Создание условий для самореализации творческих сил учащихся начальной школы на основе содержания образования по ДПИ во внеурочное время
статья

Сигарева Зумара Мусавировна

В проекте Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» говорится о том, что требования к структуре образовательных программ предполагают установление соотношения частей образовательных программ, в том числе соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Это также означает, что образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota_sigareva_20_god_attest.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для самореализации творческих сил учащихся начальной школы на основе содержания образования по ДПИ во внеурочное время
“Зная, что занятия в ДИИЦ –
это просто игра,
помни, ребёнок,
что это - наша жизнь!

В проекте Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» говорится о том, что требования к структуре образовательных программ предполагают установление соотношения частей образовательных программ, в том числе соотношение обязательной части школьной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса. Это также означает, что образовательная программа школы должна предполагать как обязательные занятия, так и занятия по выбору учащихся. Весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

Наш педагогический коллектив сосредоточил свою работу  на разработке методов, подходов обучения, направленных на формирование у учащихся способностей к осуществлению самостоятельной учебной и вне учебной деятельности.

С 2002 года в МБОУ «СШ №15» работает  детский информационно-игровой центр “Совёнок”, где я являюсь бессменным руководителем центра.  Я и группа творческих учителей разработали положение о ДИИЦ «Совенок» (Детский информационно-игровой центр). Это был социальный заказ школы. Наш центр рассчитан на учащихся школы 1 ступени.

Целевым назначением работы центра за один год является овладение учащимися навыками журналисткой работы,   оформительскими навыками. Это способствует развитию у детей 7-11 лет теоретического мышления, устойчивости внимания, целостности восприятия, образности воображения, связной и устной и письменной речи. В целом, члены оформительских групп работают в своих материалах со значимыми для них ситуациями, которые рассматриваются с точки зрения человеческих ценностей и сопровождаются анализом, направленным на лучшее понимание себя самого, т.е. способствуют социализации личности ученика (1 этап-работа с классными руководителями, учителями-предметниками).

ДИИЦ это - форма организации жизнедеятельности детей и взрослых в образовательном учреждении.

Целями и задачами ДИИЦ «Совёнок» являются:

  1. Организация интересной жизни детей во внеурочное время.
  2. Освещение событий школьной и внешкольной жизни. Сообщение  об интересных событиях через органы печати.
  3. Становление воспитательной системы школы через формирование единого общешкольного коллектива (учащихся, их родителей и педагогов).
  4. Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в жизни центра, школы.
  5. Создание для каждой личности условий для самовыражения, самоутверждения и реализации через предоставление широкого выбора направлений и видов деятельности: овладение навыками журналисткой работы; развитие творчества, инициативы; формирование отношений заботы друг о друге, о школе, старших о младших, взаимоуважения детей и взрослых.

Жизнедеятельность ДИИЦ осуществляют творческие группы, в организации которых используются возрастные подходы. Творческие группы создаются по интересам, по желанию, бывают постоянные и временные.

Издательский орган “Совенок” - главный печатный орган центра, который объединяет корреспондентов со всех классов, главной целью которого является освещение жизни школы и центра через стенгазету, радио. Репортёры: фотографы; художники-оформители; писатели (для желающих всегда должны быть вакантные места, например, помощники…); издатели школьной газеты “Совёнок”; актёры информационного театра.

Функции творческих групп:

  • освещает все важные события в школе, в городе, в стране через выпуск ежемесячной газеты и молний по мере  необходимости;
  • доводит до сведения всех учащихся план мероприятий, намеченных дежурной вертикалью;
  • оформляет и ведёт в доступной форме летопись школы 1 ступени. Оформительские бригады помогают дежурной  вертикали  в подготовке и проведении предметных недель, смотров и конкурсов.
  • Художники нашего центра ДИИЦ создают эскизы костюмов для выступлений творческих коллективов на  фестивалях; готовят проекты оформления  кабинетов к новогоднему празднику.

Форма работы:

  • оформительские бригады,
  • форма отчётности: фото-стенгазеты, молнии.

Содержание и организация деятельности.

Жизнедеятельность ДИИЦ осуществляется согласно принципам и правилам участников центра, созданными ими. Все должны чтить следующие принципы:

  • открытости;
  • доступности;
  • поддержки;
  • взаимоуважения;
  • добровольности.

Все эти принципы распространяются на деятельность как учащихся, так и педагогов.

Правила: делай работу быстро, качественно; помоги младшему и слабому; относись ко всем членам центра с уважением; проявляй заинтересованность делам школы и центра; будь инициативным; высказывай свои предложения и замечания в корректной форме, в виде добрых пожеланий. ДИИЦ  имеет свою эмблему: в виде круга с совой посередине (сова является символом МБОУ «СШ № 15»).

Традиции:

  • выпуск поздравительных молний к праздникам;
  • изготовление сувениров ко дню пожилых людей и ряд других праздников.

Создание ДИИЦ прошло следующие этапы:

  • изучение опыта работы других школ: Гимназии№2 г. Нижневартовска, гимназия 1 ступени “Универс” г. Красноярска;
  • разработка модели центра на уровне детей 7-11 лет (актива, творческих групп); оформление атрибутики центра эмблемы, девиза;
  • проведение творческо-информационного старта центра.

Главное условие - участие ребят в выборе названия центра, в создании атрибутики, в обсуждении плана работы центра на текущий год.

Развивающие игры делятся на 4 блока:

  • игры для развития мышления;
  • игры, помогающие освоить технику рисования;
  • игры для развития способности к общению;
  • игры, помогающие развивать фантазию и воображение.

Основные правила для организации развивающей игры с учащимися начальных классов:

  • Игра должна приносить ребёнку радость. Радуйтесь успехам ребёнка.
  • Заинтересовывайте ребёнка, никогда не заставляйте ребёнка играть, не доводите ребёнка до перенасыщения. Не обижайте ребёнка резкими словами во время игры.
  • Развивающие игры - это творческие игры, поэтому давайте детям  больше самостоятельности.
  • Ставьте себя на место ребёнка, тогда лучше поймёте его трудности, которые могут возникнуть при работе.
  • Создайте ситуацию успеха. От простого идите к более сложному.
  • Ребёнок должен видеть поддержку и чувствовать, что его в коллективе ценят, что он  значимый.
  • Научите ребёнка не бояться начинать работу. Не рисуйте за ребёнка, пусть ребёнок подумает над ошибками, использует “пожелания художников-зрителей”, подумает над ними и сам их исправит. Укажите возможные доступные способы для младшего школьника.
  • Создайте рабочую обстановку, дайте ребёнку свободу для творчества, верьте в его успех.

Основные выводы по работе ДИИЦ "Совёнок".

ДИИЦ является механизмом, который координирует цели  и задачи, способы дополнительного и основного образования детей, и поэтому - важной составляющей единого образовательного пространства 1 ступени МБОУ «СШ № 15».

Дети 7-11 лет свои творческие силы с успехом реализуют различных в кружках «ДПИ», «Спектр», «Художественная мастерская». Средствами ДПИ я учу детей понимать истинную красоту, которая не всегда может быть яркой, громкой, а может быть тихой, спокойной, скромной и неброской.

На кружках занимаются творческие дети, вовлеченные в исследовательские проекты, творческие занятия. Ребята учатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои творческие возможности. Занятия проходят  по утвержденной программе. Учителями  созданы для каждой личности условия для самовыражения, самоутверждения и реализации через предоставление широкого выбора направлений и видов деятельности: овладение навыками журналисткой работы; развитие творчества, инициативы; формирование отношений заботы друг о друге, о школе, старших о младших, взаимоуважения детей и взрослых.

Все творческие кружки проходят в оборудованном для занятий творчеством кабинете изобразительной деятельности. Для реализации программы кружков, в кабинетах мною накоплен фонд методических материалов и рисовальных принадлежностей. В кабинете имеются: альбомы, карандаши, палитры, широкие кисти №16, 20, салфетки для вытирания кистей, баночки для воды, зачиненные палочки, ручки с перьями, скотч, ножницы, линейки; изделия из соленого теста и из глины, пластилина, предметы быта.

Использование наглядности активизирует мысль и воображение учащегося, активизирует художественный процесс ребенка, его фантазию.  Кружок имеет натурный фонд: это муляжи фруктов, овощей, предметы быта: кружки, кастрюли, чайники, кофейники, колющие и режущие инструменты,  гипсовые геометрические тела и орнаменты, подставки под натуру. Много зависит от оборудования кабинета необходимыми материалами и инструментами, его оснащение наглядными пособиями и техническими средствами обучения. На кружке дети заготавливают природные материалы, после создают из них различные поделки.

        Данные программы кружков реализуется в школе с 2000 года с небольшими  дополнениями в 2014 году  (Кружок «Спектр» я начала  внедрять под руководством В.Н. Банникова (доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарного и художественной-эстетического образования Автономном учреждении дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Институт развития образования») более шести лет назад.

        Кружки  являются востребованными, что подтверждаются результатами проведенных опросов родителей и детей: 70% детей хотят заниматься изобразительным и художественным творчеством. Обычно эти дети становятся более самостоятельными, отзывчивыми, ответственными, хорошо разбирающимися в искусстве.

        Юные умельцы являются постоянными участниками городских творческих конкурсов. Мои воспитанники из ДИИЦ «Совёнок» являются победителями и призерами региональных и городских конкурсов: 2017 год Городской конкурс «Исторический альманах» в номинации «Сталинградская битва глазами ребенка»-2 место; 2018 Городской конкурс рисунков «Раскрасим город яркими красками» -  3 место, 2017 «Раскрасим город яркими красками» - 3 место; 2017 Городская природоохранная акция «Береги лес от огня» - 2-3 места; 2018 Фестиваль ученических проектов «Грани познания» - 1место; 2018 «Русь мастеровая» городской конкурс декоративно-прикладного творчества - 1место; 2018 «Неиссякаемый источник» городской конкурс декоративно-прикладного творчества – 2 место; 2017 год Городской конкурс «Навстречу друг другу»- 3 место; 2018 Межрегиональный конкурс «Мы на Севере живем»- 1 место; 2018 г.Тюмень, «Экологический рисунок»-2 место»; 2019 год Городской конкурс «В царстве снега и льда 2019» - 2-3 места; 2019 Дистанционный областной  творческий конкурс «Северное сияние» - 2 место;2019 год Городской конкурс «Весенний вернисаж»-3 место и т.д.

        Образовательная программа «Художественная мастерская» для 1 года обучения реализуется более 12 лет. Мой юный художник-оформитель знает основные художественно-выразительные средства карандаша, цветных мелков, акварельных и гуашевых красок, сангины, пастели, уметь работать с различными материалами. Дети знают творчество известных художников-оформителей, работы мастеров декоративно - прикладного искусства. Совместно с учителем они посещают музеи и выставки. Активно помогают в оформлении фойе школы ко всем праздникам. Участвуют  в проведении массовых мероприятий в школе. Это «Осенняя ярмарка», «Проводы зимы»,   праздники Нового года и 8 Марта. В 2019 году мы начали сотрудничать с Бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа  – Югры «Психоневрологическим интернатом», что находится в п. Излучинск. Пациентам  в подарок готовим к значимым праздникам рисунки и поделки.

        Дети учатся работать в группах, быть руководителями. Стремятся  начатое дело доводить до конца, быть ответственным во всём, развивать эстетическое сознание, развиваться творчески, сохраняя индивидуальность. Готовят себя дальнейшему обучению в   ДШИ № 1-3.

        В настоящее время в центре мы готовимся к городским конкурсам  «Русь мастеровая» и «Шаг навстречу».  К 23 февраля для обитателей интерната  нарисуем с детьми 120 рисунков. Работа уже идет, вовлечены дети 2-3 классов. Родители с удовольствием посещают центр, принимают активное участие в наших начинаниях.

Ресурсы

  1. Школа взросления”, С. С. Аникина “Детский информационно-игровой центр в начальной школе”,
  2. Т. В. Ильиной “Республика как форма жизнедеятельности детского коллектива. Методические рекомендации”,
  3.  Н.А. Кузьменко (МСОШ № 33) “Модифицированная образовательная программа деятельности кружка “Пресс-центр”, Нижневартовск, 2000 год.
  4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.—2-е изд.—М.: Просвещение, 1967.—93 с.
  5. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.— М., Знание, № 1, 1981.—96 с.
  6. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. — 2-е изд., дон. и нерераб. — М.: Просвещение, 1979.—192 с.
  7. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя /Сост. Г. С. Лабковская,—М.: Просвещение, 1983.—304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития творческих способностех учащихся на уроках изобразительного искусства

В данной статье рассматривается вопрос о развитии творческих способностей учащихся на уроках изо, через различные методы, приёмы, задания....

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».

Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...

«Создание условий для гармонического развития личности обучающихся начальной школы через здоровьесберегающие технологии на уроках ритмики».

Забота о здоровье наших детей является важной составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя. Одним из компонентов моей деятельности является освоение здоровьесберегающих техн...

Методическая разработка Тема: «Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»

В соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприят...

«Музыкальные инструменты как средство активизации познавательной и творческой деятельности учащихся начальной школы на уроках музыки и во внеурочное время»

Пояснительная запискаВ соответствии с ФГОС начального общего образования урок музыки в общеобразовательной школе направлен на приобщение учащихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивост...