Главные вкладки

    Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»
    опыты и эксперименты на тему

    Хэно Вета Владимировна

    Описание педагогического опыта

    «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 05_opyt_raboty_heno_vv.docx54.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Районный конкурс педагогического мастерства «Педагог года – 2017»

    Номинация «Социальный педагог – 2017»

    Описание педагогического опыта

    «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»

    Хэно Вета Владимировна,

    социальный педагог муниципального казенного

    общеобразовательного учреждения

    «Школа-интернат среднего общего образования»

    с. Самбург Пуровского района

    Модульная анкета обобщения передового педагогического опыта

    Блок 1. Общие сведения

    1. Адрес передового опыта муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Самбург Пуровского района                                                                                                

    1.2 Сведения об авторе (авторах) передового опыта

    Ф.И.О.

    Должность

    Образование

    Стаж

    Категория

    Награды, звания

    Хэно

    Вета Владимировна

    социальный педагог

    высшее

    Курганский государственный университет, 2005 год.

    14 лет

    первая категория

     

    Блок 2. Теоретическая интерпретация опыта

    2.1. Наименование темы опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»                                                                                                

    2.2. Объект передового опыта муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «школа-интернат среднего (полного) общего образования» с. Самбург Пуровского района

    2.3. Актуальность проблемы опыта.

    В настоящее время актуальна работа образовательного учреждения над созданием благоприятных условий для реализации прав ребенка, основанная на оказании помощи учащимся в преодолении трудности социального и образовательного характера, исходя из его реальных и потенциальных возможностей и способностей.

    Права детей, как общечеловеческая ценность, являются главным ориентиром в работе социального педагога, что позволяет рассматривать социально-педагогическую работу как общественную и профессиональную деятельность, главная доминанта которой - защита прав ребенка, членов его семьи.

    На современном этапе развития нашего общества подмена духовных ценностей материальными приводит всё большему расслоению на два социально-противоположных класса: богатых и бедных. Нельзя не заметить падение социально-нравственных устоев современной семьи. Даже родители детей из благополучных семей, стремясь обеспечить естественные потребности членов семьи, уделяют все меньше времени воспитанию и обучению детей и подростков, недостаточно следят за состоянием их здоровья.

    Увеличилось число детей с недостаточным уровнем развития школьно необходимых функций, снизилась умственная работоспособность учащихся.

    Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

    И, тем не менее, ежедневно мы являемся свидетелями нарушения прав детей и молодежи. Сегодня, к нашему глубокому сожалению, в лицо к некоторым детям смотрят голод, болезни, социальное отчуждение - ужасные спутники нищеты, порождающие отчаяние и конфликт. Ответственность за радикальное решение проблемы социального отчуждения детей лежит на государстве.

    Охранно-защитная функция социального педагога заключается в том, что он: использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов обучающихся (воспитанников) и их объединений; содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей.

    Правовые основы работы социального педагога по защите прав детей

    В начале ХХ века во многих странах стали предприниматься попытки к созданию действенной системы защиты прав детей. Основными предпосылками создания такой системы явились организационные и правовые меры Мирового сообщества, направленные на защиту права ребенка на полноценную жизнь.

    В 1924 году Лига Наций принимает Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать для ребенка условия для его нормального духовного и физического развития. В 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи со стороны общества и государства и что дети имеют право на особую заботу и помощь. В 1959 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Декларацию прав ребенка, где предусматривались наиболее важные принципы:

    • ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения;
    • равенство прав всех без исключения детей, без различия или дискриминации по признаку расы, цвету кожи, полу, языку, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи;
    • ребенок имеет права гражданские (право на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование), а также на первоочередную помощь и защиту - особенно от всех небрежного отношения, жестокости и эксплуатации;
    • на обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществления особой заботы о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию.

    В 1989 году принята Конвенция ООН «О правах ребенка», ратифицированная Съездом народных депутатов СССР в 1990 году.

    В Российской Федерации существует аппарат Уполномоченного по правам ребёнка в РФ; уполномоченные по правам ребенка работают и в некоторых субъектах РФ. Кроме того, проблемами детства занимаются Общественная палата, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, общественные фонды и организации.

    Таким образом, каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются и обязанностями по воспитанию (ч. 2 ст.38 Конституции РФ). Конституция подчеркивает равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчин и женщин (ч.2 ст. 19 Конституции РФ).

    Семейное законодательство также предоставляет равные права и обязанности обоим родителям.

    Особо следует подчеркнуть, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб интересам ребенка, не только не могут рассчитывать на защиту этих своих прав, но могут по решению суда быть ограничены или полностью их лишены.

    Основным законом, регулирующим права детей в РФ, является Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который вступил в силу 3 августа 1998 года. Этот закон не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

    Закон особо выделяет детей:

    - оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

    - оставшихся без попечения родителей;

    - инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии;

    - жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

    - из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

    - оказавшихся в экстремальных ситуациях;

    - жертв насилия;

    - отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

    - проживающих в малоимущих семьях;

    - с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

    Закон признает необходимость обеспечения социальной адаптации и социальной реабилитации таких детей.

    Закон гарантирует права и свободы человека в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом и другими нормативно-правовыми актами. Закон устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье или любом учреждении (п.1 ст.9). Таким образом, в Российской Федерации принят необходимый комплекс нормативно - правовых актов, опирающихся на международное законодательство в области защиты прав ребёнка.

    Блок 3. Практико-прикладная интерпретация опыта

    Особенности социальной работы в общеобразовательном учреждении

    Социально-педагогическая служба школы – является открытой воспитательной системой - ориентирована на объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды по духовному возрождению и гуманизации важнейших факторов развития личности. Для этого используется воспитательный потенциал семьи, позитивного общественного окружения, культурного наследия, народные традиции. Служба направлена на организацию активного сотрудничества школьной администрации, педагогов, учеников, родителей, внешних социальных структур с целью оказания реальной, квалифицированной и всесторонней помощи школьнику в процессах становления и развития его личности.

    Принципами деятельности социальной службы являются следующие:

    • личностный подход к ребенку, реализуемый о формуле: любить, понимать, принимать, сострадать, помогать;
    • оптимистическая гипотеза - вера в ребенка, опора на положительное в нем, формирование деятельностного принципа "сделай себя личностью сам";
    • объективность подхода к ребенку - знание многообразных аспектов жизнедеятельности школьного коллектива и каждой личности, выработка непредвзятых рекомендаций, учет возрастных особенностей личности (индивидуальных черт, склонностей, нравственной, моральной позиции);
    • коммуникативность - способность к быстрому и оперативному общению и налаживанию связей и координации со всеми субъектами социального воспитания (администрации школы, педагогов, родителей, врачей, психологов, юристов, местными и федеральными властями) для быстрого нахождения средств квалифицированной помощи;
    • неразглашение информации о ребенке и его семье.

    Определим основные функции социальной службы образовательного учреждения.

    Диагностическая функция: изучение и оценивание реальных особенностей деятельности личности, микроколлектива, школьного коллектива в целом, неформальных объединений молодежи, в которых участвуют учащиеся данной школы, степень и направленность влияния микросреды, особенности семьи, соседской среды, позитивные силы в микрорайоне и источники негативного влияния на детей и подростков.

    Прогностическая функция: составление на основе наблюдений и исследований прогноза развития негативных и позитивных сторон социальной ситуации, группы, личности.

    Консультативная функция: разработка советов и методик коррекции поведения школьников, педагогов, родителей.

    Профилактическая функция: разработка комплекса мер по предотвращению развития негативных процессов, ослабляющих их влияние на личность, коллектив, учебно-воспитательный процесс в школе.

    Таким образом, построена система работы социального педагога на всех этих уровнях для предупреждения правонарушений несовершеннолетних, на целенаправленную работу по установлению недостатков в области семейного, школьного, трудового воспитания несовершеннолетних, организацию их досуга.

    Технология социально - педагогической работы по защите прав детей

    Защита прав ребенка - это защита его прав на «адекватное его природным задаткам развитие и реализацию его природных способностей в естественных условиях существования, на своевременное получение им всех необходимых видов помощи и поддержки на современном профессиональном уровне при адаптации микросоциума (со всей его инфраструктурой, государственными и общественными институтами) к потребностям ребенка с его конкретными психофизиологическими, этническими и культурными особенностями». Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в интернатных учреждениях.

    Защита прав детей представляет собой целостный комплекс социально-правовой, социально-медицинской, социально-психологической, социально-педагогической помощи ребенку, членам его семьи, нацеленной на решение триединой задачи:

    1) полидисциплинарную профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь;

    2) контроль за соблюдением прав детей;

    3) собственно защиту детей.

    Специфика практической деятельности меня как социального педагога по защите прав детей во многом определяется такими факторами, как:

    - вид учреждения, в котором работает социальный педагог (образовательное, социальное, учреждения здравоохранения, культуры, правопорядка, общественная организация и др.);

    - контингент обучающихся или воспитывающихся в общеобразовательном учреждении, школе-интернате, детском доме, социальном приюте, реабилитационном центре и др.;

    - условия социальной среды, определяющей потребности и проблемы детей и их родителей (городская, сельская среда);

    - специализация деятельности социального педагога (школьный социальный педагог, семейный социальный педагог, социальный педагог-валеолог и др.);

    - тип социума, в котором протекает жизнедеятельность ребенка (образовательное, социальное, специализированное учреждение, семья; семейно-соседская среда; общественные детские и юношеские организация и объединения; неформальные объединения подростков; улица; чрезвычайные ситуации; зоны вооруженных конфликтов).

    Выполнение социальным педагогом охранно-защитной функции предусматривает:

    - воспитание правовой культуры у детей, взрослых в условиях конкретного социума; просвещение родителей, детей, общественности по вопросам социально-правовой защиты детей;

    - разъяснение детям, родителям, общественности законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся семейно-правовой защиты, сущности, содержания правозащитной деятельности;

    - организацию профилактической деятельности, направленной на предупреждение, недопущение нарушения прав детей;

    - обеспечение взаимодействия и сотрудничества со специалистами различных служб, призванными в силу своей профессиональной деятельности решать проблемы ребенка, его родителей; оказание социально-педагогической помощи, направленной на минимизацию социальных последствий нарушения прав ребенка;

    - обеспечение защиты прав и интересов ребенка в различных инстанциях (суд, органы опеки и попечительства, обращение к депутату, Уполномоченному по правам ребенка и др.).

    Методы работы социального педагога по наиболее важным направлениям

    защиты прав детей.

    1. Каждый ребенок имеет право на образование.

    Социальный педагог обеспечивает реализацию этого права, если ребенок по каким-либо причинам не посещает школу (привлечение к этому вопросу родителей и других родственников, органов опеки, правоохранительных органов, общественности).

    Социальный педагог обеспечивает:

    - оказание помощи детям с низкой мотивацией к обучению, их профессиональной ориентации, выявление дальнейших перспектив для таких детей;

    - консультации по вопросам обучения по индивидуальному плану на дому, в других учебных заведениях, помощь в профессиональной ориентации и трудоустройстве;

    - оказание помощи родителям в воспитании и развитии детей с ограниченными умственными или физическими возможностями.

    2. Ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия и эксплуатации

    В этом направлении социальный педагог осуществляет:

    - профилактическую и воспитательную работу с родителями о методах воздействия на ребенка;

    - защиту прав ребенка совместно с правоохранительными органами (вплоть до отстаивания интересов ребенка в суде);

    - просветительскую работу среди детей о вреде никотина, алкоголя, токсических и наркотических веществ; оказание помощи детям, попавшим в наркотическую зависимость.

    3. Ребенок имеет право пользоваться всеми благами социального обеспечения.

    Социальный педагог организует:

    - помощь малоимущим семьям в получении официального статуса (малообеспеченные, многодетные и т.д.);

    - помощь малоимущим семьям в оформлении документов на предоставление положенных льгот;

    - бесплатное горячее питание детей из малоимущих семей;

    - помощь в получении бесплатных путевок на лечение и отдых, новогодние елки, праздничные представления и т.д.;

    - если семья является беженцами, оказывает помощь в получении статуса беженцев, получении пособий и льгот.

    4. Ребенок имеет право на защиту жизни, здоровья, чести и достоинства.

    Социальный педагог совместно с педагогическим коллективом школы, родителями и детьми:

    - осуществляет работу по созданию в школе атмосферы доверия, уюта, защищенности;

    - защищает права и здоровье ребенка в отношении режима работы учебного заведения;

    - играет роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения; способствует взаимопониманию между детьми и их окружением;

    - играет роль адвоката, защитника интересов, законных прав ребенка, его семьи;

    - помогает разрешать конфликтные ситуации между детьми, между родителями и детьми, между детьми и другими взрослыми.

    5. Ребенок имеет право свободно формулировать и выражать свои взгляды, мысли, чувства; может добровольно вступать в различные ассоциации, исповедовать какую-либо религию.

    Социальный педагог осуществляет:

    - привлечение детей к управлению школы;

    - организацию (совместно с психологом и классным руководителем) диспутов, семинаров, классных часов по самореализации личности детей;

    - вовлечение детей в различные детские сообщества, обсуждение с детьми жизненно важных для них вопросов.

    6. Ребенок имеет право на полноценный отдых, культурный досуг.

    Данное направление включает:

    - привлечение детей из неблагополучных семей к занятиям в кружках, секциях, имеющихся в школе и вне школы;

    - вовлечение детей во внеклассные мероприятия (концерты, конкурсы, викторины, литературные гостиные и т.д.);

    - организацию отдыха детей в летних лагерях;

    - содействие в трудоустройстве детей по их желанию в летний период;

    7. Ребенок, лишенный родителей, имеет право на особую защиту и помощь.

    Социальный педагог:

    - оказывает моральную поддержку ребенку, потерявшему родителей;

    - содействует в оформлении опекунства;

    - осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в новой семье, регулярное обследование таких семей.

    8. Ребенок, совершивший правонарушение, сохраняет свои права и может рассчитывать на достойное и уважительное обращение.

    Социальный педагог осуществляет:

    - выявление скрытых причин совершенного проступка и их устранение;

    - укрепление в сознании ребенка мысли о том, что, несмотря на содеянное, он, как человек, достоин уважительного обращения;

    - помощь ребенку в реабилитации и адаптации в обществе.

    Таким образом, в рамках защиты прав детей социальный педагог осуществляет профилактическую поддержку и коррекционно-реабилитационную помощь; контроль за соблюдением прав детей; собственно защиту детей.

    3.2. Результативность опыта

    Работа по охране прав ребенка в большинстве случаев построена на заранее отработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа с подростком, его семьей в «открытой» среде, наоборот, максимально спонтанна, интуитивна, хотя и не лишена технологических элементов. В своей деятельности использую различные методы:

    - методы диагностики личности, семьи, социума;

    - словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);

    - организационно-распорядительные методы.

    Метод, применяемый мной, определяется:

    - проблемой ребенка;

    - особенностями его личности;

    - состоянием семейных взаимоотношений;

    - уровнем социальной адаптации.

    В ежедневной работе не представляется возможным определить конечную цель, ведь субъект деятельности – индивидуальность (ребенок, подросток, взрослый), и его реакция не всегда предсказуема. Поэтому приходится вносить уточнения, изменения, на ходу менять подходы, искать нестандартные способы воздействия.

    Охрана прав детства, социально-педагогическое обеспечение образовательного процесса включает в моей работе следующие формы работы: в начале года проводится социальная паспортизация классов и составляется социальный фон школы, семьи, особое внимание в работе постоянно уделяется учащимся, находящимся в трудной жизненной ситуации.

    Социально-педагогическая защита прав ребенка выражается в таких формах работы, как выявление и поддержка учащихся, нуждающихся в социальной защите (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (под опекой и без опеки), дети из многодетных, малообеспеченных семей и других категорий). Основной сферой деятельности этого направления является процесс адаптации детей в социуме.

    Я проанализировала образовательный уровень родителей учащихся, ежегодно создаю банк данных учащихся, нуждающихся в социальной защите, провожу социально-педагогическую диагностику с целью выявления личностных проблем учащихся; веду ежедневный учёт посещаемости учебных занятий учащимися; посещаю семьи; провожу беседы с родителями.

    Также составляю списки:

            - многодетных семей;

            - малообеспеченных семей;

            - неблагополучных семей;

            - неполных семей;

            - семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;

            - опекунских семей;

            - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (под опекой и без опеки).

            Семьи с признаками социального неблагополучия находятся в школе-интернате на индивидуальном сопровождении. Опыт показывает, что когда семье своевременно, то есть на ранней стадии неблагополучия, оказана социально-педагогическая, правовая помощь, то дальнейшее нарушение прав ребенка можно предотвратить.

    В актах обследования, в картах персонального учета семьи содержится оценка условий воспитания, выводы и предложения по устранению выявленных недостатков, отражается, какая работа была проведена в семье, и какая помощь в воспитании ребенка была оказана. На детей данной категории создан банк данных, сформированы личные дела на каждого подопечного, в которых хранятся следующие документы:

    - свидетельство о рождении ребенка;

    - документы, подтверждающие отсутствие родителей (свидетельство о смерти, решение суда о лишении родительских прав, справка формы №25 и т.д.);

    - постановление об учреждении опеки, попечительства;

    - акты обследования жилищно-бытовых условий.

    В течение учебного года проводятся собрания опекунов, где решаются проблемы по вопросу «Регламентация, соблюдение и защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вопросы летнего отдыха детей данной категории.

    Занимаясь информационно-просветительской работой по защите прав и интересов ребёнка в педагогическом коллективе, среди родителей и лиц, их заменяющих, среди учащихся, собраны методические разработки выступлений, бесед.

    Также имею в своей копилке разработки по пропаганде здорового образа жизни, профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании в школьной среде, плакаты.

    В моей работе выделяются такие направления, как социально-педагогическая профилактика, коррекция, реабилитация, которые видны в следующем:

    • это выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения учащихся;
    • обеспечение профилактической работы с учащимися, стоящими на

    внутришкольном учете;

    • способствование пропаганды здорового образа жизни;
    • повышение уровня правовой грамотности учащихся, родителей с целью профилактики девиантности поведения.

    Считаю, поставленные задачи выполняю на должном уровне, это:

    - профилактика и коррекция социальных вредностей,

    - привлечение в работе специалистов различных организаций, учреждений, занимающихся поддержкой семьи, детей,

    - создание программы поддержки детей «группы риска»,

    - создание единой программы поддержки психолого-социальной помощи учащимся нашей школы.

    Сравнительные данные

    за последние три года по учащимся, состоящим на внутришкольном учете:

    Литература:

    1. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Работа социального педагога по защите прав ребенка. - //Социальная педагогика. – 2009. - № 5

    2. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с детьми и семьями «группы риска». – М.: НИИ «Школьные технологии», 2010

    3. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от 03.12.2011 № 378-ФЗ)

    4. Анташева Ю. Деятельность школьного социального педагога по защите прав ребенка. - //Социальная педагогика. – 2012. - № 1

    5. Ефимова, И.В. Социальная работа в области профилактики и преодоления семейного неблагополучия. - //Социальная педагогика. – 2011. - № 1

    6. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Работа социального педагога по защите прав ребенка. - //Социальная педагогика. – 2009. - № 5. – С. 33-44.

    7. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Работа социального педагога с семьей группы риска, защита жилищных и имущественных прав детей (статья). - //Социальная педагогика. – 2009. - № 6

    8. Куликова А.А. Защита прав ребенка. – М.: Эксмо, 2005

    9. Лапушинская Г. Правовой регламент временного трудоустройства подростков. - //Социальная педагогика, 2009. № 5

    10. Макартычева Г.И. Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний. - // Профилактика девиантного поведения: тренинги для подростков и их родителей. – СПб.: «Речь», 2007

    11. Поддубная Т.Н., Агошкова О.В. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.

    12. Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога. – М.: Академия, 2004

    13. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей. – М.: Дрофа, 2008

    Литература, использованная при подготовке методических рекомендаций:

    1. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Работа социального педагога по защите прав

    ребенка. - //Социальная педагогика. – 2009. - № 5. – С. 33-44.

    2. Крылова Т.А., Струкова М.Л. Социально-педагогические технологии в работе с

    детьми и семьями «группы риска». – М.: НИИ «Школьные технологии», 2010,

    с.26-52

    3. Детство без насилия: Программно-методические материалы для педагогов по

    профилактике жестокого и пренебрежительного отношения к детям. - Авт.-сост:

    Армеева И.А., Крылова Т.А. и др.  -  Вологда:  Издательский центр ВИРО, 2010. –

    с. 30-59

    4. Олефиренко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб.

    пособие  для  студ.  высш.  пед.  учеб.  заведений  /  Л.Я.Олиференко,  Т.И.Шульга,

    И.Ф.Дементьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008

    5. Региональная служба комплексного сопровождения в образовании Вологодской

    области. - Вологда: Издательский центр ВИРО, 2005.

    6. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и

    правонарушений несовершеннолетних» (ФЗ № 120 от 24.06.1999, в редакции от

    03.12.2011 № 378-ФЗ)

    Адрес внедрения опыта ЯНАО село Самбург, Пуровского района МКОУ «ШИС(П)ОО»

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

    Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

    План работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса

    В учебном процессе происходят разные явления. Работа Уполномоченного необходима для урегулирования отношений между участниками образовательного процесса....

    Вопросы по защите прав потребителя на конкурс «Лучший по профессии». Профессия: «Продавец, контролер-кассир». Подготовила: преподаватель Тарутина Н.М.

    Вопросы по защите прав потребителя на конкурс "Лучший по профессии" для обучающихся по профессии: "Продавец,контролер-кассир" (с ответами)...

    Контрольные вопросы по защите прав потребителя по профессиональной подготовке по профессии: «Продавец продовольственных и непродовольственных товаров».

    Контрольные вопросы по защите прав потребителя по профессиональной подготовке по профессии: "Продавец подовольственных и непродовольственных товаров"...

    работа Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса

    В целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребёнка при Президенте Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного по правам ребёнка, а в структуру образовательных учреждени...

    План проведения декады по защите прав детей, посвященной принятию Конвенции ООН «О правах ребенка»

    составлен план мероприятий работы социального педагога в коррекционной школе-интернате 8 вида...

    Справка по итогам посещения на дому семьи, стоящей на ВШК, Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса

    По словам Евы Лентовска (первого польского омбудсмена):  «Сочетание «Школа – правовое пространство» предполагает в деятельности школы акцент на уважение прав и свобод личн...