Применение современных педагогических технологий в работе концертмейстера ДШИ
статья

Кокорина Наталья  Владимировна

В настоящее  время  в педагогический лексикон прочно вошло такое понятие , как педагогические технологии. Проблема использования  новых современных технологий  в образовательном процессе затрагивает и деятельность концертмейстера Детской школы искусств. В данной статье подробно описаны педагогические технологии, которые  применяются в  профессиональной деятельности концертмейстера ДШИ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение  современных  педагогических

технологий в работе концертмейстера ДШИ.

                                             

                                                             

                                                 Введение

     В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусств.  Проблема использования новых современных технологий в образовательном процессе   затрагивает   деятельность  концертмейстера  ДШИ. 

     Работа концертмейстера - это не только разучивание с солистами партий и исполнение в ансамбле на сцене. Это также и умение контролировать качество исполнения, как своего, так и солиста; знание исполнительской специфики и причин возникновения трудностей, умение предотвратить недостатки в исполнении. Поэтому в деятельности концертмейстера  успешно  объединяются творческие (исполнительские), педагогические и психологические функции,  которые трудно отделить друг от друга. 

    Назовем   важные педагогические технологии, используемые в деятельности концертмейстера

Современные педагогические технологий в деятельности

концертмейстера ДШИ


1.  Педагогика сотрудничества

       Данная технология включает в себя 3- 4  субъекта образовательного процесса: педагог – концертмейстер – ученик и  родитель. Из практики работы   можно привести пример - присутствия на занятиях   родителей( особенно при подготовке к конкурсу). И это не просто пассивное присутствие, а активное включение в творческий процесс- запись видео-урока,  аудиоаккомпанемента,   родители воочию слышат своего ребенка на сцене и  рекомендации  педагога. 

     На репетиции к концерту( конкурсу)  задача концертмейстера совместно с педагогом – наладить звуковой баланс( ансамбль) между ним и учащимся  . 

Немалое значение для результативности работы в классе имеет характер взаимодействия концертмейстера и педагога, так как от этого зависит не только эффективность  музыкального развития учащегося, но и воспитание его как человека. Сотрудничество педагог–концертмейстер должно основываться на взаимопомощи, взаимоуважении, позволяющим достигать единой цели.

      Педагог и концертмейстер должны грамотно выстраивать цель каждого урока, в зависимости от возраста ребенка, степени его одаренности, накопленного опыта, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развивая учащегося планомерно, тем самым программируя на успех.   Учащийся должен чувствовать эмоциональную заинтересованность концертмейстера. 

Педагог с концертмейстером всегда найдут время для совместной работы:  это может быть методическая работа – совместное создание рабочих, экспериментальных программ, планирование открытых уроков; инновационная деятельность – поиски нового, актуального репертуара, в том числе издаваемого современными композиторами, создание интересных, ярких переложений . Совместное чтение с листа новых произведений , обсуждение и планирование предстоящей концертной деятельности учащихся. Приветствуется совместная концертная деятельность педагога и концертмейстера , участие в профессиональных конкурсах. Это обоюдно обогащает музыкантов, повышает их исполнительский и общекультурный уровень, учит взаимному доверию и создаёт положительную  творческую атмосферу в процессе занятий с детьми.

2.Личностно-ориентированный подход в обучении.

       Главное место в используемой технологии отводится  самому  обучающемуся. В основном работа концертмейстера заключается в индивидуальном процессе обучения на занятиях по специальности . Главным достоинством  индивидуального  обучения является возможность адаптировать содержание, методы, формы работы , темп обучения к индивидуальным возможностям каждого учащегося. 

      Невозможно   выработать  единый  план  ведения  занятия, одинаково пригодный для всех учащихся. Если  ученик пришел на занятие  в утомленном или не совсем здоровом состоянии, понадобится на ходу менять задачу, выбирая направления, не требующие большой  нагрузки. 

    Личностно-ориентированный подход в обучении  позволяет формировать адекватную самооценку ученика. Использование данной технологии концертмейстером обеспечивает психологический комфорт учащегося  как в классе, так и на сцене, что является основой для успешной дальнейшей творческой деятельности.

3. Технология развития творческих качеств личности.

     Эта технология имеет главную  цель  - развитие творческих  способностей  учащихся. Нельзя допускать, чтобы ученик  на уроках «слепо» шел за аккомпанементом, бездумно выполняя те или иные указания. ( натаскивание). Концертмейстер может способствовать развитию креативности в учениках, эффективно воспитывать художественное воображение, образно–ассоциативное мышление, формировать внутренний мир  ребенка . 

     В работе с начинающими  можно  и нужно использовать  импровизацию  в аккомпанементе , а не просто  гармонии тоники-субдоминанты –доминанты. Импровизация значительно обогащает фактуру.Часто приходится играть «по цифровкам»  аккомпанемент, используя   различную гармонию. Нужно уметь так  импровизировать вступление  и окончание  произведения, чтобы  учащийся  точно вступил. Также   есть пьесы со звукоизобразительными эффектами, например, «Часы», «Кукушка», и другие, в которых партия фортепиано может воспроизводить  эти эффекты. Ученику интересно, и он становится соучастником данного действа, так как подлаживается под данный концертмейстером темп, динамику и характер. 

     Разносторонняя    развитость  и  гибкость мышления, а также  хорошие познания  в смежных областях знаний  и умение их применять на практике  - все это поможет концертмейстеру творчески переработать уже имеющийся материал. Что способствует установить творческий, рабочий контакт с обучающимся.

 

4.Технология  формирования  коммуникативной  компетенции

      Понятие «коммуникативная  компетентность»  -  это умение  общаться, быстро и четко устанавливать деловые  и дружеские  контакты  с людьми. Данная технология  формирования  коммуникативной компетенции – способствует  развитию навыка вести конструктивный диалог, и результатом этого  должна стать культура  общения учащегося, которая выражена  в грамотности, соблюдении культурно-речевых норм. Концертмейстер в работе на уроке может активно включать учащегося в беседу о произведении, его жанровых и стилевых особенностях, учить доказывать и защищать свое мнение. Обучающийся должен уметь не только отвечать на поставленный вопрос, но и ставить его. 

5.Здоровьесберегающие  образовательные  технологии

     Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле, можно понимать все необходимые способы, методы, формы, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья обучающихся, обеспечивает им безопасные и комфортные условия пребывания и обучения. 
Учреждения дополнительного образования, какими являются детские школы искусств, решают важные задачи сохранения и укрепления  здоровья учащихся.
    Основные компоненты  здоровьесберегающих технологий:
- соблюдение гигиенических требований к аудитории; (необходимо еще до начала занятий обеспечить температурный режим, проверить  освещение, техническую оснащенность)
- соблюдение учебной нагрузки- занятия проводить не более положенного времени урока ;
- чёткое планирование занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
- чередование видов деятельности ( самостоятельная работа, разбор нового произведения, повторение  пройденного муз.материала  и др). Норма — не менее трех за урок, организация двигательной активности, это может быть развитие общей и мелкой моторики;

     К сожалению, сам   концертмейстер,  как правило, сидит весь рабочий день в одном статичном положении, с шеей, повёрнутой в сторону солиста, ухитряясь одновременно читать нотный текст. Конечно не нужно  пояснять,  что результаты со временем негативно сказываются на здоровье. Тем не менее,  можно  помочь обеспечить себе комфорт на рабочем месте  и, более высокую трудоспособность. Удобство заключается в том, чтобы смотреть на солиста, не поворачивая головы. Здесь может помочь зеркало, установленное на инструменте. Некоторые концертмейстеры видят отражение ученика в полировке пианино. Большое преимущество имеют классы, в которых установлен рояль, тогда концертмейстер может смотреть вперёд, прямо на учащегося. Вообще, учащегося лучше посадить так, чтобы концертмейстер  смотрел на него  не поворачивая головы.                    

    Немаловажную роль в обеспечении комфорта  для работы концертмейстера  играют хорошо  распечатанные  и удобно разрезанные и склеенные  ноты, не требующие переворотов, или требующие минимального их количества. Желательно не в бликующих полиэтиленовых файлах. Стул должен быть хорошо отрегулирован по высоте. 

Освещение должно быть достаточно ярким для чтения мелкого нотного текста, но не слепящим. Обязательно соблюдать перемены, хотя бы каждые два урока выходить из класса,  делать небольшую разминку и  гимнастику  для  глаз.

6.Компьютерные музыкальные технологии

      Использование компьютерных музыкальных технологий сейчас можно наблюдать практически на каждом отделении детских школ искусств, в работе каждого преподавателя. Не является исключением и работа концертмейстера. Сегодня использование информационно-коммуникативных технологий в деятельности концертмейстера очень актуально. В своей работе концертмейстеру приходится использовать много  новой  нотной  литературы, использовать различные мультимедийные проигрыватели, набирать нотный материал в нотном редакторе. В этой работе концертмейстеру поможет компьютер, и различные компьютерные программы. 

Нотные редакторы (Finale, Sibelius);

   Следует также отметить, что современные информационные технологии позволяют эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Здесь на помощь концертмейстеру приходят Интернет - ресурсы.  Из наиболее часто используемых  нотный архив Бориса Тараканова, Нотомания – сообщество в соц.сетях, страничка концертмейстера вокала и другие.   В Интернете можно найти дополнительную информацию о произведении, подходящую инструментовку, можно также прослушать исполнение других солистов, сравнить.
     В наше  время  деятельность  концертмейстера заставляет  изучать возможности электронных клавишных инструментов- синтезатора.Этот инструмент  имеет ряд преимуществ  перед  другими электроинструментами, так как в нем слились воедино, небольшие габариты, малый вес,  возможность одновременного воспроизведения самых различных  ударно-шумовых звуков, и музыкальных инструментов, а также возможность  связи синтезатора с  компьютером, для записи музыкальных фонограмм и обработки звука.

                                    Заключение

  Жизнь не стоит на месте,  современному концертмейстеру необходимо идти в ногу со временем, осваивая новые технологии в области музыкального искусства, ведь это является одним из показателей профессиональной компетентности концертмейстера, делает образовательный процесс более продуктивным и увлекательным. 
Для педагога по специальности -  концертмейстер – это правая рука и первый помощник, музыкальный единомышленник. Для солиста (певца и инструменталиста) концертмейстер – наперсник его творческих дел; он и помощник, и друг, и наставник, и тренер, и педагог. Право на такую роль может иметь далеко не каждый концертмейстер – оно завоевывается авторитетом солидных знаний, постоянной творческой собранностью, настойчивостью, ответственностью,  в собственном музыкальном совершенствовании.

Литература : 

1.Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. – 2002. - № 2. – С. 38-40. 

2.Шендерович Е.М.  В концертмейстерскойм классе : Размышления педагога. – М. Музыка,  - 1996. – 207 с.

3.Современные образовательные  технологии  - М, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические аспекты деятельности концертмейстера в работе с вокалистами»

Содержание1.Введение2.Способности, умения и  навыки, необходимые для профессиональной        деятельности концертмейстера3.Особенности работы концертмейст...

Методические рекомендации концертмейстера МБОУ СОШ №154 г.о. Самара Парамоновой Т.В. по теме: Творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера образовательного учреждения эстетического цикла

Данная методическая разработка расскаывает об особенностях деятельности концертмейстера в образовательном учреждении эстетического цикла...

Работа концертмейстера как вид педагогической деятельности

Методическая разработка для руководителей хоров и вокальных ансамблей, занимающихся с музыкально неподготовленной  аудиторией - студентами актерских курсов театральных вузов (будущими драматическ...

Методическое сообщение "Методы психотехники в педагогической работе концертмейстера хора"

В работе раскрывается термин психотехники и взаимосвязь с профессией концертмейстера хора....

Система педагогической работы концертмейстера

Система педагогической работы концертмейстера с обучающимися по классу скрипки детской школы искусств представлена в методической разработке....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ВОКАЛИСТА – КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ АККОМПАНЕМЕНТА

Цель работы - это формирование навыков совместного творческого взаимодействия учащегося и вокалиста - концертмейстера через развитие музыкальных способностей, раскрытия творческого потенциала и творче...