Статья. Исследование потребностей в диалоге и создание проектов совместной деятельности на их основе
статья

Иванова Наталья Александровна

Принцип развивающего диалога на конкретных примерах из реальной жизни позволяет обозначить основные трудности, которые возникают у родителей в отношениях с детьми; говорить о том, как исследовать собственные потребности и потребности ребенка; обсудить, что означает «передать ответственность ребенку» за те или иные сферы жизни; определить направления действий для восстановления здоровых отношений с ребенком.

Иногда родители упорно продолжают настаивать на своей позиции: «Я лучше знаю, что тебе делать». Система образования построена по такому же принципу: «Мы лучше знаем, чему и как учить детей». Но при этом у ребенка не спрашивают, чего хочет он, а главное, какие настоящие потребности ребенка стоят за его желаниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследование потребностей в диалоге

и создание проектов совместной деятельности на их основе

Прежде чем говорить об использовании развивающего диалога во взаимоотношении с ребенком, необходимо пояснить, что, такое – диалог. Диалог – это система отношений, которая позволяет разрешать проблемы развития. Главные принципы развивающего диалога – интерес, уважение, вера, любовь к собеседнику. Эти принципы создают условия для развития как того, кто вступает в диалог, так и для того, с кем он находится в диалоге. Важно отсутствие жестких ожиданий, провоцирующих в человеке робость, неуверенность в своих силах, неумение видеть разнообразные выходы из ситуации.

Какое практическое следствие взаимодействия в развивающем диалоге?

  • Во взаимоотношениях с другими людьми учитываю интересы, потребности и права, свои и того, с кем общаюсь.
  • Отстаиваю свои права, не нарушая при этом прав другого человека.
  • Эффективно договариваюсь (составляю работающий договор).
  • Распознаю манипуляции, прерываю и возвращаю ответственность манипулятору.
  • Осознаю границы своей ответственности, передаю ответственность и не беру на себя чужую ответственность.
  • Выстраиваю теплые, искренние, здоровые взаимоотношения.

В нашей система образования, учителям спускают учебную программу сверху, не исследуя потребностей в знаниях. Это основное противоречие, которое заложено в учебном процессе и которое порождает конфликты между учителями и учениками, учениками и родителями, родителями и педагогами… Система дополнительного образования построена по такому же принципу. Есть программа дополнительного образования, которую педагогам нужно реализовать.
Принцип развивающего диалога на конкретных примерах из реальной жизни позволяет обозначить основные трудности, которые возникают у родителей в отношениях с детьми; говорить о том, как исследовать собственные потребности и потребности ребенка; обсудить, что означает «передать ответственность ребенку» за те или иные сферы жизни; определить направления действий для восстановления здоровых отношений с ребенком.

Иногда родители упорно продолжают настаивать на своей позиции: «Я лучше знаю, что тебе делать». Система образования построена по такому же принципу: «Мы лучше знаем, чему и как учить детей». Но при этом у ребенка не спрашивают, чего хочет он, а главное, какие настоящие потребности ребенка стоят за его желаниями. 

Диалог является универсальным способом решения задач не только в конфликтных ситуациях, но и в образовании, и в творчестве. Дополнительными сферами практического применения развивающего диалога являются социальное проектирование (создания проектов и управление проектами).

Для возможности диалога необходим личный контакт. Контакт зависит от того, кто хочет вступить в него. В отношениях с детьми – это взрослые. Педагогу в современных условиях необходим личный контакт не только с детьми, но и сих родителями. На данный момент одной из основных форм работы с родителями является - родительское собрание. На нем педагог рассказывает о проблемах и достижениях учащихся и их группы, о предстоящих мероприятиях, и даёт возможность представителям родительского комитета обсудить размер собираемых денежных средств. Возникает вопрос: «Почему родителям так не хочется ходить на Родительские собрания»? Ответ очевиден: «Никакой потребности в этом они не испытывают». В системе дополнительного образования детей ситуация другая. Родители вообще считают, что они обязаны присутствовать только на школьных собраниях, а на собрания центре творчества можно и не ходить. Некоторые заполняют договор, заявление и отправляют ребёнка на занятия, к педагогу которого даже не видели. Такое отношение вызывает у педагогов обоснованное удивление.

Задача современного педагога и системы дополнительного образования изменить эту ситуацию, а это возможно, только если вовлечь родителей в совместную деятельность. Родитель не должен быть просто наблюдателем, он должен быть активным участником процесса. Положительных результатов в решении этой задачи можно достичь при условии развития интереса родителей к занятиям своих детей, привлекая их к планированию и  организации совместной деятельности и как следствие увлечённости деятельностью ребёнка . И здесь нам может помочь метод проектов, цель которого - объединение усилий педагогов и родителей в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Одной из эффективных форм взаимодействия педагогов и семьи является организация родительской группы. А для этого необходимо привлечь родителей уже на первой встрече, т.е. на первом родительском собрании.  Понимая, что формальное собрание с прослушиванием монолога педагога не подходит, был составлен примерный план первого родительского собрания:

План проведения родительского собрания:

1. Представление родителей (имя, занятие (работаю …), хобби, для меня ценно).

2. Представление педагога (ФИО, образование, опыт работы, хобби, семейное положение, ценности).

3. Анкеты для родителей (раздаем, но заполняем только после обсуждения каждого вопроса).

4. Мой ребёнок… (самое хорошее, что он (она) любит …, и записываем в анкету).

5. Что вы ждёте от обучения? (первое полугодие, год). Обсуждение ожиданий с записью на доске и последующей записью каждого родителя своего ответа в анкету.

6. Мероприятия и совместные мероприятия (где будут участвовать только дети, где совместно с родителями, а где только родители).

7. Изменения и достижения (каких изменений и достижений ждут родители).

Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола» (с объявлением о продолжительности проведения собрания). На последующие собрание, возможно приглашение специалистов, в которых заинтересованы родители. Возможно проведение собраний в форме тренинга, так как эта форма обучения больше нравится взрослым и детям.

На данный момент родителей не имеют четкого представления о системе совместной работы с  педагогом. Обработка анкет позволит получить сведения о том, что ожидают родители от занятий детей, очертить круг вопросов, увидеть темы для будущего диалога.

Установление доверительных отношений с родителями ведет к созданию благоприятных условий для формирования гармонично развитой личности ребенка, созданию единого образовательного пространства для родителя и ребёнка,  выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его индивидуальности и  возрастных особенностей.

Родителям это необходимо, для того чтобы научиться понимать потребности ребенка, педагогам - чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям.

Понимая «Что» мы хотим – мы прокладываем путь, т.е. «Как». Самое трудное  -  это побудить других к необходимости поиска «Что».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Совместная деятельность учащихся и их родителей по гражданско-патриотическому воспитанию»

В проекте рассмотрен вопрос об организации совместной деятельности учащихся 10 класса и их родителей по гражданско-патриотическому воспитанию. Обращение к этой теме не случайно. Сейчас школьники, особ...

Макет для создания проекта совместной деятельности специалистов службы сопровождения (логопед, дефектолог, психолог)

Макет может быть использован различными учасиниками образовательного процесса для планирования и реализации совместной проектной деятельности....

«Внеурочная деятельность в системе ФГОС: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи»

Внеурочная деятельность в системе ФГОС:  как создать условия для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи....

Статья «Модернизация профориентационной работы посредством создания стратегии совместной деятельности образовательной организации и широкого круга социальных партнеров»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25487672","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация профориентационной работы пос...

Статья «Модернизация профориентационной работы посредством создания стратегии совместной деятельности образовательной организации и широкого круга социальных партнеров»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26186965","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация профориентационной работы посредств...

Статья «Модернизация профориентационной работы посредством создания стратегии совместной деятельности образовательной организации и широкого круга социальных партнеров»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26187597","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация профориентационной работы посредств...