открытое мероприятие "Литературная гостиная"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

ТОЛМАЧЕВА СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА

Открытое конкурсное мероприятие "Литературная гостиная" предназначено для учащихся 5-9-ых классов. Цель его - поиск талантливых детей, пищущих стихи, популяризация поэтического творчества среди подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_meropriyatie_literaturnaya_gostinaya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

(1 встреча)

Ведущий 1 Григорьева Вика. Добрый день, дорогие друзья, уважаемые гости! Все вы знаете, что 2015 год называется годом культуры, годом литературы в России. Поэтому мы попробуем внести в нашу школьную жизнь новый необычный опыт – создание литературной гостиной. Итак, мы рады вас приветствовать на первом заседании!

1. Звучит романс. У окна стоит «Пушкин» и читает стихи

Ведущий 2 Алиева Эльмира. Мы открываем гостиную именно этим стихотворением, потому что вначале будем говорить о творчестве, об Авторе, о Поэте. Что такое Поэзия? Кто же такой – этот человек – Поэт? Чем он отличается от других людей?

Отвечают

Ведущий 1. Имена многих поэтов знает весь мир… Мы гордимся, что в 19 веке свои необыкновенные стихи писали Пушкин и Лермонтов, а в 20 – Пастернак, Гумилев, Ахматова и Цветаева…

Ведущий 2. На открытие литературной гостиной пришли наши юные дарования, которые делают только первые шаги в познании поэтического творчества, пришли ребята, которые любят стихи, умеют их красиво читать и сами сочиняют – наши школьные поэты.

Ведущий 1. Это ученик 9 г Бондарев Сергей, ученица 8 в Добрынина Елена, ученик 7 д Воскресенский Кирилл, ученица 7 г Лачинова Диана, ученица 6 …  

Ведущий 2. Давайте подарим аплодисменты ребятам, которые обладают таким замечательным даром – любовью  к поэзии. Ребятам, которые подарят нам частичку своего сердца и души!

Ведущий 1. Кто знает, возможно, именно они станут будущим российской поэзии. Возможно, их имена прославят в веках нашу страну и станут бессмертными!

Ведущий 2. Именно эти ребята  начнут нашу страничку "Пробы пера". Но вначале еще несколько слов – о том, что такое литературный кружок, клуб, гостиная. Как они создавались. И что происходило на встречах литераторов. Историческую справку делает Комбаров Олег

2. Литературные кружки и салоны в дореволюционной России

 

Литературные общества играли большую роль в общественной и культурной жизни России в течение многих десятилетий. Первые кружки возникли еще в середине 18 в. В 30–40-х 18 в. существовал кружок, созданный воспитанниками Сухопутного шляхетского корпуса – военного учебного заведения, где всячески поощрялись занятия гуманитарными науками и интерес к литературе.

К этому времени относится и возникновение первых литературных салонов, прежде всего салона И.И.Шувалова. Шувалов, фаворит императрицы, прославился своим бескорыстием и честностью, просвещенностью. Он был покровителем М.В.Ломоносова, основателем Московского университета и Академии Художеств. Отойдя от государственных дел после смерти своей покровительницы в 1761, он посвятил большую часть своего времени путешествиям, чтению, искусству. Постоянными посетителями салона были переводчики, филологи, поэты: Г.Р.Державин, И.Дмитриев, И.Богданович.

В 18 в. кружки не ограничивали свою деятельность литературными беседами. Их участники стремились к организации одного или нескольких журналов.

Клуб «Арзамас», общество «Зеленая лампа» - самые известные литературные общества 19 века.

«Зеленая лампа» - русский литературно-политической кружок, существовавший в Петербурге в 1819—20-ых годах.

В доме Н.В. Всеволожского - чиновника Коллегии иностранных дел, переводчика и автора водевилей - часто бывали С.П. Трубецкой, Ф.Н. Глинка, Я.Н. Толстой, А.А. Дельвиг, А.С. Пушкин, представители светского Петербурга, которых объединяло увлечение театром и литературой.

Периодически на заседаниях поднимались темы общественные и политические.

В марте 1819 года было основано общество «Зеленая лампа». Здесь царили политическое вольнодумство, свободные нравы граничили с озорством, язык сочетал площадные выражения и «высокую» лексику.

 На собраниях вели протоколы, все происходящее сохранялось в тайне, поскольку читали произведения, написанные в вольном духе. Также слушали  отчеты о деятельности театров Петербурга, обсуждали очерки, касающиеся русской истории, читали стихи антиправительственного характера, публицистические статьи.

До нас дошли стихотворные послания Пушкина, адресованные членам «Зеленой лампы». В письме Пушкина к Толстому можно найти такие строки о кружке:

«…Приют любви и вольных муз,

 Где с ними клятвою взаимной

 Скрепили вечный мы союз,

 Где дружбы знали мы блаженство.

 Где в колпаке за круглый стол

 Садилось милое Равенство…»

 Стол, за которым проходили дружеские ужины и велись диспуты, действительно был круглым, и освещала его зеленая лампа.

Ведущий 1. И мы желаем, чтобы символ этого литературного объединения – зеленая лампа – который стоит на нашем столе - принес нам много интересных встреч, много школьных поэтов и новых стихов.

Ведущий 2. Сегодня мы будем слушать стихотворения наших ребят, попробуем оценить их достоинства, хотя это сложно, и выбрать лучшие стихотворения, которые будут опубликованы …

Ведущий 1. Чтобы вы не стеснялись высказывать свои суждения, предлагаем вам опросный лист-помощник и просим после каждого выступления оставлять на нем свои мысли, впечатления от услышанного… Также прошу вас задавать друг другу вопросы, если они появятся.

Раздать листы

Ведущий 2. Уважаемые гости и юные дарования, мы отправляемся с вами в путешествие в прекрасный таинственный мир словесного творчества. Тема – самое главное в жизни человека – семья, дом, теплые мамины руки, дружеская поддержка, хороший совет…

Ведущий 1. Это смех, первые слова и первые шаги… Это бабушкины блины… Это елка и снежки… Куклы и машинки… Первые книжки… Это рыбалка и велосипед… Это младшие и старшие братишки и сестренки… Надежные друзья…

Ведущий 2. У каждого семья – это что-то важное и особенное, доброе, светлое… Дом, семья – место, куда всегда радостно прийти… Люди, которые любят тебя таким, какой ты есть… 3. Стихотворение  «Мамины глаза». читает Хароян Карина.

«Мамины глаза»

Дождинка упадёт на землю, как слеза,

 И вдаль поманит утром нас дорога.

 А мамины глаза, а мамины глаза

 Нам вслед посмотрят ласково и строго

 Всё в жизни может быть - и радость, и гроза,

 Не жалует судьба нас временами.

 А мамины глаза, а мамины глаза

 Всегда следят с волнением за нами

 Мы в поисках мечты меняем адреса,

 Нам дома письма редкие прощают.

 А мамины глаза, а мамины глаза

 Нас в детство по привычке возвращают.

Грубеют на ветру мальчишек голоса,

 И девочки становятся взрослее...

 А мамины глаза, а мамины глаза

 С годами всё добрее и светлее.

 Всё в жизни может быть - и радость, и гроза,

 Не жалует судьба нас временами.

 А мамины глаза, а мамины глаза

 Всегда следят с волнением за нами.

Ведущий 1. Пусть те авторские произведения, которые сегодня прозвучат, не являются мировыми шедеврами, их авторы заслуживают нашего уважения и восхищения…Мы просим начать нашу поэтическую встречу ученицу 7 г класса – Лачинову Диану. Она прочитает стихотворение о семье.

4. Чтение стихотворения

Ведущий 2. Давайте поддержим Диану аплодисментами! Спасибо. Диана, я хочу задать тебе несколько вопросов. Ты давно пишешь стихи?

Поэт отвечает на вопросы

Ведущий 1. А как все это началось? Ты помнишь свое первое стихотворение? Ты пишешь только тогда, когда приходит вдохновение, или еще и по просьбе друзей, знакомых?.. Спасибо… Ребята, не забывайте оставить свой отзыв

Пишут

Ведущий 2. Многие говорят, что школа – это второй дом. С этим высказыванием можно согласиться – ведь одноклассников и учителей вы порой видите больше и чаще, чем родных, вы можете рассказать им то, что будет тайной для вашей семьи… Давайте вспомним строки их стихотворения Пушкина  о лицее…

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село…

Ведущий 1. Вот как много значил лицей для своих учеников! Мы просим прочитать свое стихотворение о школе ученика 9 г – Бондарева Сергея.

5. Чтение стихотворения. 

Ведущий 2. Спасибо, это были удивительные строки… Сережа, ты давно пишешь стихи? Можешь сказать, как началось твое поэтическое творчество?

2-3 минуты на отзывы.

Ведущий 1. Мы просим прочитать свое стихотворение ученицу 8 в Добрынину Елену.

6. Чтение

Ведущий 2. Лена, мы знаем, ты давно пишешь стихи. Много их в твоей творческой копилке? Какая тема больше всего вдохновляет тебя? Какой самый интересный случай связан с твоими стихами?.. Спасибо, Лена. Ребята, в своих листах сделайте записи о впечатлениях, эмоциях о стихотворении.

Ведущий 1. Мы просим прочитать свои стихи ученика 7 д – Воскресенского Кирилла. Давайте поддержим нашего юного поэта аплодисментами!

Чтение

Ведущий 2. Спасибо. Кирилл, скажи, родители знают о твоем увлечении? Как они к этому относятся? А друзья? Как часто ты пишешь стихи? Многие поэты, писатели просыпались ночью, когда к ним приходило вдохновение. Хватали клочок бумаги, салфетки, газету, чтобы записывать строки. А у тебя когда-нибудь были подобные моменты?

Отвечает

Ведущий 1. Небольшое, но очень нежное и трогательное стихотворение читает Джангоян Лиана.

Семья – это дети

Семья – это дети,

 И пусть на планете,

 И в памяти сердца, и в детских очах,

 Всегда остается

 Доброе солнце,

 Светлая нежность – семейный очаг.

 Здесь дети играют,

 Тепло и уют.

 Здесь в жизнь провожают,

 Но прежде – дают.

Ведущий 2. Мы предоставляем слово нашей самой юной участнице – ученице 6 класса…Чтение, вопросы

Ведущий 1. Современная жизнь очень быстрая, очень сложная… Море информации, огромные возможности интернет пространства порой заставляют нас забывать теплоту и нежность живого голоса, дружеские объятья, важность улыбки и совета…

Ведущий 2. Может быть, спеша за этим потоком информации, занятые серверами, гаджетами и вайберами, покоренные селфи и инстаграммами, мы становимся более холодными и жестокими, менее отзывчивыми и чуткими…

Ведущий 1. Бурный поток социальных событий, изобретений, новинок, перенося одно, непременно уносит что-то другое. Порой, разбушевавшись, он обрушивает целые слои нашей богатейшей культуры, грозя в будущем многими бедами...

Ведущий 2. Так жива ли еще наша культура: поэзия, проза, музыка? И есть ли у нас в этом смысле будущее, завтрашний день?.. Сложны эти вопросы, но уверенно отвечаем: "Да!". И залогом этого оптимизма является ваше творчество, ваши стихи, ваши добрые слова и ранимые души…

Мы такие разные и такие далёкие,

Мы такие близкие и друг к другу жестокие.

Я зову, ты не слышишь, плачу, ты не жалеешь.

Может, нужно  друг к другу стать немножко добрее?

Бросить камень обиды глубоко в сине море,

Разорвать цепи боли, согреть сердце любовью,

Позабыть наши ссоры, кто кому и что должен?

Мы же вмести с тобою, друг без друга не сможем,

Ты молчишь и я тоже, взгляды в сторону злые,

мы же очень похожи, мы же просто родные.

Жизнь ведь сложная штука, так завертит, закружит,

протяни ко мне руку, протяну тебе тоже.

И растопим все льдинки, и поможем друг другу.

Я люблю и ты тоже, вытрем наши слезинки,

Поцелуй меня в щечку, всё пройдет, все пустое,

Улыбнись, обернись, мы же вместе с тобою.

Ведущий 1. Действительно, мы такие разные, как говорилось в стихотворении, прочитанном Зиной Садоян. Но мы должны звать друг друга и слышать этот зов…

Ведущий 2. Протягивать руку помощи и растапливать лед в сердцах. Забывать ссоры и невзгоды. И помнить, что глазами всего не увидеть, ведь зорко одно лишь сердце!

Ведущий 1. А значит, в сердце должны жить любовь, нежность, чуткость, доброта, понимание и отзывчивость … Значит, в сердце всегда должен найтись маленький уголок для Слова, для Искусства, для Поэзии!..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Убранство дворянской гостиной" SMART

Интерьер дворянской усадьбы XVIII-XIX вв. органично объединяет мир вещей с пространством комнаты, с интерьером. Вещи отражают статус человека в обществе, его увлечения. Живопись XVIII-XIX вв. передает...

Литературна гостиная ко Дню открытия Царскосельского лицея

Сценарий внеклассного мероприятия. Литературная гостиная «Лицеисты»,посвященная дню открытия Царскосельского лицея....

Сценарий «Открытие литературной гостиной»

26 ноября 2014 года на базе нашей школы был открыт районный литературный центр "Зелёная лампа". Предлагаю вашему вниманию сценарий открытия литературной гостиной....

Открытый урок Музыкально – поэтическая гостиная: «Романса трепетные звуки»

Знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....

Фотоматериалы открытого заседания литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова "Пока свеча горит"

Презентация содержит фотографии  литературной гостиной с творческим названием "Пока свеча горит"...

Комплект для открытого урока по музыке "Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"

Сценарий и презентация открытого урока на тему " Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха"....