Введение в образовательную программу "Мир кожи"
план-конспект

Другова Татьяна Александровна

Вводное занятие в образовательную деятельность. Наглядно рассказывает об истории развития кожевенной промышленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drugova_konspekt_zanyatiya.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Верхнеуфалейский городской  округ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»

Сценарий учебного занятия

Тема: «Путешествие в мир кожи»

                                                     

                                                         Выполнила:

                                                            Другова Т. А.,

педагог дополнительного

                                                                        образования МБУДО

                                                    "ЦДОД"

2017 г.


Цель: способствовать формированию интереса  учащихся к традиционному народному искусству «Художественная обработка кожи».

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей обработки кожи.
  2. Создать условия для развития интереса детей к занятиям по художественной обработке кожи.
  3. Воспитывать  доброжелательное отношение  друг к другу.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-посковый, мотивирования, стимулирования.

Форма занятия: Игра-путешествие.

Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор с экраном.

Материалы и инструменты: большие куски кожи, кусочки меха, влажная кожа, книга; изделия из кожи: шкатулки, кулоны, картины и т. д., заготовки для брошей, кусочки цветной кожи, пайетки, образцы кожи.

План занятия

1. Организационный этап.

2. Подготовительный этап.

3. Основной этап.

4. Контрольный

5.Рефлексивный этап.

6. Подведение итогов.

7. Информационный этап (домашнее задание).

  1. Организационный этап

П: Добрый день, ребята. Я очень рада всех видеть. Меня зовут Татьяна Александровна. Я - руководитель творческого объединения «Мир кожи» Центра дополнительного образования детей.

2. Подготовительный этап

П: В нашем объединении мы  с ребятами делаем множество поделок из кожи (демонстрация изделий мини-выставки). Это называется - «Художественная обработка кожи». Примерные вопросы для беседы: Нравятся ли вам изделия, представленные на этой мини-выставке? Есть ли у вас дома изделия из кожи, сделанные своими руками? Что в доме можно украсить, применяя изделия из кожи? Ребята, как вы думаете, когда появились первые изделия из кожи?  (ответы детей).

П: А сейчас мы узнаем правильно ли вы ответили. Я предлагаю вам совершить  небольшое путешествие в прошлое на машине времени.  

И тема сегодняшнего занятия: Путешествие в мир кожи (слайд 1).Во время нашего путешествия мы побываем в разных эпохах, узнаем как использовалась кожа,  как она обрабатывалась, научимся отличать натуральную кожу от искусственной,  самостоятельно изготовим сувенир из кожи.  

3. Основной этап

Итак, к путешествию готовы? Я - капитан корабля. Вы – моя команда.

П: Команда, пристегнуть ремни!

Д: Есть! Пристегнуть ремни!

П: Включить зажигание!

Д: Есть! Включить зажигание!

П: Завести моторы!

Д: Есть! Завести моторы!

П: Начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1.  Пуск! Неси нас машина времени в каменный век.

П: Посмотрите, это что за чудо-юдо? Кто это? (слайд 2)

Д: Это первобытный человек.

П: Правильно! Давайте внимательно рассмотрим, что же на нем надето?

Д: перечисляют.

П: Ребята, обратите внимание, что это еще не кожа, а шкура животного. В те времена люди еще не умели обрабатывать шкуры так, чтобы они долго хранились. Но со временем люди обратили внимание, что шкуры, на которые попадает дым от костра, дольше сохраняют свою прочность (слайд 3). Потом люди догадались убирать волосяной покров со шкуры (слайд 4). Это они делали специальными скребками из кости. Сначала волос просто складывали в угол пещеры, потом заметили, что когда он долго лежит, то скатывается и эти подстилки очень теплые. Так со временем люди освоили и валяние, которое используют и в наши дни. Что же мы носим из валяной шерсти до сих пор?

Д: валенки.

П: Правильно! Но мы несколько отклонились от темы нашего путешествии. Давайте посмотрим, что же было дальше.

        А люди тем временем догадались вымачивать оскобленные шкуры в отварах разных трав, кореньев, коры. А все для чего? Для того, чтобы эти шкуры еще дольше хранились. Но жидкость вымывала из кожи все жиры, и она делалась вот такой: сухой, и грубой (демонстрирует высушенный кусок кожи). И тогда вымоченную кожу стали натягивать. Давайте и мы с вами попробуем растянуть кожу, как делали древние люди (вместе с детьми растягивают кусок кожи). Вот так кожу растягивали, а затем прибивали к земле колышками (слайд 5). Давайте тоже попробуем натянуть кусок кожи, как это делали древние люди.

Д: натягивают большой кусок кожи.

П: А когда она высыхала, в нее втирали жир животных. Вот теперь кожа стала более прочной, мягкой и люди стали задумываться, что бы еще из нее можно было сделать?

- кусок шкуры вешали над входом в пещеру – это была первая примитивная дверь, позже стали делать жилище из костей мамонта и шкур животных (слайд 6);

- из кожи острым камнем вырезали одежду и сшивали при помощи костяных игл жилами животных;

- первая обувь – это обмотка куска кожи вокруг ног;

- научились шить первые сандалии (демонстрирует сандалии);

- охотники и пастухи брали с собой мешочки из кожи, в которых хранили еду и даже питье (слайд 7).

Все это люди осваивали на протяжении многих веков. Появлялось все больше рецептов и способов обработки кожи, все большей популярностью пользовались вещи из кожи. Но до художественной обработки было еще далеко.

Итак, давайте займем свои места в машине времени. Пристегнули ремни, включили зажигание, завели моторы! Начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1.  Пуск! Неси нас машина времени в средние века (слайд 8).

Посмотрите какая барышня перед нами (слайд 9). Давайте посмотрим, что же на ней надето из кожи?

Д: Шляпа.

П: Посмотрите, что у нашей барышни на плечах. Это меховая пелерина. В средние века люди уже научились обрабатывать шкуры так, чтобы сохранялась вся красота меха. Меха стоили очень дорого, их даже использовали вместо денег (демонстрирует кусочки меха).

В это время появляется много кожевенных мастерских (слайд 10). Обычно в мастерских был один мастер и несколько подмастерьев. Само изделие делал мастер, а все детали подготавливали подмастерья. Что же делали эти мастера? (слайды) А делали  уже красивые и нужные людям вещи:

-шляпы (слайд 11). Со временем фасоны шляп менялись, а потом их и вовсе стали делать из фетра и других материалов;

- ремни и пояса (слайд 12). Тогда ремни делали с большими медными или серебряными пряжками.

 - воины использовали в бою кожаный щит и доспехи из толстой кожи (слайд 13);

- первые книги выглядели как свиток, только использовали не бумагу, а специально выделанную кожу - пергамент. Также на пергаменте составляли карты (слайд 14). Затем, когда люди придумали бумагу - появились книги, примерно такие же, как и сейчас (слайд 15, демонстрирует книгу). А обложки для древних книг делали из кожи. Вот тут фантазии мастеров не было предела. Книги украшали драгоценными камнями, гравировкой, тиснением (слайд 16). Это была первая художественная обработка кожи.

- но больше всего спросом пользовалась обувь из кожи: сапоги, туфли. Сначала обувь  была на плоской подошве и с удлиненным носком - так легче было кроить и шить (слайд 17). Cо временем научились делать наборные каблуки из кожи, а потоми делать обувь с помощью деревянных колодок (слайд 18).

        Давайте и мы с вами немного побудем мастерами-обувщиками из средних веков. Для того чтобы сделать обувь используются деревянные колодки, и кожа, не сухая и не мокрая – немного увлажненная. Кожа увлажняется для того, чтобы ее легче было натянуть на колодку. Итак, попробуем и мы натянуть кожу. Возьмем кусочек сухой кожи и потянем его в разные стороны. Получается?

Д: не очень…

П: Теперь берем увлажненную кожу и пробуем потянуть ее в разные стороны. Теперь кожа тянется?

Д: да.

П: Молодцы! У вас отлично получилось. Если бы вы жили в те времена, то думаю, из вас получились бы хорошие мастера-обувщики.

         А теперь давайте еще раз займем места в машине времени и вернемся в наше время. Пристегнули ремни, включили зажигание, завели моторы! Начинаем обратный отсчет: 5,4,3,2,1.  Пуск! Неси нас машина времени в XXI век.

Ну, вот мы с вами и вернулись! А как вы, ребята, думаете, в наши дни люди часто используют кожу?

Д: Да.

П: Что же в настоящее время делают из кожи?

Д: перечисляют

П: Правильно! А некоторые кочевые народы используют кожу для изготовления одежды, обуви и жилищ до сих пор (слайды 19, 20, 21)

Посмотрите на современную модницу (слайд 22).  Какие вещи на ней из кожи?

Д: перечисляют

Кожа – это удивительный материал! Из нее можно сделать множество  интересных и красивых вещей: одежду, обувь, сумки, заколки, броши, браслеты, украшения на шею, картины, шкатулки и многое другое (слайды 23, 24, 25). Предела нет человеческой фантазии! Люди научились красиво, художественно обрабатывать кожу. И это ремесло стало народным искусством.

П: А вы знаете, что в современном мире используют не только натуральную кожу? Совсем недавно люди научились делать искусственную кожу. Конечно, по своим качествам она сильно уступает натуральной, но она намного дешевле в производстве. Как же отличить натуральную кожу от искусственной? Сейчас я открою вам несколько секретов! Первый секрет: натуральная кожа принимает тепло человеческих рук. Попробуйте зажать в руке кусочек натуральной кожи. Что же происходит?

Д: она становится теплой.

П: Правильно! А теперь зажмите в руке кусочек искусственной кожи. Чувствуете разницу?

Д: да, она остается холодной.

П: Второй секрет: посмотрите на обратную сторону кожи. У натуральной кожи эта сторона называется бахтарма,  и на ней видны натуральные волокна, а у искусственной кожи видна нитяная основа.  

4. Контрольный этап

Давайте попробуем с вами разделить все эти образцы на два вида: натуральные и искусственные.

Д: работа с образцами.

П: Молодцы! С выполненным заданием справились  отлично!

 Физминутка (слайд 26)

Сегодня мы совершили небольшое путешествие в историю и узнали немного о первых попытках  обработки кожи. Всю историю нашей жизни люди узнавали по наскальным рисункам, летописям,  археологическим находкам, сохранившимся до наших дней.

        Конечно, сейчас мы не делаем карт из кожи - их печатают на бумаге, не используем шкуры для строительства жилища, но зато мы делаем множество художественных изделий из кожи, которые служат оригинальными подарками для близких (демонстрация изделий из кожи). Может быть, и наши поделки через несколько веков откопают археологи и так же, как мы сегодня с вами, будут удивляться, улыбаться и задавать вопросы: «Как же все это люди делали?»

Практическая работа. Попробуем сделать сами небольшой сувенир из кожи? (слайд 27) Сейчас мы с вами выполним небольшую брошку в виде цветочка (выдаются кусочки кожи, ножницы, клей, пайетки, заготовки для брошей). Для того чтобы вырезать ровную деталь, мы используем шаблоны. Обводим и вырезаем цветочки, приклеиваем вместо серединки цветка пайетку и все это закрепляем  на основе для броши. Поздравляю вас, вы сделали свое первое изделие из кожи!  

5. Рефлексивный этап.

П: Ребята, вам интересно было путешествовать сегодня с мой? А сейчас я предлагаю вам ответить на следующие вопросы: (слайд 28)

  • "На сегодняшнем занятии я узнал …";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "Сегодня Я сумел …";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Меня удивило…"
  • "Я научился…";

П: Спасибо! Ваши ответы меня порадовали.

6. Подведение итогов

П: Итак, сегодня мы с вами побывали в каменном веке, где пробовали растягивать кожу, как это делали древние люди; затем мы с вами гостили в средних веках, где натягивали кожу на колодки, как мастера-обувщики; и, наконец, мы сделали свою первую поделку из кожи.

7. Домашнее задание

П: Ребята, предлагаю вам выяснить, как еще использовались кожа и шкуры животных в древности.

(слайд 26)

П: Наше занятие подошло к концу. Мне было очень приятно работать с вами.  До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"

Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...

разработка занятия "Введение в образовательную программу"

Цель: познакомить обучающихся с основами, историй развития  прикладного творчества,  с разными природными  материалами....

Введение в образовательную программу театра-студии "СТУПЕНИ"

ВВЕДЕНИЕ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ  ПРОГРАММУ "С Т У П Е Н И"                            ...

Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Лоскутная фантазия""

Данный конспект  предназначен прежде всего для педагогов дополнительного образования, которые преподают лоскутное шитьё. Также материал может быть рекомендован учителям технологии. Занятие рассч...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»

laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...