Дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса"
статья

Фалатюк Екатерина Владимировна

Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественно-эстетической, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и другой направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.obrazovanie_kak_chast_nepreryvnogo_ped.prots_.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса

В Законе «Об образовании» дополнительное образование рассматривается прежде всего через образовательные программы, т. е. как сфера образования, реализуемая в различных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ. В проекте Федерального Закона «О дополнительном образовании» используются следующие основные понятия:

 Под «дополнительным» понимается мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

Согласно этому законопроекту дополнительное образование понимается как « целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства».

Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в совокупности научных достижений развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции.

Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественно-эстетической, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественнонаучной и другой направленности.

Основное предназначение учреждений доп. образования:

Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

Реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства.

Основные задачи учреждения дополнительного образования:

Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

Адаптация их к жизни в обществе;

Формирование общей культуры;  

Удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

создание условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени её освоения, педагога;

многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребёнка;

личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

личностно-ориентированный подход к ребёнку, создание «ситуации успеха» для каждого;

создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;

признание за ребёнком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.

Таким образом, можно говорить о том, что дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования. А полнота образования может быть обеспечена только интеграцией основного и дополнительного образования.

Профессиональный портрет педагога дополнительного образования детей.

Кто же он такой - педагог дополнительного образования детей?

Это педагогический работник, в задачи которого входит руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся в области дополнительного образования.

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

быть чутким и доброжелательным;

понимать потребности и интересы детей;

иметь высокий уровень интеллектуального развития;

обладать широким кругом интересов и умений;

быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;

быть активным;

обладать чувством юмора;

располагать творческим потенциалом;

проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности:

способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;

знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт;

склонность и желание работать, иначе — воля и мотивация.    

    Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

работа в методических объединениях, творческих группах;

исследовательская деятельность;

освоение новых педагогических технологий;

различные формы педагогической поддержки;

активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях;

обобщение собственного педагогического опыта;

использование ИКТ.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

самоанализ и осознание необходимости;

планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

самопроявление, анализ, самокорректировка.

Широкое применение терминов компетенция, компетентность связано с необходимостью модернизации содержания образования. В Стратегии модернизации содержания общего образования отмечается: „…основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений, и навыков сама по себе. Речь идёт о наборе ключевых компетенций обучающихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах”.

Лексическое значение понятия „компетентный” в словарях трактуется как „осведомлённый, авторитетный в какой-либо области.” А компетенцию „Толковый словарь русского языка”определяет как круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Изучением профессиональной компетентности занимались многие исследователи: Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И. Шамова и другие. В работах этих исследователей раскрыты такие аспекты педагогической компетентности:

 управленческий аспект: как педагог анализирует, планирует, организует, контролирует, регулирует учебный процесс взаимоотношения с обучающимися;

психологический аспект: как влияет личность педагога на обучающихся, как он учитывает индивидуальные способности обучающихся;

педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведёт обучение школьников.

К профессионально значимым качествам педагога относятся:

педагогическая направленность - важнейшее качество, которое представляет доминирующую систему мотивов, определяющую поведение педагога и его отношение к профессии;

педагогическое целеполагание - умение определить важность педагогических задач в зависимости от конкретных условий;

педагогическое мышление - овладение системой средств решения педагогических задач;

педагогическая рефлексия - способность педагога к самоанализу;

педагогический такт - отношение к ребёнку как главной ценности;

умение стимулировать собственную творческую деятельность и творческие способности учащихся.

        В системе дополнительного образования акцент делается не столько на объяснение детям того или иного предметного знания, сколько на развитии их интереса к расширению индивидуально значимого знания.

Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

Таким образом, компетентность педагога дополнительного образования: это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).

И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний “сложить” компетентного профессионала невозможно, огромным чувством ответственности должен обладать педагог, обучая нынешнее поколение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБОУ ДОД Центр дополнительного образования "Юность" - открытая социально-педагогическая система с развитой инфраструктурой подростковых клубов по месту жительства

Презентация подготовлена авторским коллективом: заместитель директора по УВР Савельева И.А., заместитель директора по УВР Балдина И.В., педагог-организатор Бут И.С....

Использование педагогических технологий в условиях дополнительного образования в объединении социально - педагогической направленности

Учреждение дополнительного образования детей – не просто место обучения детей, но и место разнообразных форм общения. Педагог дополнительного образования должен уметь организовать естественные виды де...

Методическое пособие для педагогов дополнительного образования «Диагностика оценки качества образовательного процесса в творческом объединении»

Методическое пособие для педагогов дополнительного образования «Диагностика оценки качества образовательного процесса в творческом объединении» ...

Взаимодействие педагога дополнительного образования и родителей в образовательном процессе с детьми ОВЗ с речевыми нарушениями

В статье представлен опыт работы педагогов дополнительного образования, работающих в логопедическом направлении. Акцентированно внимание на вовлечение родителей в образовательный процесс, их заинтерес...

Интеграция воспитательных воздействий организации дополнительного образования и родителей в педагогическом процессе

Выступление на педагогическом совете о необходимости взаимодействия всех педагогических сил в помощи ребенку, посещающему организации дополнительного образования...

Воспитательный потенциал дополнительного образования как часть процесса обучения: общие положения.

Обучение должно способствовать эффективному развитию задатков и способностей ребенка, оказывать воспитательный эффект, формировать перспективные для ребенка навыки и компетенции. В материале разбирают...