опыт работы по организации летнего отдыха и оздоровления в МОУ Большенагаткинской сош
опыты и эксперименты (5 класс) на тему

Захарова Татьяна Николаевна

опыт работы по организации летнего отдыха и оздоровления в МОУ Большенагаткинской сош

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchet_o_rabote_sotsialnogo_lagerya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет

 о работе летнего оздоровительного лагеря на базе

МОУ Большенагаткинской СОШ в период с 5-23 июля 2010 г.

И снова Лето! Оно отражается на лицах детей тысячами веснушек, озорных улыбок и крепким устойчивым загаром. Их ждут и принимают в свои объятия и зеркальная речка, и блестящий сотнями цветов луг, и таинственная зеленая прохлада леса. И наших детей ждал летний оздоровительный лагерь «Радуга».

Как показали предыдущие смены, лагерь важен и для самих ребят. Именно в нём они получают навыки творческого общения в коллективе, здесь им помогают раскрыть свои возможности, поверить в свои силы. А учителя, которые на время лагеря становятся воспитателями, имеют прекрасную возможность понаблюдать за своим питомцами во внеурочное время. Педагоги могут совершенствовать своё мастерство как воспитатели, реализовывать свои самые смелые воспитательные замыслы. Лагерь призывает к творчеству всех!

Лагерь  расположен на территории школы, которая находится в центре поселка, совсем рядом с ней —  библиотеки, музей, РДК, что очень удобно для реализации поставленных перед ЛОЛ задач.

Творческая группа учла пожелания ребят при составлении программы и планов летней оздоровительной смены. В основу воспитательной деятельности легли: признание самоценности личности ребенка, уважение его интересов, развитие толерантности, формирование творческой активности, патриотическое воспитание, воспитание гуманизма. Только на этой основе система каникулярной деятельности действительно станет фактором социально-творческого развития детей. В ЛОЛ были созданы педагогические условия для обеспечения полезной, содержательной занятости детей, способствующей формированию положительных качеств их личности на основе использования многообразия форм активной деятельности и общения. Успешнее всего все поставленные задачи, по мнению педагогов школы решала  сюжетно-ролевая игра.

Игровая деятельность являлась основополагающей во всех программах. Ценность сюжетно-ролевой игры определялась тем, насколько в ребёнке она развивает такие качества, как настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.

Программа «Кругосветное путешествие»  летнего оздоровительного лагеря «Радуга» разработана для обеспечения детей активным оздоровительным отдыхом во время летних каникул.  В период летних каникул лагерь «Радуга» принимает детей и подростков в возрасте от 7 до 14 лет.   Численность детей в одной смене – 23  человека.  Лагерь принимает детей из малообеспеченных, многодетных семей и детей-сирот. Работа в лагере строится на основе развития ребенка как личности, его уверенности в своих возможностях, раскрытия и поощрения индивидуальности и ответственности перед собой и обществом. Учитываются возрастные особенности детей.

 Летние каникулы – самая лучшая  и незабываемая пора для развития творческих способностей и совершенствования возможностей ребенка, вовлечение детей в новые социальные связи, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. В летнем оздоровительном лагере создаются большие возможности для организации неформального общения, что позволяет организовать и развить самостоятельность ребят, воспитывать личностные качества, формировать активность, обучать разнообразным умениям и навыкам.

Лагерь – это отдых ребенка от школы и свободное общение со сверстниками, вожатыми, а также развитие способностей и интересов детей. Все это реализуется при проведении различных игр, викторин, конкурсов, игровых программ. Особенным для ребенка в нашем лагере является ощущение личной причастности: сопереживание и содействие, что создает особый эмоциональный настрой, особое восприятие зрелища и действия. Прежде всего – это смена образа жизни, смена впечатлений, смена положения в коллективе, смена деятельности. И для ребенка не важно, вышел ли он на сцену или просто помогал делать костюмы для выступления, главное, он вложил частицу своего труда, и этот труд замечен окружающими. Что укрепляет межличностные связи, удовлетворяет естественные потребности детей в общении, создает благоприятные условия для дружного и детского  коллектива.

В процессе модернизации образования особую потребность в развитии и наполнении принципиально новым содержанием досуговой деятельности работы с детьми является    детская площадка дневного пребывания, деятельность которой направлена на:

-организацию свободного времени детей и подростков;

-адаптацию в обществе;

-оздоровление  детей;

-развитие творческих способностей;

-профилактика правонарушений детей и подростков;

-предупреждение девиантного поведения;

-воспитание коммуникативной компетентности, толерантности.

Актуальность программы обусловлена:

- потребностью детей находиться в новом обществе. В течение учебного года ребенок находится во взаимодействии со школой (учителями, школьными друзьями). Этот круг общения вынужденный, и не зависит от его личного желания. Именно в каникулы ребенок может общаться с кем хочет, этот выбор он делает самостоятельно.

-необходимостью родителей обеспечить безопасный и продуктивный отдых своих детей. Это объясняется многими причинами: занятость родителей, отсутствие материальной возможности купить ребенку путевку в загородный оздоровительный лагерь, состояние здоровья и т.д.

Таким образом, организация  летних лагерных смен обусловлена социальным заказом общества и разрешает проблему занятости детей в каникулярное время.

  -Программа способствовала  раскрытию, самоопределению и самореализации личности детей, их индивидуальному и творческому развитию. Дети получили  возможность расширить свой кругозор, приобрели  новые знания и умения в объединениях дополнительного образования ( прикладное творчество).

- Дети получили  возможность оздоровления (соблюдение режима, игры на открытом воздухе), закрепили знания, умения и навыки в области личной гигиены и физического закаливания, развивали спортивные способности, участвуя в спортивно-оздоровительных мероприятиях.

- Программа предоставила каждому ребенку возможность  заниматься любимыми видами деятельности, осваивать новые виды развлечений и отдыха, играть и веселиться. Детям предоставился шанс раскрыть  свои потенциальные возможности, повысить интеллектуальный уровень, через участие в  интеллектуальных играх и испытать личную инициативу, завоевать уважение среди сверстников.

-Дети прошли социализацию и адаптацию,  приобретая опыт общения и взаимоотношения во временном коллективе и обществе в целом на  основе общепринятых, культурных норм социального поведения.

Дети научились :

  • Отвечать за свои собственные дела и поступки;
  • Обретать друзей, вливаться и жить в коллективе;
  • Высказывать и отстаивать свое мнение;
  • Уважать другого человека и его права;
  • Формировать собственное мнение.

 

Организуя летний отдых детей и подростков,  лагерь  выполняет собственный социальный заказ.

Основное содержание  деятельности  в лагере:

       -воспитание лидерских качеств ребенка;

       -организация самоуправления во временном  детском  коллективе;

       -развитие творчества и инициативы;

       -участие в  интеллектуально–творческих, развлекательно-  познавательных играх;

       - овладение навыками экономики посредством игры;      

       -формирование бережного отношения к окружающей природе;

       -организация трудовых десантов;

       - Оздоровление и раскрепощение детей, их социальная адаптация.

В работе с детьми были использованы следующие формы:

  • экспресс-тренинги «Знакомство» и «Наш отряд», направленные на сплочение команд, повышение эффективности их работы и профилактику дезадаптации;
  • тренинг уверенности;
  • сеансы саморегуляции с использованием методов сказкотерапи, музотерапии и арттерапии;
  • творческие конкурсы: «Калейдоскоп дружбы», «Нарисуй счастье», «Смоделируй будущее»;
  • дискуссии по проблемам - творчества, любви, дружбы, целей и смысла жизни;
  • занятия по развитию творческого воображения;
  • игротренинги;

           Формы реализации духовного развития

  • Экскурсии, походы :
  • -  Детская библиотека,    
  • - районная библиотека,          
  • - школьный историко-краеведческий музей
  • - РДК
  • - типография,
  • - пекарня ИП «Трифонов Ю.Н.»
  • -взаимодействие с Центром «Семья»

К положительным факторам, оказывающим благоприятное воздействие на развитие личности ребенка, относятся:

  • приобретение нового социального опыта;
  • большой эмоциональный подъем, связанный с интересным общением, новыми друзьями;
  • расширение кругозора, знакомство с новыми территориями;
  • оздоровление организма в целом (свежий воздух, солнце и т. д.);
  • развитие творческого потенциала;
  • проверка своих возможностей, лидерских и организаторских способностей и т. д.

Таким образом, позитивными результатами жизни и деятельности ребенка в лагере можно считать:

  • Умение культурно общаться с друг другом и взрослыми    
  • Удовлетворение от совместной творческой деятельности                       
  • Умение участвовать в коллективной творческой деятельности
  • Приобретение умений и навыков в различных областях деятельности
  • Обучение способности находить выход из нестандартных жизненных ситуаций        
  • Обучение азам здоровой конкуренции и предприимчивости    
  • Устранение психологических, социальных и групповых барьеров    
  • Почувствовать себя легко и хорошо в комфортной обстановке лагеря                                                             

Система лечебно-профилактической

работы в лагере

Одно из самых приоритетных направлений в процессе организации летнего отдыха – работа по оздоровлению детей.

Цель данной работы: создание условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья школьников, формирования здорового образа жизни.

Для обеспечения данного направления в течение всей  лагерной смены работал медицинский кабинет. За здоровьем школьников следила профессионально подготовленная медицинская сестра Молгачева А.Н.

Систему лечебно-профилактической работы в пришкольном лагере можно представить следующим образом:

п/п

Тема занятия

Форма проведения

Ответственные

1

«Береги свою жизнь»

Инструктаж

Начальник лагеря

2

«Мы туристы»

Инструктаж

Начальник лагеря

3

«Почему болят зубы?»

Беседа

Медсестра

4

«Для чего моем руки?»

Повторение правил гигиены

Воспитатели

5

«Уходим завтра в море»

Беседа о пользе зарядки

Инструктор по физической подготовке

6

«Разговор о правильном питании»

Беседа с элементами викторины

Медсестра

7

Акция «Все на борьбу с наркоагрессией»

Беседа о вреде курения, наркотиков

Медсестра, воспитатели

8

«Работа судового врача»

Изучение правил оказания первой медпомощи

Медсестра

9

«Ровная спина – основа красивой походки»

Беседа

Медсестра

10

«Мистер Здоровячок», «Кто всех выше и всех крупнее?»

Контроль веса детей

Медсестра

   


ОТЧЕТ

о результатах психодиагностического исследования

нравственной самооценки, этики поведения, отношения к жизненным ценностям детей, посещавших летний лагерь «Радуга»

на базе МОУ Большенагаткинской СОШ

В середине смены был проведен срез по изучению и диагностике: нравственной самооценки; этики поведения; отношения к жизненным ценностям.

Результаты показали:

  • нравственная самооценка ребят находится на высоком уровне - 18 детей из 23, на среднем - 4 человек, и ниже среднего - 1;
  • в отношении этики поведения число положительных ответов превышает число отрицательных в 4 раза, что свидетельствует об адекватном соотношении знаний норм поведения и их соблюдении;
  • в отношении детей к жизненным ценностям наблюдается примерно равное количество высокого и среднего уровней жизненных установок.

ОТЧЕТ

о результатах диагностического среза

В конце смены был проведен экспресс-опрос

Вопросы опроса

Самые распространенные ответы

В лагере мне больше всего понравилось

Тренинги, олимпийские игры и хорошие воспитатели.

Различные конкурсы.  

Понравилась атмосфера и взаимопонимание людей.

Понравились экскурсии.  

Компьютерный клуб.

Конкурсы, а больше всего конкурс причесок.

Играть во всё.

«День Нептуна»

   

Не понравилось, что …

Надо было рано вставать.

Мне хочется, чтобы на следующий год…

Всё, что было в этом.

Чтобы смена начиналась с 9.00

Сходили в поход с ночевкой с палатками.

Был конкурс «Угадай мелодию» и конкурс на компьютере.

ОТЧЕТ

о результатах психодиагностического исследования эмоционального состояния детей, посещавших летний лагерь «Радуга»

на базе МОУ Большенагаткинской СОШ

Цель исследования: определение эмоционального состояния и настроения детей во время пребывания в оздоровительном лагере.

Методы исследования: «Радуга настроения» (модификация методики «Цветопись» Лутошкина А.Н.).

Диагност: Бабич А.А. – педагог-психолог.

Результаты и выводы:

В психодиагностическом исследовании приняли участие 23 ребят в возрасте 7-15 лет, посещавшие летний оздоровительной лагерь.

Тестирование проводилось 2 раза, в начале и в конце лагерной смены, для того чтобы проследить динамику настроения и психологического состояния детей. Проективная методика «Радуга настроения» помогает установить преобладающее эмоциональное состояние на определенный момент времени.

Дети, согласно инструкции, выбирали цвет, который соответствовал их настроению на момент исследования. В первом и во втором туре психодиагностики были получены результаты, отраженные на схеме.

Каждый цвет данной методики соответствует определенному эмоциональному состоянию:

красный – активность, восторженность, бодрость;

желтый – положительные эмоции, оптимизм;

зеленый – спокойствие;

синий – грусть, сниженный эмоциональный фон;

фиолетовый – тревожность, напряжение.

6 июля 2010

16 июля 2010

 15(65%)

 20(86%)

  4(17%)

 2(8%)

 1(4%)

-

 2(8%)

1(4%)  

 1(4%)

-

На схеме ясно видно, какой выбор сделали дети. На момент прихода в лагерь 87% детей испытывали положительные эмоции, 10% - прибывали в плохом расположении духа. К концу лагерной смены лишь у 4% детей был определен сниженный эмоциональный фон, обусловленный различными индивидуальными причинами.

С помощью выше описанной методики можно определить не только индивидуальные особенности психологического состояния каждого из ребят, но и наглядно увидеть картину общего эмоционального фона в оздоровительном лагере. Четко прослеживается положительная динамика эмоционального состояния детей, посещавших лагерь. Опираясь на результаты психодиагностического исследования, можно сделать вывод о том, что пребывание в летнем оздоровительном лагере благоприятно отразилось на эмоционально-личностном  развитии детей, их настроении и общем самочувствии.

 Организация исследовательской работы педагогов.

В течение работы всей лагерной смены педагогическими работниками проводилась определенная исследовательская работа по изучению процесса организации отдыха детей.

Велась данная работа в 3-х направлениях.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад"Об организации летнего отдыха,оздоровления и занятости детей и подростков"

Доклад содержит полную информацию об организациилетнего отдыха,оздоровления и занятости детей-сирот и подростков в летний оздоровительный период....

Разработка программы летнего отдыха и оздоровления детей на базе МБУ ДО ИЦТ "Волшебный мир Синема" 2016г.

Разработка программы летнего отдыха и оздоровления детей на базе МБУ ДО ИЦТ "Волшебный мир Синема" 2016г....

Разработка программы летнего отдыха и оздоровления детей на базе МБУ ДО ИЦТ "33 секрета солнечного лета" 2017г.

Разработка программы летнего отдыха и оздоровления детей на базе МБУ ДО ИЦТ "33 секрета солнечного лета" 2017г....

Разработка программы летнего отдыха и оздоровления детей на базе МБУ ДО ИЦТ "Твори добро" 2018г.

Разработка программы летнего отдыха и оздоровления детей на базе МБУ ДО ИЦТ "Твори добро" 2018г....

Программа организации летнего отдыха и оздоровления в летний период

Проограмма летнего оздоровительного лагеря...

Презентация "Проектирование программы организации летнего отдыха и оздоровления детей

Проектирование программы организации летнего отдыха и оздоровления детей в летнем лагере на примере работы летнего лагеря Починковской школы интерната Нижегородской области...