать правильно. Если узкие гряды длиннее 9 м, используйте сверло 57 (диаметр 1.1 мм) для первых 9 м и сверло диаметром 1.6 мм для оставшейся длины.

ШАГ 10. Проведите водопровод и, если возможно, подведите воду к каждой узкой гряде. Чтобы сделать это, прокопайте канавы в земле и смонтируйте соединения в почве. Присоедините снабженные наружной резьбой муфты на каждый конец просверленной трубы. Закройте один конец охватывающей нарезной заглушкой.

ШАГ 11. Установите быстро отключающийся клапан у торца узкой гряды около источника воды. Используя пластиковые фитинги, присоедините источник воды на высоте 5 см над торцом узкой грядки. Установите пластиковую деталь Ь -формы, снабженную с одной стороны резьбой. Резьба на части, имеющей нарезку, должна быть внутренней (охватывающей).

ШАГ 12. После того как трубы состыкованы и соединены по месту, засыпьте канавы землей.

ШАГ 13. Соедините муфту, находящуюся на трубе с просверленными отверстиями, с содержащей резьбу частью детали Ь - формы.

ШАГ 14. Из деревянных планок сечением 5x5 см нарежьте блоки длиной по 10 см, по 5 блоков на каждую узкую гряду,

и разместите их на равных промежутках посередине грядки. Кладите блоки поперек, а не вдоль гряды.

ШАГ 15. Положите трубу посередине гряды на деревянные блоки и подсоедините ее к источнику воды. Поверните отверстия на трубе так, чтобы средний ряд отверстий был обращен прямо вниз.

Как надо уничтожать сорняки

ШАГ 1. Как только появятся нитевидные проростки сорняков, возьмите грабли и развалите бортики узких гряд, рассыпая почву в проходы.

ШАГ 2. Проведите обратную операцию, нагребая почву с проходов, и восстановите бортики. Сделайте бортики той же высоты и на том же месте, что и раньше.

ШАГ 3. Повторите эту операцию на каждой узкой гряде. Эта простая операция убивает прорастающие семена сорняков в зоне бортиков, но не убивает тех сорняков, которые начали прорастать в рядах с посаженными растениями.

ШАГ 4. Уничтожьте сорняки в рядах с культурными растениями путем их заглушения. Когда сгребаете почву с проходов для восстановления бортиков, набросайте тонкий слой почвы на стебли и вокруг стеблей культурных растений в ряду. Этим самым вы покроете появляющиеся в ряду сорняки слоем почвы, удушая их в зоне посадок. Позднее эта операция избавит вас от отбивания поклонов при ручной прополке сорняков среди овощных культур.

ШАГ 5. А как обстоит дело с сорняками, начинающими расти между рядами растений? В действительности, сорняки редко растут в этом месте, поскольку здесь вносятся удобрения, и концентрация солей обычно достаточно высокая, чтобы уничтожить прорастающие семена сорняков.

ШАГ 6. А что делать с сорняками в проходах? Весной большое количество влаги в почве позволяет семенам сорняков прорасти в проходах. Но проходы никогда не поливают. Поэтому в жаркую летнюю погоду проходы остаются сухими и сорняки в проходах перестают расти. Бороться с ними нет особой необходимости за исключением ранней весны. Если сорняки все же появились, можно воспользоваться огородными граблями, чтобы их уничтожить. Обычно достаточно одной такой операции. Поверните грабли плоской стороной книзу и срежьте верхние части сорняков в проходах.

Обрезка растений, выращивание вертикально.

Если вы используете колья с натянутыми веревками, чтобы поддерживать растущие в высоту растения, требуется самая незначительная обрезка. Содержите грядки чистыми путем удаления листьев, которые касаются почвы, старых листьев, поврежденных листьев и плетей, которые выходят за пределы

Пасынки (нарисованы пунктирной линией) должны быть удалены

Кустовую фасоль, горох и картофель обычно сажают в ] два ряда, так что вам понадобятся два ряда кольев. Колья I располагают в одном ряду с растениями. Два ряда кольев будут находиться приблизительно на расстоянии 20 см друг от друга. Как и в случае с помидорами, стойки должны быть заглублены примерно на 25 см и расположены на расстоянии от 75 до 90 см друг от друга по длине узкой гряды.

Если вы используете А-образные опоры, цель обрезки - вырастить только один стебель у растения и помочь ему завязать максимальный урожай плодов. Чтобы выполнить это, все пасынки (боковые побеги) следует отрезать. Пасынки - это новые побеги, которые растут от главного стебля, а именно из пазухи каждого листа (от места, где лист прикрепляется к главному стеблю).

КОГДА СОБИРАТЬ УРОЖАЙ

При сборе овощей время суток имеет первостепенное значение. Самое лучшее время - раннее утро, когда овощи и зелень сочны и прохладны. Избегайте сбора урожая днем, во время жары. Не оставляйте корзины со свежей огородной продукцией на солнцепеке или на ветру, что приведет к завязанию и нагреву.

СБОР ОТДЕЛЬНЫХ КУЛЬТУР

• Убирайте горох, когда стручки полные.

• Убирайте брокколи и цветную капусту, как только головки разрыхлятся, но перед появлением цветов.

• Собирайте корнеплоды столовой свеклы в любое время перед тем, как они станут деревянистыми.

• Убирайте красный и зеленый мангольд, пока листья нежные.

• Собирайте молодой картофель, пока кожица соскальзывает. Но дайте возможность картофелю, предназначенному для зимнего хранения, оставаться на плетях, пока они не начнут отмирать.

• Имеется много сортов огурцов - собирайте их перед тем,

как разовьются семена.

• Используйте цуккини и когда они очень маленькие и когда становятся крупнее, но до развития семян.

• Собирайте капусту до появления трещин на кочане. То же относится к краснокочанной капусте.

• Используйте репу, пока корнеплоды плотные и сочные.

В зависимости от собственного вкуса определяйте время уборки сахарной кукурузы.

• Используйте редис до того, как появятся пустоты в сердцевине корнеплодов. Наилучший редис образуется при прохладной погоде.

• Дыни канталупы созрели, когда черешок без усилий отделяется от плети.

• Оставляйте тыквы, особенно предназначенные для зимнего хранения, на плетях как можно дольше в пределах сезона.

ДЕФИЦИТЫ ПИТАНИЯ РАСТЕНИЙ

Растения, подобно людям, могут заболеть. У растений есть болезни, вызываемые болезнетворными агентами, в частности вирусами, которые проникают в растения и убивают их. Однако наиболее распространенными заболеваниями являются дефициты минерального питания. Дефициты (или недостаточность) минерального питания возникают, когда растения не получают необходимых им элементов питания (включая азот, фосфор, калий, кальций, магний и серу) и следовых элементов (железо, бор, медь, цинк, молибден, марганец, хлор). Почва не может производить больше, чем позволяет ей наиболее лимитирующий фактор, независимо от того, какой именно элемент питания является лимитирующим. Не имеет значения, сколько необходимых элементов питания не хватает в почве, все дефициты можно устранить без потери урожая или снижения его качества. Дефициты следует распознавать на ранних стадиях роста растений и необходимо немедленно проводить соответствующую корректирующую обработку. По этой причине очень важны точный диагноз и правильная коррекция дефицитов минерального питания. К счастью, недостаточность минерального питания у растений легко устранима, если характер недостаточности правильно диагностирован. Когда растения страдают от дефицитов минерального питания, это очень хорошо видно по таким признакам, как изменение окраски листьев, в частности пожелтение, появление различных пятен и побуревших, как бы "обожженных" краев, появление пустот в серединах стеблей или расщепление вершин. Даже если хорошие семена были посеяны в идеальную почву, у растений, тем не менее, могут появиться дефициты питания. Чтобы развиваться и созревать, растения нуждаются в постоянном поступлении минеральных веществ и воды.

НАСЕКОМЫЕ-ВРЕДИТЕЛИ

Для успешного выращивания овощей сдерживание численности насекомых также необходимо, как посев семян и выполнение других операций, нужных для развития растений. Важно ознакомиться с широко распространенными насекомыми, которые вторгаются в огород, после чего он часто выглядит, как поле после боя. Следует защищать полезных насекомых, таких, как богомолы, божьи коровки и другие, которые являются хищниками и поедают насекомых, повреждающих пищевые культуры. Такие насекомые - истинные друзья человека. Наиболее верный путь к снижению численности насекомых в течение всего вегетационного периода - это содержать огород чистым и свободным от сорняков. Это удерживает популяцию насекомых на минимальном уровне, поскольку лишает их возможности питаться и размножаться. Однако, если вы обнаружили насекомых-вредителей, сразу же примите меры по защите растений при первых признаках активности насекомых. Имеется много видов насекомых-вредителей. Для целей борьбы, широко распространенных в огородах насекомых-вредителей подразделяют на четыре группы: грызущие, сосущие, почвенные личинки и насекомые, поедающие приманки. Эти четыре группы описаны ниже.

ГРЫЗУЩИЕ НАСЕКОМЫЕ

Гусеницы бабочек-бражников

Гусеницы бражников бывают бурого или зеленого цвета. Бурые - это гусеницы табачной бабочки-бражника, а зеленые - помидорной. Гусеницы бражников имеют на спине хорошо заметный рог. Гусеницы очень прожорливы и очень быстро растут. Взрослые особи - коричневые бабочки с массивным тельцем. Самки откладывают гроздья яиц на листьях таких растений, как картофель и помидоры.

Гусеницы бабочек-белянок

Наибольшее значение имеют гусеницы капустной белянки. Длина гусениц около 2.5 см. Эти гусеницы обычно зеленого цвета. Взрослые особи - дневные бабочки белого цвета. Они откладывают яйца на нижнюю поверхность листьев. Гусеницы капустной белянки проедают дыры в листьях овощных культур. Они также выгрызают отверстия в кочанах капусты, делая их непригодными для продажи. На помидорах гусеницы прогрызают плоды.

Минеры

Есть много видов минеров. Как явствует из их название, личинки проделывают ходы между нижней и верхней кожицей листьев. Минеры широко распространены. Они дают несколько поколений за один сезон. Личинки минеров крошечные, белого или желтого цвета. Взрослые особи - это мухи различной окраски. Самки откладывают гроздья яиц на нижней поверхности листьев или вводят яйца под кожицу листа.

Гусеницы бабочек-совок

Длина гусениц бабочек-совок составляет примерно 2.5 см. Цвет гусениц бурый, серый или черный. Взрослые совки - это моли или мотыльки темного цвета. Они ведут ночной образ жизни. Именно тогда они откладывают яйца. Гусеницы совок активны в течение всего года, но в засушливых районах их наибольшая активность приходится на раннюю весну. В ночные часы гусеницы совок питаются нежными частями растений. Особый вред они наносят рассаде, перегрызая ее примерно на уровне 5 см над поверхностью почвы. В дневные часы гусеницы прячутся непосредственно под поверхностью почвы, на глубине около 2 см. Широко распространенный кукурузный мотылек также относится к совкам. Гусеницы проникают в початки, прогрызая только что появляющиеся пестичные столбики (шелк).

СОСУЩИЕ НАСЕКОМЫЕ

К сосущим насекомым относятся клещи паутинные, трипсы, уховертки, тли, цикадки, белокрылки.

Клещи паутинные представляют собой очень серьезных и опасных вредителей. Эти клещи имеют крошечные размеры и предпочитают нижнюю поверхность листьев. Они плетут некое подобие паутины. Неопытному глазу паутинные клещи представляются просто в виде точек на листьях. Взрослые особи либо ржаво-красные, либо серые с двумя черными точками (последние называются клещами двупятнистыми паутинными). Двупятнистые паутинные клещи особенно опасны. Молодые самки имеют ярко-красную окраску. Листья, пораженные паутинными клещами, имеют больной вид и тусклую окраску. Паутинные клещи влияют как на размеры, так и на качество урожая.

Трипсы

Трипсы поедают пыльцу и являются переносчиками болезней. Это тоненькие, крошечные насекомые чаще всего светло-зеленоватой окраски. Существует много видов трипсов. Трипсы повреждают как овощные, так и декоративные культуры.

Уховерток легко узнать по паре торчащих выростов, похожих на кусачки или клещи, расположенных сзади. Уховертки размножаются в почве и быстро плодятся. Они способны повредить сельдерей, сделав его негодным для продажи в любое время - даже непосредственно перед сбором урожая.

Тли - крошечные насекомые с мягким, иногда округлым тельцем. Существует много видов тли различной окраски. Тли размножаются настолько быстро, что полностью покрывают части зараженных растений. Они существуют, высасывая соки из растений. Они портят цветы, скручивают листья и могут целиком погубить урожай.

Имеется много видов цикадок. Они очень малы и тонки,

имеют зеленую, желтую или коричневую окраску. Цикадки высасывают соки из растений. Цикадки нападают на все виды растений. Наибольшую опасность для фермеров представляют распространяемые ими болезни.

ПОЧВЕННЫЕ ЛИЧИНКИ

Безногие личинки мух, обитающие в почве, и червовидные личинки хрущей по способу борьбы с ними можно объединить в одну группу.

Безногие личинки мух

В личинковой стадии эти вредители представляют собой крошечных белых червячков. Они наносят огромный вред многим культурам, особенно в холодную погоду ранней весной.

У личинок весенней капустной мухи черные, заостренные головки. Эти личинки поражают все виды капусты, в частности кочанную и цветную капусту, а также другие крестоцветные (репу, редис).

Другие личинки поражают ранний лук, ранний горох и другие культуры.

Почвенные личинки могут уничтожить культуру на любой стадии развития, но наиболее велика опасность на стадии молодой рассады. Почвенные личинки мух нападают на стебли растений либо у поверхности почвы, либо прямо под землей. Они поедают слой камбия, кору и нежные белые корешки и внедряются в стебли растений как выше, так и ниже поверхности почвы.

Когда личинки созревают, они превращаются в небольших мух. Самки откладывают яйца в почву около стеблей растений. Личинки выводятся из яиц спустя 5-7 дней. За один сезон могут появиться несколько поколений.

Имеется много различных видов личинок. Разные виды поражают разные растения и разные части растений:

• Личинки европейского кукурузного мотылька повреждают как початки, так и стебли кукурузы.

• Личинка пестрокрылки яблонной просверливает ходы в яблоках.

• Личинка мухи ростковой повреждает прорастающие зерна кукурузы, фасоли, тыквы, дыни и других культур.

Некоторые личинки активны в течение всего года, даже когда фруктовые деревья находятся в состоянии покоя.

Ранней весной при выращивании овощных культур нужно особенно внимательно присматриваться к растениям, которые приобретают тусклую, серовато-зеленую окраску, легко увядают и не реагируют на полив и внесение удобрений. Вполне возможно, что они поражены личинками, которые передвигаются внутри растения и разрушают кору на подземной части стебля, а также маленькие корешки. Поинтересуйтесь и проведите осмотр растения, убрав почву вокруг стебля на глубину до 4-5 см. Если личинки активны, их легко обнаружить.

Белые червовидные личинки хрущей

Белые личинки - это личинки многочисленных растительноядных жуков, называемых хрущами. Их величина соответствует размерам взрослых особей. Из крупных личинок будут получаться крупные жуки. Личинки жуков питаются распадающимся растительным материалом и нежными белыми корнями.

Зачем нужно строить теплицу?

Часто можно видеть, как огородники высаживают в грунт маленькие, слабые растения. На этом уроке вы научитесь выращивать зрелую рассаду с сильной корневой системой, коренастыми стеблями и цветами, готовыми к опылению. Это даст вам весьма существенные исходные преимущества в получении урожая зрелых плодов.

Теплица для рассады (рассадник) сооружается для проращивания семян и выгонки рассады. Она должна быть достаточно теплой, чтобы предохранять растения от заморозков. Теплица должна также иметь вентиляцию, так как растениям необходим приток свежего воздуха.

Теплица для выгонки рассады должна быть оборудована столами высотой 75 см с плоской горизонтальной поверхностью. Столы необходимы, чтобы не ставить ящики с рассадой на землю и чтобы обеспечить хорошие условия как для растений, так и для фермера. Такие же столы устанавливаются вне теплицы и используются для закаливания рассады перед высадкой в открытый грунт.

Сооружение теплицы-рассадника поможет вам:

1. Сэкономить на расходах по приобретению рассады из

питомника.

2. Получить растения лучшего качества для пересадки в

открытый грунт.

3. Удлинить вегетационный период.

Теплица для рассады конструкции д-ра Миттлййдера

К тому же теплица может быть использована для выращивания растений до созревания. После того как опасность заморозков миновала, в теплице можно высадить помидоры, огурцы или дыни до созревания урожая.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТЕПЛИЦЫ-РАССАДНИКА

Конструкция теплицы проста и экономична. Существует много видов и форм теплиц и размеры их различны.

Опыт - хороший учитель. Время покажет, какой вид конструкции и какие размеры больше всего подходят для конкретных целей. Инструкции по сооружению простой теплицы размером 6x12x2.6 м имеются в приложении.

Чтобы удлинить вегетационный период и защитить сельскохозяйственные культуры во время похолоданий, можно также сооружать малогабаритные А-образные укрытия над узкими грядами и ящиками-грядами.

Для получения дальнейшей информации обратитесь к лекции 10.

Теплицы следует размещать на плоском участке, где остается достаточно свободного места, которое в случае необходимости можно использовать для расширения теплицы.

Теплицы следует строить на участке, целиком освещаемом солнцем, избегая затенения. В северном полушарии обращайте торцы теплицы на восток и на запад. Так растения смогут получить наибольшую пользу от солнечного освещения.

При проектировании теплицы удостоверьтесь, что ее устройство отвечает потребностям, что рассада получит достаточно света, кислорода, влаги, необходимых элементов питания и тепла. Эффективные теплицы обеспечивают равномерное освещение и вентиляцию.

Поддерживайте температуру внутри теплицы выше 0°С, т.к. растения в случае замерзания погибают. Растения практически прекращают рост при 10°С. В идеальном случае температура в теплице должна быть от 2ГС до 32°С. Если температура внутри теплицы превысит 38°С, можно натянуть поверх теплицы затеняющую ткань для того, чтобы понизить температуру. Замена несвежего воздуха на свежий имеет важное значение для здоровья" растений. Держите вентиляцию закрытой во время морозной погоды как днем, так и ночью. Но если в дневные часы наружная температура выше 0°С, следует проветрить теплицу, открыв вентиляцию хотя бы на короткое время.

ПОЧВОСМЕСИ ДЛЯ ТЕПЛИЦ

Семена лучше всего прорастают в легкой, мягкой и гранулированной среде. В качестве почвенной среды можно использовать стерилизованную садовую почву, но делайте такой выбор в последнюю очередь, если отсутствуют другие возможности (см. следующую страницу для ознакомления с инструкцией по стерилизации почвы).

Искусственная почва действительно лучше, т.к. она очень близка по совокупности характеристик к идеальной почве.

Чтобы изготовить искусственную почву, можно смешать органические и инертные материалы, выбрав 2-3 компонента из перечисленных ниже:

Опилки - любого типа, свежие или старые, за исключением ореховых и дубовых (опилки не должны содержать стружек).

Песок - промытый песок является наилучшим (не берите песок, содержащий следы глины).

Перлит - также известный под названием минеральная силикатная шерсть.

Кора - мелко измельченная кора пихты ,и других хвойных деревьев.

Стирофом - в виде мелких гранул.

Торфяной мох - также называемый сфагновым мхом.

При смешивании этих материалов отмеряйте их по объему, а не по весу.

ПОЛУЧЕНИЕ СЕЯНЦЕВ ШАГ ЗА ШАГОМ

ШАГ 1. Наполните пластмассовые или деревянные ящики хорошей почвенной средой, например смесью, состоящей из опилок или сфагнового мха (75%) и чистого песка (25%). Размеры и форма ящиков могут варьировать, но, как правило, деревянные ящики имеют наружные размеры 45x45x7 см. Две боковые стенки и дно ящиков делают из досок сечением 0.6x7 см. Две другие стенки делают из досок сечением 1.2x7 см. На дне между досками оставляют щели по 3 мм для оттока воды и свободного передвижения воздуха.

ШАГ 2. Полностью, вровень с краями заполните ящики почвосмесью. Поставьте их бок о бок на столах в теплице.

ШАГ 3. Разбросайте 30 г (две столовые ложки) извести, 15 г фосфата и 15 г калийного удобрения по поверхности почвы каждого ящика (можно использовать 30 г смеси 1 и 15 г смеси 2).

ШАГ 4. Вручную перемешайте почву и удобрения.

ШАГ 5. После перемешивания равномерно распределите почву по ящику.

ШАГ 6. Осторожно и умеренно полейте ящики.

ШАГ 7. Высейте семена рядами:

ПИКИРОВКА СЕЯНЦЕВ

После того как сеянцы в ящиках разовьются, для дальнейшего роста и развития их следует пересадить в отдельные горшки. Выращиваемые в горшках растения сильнее, поэтому после высадки в грунт они растут быстрее и раньше созревают.

Для некоторых культур это удлиняет период плодоношения. Когда растения из горшков высаживают в огород или в поле, растения практически не испытывают шока от пересадки.

Рассада может быть выращена в ящиках столь же успешно, как в горшках. Когда требуются тысячи кустиков рассады, обычно используют деревянные ящики размером 45x45x7 см.

Процедура пикировки та же, независимо от того, сажают ли сеянцы в горшки или в ящики. Сначала мы объясним, как пикировать сеянцы в горшки.

ВЫРАЩИВАНИЕ РАССАДЫ В ГОРШКАХ

Горшки бывают разных размеров и форм. Их делают из различных материалов - глины, торфа, стирофома или спрессованной пульпы (папье-маше).

Рекомендуется использовать квадратные пластмассовые горшки. Весной, когда места в теплице недостаточно, используйте квадратные пластмассовые горшки со сторонами 5 см.

ШАГ 1. Поставьте пятисантиметровые горшки вплотную в пустые деревянные ящики. Каждый квадратный ящик со сторонами 45 см вмещает 72 горшка.

ШАГ 2. Перемешайте почву с удобрением. Используйте ту же самую почвенную смесь, которой до этого вы заполняли деревянные ящики. Заполните все горшки в ящике одновременно, в один прием. Для этого положите две лопаты почвы на горшки, стоящие в ящике.

ШАГ 3. Заполните горшки в углах ящика вручную, сгребая почву от центра.

ШАГ 4. Возьмите доску размером 2.5x7.5x50 см и протяните ее над наполненными горшками, чтобы удалить избыток почвы.

ШАГ 5. Осторожно и умеренно полейте заполненные горшки.

ШАГ 6. Сделайте сажальный колышек (садильник) (см. рисунок). От круглого стержня диаметром 1.2 см отрежьте кусок длиной 15 см. Заострите один конец колышка.

ШАГ 7. Перед пикировкой проверьте влажность почвы. Для этого в нескольких горшках вдавите колышек в почву. Если стенки образовавшейся ямки не обваливаются, значит, почва достаточно влажная.

Не пересаживайте сеянцы в плохо подготовленную, недостаточно влажную почвосмесь.

ШАГ 8. Сажальным колышком разрыхлите почву вокруг корней в ящиках с сеянцами, чтобы их легко было вынимать из ящика.

ШАГ 9. За один раз вынимайте по одному сеянцу и делайте это осторожно. Всегда вынимайте сеянцы из ящика, держа их за семядоли. Не берите сеянцы за стебли: стебли можно легко помять и тогда растения погибнут. Однако, если при пересадке повредить лист, растение, благодаря образованию новых листьев, быстро поправится.

ШАГ 10. Возьмем колышек и сделаем лунку в почве, заполняющей горшок. Лунка должна быть достаточно большой, чтобы стебель и корни удобно в ней разместились.

ШАГ 11. Поместите растение глубоко в лунку до самых листьев. Не допускайте, чтобы почва покрыла растущую верхушку (верхушечную почку). В противном случае растение погибнет. Избегайте также загибания корней вверх, вдоль стебля растения, при опускании сеянца в лунку.

ШАГ 12. Прочно закрепите растение, держа колышек наклонно и надавливая им рядом со стеблем растения. Когда почва плотно прилегает к корням растения, то давление почвы на корни способствует более быстрому поглощению влаги. Проверьте прочность закрепления в почве осторожным подергиванием за лист сеянца. Пересаженное растение должно сидеть прочно.

ШАГ 13. Каждый горшок содержит одно растение. Поместите горшки на хорошо очищенные столы. Немедленно полейте растения. Не допускайте, чтобы они начали завядать. Используйте разбавленный раствор удобрений, рекомендованный выше. Первый полив во время пересадки должен быть обильным, но спокойным. Этот полив должен осадить почву вокруг растений в горшках.

УХОД ЗА ПИКИРОВАННОЙ РАССАДОЙ

В теплице при нормальных условиях пикированные сеянцы преодолевают шок от пересадки за два-три дня, а через 7-10 дней после пересадки начинают быстро расти.

Качество рассады в значительной степени определяется уходом, который она получает в течение первых двух или трех недель после пикировки.

Крепкую, здоровую рассаду не получишь случайно. Каждый раз, когда растениям в теплице требуется полив, их нужно поливать слабым раствором удобрений (25 г смеси 2 в 10 л воды).

Предусмотрите достаточное количество тепла, чтобы поддерживать температуру выше 10вС, открывайте вентиляцию для поступления свежего воздуха. Свежий воздух необходим для здоровья растений. Если температура позволяет, растения нужно выносить из теплицы на наружные столы, на полный солнечный свет. Морозоустойчивые растения, такие, как кочанная капуста, сельдерей, брокколи, цветная капуста, салат латук, красная свекла и шпинат, могут выдерживать заморозки и их можно переместить из теплицы на столы для закаливания, где они будут постепенно развиваться в крепкие, сильные растения. Их можно оставить в маленьких горшках на 2-3 недели без остановки роста и без отрицательного влияния на урожай.

РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ ОТ ПОСЕВА ДО СБОРА УРОЖАЯ

С момента опыления цветков помидоров до времени появления красных, спелых плодов проходит примерно семь недель.

Площадь теплицы обычно ограничена, и количество ранних растений в 4-литровых горшках также ограничено. Если вам требуется много растений, сейте семена в такие сроки, чтобы вырастить 4-6-недельную рассаду к тому времени, когда не подвергая растения опасности, их можно будет вынести из теплицы.

Очень важно правильно рассчитать и выбрать время, чтобы выполнить все это. Если рассаду правильно выращивали, то к моменту, когда растения выставляют из теплицы наружу, они будут невысокими и сильными. Перед высадкой в огород или в поле растения должны быть в отличном состоянии.

ВЫСАДКА РАССАДЫ

Как и в случае с узкими грядами, можно либо посеять семена непосредственно в ящики-гряды, либо посадить в них рассаду. Высадка рассады в ящики-гряды очень приятное занятие. Искусственная почвосмесь в ящике-гряде является мягкой и легкой, приятной для рук. И вокруг нет грязи, камней и комьев, о которые можно было бы испачкать или ушибить колени. Перед тем как начать пересадку, убедитесь, что почва на корнях растений и почва в ящиках-грядах мокрая, а не просто влажная.

ШАГ 1. Разметьте ящик-гряду по длине и по ширине с помощью разметчика.

ШАГ 2. Одной рукой осторожно извлеките растение из рассадного ящика, горшка или другой емкости. По возможности сохраните на корнях всю почву.

ШАГ 3. Другой рукой на одной из отметок, сделанных разметчиком, приподнимите почву и сделайте лунку, достаточно большую, чтобы удобно разместить в ней все корни растений.

ШАГ 4. Опустите растение в лунку, оставив над поверхностью почвы только растущую верхушку.

ШАГ 5. Одним легким движением руки заполните ямку вокруг стебля растения почвой. После того как вы взяли растение в руку, вся пересадка должна быть выполнена только тремя движениями.

ШАГ 6. Немедленно после пересаживания полейте растения достаточным количеством воды, чтобы плотно и равномерно осадить рыхлую почву вокруг стеблей растений.

ЧТО ТАКОЕ ОГОРОДНИЧЕСТВО ПРИ ХОЛОДНОЙ ПОГОДЕ

В районах с холодным климатом можно выращивать холодоустойчивые растения под пленкой. Это защитит растения от холодных ветров, снега и заморозков. Морковь, редис, горох, кочанную капусту, брокколи, мангольд, салат латук, лук, фасоль и другие выносливые растения можно сажать на несколько недель раньше, чем обычно принято, увеличивая продолжительность вегетационного сезона и получаемый с огорода урожай. Овощеводство при холодной погоде целесообразно не во всех регионах. В случае использования теплиц, рассчитайте, во что обойдется снабжение теплиц искусственным теплом и сравните эту сумму с прибылью от более раннего или от получаемого круглый год урожая.

КАК ЗАЩИТИТЬ РАСТЕНИЯ ОТ ХОЛОДА

Метод Миттлайдера достаточно гибкий и дает широкие возможности выбора. Можете выбирать из нескольких вариантов в зависимости от того, используете ли вы узкие гряды или ящики-гряды, и от того, имеете ли вы теплицу или нет. o Вы можете укрыть узкие почвенные гряды или узкие (мини) ящики-гряды, соорудив проволочные каркасы и натянув на них пленку. Пленка защитит растения от холодных ветров, снега и дождя.

• На ящиках-грядах более крупных размеров могут быть установлены каркасы из пластмассовых труб.

• Можно построить теплицу и выращивать в ней рассаду или растить в ней культуры до полного созревания.

ПЛЕНОЧНЫЕ ПАРНИКИ ДЛЯ УЗКИХ ГРЯД

ШАГ 1. Проволоку диаметром 4-5 мм разрежьте на куски по 1.5 м. Из них будут сделаны каркасы для узких гряд.

ШАГ 2. Сделайте узкие гряды и посадите рассаду, взятую из теплицы, или посей-

те семена.

ШАГ 3. Взяв нарезанные куски проволоки, согните их, придав им дугообразную форму, и соорудите каркасы над узкими грядами.

ШАГ 4. Покройте каркасы прозрачной пленкой, толщиной О.1 мм и шириной 1.2м.

Пленочный парник на узкой гряде

ШАГ 5. Чтобы удержать пленку на месте, закрепите ее слоем почвы, насыпав почву на края пленки с обеих сторон гряды.

УХОД ЗА РАСТЕНИЯМИ В ХОЛОДНУЮ ПОГОДУ

Через пленку солнце будет быстро прогревать почву, стимулируя рост растений. В теплые дни поднимите пленку с одной стороны и загните ее, открыв растения, чтобы они получили пользу от полного солнечного света. Если погода резко изменится, вновь накройте каркасы пленкой, чтобы защитить растения. В периоды холодной погоды не поливайте растения ежедневно. При холодной погоде растения испаряют не слишком много влаги. Одного полива в неделю может быть вполне достаточно. Удобрения также вносите реже, чем обычно. Достаточно одной подкормки смесью 2 в две недели.

КОГДА ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕПЛИЦУ

Теплица нужна для выращивания сильной, здоровой рассады для весенних посадок. Теплица также помогает бороться с насекомыми и болезнями, улучшает пищевые качества культуры и позволяет производить больше продуктов с меньшей площади. Если в вашем климате дневная температура в зимнее время колеблется от 7 С до 24 С, а в ночное время не понижается ниже -3"С, то растения в теплице можно выращивать круглый год без использования какого-либо искусственного подогрева. Если в вашем климате холодный сезон имеет продолжительность 12 недель при дневных температурах от 4"С до 16"С, а ночные температуры не падают ниже -10 град. С, растения можно выращивать в теплице всю зиму, но стоимость отопления в течение наиболее холодных недель может сделать ваш проект экономически необоснованным. В этих условиях благодаря тщательному планированию вы можете иметь два урожая вне обычного периода выращивания овощей с минимальным количеством затрат. Сначала вырастите культуры ранней весной и соберите урожай, чтобы вовремя посадить новые культуры на лето. Затем приступайте к выращиванию осенней культуры. Нужно, чтобы растения достигли максимального образования плодов и вегетативного роста к концу осени. Тогда в течение холодных месяцев - декабря и января - следует подавать только такое количество тепла, чтобы предохранить растения от замерзания, поддерживая температуру выше 0 С. Растения в течение этих холодных месяцев будут расти с пониженной скоростью, но они будут постепенно созревать. В регионах с более холодным климатом круглогодичное выращивание овощей в теплицах в большинстве случаев не целесообразно.

ВЫРАЩИВАНИЕ РАСТЕНИЙ В ТЕПЛИЦАХ ДО СОЗРЕВАНИЯ

 Если вас интересует выращивание растений в теплице до созревания (например, помидоров или огурцов), постройте теплицу и действуйте, как указано ниже:

1. Соорудите ящики-гряды, оставляя между ними удобные проходы

2. Подготовьте ящики-гряды для посева, заполнив рамы искусственной почвой, внеся предпосевные удобрения, перемешав их с почвой и увлажнив почву

3. Посейте семена или высадите рассаду в ящики-гряды.

4. Проводите еженедельную подкормку растений, внося полосой сухую смесь удобрений и растворяя их с помощью полива. Для подкормки растений в теплице используйте смесь 2А с микроэлементами, описанными в лекции 9. Норма внесения 50 г на погонный метр гряды.

5. Ухаживайте за растениями, направляя их рост вертикально и проводя обрезку.

6. Подогревайте теплицу лампой или используйте другой искусственный источник тепла, чтобы предохранить растения от замерзания.

7. Проветривайте теплицу, когда дневная температура выше 0 С. Если температура внутри теплицы повышается до 38 С, то, чтобы охладить теплицу, используйте затеняющую ткань.

  1. Поливайте, когда это требуется. Если вы используете теплицу, чтобы выращивать растения до полного созревания, то, возможно, для некоторых культур потребуется ручное опыление.

Требования к подготовке учащихся.

В результате участия и работы в клубе учащиеся должны:

- знать:

- высокоэффективные методы овощеводства;

- преимущества выращивания культур в вертикальном положении;

- инструменты, нужные для выращивания овощей;

- какое значение имеют удобрения для растущих растений;

-  как провести обрезку растущих растений;

- методы устранения дефицитов минерального питания у растений;

- как удобрения влияют на урожайность.

- уметь:

- перечислять качества, необходимые овощеводу;

- определять что, где, когда и сколько сажать;

- правильно подготовить огородный участок для сооружения узких гряд;

- смешивать и вносить удобрения;

- высадить рассаду из горшочков в грунт;

- правильно поливать свой огород;

- освободить огород от сорняков;

- признаки нехватки питательных веществ у растений;

- оценивать преимущества и недостатки разных способов овощеводства в холодном климате;

  • ухаживать за растениями в условиях холодной погоды.

Литература для учителя:

1. Овощеводство и тепличное хозяйство. Автор: коллектив .Защищенный грунт. Выращивание овощей в теплице. М. 2011 г.

2. Семейное овощеводство на узких грядах: Угарова Т. Ю.
Издание: 4-е, перераб. и доп. Издательство: Москва, ИВЦ «Маркетинг» 2000.

3. Вредители и болезни овощных культур: Справочник
Вянгеляускайте А. П., Жуклене Р. М., Жуклис Л. П. и др.
Составитель: С. А. Пилецкис. Перевод с литовского. Издательство: Москва, «Агропромиздат» 1989.

Литература для ученика:

Школьный огород. Парниковое, тепличное и комнатное овощеводство. Книга: Настольная книга овощевода: Справочник Авторы: Каратаев Е.С., Русанов Б.Г., Бешанов Л.В. и др. Издание: 2-е, перераб. и доп. Издательство: Москва, ИВЦ «Маркетинг»
Год издания: 2002

Номер

урока

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведения

Оборудование

План

Факт.

Тема 1. Выбор способа овощеводства

2

1

Овощеводство на узких грядах. Выращивание овощей в ящиках - грядах

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

2

Способы выращивания культур в вертикальном положении

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

Тема 2. Планирование огорода

2

3

Инструменты и материалы для овощеводства

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

4

Где разместить огород? Время посадки растений в огороде. Цикл выращивания растений

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

Тема 3. Создание узких гряд и подготовка почвы

3

5

Подготовка почвы к посадкам

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

6

Формирование узких гряд для посадок

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

7

Как сделать узкие гряды. Подготовка гряды для посева

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

Тема 4. Посадка на узкие почвенные гряды

4

8

Какие элементы растений необходимы растениям

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

9

Как приготовить удобрения. Приготовление смесей удобрений

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

10

Расстояния между растениями

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

11

Приемы пересадки растений. Как сеять семена в почву

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

Тема 5. Уход за растениями

4

12

Снабжение растений водой. Автоматизированный полив

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

13

Как бороться с сорняками

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

14

Помощь росту растений. Обрезка различных культур

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

15

Забота о растениях до самого сбора урожая

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

Тема 6. Общие проблемы овощеводства

4

16

Как распознать и устранить дефицит минерального питания

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

17

Насекомые - вредители

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

18

Меры по борьбе с насекомыми - вредителями

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

19

Препараты для борьбы с вредителями

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

Тема 7. Удобрения

4

20

Что представляют собой удобрения?

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

21

Огородничество с применением неорганических удобрений

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

22

Как действуют удобрения

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

23

Переизбыток удобрений

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

Тема 8. Выращивание рассады

3

24

Зачем нужно строить теплицу. Почвосмеси для теплиц

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

25

Получение сеянцев. Пикировка сеянцев

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

26

Забота о растениях, выращиваемых в емкостях больших размеров. Расчет времени от посева до сбора урожая.

1

Справочный материал, наглядные пособия

Тема 9. Огородничество в холодном климате

4

27

Подготовка места под посадку в холодное время

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

28

Ящики – гряды для посадки в холодное время

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

29

Уход за растениями в холодную породу

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

30

Выращивание растений в теплицах до созревания

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

Тема 10. Проблемы, связанные с почвами

2

31

Получение чистого посадочного материала.

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь

32

 Типы огородных почв

1

Справочный материал, наглядные пособия, содовый инвентарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа « Родное село»

В последние годы значительно снижается интерес к истории родного края, теряется связь времени, идет отторжение от культурного наследия, с исчезновением мелкопоместных усадеб забывается такое понятие к...

Образовательная программа "Родное село"(туристско-краеведческой направленности)

Программа по внеурочной деятельности, рассчитанная на среднее звено...

Урок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села».

урокУрок практической подготовки к сочинению-рассуждению о родном крае «Прошлое и настоящее родного села» в 9 классе...

Статья "Уголок земли моей родной - село Пристенное"

В статье прослеживается история развития и возникновения села Пристенное....

Рабочая программа по элективному курсу «Родное село в задачах» 6 класс

Рабочая программа по математики (элективный курс) 6 класс разработана по ФГОС.  В ходе курса ребята знакомятся с основами построения задачи, ее элементами. В конце курса ребята защищают свои твор...