Лекции
план-конспект занятия (11 класс)

Для эффективной работы педагога дополнительного образования необходимо проводить открытые уроки, для проведения занятий необходимо составлять конспекты. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекция

Тема занятия: Постановка транспортного средства в  « бокс» передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

Учебная цель:

научить учащихся управлению автомобилем при постановке транспортного средства в  «бокс»  передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево);

развивающая:

 развивать  навыки  руления,  навыки управления автомобилем,

правильности действий органами управления при выполнении упражнений;

 воспитательная:

воспитывать у учащихся чувство индивидуальной ответственности, способность к личному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации.

Учебное время - 2 часа

Материально-техническое оснащение: учебный автомобиль, схема движения (Приложение № 1, Приложение № 2).

План  занятия

I.  Вводный инструктаж - 25 мин.

  1. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом.
  2. Сообщение темы и задач урока. Проверка наличия  у  учащегося книжки учета вождения.
  3. Актуализация опорных знаний и навыков учащихся. Опрос по теории.
  4. Повторение на практике выполнения учеником разворота на ограниченном участке с применением заднего хода.

II. Изучение нового  материала – 15 мин.

   1.  Инструктаж мастера  по выполнению  постановки  транспортного средства в  « бокс» передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево).

   2. Демонстрация мастером выполнения упражнения с комментариями.

   3. Рассмотрение возможных типичных ошибок, затруднений, способов их предупреждения и устранения.

III. Текущий инструктаж - 60 мин.

1. Закрепление и проверка усвоения учащимися материала инструктажа.  

2.  Пробное выполнение учащимися приемов и способов выполнения изучаемой операции.

IV. Заключительный инструктаж – 10 минут.

Ход занятия

I.  Вводный инструктаж.

1. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом.

2. Сообщение темы и задач урока. Проверка наличия  у  учащегося книжки учета вождения.

3. Актуализация опорных знаний и навыков учащихся. Опрос по теории.

  •  проезд  по «змейке» передним ходом;
  •  разворот на ограниченном участке с применением заднего хода.

4.  Повторение на практике выполнения учеником разворота на ограниченном участке с применением заднего хода.

II. Изучение нового  материала.

   1.  Инструктаж мастера  по выполнению  постановки  транспортного средства в  « бокс» передним и задним ходом из положения с предварительным поворотом направо (налево). (Схема движения выдана учащемуся)

          Перед тем как начать движение из положения I, внимательно рассмотрите схему движения. Особое внимание обратите на момент начала вращения рулевого колеса.  Выполнение упражнения производится в следующей последовательности:

— из исходного положения I начинаете движение задним ходом с наблюдением за траекторией движения через заднее стекло;

— двигаетесь медленно, за счет неполного включения сцепления;

— педаль сцепления до конца не отпускаете, обеспечиваете медленное движение;

— в положении II начинаете вращать рулевое колесо вправо;

— ориентиром для въезда в «бокс» должна быть у вас только одна правая стойка, обозначенная кружком;

— когда ваш автомобиль окажется в положении III под углом в 45° к исходному положению I и правую стойку вы будете видеть через заднее боковое стекло, начинаете вращать рулевое колесо влево;

— выравниваете автомобиль;

— из положения III начинаете ориентироваться на среднюю стойку «бокса»; середина капота багажника должна направляться на эту стойку;

— выравниваете автомобиль так, чтобы в «бокс» он входил строго по прямой.

          Любое подруливание недопустимо, так как при движении задним ходом траектория движения задних и передних колес разная и происходит значительное уширение полосы движения. Это вы можете увидеть на схеме. Если вы чувствуете, что автомобиль не вписывается в «бокс», то вернитесь в исходное положение I и повторите маневр. Окончательное положение IV определяете по задним стойкам «бокса». Средняя стойка должна быть посередине капота заднего багажника и на расстоянии от него 10–20 см.

Рассмотрим заезд в бокс, расположенный справа по ходу движения автомобиля, из положения I:

— включаете переднюю передачу и начинаете движение прямо передним ходом из положения I;

— вращаете рулевое колесо влево;

— направляете автомобиль к левому краю коридора;

— не доезжая до границы коридора за 1 — 1,5 м начинаете вращать рулевое колесо вправо;

— останавливаете автомобиль в положении II под углом в 45° к исходному положению так, чтобы правую стойку вы могли видеть через заднее боковое стекло;

— включаете заднюю передачу;

— начинаете движение задним ходом, наблюдая за правой стойкой «бокса»;

— после начала движения рулевое колесо начинаете вращать влево, выравнивая автомобиль;

— приближаясь к «боксу», начинаете ориентироваться по средней стойке «бокса»;

— дальнейшее движение и остановку автомобиля осуществляете так же, как и при движении из положения I.

  3. Демонстрация мастером выполнения упражнения с комментариями.

      (Тренировка заезда в «бокс», когда он будет слева от исходного положения. Он будет выполняться зеркально по отношению к рассмотренным схемам. Ориентиром теперь будет крайняя левая стойка, и наблюдение за траекторией движения можно осуществлять, повернувшись влево через открытое окно двери).

4. Рассмотрение возможных типичных ошибок, затруднений, способов их предупреждения и устранения.

III. Текущий инструктаж.

1. Закрепление и проверка усвоения учащимися материала инструктажа.  

2.  Пробное выполнение учащимися приемов и способов выполнения изучаемой операции.

IV. Заключительный инструктаж

1. Анализ успешности выполнения упражнений.

2. Разбор ошибок, пути их предупреждения и устранения.

3. Анализ выполнения учащимися правил безопасности, организации труда, использования рабочего времени.

4. Сообщение оценок, темы следующего урока. Запись в книжке учета вождения автомобиля.

Приложение № 1.

Приложение № 2.



Предварительный просмотр:

Лекция

Тема: Начальное обучение. Приемы управления автомобилем.                                                                                         

Цель занятия:

научить учащихся выполнять трогание с места, переключать передачи в восходящем и нисходящем порядке, приёмам плавного торможения и остановки;

развивать навыки руления, управления автомобилем, правильности действий органами управления при трогании с места, движения с переключением передач, правильности переключения передач в восходящем и нисходящем порядке, приема плавною торможения и разгона автомобиля;

воспитывать у учащихся чувство индивидуальной ответственности, способность к личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их социальной адаптации.

Оборудование: учебный автомобиль, автодром.

План урока.

I. Актуализация опорных знаний и навыков учащихся. Сообщение темы и цели урока. 10 минут.

II. Контрольный осмотр автомобиля и подготовка его к работе. - 10 минут.

 III.  Основная часть - 90 минут.

 IV. Заключение - 10 минут.

Ход урока.

I. Актуализация опорных знаний и навыков учащихся. Сообщение темы и цели урока.

1. Беседа.

  • Перечислить все органы управления автомобилем.
  • Как выполняется контрольный осмотр автомобиля перед выездом?

 II. Контрольный осмотр автомобиля перед выездом (выполняет учащийся под контролем мастера).

III. Изучение нового материала.

  1. Учащийся получает инструкционную карту, которая содержит рекомендации по выполнению упражнений по теме.

Инструкционная карта.

Задание.

Рекомендации по выполнению упражнения.

Самоконтроль. Время

Задание №1.

1. Подготовка и пуск двигателя, наблюдение за показаниями контрольно- измерительных приборов

1.  Проверить наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

  1. Проверить наличие масла в картере двигателя.
  2. Для облегчения прокручивания коленчатого вала стартером выключить сцепление.
  3. Рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.
  4. Стояночный тормоз затянуть.
  5. Включить зажигание и повернуть ключ на стартер.
  6. После пуска прогреть двигатель, наблюдая за показаниями контрольных приборов.

При наличии температуры охлаждающей жидкости до 50-60 градусов по С можно начинать движение.

20 минут.

2. Тренировка в трогании с места, движение по прямой 20-30 м.

  1. Выжать сцепление, включить первую передачу.
  2. Медленно отпуская педаль сцепления, нажимая одновременно педаль дросселем, начинаем движение.
  3. Плавно надавливая на педаль дросселем, разгоняем автомобиль до 20 км/час, переключаем на вторую передачу.

3. Плавное торможение и остановка.

  1. Нажать педаль сцепления.
  2. Плавно затормозить автомобиль, нажимая педаль рабочего тормоза.
  3. Поставить нейтральную передачу.
  1. Затянуть стояночный тормоз.
  1. Выключить зажигание.

Задание 2. Трогание с места. разгон и  последовательное переключение передач в восходящем порядке.

  1. Включить левый поворот.
  2. Выжать сцепление, включить первую передачу.
  3. Медленно отпуская педаль сцепления, нажимая одновременно педаль дросселем, начинаем движение.
  4. Плавно надавливая на педаль дросселем, разгоняем автомобиль до 20 км/час, переключаем на вторую передачу.
  5. Плавно надавливая на педаль дросселем, разгоняем автомобиль до 40 км/час, переключаем на третью передачу.

5. Плавно надавливая на педаль дросселем, разгоняем автомобиль до 60 км/час, переключаем на четвертую передачу.

30 минут.

2. Выполнение движения с поворотами.

  1. Для выполнения поворота направо включаем сигнал правого поворота.
  2. Снижаем скорость до 40 км/ч, отпуская дроссельную заслонку, включаем третью передачу.
  3. Снижаем скорость до 20 км/ч, отпуская дроссельную заслонку, включаем вторую передачу.
  4. Выполняем поворот вправо.
  5. Для выполнения поворота налево включаем сигнал левого поворота.
  1. Снижаем скорость до 40 км/ч, отпуская дроссельную заслонку, включаем третью передачу.
  2. Снижаем скорость до 20 км/ч, отпуская дроссельную заслонку, включаем вторую передачу.
  3. Выполняем поворот налево.

3. Регулирование скорости движения педалью управления дроссельными заслонками.

  1. Плавно надавливая на педаль дросселем, разгоняем автомобиль до 20 км/час, переключаем на вторую передачу.
  2. Плавно надавливая на педаль дросселем, разгоняем автомобиль до 40 км/час, переключаем на третью передачу.
  3. Плавно надавливая на педаль дросселем, разгоняем автомобиль до 60 км/час, переключаем на четвертую передачу.
  4. При снижении скорости выполняем все в обратном порядке.

Задание 3. Приемы плавного торможения рабочим тормозом и остановка.

1.Включить        правый поворот.

  1. Снизить скорость .
  2. Нажать педаль сцепления.
  3. Плавно затормозить автомобиль, нажимая педаль рабочего тормоза.

5. Поставить нейтральную передачу.

6. Затянуть стояночный тормоз.

7. Выключить зажигание.

25 минут.

IV. Закрепление материала. Познакомившись с правилами выполнения данных упражнений, прослушав рекомендации мастера, учащийся выполняет данные упражнения, контролируя время, отпущенное на выполнение и закрепление данных маневров.

V. Заключение. Итог урока.

  • Каковы действия водителя во время выполнения упражнения «Трогание с места, разгон и последовательное переключение передач в восходящем порядке?

 -  Как правильно остановить транспортное средство?

 VI. Оценивание



Предварительный просмотр:

План – конспект

внеурочного занятия по ФГОС

Преподаватель: Коньшин И.Н..

Класс – 10-е классы
Тема занятия: « Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля.»
Тип занятия: урок открытий новых знаний.
Технология занятия: информационные технологии, проектная технология.
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Развивающая цель: Формирование у детей понятия термина «Автомобиль», умение давать и разъяснять классификацию автомобилей, объяснить общее устройство автомобиля. Развивать исследовательские навыки.
Воспитательная цель: уважительное отношение к окружающим, умение работать в коллективе. 
Формирование УУД:
Личностные действия:  учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,
 Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Основные понятия: «Автомобиль», «Грузовые автомобили», «Пассажирские автомобили» , «Специальные автомобили», «Двигатель», «Шасси», «Кузов», «Трансмиссия», «Сцепление», «Коробка передач», «Карданная передача», «Ведущий мост», «Ходовая часть», «Рулевое управление», «Тормозная система».
Оборудование: нетбук, интерактивная презентация, наглядные пособия (плакат с изображением устройства автомобиля, карточки с заданиями и таблицы), проектор.


Этап занятия


Действия учителя 


Деятельность учащихся 


УУД


1. Мотивационный этап (1-2 минуты)


- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Пожелайте мысленно друг другу что-то хорошее.



Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.


2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)


Сегодняшнее занятие мы начнем с определения «Автомобиль». Можете ли вы сами дать определение?

Вы правы, в учебнике дано определение, давайте прочтем его.

Итак, о чем же мы будем сегодня говорить?


-Вы правы, но так как время у нас ограничено, мы сегодня рассмотрим основные термины и понятия, касающиеся автомобилей.
- Как вы думаете, как классифицируются автомобили? Какие автомобили вы знаете?

- Давайте посмотрим презентацию (Smart) Слайд 1 и узнаем точную классификацию.

- Ребята, автомобили делятся не только по назначению на грузовые, пассажирские и специальные. Они так же подразделяются по разным типам (по типам шасси и по типу двигателя) Посмотрите на слайд 2  презентации (Smart)

- Для обозначения марки отечественного автомобиля используют сокращенные название завода- изготовителя и через дефис – цифру, указывающую номер автомобиля. Можете привести пример?

- Цифровое обозначение для базовых моделей состоит из четырёх цифр. Первая цифра обозначает класс, вторая – вид автомобиля, а последующие две цифры – номер модели. Номер модификации базовой модели обозначают пятой цифрой Шестая – указывает  на номер экспортного варианта. Принятая классификация представлена  на слайде презентация (Power Point)

- Исходя из данных таблицы, представленной на слайде, можно сказать, что вы можете сказать о  марке грузового автомобиля ГАЗ – 3307?

-Посмотрите внимательно, есть ли исключения в данной таблице?

- Выполните задание на карточках письменно. Глядя на таблицу расшифруйте марки автомобилей. (на карточках для каждого ученика написана марка автомобиля  и дана таблица для расшифровки)


Учащиеся слушают учителя, высказывают свою точку зрения.
Ответы уч-ся: Это транспортное средство.

Ответы уч-ся: Об автомобилях и обо всем, что с ними связано.




Ответы уч-ся: Грузовые, легковые, пожарные, милиция и т.д.

(Учащиеся смотрят презентацию о классификации автомобилей)

(Учащиеся смотрят классификацию и читают вслух информацию представленную на слайде)

Ответы уч-ся:- ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, Камаз и т.д

Учащиеся изучают презентацию.

Ответы уч-ся:- Этот автомобиль третьего класса, имеет массу 7,7 т. С бортовой платформой, номер модели серийного выпуска 07.

Ответы уч-ся:

Да, исключение составляет первая цифра в марке автомобилей «Бычок» и «Газель».

Выполняют самостоятельно.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД:
определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.


Этап открытий новых знаний.

( 20 мин)


1. Проектная деятельность.


2. Постановка проблемы


3. Выдвижение гипотезы


- Посмотрите, пожалуйста,  на слайд 4. Вы видите следующие определения общего устройства автомобиля.

- Сейчас займемся созданием проекта. Итогом выполнения проектного задания будут ваши презентации. Вы будете работать в группах из 5 человек.  Для выполнения этого задания вам понадобятся нетбуки. Ваша задача – сделать презентацию, которая раскрывает определение устройства, его изображение и положение в автомобиле.

Группа 1 (Двигатель)

Группа 2 (Кузов)

Группа 3 (Шасси)


Создание презентации будут состоять из двух этапов. 1 этап – наброски проекта. 2 этап – коррекция и оформление.

- Попробуйте сформулировать проблему, которая возникла перед вами.

- Теперь подумайте и выработайте план работы над проектом.

- Для того, чтобы решить эту проблему, нужно понять цель задания. Распределите поиск нужной информации и оформление для презентации  в соответствии с количеством человек в группе.


Слушают учителя, формулируют проблему, распределяют деятельность по группам. Создают проект.


Личностные УУД: 

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»


Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.

Познавательные УУД:

перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,

самоконтроль.


4. Работа с эталоном.

( 5- 7 мин)


- Ребята, я вижу, вы закончили 1 этап работы, и теперь я обращаю ваше внимание на экран. Наступила минутка описания общего устройства автомобиля, а вы, пользуясь моментом, по необходимости корректируете свою работу.

(электронная презентация )

Физкультминутка для глаз.


Дети слушают и смотрят презентацию символов и проводят коррекцию работ по необходимости.


Познавательные УУД:

систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: 

Самоконтроль и коррекция.


Рефлексия

( 10 мин)


- Покажите всем Ваш продукт деятельности – презентацию по определённому устройству автомобиля.

- А теперь давайте все вместе вспомним что такое автомобиль, как классифицируются автомобили и назовем детали из которых состоит общее устройство автомобиля.


Работа с интерактивной доской:

1)определить назначение различных автомобилей.
3) исправить ошибки.

На сегодлняшнем занятии мы начали изучать тему « Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля. »
И у нас есть уже результаты – это ваши презентации.
Защита проекта пройдет на следующем занятии.

Вспомните цель, поставленную в начале занятия. Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете? 

Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки.


Учащиеся представляют презентации.





Дети выполняют задания.

Работают у доски индивидуально.

Отвечают на вопросы учителя


Личностные УУД:Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.

^Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные УУД:

выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.
^ Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,

самоконтроль, самооценка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

проведения занятия
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Автодело»
раздел «Правила Дорожного Движения»

Конспект составили:

Коньшин И.Н,
педагог дополнительного образования;

п.Пионерский

2017 год


Место проведения    Аудитория.

Время проведения   45 минут.

Участвуют                 Мальчики и девочки 14 – 16 лет  (12 человек)

Тема

Режим движения по автомагистралям и жилым зонам. Занятие № 39

Цели

1.  Формирование у подростков сознательного и ответственного отношения к вопросу личной и общественной безопасности в условиях дорожного движения.

2. Обучение навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах, в целях профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи

1.  изучение правил дорожного движения.

2. развитие самостоятельности в принятии решений в дорожно-транспортных ситуациях.

3. развитие таких качеств личности как: наблюдательность, внимание, ответственность.

4. воспитание умения самостоятельно применять полученные знания правил дорожного движения в повседневной жизни.

5. воспитание культуры безопасного поведения на дороге.

Ресурсы

Материальное обеспечение: Школьная доска, видео-проектор с экраном, персональный компьютер, видео-материал, журнал учёта наличия и успеваемости учащихся.

Методы и приемы

Словесный метод  – объяснение, наглядный метод – метод иллюстрация и демонстрация, метод проблемного обучения – исследовательский метод.

Содержание занятия

Время

Организационно-методические указания

               ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

10 мин.

Приветствие, объявление темы, цели, задач и содержания занятия.

3 мин.

Проверка наличия учащихся, готовность к занятию.

Мотивация к учебной деятельности.

2 мин.

Презентация видео ролика об автомагистрали.

Актуализация знаний.

5 мин.

Активизация уже имеющихся знаний необходимых для овладения новым материалом.

Проверка знаний дорожных знаков, разметки, начало движения, маневрирования в ходе опроса (приложение 1).

               ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

30 мин.

Раздел  ПДД: движение по автомагистрали:

Запрещённые действия.

Вынужденная остановка.

6 мин.

Перечисляются запрещённые действия на автомагистрали, а так же действия необходимые при вынужденной остановке (приложение 2).

Раздел  ПДД: движение в жилых зонах:

Приоритет в жилой зоне.

Запрещённые действия

Обязанность водителя при выезде из жилой зоны

7 мин.

Рассказ о тех, кто имеет приоритет в жилой зоне, какие действия запрещены в жилой зоне, какие обязанности должен выполнить водитель при выезде из жилой зоны (приложение 3).

Отметить, что все сказанное распространяется и на дворовые территории.

Физкультминутка

1 мин.

1) и.п. – стоя, 1 – глаза смотрят на право, 2 и.п., 3 – 4 в другую сторону.

5 – в верх, 6 и.п., 7 – в низ, 8 и.п.

2) и.п. – стоя, 1 – голову наклонить направо, 2 – и.п., 3 – голову наклонить налево, 4 – и.п., 5 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать, 6 – и.п. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный.

3) и.п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.  Затем повторить еще 3 – 4 раза. Темп средний.

4) и.п. – стоя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

Проведение конкурса для оценки овладения новым материалом.

10 мин.

Конкурс проводится на базе онлайн сервиса Kahoot.

Преподаватель выводит обучающую викторину на проектор.

Ученики  подключаются к онлайн сервису при помощи своих смартфонов.

По итогам игры, определяется победитель.

Просмотр видео-роликов

5 мин.

На прокторе демонстрируются видео ролики произошедших ДТП. Преподаватель комментирует происходящее.

               ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:

5 мин.

Подведение итогов занятия.

5 мин.

Указываются ошибки,  допущенные обучающимися в ходе игры, даются рекомендации.

Задаётся домашнее задание.


Список литературы:

  1. Правила дорожного движения Российской Федерации. утв. Советом Министров – Правительства Российской Федерации 23.10.1993 г.: по состоянию на 22.09.2016 г. – М.: Мир Автокниг, 2016;
  2. Правила дорожного движения для начинающих 2016 со всеми изменениями (автор: Н. Жульнёв);
  3. Физическая культура. 10-11 кл. Книга для учителя (автор Г.И. Погадаев).

- плотность урока составляет 80%;

- в содержательную часть урока  включены вопросы, связанные с безопасностью дорожного движения, способствующие формированию у подростков сознательного и ответственного отношения к вопросу личной и общественной безопасности в условиях дорожного движения;

- смена видов учебной деятельности  осуществляться через 5-10 мин.;

- в урок включены виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;

- в течение урока использованы  3 технологии преподавания: активное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ

  1. Какие группы знаков вы знаете?

- Предупреждающие знаки, Знаки приоритета, Запрещающие знаки, Предписывающие знаки, Знаки особых предписаний, Информационные знаки, Знаки сервиса.

  1. Опишите такие знаки, как: «Затор», «Прочие опасности», «Главная дорога», «Уступи дорогу», «Въезд запрещён», «Ограничение максимальной скорости», «Движение прямо», «Автомагистраль», «Направление движения по полосе», «Начало полосы», «Конец полосы», «Начало населённого пункта», «Конец населённого пункта», «Место отдыха».

- ответ содержит описание формы, цвета фона и/или окантовки, символа.

  1. Какие действия необходимо предпринять перед началом движения? Какие при прекращении движения?

- убедиться в безопасности начала маневра, включить указатель поворота, начинать движение, не создавая помех движущимся транспортным средствам.

- убедиться в безопасности и возможности совершения маневра, включить указатель поворота, выполнить остановку.

  1. Как необходимо действовать при наличии полосы торможения и как при наличии полосы разгона?

- при наличии полосы торможение необходимо включить указатель поворота, не меняя скорости движения перестроиться на полосу торможения. Снижать скорость движения транспортного средства возможно только находясь на полосе торможения.

- при наличии полосы разгона необходимо включить указатель поворота, убедиться в безопасности маневра, не создавая помех транспорту, идущему по полосе движения, выполнить перестроение.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ДВИЖЕНИЕ ПО АВТОМАГИСТРАЛЯМ

16.1. На автомагистралях запрещается:

  • движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
  • движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;
  • остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаком 6.4 http://www.xn----8sbka1akndeg.com/pdd/img/z6.4.png или 7.11 http://www.xn----8sbka1akndeg.com/pdd/img/z7.11.png;
  • разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;
  • движение задним ходом;
  • учебная езда.

16.2. При вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями раздела 7 Правил и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).

16.3. Требования данного раздела распространяются также на дороги, обозначенные знаком 5.3 http://www.xn----8sbka1akndeg.com/pdd/img/z5.3.png.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ДВИЖЕНИЕ В ЖИЛЫХ ЗОНАХ

17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 http://www.xn----8sbka1akndeg.com/pdd/img/z5.21.png и 5.22 http://www.xn----8sbka1akndeg.com/pdd/img/z5.22.png, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.

17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.

17.3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.

17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.



Предварительный просмотр:

Лекция

Тема: Виды и периодичность технического обслуживания автомобилей.

Цель урока: Способствовать изучению и усвоению знаний учащимися о видах и периодичности технического обслуживания автомобилей. Ознакомить с существующей планово предупредительной системой проведения технических обслуживаний.

Задачи урока:

        Образовательные: 1. Познакомить учащихся с общими принципами планово        

                                                 предупредительной системы технического обслуживания

                                                 автомобилей.

                                              2. Рассмотреть перечень работ, которые включает в себя

                                                  каждый вид технического обслуживания.

                                              3. Знание вопросов охраны труда.

        Воспитательные:  1. Формирование у учащихся профессионально важных качеств

                                                  будущих водителей.

                                              2. Экологическое воспитание.

        Развивающие:          1. Развитие сознательной дисциплины и интереса к профессии,

                                                   умению анализировать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Методы урока: Объяснение, беседа, практическая работа.

Форма урока: Классно-групповое занятие.

Оборудование: Автоматизированный обучающий комплекс по предмету «Устройство и техническое обслуживание автомобиля», плакаты, действующий автомобиль ВАЗ-21063.

Время: 45 мин.

Учащиеся должны знать: 1. Сущность планово предупредительной системы

                                                   технических обслуживаний.

                                                2. Виды технических обслуживаний.

                                                3. Перечень работ, которые включает в себя каждый вид

                                                     технического обслуживания.

                                                 4. Понятие о составлении технологических карт для

                                                      проведения технических обслуживаний.

Учащиеся должны уметь: 1. Самостоятельно выполнять операции ЕТО (ежедневного

                                                     технического обслуживания ).

                                                 2. Пользоваться безопасными приёмами при выполнении

                                                     работ.

                                                 3. Соблюдать требования экологической безопасности.

План урока: 1. Организационный момент – 3 мин.

                        2. Изучение нового материала – 25 мин.

                        2.1. Сущность планово предупредительной системы ТО – 10мин.

                        2.2. Виды технических обслуживаний – 10 мин.

                        2.3. Понятие о технологических картах проведения технических

                               обслуживаний – 5 мин.

                        3. Практическая работа – « Проведение ежедневного технического

                            обслуживания автомобиля» - 10 мин.

                        4. Закрепление материала – 5 мин.

                         5. Подведение итогов урока, домашнее задание – 2 мин.

Литература: В.А.Родичев «Грузовые автомобили», М.; «Академия», 2005., В.А. Родичев, А.А. Кива «Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей»

                                             ХОД  УРОКА:

Этапы проведения занятия

Время

проведения, мин.

Деятельность преподавателя

Деятельность

учащихся

1

Организационный момент.

     3

Проверка готовности к уроку. Объявление темы, цели и задач урока.

 Запись темы урока учащимися в тетрадь.

2

2.1

2.2

2.3

Изучение нового материала.

Сущность планово-предупредительной системы ТО, 10 мин.

 Задача: дать понятие о планово- предупредительной системе ТО. Активизация внимания.

Виды технических обслуживаний. Цель: дать понятие о назначении и объеме работ, которые выполняются при каждом очередном ТО.

Задача: активизировать внимание учащихся.

Понятие о технологических картах проведения технических обслуживаний.

Задача: Дать понятие о содержании и назначении технологической карты при выполнении ТО.

Активизировать внимание учащихся.

.

     25

     10

   

 10

   5

Объяснительно-иллюстративным методом изложить новый материал.

Система технического обслуживания (ТО) автомобилей планово-предупредительная, что означает принудительное проведение в плановом порядке через определённый пробег километров. По периодичности, перечню выполняемых работ и трудоёмкости ТО подразделяют на следующие виды: ежедневное ТО (ЕТО); первое ТО (ТО-1); второе ТО (ТО-2); сезонное ТО (СТО).

ЕТО – направлен на обеспечение безопасности движения, поддержания внешнего вида автомобиля и наличие заправки эксплуатационными материалами. Заключается в контрольном осмотре автомобиля перед выездом и после возвращения. Уход за механизмами и системами при выполнении ТО-1 и ТО-2, предназначен для выявления и предупреждения неисправностей и отказов, а также снижения интенсивности изнашивания деталей. СТО- проводится два раза в год (обычно совмещается с очередным ТО), с целью подготовить автомобиль к эксплуатации в холодное и теплое время года.

Объяснить значение технологических карт для технически грамотного выполнения очередных технических обслуживаний. Показать примеры технологических карт для выполнения отдельных операций, и в целом, для проведения очередного ТО.

Запись в конспекте основных положений планово-предупредительной системы ТО, её графическое отображение.

Записать в конспекте перечень операций проводимых при выполнении технических обслуживаний. Зависимость графика проведения ТО от условий эксплуатации

Отобразить в конспекте пример технологической карты ( Замена воздушного фильтра на автомобиле ВАЗ- 21063)

3.

Практическая работа – «Проведение ежедневного ТО».

Задача: Практически выполнить часть операций ЕТО, применяя безопасные приёмы выполнения работ.

Формирование у учащихся профессиональных качеств будущих водителей, обратив особое внимание на экологическую безопасность при проведении работ.

   10

Практически, на автомобиле ВАЗ-21063, выполнить работы по контрольному осмотру автомобиля перед выездом на линию: 1) укомплектованность автомобиля инструментом и принадлежностями; 2) проверить уровень масла в картере двигателя; 3) уровень жидкости в системе охлаждения и в бачке для обмыва стёкол;

4) наличие топлива в баке;

5) давление воздуха в шинах;

6) герметичность тормозной системы, системы питания, смазочной и охлаждения ( по отсутствию подтёков);

7) работу двигателя на слух ( по устойчивой работе на холостом ходу и стукам); 8) люфт рулевого колеса; 9) действия приборов освещения, сигнализации, стеклоочистителя и стеклоомывателя.

Практически выполнить все операции на автомобиле, обратив особое внимание на безопасные методы проведения работ.

4.

Закрепление материала.

Задача: Систематизировать полученную информацию, обратив внимание на способность учащихся анализировать, обобщать, делать выводы.

   5

Используя автоматизированный обучающий комплекс по предмету «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств» систематизировать учебный материал.

5.

Подведение итогов урока, домашнее задание.

    2

Подведение итогов занятия. Ответить на вопросы. Дать задание для самоподготовки : В.А. Родичев «Грузовые автомобили», глава 18, стр. 228…233.

 Записать задание для самоподготовки.

                                 

                       

                                                                 



Предварительный просмотр:

Лекция

По теме: Маневрирование в дорожном потоке.

Любой маневр, как известно, сопровождается разгоном, торможением и выездом из занимаемой полосы. Свобода маневра обеспечивается наличием свободного пространства вокруг автомобиля — безопасной дистанцией и достаточным боковым интервалом.

Плотность потока все время изменяется, поэтому необходимо постоянно контролировать ситуацию вокруг автомобиля и строить траекторию своего движения так, чтобы не создавать помех другим участникам.

Маневрирование транспортных средств регламентируется пунктом 8 ПДД «Начало движения, маневрирование». Но основное правило выполнения любого маневра можно сформулировать так: ваши действия (начало движения, разгон, торможение, повороты, перестроение и др.) должны осуществляться таким образом, чтобы другие участники движения в результате вашего маневра могли сохранить режим своего движения неизменным. Все маневры целесообразно выполнять быстро, особенно в условиях интенсивного движения.

Перестроение в движении

Общие рекомендации при выполнении маневра.

  • Выполняйте перестроение только с конкретной целью (обгон, объезд препятствия, поворот и др.). Менять полосу движения без причины нет смысла;
  • При изменении направления движения обязательно пользуйтесь указателями поворота;
  • Если приняли решение перестроиться и убедились в безопасности маневра, выполняйте его немедленно, так как уже через секунду ситуация может измениться. Если по каким-то причинам вы задержались, то лучше отложить маневр, пока повторно не оцените ситуацию;
  • При перестроении контролируйте «мертвую зону» сбоку автомобиля поворотом головы и коротким взглядом через плечо в сторону перестроения. Одновременно нужно боковым зрением следить за впереди идущим автомобилем на случай его торможения или изменения направления его движения;
  • При перестроении в более скоростной ряд начинайте разгоняться, находясь еще в своем ряду. Для этого можно «отпустить» впереди идущий автомобиль, чтобы обеспечить себе место для разгона и заранее переключиться на низшую передачу, чтобы выполнить разгон в режиме МКМ (максимального крутящего момента). Разгон должен быть максимально интенсивным. Если при этом вы пропускаете автомобиль, за которым собираетесь перестроиться, убедитесь, что за ним никто не следует и ваш маневр будет безопасным.

 Самая лучшая траектория смены ряда – очень плавная кривая.

Перестроение в движении

Когда возникает необходимость повернуть, Правила требуют занять соответствующее положение на проезжей части, т.е перестроиться. Также необходимо помнить, что при любом повороте на перекрестке водитель обязан пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть, а при повороте налево – встречные транспортные средства, движущиеся прямо и направо. Но начинать перестроение нужно тем раньше, чем плотнее поток.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого занятия


Мастер производственного обучения: Коньшин И.Н.

План учебного занятия
Дисциплина: «Устройство и техническое обслуживание автомобилей»
Тема учебного занятия: «Тормозные системы автомобилей. Назначение тормозной системы. Виды тормозных систем автомобилей»
                                         План учебного занятия
Дисциплина: «Устройство и техническое обслуживание автомобилей»
РАЗДЕЛ: Тормозные системы
Тема учебного занятия: Общее устройство, виды и принцип действия тормозных систем
Тип учебного занятия: комбинированный
Цели учебного занятия:
обучения
- сформировать знания: 
1) Об устройстве тормозных систем;
2) О назначении тормозных систем;
3) О видах тормозных систем.
-
обеспечить усвоение знаний о:
1) Требованиях, предъявляемых к тормозным системам;
2) Влиянии погодных условий на эффективность торможения;
3) Факторах, влияющих на процесс торможения.
воспитания:
способствовать формированию интереса к своей профессии и ответственности за результаты своей деятельности по проведению технического обслуживания и ремонта автомобилей и по управлению автомобилем
развития:
способствовать развитию у учащихся познавательных интересов, анализа информации о техническом состоянии автомобилей, самоконтроля и взаимоконтроля.
Содержание знаний и умений
Учащийся должен:
Знать:
-устройство тормозных систем;
- виды тормозных систем и их назначение;
- принцип работы каждой из тормозных систем;
- требования ПДД, предъявляемые к тормозным системам;
- факторы, влияющие на работу тормозных систем.
Уметь:
- рассказать и показать на плакате составные части тормозной системы автомобиля;
- различать каждый из четырёх видов тормозных систем;
- рассчитать остановочный путь автомобиля для различных дорожных условий и скорости движения.
Уровень усвоения: второй
Методы: 
-объяснительно-иллюстративный, беседа, демонстрация работы стендов, макетов и учебных пособий, самостоятельная работа по решению учебных заданий
Средства:
-стенды, макеты, доска, карточки-задания
Формы организации деятельности:
- фронтальная, индивидуальная


                                     ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Основное содержание учебного материала:                                                                                                 Деятельность   преподавателя                                                                                               Деятельность  учащегося                                                                                                                    Метод  деятельности                                                                                                                    Средства                                                                                                                                           Формы  деятельности
Вводная часть
1. Проверка готовности к занятию - 2 мин
Проверка учащихся по журналу Подготовка к уроку

2. Целевая установка 3 мин Сообщение темы урока Запись темы урока в тетрадь                           3. Актуализация опорных знаний у учащихся 5 мин Задаёт вопросы.
Выявляет пробелы в знаниях. Корректирует ответы.  Слушают, вспоминают, отвечают Беседа Перечень вопросов. Плакаты. Доска Фронтальный опрос. Основная часть
4. Введение нового материала 15 мин.  Излагает материал урока в соответствии с планом.
Показывает работу тормозных систем на плакатах, на макетах и на стендах.
Обеспечивает восприятие, осмысление и первичное запоминание.  Слушают, осмысливают, записывают, задают вопросы, отвечают на вопросы Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый Плакаты, стенды, макеты, учебные пособия, Фронтальная
5. Закрепление новых знаний 5 мин Задаёт вопросы. Выявляет пробелы в знаниях.
Корректирует ответы Слушают, вспоминают, отвечают Беседа Перечень вопросов.
Плакаты.  Доска Фронтальный опрос
6. Решение задач по определению остановочного и тормозного пути автомобиля в различных дорожных условиях 10 мин.  Объясняет алгоритм решения задач по определению остановочного и тормозного пути автомобиля. Слушают, осмысливают, записывают, задают вопросы, Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый Доска. Методические пособия,  

Приложение 1 Фронтально- индивидуальная
7. Подведение итогов занятия.
Выдача домашних заданий 5 мин Анализирует и оценивает успешность достижения цели занятия. Подводит итоги занятия Высказывают своё мнение о достижении цели занятия и о его успешности. Записывают домашнее задание беседа Карточка-задание.
Приложение 2 Фронтально-индивидуальная
ПЛАН проведения открытого урока в группе № 5
По предмету: Устройство и ТО автомобилей.
РАЗДЕЛ: «Тормозная система»
Тема: ««Тормозные системы автомобилей. Назначение тормозной системы.
Виды тормозных систем» (Всего по плану = 2 часа).
Ознакомить учащихся с темой урока и рекомендуемой учебной литературой
1. Краткая история развития тормозных систем автомобилей
2. Назначение тормозных систем автомобилей
3. Общие технические требования к тормозным системам автомобилей .
4. Общие сведения о типах тормозных систем современных автомобилей (определения):
Рабочая тормозная система (пневматическая или гидравлическая);
Запасная тормозная система;
Стояночная тормозная система (механическая ручная);
Вспомогательная тормозная система.
Провести краткий устный опрос учащихся по пройденному материалу:
по назначению тормозных систем;
по общим требованиям к тормозным системам;
по типам тормозных систем автомобилей.
5. Показать и объяснить на доске ход решения двух практических задач по определению тормозного пути и эффективности процесса торможения в различных дорожных условиях. 
6. Подведение итогов урока и выдача домашнего задания. 
Раздать индивидуальные домашние задание по пройденному материалу. (Каждому учащемуся дома решить задачу самостоятельно).
Литература:
Чумаченко Ю.Т. «Автослесарь» стр. 204-207.
Ханников А.А. Учебное пособие «Автослесарь» стр. 207-210.
Наглядные пособия:
1. Учебное пособие № 10А-40 Макет: «Стояночный колодочный тормоз»
2. Плакат № 1 «Тормоза дисковые и колодочные с гидравлическим приводом двойного действия»
3. Плакат № 2А и № 2Б «Система тормозов автомобиля «ЗИЛ-130» (рабочая и стояночная на КПП)
4. Плакат № 3 «Основные требования к тормозным системам»
5. Макет передней подвески автомобиля «ВАЗ-2101» с дисковыми тормозами
6. Стенд «Гидравлическая тормозная система с АБС переднеприводного автомобиля «ВАЗ -2112»
7. Родичев В.А. Альбом «Грузовые автомобили». Устройство и техническое обслуживание. Стр.28-29 Гидравлическая тормозная система. Стр.30-31. Пневматическая тормозная система.
Раздаточный материал:
Индивидуальное задание на контрольную (практическую) работу:
Тормозные свойства автомобилей в зависимости от скорости движения и состояния дорожного покрытия. Таблица № 1.
Зависимость пути, пройденного автомобилем от времени реакции водителя и скорости движения. Таблица № 2
Зависимость пути, пройденного автомобилем от времени срабатывания тормозов и скорости движения. Таблица № 3
Условия задачи № 1 и № 2 для самостоятельной работы 
Конспект урока 
Вопрос № 1. Краткая история развития тормозных систем автомобилей 
Первые тормозные системы применялись ещё на гужевом транспорте. Лошадь разгоняла повозку до относительно больших скоростей и сама не справлялась с ее остановкой. Первые механизмы тормозили само колесо посредством ручного рычага или системы рычагов. Деревянная колодка, иногда — с обитой кожей поверхностью прижималась к ободу колеса, затормаживая его, однако в сырую погоду это было малоэффективно.
С тех пор тормозной механизм прошел серьезную эволюцию. Наибольшее развитие в разработке тормозных систем произошло с появлением автомобиля.
Первые автомобили использовали тот же самый колодочный тормоз, что и конные экипажи. Например, на первых автомобилях Бенца колёса тормозились именно колодками, обитыми кожей. 
Это было малоэффективно, к тому же кожа быстро истиралась, и на протяжении поездки порой приходилось несколько раз менять кожанные накладки. 
Уже в начале XX века серийные легковые автомобили стали развивать скорость более 100 км/ч час, что сделало жизненно необходимым наличие эффективной тормозной системы. 
Первыми по-настоящему эффективными были барабанные тормозные механизмы, принцип действия которых мало изменился до наших дней. (ПОКАЗАТЬ действие тормоза на МАКЕТЕ № 10А-40).
В пятидесятых годах ввиду существенного роста мощности двигателей появилась необходимость значительного повышения эффективности тормозов серийных автомобилей за счёт применения всевозможных усилителей , как гидравлических так и пневматических.
От водителя требовалось особое мастерство, чтобы нажимая на педаль тормоза, особенно в аварийных ситуациях, не допустить БЛОКИРОВКИ колёс автомобиля.
Опытные водители применяют в таких случаях СТУПЕНЧАТОЕ или ПРЕРЫВИСТОЕ торможение на грани блокировки колёс, периодически слегка отпуская педаль тормоза. 
(Показать ГРАФИКИ СТУПЕНЧАТОГО или ПРЕРЫВИСТОГО торможения на классной ДОСКЕ).
Но, как показала практика, в аварийных ситуациях даже очень опытный водитель может допустить ошибку при выполнении такого торможения, что увеличивает вероятность возникновения ДТП.
Успешно решить эту проблему позволило внедрение системы АБС в гидравлическом приводе тормозов современных автомобилей. Автоматическая система контроля за давлением, возникающем в тормозном контуре позволяет исключить блокировку колёс автомобиля даже при резком нажатии на педаль тормоза. (Показать работу гидравлического привода тормозов с АБС на учебном Стенде)
Вопрос № 2 Назначение тормозных систем автомобилей 
Тормозная система — это устройство, предназначенное для уменьшения скорости или полной остановки автомобиля, а также для удержания автомобиля во время стоянки на месте без движения. 
Тормозное управление является важнейшим средством обеспечения АКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ автомобиля. Требования к тормозным системам регламентированы государственным стандартом и международными правилами.
Автомобильный транспорт является самым небезопасным из всех доступных человеку. По всем данным именно ДТП ставят на первое место по числу погибших и пострадавших. По этим параметрам автомобили значительно обгоняют железнодорожный, авиационный и водный транспорт.
Общий итог: Примерно 80 % ДТП происходит по вине водителей!!!
Это лишний раз свидетельствует о том, что Вы, как будущие водители и автомеханики ДОЛЖНЫ и ОБЯЗАНЫ на только соблюдать ПДД, но и содержать свое и ремонтируемое транспортное средство в технически исправном состоянии, и в первую очередь его ТОРМОЗНУЮ СИСТЕМУ!!!
Вопрос № 3 Общие технические требования к тормозным систем автомобилей 
Тормозная система автомобиля должна быть исправной и эффективной и обеспечивать тормозной путь установленный заводом изготовителем.
В тормозной системе автомобиля не должно быть утечек.
Стояночная тормозная система должна обеспечивать неподвижное состояние:
- всех ТС с полной нагрузкой на уклоне до 16 % включительно;
- легковых автомобилей и автобусов в снаряжённом состоянии на уклоне до 23% включительно;
- грузовых автомобилей и автопоездов в снаряжённом состоянии на уклоне до 31% включительно.
4. Кроме того, к тормозным системам предъявляют следующие общие требования:
- минимальный тормозной путь;
- сохранение устойчивости автомобиля при торможении;
- наличие сигнализации, оповещающей водителя о неисправности тормозной системы.
Вопрос № 4. Общие сведения о типах тормозных систем современных автомобилей:
Рабочая тормозная система (пневматическая или гидравлическая);
Запасная тормозная система;
Стояночная тормозная система (механическая ручная);
Вспомогательная тормозная система.
Рабочая тормозная система используется при всех режимах движения автомобиля для снижения его скорости до полной остановки. Является наиболее эффективной.
Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля при отказе рабочей тормозной системы.
Стояночная тормозная система служит для удержания остановленного автомобиля на месте, чтобы исключить его самопроизвольное движение.
Вспомогательная тормозная система обязательна для автобусов полной массой более 5 т и грузовых автомобилей полной массой более 12 т. Предназначена для торможения на длительных спусках. Должна поддерживать скорость 30 км/час на спуске с уклоном 7 %, протяжённостью 6 км.
Провести краткий устный опрос учащихся по пройденному материалу:
Для чего нужна тормозная система автомобилю?
Какие требования предъявляются к тормозным системам?
Для чего нужна стояночная тормозная система?
На каких автомобилях применяется вспомогательная тормозная система?
Для чего нужна запасная тормозная система?
Вопрос № 6. Проведение разбора ситуации на дороге по эффективности действия тормозной системы автомобиля
Для наглядности этих требований и анализа действий водителя в соответствии с этими требованиями , давайте рассмотрим дорожные ситуации, возникающие в момент обнаружения водителем ОПАСНОСТИ и совершения аварийного (экстренного) торможения для предотвращения ДТП
СХЕМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ № 1 (Показать на ДОСКЕ)
Водителю автомобиля, при движении в попутном потоке машин, требуется определить безопасную дистанцию до впереди идущего ТС в различных погодных дорожных условиях. 
Второй автомобиль Дб. = S ост. Первый автомобиль «Лидер»
Дб. – безопасная дистанция между автомобилями
при движении в потоке
Безопасная дистанция между автомобилями при движении в потоке: Дб., в метрах = S ост. 
СХЕМА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ № 2 (Показать слайд и нарисовать на ДОСКЕ схему)
Водителю автомобиля требуется определить остановочный путь ТС в различных дорожных условиях (сухой асфальт, мокрый асфальт, гололёд). 

ПОЯСНЕНИЯ К СХЕМЕ ДВИЖЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ПРИ ТОРМОЖЕНИИ
1. Водитель увидел препятствие Sp2. Водитель нажал на тормоз Scp. Т. 3.Автомобиль
Начал тормозить Sт. 4.Автомобиль
остановился
Sр – путь за время Sср.т.- путь за время Sт. - Тормозной путь
реакции водителя срабатывания Тормозной Системы
S ост - Остановочный путь, в метрах равен = Sр + Sср.т. + Sт.
Остановочный путь (Sоп) состоит из трёх составляющих:
- (Sр) – путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя, в метрах;
-(Sср.т.) – путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозов, в метрах;
- (Sт) – тормозной путь, путь, пройденный автомобилем за время торможения, в метрах
ПОЯСНЕНИЯ К УСЛОВИЯМ ЗАДАЧ:
Дистанция (Д) -это расстояние между двумя ТС движущимися в одном направлении.
Остановочный путь (Sост) -это расстояние, которое пройдёт автомобиль с момента, после которого водитель ТС заметил на дороге препятствие, до полной остановки автомобиля, в метрах.
3. Скорость движения автомобиля в нашем примере:
1 вариант V =70 км/ч. 2 вариант =50 км/час
4. Состояние дорожного покрытия:
1 вариант = Сухой асфальт. 2 вариант= мокрый асфальт.
5. Среднее время реакции водителя для принятия решения о торможении:
1 вариант= 2 секунды. 2 вариант = 1сек
6. Среднее время срабатывания тормозов после нажатия на педаль тормоза:
1 вариант = 0,2 секунды. 2 вариант= 0,2 секунды
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ № 1 (Показ на ДОСКЕ) (I вариант: V= 70 км/час)
Условия задачи:
Сухой асфальт
Время реакции неопытного водителя = 2 секунды (Таблица № 2 )Время срабатывания тормозов = 0,2 секунды. (Таблица № 3)
Найти: безопасную дистанцию при движении за лидером.
РЕШЕНИЕ:
По таблицам № 1, 2 и 3, для наших условий задачи V=70км/час, выбираем значения:
Sр= 39 м;Sср.т.= 3,9 м;Sт=32,1 м.
Безопасная дистанция (Д) должна быть не менее:
Д= Sост = (Sр) + (Sср.т.) + (Sт) = 39 м+ 3,9 м + 32,1 м = 74 м
ОТВЕТ: Безопасная дистанция = 74 м
ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ № 2 (Показ на ДОСКЕ) (I вариант: V= 50 км/час)
Условия задачи:
Мокрый асфальт
Время реакции опытного водителя = 1 секунды (Таблица № 2 )Время срабатывания тормозов = 0,2 секунды (Таблица № 3 )Найти: остановочный путь при движении за лидером.
РЕШЕНИЕ:
По таблицам № 1, 2 и 3, для наших условий задачи V= 50 км/час выбираем значения:
Sр= 14 м;Sср.т.= 2,8 м;Sт=24,6 м.
Для условий мокрого асфальта применим коэффициент 1,5, так как по таблице № 1 для скорости 50 км/час тормозной путь увеличивается в среднем на 50%!!!
Остановочный путь будет равен:
Sост = Sр + Sср.т. + (Sт х 1,5)= = 14 м + 2,8 м + (24,6 м х 1,5)= 53,7 м
ОТВЕТ: Остановочный путь = 53,7 м
Зависимость тормозного пути от скорости движения автомобиля и состояниядорожного покрытияПриложение 1 Таблица № 1 
Скорость 
Движения
Км/час Тормозной путь автомобиля, м (Sт)
Сухой асфальт Мокрый асфальт
(увеличение в 1,5 раза) Гололёд
(увеличение в 6 раз)
40 10,5 15,7 62,9
50 16,4 24,6 98,1
70 32,1 48,2 192,6
100 65,3 93,3 392,0
Зависимость пути, пройденного автомобилем от времени реакции водителя 
и скорости движенияна сухом асфальте Таблица № 2
Скорость 
Движения
Км/час Путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя, м (Sр)
1 сек 1,5 сек 2 сек 3 сек
40 10,5 16 21 32
50 14 21 28 42
70 19,5 29 39 58
100 28,5 42 57 84
Зависимость пути, пройденного автомобилем от времени срабатывания тормозов
и скорости движенияна сухом асфальте Таблица № 3
Скорость 
Движения
Км/час Путь, пройденный автомобилем за время срабатывания тормозов, м (Sср.т.)
0,2 сек 0,3 сек 0,4 сек
40 2,1 3,15 4,2
50 2,8 4,2 5,6
70 3,9 5,8 7,8
100 5,7 8,6 11,4

Вопрос № 6. Подведение итогов урока.
Выдача индивидуальных домашних заданий
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ ученику группы № __ ____________________ Приложение 2
ф.и.о.
Задача № 1. 
Найти безопасную дистанцию при движении за лидером: Дбез = Sр + Sср.т. + Sт
Дано: V= _____ км/час. 
Дорожные условия: _______________ 
Время реакции водителя = _____ сек 
Время срабатывания тормозов = _____ сек
Решение задачи: (Находим: Sр, Sср.т.,. и Sт по таблицам № 1,2и3). Ответ: Дбез=___ м
Задача № 2. 
Определить остановочный путь автомобиля: Sост = Sр + Sср.т. + Sт
Дано: V= _____ км/час. 
Дорожные условия: _______________ 
Время реакции водителя = _____ сек 
Время срабатывания тормозов = _____ сек
Решение задачи: (Находим: Sр, Sср.т.,. и Sт по таблицам № 1,2и3). Ответ: Sост = ____ м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекции о здоровом образе жизни и нравственности

Курс лекций о здоровом образе жизни и нравственности для учащихся...

Лекция по теме "НТР" 10 класс

Лекция к уроку по теме "НТР" 10 класс...

лекция и презентация по теме Мировое хозяйство 10 класс

Лекция и презентация к лекции  к уроку по теме "Мировое хозяйство" 10 класс...

Лекция и презентация по географии 10 класс "НТР и МХ"

Лекция и презентация по теме "Влияние НТР на МХ" 10 класс...

Лекция и презентация 10 класс "Факторы размещения"

Лекция и презентация по теме "Факторы влияющие на размещение Мирового хозяйства" В лекции содержатся тестовые задания по теме "НТР и  МХ"...

Материал для лекции "Телекоммуникационные технологии в системе общего образовани

Современная образовательная политика России определяет цели и основные задачи модернизации образования, среди которой главной является обеспечение современного качества образования на основе сохранени...

Лекция по обществознанию "Понятие смешанной экономики"

Лекция для учащихся старших классов....