Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Нитяная графика" стартовый уровень 72 часа
рабочая программа

Пьянкова Галина Васильевна

Программа «Изонить» знакомит учащихся с одним из видов прикладного искусства. При старании и настойчивости, овладев техникой, каждый учащийся сможет создать по своему вкусу совершенно новые оригинальные изделия, которые будут радовать глаз и  вызовут чувство удовлетворения раскрывшимся творческим возможностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_nityanaya_grafika_startovyy_uroven.docx180.07 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Zver\Pictures\img487.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕО БРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принята на заседании     Педагогического совета                                    

протокол №_____

от «___»________ 201__г.

     «Утверждаю»

    Директор МБОУ ДО ЦТ «Мастер»

   _______________В.А. Баженова

      приказ №___ -О от«___»___20__г.

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «МАСТЕР»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«НИТЯНАЯ ГРАФИКА»

(изонить)

Стартовый уровень

Возраст учащихся: 7-10 лет

Срок реализации: 72 часа

        

        

Разработчик: Пьянкова Галина Васильевна,

        педагог дополнительного образования

Приполярный, 2019

Паспорт программы

1.

Полное название программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Нитяная графика»

2.

Основание для

разработки программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (проект).

3.

Автор-разработчик программы

Пьянкова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»

4.

Руководитель программы

Пьянкова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»

5.

Рецензенты программы

-

6.

Организация заявитель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Мастер»

7.

Адрес организации

628158, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район, сп.  Приполярный, 2 микрорайон, дом 2а, корпус 2. cdtmaster@yandex.ru

8.

Тип программы

Общеобразовательная общеразвивающая

9.

Направленность программы

художественная

10.

Год разработки программы

2018

11.

Год последней корректировки программы

2019

12.

Уровень освоения программы

стартовый

13.

Форма реализации программы

групповая

14.

Целевые группы

обучающиеся 7-10 лет

15.

Сроки реализации программы

 1 год

16.

Цель программы

Гармоничное развитие личности ребенка, средствами эстетического образования и художественно творческих умений через обучение ниточному дизайну

17.

Краткое содержание программы

Программа «Изонить» знакомит учащихся с одним из видов прикладного искусства. При старании и настойчивости, овладев техникой, каждый учащийся сможет создать по своему вкусу совершенно новые оригинальные изделия, которые будут радовать глаз и  вызовут чувство удовлетворения раскрывшимся творческим возможностям.

18.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся приобретут практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепят полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Нитяная графика» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Программа «Нитяная графика» имеет художественную направленность[1], является стартовым уровнем[2], способствующим когнитивному и творческому развитию обучающихся.

«Изонить» один из видов декоративно-прикладного искусства стала развиваться сравнительно недавно. Это графический рисунок. Выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Технологический процесс искусства «Изонить», на первый взгляд, кажется простым, но в то е время требует усидчивости, аккуратности, а также творческого подхода к выполнению работы в материале.

Актуальность данной программы заключается в том, что занятия по программе «Нитяная графика» помогают личности открыть в себе творческие способности, почувствовать постоянное желание заниматься рукоделием, развить технологическую, коммуникативную, социальную компетенции; освоить формирование самостоятельных навыков и методов исследовательской работы; способствует развитию самопознания, пониманию индивидуальных особенностей других людей.

Особенностью программы является то, что она рассчитана на полный курс обучения детей в новой для них технике. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя не только обучение технике, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций. Дети занимающиеся нитяной графикой, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, совершенствуются трудовые умения обучающихся, формируется культура труда. Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы используются аудиодиски с записями звуков живой природы и музыки, что способствует эмоциональному развитию детей. С первых же занятий дети видят конкретные результаты своего труда.

Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для рукописных книг, закладки, декоративные панно, и даже оформить элементы одежды. Результат работы в технике "изонить" завораживает детей красотой. А где красота - там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.

Программа предусматривает работу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами путем организации образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития категории обучающегося и медицинским допуском (разрешением врача)[3].

Программа адресована детям с 7 до 10 лет.

Срок реализации программы – 1 учебный год (9 месяцев), 36 недель, 72 часов.

Цель программы - гармоничное развитие личности ребенка, средствами эстетического образования и художественно творческих умений через обучение ниточному дизайну.

Задачи:

Обучающие:

  •  Познакомить обучающихся с новым видом художественной деятельности «Изонить»;
  • Познакомить с понятием о разных углах: величине, длине сторон; с понятием об окружности, хорде разной длины и ее направлении; точка отсчета; понятием о середине, центре, вершине, крае;
  • Научить технике работы с изонитью;
  • Обучить плоскому моделированию – умению составлять из окружностей и углов изображение предметов и композиций.

Развивающие:

  • Развить цветовое восприятие: дать понять о холодных и теплых тонах, научить подбирать цвет к фону;
  • Способствовать развитию абстрактного мышления;
  • Развивать координацию движения рук, глазомер;
  • Формирование художественного вкуса и гармонии между формой и содержанием художественного образа.

Воспитательные:

  • Воспитать усидчивость, терпение, внимательность, аккуратность;
  • Воспитать эстетический вкус;
  • Привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навыки рисования, навыки аппликации).

Условия реализации программы – в творческое объединение принимаются все желающие девочки и мальчики, не имеющие специальных навыков и умений. Форма организации деятельности – групповая, минимальное количество обучающихся в одной группе 3 человека, максимальное – 10. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа согласно расписанию и соответствует с требованиям СанПин 2.4.4.3172-14[4].

Для реализации программы необходим педагог дополнительного образования, свободно владеющий многообразием техники «Изонить», приемов ручного шитья, изготовления изделий из картона с применение элементов нитяной графики, постоянно повышающий свой уровень профессионального мастерства.

Овладение техникой «Изонить» начинается с простых технических упражнений. Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с развитием творческой фантазии обучающихся необходимых для создания самостоятельных работ.

Для развития навыков творческой работы обучающихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения (разработка заданий разной степени сложности, индивидуальная мера помощи педагога обучающимся), что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности обучающегося, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей.

Программой предусмотрены теоретические занятия – беседы по изучению творчества, по истории изонити и технологии ее изготовления, и практические – освоение приемов выполнения изделий по предложенным направлениям, выполнение изделий по схеме.

Одним из непременных условий успешной реализации программы является разнообразие форм занятий, способствующие развитию творческих возможностей обучающихся.

Формы

Описание

Традиционные занятия

Занятие посвящено одному учебному предмету, теме, в силу чего обучающиеся группы работают над одним и тем же материалом.

Комбинированные занятия

Обсуждение занятия, беседа. Применение теоретических знаний во время практической работы. Обсуждение возникающих трудностей.

Практические занятия

Отработка практических навыков ручного шитья, умение применить теорию на практике в соответствии с заданием.

Игры

Во время занятия допускаются игровые элементы, стимулирующие инициативу и активность обучающихся.

Конкурсы, выставки

Участие в конкурсах различного характера. Организация выставки обучающихся данного творческого объединения.

Для успешной работы объединения, формирования опыта социального взаимодействия обучающихся необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями и привлечение их к активному участию в жизни коллектива.

Формы

Описание

Родительское собрание

Информация для родителей о текущих делах объединения, обсуждение, планирование работы, конкурсная деятельность.

День открытых дверей

Это демонстрация полученных навыков родителям (законным представителям), коллегам, обучающимся из других творческих объединений.

Дистанционное общение

Информирование родителей о содержании творческой деятельности, конкурсах через социальную сеть ВКонтакте, сайт ОУ.

Массовые мероприятия

Привлечение родителей к участию в акциях и мероприятиях, организованных ОУ (спортивный праздник, акция, субботник и пр.)

Реализуя программу «Нитяная графика», педагог использует различные технологии:

  • Технология игрового обучения – одна из основных видов деятельности детей, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
  • Информационно-коммуникативная технология – способствует улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующийся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникативным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
  • Технология проблемного обучения – направленно на развитие самостоятельности обучающегося. Основная идея этого подхода – построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или заданий.
  • Личностно-ориентированная – является развитие личности обучающегося, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации обучающегося и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира».
  • Технология дифференцированного обучения – форма организации учебного процесса при котором педагог, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности развития.
  • Здоровьесберегающие технологии - включает взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья обучающегося на всех этапах его обучения и развития.

Планируемые результаты – педагогом в течении учебного года проводится мониторинг знаний и умений обучающихся. Что бы определить уровень подготовки целесообразно давать задания для самостоятельной работы по пройденной теме. Важным в реализации программы «Нитяная графика» является отслеживание результатов, что позволит определить степень эффективности обучения, внести коррективы в образовательный процесс. Основной формой подведение итогов – это участие в выставках и конкурсах, что позволяет обучающимся, их родителям, педагогу увидеть результаты своего труда и создать благоприятный психологический климат в коллективе. Выставки проводятся один-два раза в год

Для проверки теоретических знаний применяются викторины, письменный или устный опрос. Формирование практических навыков и умений можно определить по правильному и аккуратному выполнению всех элементов вязания как крючком, так и спицами, творческому подходу к выполненному изделию. Так же учитываются умения владеть инструментами для вязания, определение рапорта на рисунке, умение читать схему. Критерием оценки умений также считается участие в конкурсах разного уровня.

В результате обучения данной программе обучающиеся приобретут:

Личностные результаты:

  • развитие цветового восприятия, имеют представление о холодных и теплых тонах, умеют подбирать цвет к фону;
  • развитие абстрактного мышления;
  • развиты координация движения рук и глазомер;
  • сформирован художественный вкус, умение найти гармонию между формой и содержанием художественного образа.

Предметные результаты:

  • обладают знаниями о новым видом художественной деятельности «Изонить»;
  • имеют представление о разных углах: величине, длине сторон; об окружности, хорде разной длины и ее направлении; о точке отсчета; о середине, центре, вершине, крае;
  • имеют навыки работы с изонитью;
  • имеют навыки плоского моделирования – составление из окружностей и углов изображение предметов и композиций.

Метапредметные результаты:

  • выработаны усидчивость, терпение, внимательность, аккуратность;
  • формирование эстетического вкуса;
  • умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навыки рисования, навыки аппликации).

По наблюдениям педагога, в процессе занятий изонитью у обучающихся формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительное восприятие окружающего мира.

Для успешного результата в освоении программы «Нитяная графика» необходимы следующие учебно-методические пособия и методические материалы:

  • наглядные пособия;
  • технологические карты;
  • фонд лучших работ;
  • видеоматериалы;
  • Интернет-ресурсы.

Материалы и инструменты:

  • иголка для вышивания (с широким ушком и тупым концом);
  • цветные нити разного качества;
  • ножницы с тупым концом;
  • шило;
  • кусок линолеума (примерно 25 x 25 см);
  • цветной картон, бархатная бумага разного размера;
  • линейка, трафареты, фигурные лекала;
  • цветные карандаши, ручки, фломастеры;
  • бросовый материал для дополнения изображения.

Оборудование:

  • столы;
  • стулья;
  • ноутбук;
  • проектор;
  • принтер.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

пп

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля) по разделам

Всего

Теория

Практика

Введение в образовательную программу

4

2

2

Тестирование

Волшебные уголки

18

6

12

Устный опрос.

Практическая работа

Волшебные круги

22

6

16

Творческая работа

Узоры из углов и окружностей

6

2

4

Творческая работа

Элемент «дуга»

6

2

4

Творческие работы

Самостоятельное выполнение творческих работ

14

4

10

Творческие работы

6.

Итоговое занятие

2

-

2

Тестирование, выставка по итогам года

Итого:

72

22

50

Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение в образовательную программу (4 часа).

Тема 1. Знакомство с королевой иглой.

Теория: Вводное занятие. Правила организации рабочего места. Инструменты и материалы. ТБ при работе в художественной мастерской.

Практика: Знакомство с королевой иглой. Урок-игра.

Тема 2. Что могут нити?

Теория: Что могут нити? Изобразительные свойства ниток. Различные виды ниток, структура, качество. Виды перевода рисунка и определения количества точек (сквозных отверстий) и их нумерация. Обработка готовых изделий.

Практика: Тренировочные упражнения по формирования умения вдевать нить в иглу, в сквозное отверстие. Викторина о нитках.

Раздел 2. Волшебные уголки (18 часов).

Тема 1. Знакомство с техникой переплетения нитей.

Теория: Знакомство с техникой основных графических швов. Что такое угол? Знакомство с техникой вышивания по цифрам. Моделирование с использованием углов; приемы работы с шилом, иглой, нитью; понятие о величине угла; длине сторон; работа с трафаретами; определение лицевой и изнаночной сторон изделия.

Практика: Построение углов с делением их сторон на равное количество частей с равными промежутками. Построение углов с делением их на равное количество частей с разными промежутками.

Тема 2. Заполнение нитью угла.

Теория: Правила заполнения угла. Виды углов.

Практика: Выполнение прямых, острых, тупых углов.

Тема 3. Выполнение практических углов.

Теория: Нитяная графика – раздел декоративно-прикладного творчества.

Практика: Выполнение практических работ. Выработка координации движений по набору рисунков. Листик. Цветок. Углы для украшения различных вещей.

Раздел 3. Волшебные круги (22 часа).

Тема 1. Заполнение нитью окружности.

Теория: Что такое окружности? Знакомство с техникой вышивания по цифрам. Определение места завершения линии на рисунке.

Практика: Базовая форма круг, овал. Выполнение круга.

Тема 2. Способы заполнения кругов.

Теория: Знакомство с разными способами заполнения кругов в технике Изонить. Научить выполнять классическую модель натяжения нитей по кругу.

Практика: Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы круга: мячик, бусы, солнышко.

Тема 3. Элемент «кольцо».

Теория: Элемент «кольцо». Приемы пересечения окружностей. Понятие «шаг».

Практика: Черчение окружностей. Деление окружностей на равные части при помощи линейки, треугольника, транспортира, циркуля и «на глаз».  Вышивка элемента «кольцо» по ориентирам. Выполнение творческой работы «Закладка».

Тема 4. Выполнение практических работ.

Практика: Выполнение практических работ. «Мыльные пузыри», «Снеговик», «Цыплёнок» и др.

Раздел 4. Узоры из углов и окружностей. (6 часов)

Тема 1. Выполнение сюжетных изображений.

Практика: Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги и углы (панно ко дню Святого Валентина, панно «8 Марта» «Котенок», и др.).

Раздел 5. Элемент «дуга». (6 часов)

Тема 1. Варианты элемента «дуга».

Теория: Приёмы черчения дуг. Приёмы деления дуг различной кривизны на части «на глаз». Приёмы вышивания различных вариантов дуг.

Практика: Черчение дуг при помощи лекала, рисование дуг. Вышивание различных вариантов дуг.

Тема 2. Закладка «Лира».

Практика: Разметка и вышивание простой симметричной композиции, содержащей дуги, по образцу.

Раздел 6.  Выполнение творческих работ (16 часов).

Тема 1. Углы, окружности и дуги.

Теория:  Правила выполнения узоров из углов окружностей и дуг.

Практика: Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги и углы, дуги (коллективное панно «Цветы в вазе», «Царевна лягушка», «Совы» и др.).

Тема 2. Индивидуальная творческая работа.

Практика: Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги и углы, дуги, по выбору обучающихся.

Раздел 7. Итоговые занятия (2 часа).

Тема 1. Подведение итогов.

Практика: Диагностика. Подготовка творческих работ к итоговой выставке. Оформление выставки.

Календарный учебный график на 2019- 2020 учебный год

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

09.09.2019

24.05.2019

36

72 часа

1 раза в неделю по два академических часа

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Система контроля результативности - оценка знаний и умений в результате деятельности обучающихся проводится на каждом занятии. Проводятся экспресс - опросы, по мере изготовления работы в технике «изонить» в объединении проводятся выставки, где сами дети дают оценку той или иной работе. Итогом работы обучающихся является также участие их в различных конкурсах, выставках. Система оценки результатов включает: оценку базовых знаний и навыков элементарного образования, оценку умений и навыков, оценку коллективно - индивидуальную (качество индивидуальной работы, общая итоговая работа). В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания образцов до изготовления готовых изделий, коллективных работ.

Чтобы правильно спланировать свою работу необходимо знать, какими знаниями и умениями владеют обучающиеся. Для этого целесообразно проводить диагностику в начале года. В конце учебного года проводится диагностика для определения динамики в развитии детей.

Вид контроля

Время проведения контроля

Цель проведения контроля

Формы и средства выявления результата

Формы фиксации и предъявления результата

Первичный

Сентябрь

Определение уровня развития внимания, мышления, пространственного воображения

Тест – игра на выявление развития внимания, мышления и пространственного воображения (Приложение № 1)

Таблица результативности тест-игры

Текущий

В течение всего учебного года

Определение степени усвоения учебного материала и к готовности нового материала.

Наблюдение (Приложение № 2)

Творческие работы, выставки.

Свободная таблица по результатам

Промежуточный

Декабрь-январь

Оценка уровня и качества усвоения изученного материала обучающимися программы по итогам полугодия

 Диагностическая карта

«Оценка результатов освоения программы».

 (Приложение №3)

Свободная таблица по результатам

Итоговый

Май

Определение степени усвоения материала по итогам года.

Диагностика по итогам года (Приложение № 3)

Творческие выставки.

Сводная таблица по результатам.  Выставка творческих работ.

Программа предусматривает теоретические и практические занятия. Теоретическая часть состоит из бесед по изучению творчества, по истории изонити и технологии ее изготовления. Практическая часть включает в себя освоение приемов выполнения изделий по предложенным направлениям, выполнение изделий по схеме, разработка творческих эскизов и выполнение по ним творческих работ. Овладение техникой изонити начинается с простых технических упражнений. Постепенное усложнение практических заданий в сочетании с развитием творческой фантазии обучающихся необходимо для создания самостоятельных работ.

В процессе реализации программы допускается проведение корректировки сложности заданий и внесений изменений в программу, исходя из опыта обучающихся и уровня усвоения программы. Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы и используются диски с записями звуков живой природы и музыки. Что способствует эмоциональному развитию обучающихся.

Методы обучения:

Словесные – изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.

Наглядные – иллюстрации готовых работ, инструкционные карты, таблицы, схемы.

Практические – упражнения, работы по образцу, творческие и индивидуальные работы обучающихся.

Объяснительно-иллюстрированные – способ взаимодействия педагога с обучающимся.

Репродуктивные – воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности.

Частично-поисковые – обучающиеся участвуют в коллективном решении поставленной задачи.

Игровые – разнообразные формы игрового моделирования.

Информационные источники

  1. Бурундукова Л. Волшебная изонить. АСТ-Пресс Книга, 2010
  2. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
  3. Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - С.-П.: Литеро, 2005.
  4. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей.- Ярославль. Академия развития, 1998
  5. Светлова И. Логика. Изд. Эксмо, 2004.
  6. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. Творческий центр «Сфера», Москва, 2000 г., с. 255.
  7. Техники  изонить!  http://www.stranamasterov.ru
  8. Учебник по изонити http://www.liveinternet.ru/users
  9. Электронный учебник по изонити http://izonito4ka.ucoz.ru
  10. Пособие по изонити http://www.vishivka-krestikom.ru/kategorii-vyshivki/izonit
  11. Новые записи в технике изонить http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/452
  12. Cхемы изонить http://vishivashka.ru/tehnika/izonit.php
  13. Нитяная графика http://www.liveinternet.ru/
  14. История изонити  https://ru.wikipedia.org

Для обучающихся:

  1. Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство-М.,1998. - № 4.
  2. Леонова О. В. Рисуем нитью. - М., 2004.
  3. Нагибина М.И. Что могут нитка и иголка //Начальная школа. - 1998, № 4.
  4. Орешкова О.А. Творческие задания по изонити //Народное творчество. - 1998, № 5.
  5. Симакова Е.В., Уварова О.В. Изонить //Школа и производство. – М.

Для родителей:

  1. Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
  2. Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство-М.,1998. - № 4.
  3. Пособие по изонити http://www.vishivka-krestikom.ru/kategorii-vyshivki/izonit
  4. Техники  изонить!  http://www.stranamasterov.ru

Приложение № 1 к

ДООП «Нитяная графика» (стартовый уровень)

Тест – игра на выявление развития внимания, мышления и пространственного воображения

1. Игра «Я знаю цвета» 
Покажи не красный и не синий цветок, Не зеленый, не желтый шарик и т.д. (выбор из 3-х, 4-х и 5 предметов) оценивается правильность и точность названий цветов (на основе игр по логике И.Светловой). 
2.   «Назови цвет и соедини с предметом». 
3.   "Добрый и злой» (на основе методики Овчаровой Р.В.)
Задание: выбрать из фигурок различного цвета: доброго волшебника и злого колдуна; добрую собаку и злую собаку и т.д. 

4.  Словесная игра «Окрась слова».

Предлагаемые слова: Тоска, скука, лень, доброта, злость, правда-ложь, красота и т.д. Например: тоска зеленая, скука серая.
 5.  «Король серфинга» Сравнить картинку с цветными кружками и назвать цвет, который на ней не встречается. 
6.  Игра «Радуга» Состоит из загадки, рассказа и разборной радуги. 

Таблица результативности тест-игры

ФИО обучающегося

Результаты тест-игры

«Я знаю цвета»

«Назови цвет и соедини с предметом»

"Добрый и злой»

«Окрась слова».

«Король серфинга»

«Радуга»

Знает

Не знает

Справился

Не справился

Делает ошибки

Справился

Не справился

Справился

Не справился

Справился

Не справился

Знает

Не знает

Приложение № 2 к

ДООП «Нитяная графика» (стартовый уровень)

Способы определения результативности строятся на основе задач и определяются баллами от 0 до 3.

Критерии

Знания, умения, навыки

Результат освоения материала

1.

  1. Использование в работе приемов техники безопасности.

Не знает (0 баллов)

Знает частично (1 балл)

Знает все приемы (2 балла)

Знает все приемы и все применяет (3 балла)

2.

  1. Освоение технологических навыков.

Плохо осваивает (0 баллов)

Повторяет по образцу с 2-мя ошибками (1 балл)

Повторяет по образцу с 1-ой ошибкой (2 балла)

Выполняет самостоятельно (3 балла)

3.

  1. Проявление творческих способностей.

Выполняет работу без интереса (0 баллов)

Выполняет работу, прислушиваясь к педагогу (1балл)

Выполняет работу, прислушиваясь к педагогу (2 балла)

Хочет выполнять выставочные работы (3 балла)

4.

  1. Развитие коммуникативных навыков.

Работает один по указанию педагога (0 баллов)

Работает в паре (1 балл)

Работает в коллективе, хорошо общается в объединении (2 балла)

Имеет лидерские качества, умеет объяснять и добиваться результатов (3 балла)

Итого баллов:

Приложение № 3 к

ДООП «Нитяная графика» (стартовый уровень)

Диагностическая карта

«Оценка результатов освоения программы».

1.  Знание основных геометрических понятий и базовых форм.

Заполнение угла, круга, дуги.

  • Высокий уровень - делает самостоятельно,
  • Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
  • Низкий уровень - не может сделать.

2. Умение  создавать   изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами.

  • Высокий уровень - делает самостоятельно,
  • Средний уровень - делает с помощью педагога или товарищей,
  • Низкий уровень - не может сделать.

3. Когнитивное развитие.

  • Высокий уровень - почти полное совпадение контура с протянутыми

нитями;

  • Средний   уровень  -   имеются   небольшие   отклонения   от   контура

(несколько миллиметров) по одну сторону образца;

  • Низкий уровень - значительные отклонения от намеченного контура

как в одну, так и в другую сторону.

  1. Творческое развитие.
  • Высокий     уровень     -     работы     отличаются     ярко     выраженной

индивидуальностью;

  • Средний  уровень -  работы  выполнены   по  образцу,  соответствуют

общему уровню возрастной группы;

  • Низкий уровень - явные диспропорции, нарушение цветовой гаммы.
  1. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

 Оцениваются умения:

  • организовать свое рабочее место;
  • рационально использовать необходимые материалы, аккуратность выполнения работы.

Таблица результативности 

В – высокий уровень;

С – средний уровень;

Н – низкий уровень.

Критерии результатов

 освоения программы

Уровень усвоения

По итогам полугодия

По итогам года

1.

Знание основных геометрических понятий и базовых форм.

2.

Умение создавать   изделия, пользуясь инструкционными картами и схемами.

3.

Когнитивное развитие.

4.

Творческое развитие.

5.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Приложение № 4 к

ДООП «Нитяная графика» (стартовый уровень)

Знакомство с королевой иголочкой

Действия педагога

Действия обучающихся

- Ребята сегодня я вам расскажу одну очень интересную  историю возникновения иголки.

История швейной иглы гласит, что первые швейные иглы были найдены в южной части Франции и в Средней Азии, причем возраст их составлял 15-20 тысяч лет. Первобытные люди пользовались иглой для шитья одежды, состоявшей из шкур убитых животных. Иглы, скорее всего, были из рыбьих костей, которые были в состоянии проколоть толстые шкуры.

- А вы знаете, как выглядит иголка?

Современная швейная игла - длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества с игольным ушком для нити с одной стороны.

- А  для чего нужна иголка?

Игла может протыкать материал, не повреждая его. Таким образом, можно: сшивать ткани, вышивать на ткани, прошивать материал, зашивать и подшивать одежду, шторы и т.п.

- Как работают иголкой?

Бывают иглы для ручного шитья и для шитья на швейной машине. После работы швейную иглу обязательно убирают в игольницу.

- Какими бывают иголки?

Иглы бывают не только швейные и вышивальные, но шорные, скорняжные, парусные, иглы для вышивания, для штопки, для вышивания бисером, иглы для ковров и гобелена. Они отличаются толщиной, величиной ушка, заостренным или тупым кончиком.

Неправильно думать, что иглы существуют только для шитья, а иглы для проигрывателей, а медицинские иглы, иголки для иглоукалывания. Так что иголка была изобретена в древности не зря, предмет полезный и нужный!

Загадывание загадок

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает.   (Иголка).

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.   (Иголка с ниткой).

На пальце одном

Ведерко вверх дном.   (Наперсток).

Белый камешек растаял,

На доске следы оставил.   (Мел).

Одноглазая старушка

Узоры вышивает,

Весь мир одевает,

А сама - нагишом.   (Иголка).

2. Словесная игра « Доскажи словечко»

В узкий глазок вдета тонкая нитка

И поплыла за корабликом прытко.

Шьет, зашивает и колется колко.

А называют кораблик…(иголка).

Никак не согласится

Она лежать без толку.

Кто знает мастерицу

Усердную…(иголку)?

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц?... (мел).

-Молодцы

Дети свободно расположились около педагога

Дети отвечают

Дети отвечают

Дети отгадывают загадки

Дети отвечают

Приложение № 5

ДООП «Нитяная графика» (стартовый уровень)

Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год

пп

Дата

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

13.09.19

Вводное занятие. Рабочее место. Инструменты. Техника безопасности при работе. Знакомство с королевой иголкой. Урок-игра.

1

1

2

20.09.19

Что могут нитки, изобразительные свойства ниток. Различные виды ниток, Структура, качество. Виды перевода рисунка и определение количества точек (свозных отверстий) и их нумерация. Обработка изделия после работы. Тренировочные упражнения по формированию умения вдевать нить в иглу, в сквозные отверстия. Итоговая практическая работа. Викторина о нитках.

1

1

2

27.09.19

Волшебные уголки. Знакомство с техникой основных графических швов. Что такое угол? Знакомство с техникой вышивания по цифрам.

1

1

2

04.10.19

Моделирование с использованием углов; приемы работы с шилом, иглой, нитью; понятие о величине угла; длине сторон; работа с трафаретами; определение лицевой и изнаночной сторон изделия.

1

1

2

11.10.19

Построение углов с делением их сторон на равное количество частей с равными промежутками.

1

1

2

18.10.19

Построение углов с делением их сторон на равное количество частей с разными промежутками.

0,5

1,5

2

25.10.19

Заполнение нитью угла (волшебные уголки). Упражнения в выработке навыка.

0,5

1,5

2

01.11.19

Выполнение прямого угла.

0,5

1,5

2

08.11.19

Выполнение острого угла. Выполнение тупого угла.

0,5

1,5

2

15.11.19

Нитяная графика – раздел декоративно-прикладного творчества. Выполнение практических работ. Выработка координации движении по набору рисунков.

1

1

2

22.11.19

Листик. Цветок. Углы для украшения различных вещей.

2

2

29.11.19

Волшебные круги. Заполнение нитью окружности. Что такое окружность?

2

2

06.12.19

Знакомство с техникой вышивания по цифрам. Определение места завершения линии на рисунке.

1

1

2

13.12.19

Базовая форма круг, овал. Выполнение круга.

0,5

1,5

2

20.12.19

Познакомить с разнообразными способами заполнения кругов изонитью, научить выполнять классическую модель натяжения нитей по кругу.

1

1

2

27.12.19

Выполнение изображений, содержащих в себе базовые формы круга («мячик», «бусы», «солнышко»)

0,5

1,5

2

10.01.20

Элемент «кольцо». Приёмы пересечения окружностей. Понятие «шаг».

0,5

1,5

2

17.01.20

Черчение окружностей. Деление окружностей на равные части при помощи линейки, треугольника, транспортира, циркуля и «на глаз».

0,5

1,5

2

24.01.20

Вышивание элемента «кольцо» по ориентирам. Закладка.

2

2

31.01.20

Выполнение практических работ. «Мыльные пузыри»,

2

2

07.02.20

Выполнение практических работ «Снеговик»

2

2

14.02.20

Выполнение практических работ «Цыплёнок».

2

2

21.02.20

Узоры из углов и окружностей. Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги и углы (панно «8 Марта» «Котенок», и др.)

1

1

2

28.02.20

Выполнение сюжетных изображений, панно «8 Марта»

0,5

1,5

2

06.03.20

Выполнение сюжетных изображений, панно «Котенок»

0,5

1,5

2

13.03.20

Элемент «дуга». Варианты элемента «дуга». Приёмы черчения дуг. Приёмы деления дуг различной кривизны на части «на глаз». Приёмы вышивания различных вариантов дуг. Черчение дуг при помощи лекала, рисование дуг. Вышивание различных вариантов дуг.

1

1

2

20.03.20

Закладка «Лира». Разметка и вышивание простой симметричной композиции, содержащей дуги, по образцу.

1

1

2

27.03.20

 Выполнение закладки «Лира»

2

2

03.04.20

Выполнение творческих работ.  Узоры из углов окружностей и дуги. Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги и углы, дуги. Коллективное панно «Цветы в вазе».

2

2

10.04.20

Коллективное панно «Цветы в вазе».

0,5

1,5

2

17.04.20

Изготовление панно «Царевна лягушка»

0,5

1,5

2

24.04.20

Изготовление панно «Царевна лягушка»

2

2

01.05.20

Изготовление панно «Совы»

0,5

1,5

2

08.05.20

Изготовление панно «Совы»

2

2

15.05.20

Выполнение сюжетных изображений, содержащих в себе круги и углы, дуги, свободный выбор.

0,5

1,5

2

22.05.20

Итоговая выставка творческих работ. Подведение итогов. Вручение грамот.

2

2

Итого

22

50

72


[1] Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

[2] Методические рекомендации по проектированию  дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ».

[3] Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации.- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам № 196 от 09.11.2018.- пункт 19.

[4] Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14.» – Приложение № 3 (Рекомендуемый режим).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа

Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами явл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" стартовый уровень 72 часа

Программа «Веселые петельки» рассказывает учащимся о историй появления вязания, о народными традициями. Знакомит с основами техники вязания крючком и спицами, с помощью которых можно вывяз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" продвинутый уровень 72 часа

Программа «Веселые петельки» носит практико-ориентированный характер, который способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально – экономическим условиям, подготовке...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лоскутный мир" стартовый уровень 72 часа

Программа «Лоскутный мир» знакомит детей с необычной техникой декоративно-прикладного творчества Японской техникой «Кинусайга». Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорны...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия холодного фарфора" стартовый уровень 72 часа

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Используя полученные знания, обучающиеся уже на первом году ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Наши руки не для скуки" стартовый уровень 72 часа

Программа направлена на формирование  у обучающихся ценностных эстетических ориентиров и овладение основами  творческой  деятельности по созданию различных предметов из текстиля; дает в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бисеринка" (стартовый уровень, 5-7 лет, 72 часа)

Образовательная  программа  «Бисеринка»  имеет  художественную направленность, относится к стартовому уровню.Актуальность  –  в  настоящее  вр...