Дополнительная общеобразовательная программа Спортивно-оздоровительной направленности «Настольный теннис» Возраст обучающихся 13 – 16 лет Срок реализации 1 год Педагог Курбаналиев Мирлан Орозович
рабочая программа (7, 8, 9 класс)

Дополнительная общеобразовательная программа

Спортивно-оздоровительной направленности

«Настольный теннис»

 

Возраст обучающихся 13 – 16  лет

Срок реализации 1 год

 

Педагог Курбаналиев Мирлан Орозович

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pro-a_po_nastol_ten_19-20g._2_gruppa.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 4»

Елабужского муниципального района

Республики Татарстан

«Согласовано»

Зам.директора по ВР

МБОУ «Гимназия №4»

_______Ю.Ю.Дранкова

«___» ___________2019г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Гимназия №4»

________Е.Г.Чегодаева

Приказ № ____ от

 «___» _________ 2019г.

Дополнительная общеобразовательная программа

Спортивно-оздоровительной направленности

«Настольный теннис»

Возраст обучающихся 13 – 16  лет

Срок реализации 1 год

Педагог Курбаналиев Мирлан Орозович

Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол №____

От «__» __________2019г.

2019 – 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  При разработке программы за основу  была принята  программа по настольному теннису для спортивных школ  Г.В. Барчукова , (этапы спортивного совершенствования ),   2004 года. Программа была  адаптирована к условиям работы в рамках учреждения дополнительного образования детей. В программе представлены цели и задачи работы секции,  содержание материала по основным темам учебного курса: технической; тактической, физической, теоретической, распределение времени на перечисленные компоненты в течение учебного года.

   Образовательная программа “настольный теннис” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.

Новизна  программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования  и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта  очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой,  представляющей собой  эффективное  средство  физического  воспитания и всестороннего физического развития.

 

Актуальность программы

    Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.

Выбор спортивной игры – настольный теннис -  определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью  в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.

Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.

   Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.

  Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем  поддерживает постоянную активность и интерес к игре.

Эти особенности настольного тенниса  создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.

В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования  «Настольный теннис», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.        

Педагогическая целесообразность- позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.

 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.

ЗАДАЧИ:

Образовательные

  • дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
  • научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
  • обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.

Развивающие

  • развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
  • развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
  • формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

Воспитательные

  • способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
  • воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
  • пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению  преступности среди подростков, а также профилактика  наркозависимости, табакокурения и алкоголизма;

        

Принимаются все желающие, допущенные по состоянию здоровья врачом.

Учебно-тренировочная нагрузка на группу1 раз в неделю по 2 часа, 70 часов  в год.

Форма организации  детей на занятии: групповая, игровая, индивидуально-игровой, в парах.

 Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное. 

Форма и способы проверки  результативности учебно-тренировочного процесса:

 Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.

   Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагоги секции используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами.  

   Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.

        

     

    Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

Планируемые  результаты изучения предмета

Назначение раздела

Предметные результаты

Мегапредметные результаты

Личностные результаты

Основы знаний физической культуры

Знания:

Об основных способах и особенностях передвижения человека;

О системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах контроля за деятельностью этих систем;

Об  общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактика нарушения осанки; о причинах травматизма и правилах его предупреждения. Оценка состояния здоровья.

Овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека; понимание здоровья как одного из важнейших условий саморазвития и самореализации человека, расширяющего возможность выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего длительную творческую активность; понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни,  профилактика вредных привычек.

Использовать самоконтроль за состоянием здоровья;

Составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики;

Составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости , силы, быстроты и ловкости;

Взаимодействие с  ребятами в процессе занятия настольным теннисом.

Физическое совершенство

Понимание и значение роли физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении здорового образа жизни, овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека.

Приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма;

Формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи; умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками. Умение работать в группе и индивидуально;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных  ценностей  многонационального российского общества;

Воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной ;

Формирование ответственного отношения к учению;

Формирование целостного мировоззрения;

Формирование осознанного уважительного и доброжелательного  отношения к другому человеку, его мнению;

Освоение социальных норм и правил поведения;

Формирование ценностей здорового и безопасного образа жизни.

  • Содержание учбного предмета

Навание раздела

Краткое содержание

Количество часов

Основы знаний физичской культуры

Понятие о физической культуре. Развитие физической культуры в современном обществе. Физическая культура и спорт в системе общего и дополнительного образования. Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Правила проведения соревнований. Основы техники безопасности и правил безопасного поведения на занятиях секции. Основы знаний о физических упражнениях. Гигиенические требования к спортивной одежде. Правила личной гигиены и здорового образа жизни. Утренняя гимнастика. Солнце. воздух и вода – наши лучшие друзья. Значение и способы закаливания.

В процессе занятий

Теоретические занятия

.Личная гигиена спортсмена. ТБ.

Влияние занятий настольным теннисом.

4

Общая физическая подготовка

Влияние занятий настольным теннисом.

2

Тестирование

Тестирование теннисных умений

10

Подвижные игры

Подвижные игры, направленные на воспитание скоростных и координационных способностей

10

Специальные упражнения

Подводящие упражнения

10

Занятия в соревновательном формате

Соревнования в командном формате. Товарищеские встречи. Совершенствование раннее изученных элементов.

10

Имитация ударов, срезок, накатов

Развитие навыков и умений

24

Итого

70

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название разделов, тема занятий

количество часов

Дата провения

План

Факт

1-2

.Личная гигиена спортсмена.ТБ.Влияние занятий настольным теннисом .

2

5.09

3-4

  Занятие на тренировочном  столе ,подбивание мяча, удержание мяча на ракетке. Выполнение ударов справа и слева у стены с отскока.

2

12.09

5-6

Подводящие упражнения к выполнению ударов откидкой справа. Подбивания мяча с последующим выполнением удара откидкой. Имитация. Удары откидкой с наброса мяча учителем.

2

19.09

7-8

Имитация ударов срезкой справа. Удары срезкой справа с наброса мяча в парах.

2

26.09

9-10

 Правила соревнований в лично-командном формате.2х2 и 1х1.

2

3.10

11-12

Подводящие упражнения к выполнению ударов откидка. Подбивания мяча с последующим выполнением удара откидкой. Имитация. Удары откидкой с наброса мяча учителем.

2

10.10

13-14

Имитация ударов срезка слева. Удары срезка  слева с наброса мяча в парах.

2

17.10

15-16

Имитация ударов справа и слева откидкой, имитация удара слева с отскока. Удары с наброса друг другу в парах.

 Метание мяча движением подачи. Бег «веером».

2

24.10

17-18

Имитация ударов срезкой и откидкой. Удары с наброса друг другу в парах. Игра с отскока в парах через сетку.  Метание мяча движением подачи.

2

7.11

19-20

Тестирование теннисных умений

Тест  «школа ударов .Топ-спин справа.

2

14.11

21-22

Соревнования в командном формате .Изучение правил настольного тенниса.

2

21.11

23-24

Подброс мяча при подаче. Имитация подачи. Выполнение укороченного движения  с мячом из точки контакта ракетки с мячом.

Подвижные игры с мячом («Курочки», «Гонки с мячами»).

2

28.11

25-26

Упражнения для подброса мяча при подаче. Имитация подачи со зрительным ориентиром

(яркая лента на веревке).

Выполнение движения подачи с мячом.

Удары срезкой справа и слева в большие мишени.

2

5.12

27-28

Подводящие упражнения (броски мяча) для правильной  точки удара.

Удары срезкой справа и слева без передвижения.

Удары справа и слева срезкой с акцентом на точность попадания.

2

12.12

29-30

Имитация наката. Объяснение постановки ног, точки контакта ракетки с мячом. Выполнение удара с наброса учителя.19.12.16

2

19.12

31-32

Имитация  наката. Выполнение наката справа с наброса учителя. Выполнение  наката справа в парах.

Удары справа и слева накатом в парах.

2

26.12

33-34

Выполнение подачи в тренировочную сетку. Обмен ударами накатами  на столе в парах. Подвижные игры, направленные на воспитание скоростных и координационных способностей («Гонка мячей», «Нападающие и защитники»).

2

16.01

35-36

Подача в правую, левую половины стола, в большие мишени. Подача с подсчетом очков (из 5 попыток). Выполнение наката справа на месте, с перемещением вправо-влево. Удары накатом в чередовании справа и слева  в  мишени.

2

23.01

37-38

Тестирование теннисных умений

Тест №3 «Школа ударов на столе»

2

30.01

39-40

Выполнение  приема подачи. Ловля мяча из различных исходных положений. Игра «Два цвета».  Прыжки на скакалке на 4 счета с чередованием на двух и одной ноге. Перемещения  приставным шагом с одновременным и попеременным  вращением рук. 

Подвижные игры («Салют», «Гонки с мячом»).    

2

06.02

41-42

Прием подачи по заданному направлению. Прием подачи по выбранному направлению и розыгрыш очка. Игры в парах.

2

13.02

43-44

Демонстрация учителем ударов накатом с  различной траекторией полета мяча. Выполнение ударов накатом с высокой траекторией.

2

20.02

45-46

Выполнение  ударов накатом с высокой траекторией полета мяча (игра через высокую веревочку) с попаданием в стол или на полу.

Упражнения в парах – высокий удар накатом. Розыгрыш мяча ударами накатом.

2

27.02

47-48

Игры и упражнения на закрепление ударов.

Подвижные игры («Гонки с мячами», «Ловишки»).

2

05.03

49-50

Соревновательные командные матчи с использованием простейшего подсчета очков.

2

12.03

51-52

Соревновательные игры со счетом

2

19.03

53-54

О.Ф.П. Бег в медленном темпе до 1км.Работа с эспандерами ,введение мяча  между конусами .

2

2.04

55-56

Упражнения с мячом и ракеткой: подбивание мяча, удержание мяча на ракетке. Выполнение ударов справа и слева у стены с отскока.

2

9.04

57-58

Подводящие упражнения к выполнению ударов откидкой справа. Подбивания мяча с последующим выполнением удара откидкой. Имитация. Удары откидкой с наброса мяча учителем.

2

16.04

59-60

Имитация ударов срезкой справа. Удары срезкой справа с наброса мяча в парах.

2

23.04

61-62

Соревнования в лично-командном формате.

2

30.04

63-64

Подводящие упражнения к выполнению ударов откидка. Подбивания мяча с последующим выполнением удара откидкой. Имитация. Удары откидкой с наброса мяча учителем.

2

7.05

65-66

Имитация ударов срезка слева. Удары срезка  слева с наброса мяча в парах.

2

14.05

67-68

Имитация ударов справа и слева откидкой, имитация удара слева с отскока. Удары с наброса друг другу в парах.

 Метание мяча движением подачи. Бег «веером».

2

21.05

69-70

Имитация ударов срезкой и откидкой. Удары с наброса друг другу в парах. Игра с отскока в парах через сетку.  Метание мяча движением подачи.

2

28.05

К концу первого полугодия:

Будут знать:

  • будут знать, что систематические занятия физическими упражнениями укрепляют здоровье;
  • узнают, как  правильно распределять свою физическую нагрузку;
  • узнают правила игры в настольный теннис;
  • правила охраны труда и поведения на занятиях и в повседневной жизни;
  • Знать правила проведения соревнований;

Будут уметь:

  • Провести специальную разминку для теннисиста
  • Овладеют основами техники настольного тенниса;
  • Овладеют  основами судейства в теннисе;
  • Смогут составить график соревнований в личном зачете и определить победителя;

Разовьют следующие качества:

  • улучшат координацию движений, быстроту реакции и ловкость;
  • улучшат общую выносливость организма к  продолжительным физическим нагрузкам;
  • повысятся адаптивные возможности организма -  противостояние  условиям внешней среды стрессового характера;
  • Разовьют коммуникабельность обучающихся в результате коллективных действий.

К концу второго полугодия:

Будут знать:

  • расширят знания о технических приемах в настольном теннисе;
  • получат разносторонние знания о положении дел в современном настольном теннисе;

Будут уметь:

  • Проводить специальную разминку для теннисиста
  • Овладеют различными приемами  техники настольного тенниса;
  • Освоят приемы тактики игры в настольный теннис;
  • Овладеют  навыками  судейства в теннисе, навыками организации мини-турнира.
  • Овладеют навыками общения в коллективе;
  • будут иметь сформированные навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;

Разовьют следующие качества:

  • улучшат большинство из показателей физических качеств: координации движений, быстроты реакции и ловкости, общей выносливости организма к  продолжительным физическим нагрузкам;
  • повысится уровень противостояния организма обучающихся стрессовым ситуациям

  • Освоят накат справа и слева по диагонали;
  • Освоят накат справа и слева поочерёдно «восьмерка»;
  • Освоят накат справа и слева в один угол стола;
  • Научатся правильно  делать подрезки справа и слева в любом направлении;
  •  топ–спин справа по подставке справа;

Материально – техническое обеспечение

Помещение спортзала

Теннисные столы - 3 шт

Теннисные ракетки - 6 шт

Теннисные шарики - 10 шт

Скакалки - 15 шт

Конусы - 20 шт

Маленькие мягкие мячи - 20 шт

Сетки для настольного тенниса – 3шт

Литература.

  1. Амелин А.Н.,  Пашинин В.А. Настольный теннис (Азбука спорта). М. ФиС. 1979.
  2. Байгулов П.Ю., Романин Н.Н. Основы настольного тенниса. М. ФиС. 1979. 160 с.
  3. Гринберг Г.Л. Настольный теннис. Техника, тактика, методика обучения. Кишинев. Картя Молдановескэ. 1973.
  4. Кондратьева Г., Шокин А. Теннис в спортивных школах. ФиС. 1979.
  5. Настольны теннис. Правила соревнований. М. ФиС. 1984.
  6. Орман Л. Современный настольный теннис. М. ФиС.1985.
  7. Розин Б.М. Чудеса малой ракетки. Душанбе:Ирфон. 1986.
  8. Синегубов П.М. настольный теннис. Программа для спортивных секций коллективных секций коллективов физической культуры и спортивных клубов. М. ФиС. 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности "Настольный теннис ( Адаптивная физическая культура")

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности "Настольный теннис ( Адаптивная физическая культура")...

«Формирование основ ЗОЖ в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ физкультурно- спортивной направленности».

В современной социально-экономической ситуации эффективность системы дополнительного образования особенно актуальна, так как именно этот вид образования ориентирован на свободный выбор ребенка интерес...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-спортивной направленности как возможность подготовки к участию в Общероссийских проектов по развитию массовой физической культуры и спорта в МАОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск»

Среди средств физического воспитания волейбол прочно занял одно из ведущих мест. Эта игра включена в учебную программу по физической культуре. Простота правил игры, несложный спортинвентарь делают игр...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы физкультурно-спортивной направленности

В данных рекомендациях представлены материалы выступления инструктора-методиста на педагогическом Совете ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе и адресованы они молодым педагогам, начинающим работать п...

«Проектирование ИОТ для детей 10-11лет в рамках дополнительной общеразвивающей программы спортивно-оздоровительной направленности». Тема «Низкий Старт».

1. Низкий старт-техникаПо команде: «На старт!» учащийся подходит к стартовой линии отмеряет полторы стопы. Далее ученик приседает, ставит руки на линию. Затем он опускается на колено задне...

дополнительная общеразвивающая программа спортивно-оздоровительной направленности "Всем на лыжи!"

Программа спортивной секции "Всем на лыжи!" расчитана на обучающихся с 1 по 6 класс, планирование на 3 года. Обучающиеся научатся основным способам передвижения на лыжах, видам спусков, подъ...

Дополнительная общеобразовательная программа социально-гуманитарной направленности «Звёздный английский» для обучающихся 7 класса.

Дополнительная общеобразовательная программа  социально-гуманитарной  направленности «Звёздный английский»  для обучающихся 7 класса направлена на обеспечение допо...