"Развитие творческих способностей учащихся в ДШИ в классе баяна, аккордеона"
статья по музыке

Гилязетдинова Надежда Владимировна

Три этапа в  процессе творческого развития - это умение слушать музыку, стремление к самостоятельному анализу музыкального произведеяния и музыцировать.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Областное бюджетное  образовательное учреждение

дополнительного образования

« Рыльская детская школа искусств»

Методический доклад

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ДШИ В КЛАССЕ БАЯНА, АККОРДЕОНА"

                                                                         Подготовила: преподаватель

                                                                                   Гилязетдинова Н.В.

Рыльск

2023

                                                               


Содержание

Введение

Тема: « Развитие творческих способностей учащихся ДШИ в классе баяна, аккордеона»

1.Музыкальная культура в нашем обществе

2.Три этапа в процессе творческого развития

3.Роль ансамблевой игры в развитии творческих способностей

Заключение

Мы живём во время глобальных перемен. В нашем обществе происходят серьёзные изменения. Прежние культурные ценности разрушены, а новые ещё не созданы. На данном этапе в России средства массовой информации зачастую передают низкопробную, растлевающую духовность наших детей развлекательную музыку, которая не несёт в себе воспитательного значения.

В этих условиях возникала острая необходимость приобщить ребёнка к высокой музыкальной культуре, привить ему эстетический вкус, развить творческие наклонности на уроках обучения игре на баяне.  Многие современные дети не стремятся прилагать усилий для овладения инструментом, зачем, когда есть столько средств доступных для её слушания. Они получают музыку, не прилагая к этому никаких усилий, и пробуя себя в качестве музыканта, на первой ступени часто бросают обучение на инструменте, так как само по себе обучение — это сложный процесс, требующий огромной силы воли, самоотдачи и усидчивости, плюс ряд ещё необходимых музыкальных качеств и способностей обучающегося. Однако за компьютером эта усидчивость у них есть, а вот за инструментом, отсутствует. Почему же так происходит?

Как в современном обществе приобщить ребенка, чтобы он загорелся желанием заниматься таким интересным и привлекательным, но не простым делом? Как сделать так, чтобы не отбить охоту у ребенка заниматься? И как сделать, так, чтобы, получив диплом об окончании школы, ученики могли пользоваться инструментом, или музыкальными навыками в своей будущей жизни. Чтобы они с теплом в душе вспоминали о днях, проведенных вместе со своим педагогом, чтобы они были способны музицировать в любительском коллективе, читать с листа, самостоятельно разбирать произведения и выучивать доступные по уровню подготовки, что-то уметь подыгрывать, владеть навыками подбора по слуху, развиваться дальше и дарить слушателям радость музыки?

 Я стараюсь уже на раннем этапе обучения игре на баяне выявить, учесть и развить творческие способности учащихся.

Я разделяю взгляды педагогов-музыкантов П. Говорушко и А. Сударикова и использую их в своей работе. Кроме того, я использую опыт работы С. Бланка, А. Коробейникова  и А. Самойленко при обучении исполнительству на музыкальном инструменте в сочетании с развитием творческих способностей. В частности, к пробуждению интереса ученика к участию в конкурсно-творческой деятельности.

Особенность материала, где предпочтение отдаётся народной музыке, так как баян является детищем русского народа. Существенная значимость моих уроков и в том, что они рассматривают представления о баяне, как о популярном народном инструменте, способствуют возрождению национальных традиций к музицированию в быту. Суть уроков заключается в том, что в них существует индивидуальный творческий подход к отбору содержания учебного материала.

Одной из целей  уроков является привитие детям интереса и любви к музыкальному искусству, развитие способности творчески воспринимать музыку и эстетически реагировать на неё. Эффективность формирования творческих способностей в рамках обучения игре на баяне я повышаю за счет индивидуальности ученика, его самостоятельности.

Особый интерес уроков представляется в том, что творческие способности особенно ярко раскрываются в подготовке ученика к выступлению в форме сольного концерта, что ставит обучение игре на баяне на более высокий уровень, тем самым создаётся ориентация на профессиональное обучение.

Процесс обучения можно представить в виде трёх этапов. Основной задачей первого этапа является закладывание основ начального обучения игре на баяне, формирование понимания учащимися образной выразительности музыкального искусства. В частности, развитие умения внимательно слушать музыку. Для этого я сама исполняю на баяне достаточно много понятной и доступной музыки, а ученик в соответствии со своим желанием и склонностями из предложенного репертуарного списка выбирает для изучения понравившуюся пьесу.

Тем самым он учится слушать музыку, воспринимать её и оценивать.  Этим также стимулируется желание ученика творчески раскрыть, выразить себя.

Задачей второго этапа является умение учащихся творчески подходить к изучению более сложного и обширного репертуара.  У ученика должно пробудиться стремление к самостоятельному анализу музыкального произведения. К примеру, я предлагаю учащимся задание на подбор правильной расстановки смены направления движения меха, в разучиваемой пьесе. Для этого я объясняю правила расстановки смены меха, а ученик делает разбор структуры музыкальной фразы, предложения, учится грамотно подходить к анализу нотного текста. Благодаря творческим заданиям, я даю толчок в мотивации более активного творческого воображения.

На третьем этапе происходит становление ученика, как концертирующего музыканта-исполнителя, совершенствуется исполнительское мастерство игры на баяне.

Одним словом - музицировать! Сделать так, чтобы они смогли свое музицирование продолжить, кто-то как профессионал, кто-то как любитель, — это саморазвитие личности и это очень важно, не только для самой личности, но и для общества в целом.

Домашнее музицирование раньше было любимым делом почти всех людей, причем, разных слоев общества. Теперь в современном обществе, увы, это удел уже избранных из разных слоев общества. Но оно всё же живо! К сожалению, традиционная система в детских музыкальных школах и школах искусств достаточно консервативна и готовит в основном исполнителей и педагогов-профессионалов в будущем, так как не все музыканты выбирают себе, в силу стечения обстоятельств, карьеру исполнителя. Программы пишутся непосильные для выполнения их современными детьми, только единицы способны овладеть ими полноценно.

Думаю, что было бы здорово внести в программу школ элемент творчества!!! Но, так как, многие педагоги об этом забывают, увлекаясь программными требованиями: академические концерты, технические зачеты, экзамены. С первых занятий педагог направляет внимание учащегося на усвоение нотных знаков, постановку рук и пальцев, звук извлечение, аппликатуру. Как же сделать процесс обучения ребёнка более развивающим и осмысленным, раскрыть его творческий потенциал, сделать так, чтобы ему было интересно? Чтобы ему было легче осваивать новую музыкальную палитру знаний и умений? В этом и заключается мастерство педагога!

Дайте ребенку насладиться самостоятельно слуховыми представлениями звуков, это важно! Понажимать звуки, послушать их, поговорить о них, какие эмоции и ассоциации они вызывают у ребенка. Поиграйте ему различные разнохарактерные пьески, сделайте на уроке элемент отгадки - что ребенок слышит в той или иной музыке, исполненной вами, или в той, которую вы ему предложите послушать. А затем предложить попеть вместе с музыкой и прослушать ее с подпеванием.  На каждом уроке заостряйте на это внимание. Очень здорово давать задание, чтобы ребенок нарисовал какую-то картинку, рисунок на эту музыку и что запомнил, подобрал на инструменте, хотя бы маленький мотивчик. Так более запоминается то, над чем работали на занятии и доставляет ребенку радость его собственное творчество.

У маленького семилетнего ребенка горят глаза от любопытства. Он пришел с желанием узнать что-то новое для себя, открыть замечательный мир музыки, с которым немного уже успел познакомиться, возможно, по песням мамы, в детском саду, либо еще где-то приобрёл, первые музыкально-слуховые представления, и что-то влечет его дальше, в музыкальный мир, если он появился на пороге класса. Он хочет научиться игре на инструменте! Отлично! — это ведь его желание! Важно сохранить и не потерять его.

Интересным и увлекательным процесс обучения помогает сделать игра! Это, то близкое для ребенка, чем он занимается каждый день, и придя в школу, он, по сути, все ещё тот же ребенок! Именно с игры в звуки и начинается первое знакомство с инструментом и эмоционально-образным содержанием исполнительства.

Прежде всего, надо увлечь ребенка музыкой и очень важно - научить ребенка "слушать". Поиграть ему, дать что-то послушать. Это первоочередная задача! Слушаем мы музыку тоже по-разному, и сфера представлений у каждого своя. Поэтому, я активно вступаю в диалог с ребенком, и сопереживаю вместе с ним. Мы делимся художественным впечатлением и даже вместе фантазируем! При этом, конечно же, не надо забывать, что все дети эмоционально разные и учитывать это обязательно. Одним словом, посредством музыки и общения, устанавливаем контакт, знакомимся с учеником, его багажом знаний, его темпераментом, мы изучаем друг друга. Важно помнить, что у каждого ребенка свой период адаптации к новому педагогу и к новому творчеству, и к инструменту тоже! Здесь надо быть терпеливым и очень терпеливым. У некоторых детей именно этот период может затянуться, но торопиться здесь нельзя, так как насколько вы, с учеником установите, человеческое взаимопонимание на занятиях, будет зависеть продуктивность будущей совместной деятельности и успехи в творчестве!

Занимаясь звуками и слушанием музыки, подбором мотивов и запоминающихся фраз, мы автоматически хорошо осваиваем клавиатуру, прорабатываем в игровой форме посадку и постановку руки. В такой работе надо разрешить ребенку свободу и не ограничивать его звук извлечение в одной октаве, так как ребенок чувствует себя гораздо комфортнее психологически и физически, когда владеет всей клавиатурой и может повторить музыкальные звуки и маленькие мотивчики в разных октавах. Игровые начальные маленькие приемы у каждого педагога свои, здесь уже должен быть приличный педагогический опыт и большой багаж общения и знаний за плечами.

Играя в разных октавах, мы приобретаем опыт слухового контроля, а мелким мотивчикам даже даём названия, и когда они встречаются в нотном тексте потом, ребенку не составляет труда уже воспроизвести их. Играя мини-упражнения, можно подготавливать тем самым своих учеников к техническому мастерству - правильному исполнению гамм и арпеджио. На уроках с детьми очень важен их психологический комфорт, поэтому важно создавать такую радушную атмосферу, чтобы сам ученик с удовольствием включался в занятие и преодолевал поставленные задачи, а педагогу надо стараться поддерживать его и не скупиться на похвалу.

На протяжении курса семилетнего обучения, в класс приходят дети с различными музыкальными способностями. Поэтому можно подбирать свои методы работы, соответствующие их возрасту, интересам, характеру и способностям. Важнейшими навыками музицирования и самостоятельного творчества являются, подбор по слуху, чтение нот с листа, сочинение мелодий, игра в ансамбле, умение аккомпанировать по нотам и на слух. Возникает необходимость, в какой последовательности их осваивать, для осмысленного исполнения и развития музыкального мышления. Процесс освоения этих навыков игры на практике у каждого обучающегося, как показывает практика, индивидуален.

Хочу остановиться, на более, комплексном навыке, как игра в ансамбле. Этот навык, как нельзя лучше, совершенствует чувство ритма, развивает умение чтения нот с листа, учит слушать и слышать партнера, слушать себя, понимать друг друга в процессе исполнения, и по кивку головы в том числе. Также игра в ансамбле позволяет чувствовать себя наименее напряженно, так как есть чувство поддержки, нежели в исполнительстве сольных произведений, поэтому на первых порах, рекомендую начинать и приучать к выступлениям на сцене, именно с игры в ансамбле на самых простых пьесках. А после успешных выступлений в ансамбле, можно уже играть сольно, так как момент выхода и исполнения на сцене, не будет так страшен для ребенка. Самое важное, как бы, не выступил ученик, всегда надо его похвалить, и только потом, анализировать его исполнение, что получилось сделать, а что нет, в избегание психологических срывов, если выступление было недостаточно удачным.  Ансамблевая игра обогащает гармонический слух, способствует развитию музыкальности, является незаменимой, с точки зрения технических навыков, быстроты реакции и сообразительности, что очень важно и необходимо для сольного исполнения. Играя с учеником в ансамбле, увлекаем его в творчество!  Уже на начальном этапе обучения, рекомендую играть лёгкие пьески дуэтом с учеником, готовить к выступлению на сцене (предварительно создавая условия со слушателями) и выступать. Им это очень нравится и стимулирует на дальнейшую творческую работу. Переходить к более трудным пьесам следует тогда, когда будет закреплен предыдущий уровень трудности.

Выводы: систематическая работа по развитию творческих способностей учащихся позволяет:

Всесторонне развивать ученика как музыканта.

Выработать в ученика целый комплекс умений и навыков, позволяющих ему после окончания школы пользоваться своим инструментом.

Воспитать ученика как самостоятельную, активно – творческую личность.

Сочетание исполнительства и собственного творчества как нельзя лучше отвечает музыкальным запросам детей, превращает занятия на музыкальном инструменте в интересный и увлекательный процесс. Обучение становиться современным, развивающим, занятия же творчеством пригодятся в будущем не только музыканту, но и специалисту в любой другой области.

К сожалению, в последние годы престиж таких инструментов как баян и аккордеон несколько упал и, может быть, развивая творческие навыки  обучающих, обучая их играть не только по нотам, но и без нот, нам в какой-то мере удастся исправить положение.

Используемая литература:

1.П.Теплов  «Психология музыкальных способностей». М.1985

2.Г.Нейгауз « Об искусстве фортепианной игры» М. «Музыка»1987

3.И. Д. Алексеев «Методика преподавания игры на баяне». М.2005

4.»Баян и баянисты». Сборник методических материалов.Часть2 «Советский композитор».М.1979

4.Р.Бажилин » Школа игры на аккордеоне». Издательство В.Катанского М.2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие компетенций учащихся на уроке специальности класс баян

Из многочисленных определений понятия «компетентность» я выбрала определение доктора педагогических наук, академика  Международной педагогической академии Хуторского  Андрея  Викт...

"Методические рекомендации по обучению в классе баяна/аккордеона"

Обучение игре на баяне и аккордеоне рекомендуется начинать по слуховому методу – с подбора знакомых мелодий, песенок по слуху, с голоса, с «рук» преподавателя, постепенно переходя к изучению нотной гр...

Методическая разработка: Формирование аппликатурных принципов класса баяна, аккордеона.

Под техникой исполнителя понимается не только скорость движения его пальцев, но и степень владения различными штрихами и пртёмами звукоизвлечения, динамикой, уровня музыкального мышления. Выполнению э...

Проблемные вопросы в классе баяна, аккордеона

Проблемные вопросы в классе баяна, аккордеона...

"Методический доклад" Организация ансамбля (оркестра) в классе баяна, аккордеона"

quot;Методический доклад" Организация ансамбля (оркестра) в классе баяна, аккордеона"...