Главные вкладки

    Методическая разработка цикла занятий по теме "Макраме.Мастерская Деда Мороза"
    план-конспект

    Методическая разработка цикла занятий по теме "Макраме.Мастерская Деда Мороза" включает в себя темы : "Плетение снежинки" и  коллективную работу "Первый снег".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Балаклавский дом детского и юношеского творчества»

    Методическая разработка цикла занятий по теме

     «Макраме. Мастерская Деда Мороза»

                                                                                                              Составила:

    педагог дополнительного образования

    высшей категории

    Веребчан Лариса Викторовна

                                                                       

                                                 

                                                          Г.Севастополь

    2019 г

                                       Пояснительная записка 

    На изучение темы «Мастерская Деда Мороза» в учебной программе «Макраме» (первый год обучения) выделено 8 занятий (16 часов).  Как показала практика, подготовка к Новому году очень нравится детям. Она не только способствует закреплению знаний и навыков, полученных на занятиях, но и активизирует творческий потенциал ребят, открывая новые возможности для выдумки и творчества.

    Хотелось бы остановиться на некоторых занятиях в изучении новогодней темы:

    1. «Плетение снежинок» (2 часа)

    2-3. «Композиция «Первый снег» (4 часа)

    На предыдущих занятиях обучающиеся познакомились с техникой  плетения сувениров «елочка» , «ангелок», «еловая ветка с шишками». Узнали и научились выполнять прием расширения полотна изделия при плетении веточек елочки, узоры «шахматка от уголка», « шахматка на уголок», «фриволите с пико», «плетенка из 7-9 нитей».

     На предлагаемых занятиях обучающиеся научатся плести по кругу,  плести декоративный узел «жозефина»,изучат способ соединения нескольких элементов изделия узором «горизонт», способ окончания изделия  «чистый край»,  изучат некоторые основы составления композиции, составят новогоднюю композицию из отдельных элементов макраме.. Пока эта работа будет по образцу, но несомненно с элементами творчества.

    Цели занятий:

    Образовательные:

    1.Обучить  новым способам действия при изготовлении  новогодних поделок.

    2.Сформировать  навыки использования плоских, репсовых, петельных узлов  и узлов фриволите в конкретных изделиях.

    Развивающие:

    Развивать  любознательность и наблюдательность, творческую фантазию и воображение.

    Воспитательные:

    1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность и усидчивость;

    2.Формировать чувства взаимопомощи, товарищества;

    уважения к труду.

    Методы обучения:

    1.​Словесный: беседа, объяснение;

    2.​Наглядный: демонстрация наглядных пособий,  показ приемов работы;

    3.​Практический: упражнения.

    Объект работы:

    Плетеные образцы выполняемых изделий.

    Наглядно-иллюстративный материал:

     Новогодние поделки , выполненные в технике макраме, стенд в кабинете «Макраме»; видеоряды «Интересные факты о снежинках», «Зима в картинах русских художников», аудиозаписи музыкальных  произведений русских художников.

    Дидактический материал:

    ​ Инструкционные карты;

    Оборудование, инструменты, материалы:

    ​ Учебный стол, нити, ножницы, английские  булавки, подушки для плетения, линейка, декоративные элементы-бусины.

    Тип занятий: комбинированные;

    Форма работы : коллективная, индивидуальная.

    Межпредметные связи:

    Математика: расчет длины нитей;

    Черчение: чтение схем образцов;

    Русский язык: новые слова и термины;

    Изобразительное искусство: картины русских художников;

    Музыка: произведения  композиторов;

    ОБЖ: знание правил безопасной работы с инструментами.

    Словарные слова: (на доске)

     Плоский узел,«Шахматка из квадрвтных узлов»,  «Шахматка из тройных плоских  узлов», «Шахматка  на уголок»,  «Шахматка от уголка» ,

    «Фриволите», «Пико», «Бриды»,   «Горизонт», «Чистый край», «Жозефина»

    1.Тема занятия « Новогодняя снежинка »

    Цель: 

    1.Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения снежинки из нитей;

     2.Способствовать развитию творческого потенциала обучающихся при изготовлении новогодней снежинки;

     расширить кругозор;

    3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу.

    Оборудование:

    -для педагога- видеоряд репродукций русских художников «О зиме»

    аудиозапись П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик» «Вальс снежных хлопьев»; видеоряд «Интересные факты о снежинках»;

    -для обучающихся- образцы плетеных снежинок, иллюстрации снежинок; инструкционные  карты поэтапного выполнения работы;  нити, подушки для плетения ножницы, английские булавки

    Планируемые результаты:

    • личностные: развитие художественного вкуса детей; овладение навыками самостоятельной работы; учить плести снежинки разными узлами, закреплять умение аккуратно плести изученные узлы;
    • предметные: развитие эстетического  вкуса, творческого мышления, мелкой моторики обучающихся; развитие способности анализировать инструкционные карты; применение практических приемов;
    • метапредметные: учиться видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающем мире; выбирать средства для реализации творческого замысла.

    Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.

    Рабочий афоризм: Глаза боятся, а руки делают

    План занятия

    1 Этап: организационный (2 мин)

    Задача: Приветствие. Организация начала занятия.

    Содержание: Сообщение темы.

    2 Этап: проверочный (10 мин)

    Задача: Подготовка обучающихся к работе.

    Содержание: Сообщение познавательных сведений.

    3 Этап: основной (60 мин)

    1.Подготовительный (подготовка к освоению нового содержания)

    Задача: Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

     Содержание: Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности обучающихся

    2.Усвоение новых знаний и способов действий.

    Задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучений.

    Содержание: использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся.

    3. Практическая работа:

     Задача: Применение полученных знаний на практике.

    Содержание: Применение приемов, заданий, которые выполняют обучающиеся самостоятельно.

    4 Этап: контрольный (12 мин)

    Задача: Целевой обход
    Содержание: Заключительный этап педагога.

    5 Этап: итоговый (6 мин)

    1.Подведение итогов.

    Задача: Анализ и оценка успешности достижения цели , определение перспективы последующей работы.

    Содержание: Педагог вместе с детьми подводит итоги.

    2.Рефлексия:

    Задача: Мобилизация обучающихся на самооценку.

    Содержание: Самооценка обучающихся, психологического настроя, причин некачественной работы, полезность учебной работы.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    1 Этап. Организационный момент.

    Приветствие, проверка списочного состава, проверка готовности обучающихся к занятию, создание эмоционального настроя на работу

    2 Этап. Сообщение темы, постановка цели и задачи занятия. Мотивация учебной деятельности.

                     Не так много времени осталось до наступления всеми нам любимого праздника - Нового года. Мы с вами уже успели сделать новогоднюю елочку, еловую веточку с шишками и всеми нами любимого  ангелочка.

    Напомните мне каким способом следует навесить нити для плетения елочки?

    Ответы детей («Замочком наизнанку»).

    А для плетения ангелочка? (Расширенным креплением).

    Какие способы крепления нитей еще мы изучали? («Замочком налицо», репсовым узлом).

     Какие узлы использовали для плетения елочки и ангелочка и еловой ветки? (двусторонние плоские, репсовые, петельные, узлы «фриволите» с пико).

    Использовали ли мы «бриды» для плетения елочки и ангела? (Да, это ряд из репсовых узлов).

    Из скольких нитей мы делали плетенку для шишки? (Из 7 и 9 нитей).

    Но кроме новогодней елочки, еловой веточки и ангела, как еще можно украсить свой дом и наш кабинет к предстоящим праздникам? (Ответы детей).

    3 Этап. Основной.

    1. Проверка и коррекция опорных знаний.

     Конечно, для украшения дома есть много разных способов, но лучше всего, если мы с вами  сплетем….отгадайте что?

    Чтобы к вам спуститься с неба,
    Мне и крылья не нужны.
    Без меня бы белым не был
    Путь красавицы Зимы.

    Я танцую вместе с ветром,
    Мчусь неведомо куда.
    И в лучах любого света
    Я сверкаю, как звезда.

    (Снежинка)

    2.Усвоение новых знаний и способов действий

    Итак, вы уже догадались. Что речь идет о снежинках.

     Детские стихи про снежинки

    Снежинки – волшебные спутницы зимы, всегда разные и неповторимые, они неизменно сопровождают каждый Новый год.

     - А что же это такое снежинка?

    Снежинка-это кристаллики льда, которые появляются тогда, когда температура повышается, и лед начинает таять.

    Откуда ж снежинки берутся?

    Кто вяжет снежинки и с неба бросает?
    Узоров таких даже мама не знает
    И пряжи нигде не встречали такой -
    Наш город весь белый, слегка голубой.

    А, может быть, их вырезают из ситца
    И тихо спускают ко мне на ресницы?
    Слезой на щеках они медленно тают...
    Откуда снежинки? Хоть кто-нибудь знает?

     

    Сейчас мы узнаем некоторые интересные факты о снежинках (видеоряд «Интересные факты о снежинках»)

    1.А знаете ли вы, что снежинки более чем на 90% состоят из воздуха. Именно воздух позволяет снегу падать так плавно и медленно, со скоростью около 1 км в час.

    2. Слышали ли вы, как скрипит снег в морозную погоду? Это под тяжестью вашего тела ломаются лучики снежинок.

    3. Самая большая снежинка была найдена в 1987 году в США. Ее диаметр составил 38 см.

    4. Ученые подсчитали, что каждый кубический метр снега содержит около 350 млн. снежинок и, самое удивительное, ни одна из них не повторяет другую.

    5.Все снежинки имеют шестиугольную форму, пятиконечных снежинок не бывает. Еще известный математик XVII в. Иоганн Кеплер был поражен найденной в середине снежинки маленькой точке, как будто это след от ножки циркуля. Ученый посвятил снежинкам целый научный трактат «Новогодний дар. О шестиугольных снежинках».

    6.Весит снежинка около миллиграмма, очень крупные снежинки 2-3 мг.

    7.Зафиксирован случай 30 апреля 1944 г. в Москве выпал самый странный снег, форма снежинок размером почти с человеческую ладонь больше всего напоминала страусиные перья.

    8. Формы снежинок необыкновенно разнообразны – их вариаций более пяти тысяч. Разработана даже специальная международная классификация, в которой снежинки объединяются в десять классов. Это звёздочки, пластинки, столбики, иглы, град, древовидные кристаллы, напоминающие стебли папоротника. Размеры зимнего чуда колеблются от 0,1 до 7 миллиметров.

     О снежинках сочиняют стихи и рассказывают о них Дедушке Морозу, Снежинки вырезают из бумаги и картона, вяжут крючком и спицами (показ снежинок из различных материалов).

     Ну, а мы –настоящие мастера макраме, поэтому создадим свой шедевр -плетеную снежинку, используя узлы, которые изучали с начала учебного года.

    3.Практическая работа

    -Итак,

    Нити какого цвета потребуется для изготовления снежинки?

    (белые, кремовые, голубые, синие)

    Какие инструменты и приспособления будут использоваться?  (Подушки для плетения, ножницы, булавки)

    -Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами (Приложение 1)

    - Инструктаж педагога по выполнению снежинки.

    На первый взгляд кажется, что сделать снежинки очень сложно, на самом деле все очень просто, не зря девиз нашего занятия «Глаза бояться, а руки делают.

    3.1 Этапы выполнение снежинок:

    а) Подготовка нитей к работе;

    б) Навешивание нитей на основу;

    в) Плетение снежинки выбранным узором;

    г) Оформление готовой снежинки.

    План работы над снежинкой: (приложение 2.2)

    (Показ выполнения работы)

    Для изготовления снежинки необходимо подготовить 12 нитей по 80 см.

    На одну нить (основу) навесить «замочком наизнанку» 11 оставшихся нитей.

    Нить основы завязать в кольцо. В работе 24 нити.

    1 ряд: На каждых 2-х нитях завязать по 4-5 петельных левых и правых узлов

     ( зигзаговая цепочка). Получилось 12 цепочек.

    2 ряд: Соединить нити от двух соседних цепочек одним квадратным узлом. В круге – шесть квадратных узлов.

    3 ряд: Повторяет первый.

    4 ряд: Повторяет 2 ряд.

    5 ряд: Сплести 7-8 петельных узлов, используя по две нити от квадратного узла. Плетем в шахматном порядке.

    6 ряд: Сплести квадратные узлы на каждых 4-х нитях ( в шахматном порядке)

    7 ряд: Закончить плетения двумя рядами диагональных репсовых узлов.

    Нити обрезать, концы опалить зажигалкой. Это самая простая снежинка.

    (предлагается группе обучающихся 6-7 лет). Для детей постарше более сложные образцы.

     4 Этап. Контрольный.

    Вы узнали, что снежинки-источник вдохновения художников и поэтов. Но и музыканты не обошли эту тему стороной.  Под музыку Петра Ильича Чайковского «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» предлагаю начать выполнять практическую работу.

    У вас есть схемы плетения снежинок (приложение 2.1). Приступаем к работе.

    (Практическая работа обучающихся под музыкальное сопровождение).

    Педагог помогает обучающимся выполнить задание.

    Через 20 мин практической работы физкультурная пауза (выполняется пальчиковая гимнастика или физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук)

     (Приложение 4)

    5 Этап. Итоговый.

    5.1 Подведение итогов занятия.

    Выставка и анализ выполненных работ.

    Посмотрите на свои снежинки. Они удивительны и замечательны. Все справились с заданием. Фото выполненных работ (приложение 2.3).

    -Что же нового вы узнали на занятии?

    -Музыкальное произведение какого композитора сопровождало нашу работу?

    -Как называется это произведение?

    -Что необычного узнали о снежинках?

    - Вспомните, для чего мы сегодня трудились… (что бы украсить наш кабинет  и свою комнату к новому году).Нам это удалось!

    5.2.Рефлексия.

    «Пальчики» (обучающиеся поднимают вверх руку с сомкнутыми в кулак пальчиками, на каждый из вопросов педагога при согласии ребенок расправляет один пальчик. В результате экспресс-диагностики выясняется отношение каждого обучающегося к занятию и к своей работе)

    1.  Я доволен своей работой на занятии.

    2.  У меня было хорошее настроение на занятии.

    3.  Мне понравилось изделие, которое я сделал.

    4. Я буду продолжать знакомиться с  новогодней тематикой.

    5.  Мне понравилось занятие.

    Спасибо за ваше творчество!

     

    2-3.Тема занятия: «Первый снег» коллективная работа

     Цель: 

    1.Изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения веточек, цветов, листьев и вазы из нитей; научить  использовать в работе некоторые из основных элементов композиции.

     2.Способствовать развитию творческого потенциала обучающихся при изготовлении новогодней картины;

     расширить кругозор;

    3. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, ответственность за выполняемую работу.

    Оборудование:

    -для педагога- видеоряд репродукций русских художников «О зиме»

    аудиозапись П.И.Чайковского  «Декабрь.Святки»»; видеоряд «Основы композиции»

    -для обучающихся- образец готового изделия, , иллюстрации построения композиции; инструкционные  карты поэтапного выполнения работы;  нити, подушки для плетения ножницы, английские булавки

    Планируемые результаты:

    • личностные: развитие художественного вкуса детей; овладение навыками самостоятельной работы; учить плести веточки деревьев, цветы, листья, составлить из них композиции, закреплять умение аккуратно плести изученные узлы;
    • предметные: развитие эстетического  вкуса, творческого мышления, мелкой моторики обучающихся; развитие способности анализировать инструкционные карты; применение практических приемов;
    • метапредметные: учиться видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающем мире; выбирать средства для реализации творческого замысла.

    Форма организации работы: коллективная.

    Рабочий афоризм: «Не сиди сложа руки, тогда не будет в доме скуки»

    План занятия

    1 Этап: организационный (2 мин)

    Задача:  Приветствие. Организация начала занятия.

    Содержание: Сообщение темы.

    2 Этап: проверочный (10 мин)

    Задача: Подготовка обучающихся к работе.

    Содержание: Сообщение познавательных сведений.

    3 Этап: основной (60 мин)

    1.Подготовительный (подготовка к освоению нового содержания)

    Задача: Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности

     Содержание: Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности обучающихся

    2.Усвоение новых знаний и способов действий.

    Задача: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучений.

    Содержание: использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся.

    3. Практическая работа:

     Задача: Применение полученных знаний на практике.

    Содержание: Применение приемов, заданий, которые выполняют обучающиеся самостоятельно.

    4 Этап: контрольный (12 мин)

    Задача: Целевой обход
    Содержание: Заключительный этап педагога.

    5 Этап: итоговый (6 мин)

    1.Подведение итогов.

    Задача: Анализ и оценка успешности достижения цели , определение перспективы последующей работы.

    Содержание: Педагог вместе с детьми подводит итоги.

    2.Рефлексия:

    Задача: Мобилизация обучающихся на самооценку.

    Содержание: Самооценка обучающихся, психологического настроя, причин некачественной работы, полезность учебной работы.

    Ход занятия 1

    1 Этап. Организационный момент.

    Приветствие, проверка списочного состава, проверка готовности обучающихся к занятию, создание эмоционального настроя на работу

    2 Этап. Сообщение темы, постановка цели и задачи занятия.

    Мотивация учебной деятельности.

    Мне бы хотелось начать занятие с стихотворения Сергея Михалкова

    Снег кружится,
    Снег ложится -
    Снег! Снег! Снег!
    Рады снегу зверь и птица
    И, конечно, человек!
    Рады серые синички:
    На морозе мерзнут птички,
    Выпал снег - упал мороз!
    Кошка снегом моет нос.
    У щенка на черной спинке
    Тают белые снежинки.
    Тротуары замело,
    Все вокруг белым-бело…

     

    - О чем это стихотворение? (О зиме, о снеге)

    - Многие художники посвятили свои работы этому чуду природы (Видеоряд репродукций русских художников)

    -Посмотрите, как прекрасны деревья, припорошенные снегом.

    Есть замечательное стихотворение С.Есенина:

    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром,

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    -С чем сравнивается снег в стихотворении? (С серебром)

    -Что лежит на пушистых ветках? (Снежная кайма)

    Кайма-снежная полоска на краю ветки.

    _Сколько красивого увидели художники и поэты в наступлении зимы. Красота рядом с нами, главное-замечать ее. И помогает нам в этом природа.

     Мы попробуем изобразить веточки деревьев , запорошенных снегом с помощью макраме. Удивлены?  

    На протяжении двух занятий мы будем выполнять объемную композицию из отдельных плетеных деталей. Как вы уже поняли, работа эта-коллективная. Будем работать в трех подгруппах.  Каждый из вас будет делать отдельные элементы, а потом их соединим и закрепим на тканевую основу. Получится  три  картины, которые  мы условно  назовем «Первый снег».

     

    3 Этап. Основной.

    1)  Проверка и коррекция опорных знаний.

     Вы уже составляли небольшие композиции из отдельных элементов макраме, и знаете, что их основой является закрепление разных плетеных деталей на ткани и оформление в декоративную рамку.

    - Вспомните, какие коллективные работы вам пришлось выполнять

     (композиция с осенними листьями, и «чудо-букет»).

    -Чем характеризуется объемное изображение?

    (Детали закрепляются на ткани не полностью, а только приклеивается какая -нибудь часть)

    2) Усвоение новых знаний и способов действий

     На этом занятии мы научимся с вами плести веточки деревьев петельными узлами, научимся присоединять детали друг к другу узором «горизонт».

    Но прежде, рассмотрим репродукции картин  известных русских художников-  Васнецова «Зимний сон», Шишкина «Зима», Сурикова «Взятие снежного городка», Юона «Волшебница зима» и др.

    -Что изображено на этих картинах?(зимняя природа, пейзажи).

    -Какой предстала перед нами зима? ( снежной, белой, разноцветной).

    -Какие краски выбирают художники?

    Но не только художники обращались к теме зимы.  П.И.Чайковский-великий русский композитор  написал музыкальную пьесу про зиму под названием «Декабрь.Святки». Послушаем фрагмент из этого произведения.

    (Обучающиеся слушают фрагмент пьесы). Музыка как бы рассказывает о снежных вихрях, о вьюге.

    Закройте на минуточку глаза и представьте ,как будто мягкие пушистые снежинки за окном  опускаются на веточки деревьев. Попробуем передать ощущение этого великолепия в нашей работе «Первый снег»

    3) Практическая работа.

    -Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и иголками (Приложение 1)

    - Инструктаж педагога по выполнению веточек.

     Представьте себя Морозом-волшебником, который плетет ажурные кружева из снега  и  « Не сиди сложа руки, тогда не будет в доме скуки»

    3.1 Этапы выполнение композиции:

    а) Подготовка нитей к работе;

    б) Плетение зигзаговых полосок;

    в) Соединение полосок узором «горизонт»;

    г) Соединение отдельных веточек в большую ветку;

    д) Плетение листиков, цветочков; составление зимнего  букета;

    е) Плетение вазы;

    ж) Соединение деталей в единую композицию.

    План работы над веточками: (Приложение 3.2)

    (Показ выполнения работы)

     Для выполнения композиции «Первый снег» необходимо иметь 40-45 м белого шнура диаметром 1 мм, 13 м красного ( розового  или желтого) шнура диаметром 1,5-2мм, а также белый бисер крупный и мелкий, рамку размером 24*30см, картон по размеру рамки, чёрный или синий  бархат размером 26*34см.

     Для композиции необходимо сплести вазу, цветы разных размеров, лепестки, веточки.

    Горизонтальными бридами с уклоном сплетите цветы, лепестки и полулепестки по схемам. Размер цветка зависит от количества горизонтальных брид. Сшейте  треугольники лепестков . В центре цветка пришейте крупный бисер.

    Веточки сплетите следующим образом: из нитей, нарезанных по 40 см, сплетите зигзаговые цепочки из петельных узлов.

    При длине одной цепочки 1 см, а второй - 1,5 см соедините их между собой перевитым узлом( узор «горизонт»)

    Продолжая плести веточку узором «горизонт», приплетайте к ней слева и справа новые зигзаговые цепочки на некотором расстоянии друг от друга. Основная ветка, к которой приплетаются все маленькие веточки-цепочки, должна быть сплетена из нитей длиной 70-80см. В процессе плетения лишние нити следует обрезать, чтобы ветки не получились слишком толстыми.

    Для вазы нарежьте 6 нитей по 1,5 м. Навесьте 5 нитей на 6-ю двойным репсовыми узлами. Сплетите три ряда двойных плоских узлов в шахматном порядке. Затем на крайние нити навесьте по одной сложенной пополам нити длиной 1,3 м. Проплетите 1 ряд двойными плоскими узлами и навесьте по краям еще по одной нити (в работе 20 нитей). Сплетите ряд двойными плоскими узлами. В центре вазы, на нитях 9,10,11, 12, откройте ромб двумя рядами диагональных брид. В центре ромба завяжите узел «жозефина» и закройте ромб двумя рядами диагональных брид. Параллельно с ромбом по краям вазы плетите «шахматку». После 7-го ряда «шахматки» начинайте убавлять нити способом «чистый край». Крайнюю левую нить возьмите за основу и 2-й нитью завяжите на ней двойной репсовый узел. Тоже самое сделайте с правой стороны вазы. На оставшихся 12 нитях сплетите два ряда двойных плоских узлов в шахматном порядке. Плетение вазы закончите тремя рядами горизонтальных брид. Нити обрежьте и закрепите с изнанки.

    Из всех законченных деталей составьте композицию и пришейте аккуратно к ткани. Затем пришейте мелкий бисер – снег. Ткань приклейте к картону и оформите готовую композицию в рамку.

     

    4 Этап. Контрольный.

    Всем заданы элементы для нашей коллективной работы. Перед вами лежат схемы плетения веточек и вазы. (приложение 3.1.)

    Предлагаю начать выполнять практическую работу   под музыку Петра Ильича Чайковского «Декабрь. Святки».

    (Практическая работа обучающихся под музыкальное сопровождение).

    Педагог помогает обучающимся выполнить задание.

    Через 20 мин практической работы физкультминутка

     (приложение 4).

    5 Этап. Итоговый.

    5.1 Подведение итогов занятия.

    Выставка и анализ выполненных элементов. Посмотрите на свои веточки, цветочки и листики. Они нежны удивительны. Вы выполнили только начальную часть работы. Остальные детали, сборку и  художественное оформление  сделаем на следующем занятии.

    -Что же нового вы узнали на занятии?

    -Музыкальное произведение какого композитора сопровождало нашу работу?

    -Как называется это произведение?

    -Каким узором соединяли элементы веточек? («горизонт»).

    - Каким узлом плели детали веточек? (петельным).

    - Вспомните, для чего мы сегодня трудились… (плели отдельные элементы для коллективной композиции «Первый снег»).

    Спасибо за хорошую работу.

    5.2.Рефлексия.

    «Пальчики» (обучающиеся  поднимают вверх руку с сомкнутыми в кулак пальчиками, на каждый из вопросов педагога  при согласии ребенок расправляет один пальчик. В результате экспресс-диагностики выясняется отношение каждого обучающегося к занятию  и к своей работе)

    1.  Я доволен своей работой на занятии.

    2.  У меня было хорошее настроение на занятии.

    3.  Мне понравилось изделие, которое я сделал.

    4. Я буду продолжать знакомиться с  новогодней тематикой.

    5.  Мне понравилось занятие.

    Ход занятия 2

    1 Этап. Организационный момент.

    Приветствие, проверка списочного состава, проверка готовности обучающихся к занятию, создание эмоционального настроя на работу

    2 Этап. Сообщение темы, постановка цели и задачи занятия. Мотивация учебной деятельности.

    Новый год –это праздник, который  начинается задолго до 31 декабря и продолжается еще после 1 января. Нам хочется подольше удержать и в доме  и нашем уютном кабинете  то радостное настроение семейного тепла, надежд, ожидания сюрпризов,  которое несет  с собой этот всеми любимый праздник. А мы продолжаем изготавливать своими руками подарки, которые с радостью можем преподнести своим родным, близким, друзьям.

    -Вспомним, какую работу  выполняли на предыдущем занятии? ( плели элементы веточек, листьев и цветов для картины «Первый снег»)

    Сегодня необходимо завершить работу: изучить некоторые основы композиции, соединить плетеные  детали в единое целое и художественно оформить работу.

    3 Этап. Основной.

    3.1.Усвоение новых знаний и способов действий.

     Для дальнейшей работы необходимо усвоить некоторые основные правила и приемы составления композиции.

    Залогом удачной композиции является:

    - правильное расположение, сочетание и соотношение цветов, листьев и вазы по размеру, форме, цвету;

    -простота композиции;

    - соблюдение масштабности и других основных выразительных средств композиции-пропорции, равновесия, контраста, акцента.

    Непременный элемент композиции –свободное пространство, оно помогает  зрителю следить за продолжением линии , видеть ее красоту.

    (Просмотр  образцов составления композиции).

    2).Практическая работа

     Долетаем  вазочку и цветочки. Детали  все готовы. Теперь можно приступать к размещению композиции.

    Не забывайте, что композиция –это единое целое, созданное из разных элементов. Единое целое у вас должно и получиться.

     Сама композиция  ассиметрична, в ней не должно быть одинаковых по величине элементов, одинаковых расстояний между ними.

    Начинаем  с размещения веточки: она должна быть с красивым изгибом, наклоном, расположена слева

    Затем выстраиваем центр нашей композиции –вазочку, добавляем цветочки ,1-2 маленькие веточки травки. Вначале просто раскладываете все эти элементы на основе, мы обсудим с вами ваш выбор, может быть, я посоветую вам что-либо изменить, но при этом объясню почему. Затем вы запоминаете, как бы «фотографируете» все размещенное и приступаете к приклеиванию.

    4 Этап.Контрольный

    (Звучит музыка П.И.Чайковского)

    Выполнение работы с перерывом на «пальчиковую гимнастику»

    5 Этап. Итоговый

    5.1.Подведение итогов.

    Выставка и анализ работ. Получились чудесные работы (приложение 3.3).Этими работами мы украсим наш кабинет.

     Я чувствую, что вас заворожила зима. Она манит нас в заснеженный парк и сверкающий лед и мне хочется прочитать вам одно стихотворение:


    Господи, так снега захотелось…
    Хлопьями, летящего с небес,
    Чтоб земля невестою оделась
    И туман над городом исчез…

    Хочется снежинок первых, нежных,
    Чтобы люди, позабыв дела —
    Вверх смотрели на подарок снежный.
    Чтоб сказали вслух: «Зима пришла!»

    Хочется услышать смех детишек,
    С восхищеньем, трогающих снег…
    Вечера зимой добрей и тише,
    И блестит вуаль замёрзших рек…

    Хочется зимы, чтоб в мире этом
    Стало всё хоть капельку белей.
    Пусть снежинки полетят по свету,
    Радость принося в сердца людей…

    Господи, так снега захотелось…
    Хлопьями, летящего с небес,
    Чтоб зимой душа людская грелась
    Ожиданьем счастья и чудес…

    Ирина Самарина.

    5.2.Рефлексия.

    Осталось узнать ваше отношение к занятию.

    «Пальчики» (обучающиеся  поднимают вверх руку с сомкнутыми в кулак пальчиками, на каждый из вопросов педагога  при согласии ребенок расправляет один пальчик. В результате экспресс-диагностики выясняется отношение каждого обучающегося к занятию  и к своей работе)

    1.  Я доволен своей работой на занятии.

    2.  У меня было хорошее настроение на занятии.

    3.  Мне понравилось изделие, которое я сделал.

    4. Я буду продолжать знакомиться  с  новогодней тематикой.

    5.  Мне понравилось занятие.

    Словарь специальных терминов с пояснениями

    Брида-ряд из репсовых узлов.

    Двусторонняя цепочка (зигзаговая )-цепочка, узлы которой завязаны и слева и справа.

    Квадратный узел-два плоских узла левый и правый, завязанные один под другим.

    Композиция-взаимное расположение фигур (элементов) на выбранном формате, сочетание каких- либо элементов, объединенных общим замыслом, идеей и образующих гармоничное единство.

    Макраме-разновидность плетения, основанная на завязывании узлов.

    Наборный ряд-определенное количество нитей, навешанное на основу сначала работы.

    Односторонняя цепочка-цепочка. узы которой расположены с одной стороны левой или правой.

    Пико-воздушная петля, сплетенная вдоль цепочки с одной или обеих сторон.

    Плоский узел- основной узел макраме. Бывает левым и правым.

    Пропорция-соотношение сторон, частей одного предмета или нескольких фигур между собой.

    Рабочая нить (оплетающая, плетущая, затяжная)- нить, которой работают.

    Репсовый узел-один из основных узлов макраме. Бывает горизонтальный, вертикальный и диагональный.

    Узелковая нить-( направляющая, ведущая, основная)-нить, вокруг которой завязывают узлы.

    Узел «Жозефина»-декоративный узел макраме.

    Узор «Горизонт»-  односторонние петельные узлы, завязанные на основе.

    «Фриволите»-узел макраме, состоящий из верхнего и нижнего петельных узлов.

    Цепочка-однотипные или разнотипные узлы, завязанные друг под другом в определенном порядке.

                                     Литература и интернет ресурсы

    Литература

    1. Ажурная вязь макраме./ сост.Ашастина Е.Н.- СПб.: Идательство «Литера», 1998.-96с.
    2. Бушкова Л.Ю.»Поурочные разработки по изобразительному искусству» Москва «ВАКО»,2009.
    3. Головань Т.В. Модные детали макраме. Самоучитель.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.-256.:ил.
    4.  Давыдова М.А.  «Поурочные разработки по технологии» Москва «ВАКО» 2009.
    5. Исполиева Ю.Ф. «Секреты макраме», М, АСТ «Астрель», 2002.
    6. Колокольцева С.И., «Макраме для всех».-Смоленск, 1997.
    7. Котелянец Н.Н., «Изделия из ниток»- Киев.1999.
    8. Кузьмина М.А.Азбука плетения. Второе издание. –М.: Легпромбытиздат, 1992.
    9. Кузьмина М.А. Азбука плетения. – М.: Издат-во Эксмо, 2006.- 256с.
    10. .Крижаускене П. «Немного веревки, лоскутков и... фантазии» –М.:"Молодая    гвардия", 1982 .
    11. Креативное рукоделие. Вяжем, шьём, плетём, вышиваем, создаём украшение, одежду, аксесуары, оригинальные вещи для дома/ Сост. Д.В. Нестерова. – М.: РИПОЛ Классик, 2007.- 256с. Максимова М.В., Кузьмина М.А. «Незабытые ремесла».-Минск, 1987.
    12.  Макраме. / авт.-сост. В.А.Федотова, В.И. Федотов.- М.: АСТ: Донецк: сталкер, 2005
    13. Мирошникова И.С. Макраме – искусство хитросплетения. – Ростов н/Д.: «Феникс», Москва: Цитадель-трейд, 2005.
    14. Микромакраме с бисером и бусинами/ М.Г. Паланова, О.В. Горяинова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.-222 с.
    15.  Макраме. Украшение из плетёных узелков/ [ред.-сост. В.Р.Хамидова]. – М.: РИПОЛ-классик, 2008.- 192 с.
    16.  Макраме/Сост. Пицык А.А. – М.:  ООО ТД «Издательство Мир Книги», 2009. – 256с.
    17. Ольшангская Ю.Е. Макраме. Техника «Кавандоли». – М.: «Культура и традиции», 2000.
    18. Плетение из шпагата, шнура, бечёвки. Идеи для интерьера./ Т.О. Скребцова, Л.А. Данильченко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
    19. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. / [ред. Молотобарова О.С.]- М.: Просвещение, 1986.
    20. Рукоделие. - М.: "Большая Российская энциклопедия", 1993.
    21.  Рябинина Г. В. Макраме. – М.: П К Алтай, 1993.
    22. Светашова Т. «Макраме», Нальчик, 1993.
    23. Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме: книга для учащихся 4-8кл. сред.школы.- 3-е изд. Доработанное. – М.: Просвещение, 1992.
    24. СильвиОг. Макраме. Модные идеи. Перевод с французского. Перевод и изд. на русском языке. ООО «Издательская группа «Контэнт», 2010.
    25. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов высш. учебн. заведений/Т.С.Панина, Л.Н.Вавилова: под ред. Т.С. Паниной. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 160 с.
    26. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ авт-сост. Л.В. Горнова и др.- Волгоград: Учитель, 2008.- 250с.
    27. .Теплякова Г.Н. «Макраме»// Женское рукоделие.-СПб.,1999.
    28. Технология народных ремёсел. Бисер, соломка, береста, макраме: программа, разработки занятий. 1-4 классы\авт.-сост. В.А. Мураева.- Волгоград: Учитель, 2011. -127с.:ил.
    29. Трепетунова Л.И. «Природный материал и фантазия» Волгоград ,2009
    30. Филоненко К.В. «Азбука макраме» - К.: "Радянська школа", 1988 г.
    31. Цамуталина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей / Художники Л.В. Кирилычева, В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 192с.
    32. Чиотти Д. Макраме: украшение из плетёных узелков/ пер. с ит.- М.: Издательский дом «НиолаXXI век», 2005.
    33.  Чудо- узелки. Искусство плетения наузов/ М. Локшина. – М.: ИЦ «Слава!» ООО «Форт-профи», 2009.- 2008с.
    34. Чудиловская И.А. Я умею плести макраме.- М. :Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2000
    35. Шорохов Е.В. Основы композиции,- М.: «Просвещение»,1979 .

    Интернет источники:

    1.bible-facts.ru. Интересные факты о снежинках.

    Увлекательные библейские факты.

    2.fishki.net. Снежинки –совершенное творение природы.

    3.ucthat-v-skole.ru-Физкультминутки

    4. http://www.fitopark.eu/macrame/1-macrame-uroki.htm

    5. http://cluclu.ru/blog/macrame

    6. http://luntiki.ru/blog/masterclass/1561.html

    7. http://rukodelie.dljavseh.ru/Iz_istorii_rukodelija/Istorija_makrame.html

    8. http://macrame-clot-25.ucoz.ru/publ/istorija_makrame__

                                                                                                                                           


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

                                                                                                 Приложение 1

                     Инструктаж по технике безопасности

     Во время работы:

    1. Перед началом работы материалы и инструменты разложить в установленном месте, в удобном и безопасном для пользования порядке.
    2.  Содержать в порядке и чистоте рабочее место. Не допускать загромождения инструментами, отходами нитей и мусором.
    3. Быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
    4. Положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть 25-30 см.
    5. В случае плохого самочувствия прекратить работу. Поставить в известность педагога.
    6. При травмировании обратиться к педагогу, воспользоваться аптечкой.
    7. После окончания работы привести в порядок свое рабочее место.
    8. Мусор и отходы ниток собрать и сложить в отведенную корзину.

          При работе с ножницами:

    1.Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.

      2.Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под материалом, так как, беря ножницы, их можно уронить и поранить себя или рядом работающего.

    3.Передавать ножницы колечками вперед, с сомкнутыми лезвиями.

    4.Не подходить во время работы с ножницами к другим воспитанникам.

    При работе с иглами, булавками:

    1.        Знать количество булавок, взятых для работы, в конце работы проверить их наличие.

    2.        Не держать иглы и булавки губами, можно случайно вдохнуть их.

    3.        Иглы и булавки вкалывать только в иглодержатели, не вкалывать в одежду, мягкие предметы.

    4. После окончания работы проверить, не остались ли булавки в изделии.

                                                                                                 

                                                                                                     


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия по сенсорному развитию для детей 2 -3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития -- Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Открытка для Деда Мороза»

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАРТАМЕНТ...

    Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

    Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

    Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»

    Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»...

    Методическая разработка цикла занятий с суворовцами по формированию УУД в ходе тренинговых занятий

    Данная методическая разработка включает в себя цикл тренинговых занятий, направленных на формирование личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий суворовцев по темам: «Жи...

    Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»

    Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»...

    Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»

    Методические рекомендации циклу занятий «Культурное наследие великого города»...

    авторская разработка цикла занятий по физической культуре для 1 класса

    разработка трёх сценарных планов занятий для 1 классов, на основе принципов сопряжённого психического и физического развития...