Дополнительная общеобразовательная программа в области хореографического искусства для старших классов
рабочая программа

Староверова Ольга Олеговна

   Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность данной образовательной программы по обучению хореографии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная программа

в области хореографического искусства

для учащихся старших классов

III ступень обучения,

старшая школа

Пояснительная записка

к тематическому планированию

занятий студии «Созвездие»

По тематической направленности данная образовательная программа — художественно-эстетическая. Она ориентирована на развитие культуры обучающихся, предусматривает возможность творческого самовыражения детей,  формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Такой вид искусства, как танец, является чрезвычайно благоприятным для развития творческих способностей.

Программа направлена на формирование и развитие у воспитанников таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представление о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.

Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся старших классов, а также их коллективизации и социализации.

Новизна данного образовательного курса заключается в том, что у современных школьников ярко выражен интерес к танцевальному искусству, и мы, взрослые, должны сделать всё, чтобы приобщить детей к творческой деятельности. Вместе с детьми создаём ритмические импровизации и танцевальные композиции. Коллективные творческие проекты дети демонстрируют на праздниках, концертах.

Актуальность данной образовательной программы характеризуется тем, что в настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Без хореографических композиций концерт, шоу, конкурс, фестиваль выглядят блекло. Красочные танцевальные композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого формата (развлекательное, познавательное, патриотическое).

Современный социальный заказ на образование обусловлен и задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования. В ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

Благодаря систематическому хореографическому образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию хореографического искусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность данной образовательной программы по обучению хореографии.

Кроме того, педагогическую целесообразность образовательной программы мы видим в формировании у учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны.

Цели и задачи программы

Образовательная цель программы: приобщение детей к различным видам народного танца, видам танцевального искусства.

 Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство.

 

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

 Задачи:

Обучающие:

- ознакомление с основами классического танца, позициями рук и ног;

- ознакомление с основными движениями танца;

- ознакомление с историей развития русского народного танца.

- дать представление о танцевальном образе;

Развивающие:

- способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;  

 - развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;

- развитие творческих способностей;

- гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;

- развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;

- развитие мышечного чувства, правильной осанки, умения управлять своим телом.

Воспитательные:

- воспитание этнической компетентности, доброжелательного отношения к людям других наций.

- воспитание культуры поведения и общения;

- воспитание умений работать в коллективе;

 -  привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;

    Данная программа построена на изучении танцев различных народностей. Потребность в такой программе очень большая. В отличие от существующих программ  по хореографии, в которых главное внимание уделяется технике движения, создание образа сопровождает высоко технически исполненная композиция, в данной программе на первое место ставится именно образная, духовная сторона народного танца. Целью данной программы является не танец, а ребёнок, в котором формируется система ценностей, основанная на традиционной  культуре.

Форма обучения: групповые и индивидуальные занятия. Основным условием приема является желание учащихся.

        Занятия должны развивать у детей музыкальный слух, память, чувство ритма, формируют художественный вкус.

Возраст детей участвующих в программе: от 16 до 18 лет (10-11 классы).

Сроки реализации образовательной программы – программа рассчитана на 2 года обучения. В кружок принимаются все желающие независимо от уровня подготовки. 

Формы и режим занятий. В группу первого года обучения принимается не менее 15 человек.  Занятия проходят на базе школы. Количество занятий формируется из 234 часов, по 2 часа занятие, 2-3 раза в неделю. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

Ожидаемый результат:

▪  танцевать индивидуально и в коллективе, соблюдая ритм, темп и музыкальные    фразы;

▪  уметь воспринимать и передавать в движении образ;

▪  уметь импровизировать под знакомую и незнакомую музыку на основе

   освоенных на занятиях движений, а также придумывать собственные

   оригинальные «па»;

▪  понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в

   коллективе.

Формы подведения итогов реализации программы:

Система определения результатов деятельности обучающихся при переходе со ступени на ступень осуществляется через различные формы зачетов. Для контроля усвоения приобретенных знаний, умений, навыков по полугодиям используется форма творческого занятия.

III ступень, старшая школа

 Учебно-тематический план занятий первого года обучения.

Первое полугодие.

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

6

2

4

2

Знакомство с танцем

10

2

8

3

Различные упражнения на внимание, концентрацию, воображение, расслабление и т.д.

15

2

13

4

Танцевальная импровизация

10

1

9

5

Разновидность танцев

8

3

5

6

Стили танцев

8

3

5

7

Танцевальная композиция с обыгрыванием текста песни

15

1

14

8

Позиции рук и ног в танце

20

1

19

9

Основные движения народного танца

15

2

13

10

Сюжетный танец

10

1

9

Итого:

117

18

99

Второе полугодие.

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Танцевальная импровизация

10

1

9

2

Тренинги на внимание и воображение

15

1

14

3

Сюжетный танец

10

1

9

4

Русский народный танец. Элементы русской пляски

10

2

8

5

Основные движения народного танца

20

2

18

6

Разучивание движений

15

1

14

7

Соединение танцевальных движений

11

1

10

8

Постановочная и репетиционная работа

20

1

19

9

Выступления, концерты

4

0

4

10

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

117

11

106

III ступень, старшая школа

 Учебно-тематический план занятий второго года обучения.

Первое полугодие.

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

6

2

4

2

Различные упражнения на внимание, концентрацию, воображение, расслабление и т.д.

15

1

14

3

Сюжетный танец

8

1

7

4

Основные движения народного танца

20

2

18

5

Разучивание движений

15

1

14

6

Разучивание композиций танцев

6

1

5

7

Работа над синхронностью

15

1

14

8

Постановочная работа

10

1

9

9

Репетиционная работа

20

1

19

10

Выступления, концерты

2

0

2

Итого:

117

11

106

Второе полугодие.

Наименование

разделов и тем

Количество часов

всего

теория

практика

1

Танец на свободную тему

10

1

9

2

Различные упражнения на внимание, концентрацию, воображение, расслабление и т.д.

15

1

14

3

Отработка рисунка танца, ритмичности, слаженности

15

1

14

4

Танцевальная композиция

8

1

7

5

Разучивание танцевальных движений

15

2

13

6

Работа над художественной выразительностью танцев

13

1

12

7

Постановочная работа

15

1

14

8

Выступления, концерты

4

0

4

9

Репетиционная работа

20

1

19

10

Итоговое занятие

2

1

1

Итого:

117

10

107

        Содержание программы:

Учебный материал, предусмотренный программой, распределён в определённой последовательности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию, усложняется учебный материал: движения, ритмика, пластика и т.д. Поначалу необходимо заинтересовать ребёнка, развить желание заниматься в коллективе и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.

Для выработки ритмичных танцевальных упражнений, в  овладении основами техники танца на занятиях используются:

▪  коллективные танцевальные игры («Я хочу с тобой танцевать» );

▪  массовые танцы («Танец утят»);

▪  ритмические упражнения;

▪   народный фольклор (потешки, попевки, прибаутки, песенки, частушки);

▪   создание собственных танцевальных элементов.

Занятия по разучиванию танца  развивают у ребёнка свободу движений, чувство пространства, образное мышление, память, внимание, музыкальность, эмоциональность, пластичность, гибкость, координацию движений и творческие способности.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Упражнения на развитие ориентации в пространстве.

  • ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная,  умение пройти под музыку;
  • бег (легкий, стремительный, широкий);
  • танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);
  • подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной стопой;

Основные танцевальные движения.

В данном разделе объясняется правила исполнения отдельных движений.

  • шаг на носках;
  • приставной шаг;
  • высокий бег;
  • легкие подскоки;
  • галоп вперед, «лошадками»;
  • притопы;
  • различные виды прыжков;
  • «пружинка»;
  • различные виды прыжков;
  • элементы русской пляски;
  • положения рук в русской пляске;
  • основные пространственные построения и передвижения.

Репетиционно-постановочная работа

Ведётся объяснение постановочного материала танца.

Разучивается танцевальная композиция, построенная  на изученных танцевальных движениях и выстраивается в законченную форму-танец.

Выступления

Детям объясняется правила поведения на концертных выступления.

Участие в конкурсах и презентациях, праздников («День учителя», «8 марта», «9 мая», «День защиты детей» и другие), новогодних ёлках.

Методическое обеспечение.

      Занятия хореографического коллектива должны проводиться в специально оборудованном, хорошо проветриваемом танцевальном классе. Музыкальное сопровождение занятия предполагает наличие аудио-и видеотехники, фотоаппарат, материалы для изготовления концертных костюмов, аудио- и видеокассеты.

Список литературы.

  1. Бекина С. И. «Музыка и движение» , М, «Просвещение» 1981
  2. Богданов А. Г. «Урок русского народного танца» , М, «Просвещение», 1995
  3. Зацепина К. «Народно- сценический танец», М, «Просвещение», 1976
  4. Закон РФ «Об образовании», Педагогический поиск, № 7-8
  5. Климов А., «основы русского народного танца» , М,«Просвещение», 1994
  6. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М,«Просвещение», 2001
  7. Луговская А. «Ритмические упражнения , игры, пляски», М,«Просвещение», 1991
  8. Медведь Э. И. «Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования», М,«Просвещение», 2002
  9. Поляков С. А. «В поисках педагогической инновации» , М,«Просвещение», 1998
  10. Полятков С. С. «Основы современного танца», М,«Просвещение», 2005
  11. Богомолова Л. В. «Проблемы эстетического воспитания подростков», М,«Просвещение», 1994
  12. Беспятова Н. К. «Программа педагога дополнительного образования», М, «Айрисс-пресс», 2003
  13. Руднева С. В. «Ритмика. Музыкальное движение», М,«Просвещение», 1972
  14. Слуцкий В.И. «Элементарная педагогика или как управлять поведением человека», М,«Просвещение», 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГИМНАСТИКА»

        Учебная программа, основывающаяся на типовой программе по предмету «Гимнастика» определяет объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины, кото...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА 1-3 КЛАСС

В мое портфолио входит программы по обучению хореографии. Благодаря предметам: ритмика, классический танец, народно-сценический танец, подготовка концертных номеров, история хореографического искусств...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Программа учебного предмета «Современный танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе ...

Методическая разработка « Порядок отбора детей на обучение по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Порядком организации и о...

Дополнительная общеобразовательная программа в области хореографического искусства для учащихся начальных классов

Данная программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования. Программа разработана для физического и эмоционального развития обучающихся н...

Дополнительная общеобразовательная программа в области хореографического искусства для средних классов

  Главная цель этой программы – развитие творческих способностей школьников посредством танцевального искусства....