«Психологическое сопровождение профессиональной подготовки кандидатов в водители»
учебно-методический материал (11 класс)

Методический материал «Психологическое сопровождение  профессиональной  подготовки кандидатов в водители»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_material.doc524 КБ
Microsoft Office document icon sovety_uchashchimsya.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Психологическое сопровождение  профессиональной            подготовки кандидатов в водители»

П. Пионерский 2019

Данные методические рекомендации составлены для  преподавателей автошкол и учащихся. Материал, подобранный в данной работе познакомит читателей с психологическими основами деятельности водителя. Представленные в рекомендациях тесты помогут педагогам и начинающим водителям (учащимся) определить тип своего темперамента, узнать объем памяти и проверить внимание.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                        4

Основная часть                                                                4

Цель психологического сопровождения        

образовательного процесса                                                 5

Проблемы и стратегии обучения                                                6

Актуальность                                                                7

Цель методической работы                                                        7

Введение в образовательный процесс предмета

«Психофизиологические основы деятельности водителя»                8

 Результаты – заключение                                                         10

Приложение:                                                                        14

Предлагаемые методики        

Тест на тревожность Спилбергера Ханина                                14

Тест на тревожность, часть I                                                14

Тест на тревожность, часть II                                                15

Тест на уверенность в себе                                                        17

Литература                                                                        19

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ  

КАНДИДАТОВ В ВОДИТЕЛИ

Пояснительная записка.

В каждой профессии можно определить наиболее важные психофизиологические процессы, которые определяют качество и безопасность работы. Для водителя это способность воспринимать дорожную информацию, анализировать, осмысливать ее, принимать решения и своевременно выполнять действия по управлению автомобилем.

Современная автотрасса предъявляет очень высокие требования к психике водителя. По мнению исследователей, безопасность управления автомобилем в большей степени определяется интеллектом и эмоциональным поведением, чем физической пригодностью.

За рулем автомобиля водитель выполняет функции оператора автоматизированной системы управления «человек—машина» с той лишь разницей, что кроме машины и человека имеется еще один компонент системы, значительно увеличивающий объем поступающей информации, – дорога.

Данные методические рекомендации составлены для  преподавателей автошкол и учащихся. Материал, подобранный в данной работе познакомит читателей с психологическими основами деятельности водителя. Представленные в рекомендациях тесты помогут педагогам и начинающим водителям (учащимся) определить тип своего темперамента, узнать объем памяти и проверить внимание.

  1. Основная часть.

МАУ ДО «МУК п. Пионерский» исходя из анализа деятельности учреждения,  осуществляя образовательную деятельность будущих автолюбителей, а именно подростков, понимает физические и психологические требования к водителю.

При современных скоростях, развиваемых автомобилями, и интенсивности движения, водитель должен уметь воспринимать большие объемы информации о характере и режиме движения всех участников, о состоянии дороги, окружающей среды, средствах регулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля. Кроме того, он должен эту информацию анализировать и принимать соответствующее решение, на что отводится ограниченное количество времени. Во многих случаях именно дефицит времени является причиной дорожно-транспортного происшествия. Вот небольшой список ошибок, связанных с дефицитом времени: ошибки в проведении ситуационного анализа, например, при приближении к перекрестку водитель считает, что включенный желтый сигнал светофора сменится зеленым, но включается красный; неверное принятие решения, например, вместо маневра, единственно необходимого в данной дорожно-транспортной ситуации, водитель применяет экстренное торможение; ошибочность действия, например, принято правильное решение применить экстренное торможение, но вместо того, чтобы нажать на педаль тормоза, водитель ошибочно нажимает на педаль акселератора, тем самым увеличивает скорость.

Надежность работы водителя при управлении автомобилем, то есть его способность безотказно выполнять работу в определенных условиях и в течение определенного времени, во многом, зависит от его психофизиологических особенностей. Вся деятельность человека за рулем является следствием работы его головного мозга, внешним проявлением его психики.

Психика является функцией мозга. Она объединяет группы взаимосвязанных явлений: познавательные психические процессы такие, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и др., а также эмоции, волевые действия, навыки и психические свойства личности.

Личными качествами автолюбителя во многом определяются его водительские навыки. Не зря порой говорят, что человек водит автомобиль так, как он живет. Поэтому если действия водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие, могут быть квалифицированы как неосторожные или легкомысленные, то причину этих действий, прежде всего, следует искать в самой личности водителя. Это закономерно. Заботы, неприятности и обиды не оставляют водителя, когда он садится за руль. Вот почему при управлении автомобилем важно сохранять длительное время оптимальное психическое состояние, при котором наиболее быстро и качественно протекает процесс восприятия информации. Отклонения в ту или иную сторону от оптимального психического состояния (возбуждение или депрессия) затрудняют процесс восприятия и переработки информации и тем самым увеличивают вероятность ошибочных действий водителя. Например, не рекомендуется садиться за руль человеку, переживающему какое-либо трагическое событие, опасен водитель, слушающий во время движения по радио репортаж о выступлении его любимой команды.

Водитель должен знать свои физиологические и психологические особенности, чтобы уметь своевременно применить их с учетом изменений, возникающих в организме. Кроме того, он должен знать свои возможности в управлении автомобилем и те качества, которые лежат в основе его мастерства и безопасности движения. Для безопасного управления автомобилем важнейшими психическими свойствами являются: ощущения, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции и воля. Находясь за рулем, водитель удерживает в поле зрения дорогу, видит препятствия на ней, пешеходов, транспортные средства, следит за показаниями приборов, на слух контролирует работу двигателя, получает информацию о правильности выполняемых действий по управлению автомобилем и т. д. Все эти сведения являются результатом ощущений – отражения в сознании отдельных свойств и качеств предметов и явлений материального мира, непосредственно действующих на органы чувств. Ощущения – это первый источник всех знаний. Их различают: зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.

Высокий уровень аварийности на дорогах, вышедший из-под контроля, свидетельствует о том, что существующая система профилактики ДТП себя исчерпала и сегодня демонстрирует полную несостоятельность.

На этом фоне автотранспортные происшествия воспринимаются как явление неизбежное, обыденное, не являющееся чем-то из ряда вон выходящим. Общеизвестно, что большинство аварий на транспорте обусловлено ошибками человека, управляющего движущимися средствами (по некоторым данным, до 95%) . Говоря об ошибках, исследователи отмечают, что они могут быть случайными, связанными с колебаниями психических функций, и закономерными. К числу последних относят те, которые могли быть предвидены, а также провоцируемые ошибки. Они могут быть вызваны, в свою очередь, экстремальными условиями (близкими к физиологическим пределам); поступлением ложной, неопределенной либо конфликтной информации; выполнением действий, противоположных по отношению к ранее выработанным навыкам и т.п.

  Для изменения ситуации с аварийностью на дорогах необходимо перестроить систему обеспечения безопасности движения, которая в настоящее время влияет на поведение участников движения, а не на мотивы, которыми они руководствуются.

  1. Цель  психологического  сопровождения образовательного процесса - целенаправленное формирование психических свойств будущего водителя, которые необходимы для надежного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях.

Задачи:

  1. Формирование мотивации на максимально серьезное и ответственное обучение, построение стратегии эффективного обучения в автошколе для конкретного курсанта;
  2. Обучение приемам психологической саморегуляции, позволяющим справиться со своими нервами и оставаться спокойным и уверенным в себе в любой, даже самой сложной, дорожной обстановке (а также во время сдачи экзаменов в ГИБДД);
  3. Создание внутренней психологической установки на получение удовольствия от безопасного, культурного вождения, от экономичного и эффективного использования автомобиля, вежливого, тактичного отношения к другим участникам дорожного движения.

  Потенциальный водитель, не может получить водительское удостоверение, не подтвердив на экзамене знание ПДД. То есть все водители, получившие удостоверение правила знают, тогда возникает вопрос – почему они их не соблюдают?

  Намеренное невыполнение ПДД, по мнению многих исследователей, объясняется тем, что между знаниями правил и их выполнением находятся внутренние (психические) механизмы, регулирующие деятельность водителей. Зачастую водители склонные к аварийному типу вождения, не подозревают об этом, «не видят себя со стороны», считают, что поведение на дороге и в обществе совершенно не зависят друг от друга. Для курсанта необходимо в период обучения раскрыть те внутренние (психические) механизмы регуляции поведения, которые потом образуют его стиль вождения.

  1. Проблемы  и стратегии обучения.

Технократический подход к подготовке будущего водителя привел к тому, что существовавшие в старых программах разделы «Профессиональная надежность водителей» и «Психофизиологические и психические качества водителей» в автошколах даются формально, либо только на теоретическом уровне.

  На наш взгляд в данных разделах  необходимо сделать уклон на практическую работу, которая позволит каждому ученику определить соответствие его психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности.

  На основе этих рекомендаций практическая подготовка должна строиться по двум стратегиям:

  1. Обучение водителя с сильной мобильной нервной системой должно быть направлено на развитие способностей к маневрированию, скоростному рулению и т.д.
  2. Для водителей со слабой или инертной нервной системой, заключается в том, что она носит компенсирующий характер: развивается и тренируется то, что от природы развито слабо и может привести к неблагоприятным последствиям в дорожной ситуации. Неправильный выбор стратегии делает обучение недостаточно эффективным.

Помимо этого педагог может дать рекомендации по организации занятий, порекомендовать разные методики обучения в зависимости от половозрастных различий курсантов.

  Работа с группой по разделу «Психологические основы безопасного управления транспортным средством» должна начинаться с исследования мотивов и мотивации, т.е. с какой целью и почему учащийся пришел в автошколу.

Данное исследование проводится для корректировки и согласования целей и мотивов обучения. Если курсант приходит с целью – получить права, а мотив при этом, например, – «тогда мне подарят машину» или «после Нового года будет дороже», то он будет стремиться именно получить права более доступными способами, т.е по пути наименьшего сопротивления. Оптимальная цель – научиться управлять автомобилем, мотив - удовлетворение потребностей в мобильности.

  

При этом преподаватель должен обратить внимание на неосознаваемые будущие проблемы. Многие даже не понимают того, что они берут на себя огромную ответственность, управляя источником повышенной опасности. При этом проверяется и социальная зрелость - психологическая готовность нести ответственность перед обществом за последствия своих ошибочных либо заведомо противоправных действий.

  Дальше рассматриваются вопросы психофизиологии  будущего водителя. Проводятся тесты на психомоторную реакцию, боковое зрение, способности к быстрому распределению и переключению внимания, а попутно затрагиваются вопросы психологии безопасного вождения. Например, тест на способность к быстрому распределению и переключению внимания можно выполнить два раза. Первый раз - по обычной методике, второй - с имитацией разговора по мобильному телефону. При этом учащиеся получают наглядное представление о негативном влиянии разговора по телефону на безопасность дорожного движения.

  Далее обсуждается, какие свойства психических познавательных процессов (ощущения, восприятия, внимания, мышления, памяти и др.) особенно сильно влияют на управление автомобилем. Тестовыми методиками определяются индивидуальные различия этих свойств для конкретного курсанта. На основании этого преподаватель дает рекомендации, что нужно делать уже прямо сейчас, чтобы развить в себе определенные качества и навыки. Как быстрее научиться ориентироваться в дорожной обстановке. На что нужно обратить внимание при первых поездках за рулем и в дальнейшем.

Далее рассматриваются психологические аспекты деятельности водителя как оператора системы ВАДС (водитель-автомобиль-дорога-среда). Анализируются причины пренебрежительного отношения водителей к мерам по обеспечению безопасности за рулем. Формируется понятие о культуре дорожного движения, о правилах вежливого поведения по отношению к другим участникам дорожного движения.

  Тема 1 - «Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством» направлена на освоение техник стресс-менеджмента. На наш взгляд, этот вопрос очень актуальный в сложившихся дорожных условиях. Так же в данном разделе рассматриваются вопросы наркотической и алкогольной антипропаганды. Это вопросы воспитания, поэтому преподаватель должен знать и владеть методами воспитательного воздействия.

  Тема 2 – «Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения», желательно проводить в форме практических тренинговых занятий, в любой другой форме изучение этих вопросов будет восприниматься как нотации и нравоучении, которые наши граждане с большим удовольствием игнорируют, что потом приводит к намеренному аварийному стилю поведения. Тренинговые занятия дают возможность «посмотреть на себя со стороны», и на практике прочувствовать неадекватность конфликтного поведения и результаты такого поведения.

  1. Актуальность.

На современном этапе подготовка курсантов ведется без учета их индивидуальных психофизиологических качеств, что неэффективно и не отвечает актуальным требованиям, так как известно, что нет людей с одинаковыми психофизиологическими возможностями, все разные по своему развитию и способностям.

Процесс управления автомобилем представляет собой сложную работу, которая осуществляется в условиях высоких психоэмоциональных перегрузок, характеризуется значительным объемом перерабатываемой информации, необходимостью принятия решений за ограниченное время, т.е. является напряженной деятельностью с высокой опасностью и ответственностью. Такая специфика предъявляет самые высокие требования к психофизиологическим качествам курсантов, поэтому их подготовку необходимо осуществлять на профессиональном уровне, с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей.

Необходимо повышение эффективности, результативности и качества деятельности автоводителей.

  1. Цель методической работы: дать педагогам в руки инструментарий и сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса по подготовке курсантов - будущих водителей с помощью психологического сопровождения обучения.

Цель определяет постановку следующих задач исследования:

  1. Обобщить основные результаты изучения психологических аспектов деятельности будущих водителей.
  2. Представить перечень критериев, применяемых для комплексного психологического отбора кандидатов в водители и обосновать их выбор и значения.  
  3. Предложить комплекс мероприятий психологического сопровождения профессиональной подготовки водителей путем введения в образовательный процесс автошкол и обобщить выводы по эффективности и целесообразности применения.

Для решения поставленных задач использовались методы:

- методы получения информации – аналитический обзор литературы, наблюдение, беседа, методики тестирования;

- исследование психофизиологических функций водителей, стрессоустойчивости, чувства времени, объема и распределения внимания, методик.

Теоретическая значимость методической

работы:

  • Расширение представлений педагогов о важных качествах, обладание которыми необходимо курсанту и в будущему автолюбителю для эффективного, надежного и безаварийного управления автомобилем.
  • Определение методов психологического сопровождения подготовки курсантов.

Практическая значимость исследования:

  • Результаты работы расширят знания педагогов о психологической сущности, структуре, методах подготовки курсантов и учащихся.
  1. Введение в образовательный процесс предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя».

В ходе работы над методической работой были изучены актуальные положения отечественных и зарубежных ученых в области общей психологии, психологии труда, эргономики (Е.А. Климов, В.Д. Небылицын, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, и др.). «Психологические особенности деятельности автоводителей» (А.Н. Романов, В.М. Курганов и др.). «Транспортно-психологические модели в организации движения автотранспортных средств» (В.И. Коноплянко, Т.И. Михеева, Н.И. Кульбашная и др.)  «Профессионально-важные качества автоводителей» на основе исследований специалистов в области автотранспорта (Н.А. Селиванов, В.А. Иларионов, А.Н. Романов, В.М. Курганов, Д. Клебельсберг и др.)

Введен в образовательную программу учебный предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя».

Распределение учебных часов по разделам и темам

Таблица 1

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки

2

2

-

Этические основы деятельности водителя

2

2

-

Основы эффективного общения

2

2

-

Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов

2

2

-

Саморегуляция и профилактика конфликтов(психологический  практикум)

4

-

4

Итого

12

8

4

Познавательные функции, системы восприятия и психомоторные навыки: понятие о познавательных функциях (внимание, восприятие, память, мышление); внимание и его свойства (устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем); причины отвлечения внимания во время управления транспортным средством; способность сохранять внимание при наличии отвлекающих факторов; монотония; влияние усталости и сонливости на свойства внимания; способы профилактики усталости; виды информации; выбор необходимой информации в процессе управления транспортным средством; информационная перегрузка; системы восприятия и их значение в деятельности водителя; опасности, связанные с неправильным восприятием дорожной обстановки; зрительная система; поле зрения, острота зрения и зона видимости; периферическое и центральное зрение; факторы, влияющие на уменьшение поля зрения водителя; другие системы восприятия (слуховая система, вестибулярная система, суставно-мышечное чувство, интероцепция) и их значение в деятельности водителя; влияние скорости движения транспортного средства, алкоголя, медикаментов и эмоциональных состояний водителя на восприятие дорожной обстановки; память; виды памяти и их значение для накопления профессионального опыта; мышление; анализ и синтез как основные процессы мышления; оперативное мышление и прогнозирование; навыки распознавания опасных ситуаций; принятие решения в различных дорожных ситуациях; важность принятия правильного решения на дороге; формирование психомоторных навыков управления автомобилем; влияние возрастных и гендерных различий на формирование психомоторных навыков; простая и сложная сенсомоторные реакции, реакция в опасной зоне; факторы, влияющие на быстроту реакции.

Этические основы деятельности водителя: цели обучения управлению транспортным средством; мотивация в жизни и на дороге; мотивация достижения успеха и избегания неудач; склонность к рискованному поведению на дороге; формирование привычек; ценности человека, группы и водителя; свойства личности и темперамент; влияние темперамента на стиль вождения; негативное социальное научение; понятие социального давления; влияние рекламы, прессы и киноиндустрии на поведение водителя; ложное чувство безопасности; влияние социальной роли и социального окружения на стиль вождения; способы нейтрализации социального давления в процессе управления транспортным средством; представление об этике и этических нормах; этические нормы водителя; ответственность водителя за безопасность на дороге; взаимоотношения водителя с другими участниками дорожного движения; уязвимые участники дорожного движения, требующие особого внимания (пешеходы, велосипедисты, дети, пожилые люди, инвалиды); причины предоставления преимущества на дороге транспортным средствам, оборудованным специальными световыми и звуковыми сигналами; особенности поведения водителей и пешеходов в жилых зонах и в местах парковки.

Основы эффективного общения: понятие общения, его функции, этапы общения; стороны общения, их общая характеристика(общение как обмен информацией, общение как взаимодействие, общение как восприятие и понимание других людей); характеристика вербальных и невербальных средств общения; основные «эффекты» в восприятии других людей; виды общения (деловое, личное); качества человека, важные для общения; стили общения; барьеры в межличностном общении, причины и условия их формирования; общение в условиях конфликта; особенности эффективного общения; правила, повышающие эффективность общения.

Эмоциональные состояния и профилактика конфликтов: эмоции и поведение водителя; эмоциональные состояния (гнев, тревога, страх, эйфория, стресс, фрустрация); изменение восприятия дорожной ситуации и поведения в различных эмоциональных состояниях; управление поведением на дороге; экстренные меры реагирования; способы саморегуляции эмоциональных состояний; конфликтные ситуации и конфликты на дороге; причины агрессии и враждебности у водителей и других участников дорожного движения; тип мышления, приводящий к агрессивному поведению; изменение поведения водителя после употребления алкоголя и медикаментов; влияние плохого самочувствия на поведение водителя; профилактика конфликтов; правила взаимодействия с агрессивным водителем.

Саморегуляция и профилактика конфликтов: приобретение практического опыта оценки собственного психического состояния и поведения, опыта саморегуляции, а также первичных навыков профилактики конфликтов; решение ситуационных задач по оценке психического состояния, поведения, профилактике конфликтов и общению в условиях конфликта. Психологический практикум.

  1. Результаты.

Опираясь на исследования саморегуляции (К.А. Абульханова-Славская, П.К. Анохин, О.А. Конопкин, Ю.А. Миславский, В.И. Моросанова, В.Г. Пушкин и др.), нами было проведено исследование, которое включало: изучение представлений курсантов о собственной надежности.

Сравнительный анализ по результатам исследований на «Собственную профессиональную надежность».

Было проведено начальное тестирование (сентябрь, 2013 г.) курсантов 2-х групп по 15 человек (1-экспериментальная группа, 2 – контрольная группа)

Методом изучения представлений курсантов о собственной профессиональной надежности была выбрана самооценка (рис. 1,2).

Рис.1. Самооценка надежности  курсантов

экспериментальной группы.

Рис.2. Самооценка надежности  курсантов

контрольной группы.

Собственную профессиональную надежность как низкую не

оценил никто.

Оценка саморегуляции включала:

  • сбор показателей, описывающих основные звенья трех подсистем саморегуляции: индивидной, субъектной и личностной;
  • определение взаимосвязи структурных компонентов системы саморегуляции;
  • характеристику целостности системы саморегуляции.

Дальнейшее обучение проходило по единой образовательной программе, но в 1 –экспериментальной группе занятия проводились с введением учебного предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя», а во 2 группе – контрольной,  данный предмет не проводился. Чтобы не нарушить объем часов, предназначенных  для обучения, нами были увеличены часы учебных предметов профессионального цикла.

Повторное тестирование проводилось во второй половине года (январь, 2014 г.).

Сравнительный анализ полученных данных показал, что у курсантов 2 группы – контрольной оценка саморегуляции выросла на  8 % (рис.3.), а у курсантов 1 группы – экспериментальной, где обучение по предмету «Психофизиологические основы деятельности водителя»  велось систематически, резко выросла оценка саморегуляции от 47% до 69% , всего рост составил 22 %.

Рис.3. Самооценка надежности  курсантов контрольной группы.

Рис.4. Самооценка надежности  курсантов

экспериментальной группы.

Идеомоторная тренировка.

Идеомоторная тренировка (ИТ) - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваиваемого навыка. Идеомоторная тренировка может применяться на всех этапах подготовки специалиста.

Активное представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению ими, их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования.

При проведении  аутогенных тренировок формируется навык позитивного мышления участника дорожного движения, его настрой на спокойное, уравновешенное и внимательное вождение. Эти тренировки позволяют снять эмоциональные нагрузки, которым подвержены водители на дороге. Идеомоторные тренинги состоят в мысленном выполнении водителем действий, связанных с вождением автомобиля. Благодаря свойствам человеческой психики, это позволяет закрепить уже имеющиеся навыки вождения, а также совершенствовать их.

В процессе психологической подготовки водителей можно достичь прекрасных результатов в умении надолго концентрироваться на дорожной обстановке, быстро реагировать на ее измене

ние. Кроме того, такие тренировки хорошо сказываются на состоянии мышления и памяти, скорости реакций, а также других качествах, необходимых для безопасного вождения транспортных средств. Таким образом, водитель, прошедший психологическую подготовку, способен быстро принимать правильные решения на дороге, позволяющие избежать дорожно-транспортных происшествий.

Перечисленные навыки достигаются на занятиях в ходе психологической подготовки в сочетании с использованием педагогами:

  • различных тренажеров
  • стендов и интерактивной доски.

Это происходит благодаря моделированию на этих тренажерах ситуаций, максимально приближенных к реальности. При этом опытные мастера-инструкторы, знающие тонкости психологии вождения транспортных средств различных категорий, корректируют методику проведения занятий на стендах так, чтобы достичь максимального эффекта. В некоторых случаях тренировки на стендах

не только дополняют, но могут и полностью заменить другие виды психологической подготовки.

После проведения цикла занятий было осуществлено тестирование психофизиологических качеств испытуемых в контрольной и экспериментальной группах.

Результаты показали, что из 15 испытуемых, обучавшихся в контрольной группе по стандартной программе подготовки водителей, без проведения работы по коррекции психофизиологических качеств, только 1 человек - 3% при повторном тестировании выполнил положительно все 10 тестов. При этом у некоторых лиц ухудшились показатели и по ранее выполненным тестам.

Из 15 испытуемых, обучавшихся в экспериментальной группе, с которыми в процессе обучения проводилась работа по коррекции психофизиологических качеств, 83% при повторном тестировании выполнили положительно все 10 тестов (рис.5).

Рис. 5. Результаты психофизиологического исследования

При этом можно отметить, что в целом результаты не только по ранее не пройденным тестам, но и по выполненным при первичном обследовании улучшились.

Существует несколько эффективных приемов для снятия психологического напряжения ученика:

1. Ауторегуляция дыхания.

В обычных условиях про дыхание никто не вспоминает, но при отклонениях от нормы нам всегда трудно дышать. Сбои дыхательная система дает в случае физического или нервного перенапряжения. Ученик может использовать приемы дыхательной гимнастики для снятия напряжения при вождении.

  • Первый вариант - глубокое, спокойное равномерное дыхание.
  • Второй вариант – увеличение продолжительности выдоха, которое оказывает эффект релаксации.
  • Третий вариант – ритмичное дыхание: делайте вдохи и выдохи с соблюдением одного и того же ритма.

2. Минутная релаксация

Расслабьте мышцы лица, сконцентрируйте свое внимание на положение тела, расслабьте плечи. Представьте себе, что вы сейчас находитесь в кинотеатре, вы видите себя в черно- белом изображении, вы на экране, заняты нейтральным занятием, отделитесь от себя и посмотрите на себя, того, который смотрит на экран. Теперь посмотрите на экран, на котором вы видите то волнение, которое испытываете и хотите нейтрализовать. Остановите фильм, войдите в него обратно, представьте его теперь цветным, быстро прокрутите фильм обратно. У вас после этого сложится впечатление, как будто вы смотрите фильм со своим изображением и все идет в обратном напралении.

3. Противострессовое дыхание.

Медленно выполните через нос глубокий вдох; когда достигнете пика вдоха, то немного задержите дыхание; после этого сделайте медленный выдох. Повторите несколько раз. Представьте

себе, что делая каждый глубокий выдох, вы вместе с ним выдыхаете частичку своей тревожности.После проведения тренинга проверьте результат: просто вспомните то, что случилось. Проверьте, вы уже способны думать про это происшествие более спокойно?

Выводы.

Результаты введение в образовательный процесс предмета «Психофизиологические основы деятельности водителя» показали в данной методической работе его эффективность и целесообразность.

Введение предмета в обучение способствует формированию нового подхода к организации подготовки водителей, где производится учет индивидуальных психологических различий между обучаемыми, психологическая коррекция их профессионально-важных качеств и наблюдение за уровнем их развития в динамике, что позволяет делать прогноз эффективности и безаварийности автоводительской деятельности и обеспечивает безопасность дорожного движения на современном уровне. Это дало основания для разработки программы.

Результаты психолого-педагогических исследований имеют прикладное значение и могут применяться в образовательном процессе автошкол, профессионально-психологическом отборе, в определении профессиональной пригодности водителей. В работе представлены практические рекомендации для администраций, психологов и преподавателей автошкол.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Предлагаемые методики.

  1. Шкала тревоги. Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина)

Методика субъективной оценки ситуационной и личностнойт ревожности  Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина (тест на тревожность Спилбергера Ханина) определяет уровень тревожности исходя из шкалы самооценки (высокая, средняя, низкая тревожность).

Тревожность ситуативная (СТ) возникает как реакция на стрессоры, чаще всего социально-психологического плана (ожидание агрессивной реакции, угроза самоуважению и т.д.).  Личностная (ЛТ) - дает представление о подверженности личности воздействию тех или иных стрессоров по причине своих индивидуальных особенностей.

Ситуативная и личностная тревожность связаны с видами темперамента (по Я. Стреляу).  Так высокий уровень вовлеченности в деятельность (т.е. высокий уровень СТ) характерен для меланхоликов, средний – для флегматика низкий – для холерика и в последнюю очередь, для сангвиника.
Другую картину можно наблюдать при сравнении с видами темперамента (по Я. Стреляу) с личностной тревожностью (ЛТ). Высокий уровень личностной тревожности, говорящий о высокой личностной активности наблюдается у сангвиников и меланхоликов, низкая – для личности флегматика и холерика.

Шкала тревоги. Тест на тревожность Спилбергера Ханина. (Методика оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина):

Тест на тревожность, часть I.

Инструкция. 

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните  соответствующую цифру справа в зависимости от того, 

КАК ВЫ СЕБЯ  ЧУВСТВУЕТЕ  в ДАННЫЙ МОМЕНТ.

Отвечайте первое, что пришло в голову.

Шкала самооценки (СТ) - Тестовый материал

 (вопросы)

   №

                                              

нет, это совсем не так 

 пожалуй, так 

  верно

совершенно верно 

Я спокоен

1

2

3

4

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

Я испытываю сожаление

1

2

3

4

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

Я расстроен

1

2

3

4

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

Я чувствую себя отдохнувшим

1

2

3

4

Я встревожен

1

2

3

4

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

Я уверен в себе

1

2

3

4

Я нервничаю

1

2

3

4

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

Я взвинчен

1

2

3

4

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

Я доволен

1

2

3

4

Я озабочен

1

2

3

4

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

Мне радостно

1

2

3

4

Мне приятно

1

2

3

4

Тест на тревожность, часть II.                     

Инструкция.

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните  соответствующую цифру справа в зависимости от того,

КАК ВЫ СЕБЯ  ЧУВСТВУЕТЕ  ОБЫЧНО. 

Отвечайте первое, что пришло в голову.

Ожидание трудностей очень тревожит меня. 
Я слишком переживаю из-за пустяков.

Шкала самооценки (ЛТ)

  №

  

 не, это совсем не так 

 пожалуй, так 

    верно    

    совершенно верно 

1.

Я испытываю удовольствие              

1

2

3

4

2.

Я быстро устаю

1

2

3

4

3.

Я легко могу заплакать

1

2

3

4

4.

Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие

1

2

3

4

5.

Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения

1

2

3

4

6.

Я чувствую себя бодрым

1

2

3

4

7.

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8.

Ожидание трудностей очень тревожит меня

1

2

3

4

9.

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10.

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

11.

Я принимаю все слишком близко к сердцу

1

2

3

4

12.

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13.

Я чувствую себя в безопасности

1

2

3

4

14.

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

15.

У меня бывает хандра

1

2

3

4

16.

Я бываю доволен

1

2

3

4

 17.

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 

1

3

 18.

Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть 

3

4

19.

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20.

Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Ключ к тесту на тревожность.

Ситуативная  тревожность  СТ=(3,4,6,7,9,12,13,14,17,18)    -   (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20)

Личностная тревожность ЛТ=(2,3,4,5,8,11,12,14,15,17,18,20)    -   (1,6,7,10,13,16,19) + 35(число 35)

Интерпретация теста тревожности Спилбергера Ханина.

до 30 баллов— низкая тревожность;

31—45 баллов — умеренная тревожность;

46 и более баллов — высокая тревожность.

Описание.

Шкалы тревоги и тревожности Спилбергера — представляют собой группу личностных опросников, разработанных Ч.Д.Спилбергером в 1966-1973 гг. Согласно концепции Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. 

Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности — это так называемая полезная тревожность.

Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.
Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией.

Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа.

Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

Тревога — реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность. 

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. 

С точки зрения автора, существует возможность измерения различий между двумя упомянутыми видами психических проявлений, которые обозначаются A-state (тревога-состояние) и A-trait (тревога-черта), то есть между временными, преходящими особенностями и относительно постоянным предрасположением. Понимание тревоги в теории Спилбергера определяется следующими положениями:

  1. Ситуации, представляющие для человека определенную угрозу или личностно значимые, вызывают в нем состояние тревоги. Субъективно тревога переживается как неприятное эмоциональное состояние различной интенсивности;
  2. Интенсивность переживания тревоги пропорциональна степени угрозы или значимости причины переживаний. От этих факторов зависит длительность переживания состояния тревоги;
  3. Высокотревожные индивиды воспринимают ситуации или обстоятельства, которые потенциально содержат возможность неудачи или угрозы, более интенсивно;
  4. Ситуация тревоги сопровождается изменениями в поведении или же мобилизует защитные механизмы личности.
  5. Часто повторяющиеся стрессовые ситуации приводят к выработке типичных механизмов защиты.

Тест может применяться для исследования лиц старше

16 лет.
Данный текст является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Тест можно использовать для саморегуляции в целях руководства и психокоррекционной деятельности.

Опросник допускает индивидуальное и групповое использование. Текст методики зачитывается или предъявляется испытуемому списком на заранее подготовленных бланках. Продолжительность обследования составляет примерно 5-8 мин.

Обработка.

Если испытуемый ответил меньше чем на 18 вопросов по каждому из вариантов опросника, то обработка результатов не имеет вообще смысла. Пользоваться можно и одной и двумя шкалами.
Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам

PT=Σ1-Σ2+35, где

Σ1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; 

Σ2 — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1,2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

ЛТ=Σ1-Σ2+35, где

Σ1 — сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; 

Σ2 — сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Для оценки динамики состояния тревоги (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга) можно использовать первую половину шкалы (высказывания № 1-20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходят 10-15 сек:
В этом случае показатель РТ высчитывается по формуле:

РТ = Σ1-Σ2+15, где

Σ1 — сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2,5;
Σ2 — сумма по пунктам 1, 3, 4.

Величина показателя РТ в этом случае лежит в пределах от 5 до

Интерпретация.

При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: 

до 30 баллов— низкая тревожность;

31—45 баллов — умеренная тревожность;

46 и более баллов — высокая тревожность.

  1. Тест на уверенность в себе.

Ответьте на каждый вопрос «да« или «нет« (ответ, который первым пришел в голову, скорее всего и будет объективным).

  1. Часто ли вы ощущаете внезапную усталость, хотя по сути не переутомились?
  2. Бывает ли, что вы вдруг испытываете неуверенность - заперли ли за собой дверь?
  3. Часто ли вы огорчаетесь без определенной причины?
  4. Вы равнодушно относитесь к тому, что машина, в которой вы едете, движется в середине потока?
  5. Трудно ли вам настроиться на неожиданный визит?
  6. Пугаетесь ли вы иногда, когда звонит телефон?
  7. Часто ли вам снятся сны?
  8. Быстро ли вы принимаете решения?
  9. Неприятно ли вам, если вы находите на одежде пятно и в таком виде нужно куда-то идти?
  10. Любите ли вы заводить новые знакомства?
  11. Бывает ли с вами, что перед поездкой на отдых вам вдруг хочется отказаться от нее?
  12. Просыпаетесь ли вы с ощущением сильного голода?
  13. Хочется ли вам порой остаться наедине с собой?
  14. Если вы пришли в кафе один (одна), сядете ли за столик, где уже сидят посетители, если есть свободный стол?
  15. Руководствуетесь ли вы в своих поступках главным образом тем, чего ожидают от вас другие?

За ответ «да« на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 6, 11, 12 и 15 - по одному баллу.
За ответы «нет« на вопросы 7, 8, 9, 10, 13, 14 - также по одному баллу.

  • 0 баллов: вы настолько самоуверенны, что, скорее всего, просто неискренне отвечали на вопросы.
  • 1-4 балла: вы не совершите необдуманных действий на дороге, а некоторая доля неуверенности оправдывается отсутствием опыта вождения и является доказательством гибкости психики.
  • 5-8 баллов: у вас хорошее чувство уверенности в своих силах. Психологически вы готовы к самостоятельному вождению, но не забывайте, что у вас не так много опыта.
  • 9-12 баллов: ваша уверенность в себе настолько сильна, что вам грозит опасность не увидеть на дороге то, что заслуживает внимания. Видеть только то, что вы хотите, - не слишком удачная стратегия безопасной езды.
  • 13-15 баллов: ваш страх перед непредвиденными ситуациями настолько велик, что даже после того, как вы доехали до нужного места, вы можете продолжать переживать сомнения и опасения по поводу того, что произошло. Малейшее изменение обстоятельств может разрушить ваше чувство уверенности в себе. В вас заложена определенная доля неуверенности в себе. Но не отказывайтесь из-за этого от развития собственной личности, это не так плохо, как может показаться сначала.

Литература:

  1. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980 (2012).
  2. Лончинский Б. ДТП. Ошибки водителей приведшие к их возникновению, 2015.
  3. Нарицын Н.Психология безопасности вождения, 2006.256с.
  4. Тутушкин М.К. «Современная практическая психология», под ред. , Москва, 2016.
  5. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.- М: «Академия», 2016.
  6. Психология водителя и этикет за рулем: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., Переселенцева И.В.; Новосиб. Гос. Аграр. Ун-т. Инженерный ин-т. – Новосибирск.
  7. Психолого-педагогические основы деятельности преподаваетля по подготовке водителей: учеб. пособие/ сост. Инкина О.Н., Евсеева Е.И, 2015.



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ

Техника выполнения упражнения «Подъем на эстакаде» на скользком покрытии

Данное упражнение имитирует ситуацию, в которую водитель автомобиля может попасть в зимний период времени на скользкой наклонной поверхности. Например, движение с «пробками» по обледенелому или заснеженному мосту.

Рассмотрим выполнение упражнения поэтапно на автомобиле ИСУЗУ NQR-75 на стандартной эстакаде автодрома. 
1. Заезжаем на эстакаду и останавливаемся таким образом, чтобы передние колеса и кабина полностью находились на верхней горизонтальной площадке (см. фото №1).

Подъем на эстакаду 
Рис.1. Авто протягиваем значительно дальше стоп-линии

Если горка скользкая, даже «на глазок», то для въезда умеренно добавляем скорость подачей «газа» на II передаче. Также выбираем не середину полосы при подъеме, а сместившись немного влево или вправо, чтобы исключить движение по накатанной более скользкой колее (см. фото №2).

Подъем на эстакаду-2 
Рис.2. Авто смещено в сторону

Торможение выполняем плавно, но быстро, чтобы с одной стороны не заблокировать ведущие колеса, которые «наутюжат» лыжню вперед по ходу движения, а с другой не покатиться вниз при слабом тормозном усилии.

2. Включаем I передачу и удерживая правой ногой педаль тормоза ПТ, поднимаем наверх педаль сцепления ПС до легкой вибрации двигателя. При этом пятка левой ноги упирается в пол, а вверх идет только носок, но не вся стопа (см. фото №3).

Подъем на эстакаду-3 
Рис.3. Пятка упирается в пол


Далее, удерживая ПС в текущем положении (не поднимать и не опускать ее ни на миллиметр!), одним быстрым движением отпускаем ПТ. В лучшем случае машина начинает медленно ползти вперед. Двигаемся в гору, не поднимая ПС, пока задние колеса не поднимутся на горизонт площадки. Если машина покатилась вниз, то необходимо быстро зафиксировать ее ножным тормозом, одновременно выжав ПС до упора. Повторяем выполнение п.2 сначала, но ПС поднимаем чуть выше. Если ПС подвели слишком высоко (при этом все-таки двигатель «не глохнет»), то при убирании ноги с тормоза возможно прокручивание ведущих (задних) колес, т.к. сцепления протектора со скользкой поверхностью эстакады недостаточно для подъема тяжелого автомобиля в горку. Почувствовав это, необходимо как можно быстрее перейти в исходное положение - ПС и ПТ «в пол», и опять начать процесс с п.2. Если движение не получается, можно попробовать немного скатиться на N передаче вниз, но не более чем на 0,5 метра. Это необходимо, чтобы уйти с отполированной рывком ведущих колес поверхности. Если, выполняя п.2, авто начало движение вверх, но через 0,5–1 м остановилось, прокручивая ведущие колеса, то придется начать п.2 снова, но не скатываясь вниз. И так до полного поднятия машины в горку.

 

3. Когда задние колеса прошли рубеж между наклонным и горизонтальными участками эстакады, полностью плавно отпускаем ПС и не торопясь спускаемся с эстакады.

Даже скрупулезно выполняя предложенную инструкцию, скорее всего с первого раза подняться на скользкую эстакаду самостоятельно у Вас не получится. Разумеется, необходима хорошая практика под руководством вашего инструктора по вождению. Не стоит обольщаться, если Вы сразу успешно преодолели данное препятствие. Возможно, эстакада была не настолько скользкой, что рекомендации вообще имели ценность в конкретном случае.


С другой стороны не надо расстраиваться, если Вам никак не удается взобраться на гору и авто раз за разом откатывается назад. Скорее всего эстакада покрылась доброй коркой льда и надо просто подождать, когда он растает. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список печатных работ кандидата педагогических наук, зам. директора по УВР, учителя французского языка

Зачем соискателю ученой степени кандидата ХХХ наук необходимо написать и опубликовать ВАК-статью? В соответствии с пунктом 10 «Положения о порядке присуждения ученых степеней», «Результаты диссертации...

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Социальные изменения в мире, ведущие к глобальному процессу становления поликультурного информационного общества, предъявляют сегодня новые ...

Наши кандидаты. Избирательное право

презентация Кандидаты в президенты...

СПИСОК научных трудов кандидата биологических наук СИЛАНТЬЕВА АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА

СПИСОК научных трудов кандидата биологических наукСИЛАНТЬЕВА АЛЕКСЕЯ НИКОЛАЕВИЧА...

кандидат на губернаторскую стипендию

Кандидат на губернаторскую стипендию в Хабаровском крае Гунькина Галина...

Авторская программа "Краевед" (рецензенты: кандидат наук РГУПС, М.Г. Иманова, кандидат наук РГУПС А.А. Скоморощенко)

Программа имеет положительные результаты в обучении практическим навыкам научно-исследовательской работы, в знакомстве с актуальными проблемами Краснодарского края, дает возможность учащимся осознать ...