Исследовательская и созидательная деятельность
статья по технологии (5 класс)

Понятие о творческой проектной деятельности. Индивидуальные и коллективные проекты. Цели и задачи проектной деятельности 5 класса. Составление части готового проекта учеников.

Этапы выполнения проекта.

Подготовительный этап – выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, сформулировать требования к изделию. Выбор лучшего из нескольких вариантов изделия.

Технологический этап – разработать конструкцию и технологию изготовления изделия, подобрать материал и инструменты, организовать рабочее место, создание изделия с применением техники безопасности, рассчитать затраты на изготовление изделия.

Заключительный этап – окончательный взгляд на готовое изделие. Испытание готового изделия. Проанализировать то, что получилось, и что не получилось. Защита проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_v_5_klasse.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология в 5 классе

 

  • Тема. Исследовательская и созидательная деятельность.

Теоретический материал.

Понятие о творческой проектной деятельности. Индивидуальные и коллективные проекты. Цели и задачи проектной деятельности 5 класса. Составление части готового проекта учеников.

Этапы выполнения проекта.

Подготовительный этап – выбор темы проекта, обоснование необходимости изготовления изделия, сформулировать требования к изделию. Выбор лучшего из нескольких вариантов изделия.

Технологический этап – разработать конструкцию и технологию изготовления изделия, подобрать материал и инструменты, организовать рабочее место, создание изделия с применением техники безопасности, рассчитать затраты на изготовление изделия.

Заключительный этап – окончательный взгляд на готовое изделие. Испытание готового изделия. Проанализировать то, что получилось, и что не получилось. Защита проекта.

Практические работы.

Творческий проект по разделам:

«Технология домашнего хозяйства», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов», «Технология обработки конструкционных материалов».

Составление портфолио и разработка электронной презентации. Презентация и защита творческого проекта.  

  • Тема. Интерьер жилого дома.

Теоретический материал.

Понятие об интерьере. Требования к интерьеру: эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические.

Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и санитарно-гигиенических требований. Планирование кухни. Разделение кухни на зоны. Рассмотрение вариантов планировки кухни. Оборудование кухни и ее правильное размещение в интерьере. Цветовое решение кухни. Применение современных материалов в отделке кухни. Разработка проекта кухни на компьютере. Декорирование кухни изделиями собственного изготовления.

Практическая работа.

Планировка кухни. 

  • Бытовые электроприборы на кухне.

Теоретический материал.

Общие данные о видах электроприборов. Принцип действия и правила эксплуатации бытовых электроприборов на кухне.

Лабораторно-практическая работа.

Изучение потребности в бытовых электроприборах на кухне.

 Тема. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов».

Теоретический материал.

Создание рабочего места для ученика. Столярный или универсальный верстак. Ручные инструменты и приспособления. Режущие, измерительные, разметочные инструменты.

Проектирование, технология изготовления изделия, технологический процесс, технологические операции. Понятия: этап, деталь, заготовка, сборка, изделие. Технологическая и маршрутная карта. Графическое изображение изделия. Разметка плоского изделия на заготовке. Шаблоны, разметочные и измерительные инструменты.

Древесина как конструкционный материал. Пиломатериалы. Конструкционные древесные материалы. Основные технологические операции и приемы ручной обработки древесины и древесных материалов; особенности их выполнения. Отверстия. Сверла. Дрель, коловорот. Правила техника безопасности при работе с древесиной.

Сборка деталей изделий. Клей. Выпиливание лобзиком.

Практические и лабораторно-практические работы.

Оборудование рабочего места и отработка приемов крепления заготовок на верстаке. Составление схемы технологического процесса изготовления детали. Разметка плоского изделия. Выпиливание деревянных заготовок из доски. Сверление отверстий в заготовках из древесины. Соединение деталей из древесины.

  • Тема . Технология художественно-прикладной обработки материалов.

Теоретический материал.

Технологии художественно-прикладной обработки материалов. Выпиливание контуров фигур лобзиком. Материалы, инструменты и приспособления для выпиливания. Лобзик, выпиловочный столик, надфиль, шкурка. Выжигание. Зачистка поверхностей. Лакирование. Правила техники безопасности.

Практические работы.

Выпиливание лобзиком фигуры. Выжигание рисунка. Зачистка изделия. Лакирование.

  • Тема. Свойства текстильных материалов.

Теоретический материал.

Современное прядильное производство, ткацкое производство. Пряжа. Долевая нить, поперечная нить. Ткацкие переплетения. Раппорт. Отделочное производство. Отбеливание. Крашение. Классификация текстильных волокон. Способы получения натуральных и искусственных волокон растительного происхождения. Общие свойства текстильных материалов. Виды и свойства текстильных материалов из волокон растительного происхождения. Профессия – оператор прядильного производства и ткач.

Лабораторно-практическая работа.

Определение направления долевой нити в ткани. Изучение свойств ткани из хлопка и льна. 

  • Тема . Конструирование швейных изделий.

Теоретический материал.

Понятие о чертеже и выкройке швейного изделия. Инструменты и приспособления для изготовления выкройки. Определение размеров швейного изделия. Расположение конструктивных линий фигуры. Снятие мерок. Особенности построения выкройки фартука. Подготовка выкройки к раскрою. Копирование готовой выкройки. Правила техники безопасности.

Практическая работа.

Определение размеров и снятие мерок.  Построение чертежа швейного изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам или по заданным размерам.

  • Тема . Швейная машина.

Виды машин швейного производства. Характеристика и области применения современных швейных машин и вышивальных машин с программным управлением. Бытовая швейная машина, ее техническая характеристика, назначения основных узлов. Виды приводов швейных машин и их устройство, преимущества и недостатки. Организация рабочего места для выполнения швейных работ. Правила подготовки швейной машины к работе. Обучение первым навыкам работы на швейной машине. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Челночное устройство универсальной швейной машины. Правила техники безопасности.

  • Технология изготовления швейных изделий.

Теоретический материал.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани с учетом направления долевой нити. Особенности раскладки выкроек от ширины ткани и направления рисунка. Инструменты и приспособления для раскроя ткани. Обмеловка выкройки с учетом припусков на швы. Выкройка деталей швейного изделия. Критерии качества кроя. Техника безопасности работы с портновскими булавками, швейными иглами и ножницами. Инструменты и приспособления для ручных работ. Понятия о стежке, шве, строчке. Требования для выполнения ручных работ. Правила выполнения прямого стежка. Способы переноса линий выкройки на детали кроя. Знания основных операций при ручных работах. Требования к выполнению машинных работ. Основы работы при машинной обработке изделий. Оборудование для влажно-тепловой обработки ткани. Правила выполнения Влажно-тепловой обработки. Основные операции влажно-технической обработки. Правила работы с утюгом.

Виды машинных швов.

  • Тема  Санитария и гигиена.

Теоретический материал.

Общие правила безопасных приемов труда, санитарии и гигиены. Санитарные требования к помещению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Соблюдение санитарных правил и личной гигиены при кулинарной обработке продуктов для сохранения их качества и предупреждения пищевых отравлений. Правила мытья посуды. Использование моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды. Безопасные методы работы с кухонным оборудованием, колющими и режущими инструментами, горячими жидкостями. Оказание первой помощи при ожогах и порезах.    

  • Тема . Здоровое питание.

Теоретический материал.

Сведения о здоровом питание и усвояемости продуктов питания организмом. Условия, способствующие лучшему пищеварению. Общие сведения о питательных веществах. Режим питания. Правила хранения продуктов в холодильнике.

  • Тема . Бутерброды и горячие напитки.

Теоретический материал.

Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Значение хлеба в питании человека. Способы нарезки продуктов для бутербродов. Инструменты и приспособления для нарезки продуктов. Способы технологии приготовления и украшения разных бутербродов. Требования к качеству готовых бутербродов, условия и сроки их хранения.

Виды горячих напитков. Правила хранения чая, кофе, какао. Сорта чая, их достоинства и способы заваривания. Сорта кофе и какао. Устройства для размола зерен кофе. Технология приготовления кофе и какао. Требования к качеству готовых напитков.

  • Тема . Блюда из овощей и фруктов.

Теоретический материал.

Виды овощей, используемых в кулинарии. Содержание в овощах полезных веществ, витаминов. Сохранность этих веществ в пищевых продуктах в процессе хранения и кулинарной обработки. Содержание влаги в продуктах. Влияние ее на качество и сохранность продуктов. Влияние экологии окружающей среды на качество овощей и фруктов. Методы определения качества овощей и фруктов.

Назначение, правила и санитарные условия механической кулинарной обработки овощей. Причины потемнения картофеля и способы его предотвращения. Особенности механической кулинарной обработки листовых, луковых, пряных, тыквенных, томатных и капустных овощей. Назначение и кулинарное использование различных форм нарезки овощей. Инструменты и приспособления для нарезки овощей. Использование салатов в качестве самостоятельных блюд и дополнительных гарниров к мясным и рыбным блюдам. Технология приготовления салатов из сырых овощей. Оформление салатов.

Значение и виды тепловой кулинарной обработки продуктов. Преимущества и недостатки различных способов варки овощей. Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в овощах в зависимости от условий кулинарной обработки. Технология приготовления блюд из отварных овощей. Требования к качеству и оформлению готовых блюд.

 

  • Тема.Блюда из яиц.

Теоретический материал.

Значение яиц в питании человека. Использование яиц в кулинарии. Способы определения свежести яиц. Способы хранения яиц. Технология приготовления блюд из яиц. Приспособления и оборудование для взбивания, и приготовление блюд из яиц. Оформление готовых блюд.

 

  • Тема.Сервировка стола к завтраку.

Теоретический материал.

Особенности сортировки стола к завтраку. Набор столовых приборов и посуды. Способы складывания салфеток. Правила пользования столовыми приборами. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом. Прием гостей и правила поведения в гостях. Время и продолжение визита. Приглашения и поздравительные открытки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"

Медотический рекомендации по подготовке учащихся к проектной деятельности "Исследовательская и проектная деятельность на уроках английского языка и в процессе внеклассной работы по предмету"...

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся при изучении курса "Решение проектных задач по биологии" посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельн...

Приобщение детей к прекрасному как созидательная деятельность

Люди склонны иметь разные мнения о красоте окружающего мира : одни совершенно неспособны замечать прекрасное вокруг, для них в приоритете практичность, другие считают красивым яркие, вызывающие и безв...