Доклад "Совершенствование методики организации и проведение индивидуальной работы с учащимися"
статья по теме

Мубаракшина Гульнара Рашитовна

Выступление на августовском совещании учителей русского языка и литературы Арского муниципального района РТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.rar61.45 КБ

Предварительный просмотр:

Своё выступление мне бы хотелось начать со слов К.Д. Ушинского, который писал:

   Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя

К.Д.Ушинский 

Перед каждым творчески работающим учителем возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. Но есть вопрос вопросов: «Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?»

Действительно, каждый ребенок имеет индивидуальные способности, склонности, симпатии к каким либо наукам. Поэтому для успешного обучения важна индивидуализация обучения.

Индивидуальная учебная деятельность учащегося на уроке – это когда:

1) перед всеми учащимися одновременно поставлена некоторая цель как сугубо индивидуальная, личная цель деятельности;

2) содержание задания либо одинаково для всех, либо дифференцировано, либо индивидуализировано;

3) выполнение задания осуществляет каждый учащийся самостоятельно;

4) учащимся оказывается дифференцированная помощь в виде конкретных указаний с учетом их уровня знаний и умений;

5) подводятся итоги учебной деятельности каждого учащегося.

Индивидуализация обучения не означает, что каждый школьник обучается индивидуально, независимо от других.

Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл:

  - систематическое изучение каждой работы ученика для своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, чтобы предупредить образование новых пробелов;

  - постановка задач в работе с каждым учеником;

  - выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;

  - фиксация и анализ полученных результатов;

  -постановка новых педагогических задач.

При этом перед учителем встают такие задачи:

  *Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

  *Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

  *Использование  в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

   *Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.

   *Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.

  *Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, игровые технологии, дифференцированный подход к обучению, информационные технологии. Хотя методических приёмов личностно-ориентированной системы обучения очень много.

Методические приёмы:

Внутренний диалог

Деловая игра

Кластерный анализ

Лингвистическое моделирование

Сочинение-миниатюра

Проектная деятельность

Сочинение на лингвистическую тему

Тематический анализ

Прием  дискуссии

Имитационная  игра

«Мозговой штурм»

Метод  группового принятия решений

Прием  беседы

Постановка  риторических вопросов

 Индивидуальную работу с учащимися я организую, исходя из следующих принципов:

 - ребёнок учится только через действие;

 -ребёнок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;

 - ребёнок учится от другого ученика так же, как и от учителя на уроке;

 - ребёнок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют;

 - ребёнок успешен в учении, когда ему хорошо и интересно учиться.

   

Важнейшим этапом в процессе овладения учащимися нормами русского правописания является обучение их правилосообразным действиям. Основными формами при проверке той или иной орфограммы, являются схемы, таблицы, различные алгоритмы. Однако данные модели эффективны для учеников с логическим типом мышления. А для детей с наглядно-образным восприятием мира эти модели сложны.

 Я всегда завидовала учителям биологии, географии, потому что у них есть возможность наглядно преподнести детям новый материал.  

  Но что можно показать на уроках русского языка? В одном методическом журнале я прочитала об ассоциативных рисунках, и сама стала их использовать. НАПРИМЕР, при изучении написания НЕ с причастиями самым сложным является зависимое слово, ведь ученики не всегда умеют находить такие слова. На рисунке изображены слуги Его Величества Причастия, которые не просто несут мантию, но и тянут за неё, отрывая Причастие от частицы НЕ.

А вот обобщённый блок «Написание НЕ с некоторыми частями речи». Если лепестки Сущ-ое, прилаг-ое, наречие  держатся плотно, т.е. образуют новые слова – то надо писать слитно. Дееприч., глагол – всегда раздельно – их уносит ветер, а причастие отрывает от НЕ гусеница – зависимое слово.

Сначала я сама предлагала такие рисунки, а затем стала просить отдельных учеников, чтобы они помогли «оживить» правило.

  Также использую метод «цепочки». Даётся задание, первый ученик выполнил его – проверяет учитель и оттает обратно ученику. Второго ученика проверяет первый и т.д.

  Часто некоторым ученикам даю задание: к следующему уроку составить словарный диктант из изученных орфограмм. Как правило, детям это нравится.

  Пробелы в знаниях старших классов носят индивидуальный характер. Отсюда возникает необходимость в индивидуальных формах, которые оптимально реализуются в условиях компьютерного обучения.  Для этого часто использую программу-тренажёр «Репетитор», в котором 10 уровней сложности. На такую работу отвожу не более 10 минут. Это очень удобно, так как ученик при необходимости может обратиться к подсказке, повторить нужное правило и сразу после выполнения работы видит свою оценку.

В своей работе я также использую разноуровневые карточки.

  В старших классах есть ребята, которые неплохо разбираются в компьютерах. Этим  ученикам я  даю такие индивидуальные задания,  

Как составить небольшую презентацию, различные таблицы, наборы карточек.    

   В прошлом  учебном году в 11 классе было всего 2 ученика. Было больше возможностей индивидуальной работы. ЕГЭ они сдали хорошо, хотя и не сильные ученики. Набрали   49   и    68   баллов. В этом учебном году в выпускном классе 15 учеников. Я думаю, начатую  работу с ними я продолжу, так как это помогает добиться неплохих результатов.    

   Остаётся сказать последнее:  Для того, чтобы ваш ученик был успешным в жизни,  для того, чтоб понимать ученика, надо не только поставить себя в его положение, но и не бояться пробовать экспериментировать, выбирая лучшее, как для своего ученика, так и для себя.

МОУ «Сизинская СОШ»

Арского муниципального района РТ

                                                                              Мубаракшина Г.Р.

                                   

Август, 2009г.


НЕ   С   ПРИЧАСТИЯМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Статья "Основные моменты организации и проведения краеведческой работы с учащимися в туристских походах"

В статье акцентируется внимание на основных принципах и этапах организации и проведения краеведческой работы со школьниками в туристских походах. Для наилучшего воспириятия изложенного в статье, предл...

Статья "Основные моменты организации и проведения краеведческой работы с учащимися в туристских походах"

В статье акцентируется внимание на основных принципах и этапах организации и проведения краеведческой работы со школьниками в туристских походах....

Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы).

Проведение урока с использованием ИКТ (применение ИКТ на отдельных этапах урока, использование ИКТ для закрепления и контроля знаний, организация групповой и индивидуальной работы)....

Статья "Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя истории и обществознания"

Статья "Мозговой штурм: методика организации и проведения" позволяет в краткой форме познакомиться с одним из наиболее известных методов коллективного поиска решений....