Главные вкладки

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конструирование и моделирование одежды»
    рабочая программа

    Жанна Игоревна Малеева

    Цель образовательной программы: формирование у обучающихся специальных знаний, умений и практических навыков при моделировании и изготовлении различных швейных изделий. 

    Задачи:

    -  приобретение обучающимися знаний о принципах и методах современного конструирования одежды;

    - освоение методов и средств выполнения технических расчётов, вычислительных и графических работ при конструировании одежды;

    - воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия, доброжелательного отношения друг к другу, сотворчества; умения добиваться совершенства в исполнении и завершенности в работе.

    Первый модуль - «Основы шитья». Образовательная задача первого модуля - способствовать приобщению обучающихся к рукоделию, практической деятельности и выполнению поставленной задачи. Обучающиеся овладевают общими сведениями основ шитья и практическими навыками в выполнении швейных изделий, знакомятся с направлениями современной моды, основными законами моделирования, приобретают умения в подборе цветовой гаммы и фактуры тканей для изделия.

    Второй модуль - «Технологическая последовательность изготовления одежды с элементами декора». Образовательная задача – способствовать формированию у обучающихся умений выполнять изделия повышенной сложности, так как навыки изготовления простейших изделий они уже получили на уроках технологии в школе и в процессе прохождения первого модуля в объединении «Конструирование и моделирование одежды».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konstruirovanie_odezhdy.docx155.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУРГУТСКОГО РАЙОНА «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»F:\Программы на ПФДО РЦДТ\Лянтор ПРОГРАММЫ 2019-2020\130318.jpg

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

    «Конструирование и моделирование одежды»

    Направленность: художественная

    Возраст детей 10-17 лет

    Срок реализации- 1 год

    Автор-разработчик: Малеева Ж.И.

    г.п.Белый Яр

    2019 г

    Паспорт программы

    Название программы

    «Конструирование и моделирование одежды»

    Направленность программы

    Художественная

    Вид программы

    Общеразвивающая, модульная

    Срок реализации программы

    1 год, 168 часов

    Кол-во часов на учебный год

    1 Модуль - «Основы шитья»: 68 ч.

    2 Модуль - «Технологическая последовательность изготовления одежды с элементами декора»: 100 ч.

    Цель

    Формирование у обучающихся специальных знаний, умений и практических навыков при моделировании и изготовлении различных швейных изделий. 

    Ожидаемые результаты освоения программы

    К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики и:

    - определяют практическим путем натуральные и синтетические ткани;

    - выполняют сметочные и ручные работы;

    - заправляют швейную машинку, регулируют натяжение нити;

    - работают на швейной машине;

    - производят влажно-тепловую обработку швейных изделий;

    - обрабатывают срезы, обрабатывают вытачки;

    - раскраивают и обрабатывают рюши и воланы;

    - обрабатывают застежку тесьмой «молния»;

    - пользуются выкройками изделий, строят основные чертежи выкроек;

    - изготавливают швейные изделия.

    К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики и:

    -  определяют практическим путём шелковые и шерстяные ткани и направление нити утка;

    - работают на швейной машинке;

    - производят влажно-тепловую обработку;

    - подготавливают изделие к раскрою;

    - кроят изделие на себя и готовят к первой примерке;

    - обрабатывают низ брюк, юбок различными способами;

    - дублируют и изготавливают корсетные изделия;

    -  изготавливают швейные изделия.

    Образовательный продукт

    Участие в выставках, конкурсах, концертах, показах на подиуме.

    Возраст обучающихся

    10 -17 лет

    Количество обучающихся

    4 группы по 10-15 чел

    Пояснительная записка

    Общеобразовательная программа «Конструирование и моделирование одежды» имеет художественную направленность. Искусство пошива одежды – один из древнейших видов народного художественного творчества. Шить своими руками – это творческий процесс, неповторимое ощущение внутренней свободы от возможности сшить себе любую задуманную модель, проявить свою индивидуальность в одежде и воплотить свои идеи в реальные, конкретные работы для дома.

    Программа разработана на основании законодательных и нормативно -правовых документов: Федеральный закон №273-ФЗ от 21.12.2012 года «Об образовании Российской Федерации»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Постановление от 04.07.2014г. № 41 « Об утверждении СанПин 2.2.4.3172-14 (Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей); Концепция развития дополнительного образования детей в ХМАО-Югре до 2020 года; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки г. Москва, АНО ДПО «Открытое образование», 2015 г.), а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в МБУДО «ЛЦДО» и имеет художественную направленность. Содержание данной программы соответствует целям и задачам, стоящим перед дополнительным образованием на сегодняшний день.

    Издавна своеобразие изготовления одежды определялось условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями, а фасон одежды подсказывала сама жизнь. Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления одежды, но сохранялись и развивались традиции, которые заложили основу промысловых центров. Мастерство передавалось из поколения к поколению.

    В наше время умение шить для себя одежду имеет большое практическое значение. Это и возможность всегда носить модные, и верный способ сэкономить деньги, ведь «домашний пошив» - намного дешевле готового платья.

    Актуальность и педагогическая целесообразность программы  в том, что занятия в объединении по конструированию и моделированию одежды способствуют трудовому, эстетическому воспитанию обучающихся,  профессиональной ориентации на профессии швейного производства,  развивает личностные качества  у обучающихся,  способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук.

    Новизна программы. Параллельно с обучением кройке и шитью воспитанники осваивают различные виды рукоделия, что дает возможность детям приобрести опыт и использовать его не только как хобби, но и для развития профессиональной направленности. В программе прослеживаются межпредметные связи со школьными образовательными областями. Занимаясь в объединении по изготовлению одежды, обучающиеся расширяют знания и совершенствуют навыки в области конструирования, моделирования и изготовления различных видов одежды, приобретенные на уроках технологии в школе. При выполнении схем, эскизов изделий применяются знания из области рисования, черчения и математики.

    Программа построена по принципу сотрудничества, сотворчества и содружества педагога, детей и родителей.

    Цель образовательной программы: формирование у обучающихся специальных знаний, умений и практических навыков при моделировании и изготовлении различных швейных изделий. 

    Задачи:

    -  приобретение обучающимися знаний о принципах и методах современного конструирования одежды;

    - освоение методов и средств выполнения технических расчётов, вычислительных и графических работ при конструировании одежды;

    - воспитание внимания, аккуратности, трудолюбия, доброжелательного отношения друг к другу, сотворчества; умения добиваться совершенства в исполнении и завершенности в работе.

    Общеобразовательная программа «Конструирование и моделирование одежды» составлена на основе типовой программы «Культура быта» Министерства Просвещения СССР, 1982 г.

    Отличительные особенности данной общеобразовательной программы от уже существующих в том, что программа строится на следующих принципах обучения:

    - большое внимание на занятиях уделяется здоровьесбережению:

    -  соблюдаются единые требования к терминологии, приемам обработки изделий, применяемым в образовательной области "технология";

    - в разделе "Моделирование и конструирование одежды" отводится время для изучения особенностей  национального костюма народов Югры;

    - разновозрастной состав групп позволяет каждому выполнять посильную работу, побуждает обучающихся к взаимопомощи, сотрудничеству;

    - широкий набор видов деятельности и материалов для работы позволяет каждому обучающемуся раскрыть свои творческие способности.

    - принцип свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для профессионального развития обучаемого («ситуация успеха», «развивающее обучение»);

    - принцип доступности обучения и посильности труда;

    - принцип природосообразностиучет возрастных возможностей и задатков, обучающихся при включении их в различные виды деятельности;

    - принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей;

    - принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки;

    В программе увеличен объём учебного материала, каждая тема (раздел) включает вариативность содержания в зависимости от направлений моды и новых технологий обработки швейных материалов, от требований современных педагогических технологий.

    У обучающихся в процессе работы в объединении расширяются знания и совершенствуются навыки в области конструирования, моделирования и изготовления различных видов одежды, приобретенные на уроках обслуживающего труда в школе, формируется творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус.

          Программа состоит из двух модулей.

    Первый модуль - «Основы шитья». Образовательная задача первого модуля - способствовать приобщению обучающихся к рукоделию, практической деятельности и выполнению поставленной задачи. Обучающиеся овладевают общими сведениями основ шитья и практическими навыками в выполнении швейных изделий, знакомятся с направлениями современной моды, основными законами моделирования, приобретают умения в подборе цветовой гаммы и фактуры тканей для изделия.

    Второй модуль - «Технологическая последовательность изготовления одежды с элементами декора». Образовательная задача – способствовать формированию у обучающихся умений выполнять изделия повышенной сложности, так как навыки изготовления простейших изделий они уже получили на уроках технологии в школе и в процессе прохождения первого модуля в объединении «Конструирование и моделирование одежды».

    Занятия в объединении построены так, чтобы теоретические вопросы по каждой теме предшествовали практическим работам. При изложении теоретических вопросов учитывается возраст и запросы обучающихся.  

    В результате обучения по программе "Конструирование и моделирование одежды" у обучающихся развивается точность, аккуратность, эстетический вкус. В процессе освоения технологии швейного дела и овладения теоретическими и практическими познаниями в этой области, воспитанники учатся самостоятельно и качественно шить любое изделие.

    Обучающиеся знакомятся с тканями, их свойствами, выполняют ручные швейные работы и работы на машинке, выполняют конструктивное моделирование, шьют творческие модели.

    При реализации программы используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

    Формы занятий: традиционные, комбинированные, творческие, круглый стол, коллективное выступление и обсуждение, экскурсии.

    Подведением итогов работы объединения является конкурс лучших швейных изделий и их демонстрация.

    Уровень обученности и воспитанности отслеживается в процессе педагогического наблюдения на занятиях, в выставках детских работ, конкурсах, викторинах.

    Изменения уровня воспитанности отражается:

    - в повышении уровня положительных коммуникативных навыков;

    - в проявлении положительных личностных качеств.

                              Критерии оценки уровня обученности:

    Высокий уровень – обучающийся выполняет задание самостоятельно, умеет работать на швейном оборудовании, вносит в работу элементы творчества.

    Средний уровень – обучающийся выполняет задание на достаточном уровне. Владеет технологическими  приемами при изготовлении изделия.

    Низкий уровень – обучающийся не может выполнить задание самостоятельно, выполняет задание под руководством педагога, с помощью педагога.

    Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития воображения, памяти, мышления, умения планировать собственную деятельность, в способности к изобразительному творчеству, в сохранении интереса к занятиям.

            Программа «Конструирование и моделирование одежды» предназначена для обучения детей в разновозрастных группах обучающихся 10 - 17 лет.

    Занятия проводятся в группах по 10-15 обучающихся. Курс обучения рассчитан на 1 год, 168 часов. Режим работы объединения регламентируется расписанием: 2 раза в неделю по 2 часа.

                                         Личностные результаты:

    • проявление познавательных интересов и активности в данной области;

    -  развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

    • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
    • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
    • развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности;
    •  проявление технологического и экономического мышления при организации своей  

                 деятельности.

    Метапредметные результаты:

    - планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

    - определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

    - проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия;

    - самостоятельная организация и выполнение различных творческих заданий;

    - обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых процессах;

    - соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

    - соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

                                                Предметные результаты

             К концу освоения первого модуля обучающиеся овладевают знаниями:

    - о ТБ и правилах поведения в швейной мастерской;

    - о способах определения натуральных и синтетических тканей, о видах переплетения этих тканей;

    - о правилах выполнения ручных сметочных стежков;

    - о назначении основных и специальных деталей швейных машин;

    - о правилах применения и технических режимах влажно-тепловой обработки;

    - о приемах обработки накладных карманов;

    - о приемах обработки срезов, вытачек;

    - о приемах обработки застежкой тесьмой «молния»;

    - о приемах обработки и раскроя рюшей и воланов;

    - о правилах снятия мерок;

    - о приемах конструирования;

    - о последовательности и приемах пошива швейных изделий.

     К концу освоения первого модуля дети погружаются в практики и:

    - определяют практическим путем натуральные и синтетические ткани;

    - выполняют сметочные и ручные работы;

    - заправляют швейную машинку, регулируют натяжение нити;

    - работают на швейной машине;

    - производят влажно-тепловую обработку швейных изделий;

    - обрабатывают срезы, обрабатывают вытачки;

    - раскраивают и обрабатывают рюши и воланы;

    - обрабатывают застежку тесьмой «молния»;

    - пользуются выкройками изделий, строят основные чертежи выкроек;

    - изготавливают швейные изделия.

    К концу освоения второго модуля дети овладевают знаниями:

    - о ТБ и правилах поведения в швейной мастерской;

    - о правилах измерения фигуры;

    - о нормах расхода ткани на изделие;

    - о приемах конструирования и моделирования основ чертежа;

    - о правилах обработки воротников, манжет, поясов и карманов;

    - о приёмах декоративной отделки мелких деталей.

    К концу освоения второго модуля дети погружаются в практики и:

    -  определяют практическим путём шелковые и шерстяные ткани и направление нити утка;

    - работают на швейной машинке;

    - производят влажно-тепловую обработку;

    - подготавливают изделие к раскрою;

    - кроят изделие на себя и готовят к первой примерке;

    - обрабатывают низ брюк, юбок различными способами;

    - дублируют и изготавливают корсетные изделия;

    -  изготавливают швейные изделия.

    Техническая платформа:

    - зеркало(100х50) 4мм – 2 шт.;

    - кресло Сеньер Н-1- 4 шт.;

    - стол ученич.6 рост. – 4 шт.;

    - стул ученич.6 рост.- 10 шт.;

    - стол менеджер конференц – 4 шт.;

    - шкаф книжный – 2 шт.;

    - шкаф 4103 – 4 шт.;

    - утюг UFESA-PU 4651;

    - доска гладильная;

    - швейная машина Brother – 2шт.;

    - машина швейная JANOME – 5 шт.;

    - оверлог -1 шт.;

    - оверлог (Прима-4);

    - оверлог Family ML244 – 2шт.;

    - оверлог PFAFF Coverlock – 1 шт.

    Основная цель 1 модуля: способствовать приобщению обучающихся к рукоделию, практической деятельности и выполнению поставленной задачи.

    Основные задачи 1 модуля: 

    - способствовать овладению обучающимися общими сведениями основ шитья и практическими навыками в выполнении швейных изделий;

    - знакомить с направлениями современной моды, основными законами моделирования, с цветовой гаммой и фактурами тканей для изделия.

    Основная цель 2 модуля: способствовать формированию у обучающихся умений выполнять изделия повышенной сложности.

    Основная задача 2 модуля: познакомить обучающихся с технологической последовательностью изготовления одежды с элементами декора

    УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    №№

    Тема

    Кол-во часов

    Теория

    Практика

    I модуль. «Основы шитья»

    68

    26

    42

    1 этап. Материаловедение

    34

    14

    20

    1.1

    Введение в программу

    2

    2

    -

    1.2

    Инструменты и приспособления

    4

    2

    2

    1.3

     Натуральные и

     синтетические ткани

    4

    2

    2

    1.4

     Определение нити основы и утка

    6

    2

    4

    1.5

    Влажно-тепловая обработка изделий

    6

    2

    4

    1.6

    Виды ручных работ

    6

    2

    4

    1.7

    Швейная машина и виды машинных швов

    6

    2

    4

    2 этап. Технология обработки отдельных деталей и узлов

    34

    12

    22

    2.1

    Подготовка ткани к раскрою

    4

    2

    2

    2.2

    Обработка срезов и выточек

    6

    2

    4

    2.3

    Обработка застёжек, накладных карманов,

    6

    2

    4

    2.4

    Обработка рюшей и воланов

    6

    2

    4

    2.5

    Декоративная отделка воротников, манжет, поясов

    6

    2

    4

    2.6

    Аппликация

    6

    2

    4

    II модуль. Технологическая последовательность изготовления одежды с элементами декора

    100

    22

    78

    1 этап. Основы конструирования и моделирования швейных изделий

    18

    6

    12

    1.1

    Обозначение измерений и снятие мерок

    6

    2

    4

    1.2

    Построение основы чертежей изделия

    6

    2

    4

    1.3

    Конструктивное моделирование  

    силуэтных линий

    6

    2

    4

    2 этап. Последовательность и приёмы пошива швейных изделий

    76

    16

    60

    2.1

    Юбка прямого силуэта. Юбка клёш

    10

    2

    8

    2.2

    Брюки, шорты, бермуды, бриджи

    10

    2

    8

    2.3

    Сарафан

    10

    2

    8

    2.4

    Блузка с длинным рукавом

    10

    2

    8

    2.5

    Платье летнее из хлопчатобумажной ткани

    10

    2

    8

    2.6

    Туника с модельным рукавом, топ

    10

    2

    8

    Передник для школьной формы

    6

    2

    4

    Школьная форма

    10

    2

    8

    3 этап. Итоговые мероприятия

    6

    -

    6

    3.1

    Подготовка и проведение демонстраций моделей одежды и выставок

    6

    -

    6

                                            ИТОГО:

    168

    48

    120

    Главный результат работы и детей, и педагога за учебный год - участие в выставках, конкурсах, концертах, показах на подиуме.

    I модуль. Основы шитья

    1. этап. Материаловедение

    Тема 1.1.  Инструменты и приспособления, швейное оборудование.

    Теория: Правила безопасности труда в мастерских.  Швейная машинка: повторение назначения основных и специальных деталей: иглы, челноки, двигатели ткани зубчатой передачи, наматывание нити на шпульку, заправка верхней и нижней ниток, установка иглы в иглодержатель, регулировка натяжения нити, регулировка величины стежка, правила начала и окончания работы на швейной машине. Правила чистки и смазки швейной машинки.

    Правила работы с раскройными ножницами режущими и колющими предметами: булавками, иголками, распарывателями.

    Практика: Упражнение на швейной машинке в выполнении стачного и надстастрочного шва на ткани. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Чистка и смазывание маслом отдельных деталей машинки.

    Тема 1.2. Общие сведения о шелковых и шерстяных тканях.

    Теория: Происхождение шерстяного и шелкового волокна. Основные свойства шерстяных, полушерстяных и смешанных тканей. Происхождение и виды натурального шелка.  Основные свойства натурального и искусственного шелка. Характеристика ассортимента тканей по ворсистому составу. Ассортимент бумажных, льняных, шерстяных, шелковых тканей. Основные физико – механические, гигиенические, технологические свойства тканей.

    Практика: Определение шерстяных, полушерстяных и смешанных тканей, натурального и искусственного шелков. Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Определение нитей основы и утка. Составление коллекций тканей для изготовления конкретного изделия, определение влияния свойств ткани на конструкцию изделия.

    Тема 1.3.  Определение нити основы и утка.

    Теория: Свойства нитей основы (долевых) и утка (поперечных).
    Приёмы определения долевой  и поперечной нитей.

    Практика: Определение лицевой и изнаночной сторон ткани. Определение нитей основы и утка.

    Тема 1.4. Влажно-тепловая обработка изделий.

    Теория: Оборудование, приспособление для влажно-тепловой обработки. Правила применения. Требования безопасности труда при влажно-тепловой обработке. Технические требования к выполнению операций влажно-тепловой обработки, технические режимы влажно-тепловой обработки.

    Практика: Влажно-тепловая обработка натуральных и синтетических тканей

    Влажно-тепловая обработка изделий при помощи утюга и пресса с соблюдением всех правил.

    Тема 1.5. Виды ручных работ.

    Теория: Правила выполнения стежков и строчек: прямых стежков (смёточных, намёточных, заметочных, вымёточных), косых стежков (подшивочных, строчек), крестообразных стежков (подшивочных, отделочных строчек). Технология пришивания пуговиц, крючков, петель, кнопок.

    Практика: Работа с напёрстком. Выполнение образцов ручных работ (смёточных, копировальных, обмёточных, подшивочных, прямых и фигурных закрепок, образцы пришивания пуговиц, крючков, петель, кнопок).

    Тема 1.6. Швейная машинка и виды машинных швов

    Теория: Швейная машина: назначение основных специальных деталей машины (иглы, челнока, двигателя ткани, шпульки и т.д.). Правила наматывания нитки на шпульку, заправки верхней и нижней ниток, установки иглы в иглодержатель, регулировки натяжения верхней и нижней ниток, регулировки величины стежка. Правила начала и окончания работы на швейной машине. Правила безопасности труда при работе на швейной машине. Приёмы выполнения машинных строчек и швов: машинных строчек (прямой, зигзагообразной), соединительных швов (стачную, надстрочную, накладную, запошивочную), краевых швов (шов в подгибку).

    Практика: Упражнения на швейной машине, поставленной на холостой ход (правильное вращение махового колеса). Упражнение в выполнении стачного шва по бумаге на машинке с не заправленной ниткой. Наматывание нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней ниток. Регулировка величины стежка. Выполнение образцов машинных работ на ткани (прямой и зигзагообразной строчек с разной величиной стежков; стачного, надстрочного, накладного, запошивочного, краевых швов, проездной петли).

    1. этап. Технология обработки отдельных деталей и узлов.

    Тема 2.1. Подготовка ткани к раскрою.

    Теория: Основные этапы подготовки ткани к раскрою: предварительная обработка ткани,

    определение лицевой и изнаночной стороны, технические моменты, учитываемые при раскрое ткани. 

    Практика: Подготовка ткани к раскрою.

    Тема 2.2. Обработка срезов и выточек.

    Теория: Основное понятие вытачки, виды вытачек, технологические этапы обработки вытачек, способы обработки боковых срезов.

    Практика: Обработка срезов и выточек: сметка с боковой линией вытачки, стачка по боковым линиям вытачки, утюжка срезов и вытачек.

    Тема 2.3. Обработка застежек, накладных карманов.

    Теория: Основы построения мелких деталей изделия, нормы расхода ткани. Краткие сведения о раскрое мелких деталей одежды. Виды накладных карманов, их построение, технология обработки. Виды застежек, технология обработки. Способы дублирования мелких деталей дополнительными деталями кроя.  

    Способы и виды декоративной обработки готовых накладных изделий кантом, шнурами, шелковой нитью, пойедками, инкрустация  бисером и стеклярусом, металлическими аксессуарами.

    Практика: Обработка накладных карманов с клапаном и отворотом. Обработка всех видов застежек.

    Тема. 2.4. Обработка оборок, рюшей и воланов.

    Теория: Технология и способы обработки оборок, воланов, рюшей

    Практика: Обработка швом вподгибку с закрытым или открытым, предварительно обметанным срезом.

    Тема 2.5. Декоративная отделка воротников, манжет, поясов.

    Теория: Виды современных отделок: бейки, защипы, кантики, тесьма, бантики, пряжки, кисти, пуговицы, бисер, стеклярус, кружево, мех, цветы. Способы и технология отделки одежды.

    Практика: Декоративная отделка воротников, манжет, поясов.

    Тема 2.6. Аппликация

    Теория: Нормы расхода ткани на сумку. Правила расчета выкройки выбранной модели сумки.  Рекомендации по выполнению аппликации (использование тканей, выполнение эскиза, техника перевода рисунка и выполнение аппликации).Последовательность и приемы технологической обработки сумки элементами аппликации.

    Практика: Работа с журналами мод (рекомендации по выбору модели, формы, декоративной отделки, фурнитуры и ткани). Расчет выкройки выбранной модели сумки, построение чертежа. Раскладка деталей выкроек сумки на ткани, раскрой. Обработка отдельных деталей сумки аппликацией. Просмотр готового изделия, оценка качества.

    Методическое обеспечение: А.В. Вязанкина. Шью сама. Смоленск. 1996 г.; Современная энциклопедия «Мода и стиль». М., 2001г.; А.Ю. Андреева, П.И. Богомолов. История костюма. С-П., Паритет. 2000г;  Г.С. Горина Народные традиции в моделировании одежды; Е.В. Кирова. История одежды; А. Януш. Полный курс шитья. М.,ЭКСМО-Пресс, 2000г.; А.Ф. Бланк, З.М. Фомина «Практическая книга по моделированию женской одежды», Москва, Легпромбытиздат 2002г.; Блиничева Н.Б., Мельников Б.Н. Я и мир чудесных тканей. - М., 1976; Лабзина А.Я. и др. Обслуживающий труд: Уч. Пособие для учащихся 7 класса. - М.,1985; Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М., 1978.

    II модуль. Технологическая последовательность изготовления одежды с элементами декора

    1 этап. Основы конструирования и моделирования швейных изделий

    Тема 1.1. Обозначение измерений и снятие мерок

    Теория: Задачи конструирования, системы и методы. Обозначение измерений. Последовательность снятия мерок.

    Практика: Запись обозначений измерений. Снятие мерок.

    Тема 1.2. Построение основы чертежей изделия

    Теория: Технология построения основы чертежей изделия. Технология построения основы выкроек.  

    Практика. Выполнение основы чертежа по заданным меркам.

    Тема 1.3. Конструктивное моделирование силуэтных линий

    Теория: Нанесения линий фасона на выкройку. Технология моделирования силуэтных линий соответственно эскизу. Понятия «Конструкция изделия и силуэтные формы».

    Практика: Нанесение линий фасона на выкройку. Моделирование силуэтных линий соответственно эскизу. Конструкция изделия и силуэтные формы.

    2 этап. Последовательность и приемы пошива швейных изделий

    Тема 2.1. Юбка прямого силуэта. Юбка клёш

    Теория: Стиль и имидж (понятие стиля эпохи, понятие моды и влияние на неё стиля времени, стиль в одежде). Рекомендации в выборе тканей, силуэтных форм, декоративных деталей, фурнитуры. Правила изготовления эскиза юбки. Правила измерения фигуры для построения чертежа юбки. Нормы расхода ткани на юбку. Подкладочные и дублирующие материалы. Технология сборки и обработки отдельных деталей юбки. Разновидности моделей на основе прямой юбки.

    Практика: Работа с журналами мод (зарисовка и выполнение эскиза модели). Построение чертежа выбранной модели юбки. Определение нормы расхода ткани. Снятие мерок для построения чертежа юбки в натуральную величину (по выбору). Моделирование юбки в соответствии с эскизом. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Технологическая обработка юбки (влажно-тепловая обработка, дублирование отдельных деталей юбки), подготовка юбки к примерке (копирование линий, прокладывание основных линий, сметывание). Примерка, внесение исправлений, стачивание кокеток, вытачек, складок и т.д. Обработка накладных карманов, примётывание и притачивание их к юбке, стачивание всей юбки, обработка застежки тесьмой молния, обработка верхнего среза юбки поясом или обтачкой (дублирин, корсажная лента, резинка), обработка низа юбки, обработка петель на швейной машине, окончательная влажно-тепловая обработка и чистка юбки, пришивание фурнитуры.

    Тема 2.2. Брюки, шорты, бермуды, бриджи

    Теория: «Четыре великих стиля». Рекомендации в выборе модели, ткани, декоративных форм, эскиза, отделочных материалов. Правила измерения фигуры для построения чертежа брюк. Правила построения основы брюк. Технология моделирования рельефных и фасонных линий на чертежах. Правила раскладки выкроек брюк, шортов, бермудов или бриджей. Правила технологической обработки изделия (смётывание, стачивание и утюжка).

    Практика: Работа с журналами мод, практической литературой (зарисовка и выполнение эскиза изделий). Определение нормы расхода ткани и дублирующих материалов. Снятие мерок для построения чертежа изделия. Моделирование основы брюк соответственно эскизу. Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой . Технологическая обработка изделий (с поузловой влажно-тепловой обработкой). Подготовка изделий к первой примерке (копирование линий, прокладывание основных линий, влажно-тепловая обработка изделия, смётывание).

    Первая примерка: Внесение исправлений, стачивание кокеток, рельефных линий, вытачек, карманов, отделочных деталей кроя, обмётывание срезов, обработка застежки изделия.  Обработка верхнего и нижнего среза изделия (дублирином, паутинкой или корсажной лентой).

    Тема 2.3.  Сарафан

    Теория: Классический имидж. Технология конструктивного моделирования изделий прилегающего силуэта. Рекомендации по выбору тканей, силуэтных форм, обсуждение эскиза сарафана. Нормы расхода ткани на сарафан. Правила моделирования горловины с вырезами «каре», круглый вырез, моделирование воротника (стачного, накладного двойного), моделирование проймы. Последовательность технологической обработки сарафана.

    Практика: Работа с журналами мод, (зарисовка и выполнение эскиза сарафана). Определение нормы расхода ткани. Построение индивидуальной выкройки. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Поэтапная сборка деталей кроя сарафана. Обработка выреза горловины и проймы.

    Тема 2.4. Блузка с длинным рукавом

    Теория: Рекомендации по выбору тканей, силуэтных форм, декоративных линий, рекомендации по выполнению эскиза блузки. Нормы расхода ткани на блузку. Правила измерения фигуры для выкройки блузки. Технология моделирования блузки (правила переноса нагрудной вытачки; правила моделирования полочки: кокетки, рельефных линий начинающихся от плеча и проходящих через центр груди; рельефа, начинающегося   от проймы и проходящего через центр груди; правила моделирования спинки: кокетки, рельефных линий).  Правила моделирования длинного рукава (оката рукава, низа рукава). Правила раскладки деталей выкроек блузки на ткани. Последовательность и приемы технологической обработки блузки (по узлам).

    Практика: Работа с журналами мод (зарисовка и выполнение эскиза модели). Определение нормы расхода ткани. Снятие мерок для выкройки блузки с длинным рукавом в натуральную величину. Построение основы чертежа блузки, построение основы чертежа рукава, конструктивное моделирование. Выбор индивидуальной модели. Раскладка деталей выкройки на ткани, обмеловка и раскрой.

    Первая примерка: Подготовка блузки к первой примерке (копирование линий, смётывание вытачек, рельефов, примётывание кокеток, сметывание боковых и плечевых срезов), первая примерка, внесение исправлений, стачивание боковых и плечевых швов, обработка срезов деталей полочки и спинки, обработка застёжки блузки планкой или тесьмой молния, обработка воротника и вмётывание в горловину, обработка рукавов

    и вмётывание их в проймы, обработка петель на швейной машине, окончательная влажно-тепловая обработка, пришивание фурнитуры. Просмотр готового изделия, оценка качества работы.

    Тема 2.5. Платье летнее из хлопчатобумажной ткани

    Теория: Развитие художественного видения образа нового изделия и фантазии в применении декоративных элементов при практической разработке разных видов одежды путем варьирования элементов кроя. Рекомендации по выбору ткани, модели, отделки изделия, фурнитуры, композиций деталей, а также рекомендации по выполнению эскиза платья.

    Нормы расхода ткани на платье. Правила моделирования горловины с фигурными вырезами и втачными воротниками. Правила моделирования горизонтальных линий силуэта. Последовательность технологической обработки платья.

    Практика: Работа с журналами мод (зарисовка и выполнение эскиза платья). Определение нормы расхода ткани. Построение чертежа основ. Моделирование платья соответственно эскизу. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка и раскрой. Изготовление платья (копирование линий, сметывание, влажно-тепловая обработка).

    Первая примерка: Внесение исправлений после примерки. Стачивание кокеток, рельефов, вытачек, складок и т.д., обработка карманов, рюшей, воланов, выполнение отделки, стачивание швов платья. Обработка застежки, обработка воротника и вмётывание его в горловину, или обработка горловины обтачкой, обработка низа изделия.

                           

    Тема 2.6. Туника с модельным рукавом, топ.

    Теория: Рекомендации по выбору ткани. Выбор модели с учетом анатомической структурой и пластикой фигуры. Подбор декоративной отделки деталей изделия по направлению авангардного стиля одежды. Нормы расхода ткани на тунику и топик. Моделирование рукава с многослойным низом и вертикальными линиями. Последовательность обработки туники и топа.

    Практика: Работа с журналами мод, практической литературой (зарисовка эскизов), выполнение основы чертежа, моделирование конструктивных линий. Подготовка ткани к раскрою, обмеловка, перенос контрольных точек и надсечек. Технологическая обработка изделия, ВТО, сметывание передней и задней половинки брюк. Подготовка изделия к первой примерке.

    Тема 2.7. Передник для школьной формы

    Теория: Рекомендации в выборе тканей, декоративных деталей. Обсуждение эскиза. Нормы расхода ткани на передник. Правила измерения фигуры для построения чертежа передника. Правила раскладки выкроек элементов фартука на ткани. Технология обработки отдельных деталей передника и сборки изделия.

    Практика: Выполнение основы чертежа, Раскладка выкроек элементов фартука на ткани, обмеловка, раскрой. Обработка отдельных деталей передника. Сборка, раскрой, и пошив изделия.

    Тема 2.8. Школьная форма

    Теория: Художественное видение образа нового изделия. Рекомендации по выбору ткани, модели, отделки изделия, выбор обработки и фурнитуры. Композиция деталей.  Нормы расхода ткани на платье. Способы моделирования длинного рукава, горловины, воротника «стойка» и застежки «молния». Последовательность технологической обработки школьного платья.

    Практика: Работа с журналами мод. Зарисовка и выполнение эскиза формы. Определение нормы расхода ткани на пошив платья. Построение основы чертежа. Моделирование фасонных линий формы. Раскладка выкроек на ткани, обмеловка, раскрой. Поэтапная сборка деталей кроя изделия, ВТО.

    Первая примерка: Внесение исправлений. Стачивание кокеток, рельефных линий, вытачек, складок, обработка воротников, манжет, низа изделия.

    3 этап. Итоговые мероприятия

    Тема 3.1.  Подготовка и проведение демонстраций моделей одежды и выставок

    Практика: Подготовка моделей одежды к демонстрации. Выбор бижутерии и макияжа, демонстрации моделей одежды.

    Методическое обеспечение: Основы художественного ремесла: B 2 ч./под ред. В.А. Барадулина,О.В. Танкус. - 2-е изд. - М.,1986, - Ч. 1.; Рандели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М., 1984; Климова Н.Т. Ручная и машинная вышивка. - М.,1980; Лин Жак Техника кроя. – М: Легпромбытиздат, 1986.; Молотобарова О. С. Учите детей вышивать. – М.: Владос, 2003.; Орлова Л. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1988.; София Ханус Секреты кроя и шитья. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1984.; Столярова С. И., Домненкова Л. В. Обслуживающий труд. – М.: Просвещение, 1985.; Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды. – М.: Просвещение, 1989.

    ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

    1. А.В. Вязанкина. Шью сама. Смоленск. 1996 г.

    2. Современная энциклопедия «Мода и стиль». М., 2001г.

    3. А.Ю. Андреева, П.И. Богомолов. История костюма. С-П.,

       Паритет. 2000г.

    4. Г.С. Горина Народные традиции в моделировании одежды.

    5. Е.В. Кирова. История одежды.

    6. А. Януш. Полный курс шитья. М.,ЭКСМО-Пресс, 2000г.

    7. А.Ф. Бланк, З.М. Фомина «Практическая книга по моделированию  женской одежды», Москва, Легпромбытиздат 2002г.

    8. Блиничева Н.Б., Мельников Б.Н. Я и мир чудесных тканей. - М., 1976
    9. Лабзина А.Я. и др. Обслуживающий труд: Уч. Пособие для учащихся 7 класса. -М.,1985
    10. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историкоэтно-графический источник. - М., 1978
    11. Основы художественного ремесла: B 2 ч./под ред. В.А. Барадулина,О.В. Танкус. - 2-е изд. - М.,1986, - Ч. 1.

    12. Рандели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство. - М., 1984
    13. Климова Н.Т. Ручная и машинная вышивка. - М.,1980

    14. Лин Жак Техника кроя. – М: Легпромбытиздат, 1986.

    15. Молотобарова О. С. Учите детей вышивать. – М.: Владос, 2003.

    16. Орлова Л. Азбука моды. – М.: Просвещение, 1988.

    17. София Ханус Секреты кроя и шитья. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1984.

    18. Столярова С. И., Домненкова Л. В. Обслуживающий труд. – М.: Просвещение, 1985.

    19. Чижикова Л.П. Кружок конструирования и моделирования одежды. – М.: Просвещение, 1989.

                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная общеобразовательная программа "Конструирование и моделирование одежды"

    Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) "Конструирование и моделирование одежды" объединения "Золотая игла". Предназначена для учащ...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование" 2017

    В написании программы учитывались знания основ теории и практики дополнительного образования, педагогики, психологии и возрастной физиологии, методики обучения и воспитания, а также личный педагогичес...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Начальное техническое моделирование" (базовый уровень)

    Формирование   специальных компетентностей у учащихся в области технического моделирования и конструирования, способствующих развитие творческих способностей личности ребёнка....

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Школа конструирования» (стартовый уровень)

    Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere» - создание модели, построение, приведение в определенном порядке и взаимоотношение различных определенных пр...

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ»

    Программа «Моделирование и конструирование одежды» дает учащимся предпрофессиональные знания в области моделирования и конструирования одежды. Особый упор сделан на техническую сторону это...

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ»

    Программа «Лего – конструирование и моделирование» технической направленности адресована учащимся 9 – 13 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного ко...