Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"
методическая разработка по немецкому языку

Методическая разработка "Применение активных методов обучения на обобщающих уроках немецкого языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody.docx60.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               ГБПОУ ВО

Бутурлиновский механико-технологический

колледж

Кострыкина М.В.

 Применение активных методов обучения на
обобщающих уроках немецкого языка
 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Бутурлиновка 2019 г.


Составитель: Марина  Валентиновна  Кострыкина - преподаватель ВК

 

       Методическая разработка обобщает опыт работы преподавателя иностранного языка в организации и проведении обобщающих уроков для студентов 2-4 курсов всех специальностей.  

     Цель - показать применение активных форм обучения на обобщающих уроках немецкого языка, а именно, активизации ранее изученного языкового материала в новых ситуациях общения с применением метода практического обучения профессиональной направленности на основе установления межпредметных связей.

Рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования»

Протокол №    от        2019г

Председатель ПЦК                        Вышкварка Г.Д.

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема эффективности обучения иностранному языку требует от преподавателя нового подхода по ее решению. В частности, разработки более совершенных организационных форм и методов обучения, развития навыков самостоятельной работы у студентов, смещения акцента с активной деятельности преподавателя на активную деятельность самих студентов. Результатом этого является повышение интереса к изучаемому иностранному языку, успешность в его овладении.

При обучении студентов иностранному языку такие подходы представляются наиболее актуальными, так как, для того чтобы овладеть этой дисциплиной, недостаточно быть объектом обучения. Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные методы обучения, где студент становится субъектом обучения. К таким урокам относятся: урок-конференция, урок-диалог, урок - защиты профессий, урок с применением компьютерных технологий. В настоящее время компьютеры есть во многих учебных заведениях, они позволяют широко использовать в учебном процессе демонстрационные, обучающие и контролирующие программы. Использование данных программ позволяет организовать обучение в индивидуальной, парной и групповой формах, учесть уровень подготовки, особенности мышления и памяти студентов. Кроме того, позволяет сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, расширить возможности применяемых технических и технологических задач. Считаю целесообразным проводить такие уроки на завершающем этапе работы над темой или параграфом, когда у студентов есть необходимый лексический запас слов, когда они получили необходимую информацию по данной теме.

Цели и методика организации обобщающих
уроков иностранного языка.

В средних профессиональных учебных заведения учебный процесс отличается многообразием организационных форм, и тем не менее весьма важное место в нем занимает урок. Как организационная форма он характеризуется постоянством состава студентов (учебная подгруппа), проведением преимущественно в учебном кабинете, по расписанию под руководством преподавателя. В ходе урока решается комплекс дидактических целей:

  1. сообщение студентам новых знаний, организация самостоятельного изучения нового учебного материала, формирование на основе усвоенных знаний идейных взглядов, убеждений;
  2. повторение и закрепление пройденного материала, уточнение, сообщение и систематизация полученных знаний, экспериментальное подтверждение теоретических положений;
  3. формирование практических умений: а) необходимых для овладевают последующими учебными дисциплинами; б)

профессиональных умений и навыков; в) умений и навыков самостоятельного умственного труда;

       4.  контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений;

       5.  развитие познавательных способностей студентов.

Такая особенность урока, отличающая его от других форм организации учебного процесса, составляет его преимущество и педагогическую ценность. Поэтому урок — наиболее доступная для студентов форма организации учебного процесса: переходы от одного вида деятельности к другому на уроке снижают утомление от однообразной работы. Он отвечает возрастным возможностям студентов, особенно на младших курсах. Но в то же время урок - весьма сложная форма организации учебного процесса, которая требует от преподавателя творческого подхода при планировании и большой напряженности в процессе проведения урока: четкая дозировка времени на каждую структурную часть урока вызывает необходимость постоянного контроля за темпом работы студентов и за собственной педагогической деятельностью.

Классификация уроков в среднем профессиональном учебном заведении несколько отличается от школьной в связи с тем, что в данном учебном заведении используются такие самостоятельные формы организации учебного процесса, как лекция, семинар, лабораторные и практические занятия. По этой же причине иначе складываются и соотношения количества уроков разных типов. В колледже широко применяются различные типы уроков: комбинированный, учетно-обобщающий, контрольно-учетный. Остановимся на учетно-обобщающих или повторительно-обобщающих. Главными дидактическими целями этих уроков — повторение, обобщение систематизация знаний. Отличительные особенности этого урока состоят в следующем: во время их проведения повторяется суть основных научных понятий, которые изучались ранее по данной теме; устанавливаются различные связи между изученными явлениями; классифицируются изученные явления на основе определенных критериев; используются методы и приемы обучения, способствующие формированию у студентов интеллектуальных умений, установлению межпредметных связей; выполняются задания, требующие синтеза знаний под новым углом зрения.

Подготовку к проведению обобщающих уроков я начинаю с разработки алгоритма. Но прежде преподавателю иностранного языка необходимо четко знать основные требования, предъявляемые к дисциплине «Иностранный язык», прежде всего, что основной целью курса «Иностранный язык» является обучение практическому владению разговорно-бытовой речью для активного применения как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Критерием практического владения иностранным языком является умение достаточно свободно пользоваться относительно простыми языковыми средствами в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. На этих уроках четко прослеживается преемственный переход от более простых форм работы (систематизации знаний по темам: «Знакомство», «В гостинице и  ресторане», «Путешествие», «Магазин и медобслуживание», «На фирме», «Деньги. Оплата», «Контракт») к сложным (составление рецептов дрожжевого, слоеного, песочного и бисквитного теста, рассмотрение комплектующих частей компьютера, сравнение пищевой ценности злаковых культур, области применения промышленного оборудования) на базе перевода текстов профессиональной направленности.

           

         Алгоритм проведения обобщающих уроков по немецкому языку

   Педагогическая наука и практика предлагают преподавателю богатый арсенал форм и приемов обучения. Чтобы у студентов создать интерес к предмету и к самой учебно-познавательной деятельности, я широко использую при проведении обобщающих уроков активные формы работы (ролевые игры, создание реальной производственной ситуации на уроке с применением метода практического обучения), так как основная задача средних профессиональных учебных заведений - подготовка студентов к предстоящей деятельности. Так, при обобщении материала по темам: «Знакомство», «В гостинице», «Путешествие», «Магазин» студенты , работая в парах, составляли диалоги и инсценировали их ( заказывали билет на поезд, проходили таможенный контроль, заказывали номера в гостинице с заполнением бланка-формуляра, знакомились с дирекцией выставки), кроме того они осваивали навыки письма ( простые и  коммерческие  письма), развивали навыки аудирования (прослушивание записей  на немецком языке) .

 Применение активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением встают новые задачи: 1) дать студентам знания; 2) обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации и компьютерных технологий. Основная задача средних профессиональных учебных заведений        -        подготовка        студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Подготовка студентов к будущей профессии включает в себя, с одной сторону, вооружение основами знаний, необходимых для будущей специальности, с другой стороны - формирование профессиональных умений и навыков (на базе работы с тексами профессиональной направленности).

        Суть активных форм обучения, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы способом деятельности. На обобщающих уроках по немецкому языку я попыталась приобщить студентов к такой производственной обстановке.  Использование таких форм работы повышает интерес студента к учебе, к предмету, наглядно прослеживается межпредметная связь со специальными дисциплинами, характерные для нашего колледжа.  

В рамках различных организационных форм обучения, обеспечивая активную познавательную деятельность студентов, я использую фронтальную, индивидуальную и групповую работу на уроке. Эти формы, в основном, я использую при обобщении и систематизаций устных тем и материала специальных текстов. Индивидуальную и групповую работу использую в практической части урока. (См. алгоритм)

 

Вывод

В заключении следует сказать, что активные формы обучения способствуют повышению качества обучения, смена традиционной формы организации уроков вовлекает студентов в «предлагаемые обстоятельства», - усиливает «личностную сопричастность» каждого студента к происходящему на уроке, создает общий побудительный фон к деятельности, учит студентов работать со справочной литературой. В процессе выполнения долгосрочных заданий происходит управление самостоятельной работой студентов, они овладевают языком в совместной деятельности с одногруппниками, возникает учебное сотрудничество и партнерство, которые развивают умение высказаться в беседах, обмениваться мнениями.

        ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бобкова Н.С. Немецкая коммерческая корреспонденция. - ВГТА, Воронеж, 2000.
  2. Бориско Н.Ф. Бизнес-курс немецкого языка.-Киев, «Логос».
  3. Зайцев В.В. Элементы высшей математики. - М., Наука, 1986.
  4. Молоткова А.С. Учебник немецкого языка для средних учебных заведений. - М., Высшая школа, 1970.
  5. Попов А.А. Немецкий язык для начинающих (1 часть). - М., Иностранный язык, 2000.
  6. Попов А.А. Немецкий для продолжающих (2 часть). - М., Иностранный язык, 2000.
  7. Сборник рецептур мучных кондитерских изделий. - М.,1981.
  8. Семушкина Л.Я., Ярошенко Н.Г. Содержание и методика обучения в Ссузах. - Москва, Высшая школа, 1990.
  9. Шафрин Ю.А. Информационная технология. - М., Лаборатория базовых данных, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения.Диспут на уроке.

Активные методы обучения.Диспут на уроке....

Методическая разработка "Активные методы обучения"

Могут быть использованы на уроках английского языка в начальной школе....

Методическая разработка "Активные методы обучения"

Методическая разработка "Активные методы обучения"...

Методическое пособие "Активные методы обучения"

Настоящее методическое пособие включает в себя теоретический материал, применение которого позволяет стимулировать познавательную деятельность обучающихся....

Активные методы обучения (АМО) на уроках математики

  Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их ис...

Активные методы обучения на моём уроке

В последние годы наблюдается тенденция к снижению уровня активности учащихся на уроках. Всё чаще, мы - педагоги, наблюдаем равнодушие со стороны учащихся к процессу обучения, низкий уровень развития п...