Разработка открытого занятия посвященный Международному дню родного языка Тема: «Как прекрасен мой родной язык»
методическая разработка

Степанова Марина Сергеевна

Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия и многоязычного образования, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях. На земном шаре существует около шести тысяч языков, половина из которых на грани исчезновения.  Причина – поглощение наименее употребляемых языков наиболее распространенными, общепризнанными, на которых ведется документация, преподавание в школе, происходит общение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка открытого занятия

посвященный Международному дню родного языка

Тема: «Как прекрасен мой родной язык»

Цель: знакомство обучающихся со значением родного языка в жизни общества.
Задачи:

  1. развитие познавательности во внеурочное время;
  2. умение работать с различной литературой;
  3. развитие интеллектуальных способностей учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями.

Ход мероприятия

Организационный момент.

Вступительная беседа

Здравствуйте! Международный день родного языка отмечается с 2000 года по инициативе 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (ноябрь 1999) с целью сохранения и развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия и многоязычного образования, а также повышения осведомленности о языковых и культурных традициях. На земном шаре существует около шести тысяч языков, половина из которых на грани исчезновения.  Причина – поглощение наименее употребляемых языков наиболее распространенными, общепризнанными, на которых ведется документация, преподавание в школе, происходит общение. Генеральная конференция ЮНЕСКО в ноябре 1999 года провозгласила Международный день родного языка, который впервые отмечался 21 февраля 2000 года. 21 февраля 2001 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже состоялась презентация Атласа языков мира, которым угрожает исчезновение. Атлас состоит из 14 цветных карт и 24 страниц комментариев. Он дает возможность увидеть горячие точки планеты, где языковое разнообразие находится под угрозой. Среди последних отдельными главами комментариев выделены, в частности, Сибирь и Кавказ. По мнению специалистов, родной язык находится под угрозой исчезновения, если в том или ином сообществе его перестают изучать более 30 процентов детей. Атлас отмечает, что в Европе под угрозой исчезновения находятся около пятидесяти языков. Некоторые из них, например, лапландские, на которых говорят в скандинавских странах и на севере России, считаются умирающими. Большинству местных языков западной и южной Сибири грозит исчезновение. Речь, в частности, идет о финно-угорских (языки ханты, манси, коми, мари и др.), самоедском (ненцы), тюркских (якуты, тувинцы, хакасы, долганы, алтайцы и др.) и тунгусско-маньчжурских (нанайский, негидальский, орокский, орочский, удэгейский, ульчский, эвенкийский и эвенский). На Кавказе, в частности, в Дагестане и Грузии, под угрозой исчезновения находятся местные языки.             

1 ведущий:

В Российской Федерации русский язык является родным для 130 млн. человек и служит основным средством общения людей в многоэтническом государстве, а также основным государственным языком, на котором осуществляются все функции государственного управления. Кроме того, он также является средством для сохранения и передачи последующим поколениям истории и культуры России.

Эвенкийский язык является нашим родным языком – важнейшая часть национального богатства России, и поэтому должен находиться под особой защитой со стороны государства.

2 ведущий:

Каждый гражданин России эвенк должен осознать, что эвенкийский язык – это не просто инструмент межнационального общения, он – воспитание души. И поэтому сейчас на первейшей задачей является сохранение языка и национальной культуры.

Развитие и сохранение языка и продвижение в мире эвенкийской словесности – задача замечательная. У нас великая культура – это, что мы должны представить миру, одновременно зарабатывая и формируя имидж страны с великой историей.

3 ведущий:

Эвенки проживают в 11 субъектах Федерации. Дисперсность расселения эвенков колеблется от 103 человек в Томской области до 20 902 человек в Республике Саха (Якутия) (по данным переписи 2010 г.).

Амурская область (Зейский, Селемджинский, Тындинский районы) – 1481 эвенк

Иркутская область (Катангский, Качугский, Казачинский, Верхне-Ленский) – 1188 эвенков

Сахалинская область (с. Виахту Александровск-Сахалинского района, с. Вал Ногликского, с. НекрасовкаОхинского р-он) – 243 эвенка

Тюменская область (п. РаттаКрасноселькупского р-на Ямало-Ненецкого округа) – 109 эвенков

Томская область (Каргасокский, Верхнекетский р-ны) – 103 эвенка

Забайкальский край (Каларский, Тунгиро-Олёкминский, Тунгокоченский р-ны) – 1387 эвенков

Красноярский край (с. Советская речка (Совречка) Туруханского района, сымский сельсовет Енисейского района) – 525 чел.; Эвенкийский муниципальный район Красноярского края (Байкитский, Илимпийский, Тунгусо-Чунский р-ны) – 3802 чел.; Таймырский муниципальный район (п. Хантайское Озера, п. Потапово) – 305 чел.

Приморский край (Лазовский, Красноармейский р-ны) – 103 эвенка

Хабаровский край (Аяно-Майский, Верхнебуреинский, Николаевский, Тугуро-Чумиканский р-ны) – 4860 эвенков

Республика Бурятия (Баргузинский, Курумканский, Баунтовский, Северо-Байкальский, Муйский р-ны) 2945 эвенков

Респиблика Саха (Якутия) (Алданский, Олёкминский, Нерюнгриский, Усть-Майский, Оленёкский, Жиганский, Булунский р-ны) – 20906 эвенков

Эвенки зарегистрированы также в районах Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

В СССР по данным Всесоюзных переписей населения численность эвенков составляла в 1897 г. – 64500, в 1926 г. – 37545 чел., в 1959 г. – 24583 чел., в 1970 г. – 25051 чел., в 1979 г. – 27279 чел., в 1989 г. – 29901 чел. По итогам Всероссийских переписей населения численность эвенков в Российской Федерации в 2002 г. составила 35527 чел., в 2010 г. – 38396 чел.

1 – ый чтец:

 Таежная, озерная, речная …

Зимой бела, а летом зелена,

Живешь, ты светом солнечным сияя,

Богата зверем, рыбою полна.

Твой лик, Россия-мать, красив и светел,

Звон родников, вбирая поутру,

Я вижу, как талинки на рассвете

От радости щебечут на ветру.

Брусника, голубика ли лесная,

От запаха пьянею я легко.

К речной струе губами припадая,

Пью воду, как парное молоко.

К груди ты нас Россия прижимала,

Когда злой дух всю землю сжечь хотел,

И от беды собою прикрывала –

Таков уж видно, матери удел.

Земля моя!

Прижмусь к тебе щекою

И здравницу тебе провозглашу.

Я – россиянин звание такое,

как все в России, гордо я ношу.            («Россия» Н. Оёгир)                    

2-ой чтец:

Мой край родной! Мне не забыть о том,

что только ты моей судьбы начало,

Я вскормлен был оленьим молоком,

И вьюга колыбель мою качала.

Я песни взял у шелеста берёз,

А музыке учили меня птицы.

Любить и ждать, не пряча горьких слёз,

У лебедя мне довелось учиться.

Как тосковать от родины вдали

По синим рекам и глазам печальным,

Меня учили строго журавли,

А рыбы преподали мне молчанье.

Тропинки показало мне зверьё –

Спасибо за науку и участье.

Но где тропинка, как найти её,

Которая людей приводит к счастью?

Земля родная, спрашиваю я,

Ответь, как сыну, ласково и строго,

Так где ж дорога верная моя,

Моя и только, никого другого?

Иду вперёд я жизненной тропой.

Встаю и падаю, не ведая покоя.

Порой смеюсь и плачу я порой,

И, может, счастье именно такое?      А.Н. Немтушкина «Мой Край»

I.Конкурс «Отгадай загадки»

1. Амака, няма сулэн бинэ, тэгэтчэрэн, ӈи нуӈанман лукчаӈан, тар соӈодёӈон. (лук)

2. Дюр бэел муссэмэтчэрэ: би синэ суптыдям, си минэ суптыдянни, ӈи-дэ эвки суптыра.  (халгар)

3. Хэгдыкэкун, коӈномокун, бэедук эӈэситмэр. (хомоты).

4. Багдама бинэ, игдяма овки. (туксаки)

5. Хэгдыкэкун кулин дёлоло угактадявки, эвки манавра. (бира)

II.Конкурс «Поставь букву»

Подготовить на карточках слова, в которых нужно поставить одну пропущенную букву.

Ир.ичи, х.ва, бул.амни, ги.амна, б.га, т.ргани, б.лони, а.ака, к.реко, и.анна, д.ннэ, т.ран, т.рэн, ту.учан, б.тун, л.редо, ка.икан, ул.э.

(ответы сдаем жюри)

3-ий чтец:

(отрывок из стихотворения «Родина моя» А.Н. Немтушкин)

Эвенкия! Эвенкия!

Непролазные снега.

Но из всех земель на свете

Ты, как мать, мне дорога

Ты – мой дом, моя забота.

В сердце – все и в песне – всё.

В зимний месяц белкованья

Здесь я в чуме родился.

Зыбкой мне была берёзы

Белоснежная кора.

Малыша качали вьюги

И баюкали ветра.

 

III. Конкурс. Разбор слов по составу.

1 карточка – бэе, бэеткэндула, хавалдяран, туксачан, агила;

2 карточка – качикантыки, адяра, синдула, дяннун, гудяйва;

3 карточка – хэгдынун, энекэли, дыгинма, минтыки, дукудяӈавун;

4 карточка – иманна, эмэдерэн, дяпкунду, омактава, тунӈат;

5 карточка – туксаки, надыва, гугданун, соӈодёро, суннун.

Ведущий 1. В эвенкийском языке отразилась богатая и славная история эвенкийского народа: в нём оставили свой след и устное творчество, и великий труд эвенкийских писателей, и созидательный труд всего эвенкийского народа.

4-ый чтец:

(Стихотворение Николая Константиновича Оёгира)

Язык родной! Язык далеких предков, Как

сказочно и мудро ты звучал.

Ты высветил мне прошлое эвенков:

О чем народ мой пел, о чем молчал.

Язык эвенков! Голос твой высокий

По жизни помогает мне идти.

И я вижу в трудах, зарубки-строки

На память оставляя по пути.

IV.Конкурс «Наборщик».

Командам предложить составить слова, которые начинаются на ТУ- как можно больше слов. Это должны быть имена существительные нарицательные в именительном падеже, в единственном числе. Та команда, которая больше составит слов, выигрывает.

Ведущий 1.  Любите и берегите   свой родной язык, говорите правильно и красиво, не засоряйте речь грубыми и бессмысленными словами.

 Любой язык по-своему велик,

 Бесценное наследство вековое.

 Так берегите свой родной язык,                         

 Как самое на свете дорогое.

Ведущий 2.   Помните, что родной язык впитал вековой опыт народа. Тысячи лет он создавался многими поколениями наших предков, и каждое слово в нем – словно крупица чистого золота!

5-ый чтец:

(Алитет Николаевич Немтушкин.)

Земле моей

Коль забуду родную речь,

Песни те, что поёт народ,

Для чего же тогда беречь

Мне глаза, и уши, и рот?

Коль забуду запах земли

И не так ей стану служить,

Для чего руки мои,

Для чего мне на свете жить?

Ветер мне колыбельную пел,

Цвел подснежник среди камней.

И в тайге, на тайной тропе,

Мох стелился под ноги мне.

Лес со мной плясал ёрорьё,

Мягкий снег меня обнимал.

Ночью в чаще выло зверьё,

Я тоску его понимал.

Как могу я поверить во вздор,

Будто слаб мой язык и мал,

Если матери смертный вздох

Эвенкийским словом звучал?

Коль смогу в душе сохранить

Землю милую до конца,

Будет слово моё входить,

Точно друг в людские сердца.

А забвеньем ей отплачу,

Станет сердце пустым, как чум, –

Старым, драным чумом на снегу,

И замёрзнет песня у губ.

Ведущий 3:

Многие стихи наших поэтов и писателей, например, Алитета Немтушкина, стали песнями и поются до сих пор. Например, «Чукты», «Хулукун бэркэн», «Гудяй дуннэ», «Дуннэдув», «Кукты», «Омолгини давлавун», «Икэн», «Чалбакан» и другие.

                           

 Звучит песня «Чукты» в исполнении одного из обучающихся.

Занятие подходит к концу. Жюри подводит итоги занятия. Участников награждают грамотами и сертификатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока для учащихся 5-го класса по литературе "Поэтическое изображение родной природы и Родины в лирике С.А. Есенина"

Представлен открытый урок по литературе. Творчество С.А. Есенина многогранно, но особенна интересна  тематика Родины и русской природы. Цель урока: развить этические качества учащихся: чувства лю...

разработка открытого мероприятия посвященного дню Родного языка

разработка открытого мероприятия посвященного дню Родного языка...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине "Защита растений" на тему "Химический метод борьбы с вредными объектами"

Методическая разработка предназначена для преподавателей специальных агрономических дисциплин...

Методическая разработка открытого занятия по предмету “Английский язык” на тему: “Реализация межпредметных связей на уроках иностранного языка” (на примере лексической темы “At a court”)

В процессе подготовки специалиста главную роль приобретает ориентация на развитие его личности и профессиональной культуры, позволяющей существенно облегчить процесс адаптации в профессиональной...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ТЕМА: ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА

      Праздник  « День Святого Валентина» - это внеклассное  мероприятие. Со студентами группы  ПО-12ДО   подготовили праздник   «День Святого ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК» ТЕМА: «Фразеологизмы в английском языке»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ   ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»   ТЕМА: «Фразеологизмы  в  английском языке»...

Методическая разработка открытого занятия с применением современных образовательных технологий Тема: « Изготовление новогоднего сувенира из бумаги»

Конспект открытого занятия по" НТМ" 1 год обучения.Дети изучают свойства бумаги в эксперементальной мастерской и затем применяют свои знания на практике, изготавливая новогоднюю открытку....