Приобщение детей к прекрасному как созидательная деятельность
статья

Надежда Васильевна Чуракова

Люди склонны иметь разные мнения о красоте окружающего мира : одни совершенно неспособны замечать прекрасное вокруг, для них в приоритете практичность, другие считают красивым яркие, вызывающие и безвкусные вещи, а третьи – истинные ценители красоты, обладающие хорошим художественным и эстетическим вкусом.Красота -понятие субъективное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_priobshchenie_k_prekrasnomu.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

                 ПРИОБЩЕНИЕ  ДЕТЕЙ  К  ПРЕКРАСНОМУ

                      КАК СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Чуракова Н. В., 

                                                                               педагог -организатор,  

                                                                         МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

Люди разнятся. Одни совершенно неспособны замечать прекрасное вокруг, для них в приоритете практичность, другие считают красивым яркие, вызывающие и безвкусные вещи, а третьи – истинные ценители красоты, обладающие хорошим художественным и эстетическим вкусом.

Красота – общепризнанное понятие, но у неё нет единых стандартов. Один и тот же объект кому-то может показаться прекрасным, а для кого-то – неэстетичным и вульгарным. Всё дело во вкусе и эстетическом восприятии, личных представлениях о красоте каждого из нас. Эти понятия закладываются в семье и должны воспитываться с самого раннего детства.

Что могут сделать родители для воспитания в своих детях хорошего вкуса и чувства прекрасного? В первую очередь они сами должны быть такими. Дети ещё не способны давать личную оценку каким-либо объектам, их мнение формируется в результате наблюдения за реакциями взрослых, их комментариями. Дети перенимают отношение родителей к окружающему пространству, способность обращать внимание на то, что их окружает.

У детей есть одна особенность восприятия: им больше нравятся знакомые и привычные предметы, обстановка, звуки, интонации. Этим объясняется их привязанность к старым потрёпанным игрушкам или одежде, из которой они давно выросли или зачитанная до дыр любимая книжка со сказками. Для того чтобы у детей возникала привязанность к прекрасному, нужно стараться окружать их всем красивым. Задача родителей – следить за тем, что окружает ребёнка, что он слушает и впитывает извне. Младенец должен видеть спокойное, улыбчивое и привлекательное лицо мамы и слышать её нежный голос, наблюдать за красивыми игрушками над кроваткой, видеть приятные неяркие рисунки на стенах. Именно поэтому нужно стараться, чтобы в доме всегда было уютно и чисто, чтобы он слушал разные сказки и красивую музыку, мультфильмы нужно тщательно фильтровать и показывать только качественный продукт. Для ребёнка, с раннего детства привыкшего есть блюда с приятной подачей за сервированным столом, это всегда будет нормой. Важны такие мелочи, как домашняя одежда, уход за собой. Если мама девочки предпочитает спортивный стиль, равнодушна к ювелирным украшениям и не особо беспокоится о своём внешнем виде, то и дочка вырастет такой же. А у мамы, которая красиво и модно одевается, всегда имеет макияж, маникюр и укладку, дочка тоже вырастет модницей.

Внимательные родители замечали, что детей больше привлекают яркие, блестящие и сверкающие вещи. Если взрослые будут одобрять такие предпочтения, у детей сформируется неверное представление о красоте, мы должны направлять их в сторону развития правильного эстетического вкуса. Когда девочка подрастает и начинает с интересом мерить вещи, надевать мамины украшения и любоваться созданным образом, можно начинать акцентировать внимание на соблюдении меры, показывать, как сочетать цвета. Создавая какой-либо ансамбль в одежде, обращайте внимание на то, как гармонируют между собой вещи и аксессуары, это касается и мальчиков тоже. Когда ребёнку хочется иметь что-то, как у кого-то из ровесников, не стоит одобрять это копирование, лучше демонстрировать преимущества индивидуальности. Если вы видите удачные примеры хорошего вкуса и стиля, обращайте внимание ребёнка на это.

Особое внимание нужно уделять детской литературе. Дети по-своему, очень тонко чувствуют настроение произведения и не сразу улавливают связь между его содержанием и средствами художественной выразительности. Это мы обращаем внимание на рифмы, ритм стихотворения, его смысл, а дети испытывают эмоции от содержания. Воспринимая и усваивая информацию из произведений, ребёнок формирует свои ассоциации и образы, каждый раз дополняя их новыми деталями. Нужно обращать внимание на то, какие сравнения и приёмы использует автор для выражения своих мыслей. Очень полезно учить пересказывать тексты, а также сочинять свои сказки вместе с ребёнком, это развивает воображение и формирует речь.

Очень важный момент – иллюстрации. Они должны быть спокойными, не слишком яркими и броскими, соответствовать смыслу. Хорошо, если они содержат множество мелких деталей, которые можно подолгу рассматривать, и каждый раз находить что-то новое. Подробное устное описание того, что изображено на картинке помогает научиться концентрировать внимание, подбирать слова, строить предложения.

Любое творчество – созидательная деятельность. Детям собственное творчество необходимо для развития, для них важна познавательная составляющая. Обязательно нужно знакомить детей с произведениями великих художников, композиторов, скульпторов, архитекторов для того, чтобы они понимали, какого мастерства можно достичь и как много рассказать миру о своих чувствах и настроении через произведение. Посещение музеев, выставок, галерей, концертов, балета открывает для ребёнка огромный и неизведанный мир искусства и вызывает множество положительных эмоций.

Детям нравится творить и нужно поощрять любые творческие проявления. Почти все дети охотно рисуют, изображая разные объекты, явления и события, они учатся оценивать их, с эстетической точки зрения, наблюдать за тем, что происходит вокруг, запоминать и придумывать сюжеты. Рисование развивает личность ребёнка во многих направлениях и его нельзя заменить ни одним другим видом творчества.

Кроме того, всесторонне развиваться помогают занятия пением, музыкой, танцами. Совершенствуя способности управлять своим телом или голосом, дети развивают нейронные связи полушарий мозга, а это положительно влияет на интеллектуальные способности и развитие в целом. Любые искусства помогают развивать и совершенствовать личностные качества и художественный вкус.

Приучая ребёнка с раннего детства обращать внимание на всё красивое и интересное, можно научить его быть наблюдательным, внимательным и жизнерадостным. Бывают дети, которые, по мнению родителей, мало интересуются окружающим миром. На самом деле они просто не показывают своей заинтересованности, но всё запоминают и видят. Интересы тоже нужно учитывать, ведь не каждому интересно рассматривать цветочки и листики, кому-то больше по душе наблюдение за животными или насекомыми, а кому-то – изучение явлений природы или расположения небесных тел.

Важно использовать любые возможности для продуктивного общения. В наши дни у родителей всё меньше времени для неспешных прогулок с детьми, но всегда можно найти минутку для того, чтобы показать ребёнку красивый закат, радугу, необычного вида луну, причудливой формы облако. Разумеется, для этого нужно взрослым хоть иногда поднимать голову и оглядываться вокруг. Важно уметь замечать всё интересное и не забывать обращать на это внимание детей, вместе анализировать увиденное. Взять, к примеру, тот же снег. Что в нём интересного? А стоит посмотреть на него в лучах заката, и вы удивитесь, какого он может быть красивого цвета. Можно просмотреть вместе с ребёнком репродукции картин разных художников, на которых изображён снег, и поговорить о том, насколько по-разному его можно изобразить.

Выходя из дому, остановитесь на несколько минут, порадуйтесь весеннему солнышку, обратите внимание, что изменилось в природе за последние дни. Пять минут ничего не изменят, но за это время можно расширить детский кругозор, обратив внимание на красивый мох, яркий осенний лист, снежинки на рукаве, красивую бабочку, пение птиц.

Сейчас многие родители перекладывают свою роль в эстетическом развитии детей на школу, детский сад, творческие студии. Но не стоит забывать, что самое главное дети получают именно в семье. Семейные традиции, уютное жильё, тёплые отношения, неторопливые семейные прогулки – это то, чего ребёнок не получит ни от учителей, ни из интернета, ни от сверстников. Это тот фундамент, который складывается в самом начале и на всю жизнь. Никто, кроме нас, не научит детей доброте, внимательному отношению к природе и умению замечать, как прекрасен мир вокруг нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Задачи:– познакомить обучающихся с разнообразием народных игр Ленинградской области;– содействовать привитию интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, как одному из...

Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды деятельности

В соответствии с ФГОС дошкольного образования музыкальная деятель­ность - это форма актив­ности ребенка, дающая ему возможность выби­рать наиболее близкие и успешные в реализации...

Исследовательская и созидательная деятельность

Понятие о творческой проектной деятельности. Индивидуальные и коллективные проекты. Цели и задачи проектной деятельности 5 класса. Составление части готового проекта учеников.Этапы выполнения проекта....

Краеведческо - патриотический проект «Приобщение детей к культурно – историческому наследию Рязанского края посредством творчества". «Баба Рязанская», «Родник добра – рязанское узорочье» Долгосрочный (октябрь 2018– май 2022 гг.) (дети 5-14 лет)

Данная методическая разработка будет полезна воспитателям и педагогам по изобразительному искусству для работы с детьми дошкольного и школьного возраста, так как детям в любом возрасте очень важно соп...

Сообщение "Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности"

Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности...

Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;

Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...