Проблемные вопросы в классе баяна, аккордеона
методическая разработка

Гудина Тамара Васильевна

Проблемные вопросы в классе баяна, аккордеона

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_raboty.doc83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая работа

Проблемные ситуации в классе баяна, аккордеона

 

Преподаватель МОУДО «ДМШ»

Гудина Т.В.

2017г.

г. Десногорск

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………………… 3
  2. Подготовка к уроку ………………………………………………………. 3
  3. Планирование урока ………………………………………………………4
  4. Структура урока  ………………………………………………….……….5
  5. Методы преподавания ……………………………………………..…...…7
  6. Повтор репертуара ………………………………………………...……..10
  7. Сценическое волнение …………………………………………………...10
  8. Заключение ……………………………………………………………….11

Список литературы ……………………………………….…………...…….12

  1. ВВЕДЕНИЕ.

Урок представляет собой нечто целое и законченное, но каждый отдельный урок является лишь звеном в цепи уроков, объединенных общей целью, общими задачами и содержанием.

Качество урока во многом зависит от подготовки к нему. Педагог должен хорошо осознавать цель каждого урока, его связь с предыдущим и последующим уроками. Подготовка к уроку состоит из четкого определения объема материала, который предстоит изучать, планирование самого урока и работой над материалом.

Преподаватель должен, прежде всего, установить объем материала, который ему необходимо пройти с учащимся на уроке. Для этого, в начале каждого полугодия он рассчитывает, какое количество часов следует отвести на каждый этюд, пьесу, упражнение. Так как пьесы и этюды не одинаковы по трудности, то на одни из них отводится больше времени, на другие меньше. Такое планирование обеспечивает равномерную насыщенность уроков материалом в течение всего учебного года.

В процессе работы иногда приходится изменять количество часов, отведенных на ту или иную пьесу либо этюд, в зависимости от успеваемости учащегося. Это, однако, не должно нарушать общего плана.

  1. ПОДГОТОВКА К УРОКУ.

Для успешного проведения урока необходима тщательная подготовка: анализ, редактирование и проигрывание всего учебного материала. Под редактированием следует понимать подробное и внимательное обозначение в нотах динамических оттенков, штрихов, аппликатуры, направления и смены движения меха и т.д. Все это нужно одинаково тщательно делать как для правой, так и для левой руки.

Если пьеса представляет собой переложение произведения для какого-либо инструмента или оркестровой партитуры, только убедившись, что замысел автора не извращен, можно ввести произведение в рабочий план. В противном случае он рискует дать учащемуся переложение, искажающее замысел автора, стиль оригинала и особенности музыкального языка.

Педагог должен отметить в нотах контур трактовки произведения, ибо, если в нотах не обозначены нюансы, ученик тратит внимание  только на усвоение технической стороны произведения, вместо того, чтобы разбирать его одновременно во всех деталях.

Некоторые педагоги считают подробное редактирование музыкального произведения излишним: буквальное выполнение редакторских и авторских указаний мешает, по их мнению, развитию индивидуальности учащихся. Эта мысль ошибочна. По мере художественного роста ученика и развития его вкуса, нужда в подробных указаниях педагога уменьшается, но, конечно, при условии, что в начале обучения он со всей тщательностью объяснял и мотивировал применение той или иной динамики, фразировки, штрихов, аппликатуры и т.п. И, если ученик внимательно выполняет указания педагога, то у него постепенно развивается способность решать эти вопросы самостоятельно. При подготовке учащегося Калачева Константина к областному конкурсу «Играй, мой баян!» в 2008-2009 учебном году, мы очень много и подробно работали над трактовкой пьес, подробно разбирали текст отдельно каждой рукой, подбирали наиболее удобную аппликатуру, что в дальнейшем очень нам помогло при самостоятельной работе над произведениями. Такая кропотливая работа приучила Костю быть более внимательным, контролировать свою игру, применять знания, полученные при работе над пьесами, изученными ранее.

В нотах педагог отмечает основные моменты аппликатуры, а подробности уточняются в зависимости от индивидуального строения руки учащегося. Иногда аппликатура зависит и от силы пальцев.

  Важное место в подготовке к уроку принадлежит также анализу гармонического языка и структуры произведения.

  1. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА

Четкое планирование делает уроку целеустремленным, освобождает педагога от разбросанности, а главное, дает ему возможность рационально использовать время урока.

Планирование очередного урока должно целиком основываться на подведении итогов предыдущего. Критически оценивая его, педагог припоминает, насколько конкретны были его указания, сочетались ли они в определенную систему; отмечает, что было живого, нового, творческого в работе с учеником, чем обогатил данный урок, методы и приемы педагога, что нового внес он в подход к выполнению художественных и технических задач, какой прием работы не дал ожидаемого результата с одним учеником, хотя и приводил к хорошим результатам с другим.

Не менее важно отметить, что было лишним в содержании и организации урока в примененных приемах. Например, не следует продолжать на уроке работу над техническими трудностями, если учащийся понял существо этих трудностей и может правильно работать над ними и самостоятельно. Недостаточно разобранную пьесу не всегда нужно слушать полностью: в зависимости от того, на какой стадии находится ее разучивание, можно ограничиться лишь прослушиванием трудных для исполнения эпизодов.

Необходимо помнить, что работа над пьесой – это прежде всего воспитание исполнительских навыков учащихся, что работу нельзя сводить к натаскиванию ради простого выучивания репертуара с целью количественного выполнения плана по художественному материалу. Надо проводить твердую линию в воспитании определенных исполнительских навыков как на художественных произведениях, так и на технических упражнениях и этюдах. На нашем отделении мы проводим в I полугодии технический зачет на лучшее исполнение этюда с учащимися 2-5 классов. Для некоторых детей это является стимулом, подстегивает их желание сыграть свой этюд живее, чем другие.

Составляя план, необходимо предусмотреть формы отношений с учениками, чтобы вызвать их заинтересованность к содержанию урока. Если педагог равнодушно относится к изучаемому материалу, то ученик это почувствует и его интерес к уроку быстро ослабеет, а то и вовсе исчезнет. В плане урока следует уделить внимание и таким видам работы, как игра с листа и подбор по слуху.

  1. СТРУКТУРА УРОКА

Обучение на уроке тесно связано с домашними заданиями. Педагог подводит итог выполненной учеником работы за период прошедший от предыдущего урока, дает ему творческий импульс и обеспечивает материалом для дальнейшей работы. От навыков, привитых ученику на уроке, зависит продуктивность его самостоятельной работы, поэтому урок нужно строить так, чтобы домашняя работа стала продолжением классной. Воспитывая в ученике навыки самостоятельной работы, педагог направляет его на сознательное усвоение материала.

Очень важно привить учащемуся умение сначала обдумывать и мысленно охватывать все задания, чтобы своим внутренним слухом как можно более реально представлять звучание того, что предстоит воссоздать. Этот навык можно воспитать, если не позволять ученику играть произведения без предварительного обдумывания. Обдумывая произведение, он должен вспомнить все задания педагога, а также все трудности, которые ему предстоит преодолеть во время исполнения.

Необходимо приучить ученика и к обдумыванию отдельных мест произведения во время работы. Такое промежуточное обдумывание помогает ученику определить, как эпизоды были исполнены: хорошо или плохо, и над чем нужно еще работать.

При обработке того или иного эпизода произведения, следует с каждым новым повторением добиваться повышения качества исполнения. Педагог должен возбуждать в ученике интерес к многократному, безошибочному проигрыванию всей пьесы или определенной ее части.

Не менее важно приучить ученика к заключительному обдумыванию. После исполнения произведения ученик должен уметь мысленно воссоздать его, вспомнить, что вышло удачно и какие детали остались недоработанными. Чтобы воспитать такое самокритическое отношение к своей работе, полезно после прослушивания произведения на уроке спрашивать ученика о допущенных им ошибках. Нужно также добиться, чтобы учащийся мог выполнить ту или иную исполнительскую работу без предварительных попыток. Прежде чем сыграть, он должен хорошо продумать задачу, взять посильный темп и мобилизовать себя для воплощения авторского замысла. Неудавшиеся попытки, по мнению выдающихся фортепьянных и скрипичных педагогов, укрепляют представления о непреодолимых трудностях, несмотря на то, что трудности эти в последствии преодолеваются учеником, они могут оставить в его сознании глубокий след и вызвать боязнь за исполнение данного места в произведении. Порою именно это обстоятельство оказывается причиной неудачного исполнения произведения на ответственном выступлении.  Мой ученик Панченко Иван очень боялся ошибиться во время экзаменов, т.к. на уроках специальности некоторые трудные места не всегда у него получались. Поэтому не всегда удачно выступал.

Для успешной домашней работы следует прививать ученику вкус к хорошему звучанию инструмента. Исполнитель должен чувствовать, что каждый извлеченный из инструмента звук направлен на раскрытие содержания произведения. Не может,  например, быть неоправданной резкости звучания, произвольной смены меха. Работу меха надо строго планировать в соответствии с художественными задачами, которые педагог ставит перед учащимися, не допускать неверной и грубой смены меха. Приучать учащихся слушать и контролировать смену меха, не менять мех на ноте. Уже с первых уроков с учащимися первых классов я даю им ряд упражнений, приучающих их слушать себя, считать и верно менять мех.

Начинается урок проверкой выполнения домашнего задания и правильности приемов, применяемых учеником. В задание на дом входит обычно работа над художественными произведениями, этюдами, гаммами и различными упражнениями: игра по слуху, чтение с листа, а также упражнения, необходимые для преодоления технических трудностей. Если дома учащийся должен проработать произведение, либо его часть отдельно каждой рукой, нужно обязательно проверить на уроке, выполнил ли он указания педагога. Проводить проверку можно не только в форме прослушивания пьесы или этюда, но и в форме устного отчета учащегося о выполненной работе, либо путем постановки отдельных контрольных вопросов. Прослушивать на каждом уроке пьесу или этюд от начала до конца не обязательно. Обычно это делается на том уроке, на который ученик впервые приносит до конца разобранное произведение. И здесь очень важно дать нужные установки о трактовке произведения учеником, проставить аппликатуру, проверить правильность воспроизведения нотного текста, отметить трудные места. На последующих уроках учащиеся по требованию педагога исполняют отдельные места произведения. Когда же основные исполнительские трудности преодолены, следует чаще прослушивать произведение полностью. Дома учащийся работает в основном над отдельными местами, на уроке же он с помощью преподавателя вырабатывает умение охватывать его целиком.

Понятно, что и на среднем этапе работы над произведением педагог замечает серьезные затруднения художественного или технического порядка. В таких случаях на некоторое время можно отказаться от полного прослушивания произведения на уроке, зато внимательно проверять, что сделал ученик с заданной частью или отрывком произведения, избавился ли он от художественных или технических шероховатостей или же в этом направлении достигнуты лишь определенные сдвиги, ибо не всегда возможно сразу добиться желаемого результата. Важно также уяснить, правильно ли ведется самостоятельная работа ученика над преодолением трудных мест, оставляя в стороне охват произведения в целом.

Слушая ученика, педагог отмечает недостатки его исполнения, восстанавливает в памяти свои указания и, если какие-либо из них не выполнены, выясняет, почему именно. Исходя из результатов проверки, педагог вносит поправки в ранее составленный план, а то и целиком меняет его. Я, отпуская ученика с урока, всегда перечитываю ему домашнее задание, которое записываю в дневнике и указываю в нотах те места, которые нужно поучить отдельно, обратить на них внимание.

Во второй части урока педагог подводит итоги проверки домашнего задания и дает новые знания в форме инструктажа. Проводится инструктаж в виде устных указаний или замечаний, а также путем разъяснений с показом на инструменте либо материала, исполнявшегося учеником, либо другого – вспомогательного. В конце урока педагог подытоживает результаты и дает учащемуся конкретное задание на дом, чтобы ученик точно знал, как и над чем ему работает.

  1. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ.

Для успешного проведения урока необходимо найти наиболее эффективные формы передачи знаний ученику – формы, которые соответствовали бы особенностям возраста ученика. В классе игры на баяне или аккордеоне методы преподавания на различных этапах урока могут быть различными.

При проверке домашнего задания рекомендуется:

  1. Метод прослушивания материала (прослушивание произведения в целом, либо его эпизодов).
  2. Метод устного отчета учащегося (рассказ о проделанной работе, ответы на вопросы педагога).

При изложении нового материала и его закреплении применяются другие методы, например:

  1. Метод инструктажа (устное разъяснение материала, разъяснение с показом на инструменте или только показ на инструменте).
  2. Метод тренировки.

С целью воспитания необходимых рабочих навыков полезно часть урока отводить для полусамостоятельной работы учащегося, конкретно указав, что и как ему надо делать – исправить художественные или технические шероховатости, обратить внимание на ритм, подобрать аппликатуру или же несколько раз повторить эпизод произведения, либо небольшую фразу, чередуя игру каждой рукой отдельно с игрой обеими руками и т.д. В этом случае учащемуся предоставляется большая часть инициативы – педагог только помогает ему и следит за направлением его работы. При таком методе мобилизуются все знания и навыки ученика, закрепляются недавно приобретенные.

В преподавании игры на музыкальных инструментах, основным и наиболее распространенным является метод тренировки. Он вполне оправдал себя и в практике педагогов баянистов, аккордеонистов. Важно только, чтобы этот метод не был единственным, а умело сочетался с другими. При использовании метода тренировки руководство, направление работы и инициатива принадлежит педагогу. На уроке педагог добивается от учащегося выполнения всех своих указаний в преодолении художественных и технических трудностей, и по возможности стремиться закрепить результаты работы. Если художественные или технические трудности слишком велики, что на уроке нельзя преодолеть сразу, педагог обязан подсказать, как работать над этим самостоятельно. Однако нельзя подавлять инициативу учащихся, а надо ее развивать. Тренировки можно проводить по-разному. Возможен, например, такой прием, когда педагог каждый раз перед повторением указывает ученику на недостатки в его исполнении. В других случаях можно делать попутные замечания ученику, не прекращая его игры. В некоторых случаях, заметив шероховатости или неточности исполнения, педагог останавливает ученика. Эти приемы в музыкальной педагогике называются: направляющие указания, попутные замечания, поправочные остановки. Все они тесно связаны между собой и в процессе тренировки органически сочетаются.

Делая направляющие указания, педагог ставит перед учащимся определенные задачи в отношении исполнения всего произведения. Попутные замечания должны быть краткими и своевременными, чтобы учащийся, не прекращая игры, успевал их выполнять. Например, следует заблаговременно предупредить ученика, что будет крещендо или диминуэндо, или субито пиано, а во время игры в быстром темпе предупредить об акценте, который должен быть сделан. Нельзя загружать ученика частыми замечаниями, особенно в то время, когда он выполняет второстепенные задачи (аппликатурные, двигательные и т.п.). Они уместны лишь в том случае, если внимание учащегося не поглощено целиком выполнением игровых задач, и он имеет возможность уделить часть его восприятию дополнительных указаний педагога. Если же игра требует полной концентрации внимания, следует либо изменить прием, либо замедлить темп.

Во время игры попутные замечания можно делать в форме жестов: в одних случаях дирижерскими жестами указывать ученику нюансировку, акцент и т.п., в других – напоминать указание жестом, как условным знаком, выработанным самим педагогом.

Указания делают также путем вмешательства в техническую работу рук. Например, подтолкнуть мех или нажать на палец над той клавишей, на ноте которой надо сделать акцент, либо удержать палец ученика на клавише когда нужно извлечь протяжный звук, на фоне которого проходят подголоски, либо напомнить о скачке, помогая перенести руку.

Попутные замечания удобно делать путем подыгрывания или подпевания (особенно второстепенных голосов). Иногда же попутные замечания делаются в виде подсчета и тактирования ритмического рисунка. Подсчитывание может быть напевным и с соответствующей динамикой. Кстати, нередко случается, что ученик плохо считает под собственную игру. Чтобы устранить этот недостаток, ему полезно считать под счет педагога.

Применяя прием поправочных остановок, когда ученик допустил ошибку, следует помнить, что ошибки могут быть случайные и укоренившиеся. Исправление укоренившихся ошибок требует длительного кропотливого труда, между тем частые остановки выбивают учащегося из состояния сосредоточенности. Чтобы не нарушать творческого настроения, его можно останавливать краткими замечаниями. Прежде чем применить поправочную остановку, нужно прослушать всю пьесу или часть произведения и наметить, на что следует обратить внимание исполнителя. Именно тогда выступает на первый план прием направляющих указаний: пользуясь ими, учащийся должен сам обнаруживать свои ошибки  и останавливаться для их исправления.

Исправлять ошибки лучше всего путем повторения данного места, добиваясь с каждым разом лучшего исполнения. С успехом применяется для этого также показ на инструменте, причем иногда не обязательно вдаваться в многословные объяснения, достаточно сказать: «Вот так должно звучать». Такой показ поддерживает в ученике увлечение игрой.

Во время работы над трактовкой произведения в общем плане этот метод применять не следует, ибо частые остановки мешают ученику получить представление о звучании всего произведения. В этих случаях целесообразнее делать указания перед началом каждого повторения. Кроме такого урока, включающего все звенья процесса обучения, педагог может посвящать отдельные уроки для какого-либо вида работы – проверки домашнего задания, подачи новых знаний и т.п. Некоторые уроки посвящаются вопросам трактовки, либо прослушиванию программы, либо только вопросам техники (штрихам, отработки беглости).

В литературе описан урок Ф. Листа с многочисленными виртуозами из разных стран. Урок проходил примерно так. Все собравшиеся клали ноты подготовленного ими репертуара на рояль, и Лист выбирал какое-либо произведение, понравившееся ему. Затем кто-либо исполнял ему пьесу, Лист делал несколько общих замечаний, и на этом урок заканчивался.  Никто из присутствующих, даже и  сам Лист заранее не знал, какая пьеса будет исполнена, никакого предварительного плана таких встреч у Листа не было. Конечно, такой урок возможен только с законченными артистами. Воспоминания ряда лиц, занимавшихся в классе Антона Рубинштейна в Петербурге, свидетельствуют о противоположном – подчеркивают плановость в его преподавании. Он всегда прекрасно знал, что будет играть на предстоящем уроке его ученик, ясно представлял себе возможные недостатки его исполнения.

  1. ПОВТОР РЕПЕРТУАРА

Выученный репертуар педагог все время должен держать в поле своего зрения. Совершенно неправильно работая с учениками над новыми произведениями, забывать о ранее выученных пьесах. А работа над расширением репертуара учащегося – одна из важнейших задач. Прослушивание репертуара отнимает часть урока, но эта затрата времени вполне оправдана. В своем классе я провожу небольшие концерты, в которых мои ученики исполняют наиболее любимые их пьесы. А также в конце каждой четверти проходят классные родительские собрания с тематическими концертами, приуроченными к определенным экзаменам. Ученики 4-го класса Комаров Максим и Калачев Костя устраивают домашние концерты.

  1. СЦЕНИЧСКОЕ ВОЛНЕНИЕ.

Из педагогической практики известно, что все учащиеся за очень редким исключением, ощущают так называемое эстрадное волнение. У разных детей оно проявляется по-разному. Легкое волнение преодолевается самим исполнителем на сцене и постепенно исчезает. Однако бывает, что способный ученик играет в классе хорошо, а на сцене совершенно перестает владеть собой. Понятно, что в таких случаях нельзя и думать о высокохудожественном исполнении произведений.

Несомненным остается тот факт, что, независимо от одаренности и всесторонней подготовленности, почти все учащиеся ощущают в той или иной мере сценическое эстрадное волнение, являющееся результатом новизны обстановки. Присутствие многих слушателей, сознание необходимости поделиться с ними своими мыслями и чувствами, безусловно, вносят разлад в психику учащегося, еще не привыкшего к выступлениям перед публикой.

Среди музыкантов существует мнение, что эстрадное спокойствие в огромном большинстве случаев зависит от «чистоты совести исполнителя». Если он уверен, что все в исполняемом произведении добросовестно усвоено, то никакого эстрадного волнения не может быть. Однако жизнь доказывает, что такое утверждение ошибочно. Некоторые учащиеся, работающие  чрезвычайно добросовестно, достигающие очень хороших результатов в классной обстановке, на сцене теряются.

Воспитывать эстрадные навыки надо в такой же последовательности, в какой работают над преодолением всяких других трудностей. В начале следует научить ученика максимально сосредоточиться на исполнении отдельной фразы, уметь полностью постичь ее содержание, а затем точно так же работать над более крупными элементами форм – предложением, периодом и, наконец, над целым произведением.

Эстрадную обстановку можно создать не только на эстраде, но и где угодно: дома, на уроке. Для этого учащемуся необходимо уметь сосредоточиваться на исполняемом материале, представляя себе, что он работает на публике. Практика показала, что во многих случаях это дает хорошие результаты. В отличие от других отделений, у нас на отделении по классу баян, аккордеон, все технические зачеты, академические концерты, переводные экзамены проходят в открытой форме, где учащиеся, их родители присутствуют во время исполнения непосредственно в зале. Это не дает ребятам расслабляться, заставляет их играть как можно лучше, приучает преодолевать сценическое волнение.

Умение играть на эстраде – это в значительной степени умение сосредоточиваться на исполняемом произведении. Воспитание в ученике эстрадных навыков – очень важная часть педагогического процесса.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Планировать урок можно только индивидуально для каждого учащегося с учетом его характера и личностных особенностей. Очень важен показ материала педагогом, индивидуальный подбор репертуара для каждого учащегося. Немаловажно учитывать темперамент учеников при распределении рабочего времени на каждом уроке, стремиться строить урок так, чтобы учащемуся было интересно. Работать над расширением репертуара учащихся. Как можно чаще привлекать их к игре на сцене, тем самым приучать их бороться со сценическим волнением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Вопросы музыкальной педагогики». Выпуск 6. 1995г.
  2. В. Максимов. «Баян. Основы исполнительства и педагогики», 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации по обучению в классе баяна/аккордеона"

Обучение игре на баяне и аккордеоне рекомендуется начинать по слуховому методу – с подбора знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса, с «рук» преподавателя, постепенно переходя к изучению нотной гр...

Методическая разработка: Формирование аппликатурных принципов класса баяна, аккордеона.

Под техникой исполнителя понимается не только скорость движения его пальцев, но и степень владения различными штрихами и пртёмами звукоизвлечения, динамикой, уровня музыкального мышления. Выполнению э...

Использование возможностей синтезатора в классе баяна и аккордеона

Работа с синтезатором в классе аккордеона и баяна...

Разработка урока - проблемные вопросы 8 класс

Урок в 8 классе по теме: Тепловые явления...