Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" стартовый уровень 72 часа
рабочая программа

Пьянкова Галина Васильевна

Программа «Веселые петельки» рассказывает учащимся о историй появления вязания, о народными традициями. Знакомит с основами техники вязания крючком и спицами, с помощью которых можно вывязать простейшие узоры и орнаменты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doop_veselye_petelki_startovyy.docx170.61 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Zver\Pictures\img423.jpg

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕО БРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принята на заседании     Педагогического совета                                    

протокол №_____

от «___»________ 201__г.

     «Утверждаю»

    Директор МБОУ ДО ЦТ «Мастер»

   _______________В.А. Баженова

      приказ №___ -О от«___»___20__г.

ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА «МАСТЕР»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«ВЕСЁЛЫЕ ПЕТЕЛЬКИ»

(вязание крючком)

Стартовый уровень

Возраст учащихся: 8-10 лет

Срок реализации: 72 часа

        

        

Разработчик: Пьянкова Галина Васильевна,

        педагог дополнительного образования

Приполярный, 2019

Паспорт программы

1.

Полное название программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Веселые петельки»

2.

Основание для

разработки программы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (проект).

3.

Автор-разработчик программы

Пьянкова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»

4.

Руководитель программы

Пьянкова Галина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»

5.

Рецензенты программы

-

6.

Организация заявитель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр творчества «Мастер»

7.

Адрес организации

628158, Российская Федерация, Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район, сп.  Приполярный, 2 микрорайон, дом 2а, корпус 2. cdtmaster@yandex.ru

8.

Тип программы

Общеобразовательная общеразвивающая

9.

Направленность программы

художественная

10.

Год разработки программы

2015

11.

Год последней корректировки программы

2019

12.

Уровень освоения программы

стартовый

13.

Форма реализации программы

групповая

14.

Целевые группы

обучающиеся 8-10 лет

15.

Сроки реализации программы

 1 год

16.

Цель программы

Сформировать первичные навыки овладения основами и техниками вязания крючком и спицами.

17.

Краткое содержание программы

Программа «Веселые петельки» рассказывает учащимся о историй появления вязания, о народными традициями. Знакомит с основами техники вязания крючком и спицами, с помощью которых можно вывязать простейшие узоры и орнаменты.

18.

Ожидаемые результаты

формирование образного мышления, внимания, моторных навыков, индивидуальных способностей; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; улучшение личностного самообразования, активности, самостоятельности; знание видов пряжи и основы приемы работы с ней.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые петельки» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018 года № 338-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие образования»
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41).
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Программа «Веселые петельки» имеет художественную направленность[1], является стартовым уровнем[2]. Она направлена на овладение обучающимися основными приемами и техникой вязания крючком и спицами, которая способствует развитию навыков ручного вязания, дает возможность расширить кругозор ребенка и обогатить его духовно, способствует получению положительных эмоций.

 Актуальность программы– приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия.  Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.  У детей возраста 8 - 10 лет хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно – образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкрепленное научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

Особенностью программы является акцент на индивидуальное творчество обучающихся при выполнении работы. Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности, накопить опыт в процессе художественно-эстетического восприятия, развивать полученные знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать органическую целостность трудовой деятельности, оценивать ее значение в выработке своих жизненных ориентиров в современной деятельности. Поскольку программа «Веселые петельки» рассчитана на широкий диапазон сообщаемых детям знаний, предполагается и обширная материально-техническая база.

В вязании проявлялась богатая фантазия мастериц, использовались различные способы, методы и техники вязания, которые дошли и до нашего времени и развиваются современными любительницами этого вида рукоделия.

Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Самостоятельное творчество проявляется на уровне использования различных цветовых решений, их сочетания, в виде общего оформления работ. Таким образом создается ситуация успеха каждому обучающемуся, что повышает его самооценку, придает уверенности в своих силах. Узко прикладные задачи расширяются до художественных, а желание и умение обучающихся в дальнейшем самостоятельно изготавливать различные изделия из пряжи не просто помогает развиваться в профессиональном смысле, но и практикуем их в добром поступке, когда они могут своими руками изготовить подарок родным и близким.

 Данная программа способствует формированию и закреплению практических и трудовых навыков; способствует развитию усидчивости; развивает трудовую и творческую активность; расширяет коммуникативные способности; воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.

Вязание крючком и спицами формирует начальный опыт творческой деятельности, практические умения и навыки; формирует интерес народному творчеству и традициям; способствует развитию мелкой моторики рук; влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребенка; оказывает положительное успокаивающее действие на нервную систему ребенка; является источником положительных эмоций.

Программа предусматривает работу для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами путем организации образовательного процесса с учетом особенностей психофизического развития категории обучающегося и медицинским допуском (разрешением врача)[3].

Программа адресована детям с 8 до 10 лет.

Срок реализации программы – 1 учебный год (9 месяцев), 36 недель, 72 часа.

Цель программы:

Сформировать первичные навыки овладения основами и техниками вязания крючком и.

Задачи программы:

Обучающие:

  • ознакомление обучающихся с историей и развитием художественного вязания;
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
  • знакомство с основами цветоведения и материаловедения;
  • обучение различным приемам работы с пряжей;
  • обучение правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

Развивающие:

  • развитие интереса к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
  • развитие образного мышления, внимания, моторных навыков, индивидуальных способностей детей.

Воспитательные:

  • привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
  • расширение коммуникативных способностей детей;
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до  конца,  взаимопомощи  при  выполнении  работы;
  • формирование чувства коллективизма, любви к народным традициям;

Условия реализации программы – в творческом объединении могу заниматься все желающие дети в возрасте 8-10 лет. Форма организации деятельности – групповая, минимальное количество обучающихся в группе 3 человека, максимальное – 10.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа согласно расписанию и соответствует с требованиям СанПин 2.4.4.3172-14[4].

В реализации программы «Веселые петельки» задействован один педагог, имеющий   педагогическое образование, Первую квалификационную категорию педагога дополнительного образования, умеющий хорошо вязать на спицах и крючком, грамотно владеющий теоритическими и практическими навыками вязания.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к простым приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Что гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.    

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий, которые обусловлены учебно-тематическим планом и задачами.

Формы

Описание

Теоретические занятия

Рассказ, объяснение темы занятия, понятие терминов, постановка задач.

Практические занятия

Отработка практических навыков вязания простых петель, умение применить теорию на практике в соответствии с заданием.

Комбинированные занятия

Обсуждение занятия, беседа. Применение теоретических знаний во время практической работы. Обсуждение возникающих трудностей.

Мастер-класс

Приглашение родителей (законных представителей) на творческие мастерские с целью совместного с ребенком создания творческой работы, где ребенок – это педагог, а родитель – обучающийся.

Итоговое занятие

Организация итоговой выставки обучающихся данного творческого объединения.

Для успешной работы объединения, формирования опыта социального взаимодействия обучающихся необходимо тесное сотрудничество педагога с родителями и привлечение их к активному участию в жизни коллектива.

Формы

Описание

Родительское собрание

Информирование родителей о текущих делах объединения, обсуждение, планирование работы, конкурсная деятельность.

День открытых дверей

Это демонстрация полученных навыков родителям (законным представителям), коллегам, обучающимся из других творческих объединений.

Дистанционное общение

Информирование родителей о содержании творческой деятельности, конкурсах через социальную сеть ВКонтакте, сайт ОУ.

Массовые мероприятия

Привлечение родителей к участию в акциях и мероприятиях, организованных ОУ (спортивный праздник, акция, субботник и пр.)

При реализации программы «Веселые петельки» используются различные педагогические технологии:

  • Лично-ориентированная –  ставится акцент на личность обучающегося, создание комфортных, бесконфликтных и безопасных условий. Реализация природных потенциалов ребенка.
  • Проектная - стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
  • Технология творческих мастерских - педагог вводит своих обучающихся в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ребенок может проявить себя как творец. В этой технологии знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, педагог – мастер лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.
  • Здоровьесберегающая - обеспечение обучающемуся возможности сохранения здоровья за период обучения в школе, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, и применение полученных знаний в  повседневной жизни.
  • Технология портфолио – создание папки с творческими достижениями обучающихся (в печатном и электронном виде).

Планируемые результаты - самым плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ обучающихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один – два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к праздничным дням календаря. Подарки, поделки, сувениры   ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически.  Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).

В результате обучения по программе «Веселые петельки» обучающиеся приобретут:

Личностные результаты:

  • воспитание учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству;
  • воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в декоративно-творческой деятельности;
  • развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;

  Метапредметные результаты:

  • освоение способов решения проблем поискового характера;
  • развитие творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить самостоятельно решать творческие задачи;
  • развитие визуального – образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении;
  • формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой, с одного искусства на другое;
  • формировать умение накапливать знания и развивать представления о декоративно-прикладном творчестве;
  • воспитание умения и готовности слушать собеседника;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Предметные результаты:

  • формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному творчеству;
  • способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения декоративного творчества и других видов искусства;
  • развитость коммуникативного и художественного – образного мышления детей;
  • проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
  • нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях в объединении.

Педагоги, которые ведут занятия по вязанию, отмечаю положительное влияние на нервную систему и на успехи в школе. Вязание приносит детям удовольствие от выполненной работы, помогает развитию математических и графических знаний, помогает развитию задатков положительного и прекрасного в детях.

Для успешной реализации программы «Веселые петельки» необходимы техническое оснащение и материалы:

  • крючки № 1,5; № 2; №3;
  • спицы №2,5; №3;
  • ножницы;
  • игла ручная;
  • пряжа для ручного  вязания;
  • отделочные материалы;
  • картон (белый и цветной);
  • клей;
  • коробочка или шкатулка для хранения инструментов и материалов.

Оборудование:

  • столы;
  • стулья;
  • проектор;
  • ноутбук;
  • принтер.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

пп

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации (контроля) по разделам

Всего

Теория

Практика

Знакомство. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе с инструментами для вязания.

2

2

-

Тестирование

Материаловедение

2

2

-

Устный опрос

Простые приемы работы с пряжей

6

2

4

Устный опрос.

Практическая работа

Основные приемы вязания крючком

12

4

8

Практическая работа

Творческие работы на различные темы

46

14

32

Творческая работа

6.

Итоговое занятие

4

-

4

Тестирование, выставка

Итого:

72

24

48

Содержание учебного плана

Раздел 1.  Инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе с инструментами для вязания (2 часа).

Тема 1. Знакомство с Центром творчества «Мастер»

Теория: Цели и задачи объединения.  Режим работы.  План занятий. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы.  Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.

Раздел 2. Материаловедение (2 часа)

Тема 1. Виды нитей.

Теория: История возникновения вязания. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания.  Наглядное представление разных видов нитей.

Раздел 3. Простые приемы работы с пряжей (6 часов)

Тема 1. Кисти, помпоны, шнуры.

Теория: Правила и технология изготовления кистей, помпонов, шнура. Виды и размеры. Инструменты и приспособления для изготовления кисти, помпона, шнура.

Практика: Изготовление кистей, помпонов, шнура.

Тема 2. История игрушек.

Теория: Знакомство с историей игрушек.

Практика: Изготовление игрушки на основе помпона.

Раздел 4. Основные приемы вязания крючком (12 часов).

Тема 1. Основные приемы вязания.

Теория: Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъема, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

Практика: Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъема, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

Тема 2. Вязание образцов по схеме.

Теория: Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков.

Практика: Выполнение простых узоров по схеме и с усложнением.

Раздел 5.  Творческие работы на различные темы (46 часов)

Тема 1. Новогодняя игрушка «Снеговик».

Теория: История игрушки. Технология и последовательность ее выполнения.

Практика: Изучение схемы. Вязание Новогодней игрушки «Снеговик».

Тема 2. Изготовление снежинок.

Теория: Виды снежинок. Способы и последовательность изготовления.

Практика: Изготовление снежинок разным способом.

Тема 3. Изготовление карандашницы

Теория: Виды карандашницы. Выбор определенного вида карандашницы. Последовательность выполнения. Декоративные элементы.

Практика: Подготовка основы карандашницы. Ее изготовление и декорирование.

Тема 4. Изготовление пасхальных яиц

Теория: Техника выполнения. Просмотр и обсуждение лучших работ. Элементы декора.

Практика: Изготовление пасхальных яиц. Украшение декоративными элементами.

Тема 5. Изготовление куклы-оберег из ниток.

Теория: История возникновения куклы-оберег. Виды кукол. Последовательность выполнения.

Практика: Самостоятельное выполнение творческой работы «Кукла-оберег».

Тема 6. Цветочное панно «Краски лета»

Теория: Разнообразие цветов и листиков вязаных крючком.

Практика: Изготовление панно.

Раздел 6. Подготовка к выставке (4 часов).

Практика: Подведение итогов. Подготовка творческих работ и оформление итоговой выставки «Жемчужные россыпи». Участие в конкурсах различного характера, формирование личного портфолио.

Календарный учебный график на 2019- 2020 учебный год

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

09.09.2019

24.05.2019

36

72 часа

1 раза в неделю по два академических часа

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Система контроля результативности. Практические навыки и теоретические знания отслеживаются с помощью диагностики методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями, по итогам занятий, а также во время различных мероприятий и конкурсов. Данные наблюдения вносятся в специально разработанные диагностические карты. Результаты диагностики соотносятся с поставленными целями и задачами данной программы. 

Динамику развития творческих способностей можно также проследить через педагогическую диагностику изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:

1. Мотивацию к образовательной деятельности

2. Отношения в коллективе

3. Уровень творческой активности

4. Организаторские способности учащихся

5. Сформированности культурно-гигиенических навыков и др.

В программе предусмотрено не только постепенное усложнение материала, но и постепенное изменение видов работы: от создания образцов до изготовления готовых изделий, коллективных работ.

Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества педагога и ребенка.

Вид контроля

Время проведения контроля

Цель проведения контроля

Формы и средства выявления результата

Формы фиксации и предъявления результата

Первичный

Сентябрь

Определение теоретических знаний и практических навыков у детей

Проверка теоретических знаний и практических навыков у детей с помощью вводной диагностики (приложение №1).

Сводная таблица по результатам

Промежуточный

Декабрь-январь

Оценка уровня и качества усвоения изученного материала обучающимися программы по итогам полугодия

Тест на усвоение изученного материала (Приложение №2)

Сводная таблица по результатам

Итоговый

Май

Определение степени усвоения материала по итогам года. Выявление одаренных детей.

Творческие выставки. Диагностика по итогам года (приложение №1), опросник для обучающихся (Приложение №3)

Сводная таблица по результатам,  фото выставок.

Портфолио детей по участию в конкурсах.

Реализация программного содержания осуществляется через работу с детьми в двух направлениях – усвоение теоретических знаний (определение целей и задач, раскрытие основной темы занятия, которое проходит в форме бесед, лекций и рассказов) и формирование практических навыков (работа с материалами и инструментами, изготовление поделок и композиции). Организация занятий проходит в форме рационального сочетания группового и индивидуального взаимодействия педагога с детьми. Программа способствует нарабатыванию практических навык и совершенствованию качественного выполнения работ, повышению их профессионального опыта.

 Методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный – рассказ, беседа, просмотр иллюстрационного материала.

Репродуктивный – изготовление творческих работ.

Диалогический – диалог между педагогом и обучающимся, которое обеспечивает более полное, точное и углубленное изучение материала, путем обсуждения возникающих проблем при разработке творческих проектов.

Проблемно-исследовательский – обучающиеся совместно с педагогом проводят исследования, используют новые технологии, обобщают материал.

Выбор форм и методов образовательного процесса определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем подготовки обучающегося, эмоционального настроя и многими другими факторами.

Информационные источники

  1. Гаврилова М., Смирнова Н., Шкрылева Е., Будеско А., Святова С. Вязаная копилка «Подарки к новому году и рождеству» - М., 2014. - 66с.: ил.
  2. Гурбина Е.А. Технология: поурочные планы по разделу «Вязание». Учитель. г. Волгоград. 2007.- 200с.
  3. Журнал «Вязание крючком»: издательство «Ниола-Пресс». - 2005-2008гг.
  4. Крючков В., Миронова И. Моя первая книга по рукоделию. - М.: Дрофа, 1995. - 192с.: ил.
  5. Максимова М.В. Азбука вязания. - М.: Легпромбытиздат 1992. – 238с.: ил.
  6. Сьюзи Джонс, Вязаные цветы. Перевод с англ. С.В.Созоновой – Издательство АРТ- РОДНИК, 2011.-47с.: ил.

Для обучающихся:

  1. Боровская Э. Лучшая энциклопедия для современных девчонок, 2007.
  2. Бударина Р.А. Пособие для юных мастериц. Вязание, 2005.
  3. Секреты красоты для девочек. - Издательство «Семейный досуг», 2007.

Для родителей:

  1. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М.: Просвещение, 1992.

Приложение № 1 к

ДООП «Веселые петельки» (стартовый уровень)

        

ВВОДНАЯ И ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА

На выявление теоретических знаний и практических навыков

Ф.И. обучающегося

Правила ТБ при работе с инструментами

Подбор крючка в соответствии с толщиной нитей

Нити, используемые в работе

Понятие о цвете

Виды солбиков

Сочетание по цвету

Результативность

Столбик без накида

Столбик с накидом

Столбик с накидом и возд. петлей

В начале года

В конце года

1.

          Китерии: 

       Умеют: Самостоятельно-3

                     С помощью педагога -2

                     Не умеют -0

       Знают:  Знают-3

                     Частично-2

                     Не знают -0

Приложение № 2 к

ДООП «Веселые петельки» (стартовый уровень)

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ТЕСТ НА УСВОЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1.Цепочка – это ряд... 
а) бегущих петель; 
б) воздушных петель; 
в) лицевых петель.

2.Крючок для вязания состоит из: 
а) головки  захвата, стержня, ручки; 
б) стержня, зацепа, рукоятки; 
в) головки, стержня, ручки. 
3. Номера крючков  соответствуют их… 
a) диаметру 
б). длине 
в). радиусу

4.На что указывает номер пряжи? 
а) на номер контролера; 
б) на дату выпуска; 
в) на толщину нити.

5.При вязании крючком нить должна быть: 
а) в два раза толще крючка; 
б) в два раза тоньше крючка; 
в) равна толщине крючка.

6.Для окончания вязания крючком: 
а) провязывают закрепляющий ряд; 
б) обрывают нить и протягивают ее в последнюю петлю; 
в) закрывают последний ряд при помощи вспомогательной нити.

7.При вязании крючком в три приема провязывают: 
а) столбик с одним накидом; 
б) столбик с двумя накидами; 
в) пышный столбик.

8. При работе крючком лишнее: 
а) крючок 
б) наперсток 
в) нити

9. Шерстяная пряжа при вязании крючком идеальна для: 
а) ажурных узоров 
б) гладких, рельефных и многоцветных 
в) одноцветных декоративных изделий

10. Стирать пряжу рекомендуется: 
а) в горячей воде с содой 
б) в холодной воде с мылом 
в) в теплой воде с растворенным стиральным порошком, для ручной стирки.

Приложение № 3 к

ДООП «Веселые петельки» (стартовый уровень)

ОПРОСНИК ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИТОГАМ ГОДА

Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков.

Инструкция для обучающихся: Внимательно прочитайте вопрос, выберите вариант ответа и отметьте его знаком «+».

Знаешь ли ты?

Знаю 

Умею

Делаю с помощью педагога

Не знаю

Не умею

1

Правила техники безопасности

2

Что такое «раппорт»

3

Виды крючков

4

Виды пряжи

Можешь ли ты?

5

Делать воздушные петли

6

Делать столбики с накидом

7

Делать столбики с 2-3 накидами

14

Вязать по описанию

15

Составлять схемы

16

Вязать по схеме

17

Прибавлять петли

18

Убавлять петли

Критерии оценки:

Знаю, умею – 5 баллов;

Делаю с помощью педагога – 4 балла;

Не знаю, не умею – 3 балла.

Все баллы складываются и высчитывается средний арифметический балл, по которому и определяется уровень развития знаний, умений и навыков.

Высокий уровень – 5-4,5 баллов;

Средний уровень – 4,4 – 3,6 баллов;

Низкий уровень – 3,5 – 3 балла.

Приложение №4

ДООП «Веселые петельки» (стартовый уровень)

Календарно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год

пп

Дата

Тема занятия

Количество часов

теория

практика

всего

09.09.19

Вводное занятие. Цели и задачи объединения. Организация рабочего места. Инструменты и материалы. Правила ТБ.

2

2

16.09.19

Материаловедения. Происхождение и свойства ниток, применяемых для вязания.  Наглядное представление разных видов нитей.

2

2

23.09.19

Правила и технология изготовления кистей, помпонов, шнура. Виды и размеры. Инструменты и приспособления для изготовления кисти, помпона, шнура.

1

1

2

30.09.19

Изготовление кистей, помпонов, шнура.

0,5

1,5

2

07.10.19

Изготовление игрушки на основе помпона.

0,5

1,5

2

14.10.19

Основные приемы вязания крючком. Положение рук во время работы. Основные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъема, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

1

1

2

21.10.19

Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъема, полупетля, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

2

2

28.10.19

Вязание образцов по схеме. Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков.

1

1

2

04.11.19

Выполнение простых узоров по схеме.

0,5

1,5

2

11.11.19

Выполнение простых узоров по схеме и с усложнением.

1

1

2

18.11.19

Выполнение простых узоров по схеме и с усложнением.

0,5

1,5

2

25.11.19

Новогодняя игрушка «Снеговик».

История игрушки. Технология и последовательность ее выполнения.

2

2

02.12.19

Вязание головы и туловища для Снеговика.

0,5

1,5

2

09.12.19

Вязание головы и туловища для Снеговика (завершение)

2

2

16.12.19

Вязание ручек, морковки и шарфика. Изготовление ведерка и метлы.

0,5

1,5

2

23.12.19

Сборка игрушки «Снеговик». Оформление лицевой части снеговика

0,5

1,5

2

13.01.20

Изготовление снежинок. Виды снежинок. Способы изготовления.

2

2

20.01.20

Изготовление снежинок разным способом.

1

1

2

27.01.20

Изготовление снежинок разным способом.

2

2

03.02.20

Изготовление карандашницы. Виды карандашницы. Последовательность выполнения. Декоративные элементы.

2

2

10.02.20

Подготовка основы карандашницы. Обвязка заготовки.

0,5

1,5

2

17.02.20

Обвязка заготовки (продолжение).

2

2

24.02.20

Изготовление декоративных элементов. Декорирование готовой карандашницы.

0,5

1,5

2

02.03.20

Изготовление пасхальных яиц. Техника выполнения. Просмотр и обсуждение лучших работ. Элементы декора.

1

1

2

09.03.20

Изготовление пасхальных яиц.

2

2

16.03.20

Изготовление пасхальных яиц (продолжение).

2

2

23.03.20

Украшение декоративными элементами.

0,5

1,5

2

30.03.20

 Изготовление куклы-оберег из ниток. История возникновения куклы-оберег. Виды кукол. Последовательность выполнения.

1

1

2

06.04.20

Самостоятельное выполнение творческой работы «Кукла-оберег».

2

2

13.04.20

Цветочное панно «Краски лета». Разнообразие цветов и листиков вязаных крючком.

1

1

2

20.04.20

Вязание цветочков.

0,5

1,5

2

27.04.20

Вязание цветочков и листиков.

0,5

1,5

2

04.05.20

Вязание листиков.

2

2

11.05.20

Изготовление цветочного панно «Краски лета».

2

2

18.05.20

Подготовка творческих работ к итоговой выставке.

2

2

25.05.20

Итоговая выставка творческих работ. Подведение итогов. Вручение грамот.

2

2

Итого

24

48

72

                


[1]Приказ рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

[2]Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в образовательных организациях на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ».

[3]Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации. – Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам № 196 от 09.11.2018. – пункт 19.

[4] Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" базовый уровень 72 часа

Актуальность программы предполагает освоение обучающимися различных узоров в процессе вязания изделий. Так же затрагивает проблему гуманного отношения к окружающему миру. Вязание крючком и спицами явл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлые петельки" продвинутый уровень 72 часа

Программа «Веселые петельки» носит практико-ориентированный характер, который способствует адаптации обучающихся к постоянно меняющимся социально – экономическим условиям, подготовке...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Лоскутный мир" стартовый уровень 72 часа

Программа «Лоскутный мир» знакомит детей с необычной техникой декоративно-прикладного творчества Японской техникой «Кинусайга». Рукоделие с применением ткани обогащает сенсорны...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Магия холодного фарфора" стартовый уровень 72 часа

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов изготовления поделок. Используя полученные знания, обучающиеся уже на первом году ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Наши руки не для скуки" стартовый уровень 72 часа

Программа направлена на формирование  у обучающихся ценностных эстетических ориентиров и овладение основами  творческой  деятельности по созданию различных предметов из текстиля; дает в...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Нитяная графика" стартовый уровень 72 часа

Программа «Изонить» знакомит учащихся с одним из видов прикладного искусства. При старании и настойчивости, овладев техникой, каждый учащийся сможет создать по своему вкусу совершенно новы...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Бисеринка" (стартовый уровень, 5-7 лет, 72 часа)

Образовательная  программа  «Бисеринка»  имеет  художественную направленность, относится к стартовому уровню.Актуальность  –  в  настоящее  вр...