Комплексная общеразвивающая программа «РАСТИШКИ»
рабочая программа

Некрасова Людмила Тимофеевна

Данный материал будет полезен педагогам дополнительного образования, занимающихся ранним развитием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnaya_obrazovatelnaya_programma_rastishka.docx76.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

дом детского творчества «Искорка»

г. Томска

Рассмотрена на заседании                                                                     «УТВЕРЖДАЮ»

методического совета                                                      Директор  МБОУ ДО ДДТ«Искорка»                                                       

Протокол  № ___                                                                           _____________ С.Г. Здорнова

от « »_________2017 г.

                                                                                                                                                                               

Комплексная

 общеразвивающая  программа

«РАСТИШКИ»

Возраст учащихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 год

Составитель:

педагог  дополнительного образования

                                                                                Некрасова Людмила Тимофеевна

Томск 2018

СОДЕРЖАНИЕ

1     Комплексная  общеразвивающая программа «Растишки»

1.1 Пояснительная записка …………………………………...

3

1.2 Цель и задачи………………………………………………

4

1.3 Учебный план ……………………………………………..

8

1.4 Методическое обеспечение……………………………….

8

2

Подпрограмма «Изобразительная деятельность»...............................................

11

3

Подпрограмма «Музыкально – ритмическая деятельность».......................................

18

4

Подпрограмма «Игровая деятельность»..........................................................

27

1.1 Пояснительная записка

Все начинается с детства! Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит открытие окружающего мира. Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, любознательности. Благодаря особому процессу познания,  который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник, независимо от того, посещает ли он дошкольное учреждение или остается не вовлеченным в общественное воспитание, является маленьким исследователем, который с радостью и удивлением открывает окружающий мир. Поэтому, чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, чем значимее она, тем успешнее идет его развитие, тем счастливее его детство. А именно счастливо прожитое детство обеспечивает духовную энергию человека на всю последующую жизнь.

Новые требования к системе дошкольного образования привели к тому, что в жизнь вошли принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования, появилось много образовательных программ с обновленным содержанием.  Современные родители все больше заинтересованы в раннем развитии детей. Приобретая массу развивающих игр, пособий, книг, по происшествии некоторого времени они понимают, что для эффективных занятий с ребенком им не хватает знаний. В связи с этим наиболее востребованными стали группы для детей младшего дошкольного возраста. Пребывание ребенка в группе способствует формированию умения налаживать общение с чужими взрослыми, быть инициативным в разных ситуациях. Необходимость создания таких групп, кроме того, обусловлена ростом рождаемости и невозможностью государства, обеспечить детей местами в дошкольных образовательных учреждениях. Очередная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования, в частности – групп раннего развития детей. С одной стороны, они должны обеспечить запросы родителей, не имеющих возможности отдавать детей в детский сад, с другой – призваны обеспечить детям дошкольного возраста необходимую развивающую практику. Инновационная деятельность в этой группе позволяет создать благоприятные условия для социализации дошкольников, которые достигаются в результате свободного общения детей, родителей, педагогов.

Содержание воспитательно-образовательного процесса программы для детей раннего возраста можно рассматривать как основу для дальнейшего успешного освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая реализуется в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФПГ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.). Работа в группе раннего развития строится на основе нормативно- правовых, финансово-экономических и организационно-правовых документов:

  • Федеральным Законом  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
  • Требованиями  к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844);
  • Уставом МБОУ ДО ДДТ «Искорка».

               Программа имеет художественную  направленность.

Актуальность программы состоит  в том, что обеспечивается разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально - коммуникативному, художественно - эстетическому развитию;  раскрывается  своеобразие  разных  видов  деятельности  детей  младшего возраста .

Педагогическая целесообразность проявляется в:

- организации функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности;

- использовании гибких форм организации детей (малые группы, пары, подгруппы);

- обогащении содержания деятельности детей, соответствующими их интересам и возможностям формами общения;

- дифференцированном временном режиме для разных видов совместной деятельности

Новизна программы заключается в:

-единстве образовательного и воспитательного процесса;

- выявлении и развитии способностей каждого ребенка;

- гуманизации дошкольного воспитания, т.е. ориентации педагога на личность ребёнка.

       Программа «Растишки» направлена на разностороннее и полноценное развитие детей в возрасте 3 лет, рассчитана на 1 год обучения. Режим занятий 2 раза в неделю не более 15 мин.

1.2 Цель программы: Развитие индивидуальных качеств, формирование творческих способностей средствами музыки, прикладного творчества, ритмических движений.

В процессе реализации  программы решаются следующие задачи:

Обучающие:

- дать детям необходимый комплекс знаний по всем разделам программы;

-формировать представление об окружающем мире;

-расширять словарный запас.

Развивающие:

- развитие сфер личности (коммуникативных способностей, мотивов поведения и т.д.);

-  развитие интереса к содержанию и форме деятельности;

- развитие художественных способностей;

-развитие восприятия, внимания, воображения.

Воспитывающие:

- воспитание у детей умения справляться с поставленными задачами, умение преодолевать трудности;

-воспитание стремления к положительному взаимодействию со взрослыми и детьми;

-поддерживание потребности в общении;

-  воспитание у детей умения самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

В предлагаемую программу по дополнительному образованию дошкольников включены следующие курсы занятий, которые взаимосвязаны и объединены одной целью:

-изобразительная деятельность;

- музыкально-ритмическая деятельность;

- игровая деятельность.

Педагогические принципы реализации программы

При реализации программы учитываются следующие принципы:

  • принцип научности – направлен на формирование у воспитанников умений и навыков, способствует развитию их познавательной активности, усвоению новых терминов и понятий.
  • связь теории с практикой – те знания, которые дети получают на занятиях, воплощаются в практической деятельности.
  • принцип обучения и воспитания детей в коллективе – воспитывается и развивается чувство ответственности, коллективизма, товарищеской взаимопомощи.
  • принцип последовательности и систематичности – направлен на развитие компетентности детей в данном виде творчества.
  • принцип доступности – деятельность в коллективе строится на основе реальных возможностей ребенка, учебный материал прост и доступен.
  • принцип наглядности – обеспечивается применением разнообразных образцов, их иллюстраций, использованием наглядного материала.

Возрастные особенности детей  трехлетнего возраста

Восприятие окружающего мира – чувственное – имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникновение взаимодействия в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и речедвигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Интенсивно развивается фонематический слух. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов.

Внимание  детей очень похоже на то, которое наблюдается у взрослых. Ребенок просто не понимает, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое внимание на каком-либо объекте. Устойчивость внимания ребенка зависит от его интереса к объекту. Направить на что-либо внимание ребенка путем словесного указания – очень трудно. Детям сложно немедленно выполнять просьбы. Объем внимания ребенка очень невелик - один предмет.

Память проявляется главным образом в узнавании воспринимающихся ранее вещей и событий. Преднамеренного запоминания нет, но при этом запоминаю то, что им понравилось, что они с интересом слушали или, зачем наблюдали. Ребенок запоминает то, что запомнилось само.

Интенсивное развитие речи. Освоение основных грамматических структур, построение простых предложений, в разговоре с взрослым используют практически все части речи.

Появление целенаправленности. Способность мысленно поставить и представить себе конечную цель собственных действий, пытаться претворить ее в жизнь, удержать в течение всего необходимого для этого времени – важнейшее психическое новообразование к трем годам.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Появляются действия с предметами – заместителями.

Основные формы и методы работы с детьми

Форма организации детей – групповая.

Для реализации программы по развитию и воспитанию дошкольников используются следующие методы:

Наглядные методы обучения:

  • наблюдение;
  • рассматривание картин и демонстрация видео фильмов;
  •  разнообразные упражнения.

Практические методы:

  • упражнения;
  •  игровой метод;
  • элементарные опыты;
  • моделирование.

Словесные методы:

  • Рассказ  педагога
  • Рассказы детей
  • Чтение художественных произведений детям

Образовательная программа и учебный план составлены с учетом возраста контингента обучающихся, их индивидуальных способностей, наклонностей и   психологических особенностей.

Художественно-эстетическое развитие - рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыкально- ритмическая деятельность, прикладное творчество). В основе художественного развития – формирование художественных способностей; детское творчество; интеграция различных видов деятельности.

Планируемые результаты     освоения программы  дошкольного  образования  детьми 3 – 4 лет

Целевые ориентиры образования:

-Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

-Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

-стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

-проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет взаимодействовать со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным занятиям.

-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

-проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

-развита крупная моторика, стремится осваивать различные виды движений.

Реализация программы    предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится два раза (в сентябре и апреле) в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

-коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

-игровой деятельности;

-познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

-проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

-художественной деятельности;

-физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия

Диагностика познавательных способностей: перцептивное и интеллектуальное развитие, творческие способности детей.

Диагностика коммуникативных способностей: выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме; межличностные отношения внутри группы.

Диагностика регуляторных способностей: эмоциональная и произвольная регуляция поведения ребенка, умение действовать, планировать сложные действия, распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.

Методы: наблюдение, диагностические методики, тестовой метод.

1.3 Учебный план

Виды деятельности (предметы)

Количество занятий в неделю

Количество часов

1.

Изобразительная деятельность

2

72

2.

Музыкально – ритмическая деятельность

2

72

3.

Игровая деятельность

4

144

Итого:

8

288

Сочетание программ и технологий

Основные направления развития

Базисная программа

Парциальные, модифицированные программы      

Технологии и методики

Художественно-эстетическое развитие

Программа развития и воспитания дошкольников

«Детский сад 2100»

Программа «Музыкально-ритмическая деятельность»

Программа «Изобра зительная деятельность»

Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к программе

Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст

Методическое обеспечение программы

Музыкальный зал, (пианино, музыкальный центр, наборы детских инструментов, ширмы для театра);

Методический кабинет (наглядные пособия, тематические карточки);

предметно-развивающая среда

Другие технические средства, используемые в образовательном процессе.

  1. Музыкальный центр
  2. Телевизор
  3. DVD
  4. Магнитофон
  5. Проектор
  6. Экран на штативе
  7. CD-диски

Список рекомендуемой литературы для педагогов

  1. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк.учреждений/ [Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 80 с.
  2. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др. КРОХА: метод. рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк.учреждений / [Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.]. – М.: Просвещение, 2007. – 207 с.
  3. Зворыгина Е.В. Я играю!: условия для развития первых самодеятельных сюжет.игр малышей: пособие для воспитателей и родителей/ Е.В. Зворыгина. – М.: Просвещение, 2007. – 112 с.
  4. Комплексная программа развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» в образовательной системе « Школа 2100», под научной редакцией  А. А. Леоньтьева - М.: Баласс, Изд. Дом РАО 2010
  5. Коробова М.В. Малыш в мире природы: метод. пособие для воспитателей и родителей/ М.В. Коробова, Р.Ю. Белоусова; [ науч.ред. Г.Г. Григорьева]. – 3- изд.- М.: Просвещение. 2010.- 94 с.
  6. Кочетова Н.П. физическое воспитание и развитие детей раннего возраста: метод.пособие для воспитателей и родителей/ Н.П. Кочетова.-2-е изд.- М.: Просвещение, 2008.-112 с.
  7. Колдина Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.:МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2007.- 56 с.: цв. вкл.

2. Подпрограмма «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 Пояснительная записка

Занятия рисованием, лепкой, конструированием приносят малышу много радости. Рисуя, ребёнок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Надо правильно брать карандаш (кисть): тремя пальцами, держать большим и средним, не близко к отточенному концу (ворсу), придерживая сверху указательным пальцем. Слишком сильное сжимание карандаша пальцами приводит к перенапряжению руки, скованности движений; слишком слабое – не удерживает карандаш (кисть). Эти действия имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего и личностного развития ребёнка.

Данная программа направлена на развитие у ребёнка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

Данная  программа является модифицированной и разработана на основе программы  «Детство», «План -программы педагогического процесса в детском саду»под ред. З.А. Михайловой.

Актуальность программы заключается в приобретении и развитии у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Новизна программы

Процесс обучения художественно-творческой  деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми, в результате чего выстраиваются отношения, формируется личность человека. В художественно-творческой деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления.

Педагогическая целесообразность данной программы заключатся  в приобретении учащимся необходимого индивидуального уровня получаемых знаний, умений и навыков на занятиях прикладного творчества

Цель программы – формирование у детей раннего возраста художественно-творческих способностей.

Задачи программы.

  1. Обучающие
  • Обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
  1. Развивающие
  • Развитие творческих способностей в рисовании, аппликации и лепке;
  • Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма.
  1. Воспитательные
  • Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое до конца

Направления работы.

  1. Развитие творческих способностей
  2. Художественно-эстетическое развитие
  3. Познавательное развитие

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Групповые занятия проводятся  2 раза в неделю, продолжительностью  15 мин.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работ.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Формы подведения итогов реализации данной программы являются: мини-выставки, открытые занятия, праздники с совместной творческой деятельностью родителей и детей.

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Ожидаемые результаты освоения программы

Знания и умения

Дети  должны знать:

- материал, с которым работают, создавая поделку (кисть, клей, салфетка, бумага, картон, название круп, семян, ткань, лента);

- названия цветов(красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, голубой, розовый)

Дети должны уметь:

- создавать образы предметов, декоративные композиции, используя готовые формы и нетрадиционные материалы;

- осваивать последовательность работы;

- работать с бумагой(складывать квадрат по диагонали, скатывать шарики, сворачивать колечки)

- пользоваться клеем, салфеткой;

- вносить элементы творчества в свою работу.

Ожидаемые результаты обучающегося по программе на конец года:

  1. Знает и называет материалы, которыми можно рисовать.
  2. Знает и называет цвета.
  3. Умеет создавать изображения отдельных предметов.
  4. Умеет подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам.
  5. Умеет пользоваться карандашами, восковыми мелками, кистью и красками.
  6. Знает свойства пластических материалов (пластилина).
  7. Умеет отламывать от большого куска небольшие кусочки.
  8. Умеет раскатывать комок прямыми и круговыми движениями ладоней.
  9. Умеет лепить различные предметы, используя приемы.
  10. Умеет создавать изображения из готовых фигур.
  11. Аккуратно использует материалы.
  12. Знает свойства бумаги (мнется, рвется, приклеивается)
  13. Умеет приклеивать готовые формы и составлять простейшие композиции.
  14. Умеет работать в технике аппликация с различными материалами (бумага, крупы, вата и др.)

Параметры развития и критерии оценок

Уровни освоения программы

Высокий уровень  – ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес к конструктивной и художественной деятельности. Владеет конструктивными и художественными навыками и умениями, пользуется ими осознанно и самостоятельно.

Средний уровень  – ребенок проявляет не достаточный интерес и желание к конструктивной и художественной деятельности, недостаточно владеет техническими и художественными навыками и умениями, пользуется ими при помощи взрослого.

Низкий уровень  – ребенок не проявляет интерес и желание к конструктивной и художественной деятельности, не владеет техническими и художественными навыками и умениями. (См.приложение №1)

Диагностика

Диагностика уровня художественно-эстетического развития детей осуществляется с помощью следующих методов:

Наблюдение на  занятиях;

Анализ продукта детской деятельности детей.

Учебно-тематический  план

Название разделов, темы

Количество часов

Всего

теория

практика

1.

Рисование

32

2

30

2.

Лепка

11

2

9

3.

Аппликация

29

3

26

Итого в год:

72

7

65

Содержание программы

Рисование (32 часа)

Развивать восприятие детей, обогащать сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно  одной, рукой.
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить различать цвета, правильно называть их. Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой-формы.
Учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть свободно; карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца, кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её ворсом в баночку. Снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.

Методы и приёмы

Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, педагогу необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий. Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.
Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа. Занятия должны доставлять детям радость!

Лепка (11 часов)

Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими свойствами пластилина. Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их.
Учить раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепёшки, печенье, пряники), украшать их. Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка т.п.)
Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку или специальную заготовку.

Методы и приёмы

В лепке применяется информационно-рецептивный метод, т.е. подражательный, повторяющий формообразующие движения.
Занятия по лепке носят предметный характер, т. е. дети лепят отдельные фигурки.

Пластичные материалы предоставляют больше возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт. Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Воспитателю необходимо вызывать радостное настроение, оценивая сам процесс и результаты работы, и поддерживать у детей желание лепить.

Большое значение в процессе обучения имеют правильно подобранный материал и оборудование. Современные технологии позволили усовершенствовать используемый пластичный материал – пластилин стал более мягким и эластичным, приобрёл чистые и разнообразные расцветки, перестал липнуть к рукам. Эти качества превращают работу с ним в приятное и интересное занятие, как для детей, так и для взрослых.

Аппликация (29 часов)

Вызывать у детей интерес к аппликации. Знакомить со свойствами бумаги и картона. Учить детей работать с клеем, используя в работе клей ПВА. Учить работать в технике «аппликация рваной бумагой», знакомить  с аппликацией из различных материалов (крупа, вата, чай и др). Учить составлять готовую композицию из заготовленных деталей.
Приучать детей к аккуратному обращению с материалами: закрывать клей после работы, вытирать руки от клея влажной салфеткой.

Методы и приёмы

В аппликации применяется  репродуктивный метод и объяснительно-иллюстративный метод, т.е. выполнение работы по образцу. Занятия по лепке носят предметно-сюжетный характер, т. е. дети изготавливают аппликации отдельных предметов (коврик для Шарика) и несложные композиции (будка с щенком).

Техника аппликации предоставляет больше возможности для развития и обучения детей. Во время работы развивается мелкая моторика пальцев рук, воображение детей, формируются и развиваются навыки ручного труда.
Важный момент в проведении занятия – оценка деятельности детей. Педагог должен вызвать у детей желание дальнейшей творческой деятельности

Методическое обеспечение

Инструменты и материалы:

Учебно-наглядные пособия:

- тематические картинки;
- игрушки;
- муляжи.

Оборудование:
- карандаши цветные;
- восковые мелки;
- кисточки маленькие по № 6, средние с № 10-12, большие № 12-16;
- гуашевые краски;
- баночка-непроливайка;
- альбом для рисования;
- восковый пластилин;
- дощечки;
- влажные салфетки для рук;
- клеёнка;

- цветная бумага;

- цветной картон;

- Клей ПВА карандаш.

Список рекомендуемой литературы для педагогов

1. Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Младшая группа [Текст]/Автор-сост. И. В. Гуреева.  – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112с.

2. Изобразительная деятельность. Младшая группа. Разработка занятий [Текст] /Сост. Штейнле Н.Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128с.

3. Колдина, Д.Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий [Текст] /Д.Н. Колдина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 56с.: цв. вкл.

4. Колдина, Д.Н. Лепка и рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий [Текст] /Д.Н. Колдина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 48с.: цв. вкл.

5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: «Карапуз», 2009. – 144с.

6. Новикова, О.А. Пальчиковая гимнастика. Игры и занятия для развития речи у дошкольников [Текст]/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ; 2011. – 64с.: ил.

7. План – программа педагогического процесса в детском саду: методическое пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Сост. Н.В. Гончарова и др.; под ред. З.А. Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2006. – 255с. – (Библиотека программы «Детство»)

8. Савельева, Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников [Текст]/ Е.А. Савельева. – СПБ.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64с.

Список рекомендуемой литературы для родителей

1.Большакова, С.Е.Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. [Текст] / С.Е. Большакова .- Сфера  2010.

2. Новикова, О.А. Пальчиковая гимнастика. Игры и занятия для развития речи у дошкольников [Текст]/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб.: Сова; Владимир: ВКТ; 2011. – 64с.: ил.

3. Савельева, Е.А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников [Текст]/ Е.А. Савельева. – СПБ.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 64с.

 3.Подпрограмма «МУЗЫКАЛЬНО – РИТМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Пояснительная записка

Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. «Начать использовать то, что даровано природой, необходимо как можно раньше, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется…» В.М. Бехтерев.  Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».

В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни.  Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребёнка. Мир музыки очень близок детям. В восприятии музыки, её оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребёнок видит собственную значимость. В процессе занятий  дети младшего дошкольного возраста приобщаются к разным видам музыкально-ритмической деятельности, у них формируется внимание и интерес к музыке, развиваются элементарные музыкальные способности, воображение, эстетический вкус, осваиваются некоторые исполнительские навыки.

Данная программа по музыке составлена в соответствии с основными положениями отечественной музыкальной педагогики. За основу взяты основополагающие концепции педагогов: Е. Железновой, Н. А. Ветлугиной, Е.А. Дубровской. Возможности музыки велики, и необходимо как можно полнее использовать воспитательные, познавательные и развивающие функции музыкального искусства в формировании творческой личности.

Актуальность программы заключается в развитии  музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста, их  эмоциональной сферы, коммуникативных способностей и социальной адаптации. Программа дает  установку на развитие целостного взгляда личности ребенка на музыкальный мир через  интегрированность с другими образовательными областями.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в приобретении учащимися необходимого индивидуального уровня получаемых знаний, умений и навыков, в воспитании мотивации занятий музыкой.

Возрастные особенности детей 3-4 года

Три года — эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.

Происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Проявления осознания себя как отдельного человека будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.

Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.

Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.

Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.

Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

Цель:

Формирование и развитие у детей творческих и музыкально-исполнительских способностей через основные виды музыкальной деятельности.

Задачи обучающие:

Формирование:

  • музыкально-сенсорного восприятия;
  • способностей эмоционально-образного восприятия окружающего мира;
  • стремления к песенному творчеству (используя различные его образцы);
  • основ музыкально- ритмической деятельности (лексики танцевальных движений, музыкально-игрового творчества);
  •  навыков элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах.

Задачи развивающие:

Развитие:

  •  творческой индивидуальности, артистичности, исполнительской свободы;
  • устойчивого интереса к музыке.

Задачи воспитательные:

Воспитание:

  • культуры общения и поведения в социуме;
  • эмоционально-положительной установки к занятиям музыкой;
  • посредством музыкальных произведений побуждение к реализации в своём поведении общечеловеческих ценностей (любовь, добро, сострадание).

Формы и режим занятий

Для успешной реализации программы необходимо создание радостного эмоционального климата и комфортной среды, которая будет способствовать наибольшему развитию музыкальных способностей и свободному проявлению творческих способностей ребёнка. В работе используются методы: беседа, иллюстративный показ произведения, прослушивание аудиозаписей с последующим анализом, закрепления пройденного материала, наглядный показ педагогом музыкально-ритмических игровых движений.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю (не более 15 минут), возраст обучающихся: от 3 до 4 лет.        

Ожидаемые результаты освоения программы

  • Певческие навыки – знает и поёт большинство песен, выученных в течении года, владеет элементарными основами певческой культуры: отчётливо произносит слова, начинает пение сразу после музыкального вступления, способен передавать в песне характер и некоторые её интонации.
  • Музыкально-ритмические движения – самостоятельно меняет движения  в соответствии с музыкой и пением, свободно, непринуждённо выполняет основные ритмические, плясовые  и танцевальные движения, передаёт в движении яркие акценты и динамические изменения в музыке, передаёт словами и хлопками ритмический рисунок мелодии, выразительно исполняет игровые роли.
  • Игра на музыкальных инструментах – легко различает на слух тембровую окраску шумовых инструментов, передаёт несложный ритмический рисунок простейшими движениями кисти, передаёт динамику, воспроизводит темповые изменения шумовыми инструментами и в игре на металлофоне одним звуком.
  • Слушанье и восприятие музыки – самостоятельно узнаёт, называет большинство прослушанных в течение года произведений, умеет различать средства музыкальной выразительности, регистровые, темповые, динамические изменения, воспринимает тембр, высоту и длительность звука. Способен различать характер музыки, элементарно выражает свои музыкальные впечатления и отношение к прослушанной  музыке в высказываниях.

Параметры развития и критерии оценок

Диагностика

 музыкальных способностей детей

Для того чтобы правильно организовать процесс развития музыкальных способностей ребёнка, необходимо знать исходный уровень его музыкального развития. В этой связи актуализируется проблема диагностики таковых способностей ребёнка и поиска рациональных методик их выявления. Однако диагностика  музыкальных способностей ребёнка должна основываться не столько на их однократной оценке, сколько на выявлении их изменений в процессе занятий в течении всего года.  Диагностика-процесс  позволяет выявить динамику музыкального развития ребёнка. Этот процесс осуществляется на музыкальных занятиях, в ходе которых педагог получает достаточные основания для данной диагностики.  В связи с этим можно выявить «объекты»  диагностики: певческая деятельность (развитие певческих навыков, пение, логоритмика), слушанье и восприятие музыки (музыкально-дидактические игры), игра  на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмическая деятельность (музыкально-ритмические движения, танцевальное и игровое творчество).

Механизмы отслеживания результативности программы:

- в процессе организации групповых музыкальных занятий с детьми;

- диагностические срезы: проводятся в течение учебного года 3 раза (в начале года, в середине года и в конце года).

Оценивается уровень развития  личности по трехбалльной системе (высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл).

Слушанье и восприятие музыки:

3 балла  - ребёнок эмоционально отзывчивый на музыку,  слушает музыку до конца, воспринимает и понимает чувства и настроение музыкального произведения.

2 балла  - эмоционально отзывчив, проявляет интерес, желание включиться в музыкальную деятельность, с помощью педагога, понимает содержание музыкального произведения, но затрудняется его передать.

1 балл - ребёнок малоэмоционален, не всегда проявляет активный интерес к занятиям, не дослушивает музыку до конца, часто отвлекается.

Певческая деятельность:

3 балла – охотно исполняет знакомые песни различного содержания, быстро осваивает новый музыкальный материал, поёт естественным голосом.

2 балла – долго запоминает новые песни, однако поёт охотно.

1 балл - слабый интерес к данному виду деятельности, плохо запоминает песни, поёт только с помощью взрослого.

Музыкально-ритмическая деятельность:

3 балла - самостоятельно справляется с заданием, творчески активен, проявляет интерес, эмоционален, владеет сюжетно-образными движениями.

2 балла - выполняет наиболее простые задания, не всегда активен, неустойчивое настроение, требует помощи взрослого.

1 балл - к данному виду деятельности проявляет интерес только с помощью взрослого, малоактивен, затрудняется в выполнении основных движений.

Игра на детских музыкальных инструментах:

3 балла  - самостоятельно играет на детских музыкальных инструментах, передаёт простейший ритмический рисунок на шумовых инструментах, проявляет творческую инициативу в выборе вариантов звуковедения.

2 балла – затрудняется в игре на детских инструментах, с помощью взрослого предаёт ритмический рисунок, играет охотно, но не всегда ритмично.

1 балл – владеет лишь одним способом игры на детских музыкальных  (обычно на шумовых) инструментах, не всегда охотно включается в игровой ансамбль.

Формы подведения итогов реализации программы

Осуществляется на контрольных и открытых занятиях,  а так же на мероприятиях:  календарных праздниках и развлечениях.

Учебно-тематический план

Разделы, темы программы

количество часов

теория

практика

всего

1

Певческая деятельность

4

16

20

2

Логоритмика

6

18

24

3

Музыкально-ритмические движения

2

8

10

4

Игра  на музыкальных инструментах

2

12

14

5

Слушанье и восприятие музыки

1

3

4

Итого:

15

57

72

Содержание программы

Программное содержание

Музыкальный репертуар

1. Певческая деятельность:

Формирование элементарных певческих навыков (дикция, артикуляция), свободное пение без напряжения в одном темпе со всеми, передавать характер песни (весело, протяжно, грустно, ласково).

2. Логоритмика

Развивать координацию речи и движений, укреплять мелкую мускулатуру рук, преодолевать двигательный автоматизм, развивать выразительность жеста.

3. Музыкально-ритмические движения:

Учить двигаться соответственно двухчастной форме с предметами  и без них,  реагировать на начало движения и конец, осваивать элементарные ритмические движения: притопы, кружение, пружинки, хлопки, передавать в движении характер персонажей и игровых образов, формировать навыки ориентировки в пространстве, воспитывать умение работать в коллективе.

4. Игра  на музыкальных инструментах:

Ритмично звенеть погремушками, колокольчиками, передавать в игре на бубне ритмический рисунок, разными способами извлекать звук на металлофоне.

5. Слушанье и восприятие музыки:

Формировать умение слушать музыку до конца, узнавать знакомые произведения, воспринимать пьесы, контрастные по звучанию, осознанное отношение к восприятию музыкальных произведений, познавательный интерес, внимание, развивать эмоциональную отзывчивость на прослушиваемую музыку.

Упражнения  и попевки:

Т. Попатенко «Солнышко»

р.н.м. «Заинька»

р.н.м. «Ладушки»

р.н.м. «Дождик»

р.н.м. «Петушок»

Песни для разучивания:

Е. Мокшанцева «Песенка о зверятах»

А. Филиппенко «Про лягушек и комара»

А. Филиппенко «Бобик»

А. Филиппенко «Зайка»

А. Александров «Кошка»

Г. Фрид «Мишка»

Н. Голещанов «Воробей»

Н. Некрасова «Машина»

А. Филиппенко «Дед Мороз»

А. Филиппенко «Пирожки»

М. Красев «Самолёт»

А. Рустамов «Мы запели песенку»

Е. Красев «Молодой солдат»

А. Филиппенко «Цыплята»

М. Картушина «Здравствуйте»

Е. Макшанцева «Пальчики шагают»

М. Катрушина «Улитка»

М. Картушина «Где вы рученьки мои»

Т. Мохнаткина «Загадка»

Д.Костраба «Цветочки»

Г. Вихарева «Мы в тарелочки играем»

З.Качаева «Мячик»

Упражнения:

К. Мясков «Прогулка на автомобиле»

А. Гречанинов «На лошадке»

П. Чайковский «Этюд»

И. Беркович «Марш»

Р. Рустамов «Фонарики»

М. Геллер «Ходьба на лыжах»

Е. Тиличеева «Самолёт летит»

Э. Делиб «Курочки»

укр.н.п. «Поскачи со мной»

С. Майкопар «Бабочки и цветы»

Танцы, пляски, игры:

Н. Китаевой «Танец с листочками»

Л. Банниковой «Птички»

в.н.п. «Жуки и бабочки»

р.н.п. «Пляска», «Ах вы сени»

Т. Попатенко «Солнышко и дождик»

р.н.п. «Зайцы и лиса»

р.н.п. «Клубочки»

А. Роомере,пляска «Приседай»

р.н.п. «Танец с ложками»

Б. Можжевелов «Хоровод»

Т. Шутенко «Пляска в кругу»

р.н.п. «Танец с платочками»

р.н.п. «Ходит Ваня»

Г. Фрид «Игра с колокольчиками»

р.н.п. «Погремушки – громкие игрушки»

р.н.п. «Ах вы сени»

В. А. Моцарт «Колокольчики звенят»

укр.н.п. «Ой, дударики»

Музыкальная сказка «Репка» р.н.м.

муз.дид. игра,«Кого встретили в лесу»

муз.дид. игра «Птица и птенчики»

Т. Попатенко «Листопад»

Т. Попатенко «Грустный дождик»

р.н.п. «Плясовая»

М. Геллер «Танец снежинок»

муз.дид. игра,«Кто живёт в зимнем лесу»

Н. Любарский «Воробушек»

муз.дид. игра «Весёлые бубенчики»

муз.дид. игра «Курочка и цыплята»

Е. Тиличеева «Медведь»

С. Майкапар «Весною»

муз.дид. игра «Угадай на чём играю»

Л. Вишнарёв «Жуки»

Д. Шостакович «Марш»

М. Раухверг «Колыбельная»

Методическое обеспечение программы

Наглядно-иллюстративный материал

Учебно-методический комплекс

1. Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к программе О.В. Усовой.«Развитие личности ребенка средствами хореографии»), 2000.

2. Усова О.В. «Театр танца» комплект из 6 дисков.

3. Разноцветные шарфы  - 25 штук.

4. Разноцветны платочки – 50 штук.

5. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка.

6. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух.

7. Косынки (желтые, красные) – 33 штуки.  

1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999.

2. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений в 12 частях (2-х томах). – М., 2000.

3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7 аудиокассет.

4. Портреты русских и зарубежных композиторов

5. Наглядно - иллюстративный материал:

   - сюжетные картины;

   - пейзажи (времена года);

   - комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»).

6. Музыкальный центр «Soni»

Список  рекомендуемой литературы для педагогов

  1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. М.: Изд. ООО «Дом. XXI  век», 2007.
  2. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса. М., Изд.МГПИ,1983.
  3. Алфёрова Л.Д. «Речевой тренинг: Дикция и произношение», СПб, СПГАТИ, 2003 г.
  4. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка. Минск: Изд. «ТетраСистемс», 2007.
  5. Гонтаренко Н.Б. «Сольное пение. Секреты вокального мастерства», Ростов н/Д, «Феникс», 2006 г.
  6. Дмитриев Л. Б.«Основы вокальной методики» М.Ю «Музыка», 2000 г
  7. Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. «Что надо знать учителю о детском голосе», М., «Музыка», 1972 г.
  8. Миловский С. А. Распевание на уроках пения. М., «Музыка», 1997.
  9. Михайлова М.А. Игры и упражнения для музыкального развития ребёнка. Ярославль.: Академия развития, 2008.
  10. Овчинникова Т. Пение и логопедия. СПб.: Изд. «Союз художников», 2005.
  11. Охомуш Т.В. Методика обучения  эстрадному вокалу. «Чистый голос». Иваново, 2008.
  12. Пилипенко Л.В. Постановка слуха. М.: Издательский Дом Катанского.,2006.
  13. Радынова. О.П. Конспекты занятий и развлечений в 12 частях (2-х томах). – М., 2000.
  14. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Ярославль.: Академия развития, 2002.
  15.  Морозов В.П. «Детский голос», «Педагогика»,1970 г.
  16. Стулова Г. П. «Развитие детского голоса в процессе обучения пению», М., «Прометей»,1992г
  17. Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к программе О.В. Усовой. «Развитие личности ребенка средствами хореографии»), 2000.

4. Подпрограмма « ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 Пояснительная записка

Особым направлением педагогической работы с детьми раннего возраста должно стать формирование игровой деятельности. Для реализации своего огромного развивающего потенциала сама игра должна иметь достаточно высокий уровень развития. Сформированная в раннем возрасте игровая деятельность является не только условием эмоционального комфорта и эффективного развития ребенка, но и является залогом становления ведущей деятельности следующего, дошкольного этапа развития.

      Направленность  Данный раздел имеет социально-педагогическую направленность  так, игра имеет исключительно важное значение для развития всех сторон психики и личности ребенка, и прежде всего для социального развития.

       Актуальность  Игра вносит особый вклад в развитие ребенка раннего возраста. Она является одним из важных средств познания ребенком окружающего социального и предметного мира. В процессе игры, как и в ходе предметной деятельности, ребенок осваивает общественную функцию предметов. В отличие от предметной деятельности, усвоение смыслов человеческой деятельности в ходе процессуальной игры не требует усилий, связанных с освоением правильных, с точки зрения операционально-технической стороны, действий.

    Педагогическая целесообразность  Игра позволяет ребенку расширить границы своих практических возможностей, воспроизводя действия взрослых в условном плане. Поэтому игра является важным фактором социального развития ребенка: она способствует развитию навыков общения, умения понимать чувства и состояния других людей, способности к сопереживанию.

В раннем возрасте необходимо создавать условия для пробуждения у ребенка интереса к игре, появления игрового отношения к предметам, принятия воображаемой ситуации:

  • стремиться к созданию положительной эмоциональной атмосферы общения с ребенком;
  • вовлекать ребенка в воображаемую ситуацию с помощью сюжетных игрушек, обращений к персонажу (персонажам) игры, обращений к ребёнку от имени персонажа;
  • осуществлять показ игровых действий, сопровождающийся развёрнутыми высказываниями в процессе разыгрывания с ребенком небольших эпизодов в рамках того или иного сюжета (кормление игрушек, прогулка ,укладывание их спать, купание, и пр.);
  • побуждать ребенка к повторению действий взрослого, при необходимости оказывать малышу помощь;
  • поддерживать инициативные игровые действия ребенка;
  • наделять игровым смыслом простые манипуляции с игрушками, преобразовывать неигровые действия ребенка в действия «понарошку».

Цель Развивать игровой опыт каждого ребенка, помогая детям отражать в игре

представления об окружающей действительности.

Задачи

Обучающие:

  • Формировать элементарные представления о величине, форме, цвете; выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновременно — цвет и величину, форму и величину, форму и цвет, используя дидактические и народные игрушки, бытовые предметы; группировать однородные предметы по одному из трех признаков.
  • Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов-названий предметов,

объектов, их действий или действий с ними, некоторых ярко выраженных частей,

свойств предмета (цвет, форма, размер, характер поверхности).

  • Обучать детей вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы

общения.

  • Формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), об их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, веселье, слезы), о семье и детском саде.
  • Способствовать становлению первичных представлений ребенка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях и членах семьи.

Развивающие:

  • Развивать самостоятельность, уверенность, ориентацию на одобряемое взрослым поведение.
  • Развивать крупную и мелкую моторику рук, побуждая выполнять более тонкие действия с предметами
  • Обогащать детский двигательный опыт, способствовать освоению основных  движений, развитию интереса к подвижным играм и согласованным двигательным действиям.

Воспитательные:

  • Воспитывать стремление к игровому общению со сверстниками.
  • Поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость, привлекать к конкретным действиям помощи, заботы, участия (пожалеть, помочь, ласково обратиться).
  • Формировать у малыша доверительное отношение к окружающим, желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми.
  • Демонстрировать доброе отношение к другому ребенку, людям, ко всему живому, поскольку у малыша активно развивается способность к подражанию.

Ожидаемые результаты освоения программы

  • Владеет навыками игры. Проявляет инициативу в игровой деятельности.
  • Умеет играть, не мешая сверстникам., использует предметы-заместители.
  • Владеет навыками культурного поведения: здоровается, прощается, благодарит. Проявляет навыки сочувствия и отзывчивости.
  • Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях.
  • С удовольствием двигается, ловко встраивается в пространство, стремится осваивать различные виды движения
  • Переносит освоенные простые новые движения в самостоятельную двигательную деятельность.
  • Принимает (иногда называет) свою игровую роль, выполняет игровые действия в соответствии с ролью.
  • Ребенок с интересом и удовольствием действует со взрослым и самостоятельно
  • с предметами, дидактическими игрушками и материалами.
  • Успешно выделяет и учитывает цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
  • Группирует в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и
  • другим свойствам при выборе из четырех разновидностей.
  • Активно использует «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы.

Формы и режим занятий

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия с детьми проводятся 4 раза в неделю (не более 15 минут), возраст обучающихся: от 3 до 4 лет.        

Содержание

Вид деятельности

Программное  содержание

Методические материалы

Игры-забавы

- повторяющиеся ритмические движения,

сочетающиеся с выразительными звуками и словами.

- выразительные движения и звуки, которые изображают животных, птиц, насекомых, машину, паровоз и др.

хороводные игры

"Каравай", "Раздувайся пузырь"

подвижные игры

"Кот и мыши", "Барбос и птички", "Лиса и зайцы"

Дидактические игры

 восприятие формы, цвета, величины, количества и пр.

игры с матрешками, пирамидками, вкладышами, настольные игры - лото, домино, мозаики и пр.

Сюжетно-ролевые игры

моделирование различных ситуации,

отражающих собственный жизненный опыт ребенка, впечатления, полученные

из наблюдений за окружающим, из детских книг и рассказов взрослых

"Больница", "Магазин" "Дочки-матери", "Транспорт"

игры-драматизации

Разыгрывание эпизодов сказок, рассказов, стишков.

Стихи А Барто, С. Маршака. Сказки "Колобок", "Репка" и пр.

Список  рекомендуемой литературы  для педагогов

  1. Воспитание и развитие детей от 3 до 4 лет.  Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
  2. Галанова В. «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Ярославль, Академия развития, 1998А.
  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.
  4. Доронова Н., Доронов С.Г.. Игрушки для развития детей раннего возраста. – М. Детям XXI века, 2005.
  5. Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
  6. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.
  7. Смертакова Н.М.. Игра как средство социальной адаптации дошкольников.- Санкт – Петербург. Детство – Пресс, 2009Т
  8. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. - №4. – с.22.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексные числа. Лекция 1. Основы теории комплексных чисел.

Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...

Комплексные числа. Лекция 2. Решение квадратных уравнений с действительными и комплексными коэффициентами.

Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...

Комплексные числа. Лекция 3. Тригонометрическая форма записи комплексных чисел.

Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...

Комплексные числа. Лекция 4. Операции над комплексными числами в тригонометрической форме записи.

Опорный конспект для студентов СПО технических специальностей по дисциплине "Математика". раздел 1. Алгебра...

Конспект урока "Комплексные числа. Действия над комплексными числами в алгебраичесой форме"

На уроке рассматривается необходимость врзникновения комплексных чисел. Дествия с комплексными числами и решение квадратных уравненмй с использованем полученных новых знаний. Материал предназначен для...

Урок «Введение в комплексные числа. Алгебраическая форма комплексных чисел».

    Многие ребята уверены, что квадратное уравнение при отрицательном дискриминанте не имеет корней, существенное уточнение – действительных корней!      Позн...