Программа факультативных занятий по макраме
рабочая программа

Плаксина Валентина Васильевна

Программа является дополнительной программой обучения инвалидов по зрению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

«ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ СЛЕПЫХ»

общероссийской общественной организации инвалидов «всероссийское ордена трудового красного знамени общество слепых»

Согласовано:

Заместитель генерального директора ЦРС ВОС по профессиональному обучению

В.В. Плаксина ___________

 

«____» _________ 2019г.

Утверждаю:

Генеральный директор

ЦРС ВОС

С.И Степанов __________________

 

«__» ____________ 2018г.

ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО ОБУЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ МАКРАМЕ

                                                                                                                               

Составитель:                                                                            Плаксина В.В.

преподаватель                                                    

г. Волоколамск 2018г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Индивидуальная трудовая деятельность даёт возможность учитывать все личностные особенности инвалидов по зрению при выборе видов труда, помогает инвалиду саморазвиваться и тем самым способствует интеграции в социум.

     Узелковое плетение (макраме) считается одним из видов декоративно-прикладного искусства. Это ремесло с успехом осваивается слепыми людьми, становится для многих сильным жизненным увлечением, раскрывает их творческие возможности.

     Оно не связано с большими физическими нагрузками, являющимися серьёзным ограничением в трудовой деятельности для людей с глазными заболеваниями. Перечисленные аргументы убеждают, что макраме как ремесло идеально подходит для индивидуальной трудовой деятельности инвалидов по зрению.

     Факультативные занятия призваны выявить способности слушателей, развить у них интерес к предмету с целью привлечь на профессиональное обучение. Этому способствует ознакомительная учебная экскурсия по предмету, которая проводится один раз в заезд.

     Факультативные занятия по макраме помогают слушателям больше узнать об этом виде декоративно-прикладного искусства, способствуют формированию прочных навыков в выполнении приёмов плетения, развивают творческое воображение и конструкторское мышление.

    Факультативные занятия закрепляют знания, умения и навыки, полученные на уроках, а также помогают особенно одарённым слушателям осваивать более сложные узлы, узоры и приёмы макраме.  

    Программа факультатива адаптирована для инвалидов по зрению, основной организационной формой занятий являются уроки по 4 часа один раз в неделю.

    Программу можно поделить на два этапа – для начинающих слушателей (она рассчитана на 2,5 месяца, 40 учебных часов) -1 этап и слушателей, имеющих элементарные навыки плетения (40 учебных часов) 2 этап.

Цель программы:

-  раскрыть потенциальные возможности инвалидов по зрению, их индивидуальные способности, активизировать творческое мышление;

-  расширить, углубить и закрепить знания, умения и навыки, полученные на уроках;

В процессе изучения предмета решаются следующие задачи:

- развитие устойчивого интереса к выбранной профессии;

- формирование личностных профессиональных качеств: терпение, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, активное отношение к труду, собранность;

- выработка у инвалидов по зрению уверенности в своих силах, самостоятельности;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

1 этап

(Для слушателей, не имеющих элементарных навыков плетения)

В результате обучения макраме слушатели должны:

Знать:

- технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами, электроутюгом и отпаривателем;

- историю макраме, сходства и различия древнего плетения от современного;

- материалы и приспособления в плетении;

- свойства нитей;

- основные понятия макраме;

- приемы крепления нитей на основу;

- виды основ (жёсткие и мягкие);

- понятия цепочка и шнур макраме;

- основные приёмы плетения (лицевой, изнаночный, расширенный);

- расход рабочих нитей в плетении;

- вспомогательные узлы макраме (простой, восьмёрка, капуцин, серёжка);

- основные узлы (петельный, полуузел, двойной плоский, ягодка);

Уметь:

- перематывать нити из мотков в клубки;

- нарезать нити, производив расчёт их длины;

- навешивать нити на основу основными способами;

- плести вспомогательные и основные узлы;

- плести приёмом «от середины в обе стороны»;

- плести ряд слева направо (плоские изделия);

-  делать простые кисти в конце изделия;

- плести вкруговую;

- пользоваться трафаретом при плетении по кругу;

- заменять основу и рабочую нить при плетении;

2 этап

(Для слушателей, имеющих элементарные навыки плетения)

В результате обучения макраме, учащиеся должны

Знать:

- декоративные узлы и головоломки;

- правило минимума при плетении;

- основные и смешанные приёмы начала работы;

- петли пико, их виды;

- ажурный край работы;

- фестоны и их виды;

- зубчатый край работы;

- приём «чистый край» в конце работы;

- способы удлинения нитей и их замены;

- принципы плетения основных изделий;

Уметь:

- плести сложные узлы-головоломки на любом количестве нитей;

- выполнять ажурный и зубчатый края изделия;

- выполнять «чистый край» работы;

- вставлять декоративные дополнения в изделия;

- вводить новые нити в работу и наращивать нити;

- различать цветное от орнаментального плетения;

- плести простейшие цветные узоры;

- рассчитывать длину и количество нитей в плетении;

- плести основные изделия;

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1 этап

1.

Введение. Учебная экскурсия: «История развития макраме. Современное узелковое плетение». Техника безопасности.

2

2

-

2.

Материалы и приспособления в плетении. Вспомогательные узлы.

4

2

2

3.

Понятия основы и рабочей нити. Основные приёмы крепления рабочих нитей.

4

2

2

4.

Основные узлы и узоры на их основе. Приёмы плетения.

10

2

8

5.

Плетение изделий: кашпо, панно.

20

2

18

Итого:

40

10

30

2 этап

6.

Декоративные узлы. Техника их выполнения и применения в изделиях.

6

1

5

7.

Приёмы начала и окончания работы. Замена нитей. Советы и секреты в плетении.

6

2

4

8.

Плетение изделий: кашпо, панно, игрушки, сумки, оплетённые сосудов.

28

4

24

Итого:

40

7

33

Всего:

80

14

66

Примечание:

1.Программа рассчитана на 80 часов: из них 40 учебных часов для начинающих и 40 часов для слушателей, имеющих элементарные навыки плетения.

2.Часть теоретических вопросов изучается в процессе практической работы.

3.Так как в Центре обучаются инвалиды по зрению с различной степенью скомпенсированности дефекта, прохождение всех тем с каждым слушателем не обязательно.

4.Те разделы программы, которыми слушатели владеют на момент поступления для обучения, после проверки из учебного плана могут быть исключены.

5. На факультативные занятия группы формируются с учётом желания слушателей как с профессионального отделения (срок обучения которых 5 месяцев – тогда программа для них рассчитана на 80 часов), так и с отделения элементарной реабилитации (программа рассчитана на 40 учебных часов), однако преимущественное право имеют слушатели элементарной реабилитации. Запись слушателей проводится на экскурсии по предмету.

Содержание программы

Тема №1

Введение. История развития макраме. Современное узелковое плетение.

   Знакомство с группой, кабинетом макраме. Проведение учебной экскурсии, знакомство с историей развития макраме. Демонстрация образцов изделий. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе в кабинете и технике противопожарной безопасности. Санитарно-гигиенические требования.

Тема№2

Материалы и приспособления в плетении. Вспомогательные узлы.

     Материалы для плетения: нити, верёвки, шнуры различного качества, диаметра. Свойства нитей: крутка, упругость, жесткость, ворсистость. Основные параметры на этикетке: диаметр нити и ее длина. Связь фактуры материала с назначением изделия. Подготовка нитей к работе. Перемотка в клубки, измерение. Приспособления для плетения на весу (для подвесных изделий) и для плоских изделий. Поролоновая подушка, иглы и булавки для плетения. Вспомогательные узлы макраме.  Узлы на одной нити.

Тема №3

Понятие основы и рабочей нити. Приёмы крепления рабочих нитей.

    Основы мягкие и жёсткие. Расход рабочих нитей при плетении. Смена рабочих нитей и основ в плетении. Количество основ в различных изделиях. Лицевой, изнаночный, расширенный способ приёмы крепления нитей на основу. Приём «реверс».  Расчёт длины и количества нитей при плетении. Замена нитей.

Тема №4

Основные узлы и узоры на их основе. Приёмы плетения.

     Основные узлы макраме. Узлы на двух и четырёх нитях: петельный узел, узел «фриволите», полуузел, двойной плоский узел, узел «ягодка». Понятие «цепочка», «шнур». Сходства, различие. Цепочка «змейка», «гусеница», применение в изделиях. Узор «сетка в шахматном порядке» (на плоскости, т.е. слева направо) и по кругу. Принцип плетения слева направо и вкруговую. Принцип плетения «от середины в обе стороны». Приём окончания изделия: кисть. Простые кисти.

Тема №5

Плетение изделий: кашпо, панно.

    Кашпо: виды, назначение. Плетение кашпо простого или усложненного. Подбор материалов для плетения, форма, число подвесных шнуров, виды сеток для горшка в кашпо. Принцип плетения сверху вниз. Декоративное настенное украшение – панно. Виды панно, применение. Плетение простейшего панно с карманом. Использование трафарета при плетении кармана.

Тема№6

Декоративные узлы. Техника их выполнения и применение в изделиях.                              Декоративные узлы макраме и узлы-головоломки. Техника их выполнения: особенности узлов, их затягивание, положение рук при плетении. Условия выбора того или иного узла на практике. Количество узлов в изделиях. Правило минимума. Применение декоративных узлов в панно, сумках, корзинах. Узел «лотос», «жозефина». Понятие о цветном и орнаментальном плетении.

Тема№7

Приёмы начала и окончания работы. Замена нитей. Советы и секреты в плетении

      Основные и смешанные приёмы начала работы. Пико. Виды пико. Ажурный край в начале изделия. Фестоны, их виды. Зубчатый край. Приёмы окончания изделий: приём «чистый край», виды узорных кистей, разновидности бахромы. Декоративные дополнения в плетении (бусины, косточки, кольца и прочее). Удлинение нити с помощью различных узлов и приёмов. Замена нити. Введение новых нитей в работу. Советы и секреты для укоротившейся (оборвавшейся) нити при плетении изделий.

Тема№8

Плетение изделий: кашпо, панно, игрушки, сумки, оплетённые сосуды.

      Кашпо: усложнённые, с декоративными элементами. Принцип плетения и расчёт длины и количества нитей. Разновидности кашпо: кашпо-панно. Применение изделий в интерьере. Панно: виды, назначение. Сумки женские и хозяйственные. Техника выполнения, особенности плетения, разновидности. Оплетённые сосуды-вазы. Форма сосудов, выбор материалов для них. Дно сосуда плоское и выпуклое. Преимущества и недостатки донышек. Техника выполнения и условия выбора узлов и узоров для плетения сосуда-вазы. Плетение изделий по желанию учащихся.

 Список литературы:

1.Азбука плетения -М. Кузьмина, М., 2000 г., изд. Лёгкая промышленность и бытовое обслуживание.

2.Знакомьтесь с макраме -М.М. Соколовская, М., Просвещение, 2009г.

3.Объёмное макраме -Г.В. Рябинина, М., «Алтай».

4.Плетение стильных вещей -Т.А. Головань, Ростов на Дону, Феникс,2004 г.

5.Макраме – Т.А. Светашова, Нальчик, 2003г.

6.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативных занятий по математике для учащихся 5 - 7 классов

Учитель не в силах развивать умения и навыки решения олимпиадных заданий, задач повышенной сложности на каждом уроке математики в том обьёме, как хотелось бы. Поэтому, заниматься с детьми, проявляющим...

Программа факультативных занятий для учащихся 7,8 классов «Практикум по физической культуре «Фартлек»

Проблема ведения здорового образа и стиля жизни тесно связана с системой воспитания в школе, семье и в конкретном социуме. Факультативные занятия «Практикум по физической культуре «Фартлек» позволят...

Программа факультативных занятий по физической культуре

Программа факультативных (дополнительных) занятий по ФК...

Программа факультативного занятия "Эстетика жилища" 8-9 класс

Программа факультативных занятий предназначена для учащихся 8-9 классов и рассчитана на 70 учебных часа (2 часа в неделю) в течение одного учебного года.Предлагаемая программа призвана способствовать ...

Программа факультативного занятия "Творческая мастерская"

Факультативные занятия «Творческая мастерская» призваны расширить опыт трудовой созидательной деятельности учащихся, закрепить освоенные в процессе учебного предмета «Трудовое обучение» способы осущес...

Программа факультативного занятия "Кружевница"

Предлагаемый курс предусматривает изучение нескольких содержательных блоков:Блок №1 предлагает изучение теоретического материала, направленного на формирование представлений о технологии вязания...

Программа факультативных занятий по аэробике для 5-11 классов

Данная программа может использоваться в программе общеобразовательных учреждений "Физическая культура" , как вариативный компонет (3-й час) с 5 по 9 классы, и как базовый и вариативный в 10-11 к...