Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной деятельности «ШАХМАТЫ» Направление: общеинтеллектуальное направление
    рабочая программа

    Мехова Ирина Анатольевна

    Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Шахматы» для внеурочной деятельности младших школьников А.А. Тимофеев. (сборник  программ          внеурочной   деятельности: 1–4 классы 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneurochnaya_deyatelnost_shahmaty.docx27.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    Внеурочной деятельности

    «ШАХМАТЫ»

    Направление: общеинтеллектуальное направление

                                         Возраст учащихся:9-10 лет

                                         Срок реализации:1 год ( 34 часа)

    Рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями.Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Шахматы» для внеурочной деятельности младших школьников А.А. Тимофеев. (сборник  программ         внеурочной         деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. — 168 с.)

    Содержание программы разбито на четыре  модуля по 33ч и 34ч, из которых можно скомпоновать курс, рассчитанный на преподавание шахмат в течение четырёх лет с периодичностью один раз в неделю.

    Планируемые результаты освоения предмета

    Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих    результатов:

    Личностные результаты

    1. развитие любознательности и сообразительности;

    2. развитие целеустремлённости, внимательности, умения контроли-ровать свои действия;

    3.развитие навыков сотрудничества со сверстниками;  

    4. развитие наглядно-образного мышления и логики.

    Метапредметные результаты

    1. играть партию от начала до конца по шахматным правилам;

    2.записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;3.находить мат в один ход в любых задачах такого типа;

    4.оценивать количество материала каждой из сторон и определятьналичие материального перевеса;

    5. планировать, контролировать и оценивать действия соперников;6. определять общую цель и пути её достижения;

    7. решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале;

    8. ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём,королём и ладьёй из любой позиции;

    9. понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

    10. сравнивать и анализировать действия других игроков;

    11. разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили;

    12. осуществлять простейшие комбинации;

    13. определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    14. занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;

    15. блокировать проходные пешки, оценивать качество расположенияфигур;

    16.  использовать базовые понятия.

    Предметные результаты:1.шахматную доску и её структуру;

    2.обозначение полей линий;

    3.ходы и взятия всех фигур, рокировку;

    3.основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, защита, три стадии шахматной;

    4. выигрышные стратегии матования одинокого короля;

    5.основные идеи комбинаций различных типов;

    6.понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;

    7. слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированныхпешек в центре, централизацию блокады;

    Содержание тем учебного курса

    Название разделов

    Количество часов

    Модуль 1

    1

    Фигуры и шахматная доска

    2

    Ходы и взятия фигур

    12ч

    3

    Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат

    10ч

    4

    Запись шахматных ходов

    5

    Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен

    6

    Общие принципы разыгрывания дебюта

    ИТОГО

    33ч

    Модуль 2

    7

    Повторение

    8

    Защита

    9

    Реализация большого материального перевеса

    10ч

    10

    Эндшпиль

    11

    Практическая игра

    ИТОГО

    34ч

    Модуль 3

    12

    Повторение

    13

    Тактика в шахматах и определение комбинации

    29ч

    14

    Практическая игра

    ИТОГО

    34

    Модуль4

    15

    Атака в шахматной партии

    16

    Оценка позиции

    17

    Игра в середине партии

    22ч

    18

    Практическая игра

    ИТОГО

    34 ч

    Тематическое планирование

    № п/п

    Тема раздела, урока

    Кол-во часов

    Дата

    План

    Факт

    Модуль1

    Повторение  (3ч)

    1

    Способы защиты от нападения.

    1

    2

    Матование одинокого короля.

    1

    3

    Простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

    1

    Тактика в шахматах и определение комбинации (29ч)

    4-7

    Тактические приёмы и комбинации.

    4

    8-13

    Вариант, форсированный вариант, жертва.

    6

    14-17

    Двойной удар, связка, открытое нападение, слабость последней горизонтали.

    4

    18-27

    Устранение защиты, отвлечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие, «мельница», «рентген», перегрузка,разрушение пешечного прикрытия короля — основные идеи комбинаций.

    10

    28-32

    Комбинации на сочетание идей.

    5

    Практическая игра

    33

    Практическая игра

    1

    34

    Практическая игра

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии (общеинтеллектуальное направление)

    Разработка элементов декора для школы с применением аутентичных проектных технологий....

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» (общеинтеллектуальное направление) для 5 класса

    Программа направлена на закрепление базы знаний,полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения немецкого языка в средней школе....

    Рабочая программа внеурочной деятельности «Я – предприниматель» (общеинтеллектуальное направление). Возраст обучающихся 15-16 лет

    Рабочая программа «Я-предприниматель» разработана для реализации внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению по предмету «Математика» на основе Федерального го...

    Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

    Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...

    Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» (общеинтеллектуальное направление) 5-9 классы

    Программа составлена на основе: программы автора И. Г. Сухина федеральный курс «Шахматы школе» ", с учётом требований программы общеобразовательных учреждений. http://chessmanual.blogspot.com/ шахма...