ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»
учебно-методическое пособие на тему

Таньчева Галина Алексеевна

Программа учебного предмета «Современный танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Современный танец – это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый, если преодолеет в себе лень и страх перед незнакомым.

Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем, не обладает какими-либо правилами и канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.

Актуальность программы обусловлена тем, что современная цивилизация немыслима без внедрения новых технологий и творческих изобретений в области хореографического искусства.

Деятельность учащихся в рамках занятий по современному танцу носит ярко выраженный креативный характер, предусматриваем возможность творческого самовыражения, импровизации. И, наряду с этим, даёт обучающимся теоретическую и практическую подготовку по современному танцу, которая является базовой для получения предпрофильного образования.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения с 3 по 5 классы включительно. 1 год предпрофильного обучения для учащихся 12-13 лет, 2 год для учащихся 13-14 лет, 3год для учащихся 14–15 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

ПРИНЯТА                                                        УТВЕРЖДАЮ

На заседании педагогического совета          Директор МАОУ ДОДШИ МР ИР РБ

От___________20____                                    ____________Т.В.Мирошниченко

                                                                          «_____»________20___

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область

ПО.01.Хореографическое исполнительство

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

В.01.

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ

Ишимбай 2016г.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

2. Срок реализации учебного предмета;

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

5. Цель и задачи учебного предмета;

6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

7. Методы обучения;

8. Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени;

2. Годовые требования по классам.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок:

- аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- критерии оценки.

V. Методическое обеспечение учебного процесса:

- методические рекомендации педагогическим работникам

VI. Список методической литературы



                                      I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Современный танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Современный танец – это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый, если преодолеет в себе лень и страх перед незнакомым.

Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем, не обладает какими-либо правилами и канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.

Актуальность программы обусловлена тем, что современная цивилизация немыслима без внедрения новых технологий и творческих изобретений в области хореографического искусства.

Деятельность учащихся в рамках занятий по современному танцу носит ярко выраженный креативный характер, предусматриваем возможность творческого самовыражения, импровизации. И, наряду с этим, даёт обучающимся теоретическую и практическую подготовку по современному танцу, которая является базовой для получения предпрофильного образования.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения с 3 по 5 классы включительно. 1 год предпрофильного обучения для учащихся 12-13 лет, 2 год для учащихся 13-14 лет, 3год для учащихся 14–15 лет.

Прохождение программы должно опираться на следующие основные принципы:

1. Последовательность и системность в обучении;

2. Доступность;

3. Динамичность;

4. Стимулирование и мотивирование;

5. Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога, учащегося и его родителей.

Программой предусмотрены следующие формы промежуточной аттестации учащихся: контрольные уроки, выступления в отчетных концертах отделения, итоговый экзамен.

В программе имеются краткие пояснения, которые определяют цели и задачи каждого года обучения, а также требования к проведению экзамена и контрольных уроков.

2. Срок реализации учебного предмета «Современный танец»

Срок реализации данной программы составляет 3 года (с 3 по 5 класс).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Современный танец»:

Таблица 1

Срок реализации образовательной программы

Классы/количество часов3-5 классы

Количество часов (общее на 3 года)

Максимальная нагрузка (в часах)

99

Количество часов на аудиторную нагрузку

99

Классы                                                       3

4

5

Недельная аудиторная нагрузка              1

 1

         1

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать учеников, их возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель – создание условий для развития личности, способной к творческой деятельности в области современной хореографии.

Задачи:

1. Активизировать мышление, развить творческое начало, активизировать интерес к современному танцу;

2. Овладеть навыками музыкально-пластического интонирования;

3. Совершенствовать двигательный аппарат;

4. Развить координацию, хореографическую память, внимание, формировать технические навыки;

5. Воспитать силу, выносливость;

6. Сформировать навыки коллективного общения;

7. Раскрыть индивидуальность каждого обучающегося.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учениками. Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

1. Словесный метод. (Важным здесь является не только краткость, точность и конкретность, но и интонация и сила звучания слов. Педагогу важно уметь говорить образно);

2. Эмоциональный метод (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

3. Наглядно-иллюстративный метод. (Просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц и танцовщиков, качественный показ педагогом комбинации или отдельных движений, посещение концертов и т. д.);

4. Концентрический метод. (Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант);

5. Метод контроля за процессом обучения. (К нему относятся проверки усвоенного материала, самопроверки, контрольный урок в конце первого полугодия и экзаменационный урок в конце года);

6. Метод стимулирования и мотивирования учебной деятельности. (Мотивация учебной деятельности, разного рода поощрения проделанной работы для формирования чувства ответственности, обязательств и интересов включает в себя метод стимулирования).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Минимально необходимый для реализации программы «Современный танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

1. Балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;

2. Наличие музыкального центра в классе;

3. Учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

4. Помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку);

5. Костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

6. Раздевалки для обучающихся и преподавателей.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта балетных залов, музыкальных инструментов, костюмерной.

                            II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Современный танец», на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:

Таблица 2

Распределение по годам обучения

Классы                                                       3

 4

  5

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

                                                                   33

33

33

Количество часов на

аудиторные занятия (в неделю)               1

 1

 1

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные занятия)

33

33

33

Общее максимальное количество часов на

весь период обучения (аудиторные занятия)

99


Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Требования по годам обучения

Настоящая программа составлена традиционно: включает основной

комплекс движений и дает право преподавателю на творческий подход к ее

осуществлению с учетом особенностей психологического и физического

развития учащихся 12-15 лет.

Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в

развитии - от простого к сложному.

Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:

а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими

особенностями;

б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях.

Содержание программы

Первый  год обучения

В первый год обучения по предмету «Современный танец» преподаватель занимается с учащимися над выработкой навыков правильности и чистоты исполнения, приобретения навыков точной согласованности движений, развития координации движений, воспитание силы и выносливости, освоения простейших танцевальных элементов, развития артистичности.

Экзерсис у станка

1.Demi plies и grand plies

2.Battements tendus

3.Battemets tendus jetes

4.Rond de jambe par terre

5.Battemets fondues

 6.Battements frappe

 7.Developpe, releve lent

8.Grand battements jetes

Экзерсис на середине зала

1.Изоляция. Голова ,плечи, грудная клетка, руки(работа кисти).

 2. Разогрев. Поза коллапса.

3. Изоляция. Спирали, волны.

4. Изоляция. Координация. Полицентрия.

5. Изоляция. Бицентрия и трицентрия.

 6. Разогрев. Партер.

7. Изоляция. Растяжки.

8. Комбинации шагов.

9. Кроссовые комбинации.

10. Танцевальные комбинации.

11. Вращения (по диагонали класса).

12. Прыжки.

13. Этюдные комбинации.

14. Шаги в джаз-манере.

15. Этюдные работы.

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

1. Грамотно и выразительно исполнять программные движения и элементарные комбинации;

2. Сочетать пройденные упражнения в несложные комбинации;

3. Выполнять движения музыкально грамотно;

4. Справляться с музыкальным темпом урока;

5. Обосновано анализировать выполнение заданной комбинации;

6. Анализировать и исправлять допущенные ошибки;

7. Воспринимать разнообразие музыкально-ритмических рисунков;

8. Анализировать исполнение движений;

9. Знать об исполнительских средствах выразительности танца;

10. Знать термины изученных движений;

11. Знать методику изученных программных движений;

12. Уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений.

Второй год обучения

Упражнения в партере:

1. Проработка положений ног – flex, point.

2. Изолированная работа мышц в положении лежа и сидя.

3. Фиксируемые наклоны торса к ногам в положении сидя.

4. Упражнения stretch-характера в положении лежа и сидя.

5. Дыхательная гимнастика с использованием contraction, release.

6. Contraction, release на четвереньках.

7. Body roll в положении croisee сидя.

8. Упражнения stretch-характера на проработку положения ноги в сторону и из положения frog-position с использованием рук.

9. Подъем ног на 90 градусов из положения, лежа (стопы – point).

10. Grand battement вперед, из положения, лежа на спине, grand battement в сторону из положения, лёжа на боку и grand battement в сторону и назад из положения, стоя на четвереньках.

Упражнения у станка:

1. Demi и grand plie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в

параллельное и наоборот.

2. Demi и grand plie в сочетании с releve.

3. Battements tendus с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот.

4. Battements tendus с использованием brash.

5. Battements tendus с подъемом пятки опорной ноги во время вынесения на носок или броска.

6. Battements tendus jetes с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот.

7. Battements tendus jetes с использованием brash.

8. Battements tendus jetes с подъемом пятки опорной ноги во время выноса на носок или броска.

9. Rond de jambe par terre с подъемом ноги на 90°.

10. Grands battements jetes c подъем пятки опорной ноги во время броска.


Упражнения на середине зала:

1. Позиции рук и ног в джаз-танце.

2. Изолированная работа головы, плеч, рук, стоп, бедер, ног в положении стоя.

3. Изолированная работа головы, стоп, коленей, плеч, бедер со средней частью корпуса и ног в джаз-модерн танце.

4. В разделе изоляция проучиваем новое понятие – крест.

5. В разделе изоляция проучиваем новое понятие – квадрат.

6. Проучивание flat back вперед из положения стоя.

7. Дыхательная гимнастика с использованием contraction, release, с добавлением работы рук в положении стоя.

8. Паховые и боковые растяжки.

9. Упражнения свингового характера.

10. Упражнения для расслабления позвоночника.

11. Проработка движений: drop, swing, roll down, roll up. Twist торса.

12. «Восьмерка» корпусом с позиции скручивания одновременно.

13. Пируэты на 180 градусов со 2 позиции.

14. Пируэты на 180 градусов с 4 позиции.

15. Пируэты на 360 градусов со 2 позиции.

16. Пируэты на 360 градусов с 4 позиции.

17. Трехшаговый поворот по прямой.

18. Трехшаговый поворот с пируэтом по прямой.

19. Трехшаговый поворот с пируэтом по диагонали.

20. Flat back в сторону.

21. Flat back вперед в сочетании с работой рук.

22. Flat step в сочетании с работой плеч.

23. Flat step в сочетании с «восьмеркой» тазом.

Ожидаемый результат на данном этапе освоения программы – правильное выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся.

В конце первого и второго полугодия  проводится контрольный урок по усвоенному материалу.

Третий год обучения

Упражнение на середине зала.

1. Проработка deep body bend, side stretch.

2. Изгибы торса: curve, arch, roll down и roll up.

3. Овладение системой растяжки stretch.

4. Овладение характером и особенностями классического, традиционного

джаза.

Изоляция:

Полиритмия и полицентрия. Движения трех четырех и более центров одновременно в различных ритмических рисунках и оппозиционном направлении.

Упражнения для позвоночника.

Торсовая работа корпуса twist, на закрепление мышечных ощущений спины

и бока.

Соединение всех возможных движений торса (спиралей, twist, release, high release, наклоны торса во всех направлениях) в единые развернутые комбинации с использованием падений и подъемов, а также с поворотами на

одной ноге.

Проработка стопы на «параллель» через чередование выворотных и параллельных позиций с одновременной усложненной работой корпуса через contraction, release, с раскрытием и закрытием корпуса, с постоянной сменой рук в позициях, маховой работой рук, с использованием дыхания и т.д.

Развернутые комбинации с использованием движений изолированных центров, движений позвоночника (twist, спиралей, contraction, release), падения и подъемы, а также переходы из уровня в уровень.

Вращения

1. Штопорные вращения.

2. Tours:

- со 2 позиции на 180, 360, 720 градусов.

- из 4 позиции на 180, 360, 720 градусов.

- в позах (effacce, croisee).

3. Tours chaines по диагонали.

Кросс

1. Grand battement jete по всем направлениям.

2. Sissonne ferme по всем направлениям.

3. Шаги с координацией трех, четырех и более центров.

4. Шаги с использованием contraction, release, сменой направлений в

комбинации шагов.

5. Pas chasse как подготовка к большим прыжкам.

6. Соединение шагов, прыжков в вращении в единые комбинации.

7. Вращения по кругу.

Требования к экзамену

1. Знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на

сцене;

2. Знание терминологии;

3. Знание элементов и основных комбинаций современного танца;

4. Знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных

комбинаций;

5. Знание средств создания образа в хореографии;

6. Знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических

выразительных средств;

7. Умение исполнять на сцене современный танец, произведения

хореографического репертуара;

8. Умение исполнять элементы и основные комбинации современного танца;

9. Умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,

сохранять рисунок танца;

10. Умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже и

разучивании хореографического произведения;

11. Навыки музыкально-пластического интонирования.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Современный танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

1. Знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на

сцене;

2. Знание терминологии;

3. Знание элементов и основных комбинаций современного танца;

4. Знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы,

танцевальных комбинаций;

5. Знание средств создания образа в хореографии;

6. Знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических

выразительных средств;

7. Умение исполнять на сцене современный танец, произведения

хореографического репертуара;

8. Умение исполнять элементы и основные комбинации современного

танца;

9. Умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,

сохранять рисунок танца;

10. Умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже

и разучивании хореографического произведения;

11. Умения выполнять комплексы специальных хореографических

упражнений, способствующих развитию профессионально

необходимых физических качеств;

12. Умения соблюдать требования к безопасности при выполнении

танцевальных движений;

13. Навыки музыкально-пластического интонирования;

14. Навыки сохранения и поддержки собственной физической формы.


IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы "Современный танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и

т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме открытых и контрольных уроков.

Контрольные уроки и экзамен могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации и экзамен проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением.

По итогам экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

2. Критерии оценок.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; выступление (исполнение) может быть названо концертным, талантливость обучающегося проявляется в увлеченности исполнения, артистизме, своеобразии и убедительности интерпретации, обучающийся владеет танцевальной техникой, безупречен в исполнении экзерсиса у станка, танцевальных комбинаций на середине зала, имеет хороший баллон прыжка.

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном); владение хорошей исполнительской техникой, убедительная трактовка хореографических комбинаций, танцевальных номеров, выступление яркое, осознанное.

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.; однообразное нестабильное исполнение.

2 («неудовлетворительно»)

Исполнение крайне нестабильно, комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета; технические ошибки в исполнении хореографических комбинаций, танцевальных номеров, нет выразительности в исполнении.

Фонд оценочных средств призван обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися знаний, умений и навыков, а также степень готовности детей к возможному продолжению обучения хореографическому искусству.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

• оценка годовой работы ученика;

• оценка на экзамене;

• другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании I и II полугодия учебного года.


V. Методическое обеспечение учебного процесса

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Современный танец».

С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры, видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль посещение спектаклей, просмотр видео материалов.

Преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже и разучивании хореографического произведения.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся.

Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, где музыка помогает раскрывать характер, стиль, содержание.

Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, - важнейшими средствами хореографической выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.

В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман план урока.

Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учащимся, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются преподавателем и позволяют ему корректировать свою работу. В конечном итоге, успех обучения характеризуется участием детей в концертах и фестивалях -конкурсах.




                          VI. Список методической литературы

1. В. Ю. Никитин, Издательство "ГИТИС", 2000

2. Л.Д. Ивлева, Джазовый танец. Уч. пособие для студентов и преподавателей

институтов искусства и культуры, колледжей и училищ. ЧГАКИ. Челябинск

2006 год.

3. Т.С. Лисицкая, Аэробика на все вкусы. М.: «Владос». 1994 год.

4. Е.В. Даниц. Джазовые танцы – Донецк, 2002г.

5. А.М. Басманова, Культурная традиция и современный танец в

образовательном пространстве сибирского региона. Барнаул, АлтГАКИ,

2006.

6. Джаз-танец. История, теория, практика: Методические разработки для

студентов хореографического отделения /АГИК. - Барнаул, 1994.

7. Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. М.: Один из лучших, 2006.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан

ПРИНЯТА                                                        УТВЕРЖДАЮ

На заседании педагогического совета          Директор МАОУ ДОДШИ МР ИР РБ

От___________20____                                    ____________Т.В.Мирошниченко

                                                                          «_____»________20___

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область

ПО.01.Хореографическое исполнительство

ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

В.01.

СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ

Ишимбай 2016г.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

2. Срок реализации учебного предмета;

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий;

5. Цель и задачи учебного предмета;

6. Обоснование структуры программы учебного предмета;

7. Методы обучения;

8. Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета.

II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени;

2. Годовые требования по классам.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок:

- аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- критерии оценки.

V. Методическое обеспечение учебного процесса:

- методические рекомендации педагогическим работникам

VI. Список методической литературы



                                      I. Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Современный танец» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Современный танец – это самостоятельная форма искусства, где по-новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действительно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя, что им может заниматься каждый, если преодолеет в себе лень и страх перед незнакомым.

Современный танец в отличие от классического танца впитывает в себя все сегодняшнее, его окружающее. Он подвижен и непредсказуем, не обладает какими-либо правилами и канонами. Он пытается воплотить в хореографическую форму окружающую жизнь, ее новые ритмы, новые манеры, в общем, создает новую пластику. Современные танцы с их стремительными ритмами, необычными и сложными положениями тела хорошо тренируют выносливость, вестибулярный аппарат, систему дыхания и сердце. Поэтому современный танец интересен и близок молодому поколению.

Актуальность программы обусловлена тем, что современная цивилизация немыслима без внедрения новых технологий и творческих изобретений в области хореографического искусства.

Деятельность учащихся в рамках занятий по современному танцу носит ярко выраженный креативный характер, предусматриваем возможность творческого самовыражения, импровизации. И, наряду с этим, даёт обучающимся теоретическую и практическую подготовку по современному танцу, которая является базовой для получения предпрофильного образования.

Данная программа рассчитана на 3 года обучения с 3 по 5 классы включительно. 1 год предпрофильного обучения для учащихся 12-13 лет, 2 год для учащихся 13-14 лет, 3год для учащихся 14–15 лет.

Прохождение программы должно опираться на следующие основные принципы:

1. Последовательность и системность в обучении;

2. Доступность;

3. Динамичность;

4. Стимулирование и мотивирование;

5. Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога, учащегося и его родителей.

Программой предусмотрены следующие формы промежуточной аттестации учащихся: контрольные уроки, выступления в отчетных концертах отделения, итоговый экзамен.

В программе имеются краткие пояснения, которые определяют цели и задачи каждого года обучения, а также требования к проведению экзамена и контрольных уроков.

2. Срок реализации учебного предмета «Современный танец»

Срок реализации данной программы составляет 3 года (с 3 по 5 класс).

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Современный танец»:

Таблица 1

Срок реализации образовательной программы

Классы/количество часов3-5 классы

Количество часов (общее на 3 года)

Максимальная нагрузка (в часах)

99

Количество часов на аудиторную нагрузку

99

Классы                                                       3

4

5

Недельная аудиторная нагрузка              1

 1

         1

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий

Мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать учеников, их возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

5. Цель и задачи учебного предмета

Цель – создание условий для развития личности, способной к творческой деятельности в области современной хореографии.

Задачи:

1. Активизировать мышление, развить творческое начало, активизировать интерес к современному танцу;

2. Овладеть навыками музыкально-пластического интонирования;

3. Совершенствовать двигательный аппарат;

4. Развить координацию, хореографическую память, внимание, формировать технические навыки;

5. Воспитать силу, выносливость;

6. Сформировать навыки коллективного общения;

7. Раскрыть индивидуальность каждого обучающегося.

6. Обоснование структуры программы учебного предмета.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учениками. Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

1. Словесный метод. (Важным здесь является не только краткость, точность и конкретность, но и интонация и сила звучания слов. Педагогу важно уметь говорить образно);

2. Эмоциональный метод (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

3. Наглядно-иллюстративный метод. (Просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц и танцовщиков, качественный показ педагогом комбинации или отдельных движений, посещение концертов и т. д.);

4. Концентрический метод. (Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант);

5. Метод контроля за процессом обучения. (К нему относятся проверки усвоенного материала, самопроверки, контрольный урок в конце первого полугодия и экзаменационный урок в конце года);

6. Метод стимулирования и мотивирования учебной деятельности. (Мотивация учебной деятельности, разного рода поощрения проделанной работы для формирования чувства ответственности, обязательств и интересов включает в себя метод стимулирования).

8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Минимально необходимый для реализации программы «Современный танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

1. Балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;

2. Наличие музыкального центра в классе;

3. Учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

4. Помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку);

5. Костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

6. Раздевалки для обучающихся и преподавателей.

В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта балетных залов, музыкальных инструментов, костюмерной.

                            II. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Современный танец», на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:

Таблица 2

Распределение по годам обучения

Классы                                                       3

 4

  5

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

                                                                   33

33

33

Количество часов на

аудиторные занятия (в неделю)               1

 1

 1

Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные занятия)

33

33

33

Общее максимальное количество часов на

весь период обучения (аудиторные занятия)

99


Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

2. Требования по годам обучения

Настоящая программа составлена традиционно: включает основной

комплекс движений и дает право преподавателю на творческий подход к ее

осуществлению с учетом особенностей психологического и физического

развития учащихся 12-15 лет.

Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в

развитии - от простого к сложному.

Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:

а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими

особенностями;

б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях.

Содержание программы

Первый  год обучения

В первый год обучения по предмету «Современный танец» преподаватель занимается с учащимися над выработкой навыков правильности и чистоты исполнения, приобретения навыков точной согласованности движений, развития координации движений, воспитание силы и выносливости, освоения простейших танцевальных элементов, развития артистичности.

Экзерсис у станка

1.Demi plies и grand plies

2.Battements tendus

3.Battemets tendus jetes

4.Rond de jambe par terre

5.Battemets fondues

 6.Battements frappe

 7.Developpe, releve lent

8.Grand battements jetes

Экзерсис на середине зала

1.Изоляция. Голова ,плечи, грудная клетка, руки(работа кисти).

 2. Разогрев. Поза коллапса.

3. Изоляция. Спирали, волны.

4. Изоляция. Координация. Полицентрия.

5. Изоляция. Бицентрия и трицентрия.

 6. Разогрев. Партер.

7. Изоляция. Растяжки.

8. Комбинации шагов.

9. Кроссовые комбинации.

10. Танцевальные комбинации.

11. Вращения (по диагонали класса).

12. Прыжки.

13. Этюдные комбинации.

14. Шаги в джаз-манере.

15. Этюдные работы.

По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:

1. Грамотно и выразительно исполнять программные движения и элементарные комбинации;

2. Сочетать пройденные упражнения в несложные комбинации;

3. Выполнять движения музыкально грамотно;

4. Справляться с музыкальным темпом урока;

5. Обосновано анализировать выполнение заданной комбинации;

6. Анализировать и исправлять допущенные ошибки;

7. Воспринимать разнообразие музыкально-ритмических рисунков;

8. Анализировать исполнение движений;

9. Знать об исполнительских средствах выразительности танца;

10. Знать термины изученных движений;

11. Знать методику изученных программных движений;

12. Уметь грамотно пользоваться методикой при выполнении движений.

Второй год обучения

Упражнения в партере:

1. Проработка положений ног – flex, point.

2. Изолированная работа мышц в положении лежа и сидя.

3. Фиксируемые наклоны торса к ногам в положении сидя.

4. Упражнения stretch-характера в положении лежа и сидя.

5. Дыхательная гимнастика с использованием contraction, release.

6. Contraction, release на четвереньках.

7. Body roll в положении croisee сидя.

8. Упражнения stretch-характера на проработку положения ноги в сторону и из положения frog-position с использованием рук.

9. Подъем ног на 90 градусов из положения, лежа (стопы – point).

10. Grand battement вперед, из положения, лежа на спине, grand battement в сторону из положения, лёжа на боку и grand battement в сторону и назад из положения, стоя на четвереньках.

Упражнения у станка:

1. Demi и grand plie с переводом стоп и коленей из выворотного положения в

параллельное и наоборот.

2. Demi и grand plie в сочетании с releve.

3. Battements tendus с переводом из параллельного положения в выворотное и наоборот.

4. Battements tendus с использованием brash.

5. Battements tendus с подъемом пятки опорной ноги во время вынесения на носок или броска.

6. Battements tendus jetes с переводом из параллельного в выворотное положение и наоборот.

7. Battements tendus jetes с использованием brash.

8. Battements tendus jetes с подъемом пятки опорной ноги во время выноса на носок или броска.

9. Rond de jambe par terre с подъемом ноги на 90°.

10. Grands battements jetes c подъем пятки опорной ноги во время броска.


Упражнения на середине зала:

1. Позиции рук и ног в джаз-танце.

2. Изолированная работа головы, плеч, рук, стоп, бедер, ног в положении стоя.

3. Изолированная работа головы, стоп, коленей, плеч, бедер со средней частью корпуса и ног в джаз-модерн танце.

4. В разделе изоляция проучиваем новое понятие – крест.

5. В разделе изоляция проучиваем новое понятие – квадрат.

6. Проучивание flat back вперед из положения стоя.

7. Дыхательная гимнастика с использованием contraction, release, с добавлением работы рук в положении стоя.

8. Паховые и боковые растяжки.

9. Упражнения свингового характера.

10. Упражнения для расслабления позвоночника.

11. Проработка движений: drop, swing, roll down, roll up. Twist торса.

12. «Восьмерка» корпусом с позиции скручивания одновременно.

13. Пируэты на 180 градусов со 2 позиции.

14. Пируэты на 180 градусов с 4 позиции.

15. Пируэты на 360 градусов со 2 позиции.

16. Пируэты на 360 градусов с 4 позиции.

17. Трехшаговый поворот по прямой.

18. Трехшаговый поворот с пируэтом по прямой.

19. Трехшаговый поворот с пируэтом по диагонали.

20. Flat back в сторону.

21. Flat back вперед в сочетании с работой рук.

22. Flat step в сочетании с работой плеч.

23. Flat step в сочетании с «восьмеркой» тазом.

Ожидаемый результат на данном этапе освоения программы – правильное выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся.

В конце первого и второго полугодия  проводится контрольный урок по усвоенному материалу.

Третий год обучения

Упражнение на середине зала.

1. Проработка deep body bend, side stretch.

2. Изгибы торса: curve, arch, roll down и roll up.

3. Овладение системой растяжки stretch.

4. Овладение характером и особенностями классического, традиционного

джаза.

Изоляция:

Полиритмия и полицентрия. Движения трех четырех и более центров одновременно в различных ритмических рисунках и оппозиционном направлении.

Упражнения для позвоночника.

Торсовая работа корпуса twist, на закрепление мышечных ощущений спины

и бока.

Соединение всех возможных движений торса (спиралей, twist, release, high release, наклоны торса во всех направлениях) в единые развернутые комбинации с использованием падений и подъемов, а также с поворотами на

одной ноге.

Проработка стопы на «параллель» через чередование выворотных и параллельных позиций с одновременной усложненной работой корпуса через contraction, release, с раскрытием и закрытием корпуса, с постоянной сменой рук в позициях, маховой работой рук, с использованием дыхания и т.д.

Развернутые комбинации с использованием движений изолированных центров, движений позвоночника (twist, спиралей, contraction, release), падения и подъемы, а также переходы из уровня в уровень.

Вращения

1. Штопорные вращения.

2. Tours:

- со 2 позиции на 180, 360, 720 градусов.

- из 4 позиции на 180, 360, 720 градусов.

- в позах (effacce, croisee).

3. Tours chaines по диагонали.

Кросс

1. Grand battement jete по всем направлениям.

2. Sissonne ferme по всем направлениям.

3. Шаги с координацией трех, четырех и более центров.

4. Шаги с использованием contraction, release, сменой направлений в

комбинации шагов.

5. Pas chasse как подготовка к большим прыжкам.

6. Соединение шагов, прыжков в вращении в единые комбинации.

7. Вращения по кругу.

Требования к экзамену

1. Знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на

сцене;

2. Знание терминологии;

3. Знание элементов и основных комбинаций современного танца;

4. Знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных

комбинаций;

5. Знание средств создания образа в хореографии;

6. Знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических

выразительных средств;

7. Умение исполнять на сцене современный танец, произведения

хореографического репертуара;

8. Умение исполнять элементы и основные комбинации современного танца;

9. Умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,

сохранять рисунок танца;

10. Умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже и

разучивании хореографического произведения;

11. Навыки музыкально-пластического интонирования.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Современный танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

1. Знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на

сцене;

2. Знание терминологии;

3. Знание элементов и основных комбинаций современного танца;

4. Знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы,

танцевальных комбинаций;

5. Знание средств создания образа в хореографии;

6. Знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических

выразительных средств;

7. Умение исполнять на сцене современный танец, произведения

хореографического репертуара;

8. Умение исполнять элементы и основные комбинации современного

танца;

9. Умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль,

сохранять рисунок танца;

10. Умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже

и разучивании хореографического произведения;

11. Умения выполнять комплексы специальных хореографических

упражнений, способствующих развитию профессионально

необходимых физических качеств;

12. Умения соблюдать требования к безопасности при выполнении

танцевальных движений;

13. Навыки музыкально-пластического интонирования;

14. Навыки сохранения и поддержки собственной физической формы.


IV. Формы и методы контроля, система оценок

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы "Современный танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, концертах, конкурсах, просмотрах к ним и

т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в форме открытых и контрольных уроков.

Контрольные уроки и экзамен могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации и экзамен проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Требования к содержанию итоговой аттестации обучающихся определяются образовательным учреждением.

По итогам экзамена выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

2. Критерии оценок.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.

Критерии оценки качества исполнения

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания выступления

5 («отлично»)

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; выступление (исполнение) может быть названо концертным, талантливость обучающегося проявляется в увлеченности исполнения, артистизме, своеобразии и убедительности интерпретации, обучающийся владеет танцевальной техникой, безупречен в исполнении экзерсиса у станка, танцевальных комбинаций на середине зала, имеет хороший баллон прыжка.

4 («хорошо»)

отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном); владение хорошей исполнительской техникой, убедительная трактовка хореографических комбинаций, танцевальных номеров, выступление яркое, осознанное.

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.; однообразное нестабильное исполнение.

2 («неудовлетворительно»)

Исполнение крайне нестабильно, комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета; технические ошибки в исполнении хореографических комбинаций, танцевальных номеров, нет выразительности в исполнении.

Фонд оценочных средств призван обеспечивать оценку качества приобретенных учащимися знаний, умений и навыков, а также степень готовности детей к возможному продолжению обучения хореографическому искусству.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

• оценка годовой работы ученика;

• оценка на экзамене;

• другие выступления ученика в течение учебного года.

Оценки выставляются по окончании I и II полугодия учебного года.


V. Методическое обеспечение учебного процесса

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества, в частности, учебного предмета «Современный танец».

С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры, видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль посещение спектаклей, просмотр видео материалов.

Преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже и разучивании хореографического произведения.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся.

Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, где музыка помогает раскрывать характер, стиль, содержание.

Работа над качеством исполняемого движения в танце, вариации, над его выразительностью, точным исполнением ритмического рисунка, техникой, - важнейшими средствами хореографической выразительности – должна последовательно проводиться на протяжении всех лет обучения и быть предметом постоянного внимания преподавателя.

В работе над хореографическим произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман план урока.

Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учащимся, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются преподавателем и позволяют ему корректировать свою работу. В конечном итоге, успех обучения характеризуется участием детей в концертах и фестивалях -конкурсах.




                          VI. Список методической литературы

1. В. Ю. Никитин, Издательство "ГИТИС", 2000

2. Л.Д. Ивлева, Джазовый танец. Уч. пособие для студентов и преподавателей

институтов искусства и культуры, колледжей и училищ. ЧГАКИ. Челябинск

2006 год.

3. Т.С. Лисицкая, Аэробика на все вкусы. М.: «Владос». 1994 год.

4. Е.В. Даниц. Джазовые танцы – Донецк, 2002г.

5. А.М. Басманова, Культурная традиция и современный танец в

образовательном пространстве сибирского региона. Барнаул, АлтГАКИ,

2006.

6. Джаз-танец. История, теория, практика: Методические разработки для

студентов хореографического отделения /АГИК. - Барнаул, 1994.

7. Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. М.: Один из лучших, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8 лет обучения

Программа учебного предмета «Специальность и чтение с листа» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», 8...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "Фортепиано".Программа по учебному предмету ПО.01.УП.03 "Концертмейстерский класс"

программа по учебному предмету "Концертмейстерский класс" разработана для учащихся фортепианного отделения ДШИ и ДМШ с учетом федеральных государственных требований....

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа по учебному предмету ПО.01.УП.04. ХОРОВОЙ КЛАСС

Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыка...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО программа по учебному предмету УП.02.АНСАМБЛЬ

В данной программе  предпринята попытка развить музыкально-творческие способности учащегося на основеприобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого   исполнительства.Основн...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ФОРТЕПИАНО», «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ», «ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ Программа по учебному предмету

Программа учебного предмета «Сольфеджио» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкаль...

Открытый урок по предмету "Театральные игры"1 класс дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»

Методика и проведение урока по предмету "Театральные игры" в 1 классе  дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области театрального искусства «ИСКУССТВО ТЕАТРА»...