Рабочая программа кружка по обществознанию
рабочая программа

Устинина Екатерина Николаевна

Кружок "Практическое обществознание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_prakticheskoe_obshchestvoznanie.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

РАССМОТРЕНО

На заседании МС

Протокол № 1  от 30  августа 2019г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

МОУ СОШ п.Индустриальный

___________/Артищева Ю.А./

30  августа 2019г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МОУ СОШ п.Индустриальный

___________/Павлова И.А../

Приказ  №129    

  от 31 августа 2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка

«Практическое обществознание»

учителя истории и обществознания

первой категории

Устининой Екатерины Николаевны

8 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

МОУ СОШ п. Индустриальный

Протокол №1 от  30 августа 2019г.

2019–2020 учебный год

                                                                Оглавление

Раздел программы

Стр.

1

Пояснительная записка        

2

Содержание тем учебного курса

3

Требования к уровню подготовки учащихся

4

Учебно-тематическое планирование

5

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

6

Приложения

Пояснительная записка

             Рабочая программа кружка «Практическое обществознание» ориентирована на реализацию образовательных целей МОУ СОШ п. Индустриальный, сформулированными в Уставе ОУ и Образовательной программе:

– создание условий для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования и среднего общего образования;

– формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

– воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Программа адресована учащимся 8-го класса МОУ СОШ п. Индустриальный. Срок реализации программы – 2019-2020 учебный год.

          В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу.

Программа кружка «Практическое обществознание» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ОГЭ.

Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания и подготовиться  к экзаменам. В программе кружка уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, составлению развѐрнутого плана по определенной теме.

                                                  Цель кружковой работы: 

- целенаправленная и качественная подготовка учащихся к экзаменам; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются  различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.  

Задачи кружковой работы :

  • повышение предметной компетентности учеников;
  • развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
  • краткое изложение и повторение курса обществознания;
  • формирование умений и навыков  решения типовых тестовых заданий;
  • формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
  • воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате основного государственного экзамена;
  • знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
  • формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
  • психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

  • работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  • анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
  • решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

            Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Содержание тем

Вводные занятия. Особенности  ОГЭ  по обществознанию: - кодификатор элементов содержания -  спецификация КИМов ОГЭ по обществознанию. Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ.

Тема 1. Человек и общество.

Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество. Пути гуманизации общества. Глобальные проблемы современности. Многообразие и единство современного мира. Перспективы современного общества.

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Тема 2. Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Наука, ее значение в жизни современного общества. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Мораль. Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Моральная оценка. «Золотое правило нравственности». Воспитательная роль морали. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.

Тема 3. Экономика.

Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Право собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита прав собственности. Собственность и несовершеннолетние. Прекращение прав собственности. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. 

Тема 4. Социальная сфера.

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.

Межнациональные отношения. Этнические группы. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Тема 5. Сфера политики и социального управления.

Власть. Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей. Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства. Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни.  Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах. Средства массовой информации в политической жизни.  Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе. Условия и пути становления  гражданского общества и правового государства в РФ.

Тема 6. Право.

Право и его роль в жизни общества и государства. Система права.  Понятие нормы права. Нормативный правовой акт.  Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Правоотношения как форма общественных отношений.  Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Признаки и виды правонарушений.  Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений.  Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды).

Конституция  Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации.  Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.  Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Особенности правового статуса несовершеннолетних.        Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.  Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.  Уголовное право.  Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания  привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний.

Требования к уровню подготовки учащихся

- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;

- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;

- сравнивать изученные социальные явления и объекты;

- приводить  примеры  социальных  объектов  определенного  типа,  социальных  отношений;  ситуаций,  регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сфера;

- самостоятельно интерпретировать изученные социальные явления и процессы;

-давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические  задачи,  отражающие  типичные  ситуации  в различных сферах деятельности человека;

 - осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);

- подготавливать аннотацию,  реферат,  творческую работу(задание  на составление  плана доклада  по определенной теме);

- раскрывать  на примерах  изученные теоретические положения  и  понятия социально-экономических  и гуманитарных  наук.

Календарно-тематическое планирование

Дата план

Дата факт

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

1

Особенности  ОГЭ  по обществознанию:

-кодификатор элементов содержания

-  спецификация КИМ-ов ОГЭ по обществознанию.

1

2

Правила заполнения бланков ОГЭ. Информационные ресурсы ОГЭ.

1

3

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1

4

Биологическое и социальное в человеке. Личность.

1

5

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

1

6

Межличностные отношения. Межличностные конфликты и их разрешение.

1

7

Сфера духовной культуры и ее особенности. Наука.

1

8

Образование. Религия. Свобода совести.

1

9

Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.

1

10

Экономика, ее роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности.

1

11

Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда.

1

12

Обмен, торговля. Рынок. Предпринимательство.

1

13

Деньги. Заработная плата и стимулирование труда.

1

14

Налоги. Экономические цели и функции государства.

1

15

Социальная структура общества. Семья. Отношения между поколениями.

1

16

Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение.

1

17

Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения.

1

18

Власть. Роль политики в жизни общества. Государство.

1

19

Формы государства. Политический режим. Демократия.

1

20

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Референдум. Политические партии и движения.

1

21

Гражданское общество и правовое государство.

1

22

 Право. Нормы права.

1

23

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.

1

24

Конституция Российской Федерации. Федеративное устройство РФ.

1

25

Органы государственной власти РФ.

1

26

Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Права ребенка.

1

27

Гражданские правоотношения.

1

28

Семейные правоотношения.

1

29

Трудовые правоотношения.

1

30

Административные правоотношения.

1

31

Основные понятия и институты уголовного права.

1

32-33

Практическая работа

2

34

Итоговое повторение

1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

                                                   программы

  1. Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.-М.: «Дрофа»,2001.-128 с.
  2. Боголюбов Л. Н. Обществознание: человек, право, экономика: учебник для 7 класса общеобраз. учреждений. М.: Просвещение. 2008 г.
  3. Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобраз. учреждений. М.: «ТИД «Русское слово -РС». 2008 г.
  4. Кравченко А. И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобраз. учреждений. М.: «ТИД «Русское слово -РС». 2009 г.
  5. Липсиц И. В. Экономика: в 2 книгах учебник для 9 класса общеобраз. учреждений. М.: Вита-Пресс. 2003.
  6. Никитин А. Ф. Обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобраз. учреждений. М.: Просвещение. 2008.
  7. Калачёва Е.Н. ОГЭ 2017.Обществознние.9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме).Практикум по выполнению типовых тестовых заданий.-М.: Издательство «Экзамен», 2073. – 78 с.
  8. Калачёва Е.Н. Практикум по обществознанию: подготовка к выполнению заданий уровня В и С.- М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 111 с.
  9. Королькова Е.С. Обществознание. 9 класс: экспресс-диагностика/Е.С. Корольков, Т.В. Коваль.-М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 111 с.
  10. Лазебникова А.Ю. ОГЭ 2017. Обществознание. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания.- М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 143 с.
  11. Лазебникова А.Ю. ОГЭ 2017. Обществознание. 9 класс. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания.- М.: Издательство «Экзамен», 2017. – 143 с.

                                       

                                        Интернет-ресурсы

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал

http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения

http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения

http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка Обществознание (подготовка к ЕГЭ) 10-11 классы.

Пояснительная записка.  Направленность программы: Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах,   правовом   регулировани...

Программа кружка по обществознанию 9,11 классы

(Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ по обществознанию в 9, 11 классах)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка внеурочной деятельности « Подготовка к ОГЭ по обществознанию»

Программа кружка позволит учащимся более эффективнее готовиться к экзамену....

Программа кружка по обществознанию "Практическое обществознание"

Аннотацияк программе по внеурочной деятельности«Практическое обществознание» Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№...

Программа кружка по обществознанию в 11 классе "Человек и общество"

Программа кружка "Человек и общество" расчитана на 1 час в неделю....