Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"
методическая разработка по информатике и икт по теме

Улейкина Татьяна Алексеевна

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc234 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Методическая разработка учебного занятия практического обучения по теме «Циклы с несколькими зависимыми параметрами» представлена в номинации методическая разработка учебного занятия практического обучения дисциплинарной, междисциплинарной, модульной подготовки.

Учебное занятие предназначено для обучающихся первого курса по специальности 050715 «Коррекционная педагогика в начальном образовании», осваивающих учебную дисциплину ОДБ.04 «Информатика и ИКТ».

Программа учебной дисциплины ОДБ. 04 ИНФОРМАТИКА И ИКТ является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 050715 Коррекционная педагогика в начальном образовании (по программе углубленной подготовки).

Актуальность данной разработки заключается в том, что на данном учебном занятии будет использован активный метод обучения «Цикл Колба», что создаст условия для формирования умений:

  • составлять алгоритмы для решения задач;
  • решать задачи с использованием компьютера;

и для формирования знаний обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СПО:

  • понятия информация, информационная культура;
  • понятия алгоритм и способы записи алгоритмов;
  • один из языков программирования.

Кроме того, для обучающихся будут созданы условия для формирования  предметных и универсальных учебных действий, которые будут  в дальнейшем способствовать формированию  общих компетенций (ОК):

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ  и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного саморазвития.
  • ОК 5. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и партнерами.

Будущие учителя начальных классов будут осваивать современные активные методы обучения в процессе практического обучения и смогут использовать данный опыт в своей будущей профессиональной деятельности.

В группе обучается 11 человек, из них на оценку «5»- 5, на оценку «4»-5,на оценку «3» -1, в результате успеваемость в группе составляет 100 %, качество обучения 91 %. Уровень развития группы можно охарактеризовать как группа – автономия (по  Л.И. Уманскому, А. Н. Лутошкину).

В группе преобладают обучающиеся, которые   эффективно обрабатывают информацию через образы, эмоции, интуицию, от целого по частям   (дедуктивным способом). В меньшей степени присутствуют обучающиеся с линейным способом (индуктивным способом) обработки информации (от частей до целого), которые предпочитают обрабатывать информацию «шаг за шагом». Такие обучающиеся нуждаются в соответствующем подходе получения информации,  но в тоже время огни должны учиться приобретать навыки обратного мышления. Преобладание обучающихся с дедуктивным способом обработки информации позволяет успешно реализовывать на учебном занятии практического обучения «Метод Колба» (см. приложение №1). Учебное занятие имеет следующую структуру, обозначенную в трех частях:

  1. Подготовительная часть учебного занятия включает в себя подготовку обучающихся к педагогическому взаимодействию, созданию положительной атмосферы, мотивации учебной деятельности,  актуализацию опорных знаний.

 Преподаватель совместно с обучающимися формулирует тему, цели и задачи учебного занятия, через создание проблемной ситуации. Решение, которой приводит к осознанию значимости практических умений и знаний в своей будущей профессиональной деятельности.

  1. Основная часть учебного занятия состоит из этапов первичного усвоения новых знаний, первичной проверки понимания, первичного закрепления. На этапе первичного усвоения новых знаний преподаватель демонстрирует опыт решения типовой задачи на применения цикла с несколькими зависимыми параметрами (реализуется первый этап «цикла Колба» - опыт). При реализации этапа первичного усвоения новых знаний, обучающиеся совместно с преподавателем анализируют решение задачи, делают выводы, каким образом была решена задача. Затем выдвигают идеи решения задачи с применением цикла с несколькими зависимыми параметрами. Обобщают опыт преподавателя. Формулируют правила составления цикла с несколькими зависимыми параметрами (реализуется второй и третий этап «цикла Колба» - рефлексия, идеи). Полученные теоретические знания обучающиеся применяют на этапе первичного закрепления, решая задачи на применение цикла с несколькими зависимыми параметрами (реализуется заключительный этап «цикла Колба» - активное экспериментирование). Преподаватель проводит инструктаж по технике безопасности при работе с персональным компьютером, гимнастику для глаз.
  2. Заключительная часть учебного занятия включает в себя анализ и оценку успешного достижения цели учебного занятия, выявление качества и уровня овладения обучающимися практическими умениями и приобретения первичного опыта. Информацию о домашнем задании и методику его выполнения.

Таким образом, результатом учебного занятия являются сформированные  теоретические знания и практические умения  по теме : «Циклы с несколькими зависимыми параметрами».

Список используемой литературы:

  1. Педагогика [текст] / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2010. – 432 с.
  2. Сафронов,  Н.К., Бейсик в задачах и примерах [текст]: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования И.К.Сафронов. – СПб.: БХВ – Петербург, 2010 – 230 с – (Профессиональное образование)
  3. Лапчик,  М.П. Методика преподавания информатики [текст]: учеб. пособие для студ. Пед. вузов /М.П.Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К.Хеннер. – М.: академия, 2003. – 624 с. (Высшее образование).

Технологическая карта урока информатики.

Тема: «Циклы с несколькими зависимыми параметрами»

Тип урока

Усвоение новых знаний

Цель урока

Изучение  циклов с несколькими зависимыми параметрами и правил  их составления  с использованием языка программирования QBASIC.

Задачи:

  1. Образовательные


-создать условия для закрепления    графических примитивов при программировании, циклических алгоритмов (способствовать формированию ОК 4)


  1. Развивающие


 -способствовать развитию логического мышления, обучающихся на основе умений анализировать, делать выводы при решении задач, выделять главное, обобщать и систематизировать.

- способствовать развитию творческих способностей, сенсорной сферы (развитие глазомера).

 (способствовать формированию ОК 4).

  1. Воспитательные

-способствовать воспитанию целеустремленности достижения поставленной цели. (способствовать формированию ОК 1, ОК 4, ОК 5)

Планируемый результат

Предметные:

Составлять программы, используя  цикл с несколькими зависимыми параметрами, графических примитивов. Соблюдать правила составления цикла с несколькими зависимыми параметрами.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: уметь находить и исправлять свои ошибки.

Познавательные: понимать правила составления цикла с несколькими зависимыми параметрами.  

Коммуникативные: сотрудничать с одногруппниками при выполнении заданий: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать одногруппнику об ошибках. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные:

Внимательно относится  к собственным переживаниям и  переживанием других людей. Адекватно воспринимать оценку преподавателя. Выполнять санитарно – гигиенические правила и правила техники безопасности при работе с ПК.

 (способствовать формированию  ОК 1, ОК 4, ОК 5)

Основное содержание темы, термины и понятия

Независимый аргумент, зависимые переменные, цикл с несколькими зависимыми параметрами, правила составления цикла с несколькими зависимыми параметрами.

Организация учебной деятельности

 фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая.

Основные методы организации деятельности

Словесные (рассказ, объяснение, беседа)

Наглядные (демонстрация презентации, демонстрация решения типовых задач)

Практические (составление программ с использование оператора цикла FOR …NEXT с несколькими зависимыми параметрами)

Технические средства обучения

Ноутбук, мультимедийные проектор, мультимедиа – презентация «Циклы с несколькими зависимыми параметрами»

Ход учебного занятия

Этап учебного занятия.

Цели этапа.

Организация учебной деятельности. Методы, приемы обучения.

Деятельность обучающихся

Деятельность преподавателя

 Результат.

1.Организационный этап

Цель: подготовить обучающихся к работе на учебном занятии.

Организация учебной деятельности: групповая

Методы, приемы обучения:  прием «обращение».

Подготовка к учебному занятию.

Проверка готовности обучающихся к учебному занятию, создание положительной атмосферы на учебном занятии.

Готовность обучающихся  к учебному занятию.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: мотивация учебной деятельности обучающихся через осознания практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач учебного занятия. Организация учебной деятельности: коллективная

Методы, приемы обучения:  словесный метод (беседа), наглядный метод (демонстрация  презентации)

Активное участие в решение проблемной ситуации, формулируют совместно с преподавателем тему, цель и задачи урока.

 Сообщение темы, цели и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы.

Проведение беседы:

Скажите, пожалуйста,   как вы планируете свой будний день, чтобы он был успешным?

… оказывается важно в современном мире быть организованным, пунктуальным, внимательным, дисциплинированным.

Тема нашего занятия поможет вам в этом.   Итак, тема нашего  занятия     «Циклические алгоритмы с несколькими зависимыми параметрами, правила их составления»

(слайд 1)

Осознание обучающимися практической значимости применяемых знаний и умений в своей будущей профессиональной деятельности. (способствовать формированию ОК 1)

3.Актуализация опорных знаний.

Цель: актуализировать   знания, навыки   и умения непосредственно связанные с темой учебного занятия.

Организация учебной деятельности:   фронтальная. Методы, приемы обучения:  словесный метод (ответы на вопросы), наглядный метод

(демонстрация презентация)

Отвечают на поставленные вопросы, дают определение «циклического алгоритма», называют оператор построения окружности, структуру цикла FOR …NEXT.

Высказывают свое мнение.

Проведение фронтального опроса (слайд 2):

1.Что такое «циклический алгоритм»?

2.Оператор построения окружности?

3.Какую структуру  имеет цикл?

4. Какие операторы цикла вы знаете?

5. Где в жизни мы можем наблюдать цикличность?

Комментарии к ответам обучающихся.

 Опорные знания, навыки и умения по теме:

«Циклический  алгоритм». (способствовать формированию  ОК 4)

4.Первичное усвоение новых знаний.

Цель: познакомить с правилами составления  цикла с несколькими зависимыми параметрами. Методы, приемы обучения:  наглядный (демонстрация презентации), прием «обращение»

Организация учебной деятельности:   фронтальная. Реализация цикла Колба.

 1 этап - опыт.

Восприятие информации.

Рассматривают решение задачи на применение цикла с несколькими зависимыми параметрами. Записывают программу  «Рупор» в рабочие тетради.

Способствовать восприятию, осмыслению, первичному пониманию правил составления программ  с использованием цикла с несколькими зависимыми параметрами.

   Решение типовой задачи на применение цикла с несколькими зависимыми параметрами.

Условие задачи:

Составить программу, выводящую на экран «Рупор» (слайд 3)

Решение:

CLS

SCREEN 9

FOR X=0 TO STEP 10

CIRCLE (X,175),X/4,15

NEXT X

Объяснение хода решения задачи.

Обеспечено первичное понимание правил составления цикла с несколькими зависимыми параметрами.

(способствовать формированию  ОК 5)

5.Первичная проверка понимания. Цель: проверить глубину понимания учебного материала. Организация учебной деятельности: фронтальная. Методы, приемы обучения:  словесный метод (ответы на вопросы),  наглядный метод (демонстрация  презентации)  Реализация цикла Колба.

 2 этап  - рефлексия.


3 этап – идеи.

Активное обсуждение решения задачи на составления программы «Рупор».

Анализируют  решение типовой задачи. Отвечают на вопросы. Предлагают варианты ответов.









Выработка подходов к выполнению задач  на циклы с несколькими зависимыми параметрами.

Установление правильности и осознанности знаний, необходимых при решении задач обучающимися.

Проведение беседы: сколько параметров присутствует в операторе цикла? Какие параметры изменяются, а какие нет? Есть ли закономерность между параметрами? Как установлена закономерность? Комментарии ответов обучающихся.




Создание условий для выработки  подходов к выполнению задач. Совместное формулирование с обучающимися правил составления цикла с несколькими зависимыми параметрами (слайд 4).

Комфортная рабочая атмосфера.

Активная деятельность обучающихся.

Знание правил составления цикла с несколькими зависимыми параметрами обучающимися. (способствовать формированию  ОК 4)














6.Первичное закрепление. Цель: закрепить полученные знания и умения на практике решения задач.

 Организация учебной деятельности:

индивидуальная. Методы, приемы обучения:  практический метод (решение задач),  наглядный метод (демонстрация  презентации)

Реализация цикла Колба.

 4 этап  - эксперимент.

Активное экспериментирование. Решение задач с использованием цикла с несколькими зависимыми параметрами.

№ 193

(приложение № 3, слайд 6)

Дежурный проводит гимнастику для глаз  после окончания работы за ПК. (Приложение № 4)

Создание условий для закрепления полученных знаний и умений; проведение инструктажа по техники безопасности при работе с персональным компьютером (приложение №2, слайд 5)

Индивидуальная работа за ПК.

 Соблюдение правил техники безопасности при работе с ПК. Выполнение задач  на применение цикла с несколькими зависимыми параметрами. Выполнение гимнастики для глаз. (способствовать формированию  ОК 4)

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель: сообщить  обучающимся   домашнее задание, разъяснить методику его выполнения. Организация учебной деятельности:

Фронтальная. Методы, приемы обучения:  словесный,  наглядный метод (демонстрация  презентации)

Записывают,  и просматриваю домашнее задание

№ 194 (приложение № 5,слайд 7)  Осмысление домашнего задания. Повторяют правила составления цикла с несколькими зависимыми параметрами.

 Передача информации о домашнем задании; инструктаж по его выполнению; проверка уровня понимания  содержания домашней  работы и способов его выполнении;

Повторение правил составления цикла с несколькими  зависимыми параметрами.

Понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

8.Рефлексия (подведение итогов учебного занятия)

Цель: Оценить успешность учебной деятельности по результату и процессу рефлексии;

 Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Методы, приемы обучения:  прием «побуждение к открытому диалогу»

Заполняют  карту самооценки учебной деятельности(приложение № 6, слайд 8).

Оценивают успешность учебной деятельности по результатам и процессу рефлексии, в котором просматриваются причины, приведшие к успеху и неудачам;  фиксируют  содержание нового учебного материала.

Анализ успешности учебной деятельности по результату и  процессу рефлексии; зафиксировать  трудные моменты на учебном занятии, для дальнейшего планирования учебной деятельности обучающихся. Объявление итогов урока.

  Открытость учащихся в осмыслении своих действий, поведения и эмоционального состояния.

(способствовать формированию  ОК 1)













Приложение № 1

Метод обучения Д. Колба

Принцип обучения через опыт реализуется в виде модели, которая известна как «Цикл эмпирического познания». Этот цикл стал широко известен в 1960 -70 гг. во многом благодаря американскому ученому-психологу Дэвиду Колбу, отчего его еще называют как «Цикл познания Колба», «Цикл Колба»

Если в традиционном обучении дается 90% информации и в лучшем случае – 10% опыта, то в технологии «Цикл Колба» все наоборот – 10% - это знания, остальные 90% - это навыки и умения, живой опыт. В этом принципиальная разница подходов.

Технология заключается в следующем: для того чтобы обучающемуся обучиться какому-либо сложному навыку максимально эффективно, он должен пройти по четырем стадиям (рисунки №1)

1.Непосредственный опыт. 

2.Анализ опыта. Рефлексия.

3.Обобщение опыта. Идеи. 4.Активное экспериментирование.

Рисукок №1. «Цикл Д.Колба»

После этого цикл можно повторить снова, так как  после эксперимента у обучающихся будет новый опыт.

Приложение № 2 Инструктаж по техники безопасности при работе с персональным компьютером.

Требования безопасности перед началом работы:        

  1. Не входить в верхней одежде, головных уборах, грязной обуви, с громоздкими предметами.
  2. Передвигаться по кабинету спокойно не торопясь.
  3. Работать разрешается только на том компьютере, который выделен на данном занятии.
  4. Не разговаривать громко, не шуметь, не отвлекать других обучающихся.
  5. Перед началом работы обучающийся должен убедится в отсутствии видимых повреждений оборудования на рабочем столе.
  6. Напряжение в сети кабинета включается только преподавателем.

Требование безопасности во время работы:

  1. Обращаться с техникой бережно, на клавиатуре работать не спеша.
  2. При появлении изменений в функционировании аппаратуры, самопроизвольного ее отключения необходимо немедленно прекратить работу и сообщить об этом преподавателю.
  3. Контролировать расстояние до экрана и правильную осанку. Не допускать работы на максимальной яркости экрана дисплея.

Требования безопасности после работы: выполнить действия строго по указанию преподавателя.

Приложение №3 Задача № 193  [2]

 рис.1.50

№ 193.Напишите программу, изображающую "орбиты", соприкасающиеся все в крайней правой точке и имеющие разные радиусы (рис.1.50) 

Приложение №4.

Примеры гимнастика для глаз.

Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Пример:

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  2. Свести глаза к переносице и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда, влево, вверх и вправо. Повторить 3-4 раза.
  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Приложение № 5

Задача № 194[2]

№ 194.Создайте программу, выводящую на экран "труба" — окружности одного радиуса, выходящие из левого верхнего угла экрана и идущие под углом 45° вправо вниз (рис. 1.51). Окружности нарисованы одним цветом, а закрашены другим.

Рис.1.51. "Труба" под углом 45°

         Рис.1.52. "Труба" по диагонали

Приложение № 6

Карта самооценки учебной деятельности.

Утверждения

«+» или « - », перечисление ошибок, темы для доработки

1) Тема урока мне понятна.

2) Я достиг цели урока.

3) Я могу находить решения по построенному алгоритму.

4) У меня сегодня всё получалось, я не допускал ошибок.

5) Я допустил ошибки в при решении задач (перечислите).




6) Мне необходимо поработать над …

Комментарий: знак «+» ставится напротив утверждения, с которым вы согласны, если нет знак «-».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение активных методов обучения как средство повышения качества знаний

В статье представлен анализ опыта работы по предложенной теме....

Применение активных методов обучения на уроках обществознания.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на уроке активи...

Применение активных методов обучения при конструировании учебного занятия

Гуслева Татьяна Владимировна, преподаватель, учитель, методист СПБ ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж» г. Санкт-ПетербургПроблемное обучениеПроектная и учебно-исследовательская деятельность об...

Применение активных методов обучения на уроках информатики

Одним из основных приемов компетентностного подхода в обучении могут служить активные методы, при которых деятельность учащихся носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Активные методы обуч...

Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"

Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: «Применение активных методов обучения на уроках биологии»

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают  учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе обучения. Активное обучение предполагает использование методов, которые на...