Главные вкладки

    Разработка программы летнего отдыха и оздоровления детей на базе МБУ ДО ИЦТ "33 секрета солнечного лета" 2017г.
    методическая разработка

    Гайсина Юлия Валерьевна

    Разработка программы летнего отдыха и оздоровления детей на базе МБУ ДО ИЦТ "33 секрета солнечного лета" 2017г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_-2017_g._33_sekreta_solnechnogo_leta.doc478 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного образования

    «Игримский центр творчества»

    Программа

    летней лагерной смены

     «33 секрета солнечного лета»

    эколого-краеведческого

    направления

     Разработчик:

    Организатор лагеря

    Гайсина Ю.В.

    Игрим 2017


    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

    1

    Полное название программы

    Программа летней лагерной смены дневного пребывания  детей «33 секрета солнечного лета» эколого-краеведческой направленности при МБУ ДО «Игримский  центр творчества»  

    2

    Цель программы

    Создание  благоприятных условий для организации досуга и укрепления здоровья учащихся, включая их в социально значимую, творческую деятельность, через участие в программе эколого-краеведческого направления.

    3

    Направления деятельности

    •образовательно-содержательное (эколого-краеведческое);

    •художественно-эстетичесское;

    •спортивно-оздоровительное направление

    4

    Сроки реализации программы

    Июнь - июль 2017

    6

    Краткое содержание программы

    - экологическое воспитание

    - освоение основ краеведения

    - организация тематических занятий, игр и т.д.

    - проведение творческих конкурсов

    - благоустройство территории

    7

    Место проведения

    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Игримский центр творчества» пгп. Игрим

    8

    Ожидаемый результат

    Результативность реализации Программы измеряется:

    • в качественной организации отдыха учащихся;
    • в повышении  уровня экологических знаний и их применении;
    • в сформированности у детей понимания ценности природы;
    • в потребности  учащихся к знаниям об окружающей их природе;
    • в стремлении к конкретной деятельности по  охране окружающей среды;
    • в знании истории родного края;
    • в проявлении патриотических качеств и нравственных убеждений.

    Пояснительная записка

     Мы – хозяева нашей Родины

     и она для нас кладовая солнца

     с великими сокровищами жизни».

    /М. Пришвин./

       Каникулы для детей – это всегда заряд новой энергией, приобретение новых знаний, продолжение освоения мира, время открытий и побед.

    Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

           Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое воздействие. О значении общения детей с природой писали многие педагоги и психологи. Близкое знакомство с объектами природы в действии, установление причинно-следственных  связей в естественных условиях формирует у детей собственные интересы и склонности.

      Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

       В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.

         Природа – это система, которая живет по определенным законам. Чтобы выжить, надо понять эти законы и грамотно использовать их, не превышая допустимого порога вмешательства в природные экосистемы.

    Девиз смены: «Человек – часть природы». Участники путешествия получают навыки правильного общения с природой, учатся жить в гармонии с собой и природой.

    Актуальность

    2017 год - объявлен годом экологии в России. В современном мире проблема окружающей среды приобрела глобальный масштаб. Возникла необходимость в скорейшем действии по сбережению жизни на Земле.  Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического - краеведческого образования.

       Деятельность лагеря  поможет неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию.

    В программе лагеря так же большое внимание будет уделяться спорту. Здоровое развитие детей - национальный приоритет России и нашего округа, ведь 2017 год - объявлен годом здоровья в ЮГРЕ. Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Многие причины вызывают ухудшение состояния здоровья - загрязненная экология, наследственность, пренебрежение правилами здорового образа жизни.

    Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологически устойчивый, высоконравственный способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности.

    Новизна
    Новизна программы заключается в комплексном подходе организации досуга и оздоровления детей на основе игры- путешествия. 2017 год объявлен годом экологии в России, и годом здоровья в Югре, и данная программа позволит углубить знания по этим направлениям, воспитать эстетические и нравственные качества использовать увлекательные формы деятельности развивать фантазию и творчество детей.

    Нормативно-правовое обеспечение:

    - Конвенция ООН о правах ребенка;

    - Конституция РФ;

    - Закон РФ «Об образовании»

    - Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;

    - Трудовой кодекс РФ от 30.12.01 г. №197- ФЗ;

    - Приказ Минобразования РФ от 13.07.01 г. №2688 ( ред. от 28.06.2002) «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха».

    Санитарно - гигиенические правила и нормы.

    - Правила внутреннего трудового распорядка для работников оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

    -Должностная инструкция по охране труда для начальника лагеря.

    - Должностная инструкция по охране труда для воспитателей оздоровительного лагеря.

    Весь персонал допускается к работе в лагере только после прохождения медицинского осмотра и инструктажа по охране жизни и здоровья детей.


    ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

    Отличительная особенность программы определяется внедрением
    краеведческой работы, воспитанием  экологической культуры параллельно с оздоровлением детей, что  является  основополагающими в составлении программы лагеря. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках деятельности лагеря, позволяет детям уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

       В программе так же  образовательный компонент органично связан с формированием чувства патриотизма, гражданственности, национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию России. Такая форма работы с учащимися способствует формированию и развитию многих компетенций.

    ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

    Программа опирается на следующие принципы:

    • Принцип гуманизации отношений: Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
    • Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности: Результатом деятельности воспитательного характера в лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
    • Принцип демократичности: Привлечение всех детей и подростков к участию в программе развития творческих способностей
    • Принцип дифференциации воспитания: Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
      - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
      - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
      - взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
      - активное участие детей во всех видах деятельности.
    • Принцип творческой индивидуальности: Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. 

    УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ
    Дети в возрасте  6,5-17 лет.

    Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих.

     СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 
    Срок реализации программы летняя лагерная смена. Первый поток июнь 2017 года, второй поток июль 2017 года.

    Цель программы: 

    Создание  благоприятных условий для организации досуга и укрепления здоровья учащихся, включая их в социально значимую, творческую деятельность, через участие в программе эколого-краеведческого направления.

     Задачи программы:

    • Формировать у детей понимание ценности природы для каждого человека;
    • Воспитывать у детей потребность  к расширению знаний, ответственности за состояние окружающей среды и стремление к конкретной деятельности по её охране;
    • Организовать работу лагеря, сочетающую развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом учащихся;
    • Формировать у детей ценности здорового образа жизни;
    • Включать детей в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов;

    Механизм реализации программы

        Программа лагеря заключается в том, что на территории лагеря в течение всей смены функционирует не просто лагерь, а летний городок «Маленькая страна». В нем живут три отряда. Отряды соревнуются друг с другом в различных соревнованиях, конкурсах.  

     

    ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

    1.Подготовительный этап

    Подбор кадров.

    Разработка  документации.

    Прием документов от родителей.

    Комплектование отрядов.

    2.Организационный этап включает:

    Знакомство.

    Выявление  и постановку целей.

    Сплочение отрядов

    Формирование законов и условий совместной работы.

    Подготовка к дальнейшей деятельности по программе.

    3.Основной этап включает реализацию основных положений программы.

    Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:

    Познают, отдыхают, трудятся;

    Делают открытия в себе, в окружающем мире;

    Помогают в проведении мероприятий;

    Учатся толерантности, преодолевать трудные жизненные ситуации;

    Развивают способность доверять себе и другим;

    Укрепляют свое здоровье.

    4. Заключительный этап.

    Психолого-социально-педагогический анализ результатов.

    Содержание деятельности.

    Содержание деятельности лагеря основывается на игровой модели программы  «33 секрета солнечного лета» - название не случайно. На протяжение всей смены дети будут-  юными ЭКОЛОГАМИ, которые каждый день раскрывают секреты солнечного лета, в различных направлениях и областях, и фиксируют информацию..

    Каждый день солнце встает, несет нам новые открытия, следовательно, и  мы каждый день должны сделать своё открытие. Утренний подъём флага лагеря, рейтинг отрядов в течение всей летней смены, постоянный солнечный календарь – а что у нас сегодня и так далее – идея солнца проходит сквозным мотивом через мероприятия, программы, присутствует в информационных материалах, в итоговых оценочно-рефлексивных документах (награды детей – грамоты, благодарности), портфолио детей и педагогов, др. Это – летний солнцеворот.

    Воспитатели, вожатые и ребята включаются в сюжетно-ролевую игру «Солнцеворот».

    «Солнцеворот» - большое путешествие по планете Земля, вращающейся вокруг Солнца.

    Ребята в своих отрядах сами решают - каким способом будут путешествовать (на поезде, пароходе, пешком или др.), совместно выбирают направления, планируют, организуют путешествие и анализируют результаты.

    В период смены действуют правила, которые ребята разрабатывают и принимают сами (правила безопасности, правила общения в отряде и лагере и др.).

    Таким образом программа предлагает свободу выбора, заинтересованность самих детей в своей деятельности, не зажимает их в узких рамках.

    Главная задача игры — вырастить Солнечный сад. Команды участников: выбирают свой девиз, получают «участок земли с саженцем». Они последовательно попадают под разные лучи солнышка: экологический, оздоровительный, краеведческий, спортивный, творческий. Участвуя в подготовке и проведении конкурсов, творческих дел, исследовательских проектов, дети собирают в качестве награды  листочки  разного цвета и  «выращивают» свои деревья.

    Личные достижения:

    За подготовку и участие дети получают символы в виде листочков разного цвета– экология-зелёный, здоровье-красный, спорт- синий, краеведение- оранжевый, творчество- жёлтый. В конце смены подводятся итоги: личных первенств и побед, от количества заработанных листочков. По каждому направлению награждаются победители  в соответствие с тематикой направления -  занявшие 1,2,3 места.

    Командные достижения:

    В течение смены дети приобретают знания, умения, навыки развивают творческие способности, силу, ловкость, спортивные таланты, нравственные качества. Каждой команде нужно вырастить своё «Дерево достижений» для Солнечного сада. Каждому мероприятию предшествует подготовительный период. В это время ребята участвуют в разных делах данного направления. В итоге, деревья достижений получатся разные, в зависимости от побед отрядов. В конце смены - подведение итогов: на котором по цветовой гамме  сразу видно в каком направлении у команды больше достижений.

    Традиции:

    • праздник открытия и закрытия лагеря;
    • учет командных достижений – «Солнечный сад»
    • ежедневные утренняя и вечерняя линейки;
    • «Книга странствий» - секреты солнечного лета, запись событий дня, фото, рисунки.

    Режим дня

    9.15-9.30-доброе утро! (встреча детей)

    9.35- 9.55  - зарядка, линейка 

    10.00-10.30   - завтрак

    10.30 – 11.00 – прогулка на свежем воздухе.

    11.00-12.45 - занятия в творческих мастерских

    13.00-14.00  - обед

    14.00-14.45 - обще лагерное  мероприятие

    14.45 -15.00 - огоньки по отрядам

    15.00- уход детей домой

    ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ 1 СМЕНЫ

    День 1- остановка «Здравствуйте».

    1. Знакомство.
    2. Распределение по отрядам.
    3. Огонёк знакомств.

    День 2- остановка «Организаторская».

    1.Анкетирование на выявление индивидуальных особенностей и определения их эмоционального фона.

    3.Подготовка отрядов к открытию лагерной смены.

    4. Распределение обязанностей в отряде

    День 3-остановка «Торжественная».

    1.Оформление   отрядных уголков, визиток, аппетиток.

    2. Праздник «Открытие лагерной смены»

    День 4 - остановка «Родник Здоровья».

    1. Экологический ликбез “Экология как наука”
    2. Подвижные игры на свежем воздухе.
    3. Игра – путешествие «По тропинкам родного края».
    4. Тематическая дискотека «Мы – за здоровый образ жизни».

    День 5 – остановка «Река Знаний».

    1.День птиц (день первый). Мастер-класс по изготовлению птиц из ладошек.

    2.Веселые старты.

    День 6 -  остановка «Залив Благородства»

    1.Экскурсия в пожарную часть.

    2.Подвижные игры на свежем воздухе.

    3. День птиц (второй день). Праздник «Птицы – наши друзья».

    4. Дискотека «Модные танцы».

    День 7 -  остановка «Лес Радости».

    1.Трудовой десант.

    2. День Зеленых растений. Экологическая викторина «Зеленая страна».

    3. Шахматный турнир.

    4.Подготовка к конкурсу «Зеленая красавица».

    5.Конкурс «Зеленая красавица».

    День 8 – остановка «Водопад Творчества».

    1.День Экологии. Мастер-класс по изготовлению поделок из подручного материала.

    2.Праздник «Братья наши меньшие».

    3. Тематическая дискотека «Я и Закон».

    День 9 -  остановка «Равнина Сказок».

    1.День Экологии ( день второй). Экологическая игра «Природа- наш дом».

    2.Спортивные соревнования по футболу, пионерболу.

    3.Музыкально-конкурсная программа « Мир сказок».

    День 10 -  остановка «Я - Гражданин».

    1. Рыцарский турнир
    2. Конкурс рисунков «Земля – наш общий дом».
    3. Тематическая дискотека «Я – патриот России».

    День 11 – остановка «Олимпийская»

    1. Открытие Малых Олимпийских игр.
    2. Спортивные соревнования по футболу, пионерболу.
    3. Спортивные соревнования «Веселые старты». Вожатые против 4 отряда.

    День 12 – остановка  «О спорт, ты мир, ты вдохновение…»

    1. Спортивная викторина «Из истории спорта».
    2. Весёлые эстафеты.
    3. Торжественное закрытие олимпиады, подведение итогов.
    4. Спортивная дискотека.

    День 13 – остановка «Горы Загадок».

    1.Экологическая игра «В мире цветов».

     2.Праздник «День Берендея».

    День 14 – остановка «Море Фантазий».

    1.Спортивно-экологическая игра « Вместе весело шагать по просторам…»

    2.Викторина «Кто живет в лесу?».

    3. Подготовка к празднику «День Воды».

    4. Вечер танцев «Джинсовая вечеринка».

     День 15 – остановка «Ох, уж этот дедушка Нептун».

    1. Трудовой десант.
    2. Конкурс «Боди-арт»..
    3. Концерт, посвященный празднику «День Воды».
    4. Дискотека, посвященная празднику «День Воды».

    День 16 – остановка «Парки Игрима».

    1. Акция «Парки Игрима».

    4. Дискотека «Чистый парк».

    День 17 – остановка « Парк Дружбы».

    1. Анкетирование «Хорошо-плохо»
    2. Игра «Находчивый турист».
    3. Костёр «Дружбы».

    День 18– остановка «Экология».

    1.День экологии.

    2.Минутки Здоровья «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».

    3.Туристская полоса препятствий.

    День 19– остановка «Красота».

    1.День испытаний красотой.

    2.Минутки Здоровья «Как ухаживать за кожей лица, рук».

    3.Шоу – программа Мисс  «Лесное солнышко»

    Дискотека.

    День20– остановка «Зеленого цвета»

    1. Минутки Здоровья «Зелёная аптечка».
    2. Выход на природу.
    3. Игра «Зоологический забег».

    День21– остановка «Финиш».  

    1. День Закрытия смен
    2. Игра  «По страницам Красной книги»
    3. Концерт, посвящённый закрытию смены «Расстаёмся, друзья!»

    ПЛАН СЕТКА МЕРОПРИЯТИЙ (2 смены)

    ДНИ

    Мероприятие

    1

    Линейка. Торжественное поднятие флага. Зарядка.

    Инструктаж по ТБ в лагере.

    Праздник, посвященный ко Дню защиты детей «Мы дети твои, Россия!» (музыкально-конкурсная программа).

    Линейка.

    2

    Линейка. Зарядка.

    Встреча друзей «От улыбки станет день светлей»;

    Рисование улыбки;

    Акция «Улыбнись ребенку»

    Спортивный час.

    Линейка.

    3

    Линейка. Зарядка.

    К всемирному Дню окружающей среды.

    Экскурсия  «Зелёная аптека». ТБ на экскурсии.

    Легенды о лекарственных травах.

    Игры на природе.

    Анкетирование (диагностика) детей.

    Линейка.

    4

    Линейка. Зарядка.

    Экскурсия «Удивительные экологические сказки», совместное мероприятие с библиотекой, посвящённое всемирному Дню окружающей среды. Экологический турнир.

    Линейка.

    5

    Линейка. Зарядка.

    Пушкинский день России

    «По страницам сказок А. С. Пушкина» - просмотр отрывков из мультфильмов по произведениям А. С. Пушкина, викторина, конкурс рисунков.

     Спортивный час.

    Линейка.

    6

    Линейка. Зарядка.

    «Дитя природы, Маугли»: просмотр фильма, спортивная эстафета, рисование. 

    Анкетирование (диагностика) детей.

     Линейка.

    7

    Линейка. Зарядка.

    «День солнца»

    Конкурс рисунков «Рисуем солнце, небо и цветок», «Калейдоскоп знаний».

    Мероприятие с ИДК «Молодое поколение выбирает»

    Линейка.

    8

    Линейка. Зарядка.

    К Международному дню друзей 

    «Мой друг, всегда иди дорогою добра» - диспут, выставка книг.

    Спортивный праздник «Русские богатыри»: просмотр мульфильмов, спортивно-туристические соревнования.

    Линейка.

    9

    Линейка. Зарядка.

    Туристический поход по маршруту «экологической

     тропы».

    Линейка.

    10

    Линейка. Зарядка.

    Экскурсия по сбору природного материала для поделок.

    Работа «творческой мастерской».

    Диагностический тест «Я в круге».

    Спортивный час.

    Линейка.

    11

    Линейка. Зарядка.

    Торжественная линейка ко Дню России «Русь, Россия Родина моя».

    Викторина «Символы России».

    Этнографическая экскурсия «Край родной, навек любимый»

    Линейка.

    12

    Линейка. Зарядка.

    «Родные просторы» - рисование на природе, сочинение стихотворных строк. Оформление выставки.

    Экскурсия в школьный музей «Родной уголок России».

    Спортивный час.

    Анкетирование (диагностика) детей.

    Рефлексия.

    Линейка.

    13

    Линейка. Зарядка.

    Генеалогическая игра «Ветви фамильного древа».

    Линейка.

    14

    Линейка. Зарядка.

    Познавательный турнир «Знатоки дорожной азбуки».

    ПДД викторина.

    Спортивные состязания «Безопасное колесо».

    Линейка.

    15

    Линейка. Зарядка.

    Географическая тропа (поход).

    Экологическая  викторина «Зеленый мир»

    Выпуск плаката «Защитим планету!» 

    Линейка.

    16

    Линейка.

    К Международному дню  отца: изготовление открытки – поздравления для папы, блиц-опрос пап.

    Акция «Поздравления для папы».

    Весёлые старты.

    Линейка.

    17

    Линейка. Зарядка.

    «Счастливы вместе»: просмотр фильмов о дружбе, поем песни о друзьях.

    Конкурс рисунков «Моя семья – самая дружная»

    Веселые старты на природе.

    Линейка.

    18

    Линейка. Зарядка.

    Фестиваль «Сказки к нам приходят в дом»: просмотр сказок, сказочная эстафета, театр-экспромт.

    Анкетирование (диагностика) детей. 

    Линейка.

    19

    Линейка. Зарядка.

    Торжественная линейка, посвященная Дню памяти и скорби.

    Музыкально-поэтическая программа «Дорогами войны!».

    Возложение цветов к Памятному знаку.

    Линейка.

    20

    Линейка. Зарядка.

    Поход «Приключения ждут!»

    Линейка.

    21

    Линейка. Зарядка.

    Веселые старты.

    Диагностика - анкета «Как мы жили»

    Праздничное закрытие лагеря.

    Просмотр фото и видеосюжетов.

    Подведение итогов работы лагеря.

    Спуск флага. Закрытие лагеря.

    Структура смены

    Деятельность органов самоуправления.

    Высшим органом соуправления лагеря является - общий сбор лагеря- это сбор лидеров, вожатых, воспитателей для решения конкретных задач и планирование деятельности

    На заседании проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности отрядов, проходит подсчет заработанных баллов по системе стимулирования как коллективной, так и индивидуальной с помощью солнечных монеток.

            Начисление баллов:

    • трудовой десант – 10 монеток максимально;
    • подготовка и участие в мероприятии - 10 монеток максимально;
    • 1 место в любом мероприятии – 15 монеток;
    • 2 место – 10 монеток;
    • 3 место – 5 монеток.

    Снятие баллов:

    • опоздание на мероприятие – 5 монеток;
    • оскорбление друг друга – 3 монеток;
    • опоздание – 1 монеток;
    • нахождение в помещении в головном уборе – 1 монеток.

         По окончании смены по количеству набранных «солнечных монеток» награждаются призами самые активные «жители маленькой страны».

       Ежедневно на совете командиров присваиваются значки отличия участникам команд, которые как-то отличились в течение дня.

                                                                Значки отличия:

         Важное дело - Доброе дело -Нужное дело -

      Также итогом коллективного роста команды станет оформление альбома-летописи своей команды.

       Именно три слагаемых позволят победить команде:

    - лучший цветущий сад;

    - наибольшее количество значков отличия у команды;

    - лучший альбом-летопись.

    Функции Совета:

    -корректировка и утверждение плана общелагерных дел (КТД);

    -распределение обязанностей между отрядами по организации и проведению дел;

    -анализ деятельности лагеря.

    Решения Совета выносятся на активы отрядов.

    Управление в отрядах.

    Актив отряда:

    1.Дежурный командир (сменный лидер).

    2.Корреспондент (информация).

    3.Ред. коллегия (художники, оформители).

    4.Физорг (ответственный за спортивную подготовку).

    5.Санитар (отвечает за дежурство, соблюдение чистоты).

    6.Затейник (подготовка конкурсов, игр, развлечений).

    Каждый ребенок имеет право выбирать и быть избранным Командиром – отрядным лидером. Выборы командира проводятся в отрядах ежедневно голосованием. Сменное лидерство позволит реализовать лидерский потенциал не одного ребенка, но и тех детей, кто проявил организаторские способности, заслужил доверие и уважение большинства членов отряда.

    Символ  дня.

    1. Коллективный Красный  цвет - коллективные мероприятия лагеря (КТД), в которых каждый ребенок принимает участие.
    2. Особый Оранжевый  цвет - такие мероприятия, которые не похожи на все другие дни смены.
    3. Житейский Желтый цвет  - такие мероприятия, в результате которых приобретается новый багаж знаний и умений
    4.  Задорный Зеленый цвет   - смешные конкурсы, веселые мероприятия
    5.  Главный Голубой  цвет    -  мероприятия патриотического направления
    6.  Спортивный Синий цвет  - спортивные соревнования
    7. Фантазийный Фиолетовый  цвет - мероприятия, развивающие фантазию детей

     В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение.

    Красный цвет – классный день! 

    Оранжевый    – очень хороший день! 

    Зеленый          –  день как день.

    Синий             –  скучный день. 

    Эмблема лагеря:

    «вращающееся солнце, с разноцветными лучами, вокруг детей».

                                Художественное оформление смены

    • Информационный стенд: «Солнечные часы» (распорядок дня);
    • «Чудо-календарь» (план смены);
    • «Здравствуй, новый день!» (план на день)
    •  Информационные листки по безопасности и жизнедеятельности.
    • Оформление отрядов: название; девиз; эмблема, песня и другие символы;
    • «Погодный барометр» (экран соревнований); прочая информация.

    Для каждого направления программы – есть так же свои цветные лучики, которые символизируют направления деятельности:   экологическое, краеведческое и художественное.

    Зеленый «Экологическое» - знакомство с богатствами природы – растения и животные, лекарственными травами, викторины, походы, помощь окружающим – в труде, в разнообразных делах: дежурство, забота о пришкольном участке – уборка, уход за клумбами.

    Тематика  предполагает:

    • экологические игры: «Звёздный час», «Попробуй, угадай-ка», «Поле чудес», «Эти удивительные животные»,
    • чтение и обсуждение рассказов, сказок в рубрике «Экологические сказания»;
    • изготовление гербария (дикорастущих и культурных растений), поделок из природного материала;
    • знакомство с флорой и фауной родного края;
    • мини акции «Береги природу».

    Оранжевый «Краеведческое» - познавательные беседы, походы в  библиотеку, экскурсии, знакомство с народными промыслами округа. Краеведческая  деятельность  представлена в форме работы творческой мастерской «Память»,  работа которой включает в себя:

    • знакомство с историей создания памятников поселка Игрим;
    • конкурс сочинений «Люблю тебя, мой край родной!»;
    • литературные композиции «Поэты – земляки о родном крае».

    Художественная деятельность будет организована с помощью работы творческих мастерских «Разноцветная палитра» и «Домисолька».

    Во время занятий в мастерских дети будут не только получать новые знания, но и применять их непосредственно на практике во время подготовки к лагерным мероприятиям. Результатом занятий в данных мастерских будут выставки работ детей и соответственно концерты, фестивали юных талантов.

    Синий «Спортивное» - спортивные игры, соревнования,

    Красный «Оздоровительное»- правила гигиены, основы первой мед.помощи, основы здорового образа жизни.

    Желтый «Творческое» - работа кружков; изготовление поделок, рисунков - творческая мастерская; посещение кинофильмов, мультфильмов, концертов, выставочного зала. Песни, танцы, игры, шутки.

    Условия реализации программы

    Кадровое обеспечение

    1. Начальник лагеря
    2. Старший воспитатель
    3. Музыкальный руководитель
    4. Организатор досуговой деятельности
    5. Педагог - психолог
    6. Социальный педагог
    7. Руководитель творческой мастерской
    8. Физрук
    9. Воспитатели
    10.  Вожатые

    Материально-техническое оснащение

    1. Здания и территория ИЦТ соответствуют нормам техники безопасности:
    • Актовый зал;
    • Кабинеты для размещения отрядов;
    • Танцевальный зал;
    • Игровая площадка
    • Медицинский кабинет
    1. Технические средства:
    • Компьютеры;
    • Телевизоры;
    • Аудио и видеоаппаратура;
    • Фотокамера;
    • Радиомикрофон;
    • Спортинвентарь.

    Принципы реализации программы

    Мероприятия основного периода

    1

    2

    3

    4

    2.

    Игровые программы, конкурсы, экскурсии

    Воспитатели, вожатые, организатор

    в течение смены

    3.

    Эколого-краеведческие мероприятия

    Руководители творческих мастерских

    в течение смены

    4.

    Спортивно-оздоровительные мероприятия

    Организатор лагеря, физрук

    в течение смены

    5.

    Мероприятия по пропаганде здорового образа жизни

    психолого-педагогическая служба, медик

    в течение смены

    6.

    Мероприятия по развитию творческих способностей

    Воспитатели, руководители творческих мастерских, организатор лагеря

    в течение каникул

    Мероприятия заключительного периода.

    1

    2

    3

    4

    2.

    Диагностика уровня сплоченности коллектива

    педагоги ДО, педагог-психолог

    В последние дни смены

    3.

    Мониторинг структуры занятости детей

    педагоги ДО

    В течение смены

    4.

    Рефлексивный анализ процесса отдыха и оздоровления детей

    педагог-психолог, социальный педагог

    За день до окончания смены

    Мониторинг результативности программы.

    • Результативность реализации программы будет осуществляться следующими диагностическими инструментами: анкетирование детей;
    • психологическое тестирование;
    • социальный паспорт лагеря;
    • творческие отчеты;
    • аналитический и статистический материал.

    Критерии эффективности программы:

       Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий разработаны следующие критерии эффективности:

    1. Постановка реальных целей и планирование результатов программы.
    2. Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат.
    3. Удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами работы.
    4. Творческое сотрудничество взрослых и детей.

    Ожидаемые результаты

    • Общее оздоровление воспитанников и полноценный отдых;
    • Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
    • Получение участниками смены умений и навыков  индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
    • Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
    • Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
    • Расширение кругозора детей.
    • Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
    • Личностный рост участников смены. 
    • Организационно - пропагандистские умения:
    • Применение знаний законодательства об охране природы;
    • Планирование практических дел по охране природы;
    • Пропаганда здорового образа жизни.

    • Поведенческие умения:
    • Формирование умений правильного поведения в природе;
    • Опознавательные умения:
    • Распознавание объектов природы;
    • Понимание объектов живой природы в общем биологическом комплексе.
    • Тиражирование опыта
    • Публикация заметок и статей в местной печати.

    Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

    • Безопасность  всех проводимых мероприятий;
    • учет особенностей каждой личности;
    • возможность проявления способностей во всех областях творческой деятельности и досуга всеми участниками лагеря;
    • достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;
    • распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
    • четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
    • моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
    • ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

           

    Формы организации:

    • Изобразительная деятельность;
    • Конкурсные программы;
    • Творческие конкурсы;      
    •  Концерты, праздники;
    • Творческие игры;
    • Выставки (рисунков, поделок)

    Принципы деятельности лагеря.

    1. Принцип самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения детей в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.

    2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; предоставление возможности и право отстаивать свое мнение.

    3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого ребенка от негативных проявлений  и вредных привычек, формирование чувства ответственности  за свои поступки и действия.

    4. Принцип сочетания воспитательных мероприятий с экологической деятельностью детей предусматривает; режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности в рамках дня; активное участие детей во всех видах деятельности.

    Педагогические принципы программы

    Принципы, которыми руководствуются  при реализации программы:

    1. «Дойти до каждого» - это основной принцип работы лагеря.

    В отряде не более 25 человек, - что является почти оптимальным для организации работы в творческих лабораториях и внутриотрядной жизни.

    2. «У каждого свое дело, а вместе мы команда».

            

     Каждый в лагере занят своим делом, у каждого своя ответственность, но общий результат.

    3. «Принцип открытых дверей». Все  службы лагеря доступны ребенку (лаборатории, спортплощадка, библиотека и т.д).

    4. Природосообразность воспитания:

    - обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

    5. Гуманизация межличностных отношений:

    - уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;

    - уважение и терпимость к мнению детей;

    - самоуправление в сфере досуга;

    - создание ситуаций успеха;

    - приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;

    - защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;

    - создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения;

    - формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

    6. Средовый подход к воспитанию:

    - педагогическая целесообразная организация среды летнего оздоровительного лагеря, а также использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной) среды.

    Список литературы

    1. Актуальные проблемы современной культуры детства: сб. науч. материалов  – Челябинск: ЧГАКИ,  2006.
    2. Артамонов А.А. Сохраним наш мир. Волгоград, 1994.
    3. Артамонов В.И. Растения и чистота природной среды. М., 1986.
    4.  Асланиди А.А. Экологическая азбука, М., 1995.
    5. Бабина, Т.В. Организация досуга в детских загородных центрах / Т.В. Бабина // Материалы Всерос. науч.-практ.конф. «Культура Тюменской области: история, современное состояние, проблемы и перспективы». Тюмень, 2004.
    6. Волшебная страна Беллиора. В помощь организаторам летнего отдыха. Н.Новгород, 1995.
    7. Выготский, Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии, 1996.
    8. Гурбина Е.А. «Летний оздоровительный лагерь». Волгоград, 2006
    9. Сизых Д.Г. «Методические рекомендации по организации летней оздоровительной кампании». Ханты-Мансийск, 2011
    10. Третьякова, О.В. Социально-культурное проектирование. Учебное пособие / О.В. Третьякова – Тюмень:  ТГИИК, 2006.

    1. Анкета – ожидания детей

                             Всем привет, меня зовут _______________.

                              Мне__________ лет.

               Я оказался в этом лагере, потому что ____________

                __________________________________________.

                           Здесь я очень хочу______________________                                

    2. Работа с родителями – опрос, пожелания, интервью

    3. Чтобы проверить коммуникативные способности наших детей и понять, как работать с группой дальше – берем простую методику «Я в круге» – первый раз, Позволяет отследить эффективность вхождения детей в микросоциум, степень принятия ими норм и правил совместного пребывания.

    Каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Предлагается нарисовать окружность. Проводится ассоциативная параллель: окружность - это отряд; соответственно, поставь точку, где ТЫ. При этом дети не должны совещаться, задания выполняют самостоятельно.

    Для подведения результатов все рисунки детей собираются и делятся на четыре группы по расположению точки: результаты подсчитываются.

    «Я в круге»

    I

    в центре круга

    % детей

    близко к границе

    % детей

    на границе

    % детей

    за кругом

    % детей.

    Вывод: по результатам опросов, мы выделяем три основные позиции, которые  будем отслеживать в течение всей нашей смены, а затем анализировать:

    • удовлетворение интереса (новая деятельность, экскурсии, интересные мероприятия, кружки)
    • комфортная атмосфера (отдых, общение, новые друзья, хорошие педагоги)
    • хорошее настроение (чтоб мне было весело  - общение, педагоги, мероприятия)

    Отслеживаем удовлетворенность детей.

    1. «Огонек» — анализ дня

    Задача: рефлексия деятельности отряда.

    Продолжительность обычно небольшая — 15 — 20 минут. Это время надо использовать для определения позитивных моментов прожитого дня, построения перспектив развития отрядной жизни (об этом можно узнать из анкет или опроса, проведенного в отряде).

    2. Волшебник.

    Детям дается лист бумаги с незаконченной фразой: «Если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне исправил бы… (добавил бы, сделал бы)». Проводится опрос. После смотрим, что, по мнению детей, в течение дня было не очень удачным, что надо учитывать при планировании следующего дня

    3. «Огонек» — анализ дела

    Задача: научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности.

    Схема анализа: высказывание отношения к делу (фиксация эмоций); обсуждение целей и задач дела, степени их достижения, качества подготовки к делу; качества организации; причины того, что не получилось; предложения о том, как исправить ситуацию к лучшему.

    Очень важно, чтобы вожатый (воспитатель) не занимал в разговоре активную позицию, а был его равноправным участником. Тем не менее, он опосредованно управляет разговором через вопросы для анализа. Обязательно подведите итоги разговора-обсуждения.

    Вопросы по содержанию:

    1. Что нового, полезного вы открыли для себя?

    2. Все ли было учтено при подготовке?

    3. Все ли было использовано так, как задумывалось?

    4. Какие качества своего характера (поведения) вы раскрыли в себе при проведении дела?

    5. Помогло ли вам это дело стать лучше?

    6. Помогло ли это дело коллективу стать лучше?

    7. Кто из ребят для вас раскрылся по-новому, что нового вы узнали друг о друге?

    Вопросы по организации:

    1. Чем отличалась подготовка к делу, что было необычного?

    2. Смогли ли организоваться члены отряда при подготовке дела?

    3. Каково значение проведенного дела для вас, для отряда?

    4. Как организовать работу, чтобы избежать ошибок в будущем?

    5. Какие организаторские навыки и умения вы приобрели при подготовке и проведении дела?

    Заполняем таблицу «Включенность детей в события лагеря»

    Дата

    Мероприятие

    Включенность / ФИ ребёнка

    Вывод

    организатор

    зритель

    участник

    помощник

    Анкета итоговая для детей

    Вот и прошла лагерная смена. В лагере _________________________я был (а) в отряде ______________, нас было _____________________.

    Температура моего настроения в течение всех этих дней была
    (раскрась нужное)

    потому, что (подчеркни)

    • мне было весело (грустно)
    • у меня было много (мало) друзей
    • многие мероприятия мне были интересны (не интересны)
    • я хорошо отдохнул (не отдохнул)
    • я научился (не научился) новым играм, танцам, песням
    • я занимался (не занимался) в творческих объединениях

    Сегодня в отряде я ощущаю себя именно здесь (поставь букву «Я» в нужном месте)

    Думаю, что в следующем году я _________________в этот лагерь, потому что мне здесь было: (раскрась нужное)

    Мониторинг

       В ходе реализации программы используются следующие методы отслеживания ее результативности:

    • мониторинг-карта.

            Мониторинг-карта – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.

         Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

        Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста – это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности  и её вклада в дела коллектива.

        Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня вручаются не более 2-3 солнечных монеток - символов рейтинга.

        Цветовая гамма:

    красный – «лидер-организатор»,

    синий – «лидер-вдохновитель»

    зелёный – «активный участник»

    желтый – «исполнитель».

    Участникам, набравшим 10-12 «солнечных монеток» присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами, подарками.

    Также контроль проводится на уровне всех участников данной программы:

    • Оценка программы детьми. Диагностика: «Рейтинг ожиданий», «Я в круге», эмоциональный настрой на последействие.
    • Оценка программы родителями: отзывы родителей, индивидуальные беседы.
    •       Оценка программы педагогами: обсуждение на педсовете.

    Схема сотрудничества взаимодействия лагеря «Маленькая страна»

     с социумом

    Анкетирование детей

    1.Нравятся ли тебе воспитатели?

    • нравятся
    • не нравятся

    2.Какие отношения между ребятами в вашей команде?

    • доброжелательные, дружные
    • напряженные, бывают ссоры
    • враждебные, агрессивные

    3.Какую экскурсию ты хотел бы посетить? Какой спектакль или фильм  посмотреть?

    4.Хочешь ли ты участвовать в делах команды?

    • да, всегда
    • иногда
    • нет, не хочу
    • другое

    Анкета «Как мы жили»

    (проводится в итоге смены)

    Дорогой друг!

    Подошла к концу лагерная смена. Чем она запомнилась тебе, как ты чувствовал себя в нашем лагере, в коллективе ребят и подростков, что волновало тебя? Это те вопросы, ответив на которые, ты сможешь сделать так, чтобы в следующий раз (когда ты снова будешь отдыхать с нами) ты смог чувствовать себя более комфортно.

    Фамилия, имя

    Возраст (сколько тебе лет)

    Команда

    Понравилось ли тебе отдыхать в нашем лагере?

    Кем ты чаще всего был в течение смены (выбери один вариант ответа)?

    • организатором
    • активным участником
    • генератором идей (предлагал новые идеи)
    • наблюдателем (на все смотрел со стороны)

    В чем из предложенного в смене ты смог себя проявить (выбери варианты ответов)?

    • в оформлении уголка
    • в организации и проведении дел в команде
    • в активном участии в общих лагерных мероприятиях
    • в спорте
    • в прикладном творчестве
    • в сценическом творчестве
    • свой вариант

    Какие командные, общие лагерные дела и мероприятия тебе запомнились (понравились) больше всего. Перечисли их

    Самым трудным для меня в лагере было

    За время, проведенное в лагере, я стал (научился, изменился)

    Представь себе, круг – это твоя команда, поставь крестик в том месте, где ты ощущал  себя в команде

    Больше всего за смену мне понравилось (запомнилось)

    Уходя из лагеря, я хотел бы сказать


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПАСПОРТ организации отдыха и оздоровления детей и подростков

    ПАСПОРТ организации отдыха и оздоровления детей и подростков...

    Комплексная программа летнего отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи "Невероятные приключения девчонок и мальчишек"

    Комплексная программа летнего отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи "Невероятные приключения девчонок и мальчишек"  состоит из трёх подпрограмм: подпрограммы летнего оздоровительного ла...

    опыт работы по организации летнего отдыха и оздоровления в МОУ Большенагаткинской сош

    опыт работы по организации летнего отдыха и оздоровления в МОУ Большенагаткинской сош...

    Отчет по организации отдыха и оздоровления детей

    Организация полноценного отдыха, оздоровления, занятости детей и подростков во время летних каникул – одно из приоритетных направлений деятельности Вахтанского Детско – юношеского центра....

    "Время открытий" программа отдыха и оздоровления детей социально-педагогической направленности

    В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организ...

    Разработка программы летнего отдыха и оздоровления детей на базе МБУ ДО ИЦТ "Волшебный мир Синема" 2016г.

    Разработка программы летнего отдыха и оздоровления детей на базе МБУ ДО ИЦТ "Волшебный мир Синема" 2016г....

    Разработка программы летнего отдыха и оздоровления детей на базе МБУ ДО ИЦТ "Твори добро" 2018г.

    Разработка программы летнего отдыха и оздоровления детей на базе МБУ ДО ИЦТ "Твори добро" 2018г....