Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мукасолька»
рабочая программа

Актуальность:

Ещё В.И. Сухомлинский указывал, что ум обучающегося – на кончиках его пальцев. А творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность обучающихся обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, целостностью мировосприятия, интересом к деятельному контакту с действительностью. Повышение мотивации, развитие эстетического вкуса и художественных способностей для дальнейшей социализации в обществе. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мукасолька» -  художественной направленности позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности обучающихся, но и создать условия для развития личности обучающихся, обеспечить эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости. В частности, занятия с солёным тестом расширяют кругозор, способствуют формированию нравственных представлений, воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное.  Развивает моторику рук, прививает трудовые умения и навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mukasolka.docx36.1 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет Администрации Третьяковского района Алтайского края по образованию

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр развития творчества детей и юношества"

Принята на педагогическом

совете

Протокол №______________

от «____»____________20__г.

Утверждена приказом директора

____________ «___________»

Приказ №________________

от «____»____________20__г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа художественной направленности

«Мукасолька»

Возраст учащихся: 9 - 16 лет.

Срок реализации: 1 год.

Автор (-ы)-составитель (-и):

Рюмкина Людмила Александровна

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы        

1.1. Пояснительная записка        

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты        

1.3. Содержание программы        

2. Комплекс организационно - педагогических условий        

2.1. Календарный учебный график        

2.2. Условия реализации программы        

2.3. Формы аттестации        

2.4. Оценочные материалы        

2.5. Методические материалы        

2.6. Список литературы        


1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29.08.2013 № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  • Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края   от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении  методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ».
  • Приказ комитета администрации Третьяковского района об образовании от 13.10.2014 года №206-а "Об утверждении положения об организации предоставления дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Третьяковского района"

Актуальность:

Ещё В.И. Сухомлинский указывал, что ум обучающегося – на кончиках его пальцев. А творчество – актуальная потребность детства. Творческая активность обучающихся обусловлена их возрастными психологическими особенностями: чувственной восприимчивостью, целостностью мировосприятия, интересом к деятельному контакту с действительностью. Повышение мотивации, развитие эстетического вкуса и художественных способностей для дальнейшей социализации в обществе. Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мукасолька» -  художественной направленности позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности обучающихся, но и создать условия для развития личности обучающихся, обеспечить эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости. В частности, занятия с солёным тестом расширяют кругозор, способствуют формированию нравственных представлений, воспитывают художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное, характерное.  Развивает моторику рук, прививает трудовые умения и навыки.

Обучение включает в себя следующие основные предметы:

  • Тестопластика

Вид ДООП:

Модифицированная программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательной организации, возраста и  уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов..

Направленность ДООП:

Художественная.

Адресат ДООП:

Программа рассчитана на учащихся 8 - 16 лет.

Срок и объем освоения ДООП:

1 год, 216 педагогических часов, из них:

  • «Стартовый уровень» - 1 год, 216 педагогических часов;

Форма обучения:

Очная.

Особенности организации образовательной деятельности:

Разновозрастная группа.

Режим занятий:

Предмет

Стартовый уровень

Вводное занятие

3 часа в неделю;

3 часа в год.

Волшебный мир тестопластики

6 часов в неделю;

210 часов в год.

Итоговое занятие

3 часа в неделю;

3 часа в год.

1.2. Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель:

Способствовать развитию творческих способностей обучающихся по средством самовыражения через изготовления изделий из солёного теста.

Задачи:

Личностные:

  • Развивать природные задатки, творческий потенциал каждого обучающегося: фантазию, наблюдательность;
  • Развивать аналитические способности, образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;
  • Развивать положительные эмоции и волевые качества;
  • Развивать общую умелость, моторику рук, глазомер;
  • Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
  • Формировать творческие способности, духовность культуры;
  • Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • Повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций);
  • Расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед.

Метапредметные:

  • Формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости внося коррективы в первоначальный замысел;
  • Приобщать обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной,
  • Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
  • Добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.
  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
  • Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе;
  • Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
  • Использовать в работе литературу, инструменты, приборы;
  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Образовательные (предметные):

  • Знакомить учащихся с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;
  • Научить владеть различными техниками работы с соленым тестом, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • Знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства; раскрыть истоки народного творчества;
  • Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке соленого теста.

Ожидаемые результаты:

Стартовый уровень

Знать

  • технологию приготовления солѐного теста (неокрашенного и цветного), особенности солѐного теста;
  • приѐмы соединения деталей в творческих работах из солѐного теста;
  • основные приѐмы лепки;
  • основные цвета, цветовой круг, сочетания цветов;
  • правила окрашивания творческой работы и покрытия лаком, применение различных красок;
  • правила безопасного труда и безопасной работы с ручными инструментами и приспособлениями, лакокрасочными материалами.

Уметь

  • самостоятельно замешивать неокрашенное и цветное тесто;
  • применять различные приѐмы лепки;
  • правильно сушить и оформлять изделие, покрывать его лаком;
  • изготовлять картины из солѐного теста;
  • самостоятельно определять технологию изготовления творческой работы;
  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях, легко выходить из любых конфликтных ситуаций

Владеть

  • Планирование и организация рабочего места;
  • Рациональное размещение инструментов и материалов;
  • Выдвигать свои идеи и оценивать их с позиции экономической доступности и посильности использования;
  • Выполнять эскизы, простейшие чертежи, схемы;
  • Комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;
  • Выбирать необходимые материалы и инструменты;
  • Оценивать процессы и результаты своего труда.

1.3. Содержание программы

«Вводное занятие»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

3

1

2

-

1.1

Особенности соленого теста

3

1

2

-

Итого:

3

1

2

Содержание учебного плана

1. Вводное занятие

1.1. Особенности соленого теста

Теория:

«Знакомство с волшебством солѐного теста». Знакомство с рецептом     солѐного теста и допускаемыми добавками.

Практика:

Технология приготовления солѐного теста, его хранение, окрашивание, условия сушки. Приёмы работы. Санитарно-гигиенические требования при работе с тестом, красками, клеем. Способы работы с шаблонами.

Содержание учебного плана

«Волшебный мир тестопластики»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Волшебный мир тестопластики

210

32

178

1.1

Плоские  и объемные изделия из соленого теста

210

32

178

  • Творческая работа
  • Конкурс
  • Выставка

Итого:

210

32

178

Содержание учебного плана

1. Волшебный мир тестопластики

1.1. Плоские  и объемные изделия из соленого теста

Теория:

Технология изготовления работ из соленого теста. Работа с палитрой по получению дополнительных цветов. Солѐное тесто, стеки, картон, краски, кисти. Иллюстративный материал.

Практика:

Выполнение различных работ из соленого теста. Способы лепки: основные элементы и приѐмы лепки, конструктивный, пластический, комбинированный, приѐмы рельефной лепки. Работы с красками по тесту и бумаге: акварель, гуашь, акриловые краски. Работа с палитрой по получению дополнительных цветов.

Содержание учебного плана

«Итоговое занятие»

Стартовый уровень (1 год обучения)

Учебный план

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Итоговое занятия

3

1

2

1.1

Закрепление полученных знаний за год

3

1

2

  • Выставка

Итого:

3

1

2

Содержание учебного плана

1. Итоговое занятия

1.1. Закрепление полученных знаний за год

Теория:

Знания теории по программе, техника безопасности.

Практика:

Выполнение  и показ своих знаний на практике

2. Комплекс организационно - педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

Позиции

Количество учебных недель

36

Количество учебных дней

72

Продолжительность каникул

0

Даты начала и окончания учебного года

с 15 сентября по 31 мая

Сроки промежуточной аттестации

февраль

Сроки итоговой аттестации (при наличии)

май

2.2. Условия реализации программы

Аспекты

Характеристика

Материально-техническое обеспечение

  • Эстетическое оформление кабинета;
  • Соответствие освещения нормам САНПИН(а);
  • Учебная аудитория;
  • Столы и необходимое количество стульев;
  • Шкаф для хранения литературы и образцов;
  • Стенды для размещения образцов и проведения выставок.
  • Мука, соль, клей, стеки, формочки разных размеров, ножницы, акварельные краски, кисти, карандаши, ножницы.

Информационное обеспечение

  • Конспект занятия по лепке из солёного теста «Герои нашего теремка»: [Электронный ресурс] URL: http://www.maam.ru/detskijsad/lepka-iz-solnogo-testa-kolektivnaja-rabota-geroi-nashego-teremka.html.
  • Мастер-класс «Подарки к Пасхе» в технике лепки из цветного солёного теста: [Электронный ресурс] URL: http://kladraz.ru/blogs/tatjana-nikolaevnanazarova/master-klas-podarki-k-pashe-v-tehnike-lepka-iz-cvetnogo-solyonogotesta.html.
  • Мастер-класс «Роза из солёного теста»: [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=AT9uQE570mc 6.
  • Методические рекомендации по технологии изготовления изделий из соленого теста: [Электронный ресурс] URL: https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskiie-riekomiendatsii-potiekhnologhii-izghotovlieniia-izdielii-iz-so.html.
  • Обучение детей лепке из солёного теста: [Электронный ресурс] URL: http://kladraz.ru/podelki-dlja-detei/lepka-iz-solenogo-testa.html.
  • Объемные фигурки из солёного теста: [Электронный ресурс] URL: http://detskayapodelka.ru/obemnye-figurki-iz-solenogo-testa/.

Кадровое обеспечение

  • педагог дополнительного образования

2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:

  • Творческая работа
  • Конкурс
  • Выставка

2.4. Оценочные материалы

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала обучающихся

  • Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Уровень развития социального опыта обучающихся

  • Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья обучающихся

  • «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень теоретической подготовки обучающихся

  • Приложение 1

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

  • ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (методика Е.Н.Степановой)

Оценочные материалы (указать конкретно в соответствии с формами аттестации)

  • Мониторинг приложение 2

2.5. Методические материалы

Методы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский
  • Игровой
  • Проектный

Формы организации образовательной деятельности:

  • Индивидуальная
  • Индивидуально-групповая
  • Групповая
  • Практическое занятие
  • Открытое занятие
  • Беседа
  • Встреча с интересными людьми
  • Выставка
  • Гостиная
  • Защита проекта
  • Игра
  • Презентация
  • Мастер-класс
  • Ярмарка

Педагогические технологии:

  • Технология индивидуального обучения
  • Технология группового обучения
  • Технология коллективного взаимодействия
  • Технология дифференцированного обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Технология исследовательской деятельности
  • Проектная технология
  • Здоровьесберегающая технология

Тип учебного занятия:

Изучения и первичного закрепления новых знаний.

Дидактические материалы:

  • Раздаточные материалы
  • Инструкции
  • образцы изделий

2.6. Список литературы

  1. Афонькин, С.Ю. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей [Текст]: учебное пособие / С. Ю. Афонькин. – М.: Оникс, 2019. – 120 с.
  2. Лыкова, И.А. Серия книг «Лепка из пластилина» [Текст] / И.А. Лыкова. - М.: «Карапуз» 2015 г.
  3. «Коллекция идей» №№1-24 (2015 г.) [Текст] / Журнал. - Издательство: КОН-Лига Пресс. Серия: Журнал для нескучной жизни. ISBN: 1681-8415-04011
  4. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - М.: Генезис, 2015. - 480 c.
  5. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2015. - 100 c.
  6. Творческий потенциал ребенка [Электронный ресурс] : сайт «Детская психология, воспитание детей». - Режим доступа: https://www.eti-deti.ru/det-test/80.html
  7. ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ РАБОТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (методика Е.Н.Степановой) [Электронный ресурс]: сайт «Социальная сеть работников образования nsportal.ru». – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2019/02/07/izuchenie-udovletvorennosti-roditeley-rabotoy
  8. «Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких [Электронный ресурс]: сайт «Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/zdoroviesberegayuschaya-obrazovatelnaya-sreda-i-faktory-prepyatstvuyuschie-ee-sozdaniyu
  9. Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева) [Электронный ресурс] : сайт «МегаЛекции». - Режим доступа: https://megalektsii.ru/s49703t3.html

Экспресс-метод Д. Джонсона [Электронный ресурс] : сайт «ВикиЧтение. - Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/10275

  1.  Альда. Солѐное тесто. - Росмэн - Пресс, 2008 г.
  2.  Берсенева Г.К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2001.
  3.  Гусева И.В. Солѐное тесто: Лепка и роспись. – СПб: Издательский дом "Литера", 2005.
  4.  Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: "Академия развития", 1998.
  5.  Данкевич Е.В. Лепим из солѐного теста. СПб: Издательский Дом "Кристалл", 2001. 6.Кискальт Изольда. Солѐное тесто. М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  6.  Кискальт И., Солѐное тесто, М. "Аст - пресс", 2002.

Третьяковский район 2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»

quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...