Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности «Занимательная информатика» (общеинтеллектуальная направленность) для 3 класса.
рабочая программа по информатике и икт на тему

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_fgos.doc282.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Лицей 23»

                             УТВЕРЖДАЮ

        Директор МОУ «Лицей 23»

_______________ / Евсеев В.С. /

«______» ____________ 2013 г.

Рабочая программа

занятий по внеурочной деятельности

   «Занимательная информатика»

(общеинтеллектуальная направленность)

для 3 класса.

Составитель

Шувалова С.Ю., учитель информатики и ИКТ

высшей квалификационной категории

г. Воскресенск

2013 год


Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» разработан на основании логико-алгоритмического компонента авторского курса для начальной школы «Информатика в играх и задачах» коллектива под руководством Горячева А.В. (Образовательная программа «ШКОЛА 2100»), рекомендованного в сборнике Примерных программ начального общего образования для ОУ.

Описание места курса в учебном плане

Курс «Занимательная информатика» относится к предметной области «Математика и информатика» и рекомендован в «Примерных программах начального общего образования для ОУ» для изучения на факультативе «Информатика: логика и алгоритмы» в рамках организации внеурочной деятельности. Данный курс предлагается для учащихся 3-х классов по 4 часа в неделю.

Основные цели и задачи:

Курс предназначен для пропедевтического изучения информатики в начальной школе; направлен на целенаправленное развитие логического, алгоритмического и системного мышления, логических универсальных действий в качестве инструмента учебной и повседневной деятельности учащихся; создание предпосылок личностного развития школьников, успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества, освоение учащимися системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, в том числе при изучении других школьных дисциплин; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики; воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информатики и информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике; применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если ... и ..., то ...»; алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий; системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы; объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»; расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими.

Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний; создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Новизна данной программы, межпредметные связи

Корректировка внесена в количество часов, выделяемых на изучение учебного материала, с учетом особенностей контингента учащихся и годового календарного учебного графика.

Курс представляет собой «метадисциплину», как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Курс «Занимательная информатика» закладывает основы современного естественнонаучного мировоззрения, развивает умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, дает возможность приобретения опыта индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности, в том числе при изучении других школьных дисциплин.

Особенности организации учебного процесса

Уроки нацелены на развитие логического и алгоритмического мышления школьников, не требуют обязательного наличия компьютеров, создают предпосылки для переноса освоенных умственных действий на изучение других предметов. Уроки имеют практическую направленность, при этом на каждом уроке используются рабочие тетради. Преимущественно используются виды игровой образовательной деятельности.

Формы контроля ЗУН: контрольно-обобщающие занятия безоценочной системы.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  • Развитие логического, алгоритмического и системного мышления.
  • Создание предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой,
  • Ориентация учащихся:
  • на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе,
  • на восприятие научного познания как части культуры человечества.
  • на осознание множественности моделей окружающей действительности  
  • на формирование готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию,
  • на уважение к окружающим, умение слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение.
  • Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

К личностным результатам освоения курса «Разминка для ума» как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
  • поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта;
  • анализ объектов с целью выделения признаков;
  • синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  • подведение под понятие;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
  • выслушивание собеседника и ведение диалога;
  • признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Предметные результаты

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.
  • определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
  • выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
  • изображать множества с разным взаимным расположением;
  • записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

Содержание учебного предмета

В курсе выделяются следующие разделы:

описание объектов – атрибуты, структуры, классы;

описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;

описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;

применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Отличительные признаки и составные части предметов (17 ч.)

Выделение признаков предметов, узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разбиение предметов на группы по заданным признакам. Составные части предметов. Описывать предметы через их признаки, составные части, действия. Предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;, ставить в соответствие предметы из  одной группы предметам из другой группы. Находить объединение и пересечение наборов предметов.

План действий и его описание (14 ч.)

Последовательность действий, состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий. Выполнение последовательности действий. Знакомство со способами записи алгоритмов. Знакомство с ветвлениями в алгоритмах.

Логические рассуждения (54 ч.)

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Строить высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строить высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ». Вложенные множества. Построение отрицания высказываний. . Изображать простые ситуации на схеме в виде графов. Определять количество сочетаний из небольшого числа предметов. Находить выигрышную стратегию в некоторых играх. Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность. Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья. Связь операций над совокупностями (множествами)и логических операций. Пути в графах, удовлетворяющие заданным критериям. Правила вывода «если …, то …». Цепочки правил вывода. Простейшие графы «и – или».

Алгоритмы (25 ч.)

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы. Вложенные алгоритмы. Алгоритмы с параметрами. Циклы: повторение указанное число раз; до выполнения заданного условия; для перечисленных параметров.

Группы (классы) объектов ( 14 ч.)

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов. Составные объекты. Отношение «состоит из». Схема (дерево) состава. Адреса объектов. Адреса компонентов составных объектов. Связь между составом сложного объекта и адресами его компонентов. Относительные адреса в составных объектах.

Применение моделей (схем) для решения задач (20 ч.)

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности. Приёмы фантазирования (приём «наоборот», «необычные значения признаков», «необычный состав объекта»). Связь изменения объектов и их функционального назначения. Применение изучаемых приёмов фантазирования к материалам разделов 1–3 (к алгоритмам, объектам и др.).

Литература

Методический комплект

Учебно-методический комплект состоит из тетради-учебника для учащихся:

 «Информатика в играх и задачах» (1 - 4 кл), под ред. А.В.Горячева, М: «Баласс», 2012;

и методических пособий для учителя:

Методическое пособие для учителя «Информатика в играх и задачах» (1-4 кл), под ред. А.В.Горячева, М: «Баласс», 2010;

Информационные ресурсы

Закон РФ «Об образовании»

Федеральная программа развития образования.  

Конвенция о правах ребенка.  

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

Закон «Об образовании Московской области».

Журнал «Информатика в школе».

Газета «Информатика», Изд. Дом «1 сентября».

Сайт «Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2005/2006 учебного года» - http://festival.1september.ru.

http://standart.edu.ru/

http://school-collection.edu.ru

http://www.school2100.ru/uroki/elementary/inform.php

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Изобразительные наглядные пособия:

плакаты с примерами схем,

разрезной материал с изображениями предметов и фигур.

Оборудование для мультимедийных демонстраций:

Мультимедиа проектор

Мультимедийная доска

Компьютеры

Микрофон

Копировально-множительные средства:

Сканер

Принтер

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/ Волкова О.Н.  /

 «______» ______________ 2013 г.


Календарно – тематический план

занятий по внеурочной деятельности  «Занимательная информатика»

 для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год.

№ п/п

№ в теме

Тема урока

Плановые сроки изучения  

Отличительные признаки и составные части предметов     ( 17 часов)

Вводный урок. Техника безопасности (вводный инструктаж).

02.09-07.09

Цвет предметов

Форма предметов

Размер предметов

Название предметов

09.09-14.09

Признаки предметов

Состав предметов

Контрольно-обобщающее занятие №1 «Признаки предметов»

Разбор контрольно-обобщающего занятия. Повторение

16.09-21.09

Описание предметов  

Состав предметов.

Действия предметов

Симметрия

23.09-28.09

Координатная сетка

Координатная сетка. Разбор заданий

Контрольно-обобщающее занятие №2 «Описание предметов. Координатная сетка»

Разбор контрольно-обобщающего занятия. Повторение

30.09-05.10

План действий и его описание      (14 часов)

Понятия «равно», «не равно».

30.09-05.10

Отношения «больше», «меньше»

Понятия «вверх», «вниз»

Понятия «вправо», «влево»

07.10-12.10

Действия предметов

Последовательность событий

Порядок действий

Контрольно-обобщающее занятие № 3 «Последовательность действий»

14.10-19.10

Разбор контрольно-обобщающего занятия. Повторение

Действия предметов. Обратные действия

Последовательность событий. Понятие алгоритма.

Алгоритм

21.10-26.10

Ветвление

Контрольно-обобщающее занятие № 4 «Последовательность. Алгоритм»

Логические рассуждения   ( 51 часов)

Цифры. Возрастание, убывание.

21.10-26.10

Множество и его элементы

28.10-02.11

Способы задания множеств

Сравнения множеств

Отражение множеств

Кодирование

11.11-16.11

Симметрия фигур

Контрольно-обобщающее занятие № 5 « Кодирование. Симметрия фигур»

Разбор контрольно-обобщающего занятия. Повторение

Отрицание

18.11-23.11

Понятие «истина», «ложь»

Понятие «дерево»

Графы

Комбинаторика

25.11-30.11

Контрольно-обобщающее занятие № 6 «Понятия «И» и «Л». Графы. »

Разбор контрольно-обобщающего занятия. Повторение

Множество, элементы множества

Способы задания множеств.

02.12-07.12

Сравнение множеств. Равенства множеств.

Сравнение множеств по числу элементов. Пустое множество.

Отображение множеств

Кодирование

09.12-14.12

Вложенность (включение) множеств.

Пересечение множеств.

Объединение множеств.

Контрольно-обобщающее занятие № 7«Множества. Кодирование»

16.12-21.12

Разбор контрольно-обобщающего занятия. Повторение

Логические операции «И», «Или».

Графы, деревья

Решение задач на комбинаторику

23.12-30.12

Контрольно-обобщающее занятие № 8 «Логические операции. Комбинаторика»

Разбор контрольно-обобщающего занятия. Повторение

Логические задачи

Решение логических задач.

13.01-18.01

Пересечение множеств. Описание графов

Вложенность множеств.  Пути в графах

Слова - кванторы

Ориентированные графы

20.01-25.01

Подготовка к контрольному занятию

Контрольно-обобщающее занятие № 9 «Множества. Графы»

Разбор контрольно-обобщающего занятия

Дополнительное занятие (повторение)

27.01-01.02

Множество. Число элементов в множестве.

Пересечение множеств. Совмещение графов

Правило «Если – то». Цепочка утверждение.

Слова «и», «или», «не». Пути в графах

03.02-08.02

Использование слов «и», «или», в правилах «Если – то».

Слова «и», «или», «не». Графы для утверждений.

Подготовка к контрольному занятию

Контрольно-обобщающее занятие № 10 «Отношения множеств. Основы логики»

10.02-15.02

Разбор контрольно-обобщающего занятия. Повторение

Алгоритмы       (25 часов)

Алгоритмы

10.02-15.02

Формы записи алгоритмов: блок-схема.

Формы записи алгоритмов: построчная запись.

17.02-20.02

Параметры алгоритма

Свойства алгоритма.

Составление алгоритма.

Выполнение алгоритма.

24.02-29.02

Поиск ошибок в алгоритме.

Линейный алгоритм

Построение линейных алгоритмов.

Ветвление

03.03-08.03

Построение простых ветвлений.

Решение задач с алгоритмами ветвления.

  1. .
  1. 4

Вложенность алгоритмов

Решение задач с вложенными алгоритмами.

10.03-15.03

Циклы: повторение указанное число раз.

Циклы: повторение до выполнения заданного условия

Циклы: повторение для перечисленных параметров

Решение задач с циклами.

17.03-20.03

Циклические алгоритмы

Обратный алгоритм

Решение задач по теме «Алгоритмы».

Подготовка к контрольному занятию

31.03-05.04

Контрольно-обобщающее занятие №11 «Алгоритмы»

Разбор контрольно-обобщающего занятия. Повторение

Группы (классы) объектов   (14 часов)

Состав и действия

31.03-05.04

Общее в названии предметов

07.04-12.04

Общее в составе и действиях

Общее и особенное

Отличительные признаки

Подготовка к контрольному занятию

14.04-19.04

Контрольно-обобщающее занятие № 12 «Состав и действия предметов»

Адреса и поиск

Схема состава

Общее название и отдельные предметы

21.04-26.04

Массивы

Подготовка к контрольному занятию

Контрольно-обобщающее занятие № 13 «Адресация. Массивы»

  1. .
  1. 5

Разбор контрольно-обобщающего занятия. Повторение

28.04-03.05

Применение моделей (схем) для решения задач  (15 часов)

Аналогия

28.04-03.05

Закономерность

Аналогичная закономерность

Выигрышная стратегия

05.05-11.05

Подготовка к контрольному занятию

Контрольно-обобщающее занятие № 14 «Аналогия. Закономерность»

Разбор контрольно-обобщающего занятия

Алгоритмы - перевертыши

12.05-17.05

Предметы – гибриды

Главное и дополнительные действия предметов

Необычные значения признаков

Подготовка к контрольному занятию

19.05-24.05

Контрольно-обобщающее занятие №15 Алгоритмы. Обратные алгоритмы»

Разбор контрольно-обобщающего занятия

Повторение

Резерв (4 ч.)

26.05-31.05

Итого

часов:

По программе

140

Выполнено

СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

 __________/ Волкова О.Н.  /

«______» ______________ 2013 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5-6 класса

    Программа ориентирована на развитие личности учащегося: расширяет лингвистический кругозор детей, ученик получает сведения в игровой форме о другой стране и её жителях. Учится наб...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов

Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная физика 5-6 класс"

Программа по физике для 5—6 классов разработана для использования в качестве самостоятельного иди интегрированного учебного курса в части, формируемой участниками образовательного процесса. Может быть...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5,6,7 классов

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, включает страноведческий, литературный, грамматический разделы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Занимательный английский» по английскому языку 5 класс, базовый уровень

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский", 5 класс, базовый уровень...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» (общеинтеллектуальное направление) для 5 класса

Программа направлена на закрепление базы знаний,полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения немецкого языка в средней школе....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный английский» для обучающихся 7 «Б» класса

К числу наиболее актуальных вопросов образования относится изучение иностранных языков. Происходящие сегодня глобальные изменения в обществе поставили перед школой задачу -  подготовить обра...