Статья "Основные моменты организации и проведения краеведческой работы с учащимися в туристских походах"
методическая разработка

Звездилина Мария Сергеевна

В статье акцентируется внимание на основных принципах и этапах организации и проведения краеведческой работы со школьниками в туристских походах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ  ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ  РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ

В ТУРИСТСКИХ ПОХОДАХ

Звездилина Мария Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МКУ ДО ДДиЮТиЭ(ЮТ)

 

Краеведение принадлежит к комплексным наукам, а краеведческая работа всегда считалась составляющей в учебной и внешкольной деятельности. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется.

Краеведение рассматривается как неотъемлемый элемент региональной компоненты  образовательных стандартов, отражающего своеобразие края.

Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края и о сохранении его культурного и природного наследия. Об этом говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где одной из базовых национальных ценностей декларируется  патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.

Любой туристский поход, независимо от его основной цели (путешествие или спортивный, категорийный поход), можно считать и краеведческим в том числе, потому,  что:

  • изучается и составляется физико-географическая характеристика района похода;
  • изучается, корректируется карта местности, рисуется туристская карта-схема;
  • изучается топонимика района путешествия;
  • выполняется краеведческое задание, которое выдала МКК (маршрутно-квалификационная комиссия) при выходе на маршрут;
  • участниками выполняются различные наблюдения, исследования, касающиеся истории, флоры, фауны, гидрологии, геологии в районе похода и т.д.

Организация и проведение краеведческой работы в туристском походе – это сложный и многогранный процесс, который необходимо строить на основе общих педагогических принципов в образовательной деятельности. Краеведческая работа в походе должна быть доступной и соответствовать возрасту и способностям учащихся, носить научный характер исследований, быть систематической, иметь связь с жизнью, а так же зависеть от реальных потребностей и интересов учащихся, всегда иметь практическое значение, как для самих учащихся, так и для образовательных, научных, культурных учреждений. 

Среди многообразия принципов, выдвигаемых каждым из авторов в организации краеведческой работы, наблюдаются и общие для всех положения. Такими, например, общими принципами являются:

  1. принципы соответствия содержания и методов краеведческой работы уровню развития и подготовки учащихся;
  2. систематичности и непрерывности краеведческой работы;
  3. принцип связи воспитания и обучения с жизнью;
  4. развития творческих способностей учащихся и привития им навыков исследовательской деятельности.

Организацию и проведение краеведческой работы в туристском походе  условно можно разделить на три этапа: подготовительный, основной (практический), заключительный (аналитический, отчётный).

Подготовительный этап включает в себя теоретическую подготовку учащихся: ознакомление с необходимой краеведческой литературой; ознакомление с  методиками проведения определённых исследований; подготовка необходимого инвентаря и оборудования для исследований.

Основной этап – практический, это собственно «полевая практика», непосредственное выполнение  тех или иных исследований в рамках туристского похода.

Заключительный – аналитический, подразумевает анализ полученных в ходе исследований данных, подведение итогов краеведческой работы, оформление исследовательской работы в виде отчёта,  учебного стенда или пособий (коллекции (минералов, горных пород или полезных ископаемых), гербарии, фотоальбомы и т.д.).

При организации и проведении  краеведческой работы следует чётко соблюдать этапы этой работы. В жизни, чаще всего, подготовительный и  практический этапы соблюдаются педагогами. А этап подведения итогов, обработки  и оформления результатов часто  упускается педагогом в силу ряда причин, но от этого теряется вся ценность самой работы. Об этом необходимо помнить.

Подведём итог вышесказанному.

Краеведческая работа должна основываться на следующих принципах:

  • доступность по возрасту и жизненному опыту. Нельзя младшим поручать сложные задания, исследования,  а со старших требовать выполнения элементарных наблюдений и упрощать задания, сводя их на уровень знаний детского сада;
  • научность – обязательный принцип! Не надо выдумывать самим того, чего не знаете, лучше поинтересуйтесь, найдите источники;
  • системность и систематичность. Краеведением нужно заниматься в системе  и постоянно, а не от случая к случаю или от того, что больше нечем было заняться в походе;
  • принцип завершённого дела. То есть, работа обязательно должна быть завершена, должен быть подведён итог.

И должны соблюдаться этапы организации и проведения этой работы: подготовительный - подготовка (снаряжения и оборудования), а так же сбор первичной информации (из книг, интернета и т.д.); основной - сами полевые исследования (по подгруппам, звеньями, индивидуально или целой группой); заключительный, завершающий этап - этап обработки информации и оформления исследований (различные коллекции (минералов, гербарии, бабочек), фотоальбомы и прочее). К заключительному этапу можно отнести ещё и как определённую ступень - участие в конкурсах, конференциях и так далее.

Педагоги, помните: правильно организованная педагогом  краеведческая деятельность является главным критерием успешности развития индивидуальной личности ваших учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Совершенствование методики организации и проведение индивидуальной работы с учащимися"

Выступление на августовском совещании учителей русского языка и литературы Арского муниципального района РТ....

Укрепление здоровья и развитие физических сил учащихся средствами туристских походов.

Туризм — самая массовая форма активного отдыха и оздоровления, одно из самых важных средств воспитания подрастающего поколения.Примечательно, что сама история зарождения туризма связана с детьми, со ш...

Статья "Основные моменты организации и проведения краеведческой работы с учащимися в туристских походах"

В статье акцентируется внимание на основных принципах и этапах организации и проведения краеведческой работы со школьниками в туристских походах. Для наилучшего воспириятия изложенного в статье, предл...

Методика проведения описания оврага или обнажения в туристском походе

Описание оврага или обнажения(методика проведения практической работы на контрольном туристском маршруте, в походе)...

Литературное краеведение: организация и проведение исследовательской работы учащихся

Литературное краеведение перестает быть делом лишь энтузиастов-учителей. Оно становится массовым явлением. В настоящее время трудно назвать область или край, где не велась бы краеведческая работа....