Образование во взаимодействии семьи и школы: опыт и перспективы. Программа "Растим профессионалов".
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Ермакова Юлия Евгеньевна

В 2018-2019 учебном году в 207 школе стартовала программа «Растим профессионалов».

Цель: Использовать  потенциал сообщества родителей обучающихся для  создания условий профессионального самоопределения обучающихся  в образовательном учреждении в соответствии с Основной образовательной программой школы.

Работа по осуществлению профессионального самоопределения обучающихся – важная составляющая образовательной программы. Примерная образовательная программа основного общего образования ставит перед ОУ следующую задачу: «Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда».

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образование во взаимодействии семьи и школы: опыт и перспективы.

Программа "Растим профессионалов"

Ермакова Юлия Евгеньевна

Педагог-организатор ГБОУ школа 207 Центрального района Санкт-Петербурга

В 2018-2019 учебном году в 207 школе стартовала программа «Растим профессионалов».

Цель: Использовать  потенциал сообщества родителей обучающихся для  создания условий профессионального самоопределения обучающихся  в образовательном учреждении в соответствии с Основной образовательной программой школы.

Работа по осуществлению профессионального самоопределения обучающихся – важная составляющая образовательной программы. Примерная образовательная программа основного общего образования ставит перед ОУ следующую задачу: «Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда».

        Для решения этой задачи необходимо широкое знакомство обучающихся  с разными видами профессий. Привлечение  родителей к этой работе позволяет, во-первых, использовать их профессиональную компетентность, диапазон которой достаточно широк; во-вторых, снизить нагрузку педагогов, высвободив их время и силы для решения других образовательных задач;  и в-третьих, заострить внимание самих родителей на проблемах профессионального самоопределения их детей, помочь им избежать ошибок в этих вопросах.

Для достижения нашей цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

1.        Диагностировать  уровень сформированности профессионального самоопределения     обучающихся и определение проблемных зон;

2.        Создать  с помощью Совета родителей  банк данных, содержащий сведения о родителях, готовых  принять участие в работе по  осуществлению программы «Растим профессионалов», а также располагающих дополнительными  административными и организационными ресурсами;

3.        Разработать  варианты коммуникативных событий, чтобы совместно с родителями выбрать наиболее привлекательные формы работы;

4.        Осуществить на практике выбранные из предложенного веера возможностей коммуникативные события;

5.        Оценить полученные образовательные результаты;

Выбор профессии — это не какое-то одномоментное решение, основанное на сиюминутном желании или совете родителей и учителей, а процесс, растянутый во времени. Важно, чтобы ребенок постоянно получал информацию о профессиях. Весь процесс профориентации — это постепенная передача ответственности за выбор профессии самому ребенку. Именно поэтому участие в программе «Растим профессионалов» начинается  со 2 класса.

Главная задача — дать информационную поддержку, показать, где искать, а не делать выбор вместо ребенка.

Безусловно, определиться со склонностями помогают дополнительные занятия и внеурочная деятельность. Но дополнительные занятия в младшем школьном возрасте – это еще не будущая профессия.  

Программа «Растим профессионалов» позволяет родительской информационной поддержке не ограничиваться кружками и секциями в профориентации учащихся.

 Мы разработали разные формы взаимодействия родителей и детей, которые зависят от возрастных особенностей.

Чтобы родители лучше поняли идею проекта и захотели в нем участвовать, была проведена Общешкольная конференция, на которой

  • Выступил школьный психолог с анализами результатов диагностики профессионального самоопределения, где были озвучены тревожные зоны такие как:

- Недостаточное знание собственных ресурсов и склонностей;

- Отсутствие или недостаточность внимания к вопросам профориентации в семье и школе;

- Недостаточность альтернативных источников информации о профессиях;

- Недостаточность или отсутствие представлений о содержании и предмете труда в различных профессиональных областях;

- Отсутствие или недостаточность информации о требованиях рынка труда;

- Снижение определенности мотива выбора профессии;

- Несформированность навыков планирования карьеры;

- Тревожность.

  • Школьный методист рассказал о перспективах развития рынка труда и «Атласе новых профессий»;
  • Выступил педагога-организатора, рассказал о возможности использования тест-игры проф. Н.С. Пряжникова «Что? Кто? Где?», ресурс intalent
  • Была проведена секционная работа, где проанализировали банк интерактивных форм внеурочной деятельности, разработали предложения в программу «Растим профессионалов» и выбрали координаторов в параллелях.

На данный момент в банке данных родителей – участников проекта у нас находится 62 человека. Но в процессе работы подключаются и другие родители, которых нет в базе. То есть эта программа начинает находить отклик у большего числа людей и интересна для реализации не только детям, но и родителям.

Те формы работы, которые были выбраны делегатами конференции, мы включили в практику работы.

Теперь я расскажу подробнее о том, что мы уже реализовали на практике.

В параллели вторых классов прошел «Город мастеров»: одновременное проведение  семи мастер-классов, с возможностью для обучающихся  свободного выбора двух.

Темы мастер-классов были такие:

«Букет из конфет» (профессия: свит-дизайнер)        

 «Украшаем интерьер» (профессия: художник-декоратор)

«Берем интервью» (профессия: журналист)            

«Инженеры-электронщики» (профессия: инженер)

«Актерская школа»  (профессия: актер)

«Привлекаем покупателей» (профессия: специалист по рекламе)

«Художественная  фотография» (профессия: фотограф)

Событие состоялось  15 ноября

           В параллели третьих классов состоялась творческая встреча с режиссером-документалистом в рамках мероприятия «Реклама профессии»

В параллели четвертых классов прошла интерактивная игра «Путешествие в мир профессий» по станциям:

Знаменитые архитекторы  (профессия – архитектор)                            

Связь и коммуникации  (профессия – инженер-связист)

Принимающий туризм  (профессия – гид-переодчик)

Откуда в магазине мороженое? (профессия – логист)

Тайны, которые кроются в нас (профессия – психолог)

О сказках и не только  (профессия – культуролог)

Событие состоялось 23 ноября

В параллели  пятых  классов интерактивная игра «Путешествие в мир профессий» по таким профессиям: директор по спорту, креативный директор, связист, архитектор, IT-специалист, театровед.

В параллели  шестых  так же прошла классов интерактивная игра «Путешествие в мир профессий», где ребята в игровой форме познакомились с такими профессиями, как художник-реставратор, связист, программист, креативный директор, архитектор и фандрайзер.

А на прошлой неделе учащиеся 7-х классов приняли участие в СВОЕЙ ИГРЕ "ЗНАТОКИ ПРОФЕССИЙ" в рамках программы «Растим профессионалов». 
Классы разделились на 12 команд и отвечали на вопросы о таких профессиях, как АДВОКАТ, ВРАЧ-ТЕРАПЕВТ (пульмонолог, реаниматолог), ПСИХОЛОГ, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТАМИ и КРЕАТИВНЫЙ ДИРЕКТОР. 
Все вопросы были разработаны нашими родителями – профессионалами своего дела, которые составили свои вопросы так интересно, что 5 раундов игры пролетели незаметно и очень динамично.

Для 8 классов прошел конкурс  «Через тернии – к звездам», где школьники рассказали о профессиональных достижениях в своей семье в номинациях эссе, интервью, исследование и художественное творчество.

Для 9 классов были проведены лекции  «О профессии от профессионала» и экскурсии на предприятия.

А в 10 классах прошла пресс-конференция «Слушаем профессионалов», где учащиеся смогли задать любые интересующие их вопросы и вступить в дискуссию с родителями – представителям разных профессий, участвующих в конференции.

Помимо этого, мы привлекаем родителей к созданию «Книги профессий» - интернет-сборника очерков, который будет выложен на Информационный портал нашей школы для помощи в профориентационном самоопределении учащихся. Информационный портал разработан родителями, где они могут давать нам обратную связь, задавать вопросы и общаться между собой.

За первый год жизни программы «Растим профессионалов» мы разработали много форм взаимодействия родителей и детей в рамках этой программы, набрались опыта и готовы дальше совершенствовать наши наработки.

Думаю, что в следующем году мы сможем поделиться не только идеей о привлечении родителей к профессиональному самоопределению обучающихся и некоторыми формами наших событий, но и конкретными результатами деятельности, а так же оформленными методическими материалами для наших коллег.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт и перспективы взаимодействия семьи и школы

Опыт и перспективы взаимодействия семьи и школы....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Доклад о проблемах духовно-нравственного воспитания в школе в рамках VII муниципальных образовательных Рождественских чтений....

Взаимодействие семьи и школы, как средство гуманизации образования.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации»  одним из основных принципов государственной политики в области образования назван его гуманистический характер. Мне кажет...

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

«МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ взаимодействие при организации работы в отношении семей с детьми, опыт и перспективы развития»

В БУ «Когалымский комплексный центр социального обслуживания населения» состоялась рабочая встреча по вопросу межведомственного взаимодействия при организации работы с семьями несовершенно...

Взаимодействие семьи и школы: проблемы и перспективы

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе общеобразовательного учреждения и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно д...

Статья «Интеграция РДШ в систему воспитательной работы школы. Опыт и перспективы».

laquo;Интеграция РДШ в систему воспитательной работы школы. Опыт и перспективы»....