Опыт и перспективы взаимодействия семьи и школы
статья по теме

Цимлякова Людмила Васильевна

Опыт и перспективы взаимодействия семьи и школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_i_perspektivy_vzaimodeystviya_semi_i_shkoly.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Возьмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке.

Б.Окуджава

     Успешная школа!? Успех! Достижения? Как это измерить? По какой шкале это определяется? По количеству медалистов? Спортсменов? Призеров? Или просто хороших отцов и матерей? Кто может представить, в какой школе и у какого учителя будет учиться его ребенок, его внук и чего он достигнет? Кто утрет слезы неудачи и порадуется его успеху, кто не вспугнет первую любовь и скажет, что «мир прекрасен»? Кто поверит в твоего ребенка и воскликнет: «А может он станет Моцарт?!» Какой учитель скажет вам: «Здравствуйте, незнакомые пока мне родители! Уважаемые родители, какие красивые Ваши дети! Эти улыбки говорят о том, что ваши дети добрые от рождения, и я их уже люблю. Мы поставим с вами высокую цель, и мы сделаем как можно больше счастливых минут в детской жизни, мы вырастим Человека. И это будет наш общий успех!»

     Выполнимо ли это? «А душу ль можно рассказать?» - сказал М.Ю.Лермонтов.  Я попытаюсь…

     Всем известно, что слово «школа» - неодушевленное имя существительное. Но  в жизни выясняется, что она живая, имеет душу и сердце, живет и дышит, смеется, ликует, звенит, а порой и плачет. И таким одушевленным домом стала для меня школа № 386, которая выросла на послевоенном пустыре Автово, и многие уже теперь взрослые «дети» помнят, как они просили своих родителей: «Мама, отдай меня в эту белую школу!» Да, она была белая, и деревья были маленькими! И дворец распахнул свои двери, и забилось в нем «сердце», и вошли в него несмелыми шагами дети, и принесли в него свои души, мудрость, любовь учителя, их первые наставники. Это люди – легенды, многие из них ушли в вечность, но искры их души, их сердца, как огоньки сердца Данко, рассыпались по земле и горят в каждом выпускнике, где бы он ни был. А их было более трех тысяч, и каждый унес частичку душу нашей школы, и это, как вечный огонь, горит и не может погаснуть.

     По дорожке к этой своей любимой, единственной школе я хожу каждый день уже 30 лет.  Утром раздается детское: «Здравствуйте! Доброе утро!» А вечером слышу: «Здравствуйте, Людмила Васильевна, вы меня узнаете, вы меня помните? Как у Вас дела? Как наша школа?»

     Конечно же, помню вас всех, этих уже взрослых дядей и тетей, пап и мам. Родители… Они почти не изменились с того времени, как десять лет назад вышли к столу и взяли экзаменационный билет. И вот они приводят детей в «свою» школу и говорят: «Я хочу, чтобы сын учился в моей школе, у вас».  И я опять встречаю их с любовью, улыбкой в своем «пушкинском» классе, и мы снова погружаемся с ними в удивительный мир литературы, чтобы помочь построить им собственную жизнь. Ведь недаром говорят: «Пушкин – это няня плюс лицей». Хочется хоть на капельку быть няней для детей, хоть чуть-чуть создать частичку атмосферы лицея.

     «Дорогие мамы и папы, - говорю я, - чего же ждете Вы от меня? В ваших глазах и доверие, и просьба о том, чтобы помочь Вам сделать ваших детей хорошими людьми. И я обещаю вам это. Я с ними буду проходить «Школу сердечности», но в ней также непременно будете участвовать и Вы. Я обещаю вам быть взрослым другом и советчиком вашим детям. И мне в этом поможете Вы сами, если будет не гостями в школе, а участниками нашей школьной жизни». И родители становятся творцами нашего общего дела: я провожу открытые уроки для родителей: «Я целую чистые, святые руки твои», «Мама и я», «Пока не догорят высокие свечи», «Свет Родионовна», где родители соприкасаются с умом, способностями своих детей, видят их успехи. Не всегда эти надежды оправдываются сегодня, но ни у одной матери, ни у одно отца нет несбывшихся надежд. Эта надежда – это тонкая и в то же время самая прочная нить, связывающая школу с семьей. Если ты видишь ученика и родителя из-за своего стола в классе, если он идет к тебе только по вызову, если разговор только ответы на наши вопросы, то никто не поможет нам. Мы – единомышленники. Это наши с Вами индивидуальные консультации, беседы, экскурсии (нет ни одного музея в городе, который бы мы не посетили), поездки в Новгород, Псков, Выборг, Святые Пушкинские Горы (и услышать слова детей: «Людмила Васильевна! Я обещаю, что привезу сюда своих детей»). Походы, лазанье по канату, суп из котелка, разжигание костра вместе с папой. Игры «Папа, мама, я – спортивная семья». Что с этим может сравниться единением?  Радость и гордость в глазах ребенка, что папа самый быстрый и смелый, а мама еще такая молодая и красивая. «Открытая трибуна» для родителей (обмен опытом семейного воспитания), лекторий, вручение грамот и благодарственных писем, разговоры по «душам»: и строгие, и добрые (после десятка похвальных слов говоришь: «А давайте вот так, а давайте еще раз вместе попробуем»).

     Вспоминается ученик Ваня, шестиклассник, из многодетной семьи, «трудный», но в сочинении «Как я провел лето», он написал коротко, в отличие от одноклассников, употребив 13 глаголов-действий: «Помогал бабушке в деревне, копал, косил, доил корову…» И прочитала я сочинение на родительском собрании и похвалила маму. Нужно было видеть материнские слезы радости! Этой осенью эта мама-бабушка уже второго внука привела в «свою» школу, и пришел Ваня, герой Чеченской войны, с букетом роз и словами: «У меня сын родился!»

     Первая материнская тревога, какая-то тень легла на семейную жизнь, что-то с сыном или дочерью не так получается. Со своим горестным «что же дальше?» идут родители к тебе. Беседы трудные, откровенные. Беседы, чтоб содрогнулось, чтоб задумалось сердце родителя, что ребенок – это тот колодец, в который ты смотришься, что это «твоими» руками он будет обнимать девушку, твоими словами объясняться в любви. Л.Н.Толстой писал, что рождение ребенка создает для родителей особую «область уязвимости». Отцам и матерям стараюсь эту их «уязвимость» перед детьми показать, что каждым своим шагом, поступком оставляют в них крупицу своего разума, своей души. Не устаю повторять бессмертные слова А.С. Грибоедова: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца».

     Когда речь заходит о ребенке, родитель и учитель должны чувствовать то же самое, что при виде тысячелетнего памятника. Вот такую ответственность должен понимать каждый, чтобы на скрипке детской души зазвучали струны, а не веревки.

     Огромную, особо трепетную работу мы проводим по воспитанию чувства долга, чести, толерантности, по сохранению семейных ценностей, памяти рода, древа, корня, откуда они вышагнули в этот мир, на чем будут держаться дальше и что оставят внукам, создаем «Дорогу к дому». Ведь миллионы предков смотрят на нас с надеждой и тревогой: не подведем ли в трудную минуту, защитим ли Отчество, не проспим ли страну. «Нам есть чем гордиться. Это наша история», - писал  А.С. Пушкин.

     Вместе с детьми и родителями мы собрали множество документальных материалов о семейных традициях, о героизме бабушек и дедушек в годы Великой Отечественной войны, о Блокаде, о трудовых подвигах. Разговаривая со своими живыми, ласковыми бабушками, глядя в их слезящиеся глаза и трогая трясущиеся руки, перебирающие пожелтевшие документы и медали, дети видят, как расходятся морщины на их лицах, понимают, что они и есть история страны, которую в таких подробностях, тяготах, не прочитаешь в учебнике, и что мы, последние, кто слышит их рассказ и донесет до потомков правду. В классе дети читают сочинения, приносят и показывают награды их семейных архивов, фронтовые фотографии, похвальные грамоты, похоронные листы, письма с фронта.

     Вот Ксения Андреева читает: «Парамонов Иван Федорович. Захоронен 28 января 1942 года в Братской могиле №159». И вот мы идем по заснеженным дорожкам Пискаревского мемориального кладбища к могиле прадедушки. Поправляем фотографию на березке, бабушка кладет цветы. «Ксюша, я уже старенькая. Мне уже с каждым годом труднее приезжать сюда. Обещай мне не забывать эту могилу», - сказала бабушка. «Обещаю», - ответила я.

    Никита Колосов: «Мой прадедушка Соколов Иван Андреевич во время войны возил снаряды к линии фронта и хлеб по «Дороге Жизни». Прожил интересную жизнь, я горжусь своим прадедушкой…Мне эту историю рассказал мой папа».

     Наташа Камурзоева: «Мой прадедушка Мороз Иван Константинович – Герой Советского Союза. Его именем названа центральная площадь в городе Джетысае, дедушка Пужилов Александр Кузьмич – заслуженный летчик, служил в Афганистане. Папа служил в Венгрии в роте почетного караула. Вот такая у нас военная семейная традиция».

     Андрей Томко: «Мой дедушка Томко Егор Андреевич был командиром атомной подводной лодки. Впервые совершил трансарктический переход подо льдами. Герой Советского Союза».

    Иванова Даша держит в руках книгу Ф. Езерского «Девушка с Петроградской стороны» о подвиге своей бабушки, фронтовой медсестры.  Издалека смотрят на нас осиянные вечным светом их глаза. И как-то тише становится в классе, и слезы на глазах, и лица задумчивее. В школе мы издали сборник сочинений «Победе посвящается», проводим встречи с ветеранами. Что может быть дороже детских вопросов: «А вот эта медаль за что?»

     Мы участники, дипломанты, победители городских конкурсов: «Моя семья», «Тебе, Ленинград, посвящаем», «Международный День Матери», «День защиты детей», работы учащихся напечатаны в газете «Моя семья», дети читали их по радио, сотрудничаем с социальным отделением «Жизнь»

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие –

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага.

О.Фокина

     Как множество атомов образует вещество, так множество невидимых ниточек связывают школу и семью. Ласка и любовь, строгость и доброта, требовательность и чуткость, радость и печаль – все переживать вместе – нет это воздуха – сердце ребенка останется каменным.

     Похороны своих учеников… Что может быть страшнее, когда по прошествии лет, ты звонишь своим выпускникам и говоришь одну фразу: «В нашем классе похороны». Он «наш» навсегда. И стоят 32 одноклассника с зажженными поминальными свечами рядом с двумя осиротевшими поникнувшими родителями. Но и в эту минуту быть вместе.

     А радость и счастье! Когда ребенок приходит и сообщает: «У меня братик родился!» Мы поздравляем его, радуемся всем классом, ведь это значит, что на земле появился  сын, брат, внук, племянник… И так круговая порука, значит, ты кому-то нужен.

    Опыт?! Имя ему – человечность, благо. Перспективы?! Конечно, тоже человечность, любовь, энергия, поиск неизведанных путей…

    Прикасаться к сердцу ребенка живой водой своего сердца, а не ржавой пилой, успокаивать боль родителей, врачевать горести. Превратить искру в яркий факел – вот в чем мучительно трудная, то благородная задача учителя, чтобы не осталось ни одной надломленной души, трагедии детского сердца.

     Отцы «уходят», дети становятся отцами; «и наши внуки в добрый час из мира вытеснят и нас». Чтобы этот час был добрым, чтобы бесследно не исчезнуть неизвестной пылинкой – воспитывай детей.

     Вспоминается телефонный звонок прабабушки моего нынешнего шестиклассника Андрюши Фирсова: «Спасибо, доченька! Я бы пришла в школу сказать тебе «спасибо», да ноги плохо ходят, мне 93 года».

    Свет школьных окон горит, как вечный огонь, значит, мы есть, мы будем светить, мы будем жить и ждать вас, наших родителей, наших детей, наших учеников. Любите, рожайте, приводите своих детей в нашу школу! Живите долго! Да не оборвется ниточка жизни, чтобы вслед за Пушкиным мы могли воскликнуть:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен.

     И пусть всегда цветочные ручейки текут к нам в школу 1 сентября. Чтобы и через сто лет, как и поэт, вы могли сказать:

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы

доклад на тему  "Взаимодействие семьи и школы как условие формирования позитивного социального облика школы" был представлен на круглом столе,посвященнном дню Матери.На примере отдельно взятого у...

Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.

Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка - главная роль семьи. Однако не все родители стремятся оказать должное вн...

«Школа рекламы книги – основа взаимодействия семьи и школы в вопросах формирования читательской культуры»

Данный проект рассчитан на обучающихся 3-4 классов. Основной целью проекта является повышение читательской компетентности у обучающихся 3-4–х классов через использование совместных форм работы семьи и...

Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.

Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...

Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»

Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....

Образование во взаимодействии семьи и школы: опыт и перспективы. Программа "Растим профессионалов".

В 2018-2019 учебном году в 207 школе стартовала программа «Растим профессионалов».Цель: Использовать  потенциал сообщества родителей обучающихся для  создания условий профессиона...

Взаимодействие семьи и школы: проблемы и перспективы

Взаимодействие с семьей – одна из актуальных и сложных проблем в работе общеобразовательного учреждения и каждого педагога. Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно д...