Проект учебного занятия с применением ТРИЗ
план-конспект урока

Титов Денис Александрович
Цель учебного занятия Развитие исследовательских умений у учащихся посредством изучения цепных свойств материалов, из которых могут быть изготовлены колёса. Формирование умений наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы. Задачи учебного занятия 1. Определить из каких материалов могут быть изготовлены колёса с помощью «мозгового штурма» с разделением группы на 4 подгруппы. 2. Проанализировать предложенные материалы и отобрать для изучения 4 наиболее вероятных. 3. Распределить по подгруппам эти материалы для их изучения. 4. Провести обсуждение с сопоставлением свойств этих материалов. 5. Сделать вывод: какие материалы наиболее подходящие для изготовления колёс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uchebnogo_zanyatiya_s_primeneniem_triz.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Омской области»

Контрольная работа

Проект учебного занятия с применением ТРИЗ

Выполнил Титов Денис Александрович,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Исилькульская СЮТ»

Омск 2009

Информационная карта учебного занятия

Информация об учебном занятии

Область деятельности дополнительного образования детей

Техническое творчество

1

Учреждение дополнительного образования

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Исилькульская станция юных техников»

2

Педагог дополнительного образования

Титов Денис Александрович

3

Детское объединение

Автомодельный кружок

4

Возраст учащихся

11 – 15 лет

5

Количество человек в группе

15

6

Продолжительность учебного занятия

2*45мин.

7

Тема учебного занятия

Сцепные свойства колеса

8

Место данного учебного занятия в

образовательной программе детского объединения

Раздел «Модели легковых и грузовых автомобилей»; подраздел «Колесо автомобиля»; 1 год обучения.

9

Тип учебного занятия в зависимости от дидактического цикла

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

10

Форма учебного занятия

Самостоятельная работа.

11

Цель учебного занятия

Развитие исследовательских умений у учащихся посредством изучения цепных свойств материалов, из которых могут быть изготовлены колёса. Формирование умений наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы.

12

Задачи учебного занятия

  1. Определить из каких материалов могут быть изготовлены колёса с помощью «мозгового штурма» с разделением группы на 4 подгруппы.
  2. Проанализировать предложенные материалы и отобрать для изучения 4 наиболее вероятных.
  3. Распределить по подгруппам эти материалы для их изучения.
  4. Провести обсуждение с сопоставлением свойств этих материалов.
  5. Сделать вывод: какие материалы наиболее подходящие для изготовления колёс.

13

Содержание и перечень вводимых понятий

Сцепление, соотношение.

14

Формы и методы организации познавательной деятельности воспитанников

Дискуссия, учебная конференция, самостоятельная работа, «мозговой штурм».

15

Варианты самостоятельной деятельности детей

«Мозговой штурм», исследовательская работа.

16

Предполагаемый результат занятия: какими знаниями, умениями, навыками и опытом деятельности овладеют дети в результате изучения темы

Развиваются навыки самостоятельной работы, формируются умения работы в команде, развиваются умения наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы.

17

Средства обучения

Материалы: резина, фанера, дюраль, пластик.

Инструменты: простые карандаши, ножницы по бумаге и по металлу, линейки, шаблоны,

 План учебного занятия

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

Подготовительный этап

1 этап

2 мин.

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

2 этап

3 мин.

Подготовительный (подготовка к новому содержанию

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей

Осмысление возможного начала работы

Основной  этап

З этап

15 мин.

Проверочный

Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению темы

Проверка имеющихся у детей знаний, разделение на 3 группы

Самооценка, оценочная деятельность педагога

4 этап

25 мин.

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Изготовление колёс разных размеров и из разных материалов

(приложение 1)

Освоение новых знаний

5 этап

25 мин.

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Выявление соотношения материалов друг с другом по сцепным свойствам

Осознанное усвоение нового учебного материала

6 этап

15 мин.

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Анализ полученных результатов.

(Приложение 2).

Озвучивание учащимися этих результатов.

Учащиеся делают вывод.

Осознанное усвоение нового материала

Итоговый этап

7 этап

5 мин.

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Самоутверждение детей в успешности

Аттестационное занятие.

Педагог – Титов Д.А., педагог дополнительного образования.

Тема. Тюнинг.Рестайлинг.

Цели занятия:

Задачи занятия:

  1. Воспитывать
  2. Развивать

Оборудование: мультимедийная установка, экран, компьютер, картон, напильники, ножницы, тиски, лист жести, карточки для анализа, карточки с терминами, клей.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Прежде чем Тема нашего сегодняшнего занятия: «Усовершенствование моторно-ходовой части моделей машин». Сегодня на занятии мы с вами обсудим, как можно усовершенствовать элементы ходовой у моделей машин, в частности колёс. Повторим правила техники безопасности при работе с колющим и режущим инструментом. Изготовим разные по размеру и материалу колёса и в дальнейшем опытным путём определим – какие колёса позволят увеличить скорость моделей машин.

II.         Подготовка к эксперименту.

Скоростные показатели модели нам необходимо улучшать для соревнований. Ведь вы знаете, что в автомоделировании постоянно улучшаются модели и скорость, соответственно, тоже увеличивается с каждым годом. И тут возникает проблема: как можно улучшить модель автомобиля, чтобы ещё больше увеличить скорость.

На ваш взгляд, какие части модели автомобиля можно улучшить с целью увеличения скорости? (Ребята перечисляют части модели).

Из всего вышесказанного, какой можно сделать вывод? – Улучшение каждой части модели может привести к увеличению скорости этой модели. На одном уроке мы сможем улучшить только один какой-нибудь элемент моторно-ходовой части модели. Этот элемент – колесо.

И тут возникает резонный вопрос: какие качества колеса можно изменить? (Ученикам показываются колёса из разных материалов и размеров).

Чтобы понять какие колёса лучше проведём эксперимент. Вам необходимо разделиться на три группы. Каждая группа изготовит колёса разных размеров из определённого материала. Затем мы установим колёса на модель и по результатам её движения сделаем выводы: какие колёса позволяют модели развить наибольшую скорость.

Но перед началом работы мы с вами повторим правила техники безопасности. Расскажите, пожалуйста, как правильно обращаться с ножницами. Каковы меры предосторожности при работе с резаком и при обработке жести напильником?  

III.        Практическая работа.

- Теперь приступаем к работе.

Учащиеся делятся на три группы. Раздаётся материал: лист фанеры, жесть, лист пластмассы, а так же шаблоны. Учащиеся выбирают инструмент и работают над изготовлением колёс.

IV.         Заключение.

Ребята, времени остается мало, давайте с вами обсудим, чем мы занимались на уроке. Скажите, какова была цель нашего сегодняшнего занятия? Что мы хотим улучшить и для чего?

Сегодня на уроке мы с вами изготовили различные колёса: разных размеров, из разных материалов. На следующем занятии мы будем устанавливать их на модели, чтобы опытным путём определить, какие колёса наиболее оптимальны для увеличения скорости модели.

Информационная карта учебного занятия

Информация об учебном занятии

Область деятельности дополнительного образования детей

Техническое творчество

1

Учреждение дополнительного образования

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Исилькульская станция юных техников»

2

Педагог дополнительного образования

Титов Денис Александрович

3

Детское объединение

Автомодельный кружок

4

Возраст учащихся

11 – 15 лет

5

Количество человек в группе

15

6

Продолжительность учебного занятия

45мин.

7

Тема учебного занятия

Типы двигателей в автомоделизме.

8

Место данного учебного занятия в

образовательной программе детского объединения

Раздел «Модели легковых и грузовых автомобилей»; подраздел «Двигатель»; 1 год обучения.

9

Тип учебного занятия в зависимости от дидактического цикла

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

10

Форма учебного занятия

11

Цель учебного занятия

Формирование умений наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки двигателей и на их основе делать выводы.

12

Задачи учебного занятия

  1. Воспитывать стремление к познанию нового.
  2. Развивать внимание, интерес к техническому творчеству и к автомоделизму.
  3. Создание условий для формирования умений использования двигателей. Познакомить учащихся с особенностями двигателей используемых в автомоделизме.

13

Содержание и перечень вводимых понятий

ДВС, резиномотор, электродвигатель.

14

Формы и методы организации познавательной деятельности воспитанников

Дискуссия, презентация предмета, самостоятельная работа.

15

Варианты самостоятельной деятельности детей

«Мозговой штурм».

16

Предполагаемый результат занятия: какими знаниями, умениями, навыками и опытом деятельности овладеют дети в результате изучения темы

Развиваются навыки самостоятельной работы, развиваются умения наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе делать выводы.

17

Средства обучения

Материалы: ДВСы, резиномоторы, электродвигателя.

Инструменты: ручки, модели, стартовая.

   

 План учебного занятия

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

Подготовительный этап

1 этап

1 мин.

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

2 этап

1 мин.

Подготовительный (подготовка к новому содержанию

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей

Осмысление возможного начала работы

Основной  этап

З этап

5 мин.

Проверочный

Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению темы

Тест.

Беседа на выявление первичных знаний о двигателях.  

Самооценка, оценочная деятельность педагога

4 этап

20 мин.

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Разбор особенностей каждого рассматриваемого двигателя

Освоение новых знаний

5 этап

10 мин.

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Работа с двигателями: ДВСом, резиномотором, электродвигателем.

Осознанное усвоение нового учебного материала

6 этап

5 мин.

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Анализ учащимися особенностей работы с каждым типом двигателя.

Осознанное усвоение нового материала

Итоговый этап

7 этап

3 мин.

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Самоутверждение детей в успешности

Открытое занятие автомодельного кружка.

Дата проведения – 26 января 2010г., время проведения – 1500 – 1630.

Учитель – Титов Д.А., педагог дополнительного образования.

Тема. Типы двигателей в автомоделизме.

Цели занятия:

Формирование умений наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки двигателей и на их основе делать выводы.

Задачи занятия:

1. Воспитывать стремление к познанию нового.

2. Развивать внимание, интерес к техническому творчеству и к автомоделизму.

3. Создание условий для формирования умений использования двигателей. Познакомить учащихся с особенностями двигателей используемых в автомоделизме.

Оборудование: ДВСы, резина, электродвигателя, выпрямитель, провода, стенд ДВС, модели, карточки с тестом, карточки по анализу работы с двигателем.

Ход занятия.

I.          Организационный момент.(1 – 2 мин.)

- Здравствуйте ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Типы двигателей в автомоделизме». Сегодня на занятии мы с вами узнаем какие типы двигателей используются в автомоделизме. Узнаем особенности работы с каждым типом двигателя.

II.         Проверочный (10 – 15 мин.)

 -  Но сперва я хотел бы, что бы вы выполнили один тест. В нём вопросы по темам, которые мы изучали ранее. (Раздаются тесты ребята его выполняют).

 -  Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете свои модели, и что бы они сдвинулись с места необходимо установить двигатель. А какие двигателя вы знаете?

-  И какие двигателя можно вам поставить на ваши модели?

III.        Усвоение новых знаний.

- Как вы уже сказали основных типов двигателей в автомоделизме 3: ДВСы, резиномоторы и электродвигателя. Но эти двигателя нельзя ставить на одну и ту же модель. Для каждой модели подходит только один тип двигателя (показываю примеры). А это значит каждый двигатель обладает своими особенными характеристиками. Рассмотрим их более подробно.

ДВС. Двигатель работающий нагорючем топливе. Наиболее из всех сложен в эксплуатации. С тавится на уличные модели, когда необходимо достичь высокой скорости (до 400 км/ч). Работать с ним сложно, поэтому используются дополнительные средства помогающие завести и отрегулировать его.

Резиномотор. Наиболее простой из всех двигателей. Это простая резинка. И работает за счёт эластичных свойств резины. При растяжении пытается вернуть первоначальный вид, двигая при этом модель.

Электродвигатель. Самый распространённый двигатель в моделизме. Используется очень широко и не только в помещениях, но и в уличных моделях. Работает на электрическом токе. Достаточно сложен в ремонте. Скорость модели с электродвигателем достигает 500 км/ч.

IV.       Первичная проверка понимания.

- А теперь мы с вами поработаем с этими двигателями. Вы должны разделиться на 3 группы и выбрать для анализа свой двигатель. Я раздам вам карточки с анализом работы с двигателем. И вы, работая ответите на вопросы в карточке. (Ребята делятся на 3 группы).

- Начнём работу с простейшего двигателя – резиномотора. Возьмите модели, резину и понаблюдайте как работать с резиномотором, удобно ли, сложно ли. Всё написано в карточках.

- А теперь ребята перейдём к электродвигателям. И также поработайте с ним как и с резиномотором.

- Что бы посмотреть как работать с ДВСом нам необходимо выйти на улицу. Одеваемся и выходим.

V.       Закрепление новых знаний

- А теперь давайте обсудим особенности работы с двигателями, можно по карточке (Анализ работы с двигателями).

VI.        Итоговый.

- Итак. Времени у нас осталось мало, поэтому обсудим чем мы занимались на уроке, что нового вы узнали.

- Сегодня на уроке мы рассмотрели типы двигателей, их особенности, а также особенности работы с ними.

- На следующем занятии мы с вами более подробно будем работать с электродвигателем, изучим принцип его работы, его особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к подготовке, организации и проведению учебных занятий с применением компьютерных обучающих программ. Индивидуализация процесса обучения.

Создание и развитие системы дистанционного обучения (ДО) представляет собой сложную задачу. Для её решения надо чётко представлять основные проблемы, принципы и особенности дистанционного обучения, ос...

Конкурсное задание «Разработка учебного занятия с применением интерактивного оборудования».

Урок в 5 классе "Действия с обыкновенными дробями"Контрольно-обобщающий с элементами ролевой игры...

Разработка учебного занятия с применением интерактивного оборудования

Конспект занятия с и спользованием новейших интерактивных   технологий. Цель урока: развитие физических качеств, координационных способностей по срествам подвижных игр....

Разработку учебного занятия с применением ДОТ

Разработка знятия по математике для 5 класса на  тему "Сложение и вычитание смешанных дробей" с примением ДОТ на основе платформы Moodl...

«Методическая разработка учебного занятия с применением арт-технологий обучения»

       Арт-технология обучения может быть использована на уроке сразу в рамках двух тенденций: свободного воспитания, образования в процессе жизни....

Конспект учебного занятия с применением конструктора «LEGO EDUCATION WEDO 2.0».

Цель: Развитие способностей детей к наглядному моделированию, создание и запуск рабочей модели робот – тягач....