Дополнительная общеразвивающая программа "Технология проектирования"
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Черепанова Александра Владимировна

Цель программы: оказать методическую поддержку учащимся при проведении проектных работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных конкурсах для школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_proektirovaniya_2019-2020.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования города Калуги

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования                                                                                                                      

«Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги

        

ПРИНЯТА

методическим советом МБОУДО

ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

протокол № ___ от «___»_________2018 г.

УТВЕРЖДЕНА                                                                                                                                   приказом директора

№___ от  «___»_________2019 г.                                                                                              

Директор  МБОУДО

ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги

_________________________________С.Л. Милютина

Дополнительная общеразвивающая программа

«Технология проектирования»

Автор: Черепанова Александра Владимировна

Должность: педагог дополнительного образования.

продолжительность освоения программы: 1 год (152 часа).

возраст учащихся: 13-17 лет.

Калуга, 2018 год


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название программы: «Основы проектной деятельности».

Автор программы, должность: Черепанова Александра Владимировна, педагог дополнительного образования.

Организация, реализующая программу: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» города Калуги.

Адрес организации, реализующей программу: город, Калуга, улица Телевизионная, 14, корпус 1, тел.8 (4842) 550209.

Возраст детей: от 13 до 17 лет.

Направленность: социально-педагогическая.

Год разработки: 2018 год.

Даты внесения изменений в программу: 2019г.

Вид программы: модифицированная.

Уровень реализации: дополнительное образование.

Уровень освоения: общекультурный базовый

Способ освоения содержания образования: креативный

Форма организации образовательной деятельности: отделение.

Название объединения: «Отделение инновационных технологий, истории и права».


РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

1.1 Пояснительная записка

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Направленность программы: социально-педагогическая.

Вид деятельности: социально-правовая и социально-психологическая адаптация.

Вид программы: модифицированная.

Актуальность  проектной деятельности состоит в том, что она, во-первых, развивает познавательную,  социальную активность молодого поколения; во-вторых, она практикоориентирована, всегда направлена на конкретные нужды; в-третьих, инициирует нестандартные решения. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах. 

Новизной  

Педагогическая целесообразность.

Особенность программы. 

Адресат программы

Возраст учащихся: 13-17 лет  

- первый год обучения – учащиеся 13 – 17 лет;

Для подросткового и юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания. В данной образовательной программе учитываются  возрастные особенности учащихся, особенно при отборе темы, методики исследования.

Объем программы: 1 год (152 часа).

Срок реализации программы: 1 год.

Форма обучения: очная, групповая.

Особенности организации образовательного процесса

Форма организации образовательной деятельности: объединение.

Название объединения: отделение инновационных технологий, истории и права.

Состав учащихся: постоянный.

Особенности набора: свободный.

Срок обучения: 1 год.

Режим занятий:

Первый год обучения:152 часа в год – 4 часа в неделю.

Режим занятий: два раза в неделю по 2 часа.


1.2 Цель и задачи

Цель программы: оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях, конкурсах школьников.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление о возрастающей роли научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимочти международного научного сотрудничества;
  • Дать представление о понятиях «наука», «научное мировоззрение», «исследовательская деятельность»;
  • познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;
  • знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта;
  • знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта;
  • знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты;
  • составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы;
  • иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении;
  • проводить рефлексию своей деятельности.

Личностные:

  • сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформировать основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • сформировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • развить навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Метапредметные:

  • уметь самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  • самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

1.3 Содержание программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(первый год обучения)

Наименование темы

Кол-во  часов

всего

теории

практики

Вводный контроль. Инструктаж по технике безопасности

2

2

-

1

Введение

14

6

8

1.1

Тренинг «Давайте познакомимся»

4

-

4

1.2.

Что такое проект. Типы проектов

6

4

2

1.3.

Структура проекта

4

2

2

2.

Способы получения и переработки информации.

18

8

10

2.1.

Работа с информацией

8

4

4

2.2.

Поиск литературы в библиотеке. Работа с каталогами

10

4

6

3

Постановка темы проекта

26

8

18

3.1

Составление и обсуждение списка тем

6

2

4

3.2.

Описание и анализ ситуации

8

2

6

3.3

Постановка цели, планирование работы над проектом. Составление карты проекта

12

4

8

4.

Реализация проекта

56

10

46

4.1.

Выделение ролевых позиций, необходимых для решения поставленных задач проекта

6

2

4

4.2.

Составление индивидуальных графиков работы над проектом

6

2

4

4.3.

Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта

30

4

26

4.4.

Оформление проекта.

14

2

12

5.

Презентация проекта

30

6

24

5.1.

Написание доклада выступления.

10

2

8

5.2.

Оформление слайдовой презентации.

12

4

8

5.3.

Устная защита проекта

8

-

8

6.

Промежуточная аттестация

6

-

6

Итого:

152

40

112

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

1. Введение.(14 часов)

Теория: Определение проекта, типы проектов. Структура проектов.

Практика: тренинг знакомства: упражнения «Зачем мы здесь собрались?»,

«Карандаши», «Взаимное представление», «Дракон ловит свой хвост»; работа

обучающихся в группах, «Мозговой штурм»; тестирование на определение интенсивности познавательной потребности у обучающихся, особенностей учебных интересов и склонностей, особенности мотивации выполнения проектных творческих заданий у обучающихся.

2. Способы получения и переработки информации.(18 часов)

Теория: Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания.Организация работы с научной литературой. Работа в библиотеке. Знакомство с каталогами. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать и др. Литературный отбор в исследовательской работе. Библиографическое оформление работы. Виды чтения книг. Особенности работы с Интернет источниками.

Практика: работа с каталогами в библиотеке; поиск информации в Интернет-ресурсах; чтение отрывка из статьи разными способами (беглое, скоростное, аналитическое); заполнение листа самооценки учебных умений (12 умений).

3. Постановка темы проекта.(26 часов)

Теория: Особенности постановки темы. Составление и обсуждение списка тем. Описание и анализ ситуации. Постановка цели, планирование работы над проектом. Составление карты (схемы, плана) проекта.

Практика: решение проблемных задач, тренинг «Реклама статьи», упражнения

«Другими словами», «Странные ответы», «Слушание в разных позах». Коррекция

индивидуальных планов работы и плана работы группы над проектом; тестирование. Упражнения: «Необычные названия», «Преодоление пространства».

4. Реализация проекта (56 часов)

Теория: Выделение ролевых позиций, необходимых для решения поставленных задач проекта. Составление индивидуальных графиков работы над проектом. Накопление, обобщение материалов проекта. Создание проектного продукта. Оформление проекта. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Принципы работы с большим объёмом информации. Требования к оформлению результатов работы. Цитирование, ссылки. Схемы и иллюстрации. Таблицы и диаграммы. Приложения и графики.

Практика: работа за компьютером в программах Word, Point, Photo Shop;

индивидуальная работа обучающихся по написанию текста работы, оформлению

приложений.

5. Презентация проекта.(30 часов)

Теория: Доклад. Правила составления доклада выступления. Создание презентаций, разработка буклетов; дистанционный контроль обучающихся (при помощи Интернет). Презентация результатов работы. Выступление на конференции, конкурсе является завершающим этапом проектной работы деятельности. Типичное выступление на конференции занимает 7-10 минут. Это оптимальное время для того, чтобы рассказать об одном завершённом проекте, успев раскрыть наиболее важные технические детали. Поэтому в рамках данной программы предусмотрены практические занятия, на которых обучающиеся готовятся максимально эффективно представить себя в течение такого короткого времени.

Практика: Подготовка текста доклада в соответствии с требованиями конкурса. Написание тезисов работы. Репетиция доклада. Тренинг «Мой страх в моих руках»; тренинг «Психологические особенности публичного выступления»; инсценизация выступления на конференции; защита научно-исследовательской работы, рефлексия; планирование участие лучших работ на региональных и всероссийских конференциях.

Управляемость программой

Программа «Технология проектирования» реализуется летом для переменного состава учащихся Центра «Созвездие». Для работы в летний период разработан краткосрочный учебный план, рассчитанный на 36 часов. Это краткий курс – основные темы программы, которые изучаются в течение года.

Учебный план на летний период на одну учебную группу

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Текущий контроль

всего

теория

практика

1.

Введение

6

3

3

тест

2.

Способы получения и переработки информации.

6

3

3

практикум

3.

Постановка темы проекта

6

3

3

практикум

4.

Реализация проекта

12

3

9

практикум

5.

Презентация проекта

6

3

3

Практикум

Итого:

36

15

21

РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ»

2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

1. Учебный кабинет для занятия с учащимися, имеющий хорошее освещение и вентиляцию;

2.  Информационный стенд для учащихся;

3.  Оборудование:

- столы и стулья, для детей старшего школьного возраста;

- кафедра;

- указка;

- планшет;

- магнитная доска;

 - маркеры для доски;

- магниты для доски;

 - телевизор;

- компьютеры или ноутбуки по количеству учащихся в группе;

 - принтер;

 - сканер;

 - ксерокс

- доступ к Интернет;

- дисковые накопители для записи результатов занятий.

Методический и дидактический материалы

  • специальная и периодическая литература, учебные пособия;
  • рабочие тетради;
  • буклеты к занятиям;
  • - карточки с заданиями;
  • - статьи;
  • - памятки;
  • - бланки тестов;
  • - рекомендации.

Нормативно-правовые документы и методические рекомендации Правительства Российской Федерации:

1.Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).

2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об

образовании в Российской Федерации».

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования (ФГОС НОО) от 6 октября 2009 г. N 373; в ред. от 11 февраля 2013 г. N 26993.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования". 

5.Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв.

Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761)

6.Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013

- 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р).

7. Положение о структуре, порядке разработки и  утверждения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования  «Центр развития творчества детей и юношества «Созвездие» г. Калуги.

2.3 Формы аттестации

Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Формами промежуточной аттестации учащихся являются участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.

Итоговая аттестация может проводиться как в виде письменной курсовой работы, так и в виде защиты работы перед экспертным сообществом.

Формы отслеживания результатов

Текущий контроль: Диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование. Решение кроссвордов, выполнение упражнений, практические задания.

Итоговый контроль: включает в себя основные этапы контроля над выполнением работы:

  • защиту темы исследования;
  • обсуждение исследовательской работы;
  • предзащиту исследовательской работы;
  • защита тем исследовательских проектов;
  • предзащита завершенных исследовательских работ;
  • защита завершенных исследовательских работ;

2.4 Оценочные материалы

Критерии оценивания научно-исследовательской деятельности:

  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
  • наличие литературного обзора, его качество;
  • соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;
  • умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;
  • логичность и полнота доказательств;
  • соответствие выводов полученным результатам;
  • культура оформления материалов.

2.5 Методические материалы

Виды и формы работы

Образовательные технологии в образовательном процессе включают в себя целый набор разнообразных методов и подходов. К ним относятся методы развития навыков групповой работы, обучение действием (проектный метод), анализ конкретных ситуаций, имитационные игры, метод исследования экономических субъектов и др.

Приемы обучения

  1. Проблемно-развивающие методы:

- показательный (изложение учебного материала с созданием проблемных ситуаций и показом способов их разрешения в науке и практике);

- диалогический (организация диалога с обучающимися);

- эвристический (сочетание изложения учебного материала с самостоятельной деятельностью учащихся по решению учебных проблем);

- исследовательский (организация творческой самостоятельной деятельности по решению учебных проблем)

  1. Методы преподавания:

- рассказ;

- объяснение;

- беседа;

- показ-демонстрация.

  1. Методы обучения:

- слушание;

- осмысление;

- упражнение;

- изучение первоисточников;

- моделирование;

- видеометод;

- практическая работа;

- учебное исследование.

  1. Интерактивные методы:

- дискуссии, дебаты;

- тренинги;

- «мозговой штурм»;

- соревнования;

- реклама собственных проектов.

  1. Игровые методы:

- ролевая игра (акцент делается на общение);

- деловая игра (акцент делается на обучение);

- интеллектуальная игра.

6. Дистанционный метод (обучение с помощью сети интернет, общение педагога и учащихся с помощью программного обеспечения Skype)

Организационные формы и приемы обучения 

  • Лекция
  • Семинар
  • Тренинги
  • Имитационные игры: деловые и ролевые
  • Тематические круглые столы

Формы работы с родителями

Неотъемлемой частью успеха учащегося в написании научного проекта  является помощь родителей. В связи с этим можно выделить такие формы работы с родителями, как:

1. Консультация

2. Открытые занятия

3. Переписка с родителями

Принципы обучения

  1. Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся (предполагает реализацию возрастного и индивидуального подходов.)
  2. Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, опыту, накопленному мировой цивилизацией.
  3. Принцип воспитывающего обучения (базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, культуры труда и жизнедеятельности, общения.)
  4. Принцип наглядности (обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов)
  5. Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения (обусловлен объективно существующими этапами познания, взаимосвязью чувственного и логического, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного.)


2.6. Список литературы

  1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001.
  2. Викторов Ю.М., Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности школьников: (Из педагогического опыта школы-гимназии №168 Санкт-Петербурга). –  Спб., 1998.
  3. Гансберг Ф. Творческая работа в школе. – М., 1913. 
  4. Герасимов Н.Г. Структура научного исследования. – М., 1985.
  5. Гецов Г. Как читать книги, журналы, газеты. – М., 1989.
  6. Гецов Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975.
  7. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.,1981.
  8. Грецов А. Тренинги развития с подростками. Творчество. Общение. Самопознание. –  Спб: Питер, 2011.
  9. Гуслова М.Н. Инновационные педагогические технологии. – М.: Академия, 2010.
  10. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 2009
  11. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.
  12. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.
  13. Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – Спб: Речь, 2011.
  14. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение. – М.: Академия, 2011.
  15. Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Программа курса. – СПб.,2000
  16. Пастухова И.П., Тарасова Н.В. Основы научно-исследовательской деятельности студентов. – М.: Академия, 2010.
  17. Приходько П.Т. Азбука исследовательского туда. – Новосибирск, 1979
  18. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 2005
  19. Сенько Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения. – М., 1985г.
  20. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.
  21. Уколова А.М. Организация проектной деятельности обучающихся: Учебно-методическое пособие / Автор-составитель Уколова А.М.; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2005.
  22. Усачева И.В., Ильясов И.И. Формирование учебной исследовательской деятельности. – М., 2007.
  23. Федотов В.В. Техника и организация умственного труда. – Минск, 1983.
  24. Фролова Т.В. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения: Библиотека журнала «Директор школы», Выпуск №6, 1999./ под ред. М.А. Ушаковой. – М.: Сентябрь, 1999.
  25. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. – М.: Академия, 2010.
  26. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе: Библиотека журнала «Директор школы», Выпуск №7, 1998./ под ред. М.А. Ушаковой. – М.: Сентябрь, 1998.

Литература для учащихся

  1. Большая детская энциклопедия// серия книг в томах
  2. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения. - Самара, Учебная литература, 2006.
  3. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.

Интернет-ресурсы для учащихся

  1. Организация исследовательской деятельности школьников: теория и практика http://matriz.karelia.ru/
  2. Портал исследовательской деятельности учащихся-  www.researcher.ru  
  3. Сайт журнала «Исследовательская работа школьника»-   www.issl.dnttm.ru  
  4. Сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского-vernadsky. info
  5. Уроки Кирилла и Мефодия.  - мультимедийный учебник из серии "Начальная школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛИШЕ для проектирования ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ в условиях УДОД.

В режиме радикальной переориентации образования от культа знаний к всестороннему развитию личности, неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования. Педаг...

Методическая подборка "Проектирование дополнительных общеразвивающих программ нового поколения в УДОД как условие повышения качества образования.

Аннотация. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образования», одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на Федеральный государственный образовательн...

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ

Презентация по организации дополнительного образования...

Дополнительная общеразвивающая программа «Дизайн - проектирование»

Для учащихся 7-8 классов. Срок реализации 1 год...

Дополнительная общеразвивающая программа «Основы виртуального проектирования и моделирования»

Данная образовательная программа позволит повысить уровень знаний детей в такойинтересной и высокотехнологичной сфере как виртуальная и дополненная реальность....

«Проектирование ИОТ для детей 10-11лет в рамках дополнительной общеразвивающей программы спортивно-оздоровительной направленности». Тема «Низкий Старт».

1. Низкий старт-техникаПо команде: «На старт!» учащийся подходит к стартовой линии отмеряет полторы стопы. Далее ученик приседает, ставит руки на линию. Затем он опускается на колено задне...