Развитие физической активности у школьников на основе спортивной борьбы Самбо
методическая разработка

Безопасность жизни и здоровья - одна из базовых потребностей человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samozashchita.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Развитие физической активности у школьников

на основе спортивной борьбы Самбо

Пояснительная записка.

Направленность  

Процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

Безопасность жизни и здоровья – одна из базовых потребностей человека.

Методика направлена на изучение несложных приемов самозащиты, но при этом высоко практичными. Большая часть из них основывается на естественной реакции человека на угрозы.

Актуальность

         В настоящее время становится актуальным укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укреплению опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости; обучение основам техники, привитие стойкого интереса к занятиям, нравственное воспитание.

         

Новизна

      Данная методика способствует развитию творческих и умственных способностей, воображению, вниманию, выносливости и координации.

Плодотворно влияет на развитие личности человека, здоровья и физическое совершенствование.

Способствует развитию умения адекватно реагировать на ситуацию и защищать себя.

Целесообразность

Формирование человека и гражданина.

Учить умению общаться с людьми любого возраста, оценивать себя и результат общей деятельности, всесторонне и гармонично развитой личности, не замыкаться идти на контакт.

Воспитывать у занимающихся четкую мотивацию в жизни.

        Развитие у человека навыков самообороны.

Цель

Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации

Формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленное на совершенствование общества

Укрепление психического и физического здоровья, пропаганда здорового образа жизни, воспитание всесторонне и гармонично развитой личности

Знакомство с элементами техники борьбы Самбо.

Повышенное внимание уделяется на изучение и освоение санитарно-гигиенических норм и правил техники безопасности при занятиях.

 Развить психологическую устойчивость в стрессовой ситуации.

Задачи      

           Основными задачами являются укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию, обучение занимающихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств, подготовку людей к защите Родины, создание условий для развития личности, сохранение и укрепление здоровья людей, их физическое совершенствование, обеспечение эмоционального благополучия и приобщение к общечеловеческим ценностям.

   

Отличительные особенности данной методической разработки

         В период обучения раскрываются способности и задатки занимающихся, происходит наиболее активное развитие нравственных и эстетических качеств, становление и стабилизация характера, интересов, развивается сенсорно-перцептивные, анемические и психомоторные функции; наблюдается наибольшая пластичность и переключаемость в образовании навыков, в основном завершается соматическое и достигает оптимума психофизическое развитие. Все это подчеркивает наличие высоких потенциальных возможностей занимающихся и необходимость максимальной реализации этих возможностей в процессе обучения.

   Занимающиеся развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга.

               

Ожидаемые результаты

Укрепление психического и физического здоровья занимающихся

Улучшение осанки

Улучшение внимательности, собранности и дисциплины

Развитие ловкости, выносливости, координации

Повышение уровня самозащиты в экстремальных ситуациях

Принципы, которые реализуются

Принцип общего развития каждого занимающегося в условиях непрерывного воспитания, идущего впереди развития. (Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебно-воспитательных задач, переходящих друг в друга и обеспечивающих продвижение занимающихся в развитии на каждом этапе. Содержание, методы и формы нацелены на развитие занимающихся, под которым понимается умственное, интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие человека.)

Принцип практичной направленности. (Умение использовать знания и способы деятельности в реальной жизни.)

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей. (Поддержка педагога, разноуровневый по трудности материал.)

Принцип охраны психического и физического здоровья. (Формирование у привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня.)

Принцип наглядности.

Принцип систематичности и прочности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

На 1 учебный год

    Содержание занятия: теоретическая подготовка, общая физическая подготовка, техническая подготовка, тактическая подготовка, психологическая подготовка и восстановительные мероприятия.

Тема

1.

Специальные подготовительные упражнения и способы самостраховки

2.

Удары руками

3.

Удары ногами

4.

Защиты от ударов руками

5.

Защиты от ударов ногами

6.

Атакующие комбинации руками и ногами

7.

Болевые приемы в положении стоя

8.

Защитно-атакующие комбинации от ударов руками

9

Защитно-атакующие комбинации от ударов ногами

10

Освобождение от захватов и обхватов.

11

Самозащита с использованием подручных средств.

12

Комбинации из болевых приемов.

13

Защита от двух и более нападающих.

Программный материал

     Команды для управления группой понятие о строе в командах, виды строя; предварительная и исполнительная части команд действия в строю на месте и в движении. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановки во время движения шагом и бегом.

    Упражнения для мышц рук и плечевого пояса Упражнения без предметов индивидуальные и в парах, упражнения с предметами.

    Упражнения дня мышц туловища и шеи - упражнения без предметов и в парах, упражнения с набивными мячами: лежа на спине, лицом вниз, сгибания и поднимая ног, наклоны, прогибания.

    Упражнения для мышц ног и таза - бег, прыжки, приседания, выпрыгивания, подскоки многоскоки и др.

     Акробатические упражнения - группировки в приседе, сидя, лежа на спине. Перекаты в группировке лежа на спине (вперед и назад), из положения сидя, из упора и из основной стойки. Перекаты вперед и назад прогнувшись, лежа на бедрах, с опорой и без опоры руками. Перекаты в сторону согнувшись с поворотом на 180. Из положения на коленях перекат вперед, прогнувшись.

    Кувырок вперед из упора, присев из основной стойки. Кувырок вперед с трех шагов и маленького разбега. Длинный кувырок вперед, кувырки назад, самостоятельный переворот в сторону (вправо, влево) с места.

    Страховка вперед, назад, на левое и право.

     

Теоретическая подготовка

     1. Цели и задачи. Борьба Самбо как эффективное средство воспитания моральных, волевых и физических качеств как средство подготовки к защите себя и Родины.

    2. Характеристика самообороны   

    3. Основные принципы самообороны

    4. Правомерность применения приемов самообороны  

    5.Меры безопасности на занятиях самообороны   

    6. Техника и тактика самообороны.

    7. Основы построения и планирования тренировочного процесса. Общая характеристика построения системы подготовки в самозащите.

     8. Санитарно-гигиенические требования и нормы к спортивному оборудованию, местам занятий и спортинвентарю.

Физическая подготовка – немаловажный фактор, способствующий тому, чтобы человек мог справиться с экстремальной ситуацией. Какими бы действенными не были приемы, они должны накладываться на подготовленное (хотя бы минимально) тело. Даже бегство требует определенной физической подготовленности.

Техническая подготовка – то есть непосредственно приемы, применимые в ситуации противодействия нападению. Они должны быть простыми (что дает возможность применить их в стрессовой ситуации), направлены на выведение противника из строя и быстры в освоении. Кроме того они должны охватывать наиболее типичные варианты того, как обычно начинается и идет скоротечный бой. 

      Обучение технике основных ударов руками в зависимости от их сложности, блоков руками в зависимости от их сложности.

     Обучение технике основных ударов ногами в зависимости от их сложности на месте и в передвижении.

     

Психологическая (морально- волевая) подготовка – компонент, включающий в себя такие моменты как: управление своим состоянием (прежде всего, умение «перешагнуть через страх»), развитие уверенности в собственных силах и возможностях, развитие осознанности и внимания, преодоление стресса, а также развитие проницательности для оперативного считывания информации с человека.

         Психологическая подготовка - воспитание моральных качеств, а также необходимых в условиях напряженной обстановки и спортивной борьбы, волевых качеств.

    Задачи психологической подготовки сводятся к следующему:

     1. Сформировать любовь и привязанность к занятиям спорта.

     2. Сформировать мотивацию спортивной деятельности.

     3. Сформировать мотивацию достижения наивысшего результата в самозащите.

     4. Воспитание высоких моральных качеств, разнообразных интересов на развитие положительных черт личности.

     5. Воспитание волевых качеств - целеустремленности, настойчивости, выдержки, смелости, инициативности, дисциплины.

    Эффективность психологической подготовки достигается посредством умелого применения обширных средств и методов. Одни из них специфичны для психологической подготовки, другие имеют место в процессе физической, технической и теоретической подготовки.

    Основные из них:

    1. Специальные знании в области психологии борьбы Самбо.

    2. Обсуждение в коллективе.

    3. Проведение совместных занятий менее подготовленных с более подготовленными.

Тактическая подготовка – пункт, аккумулирующий технику и психологию. Как себя повести в той или иной ситуации, как действовать более неожиданно и эффективно. Следует помнить, что в случае защиты своей жизни и здоровья неуместно говорить «честном» ведении боя. На улице всегда есть место тактике и потому важно не допускать мерятся силами и превращать драку в состязание с противником.

Восстановительные мероприятия

     Высокий объем и интенсивность тренировочных нагрузок характерны для современного спорта.

    Освоению высоких тренировочных нагрузок способствуют специальные    восстановительные мероприятия.

     В нашей стране разработана система восстановительных мероприятий при тренировках с высокими нагрузками для спортсменов высокой квалификации. Отдельные положения этой системы могут быть использованы при организации восстановительных мероприятий в занятиях по самозащите.

     Восстановительные мероприятия делятся на четыре группы: педагогические, психологические, гигиенические, медико-биологические.

    Педагогические - являются основными, они предусматривают оптимальное построение одного тренировочного занятия, способствующие стимуляции восстановительных процессов, рациональное построение тренировок в микроцикле и на отдельных этапах тренировочного цикла.

     Психологические - специальные психологические воздействия - психорегуляцию осуществляют квалифицированные психологи. Однако в спортивных школах возрастает роль тренера, управляющего эмоциональными проявлениями спортсменов.

    Гигиенические средства восстановления детально разработаны. Это требование к режиму дня, труда и отдыха, учебных занятий, питания. Необходимо обязательное соблюдение гигиенических требований к местам занятий, бытовым помещениям, инвентарю.

       Медико-биологические - включают в себя рациональное питание, витаминизацию и др. Большую помощь в ускорении процессов восстановления играют массаж, гидропроцедуры, баротерапия, электро-свето-процедуры, аэронизация, музыкальные и цветовые воздействия.

      Средства общего воздействия (массаж, сауна, ванны) назначаются только врачом не чаще 1-2 раза в неделю.

     Медико-биологические средства восстановления также назначаются врачом и проводятся под его наблюдением.

    Медико-биологические средства восстановления также назначаются врачом и проводятся под его наблюдением.

    В тех случаях, когда восстановление работоспособности происходит естественным путем, дополнительные восстановительные средства могут привести к снижению тренировочного эффекта и ухудшению тренированности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы для учителя

1. Гаткин Е.Я. Букварь самбиста –М.: «Лист», 1997 – 176 с.

2. Гогунов Е.Н.,И Психология физического воспитания и спорта. Учебное пособие. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. М.: 2002г.

3. Селиверстов С.А Учебно-методическое и наглядное пособие САМБО Издательство: "Витязь" Москва  1997 -  510 с.

4.Харлампиев А.А. Система самбо. Боевое искусство. – М.: Советский спорт, 1995. -96 с.

5. Харлампиев А.А Борьба самбо. Учебное пособие для секций коллективов физической культуры.  Издательство: «Физкультура и спорт» Москва 1961.

6.Психология. Учебное пособие /М.И.Чеховских. М.: Новое знание,2003г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников

Этот тест к учебнику М.М.Разумовской и др. "Русский язык: 6 класс" (М.:Дрофа) поможет организовать и проконтролировать усвоение курса русского языка  в течение всего учебного года. С помощью этог...

Игровые технологии на уроках литературы как средство развития познавательной активности у школьников

Игровые технологии на уроках русского языка развивает логическое мышление, память, воображение, речевую деятельность учащихся...

Методическое описание "Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников"

Игровые техгнологии - это самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению....

Статья на тему: Урок - игра как средство развития познавательной активности младших школьников.

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: Урок - игра  как средство развития познавательной активности младших школьников....

Тема по самообразованию: "Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций"

Развитие познавательной активности младших школьников через применение мультимедийных презентаций...