Авторская программа по курсу внеурочной деятельности в 5-7 кл.
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Дагбаева Вера Данзановна

Данный факультативный курс  задуман автором для решения проблемы приобщения учащихся к сложным видам интеллектуального труда, учебным и научным исследованиям.

В современных условиях подготовка школьников к самостоятельной научно-исследовательской работе предусмотрена в ФГОС. Это тем актуальнее в условиях усиливающейся конкуренции.

Школьники не имеют опыта коллективной творческой работы. Это создает трудности у учащихся с определением собственных творческих возможностей и в дальнейшем замедляет вхождение в полноценную учебную среду вуза.

Умение правильно и грамотно формулировать свои мысли, работать с литературой и источниками необходимо по всем учебным предметам.

На занятиях учащиеся получают возможность и социальное пространство для реализации собственных интересов и творческих устремлений в рамках класса, школы. Повышается учебная мотивация.

Структура курса включает все этапы написания научно-исследовательской работы. Для освоения теоретических положений каждое занятие включает  практическую часть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx52.56 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Факультативного курса для учащихся 5-8 классов

«УЧИМСЯ ЗАНИМАТЬСЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ»

Пояснительная записка

Данный факультативный курс задуман автором для решения проблемы приобщения учащихся к сложным видам интеллектуального труда, учебным и научным исследованиям. Данный факультатив соответствует общеинтеллектуальному направлению требований ФГОС и имеет долгосрочный характер.

В современных условиях подготовка школьников к самостоятельной научно-исследовательской работе предусмотрена в ФГОС. Особенно в условиях усиливающейся конкуренции информационного общества становится актуальной организация факультатива, где дети получают знания и навыки научного поиска и исследования.

Школьники не имеют опыта коллективной творческой работы. Это создает трудности у учащихся с определением собственных творческих возможностей и в дальнейшем замедляет вхождение в полноценную учебную среду вуза.

Умение правильно и грамотно формулировать свои мысли, работать с литературой и источниками необходимо по всем учебным предметам.

На занятиях учащиеся получают возможность и социальное пространство для реализации собственных интересов и творческих устремлений в рамках класса, школы. Повышается учебная мотивация.

Структура курса включает все этапы написания научно-исследовательской работы. Для освоения теоретических положений каждое занятие включает  практическую часть.

УМК:

  1. ГОСТ 7.1-84 Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.
  2. ГОСТ 7.9-77. Реферат и аннотация.
  3. Митрофанов К.Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и эссе по истории. – М., 2004.

Цели и задачи курса исследовательской деятельности

1.1 Изучение курса вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов исследования мира, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
  • целенаправленному формированию таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «цель», «документ» и др.;
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов и методов исследований в современном научном мире;
  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области исследований; развитию навыков самостоятельного планирования учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т. д.);
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

1.2.  Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения курса исследовательской деятельности необходимо решить следующие задачи:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств ИКТ для работы с информацией;  овладение способами и методами научных и учебных исследований; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся  основных общеучебных  умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
  • расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для работы с информацией;
  • сформировать у учащихся  основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • систематизировать подходы к изучению нового; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией информационного пространства;

Данный курс призван обеспечить формирование и развитие индивидуальной образовательной траектории обучающихся через включения образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности, как на уроках, так и во внеурочной  среде; преемственен по отношению к начальному общему образованию и направлен на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности. Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Общая характеристика факультативного предмета

Учебно – исследовательская деятельность – деятельность обучающихся, связанная с решением творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое  овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы и практический результат.

Исследовательская деятельность носит междисциплинарный характер связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися в данном курсе, найдут применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, исследовательских. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

Учебно-исследовательская деятельность должна быть организована таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

Итогами проектной и исследовательской деятельности следует считать не столько предметные  результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетенции в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми исследовательской деятельностью в основной школе, являются:

  • наличие представлений об исследованиях как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли исследовательских процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками целеполагания, постановки проблемы, анализа и критичной оценки получаемых результатов;
  • ответственное отношение к учебной и исследовательской деятельностям с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием полученных знаний в различных областях деятельности человека (в т. ч. профессиональных – профориентация);
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении форм и методов исследований в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «цель», «план» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения исследовательской деятельности в основной школе отражают:

  • формирование информационной культуры; формирование представления о методах, формах сбора информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • развитие учебно - исследовательского мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм деятельности для конкретного случая;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание курса

Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и т.п.);
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Представление результатов выполненных проектов в виде  материального продукта  (видеофильм, альбом, компьютерная программа, альманах, доклад, стендовый доклад и т.п.)

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учитель может определять тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету (монопроекты) с учетом интересов и способностей учащихся. В других - тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и прикладные.

Раздел 1.Введение - 1 час

Тема 1.1.Что такое исследовательская деятельность. Цели, задачи, содержание курса исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности.

Раздел 2. Организация исследовательской деятельности - 15 часов

Тема 2.1. Тема и проблема исследования. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы.

Тема 2.2. Гипотеза исследования.

Объект исследования. Цели и задачи исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы.

Тема 2.3. Основные методы исследования, их классификация.

Понятие  «методы исследования». Теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования.

Тема 2.4. Этапы исследовательского процесса.

Основные этапы научного исследования. Основные понятия исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, категория, ключевое слово, метод исследования, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект исследования, предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе.

Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности - 4 часа

Тема 3.1. Библиографическая характеристика источника

Основные элементы библиографического описания. Методы библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, идекс, библиографическая группировка; элементы библиографического описания: областьзаглавия и сведений об авторе, область издания, область выходных данных, область серии, область применений.

Тема 3.2. Методы работы в научной библиотеке.

Справочная литература (энциклопедии, словари – типы словарей); библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические. МБА и его возможности) Технология работы с ними.

Тема 3.3. Специфика работы исследователя с периодической печатью.

Тема 3.4. Систематизация научной информации.

Работа с информацией библиографического характера, тематические карточки исследователя, этапы работы с ними: этап накопления материала, этап осмысления. Личная карточка исследователя. Источники библиографических сведений. Библиографические ссылки. Цитаты и их использование.

Тема 3.5. Основные приемы сохранения информации

Работа с источником. Аннотация, реферат, конспект, тезисы, план. Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование. План и конспект литературного источника. Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам. Использование компьютера для хранения информации.

Тема 3.6. Оформление работы

Структура научно-исследовательской работы. Текст как продукт исследовательской работы. Изучение образцов и знакомство со структурой научных работ.

Введение: аргументация актуальности и характеристика общего состояния проблемы ко времени начала исследования, формулирование цели, задач, объекта исследования, предмета исследования, гипотезы, методов исследования. Основная часть: описание этапов и процесса исследования. Каждая глава сопровождается выводами по главе. Заключение: обобщение наиболее важных результатов исследования и перспективы исследования.

Требования к оформлению научных работ.

Раздел 4.  Компьютерный практикум  - 6 часов

Программы Microsoft Office, Интернет, интернет браузер Google

Раздел 5. Подготовка к защите работы и участию в школьных и городских конференциях - 2часа

Подготовка учащихся к выступлению на конференции. Критерии оценки исследовательской работы. Составление тезисов исследования и компоненты их содержания. Аннотация. Защита учебно-исследовательских работ: алгоритм проведения защиты. Доклад – форма публичного выступления. Правила публичного выступления. Структура научного доклада.

Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Раздел 6. Анализ работ - 4 часа 

Различный стиль изложения материала на примере работ – победителей. Формулировка цели, конкретных задач, гипотез исследований по материалу исследовательских работ – победителей. Анализ результатов собственной деятельности, самооценка.

Раздел 7. План работы на следующий учебный год – 1 час

Формулировка интересных проблем, решение которых носит практический характер и имеет важный прикладной характер. Формирование творческих групп. Резерв - 1 час

Календарно-тематическое планирование

№№

Тема занятия

Элементы содержания

Практическое занятие

11

Вводное занятие.

  1. Цели курса.
  2. Задачи.
  3. Что  такое реферат, эссе?
  4. Научно-исследовательская работа.

12

Базовые операции при подготовке письменных работ.

Типы операций:

  1. Выбор нужного отрывка из большого текста.
  2. Краткая запись или пересказ.

3. Составление из отрывков своего собственного текста для письменной работы или устного ответа; отрывки и цитаты, отражающие факты и мнения. Корректное цитирование.

1) Прогнозирование некорректного цитирования отрывка.

2) Найти ошибку в цитате.

33-4

Методы работы с текстом.

  1. Аннотирование. Аннотация как жанр.
  2. Адресация аннотации.
  3. Написать аннотацию к хорошо знакомой книге по истории, затем сравнить с той, что есть в книге.
  1. Сравнить 3 текста. Выделить составные части.
  2. Сравнить 2 определения.

55-6

Реферирование.

Творческий реферат – жанр учебной письменной работы. Сопоставление содержания нескольких книг по одному и тому же вопросу с итоговым выводом в виде собственного мнения.

Определить разницу между конспектом книги и рефератом.

77-8

Компилирование

Компиляция:

а) несамостоятельная письменная работа;

б) метод письменного закрепления результатов чтения и сравнения нескольких источников по одной проблеме. Компилятивный конспект.

1. Найти спорное толкование данных первичного источника во вторичном.

2. Найти ошибку в терминологии.

99-11

Как составить реферат.

Реферат – учебная работа, в которой демонстрируется умение:

а) извлекать из ряда источников нужные сведения;

б) отсекать лишнее;

в) грамотно излагать материал.

112-14

Формальные требования к работе

Объем, структура реферата:

  1. титульный лист;
  2. оглавление;
  3. текст;
  4. список литературы;
  5. приложение.

Работа с рефератом.

115-18

Требование к содержанию реферата.

- Выбор темы реферата;

- Раскрытие темы;

- Освещение сути вопроса; основные, существующие в литературе, споры и разногласия по данной теме;

- представить различные позиции авторов;

- Изложить свое видение проблемы.

Корректно переформулировать утверждения.

119-22

Структура реферата. Введение.

Части реферата:

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- формулировка проблемы

– обоснование выбора проблемы.

Предложить варианты формулировки проблемы реферата.

223-26

Составление списка литературы и источников по теме.

Самостоятельное составление списка литературы.

227-28

Заключение.

Выводы, которые в обобщенном виде показывают, что удалось узнать по проблеме, сформулировать во введении.

229-31

Этапы работы над рефератом.

Подготовка отдельных частей текста; монтаж частей; отражение структуры основной части во введении и заключении.

332-33

Общая оформительская рамка работы.

Начало введения; стиль работы.

Рассмотрение различных введений рефератов.

334-35

Итоговая схема работы над рефератом.

- Начало чтение литературы. Начало создания выписок. Формулировка проблемы. Составление чернового плана.

- Продолжение чтения литературы. Продолжение подготовки выписок. Уточнение проблемы. Уточнение плана. Написание черновика основной части.

- Завершение чтения литературы и подготовки выписок. Суммирование выводов для заключения.

- Написание задач работы (часть введения).

- Написание начала введения с определением места темы. Окончательная формулировка проблемы в соответствии с основной частью.

- Написание заключения, которое перекликается с началом введения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа в рамках внеурочной деятельности по курсу "Занимательный английский язык" для 4 классов.

Содержание программы ( пояснительная записка, календарно-тематическое планирование)....

АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Курса внеурочной деятельности «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ» ДЛЯ 5 КЛАССА

Мои разработки спецкурсов по математике. АВТОРСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАКурса внеурочной деятельности«ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»ДЛЯ 5 КЛАССАПояснительная записка Текстов...

1. Авторская программа в рамках внеурочной деятельности по курсу «Занимательный английский язык» (дошкольное образование, 1 класс)

Программа «Занимательный английский» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности дошкольников и младших...

2. Авторская программа в рамках внеурочной деятельности по курсу «Углубленное изучение отдельных тем по английскому языку» для 8 класса.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 8-х классов, желающих закрепить и усовершенствовать свои знания в области грамматики английского языка.Требования стандарта основного общего образования по ...

1. Авторская программа в рамках внеурочной деятельности по курсу «Говорим и пишем по-немецки правильно» для 6 класса.

       Курс  «Говорим и пишем по-немецки правильно» позволяет расширить знания учащихся  по грамматике немецкого языка, совершенствовать навыки устной речи, как мо...

Авторская рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по направлению: Декоративно-прикладное искусство и Дизайн «Юный дизайнер»

Занятия творческого объединения «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» проводятся во внеурочное время, носят интегрированный характер.     В программе внеурочная д...

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности Кружок «Декоративно-прикладное творчество»

Цель:        Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через изучение традиций декоративно-прикладного творчества народов России Задачи:-выработать у воспит...