Описание педагогического опыта (Аттестация 2020)
статья

Михеева Елена Анатольевна

Представление собственного инновационного педагогического опыта  педагога дополнительного образования детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

педагога дополнительного образования детей

МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района Республики Мордовия

Михеевой Елены Анатольевны

Тема: «Искусствотерапевтическая деятельность педагога как средство формирования духовно нравственной культуры личности»

«Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим, его следует воспитывать, прежде всего, эстетически»

Ф. Шиллер.

Актуальность и перспективность опыта

Проблема использования искусствотерапевтической деятельности как средства формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося становится наиболее актуальной в условиях модернизации общего образования, так как ФГОС НОО и ООО «направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья». Важность вышеуказанных результатов, полученных в процессе изменения системы отечественного образования, подчеркивается в «Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года» и в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», особо отмечается, что «в сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше».

Из сказанного следует, что выбор данной темы для осуществления педагогической деятельности не случаен. Акцент на такой вид деятельности имеет свое объяснение.

Во-первых, в ней отражено одно из приоритетных направлений духовно-нравственного развития обучающихся, закреплённых в ФГОС.

Во-вторых, использования искусствотерапевтической деятельности  волнует многих педагогов, потому что такой вид деятельности способствует изменению стилей и стратегий взаимоотношений между учителем и обучающимися, позволяя перейти на более высокий уровень педагогического процесса, где педагог не только учит, воспитывает, но и является «педагогом-терапевтом», то есть, ориентируясь на общечеловеческие ценности, педагог дополнительного образования ставит себе задачу достучаться до самых сокровенных уголков детской души и вложить в них то, что необходимо или убрать то, что мешает ребенку развиваться в положительном направлении, используя при этом гуманные методы педагогики, минуя принципы диктаторства и манипулирования.

В-третьих, целенаправленная систематическая работа педагога по данной теме создает условия для формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося, развивает скрытые способности ребенка, делает учебно-воспитательный диалог учителя и обучающегося приближенным к максимально открытому, создает условия психологического комфорта воспитанников, что является одним из важных критериев для современной российской действительности, в которой на ребенка оказывают огромное влияние и учителя, и родители, и улица, вследствие этого он всё больше подвержен стрессу, повышенной степени эмоциональной тревожности и различным видам неврозов.

Таким образом, тема «Искусствотерапевтическая деятельность педагога как средство формирования духовно-нравственной культуры личности» является актуальной для современного образовательного пространства.

Из вышесказанного следует, что педагогу необходимо активно применять в своей работе уже существующие методы искусствотерапевтической деятельности, а также стремится к их усовершенствованию и наиболее продуктивному синтезу, отвечающему интересам воспитанника, позволяющему выполнить поставленные перед педагогом задачи по формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося. Следовательно, педагогу дополнительного образования необходимо творчески мыслить, находить нужные пути решения, активно вовлекая детей в совместную искусствотерапевтическую деятельность.

Условия возникновения и становления опыта

Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности обучающихся школьников и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой.

В модернизации образования в современной России большая роль принадлежит эстетическому воспитанию как одному из основных источников формирования у учащихся духовно-нравственных гуманистических ценностей. Мир прекрасного становится все более важным фактором сохранения целостного внутреннего мира личности. Эстетическое воспитание, художественное образование посредством такого ведущего компонента, как «образное видение мира» интегрирует общее гуманитарное образование, формирует духовные потребности учащихся, обеспечивает гуманизацию и гуманитаризацию школы.

В связи с тем, что на сегодняшний день данные технологии не нашли систематического и целенаправленного применения в дополнительном образовании возникает необходимость в определении научно-методической основы их эффективного использования.

Теоретическая база опыта

История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века — подобное лечение в психиатрических учреждениях применял французский врач Эскироль.
     Вопросы «искусствотерапии», «искусствотерапевтической деятельности», «формирования духовно-нравственной культуры личности обучающегося» являются предметом изучения многих ученых отечественной и зарубежной педагогики, психологии и философии (В. С. Соловьев, М. Хайдепер, А. Г. Асмолов, В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, Ф. Перлз, С. И. Гессен, В. И. Журавлев, Б. Т. Лихачев, В. А. Сухомлинский, Л. И. Божович, Э. Фромм, И. Я. Лернер, Н. Н. Лихолет, М. С. Каган, Г. Хакен, Б. В. Асафьев, А. Н. Лук, Ю. К. Бабанский, И. В. Блауберг, Е. Д. Критская, В. И. Петрушин, К. С. Станиславский и др.).

Специальные исследования В.М. Бехтерева, И.М. Догеля, С.С. Корсакова, И.М. Сеченова, И.Р. Тарханова, Г.П. Шипулина и др. в России, которые выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека. Воздействия искусства на формирование интеллектуальных и творческих способностей ребенка, на процесс оздоровления в отечественных научных исследованиях в области педагогики, психологии (Б.В. Асафьев, С.В. Смоленский, А.И. Пузыревский, Б.Л. Яворский, Апраксина, В.В. Медушевский и др.).

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения

В своей педагогической деятельности использую технологии: личностно-ориентированного обучения, индивидуализации обучения, групповые технологии, технология коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающие технологи, новые информационные технологии;  системно-деятельностный подход; исследовательская и проектная деятельность. Особо акцентирую внимание на методах искусствотерапевтической деятельности:

- музыкотерапия (пассивное и активное слушание музыки);

- вокалотерапия (индивидуальная, ансамблевое хоровое пение);

- драмотерапия (исполнение, игра, действие);

- библиотерапия (через работу с литературным произведением);

- эстетотерапия (действие художественной формы и эстетических чувств);

- кинотерапия (просмотр и обсуждение кинофильма);

- театротерапия (использование участия обучающихся в театральных инсценировках в терапевтических целях);

- арт-терапия (пластическое изобразительное искусство).

Основные формы арт-терапии: живопись, коллаж, скульптура, фотография.

Среди вышеуказанных методов наибольших результатов добилась, применяя музыкотерапию, реализуя ее в формах логоритмической гимнастики (форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения). Слушаем и выполняем действия: «У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде»; ритмотерапии (активная форма музыкотерапии, предполагающая выполнение релаксационных упражнений, помогающая добиться эмоциональной разрядки, снятия умственной перегрузки и утомления), а также арт-терапию, например, фольклорную арт-терапию, предполагающую излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущую скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.

Активно пользуюсь методикой музыкально-рациональной психотерапии, разработанной В. И. Петрушиным – российским музыкантом, психологом, педагогом, музыкальным терапевтом. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия – лечение красотой и арт-терапия – лечение идеалами.

Начинать занятие всегда стараюсь с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и эмоциональным настроем. При подготовке к исполнению песен использую фонопедические упражнения Емельянова и элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. А также оздоровительные интегрированные занятия Марины Юрьевны Картушиной:

«Воздушный шар» (упражнение)

Дети «надувают шарик» (делают активный вдох  через нос и энергичный выдох через рот, вытягивая губы трубочкой):

Мы надули шар воздушный,                оставляя пальцы прижатыми друг к другу

Вот  такой большой – большой,        отводят ладони, образуя шарик

Отпустили его в небо,                        поднимают руки вверх

Помахали вслед рукой.                        прощально машут рукой

Полетел воздушный шарик                качают поднятыми руками вправо – влево

Прямо в небо к облакам,

Но за сук он зацепился,                        прижимают ладони друг к другу

Лопнул, хлопнул – БАМ!                опускают руки и хлопают 1раз в ладоши

Ш – ш – ш…..                                произносят на продолжительном выдохе звук «ш…»

На занятие необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов, интерактивные экскурсии. Такой подход к ведению занятия будет способствовать концентрации внимания, развитию интереса у детей к вокальной деятеьности.

После прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё впечатление. Предлагаю детям, слушая музыку, сразу излагать свои мысли. Например, «Слушая «Лунную сонату»…», «Мне понравилась эта музыка, потому,что…». На теоретических занятиях, для повышения умственной работоспособности детей, снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки (динамические паузы).

Анализ результативности

Применение искусствотерапевтической деятельности позволяет моим воспитанникам творчески развиваться, духовно-нравственно совершенствоваться, стремиться достичь определенных результатов в процессе обучения, быть более приспособленными к любым условиям, быть готовыми к преодолению трудностей, своих психологических страхов (например, выступления перед публикой). Все это дает возможность обучающимся участвовать и становиться победителями и призерами Всероссийской предметной олимпиады школьников по МХК на школьном, муниципальном и республиканском уровнях, во Всероссийских и Международных  олимпиадах и конкурсах и в Республиканской предметной олимпиады по музыке. Ежегодно мои воспитанники становятся победителями и призерами муниципального и республиканского этапов конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», эстрадной песни «Серебряная музыка», народной песни «Живи, народная душа!». У многих детей формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в ВУЗах (МГУ им. Н.П.Огарёва – факультет национальной культуры).

Мероприятия

Дата проведения

ФИО обучающегося

Результат

Муниципальный уровень

Районный конкурс молодых исполнителей «Золотой ключик»

04.04.2015

Рыгина Анастасия Александровна

I место

Семенова Екатерина Влад.

III место

Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка»

07.12.2015

Рыгина Анастасия Александровна

I место

Всероссийская предметная олимпиада школьников по искусству (МХК)

2016

Милаева Мария Михайловна

Побе-дитель

Республиканский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

15.03.2017

Рыгина Анастасия Александровна

I место

Всероссийская предметная олимпиада школьников по искусству (МХК)

ноябрь, 2017

Милаева Мария Михайловна

Побе-дитель

Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка»

13.12.2017

Рыгина Анастасия Александровна

Гран-при

Всероссийская предметная олимпиада школьников по искусству (МХК)

Ноябрь, 2018

Милаева Мария Михайловна

Побе-дитель

Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка»

17.12.2018

Сенина Ксения Алексанлровна

II место

XIII республиканского конкурса народной песни «Живи, народная душа!»

18.02.2019

Шалаева Ксения Александровна

III место

Республиканский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

01.03.2019

Рыгина Анастасия Александровна

I место

Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка»

20.12.2019

Рыгина Анастасия Александровна

I место

Республиканский уровень

II отборочный тур московского международного форума «Одаренные дети»

Январь 2016

Рыгина Анастасия Александровна

Диплом участ.

Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка»

2016

Рыгина Анастасия Александровна

I место

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»

03.03.2016

Рыгина Анастасия Александровна

I место

Лондякова Диана

I место

Капитанова Дарья

I место

Макарова Екатерина

II место

Шегуренков Андрей Александ.

III место

Всероссийская предметная олимпиада школьников по искусству (МХК)

2017

Милаева Мария Михайловна

Побе-дитель

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»

02.03.2017

Михеев Сергей Дмитриевич

II место

Мокров Максим

II место

Шегуренков Андрей Александ.

III место

Ипкаева Карина

I место

Лондякова Диана

Лауреат

Республиканский конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»

2017

Рыгина Анастасия Александровна

II место

Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка»

30.01.2018

Рыгина Анастасия Александровна

I место

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»

Март, 2018

Венедиктова Алена Алексендровна

В субьекте РФ  I место

Март, 2018

Янгляева Алина Руслановна

В субьекте РФ  II место

Март, 2018

Михеев Сергей Дмитриевич

В субьекте РФ  I место

Март, 2018

Конычев Максим Евгеньевич

В субьекте РФ II место

Март, 2018

Курмаева Иляна Ринатовна

В субьекте РФ  I место

Март, 2018

Кадеркаева Сабина Евгеньевна

В субьекте РФ  I место

Март, 2018

Шалаева Ксения Александровна

В субьекте РФ  I место

Март, 2018

Чиранова Дарья Дмитриевна

В субьекте РФ  I место

Март, 2018

Шегуренков Андрей Александрович

В субьекте РФ  I место

Всероссийская предметная олимпиада школьников по искусству (МХК)

2018

Милаева Мария Михайловна

Призер

Олимпиада по музыке среди обучающихся 6-8 классов

2018

Янгляева Алина Руслановна

I место

Всероссийская предметная олимпиада школьников по искусству (МХК)

2019

Милаева Мария Михайловна

Призер

Республиканская предметная олимпиада по музыке для учащихся 6-8 классов общеобразовательных организация РМ

2019

Шалаева Ксения Александровна

I место

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»

28.03.2019

Рожаева Анна Евгеньевна

В субьекте РФ  I место

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»

28.03.2019

Шегуренков Андрей Александрович

В субьекте РФ  I место

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»

28.03.2019

Михеев Сергей Дмитриевич

В субьекте РФ  II место

Республиканский конкурс эстрадной песни «Серебряная музыка»

16.01.2020

Рыгина Анастасия Александровна

Гран-При

Всероссийский уровень

Всероссийская олимпиада по музыке «Мир таланта»

01.11.2015

Лондякова Диана Владимировна

I место

Янгляева Алина Руслановна

II место

Шегуренков Андрей Александ.

II место

Рыгина Анастасия Александровна

II место

Ключников Павел Владимирович

III место

Капитанова Дарья

III место

Всероссийская олимпиада по музыке «Мир таланта»

2016

Михеев Сергей Дмитриевич

II место

Гардеева Карина Сергеевна

III место

Капитанова Дарья

III место

Лондякова Диана Владимировна

III место

Шегурова Анастасия

III место

Всероссийская олимпиада по музыке «Мир таланта»

2017

Михеев Сергей Дмитриевич

I место

Шегуренков Андрей Александ.

II место

Рыгина Анастасия Александровна

III место

Шегурова Анастасия

III место

Всероссийский фестиваль-конкурс вокального творчества «Круговорот»

Март, 2018

Рыгина Анастасия Александровна

II место

Всероссийский этноконкурс «Панжема – 2018» (Моё исследование)

2018

Рыгина Анастасия Александровна

II место

XIX Открытый Всероссийский фестиваль - конкурса юных дарований «Алмазные грани»

2018

Рыгина Анастасия Александровна

Участие

Международный уровень

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»

28.03.2019

Шалаева Ксения Александровна

Лауреат

Международный конкурс-игра по музыке «Аккорд»

28.03.2019

Салихова Джамиля

Лауреат

Участие учителя в профессиональных конкурсах:

Наименование

Уровень

Дата

Результат

Конкурс педагогического мастерства «Учитель года - 2016»

Муниципальный

Март 2016

Призер

Муниципальный конкурс «Поиск. Технология. Успех» среди педагогических работников образовательных учреждений в номинации «Технологии на уроке»

Муниципальный

апрель, 2016

Призер

Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок по ФГОС»

Всероссийский

Апрель 2016

I место

Всероссийская педагогическая олимпиада «Музыка и методика ее преподавания»

Всероссийский

30.11.2017

I место

Всероссийская олимпиада

«Педагогическая практика» в

номинации: Профессиональная этика

педагога среднего общего

образования

Всероссийский

11.03.2018

Лауреат

Всероссийский педагогический конкурс в номинации «Презентация к уроку»

Всероссийский

05.03.2019

III место

Заочный этап профессионального конкурса «Учитель будущего»

Всероссийский

2020

участие

Диагностики педагогических компетенций «Интенсиве Я Учитель 2020»

Всероссийский

14.03.2020

Сертификат

Конкурс на премию Главы лямбирского района 2019

Муниципальный

19.04.2019

Почетная грамота

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Сложности в реализации данного опыта заключаются в следующем:

- недостаточное оснащение воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в соответствии с новыми требованиями;

- первоначально не все педагоги могли организовать и руководить деятельностью детей в данном направлении на высоком методическом уровне.

Адресные рекомендации по использованию опыта

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на семинарах, сетевом взаимодействии учителей района.

Материалы с описанием и результатами данного педагогического опыта представлены на школьном (http://elhoschool.ru/html/muzic.htm) и личном (http://nsportal.ru/mikheeva-elena-anatolevna) сайтах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта

Описание педагогического опыта по теме самообразования: "Практическая направленность на уроках географии как средство реализации компетентностного подхода в обучении учащихся "...

Описание педагогического опыта учителя физкультуры Рассолова А.В.

Здесь описывается моя методичская тема, представлен опыт работы по данной теме и результаты...

Описание педагогического опыта

Описание педагогического опыта...

Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе

Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...

Описание педагогического опыта классного руководителя

Представлен опыт работы с учащимися старших классов в малокомплектнойсельской школе....

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»...