Описание педагогических технологий.
статья по теме

Материал для аттестации учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_gruppovyh_tehnologiy_na_urokah..doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шатилова Наталья Геннадьевна МБОУ СОШ №1 г.Королев.

                                       Групповая технология.

                                          Автор Х.И. Лийметс.

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации деятельности, при которой на базе класса создаются небольшие рабочие группы (3-5 учащихся) для совместного выполнения учебного задания. Опыт организации групповой формы деятельности является актуальным и перспективным, так как современное образование требует от школы, а значит и от учителя, сохранить психическое и физическое здоровье детей. Поддержать их инициативность, самостоятельность, сберечь ту оптимистическую самооценку, с которой ребенок приходит в школу, сформировать у него навыки сотрудничества, общения, научить делать самостоятельный выбор. Работа в группе позволяет индивидуально регулировать объем материала и режим работы, дает возможность формировать умение сообща выполнять работу, использовать прием взаимоконтроля. Возможность самостоятельно оценивать свою работу  позволяет соблюсти принцип «отметочной безопасности», развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов (таблиц, схем, рисунков и т. п.) облегчит запоминание изучаемого материала.

Групповые формы работы позволяют создать более широкие контакты между школьниками, чем при традиционных формах классно-урочной системы. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Из опыта групповой работы замечено, что учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что обязательно сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке.

 Эстонский ученый Х.И. Лийметс выделяет следующие принципы групповой работы:

  1. класс разбивается на несколько групп от 3 до 6 человек;
  2. каждая группа получает свое задание, которое может быть одинаковое для всех либо дифференцированное;
  3. внутри каждой группы, между ее участниками распределяются роли («лидер», «спикер», «аналитики», «хранитель времени» и т.п.);
  4. процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;
  5. выработанные в группе решения обсуждаются всем классом.

При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды заданий будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задания (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.). Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

  1. по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;
  2. содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.

Одно из важных условий эффективной организации групповой работы – правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.

Комплектование групп можно осуществлять:

  1. по определенному признаку, который задает учитель или лидер группы (по первой букве имени: гласная или согласная; в какое время года родился: на четыре группы; по цвету глаз и т.д.);
  2. по выбору лидера (лидер в данном случае может либо назначаться организатором, либо выбираться членами групп, а лидер набирает себе команду);
  3. по выбору педагога (решая определенные педагогические задачи, учитель может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может создать равные по силе группы).

         Преимущества групповой работы:

  1. грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение психического и физического здоровья учащегося;
  2. формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
  3. в результате общения достигается взаимопонимание, столь необходимое для развития личности;
  4. учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, уважать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и отстаивать собственную позицию;
  5. у каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею (по мнению психологов, люди, как правило, поддерживают то, что создают сами);
  6. для решения большинства задач необходима работа всей группы;
  7. какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один человек;
  8. улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
  9. не дает возможности спрятаться, задействованы все;
  10. вклад и участие каждого члена повышает производительность в целом;
  11. совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны, но ее нельзя противопоставлять другим формам.

Функции учителя

Организация групповой работы меняет функции учителя. Он не передает знания в готовом виде, является организатором и режиссером урока, соучастником коллективной деятельности. Функции учителя сводятся к следующему:

  1. объяснение цели предстоящей работы;
  2. комплектование групп;
  3. комментарий к заданиям для групп;
  4. контроль за ходом групповой работы;
  5. попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску;
  6. после отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.

Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в организацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе

Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...

Алгоритмическое описание педагогических технологий.

Алгоритмическое описание педагогических технологий....

Описание педагогической технологии коллаж на тему: "Чему радовались и чему огорчались". в детском доме.

С помощью этой воспитательной технологии можно научить детей анализировать происходящие события их жизни, уметь работать в группах и создавать своими руками  коллаж на заданную тему....

Описание педагогической технологии "Школа адаптирующей педагогики" (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде) по Г.К.Селевко

Описание педагогической технологии "Школа адаптирующей педагогики"...

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»

Описание педагогического опыта «Социально-педагогические технологии по защите прав детства»...

Описание психолого-педагогической технологии работы. 2019

Описание психолого-педагогической технологии работы....

Описание педагогического опыта на тему :"Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления"

Формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий учащихся средствами технологии развития критического мышления...