Главные герои романа В. Гюго "Отверженные"
план-конспект

Виктория Николаевна Ганеева

Материал подготовлен для кружка "Литературная гостиная"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_13.04._2020._geroi_romana_gyugo_otverzhennye.docx340.43 КБ

Предварительный просмотр:

Главные герои романа В. Гюго «Отверженные»

Епископ Мириэль

книга «Отверженные» Виктора Гюго

Действие романа «Отверженные» Виктор Гюго изображает в начале девятнадцатого столетия во Франции. После 19 лет заточения на свободу выходит бывший каторжник. Жан Вальжан был осуждён за украденную для своей сестры и её семерых детей буханку хлеба. Четырёхлетний срок постоянно увеличивался из-за неоднократных попыток побега. За проведённое среди отъявленных преступников время этот человек практически потерял своё имя, сменив его на номер 24601, и приобрёл «желтый паспорт», выдаваемый всем бывшим каторжникам. Из-за него главный герой не может начать новую жизнь, его везде презирают, отовсюду гонят. Единственным выходом для отверженного Вальжана остаётся возвращение на тёмный преступный путь. Волей судьбы главный герой попадает в небольшой городок Динь, где после многочисленных и бесполезных попыток найти работу Жан оказывается у дома епископа Мириэля в надежде остаться на ночлег. Вальжан удивляется гостеприимству священника, который угощает путника обедом, располагает в одной из комнат своего дома и призывает начать новую жизнь. Но, несмотря на радушный приём, бывший каторжник не в силах устоять перед кражей подсвечников из серебра. В его голове также зреет мысль об убийстве епископа, но неведомая сила предотвращает жестокость, и Жан убегает из приютившего его дома. Нищего мужчину задерживают с украденными предметами уже на следующий день и приводят к епископу. Каторжник начинает жалеть о том, что не убил Мириэля накануне, ведь сейчас он даст показания, из-за которых Жан окажется на каторге до конца жизни. Но священник отдал ещё два подсвечника главному герою, сказав, что тот забыл их в спешке. Вначале он не понимает такого проявления милосердия и бескорыстности. Привыкший к алчности, несправедливости и предательству, он отбирает деньги у пробегавшего мальчишки. Но когда Вальжан выходит из оцепенения, к нему возвращается разум. Он понимает, что епископ дал ему такой шанс, который выпадает далеко не каждому оступившемуся. Каторжник усвоит этот урок и начнёт новую жизнь.

Жан Вальжан

https://comicvine1.cbsistatic.com/uploads/scale_small/11/114183/5764180-jean_valjean.jpg

Жан Вальжан является воплощением нравственного идеала Гюго в поведении на баррикадах: он не принимает участия в сражении и, не выпустив во врагов республики ни одной пули, спасает приговоренного: к расстрелу шпиона Жавера. И именно этот предательский по отношению к революции поступок трактуется Гюго как высший подвиг с точки зрения «абсолютной морали»: отплатив добром за зло, Жан Вальжан нарушил все привычные Жаверу жизненные представления, выбил у него почву из-под ног и привел его к капитуляции – к самоубийству. В лице Жавера ложный закон служения государству – Зло – признал моральное торжество гуманности и всепрощения –Добра. Вся история Жана Вальжана, стоящая в центре романа «Отверженные», строится на драматических столкновениях и резких поворотах в судьбе героя: Жан Вальжан, разбивающий оконное стекло булочной, чтобы взять хлеба для голодных детей сестры, и осужденный за это на каторжные работы; Жан Вальжан, возвращающийся с каторги и гонимый отовсюду, даже из конуры собаки; Жан Вальжан в доме епископа, у которого он пытался украсть серебряные ножи и вилки и получил их в подарок вместе с серебряными подсвечниками; Жан Вальжан, ставший влиятельным мэром города, и умирающая Фантина, которая умоляет спасти ее дитя; Жан Вальжан в столкновении с «недреманным оком» правосудия -- Жавером; Жан Вальжан в «деле» Шанматье, которое возвращает его в положение преследуемого каторжника; подвиг Жана Вальжана, спасающего матроса с военного корабля; «Орион», и его бегство с каторги, чтобы выполнить обещание, данное Фантине; Жан Вальжан с крошкой Козеттой на руках, преследуемый Жавером с его полицейскими молодчиками по темным улочкам и закоулкам Парижа, и неожиданное спасение в женском монастыре на, улице Пикпюс; затем, через несколько лет, Жан Вальжан в воровском притоне Тенардье, один против девяти негодяев, связанный ими и все же сумевший освободиться, разрезав веревки с помощью старой монетки каторжника; наконец, Жан Вальжан на баррикаде, где он никого не убивает, но спасает от смерти двух людей: Мариуса и его преследователя Жавера, и т. д.

Нельзя забыть Жана Вальжана, наступившего ногой, обутой в подбитый железом башмак, на монетку маленького савойяра, а потом в отчаянии рыдающего на придорожном камне; и страшную ночь «бури под черепом», на протяжении которой Жан Вальжан поседел как лунь, – ночь накануне суда над ошибочно арестованным вместо него Шанматье; и брачную ночь Козетты, когда Вальжан принимает решение открыть Мариусу свое истинное лицо; и покинутого любимой дочерью одиноко угасающего старика.

В последний период жизни Жан Вальжан сам обрекает себя на одиночество, уступив любимую Козетту Мариусу и добровольно устраняясь из ее жизни, чтобы не помешать ее счастью, хотя это самоустранение его убивает. «Все, что есть на свете мужественного, добродетельного, героического, святого, -- все в нем!» – с восторгом восклицает Мариус, едва только ему открылся нравственный подвиг Жана Вальжана.

Как ни тяжела жизнь Жана Вальжана, она глубоко осмысленна, потому что он живет не для себя, а для других людей. Эгоизм ему совершенно чужд, он не знает ни алчности, ни честолюбия. Железную волю, силу духа, стальные мускулы он употребляет для помощи слабым и несправедливо обиженным. Так или иначе он помогает всем героям «Отверженных»: Фантине, Козетте, Мариусу, Анжольрасу.

Голос нравственного долга перед людьми в душе Вальжана столь могуч, что, повинуясь ему, он готов принести в жертву свое личное благополучие: он спасает раздавленного телегой старика, хотя знает, что вызовет этим подозрения Жавера; отдает себя в руки правосудия, чтобы избавить от вечной каторги полоумного бродягу; обрекает себя на одинокую старость, устраивая счастье Козетты. Он не может быть счастлив, если это счастье держится на несчастье другого. Все это дается ему нелегко, не без мучительных колебаний и внутренней борьбы. Однако нравственные терзания, душевная борьба – удел людей духовно полноценных. Для какого-нибудь Тенардье нравственных проблем не существует. Но несправедливость общества обрушивается именно на этих полноценных людей.

Фантина

герой Виктора Гюго («Отверженные»)

В этой части книги Виктор Гюго повествует о загубленной и растоптанной жизни молодой женщины. Прекрасная и чистая девушка Фантина работала на местной фабрике. Будучи доверчивой и неопытной, она без оглядки влюбилась в смазливого повесу Феликса Толомена. Девушка не могла и предположить, что состоятельный негодяй никогда не женится на безродной простушке. От этой любви у Фантины рождается дочь, очаровательная малышка, имя которой - Козетта. Для того чтобы молодую мать не выгнали с фабрики, она отдаёт ребёнка на воспитание трактирщикам Тенардье, а весь свой заработок Фантина отдаёт им для обеспечения девочки. Бедной матери и в голову не приходит, что Козетте ничего не достаётся. Некоторое время спустя на фабрике прознали о незаконнорожденном ребёнке молодой женщины, из-за чего её тут же уволили. В одночасье бедняжка остаётся без крыши над головой и средств к существованию. Чувствуя ответственность за дочь, она решается на крайний, отчаянный поступок – Фантина продаёт свои зубы и густые роскошные волосы, и в конце концов начинает заниматься проституцией. Вальжан, являющийся хозяином завода, не владеет информацией о своей теперь уже бывшей работнице. Гораздо позже, когда униженная, увядшая и разбитая женщина страдает от туберкулёза, он встречается с ней и клянёт себя за роковую невнимательность. Помогать Фантине уже поздно, она умирает, а вот о её дочери меценат клянётся позаботиться. Именно ради этого обязательства каторжник Вальжан и сбегает с корабля с заключёнными.

Козетта

роман Виктора Гюго «Отверженные»

Не в состоянии удочерить девочку, бедный каторжник крадёт её у подлых и нечистых на руку Тенардье и пускается с ребёнком в бега. За годы владения фабрикой ему удалось накопить некоторое состояние, благодаря которому отверженные мужчина и девочка начинают новую жизнь, ведь деньги в данном обществе решают всё. Называясь отцом малышки, Вальжан устраивает Козетту в монастырский пансион. Так проходит несколько лет тихой семейной жизни двух людей. Постепенно из маленькой девочки Козетта превращается в прекрасную очаровательную девушку, в которой зарождается неведомое чувство к парню по имени Марис Понмерси. Они встретились во время прогулки в саду, и с тех пор были не в силах забыть друг друга. Но их путь к совместному счастью был тернист. Всё оказалось против молодых – и революционное восстание, и Вальжан, ревновавший дочь, и инспектор Жавер, который, как ищейка, преследовал своего заклятого врага. Но пока судьба благоволит героям. После вооружённого противостояния Мариусу удаётся выжить, а Вальжан наконец признал за дочерью право на личное счастье. В итоге всю свою жизнь идущий по следу Жавер отпускает Жана, когда тот был у него в руках. После этого он покончил жизнь самоубийством, так как понял, что закон, которому инспектор служил всю жизнь, оказался далеко не так справедлив, да и все идеалы рухнули в одночасье. Именно поэтому Жавер и сбросился с моста. Роман "Отверженные" заканчивается тем, что оклеветанный в глазах Мариуса, названный преступником, бандитом и каторжником Вальжан в скорбном одиночестве доживает свои последние дни. Он ушёл из жизни дочери, чтобы не накликать на неё беду и не позорить её. Но однажды, по роковой случайности, загубивший детство Козетты Тенардье рассказывает ей всю правду. После этого молодые люди мчатся к умирающему Жану. Дочь умоляет отца о прощении, но ему не за что прощать её, ведь он счастлив. Вальжан умер со спокойным сердцем и с безмятежной улыбкой на лице.

Тенардье

Кабатчик Тепардье – герой новой, буржуазной эпохи. Его единственный стимул – корысть. По своим нравственным качествам он занимает в романе самое низкое положение, то, которое в произведениях Гюго о прошлом занимает знать и сам король. Тенардье – подлинный злодей, настоящий преступник. Он весь пропитан корыстью, хитростью, злобой. Он мелочен во всём. Для него нет ничего святого.

С самого его появления в романе он предстаёт нам жалким воришкой в сравнении в величием и храбростью солдат французской армии. Когда он издевался над Фантиной, требуя денег. Не обеспечивая ничем Козетту. Он применял все свои уловки ко всем повстречавшимся ему людям, только ради наживы. Деньги - вот смысл его существования. Цель оправдывает средства. Это про него. Убийство человека для него не страшно, лишь бы это принесло деньги. Ради них он был готов пойти на самый низкий поступок. Но самое интересное в его образе и поступках то, что самые подлые поступки способствуют свету и добру: когда Жан Вальжан с полумёртвым Мариусом на плечах потерял всю надежду именно Тенардье пришёл ему «на помощь», с целью выдать кого-нибудь полицейскому. Если бы не корысть Тенардье, приведшая его в дом Мариуса. Мариус никогда бы не узнал о всех нравственных подвигах Жана Вальжана. И этот несчастный так и умер бы в одиночестве.

Гаврош

https://my-lib.net/read/326218826/images/i_001.jpg

Гаврош – сын Тенардье. Совершенно не любимый своими родителями, он уходит жить на улицу. И живёт по её правилам. Он ничем не походит ни на отца, ни на мать. У него совершенно другой характер. Он очень добр, и всегда рад помочь. Кажется, что он никогда не унывает. Он просто светится, вопреки своему незавидному положению. На самом деле, хоть он и кажется всегда весел, я думаю в его душе таится глубокая печаль. Он только прикрывается оптимизмом и весёлыми песенками, которые сочиняет сам. Его жизнь совсем не располагает к такому настроению.

Он постоянно голоден, плохо одет, живёт в статуе слона вместе с крысами. Любой бы отчаялся. Но не он крутится как может и добивается некоторых успехов.

На баррикаде Гаврош, лишенный какого бы то ни было схематизма, удивительно живой и привлекательный образ, свидетельствующий об органическом демократизме Виктора Гюго. Не идеи и нравственные императивы воспитывают Гавроша, его воспитывает парижская улица, для которой баррикада была не случайным и излишним украшением, а естественным выражением свободолюбия французского народа.

На баррикаде Гаврош – полноправный участник. Он борется не со властями, но со всей жестокостью этого мира. Его героичность, хотя и кажется игрой для него, на самом деле пропитано отчаяньем. Он поёт, когда сотни ружей направлены в его сторону. Он поёт, даже когда умирает.

В романе «Отверженные» перед нами предстают исключительные человеческие натуры, одни выше, чем человеческие существа, по своему милосердию или любви, другие ниже – по своей жестокости и низости. Но в искусстве уроды живут долгой жизнью, если они прекрасные уроды. Гюго имел склонность к исключительному, театральному, гигантскому. Этого было бы мало для того, чтобы создать шедевр. Однако его преувеличения оправданны, так как герои наделены благородными и подлинными чувствами. Гюго непритворно восхищался Мириэлем, он непритворно любил Жана Вальжана. Он ужасался, но вполне искренне уважал Жавера. Искренность автора, масштабность образов – превосходное сочетание для романтического искусства. В «Отверженных» было достаточно жизненной правды, чтобы придать роману необходимое правдоподобие.

Любовь к ближнему и самоотречение сочетаются у героя Гюго с помыслами о нравственном идеале. Когда Вальжан спасает Жавера, то за этим поступком Гюго ставит возможность исправления закоренелого злодея путем воздействия на его сознание идеи «абсолютного добра» – иными словами, он проповедует здесь христианскую идею непротивления злу, воздаяния добром за зло. Гюго создает убедительный образ полицейского со всеми его отвратительными повадками, наделяет его правдивыми чертами карьериста, рисует человека жестокого, не задумывающегося над тем, справедливо или несправедливо он поступает. Жавер действует механически, ему чужда идея добра, он всегда будет воплощать лишь служение правовой системе государства, он из тех людей, про кого можно сказать: «горбатого могила исправит», -- и тем не менее у Гюго он мгновенно перерождается под воздействием доброго поступка Жана Вальжана, точно так же как последний внезапно переродился под воздействием добродетельного Мириэля. Так могло получиться только потому, что поведение и судьба Жавера для Гюго определяются не его общественной функцией, а изначально владеющей его духовным миром силою некоего отвлеченного «зла».

У эстетики Гюго свои, нравственные, законы. Ему важно утвердить определенные идеи и нравственные ценности, которым должны следовать люди.

Источники:

  1. Галерея героев романа «Отверженные»: https://otherreferats.allbest.ru/literature/00644894_1.html
  2. Роман «Отверженные» Виктора Гюго: https://www.syl.ru/article/188643/new_roman-otverjennyie-viktor-gyugo-kratkoe-soderjanie-i-geroi#image792375 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок- знакомство с главным героем романа А.С.Пушкина "ОНЕГИН, ДОБРЫЙ МОЙ ПРИЯТЕЛЬ"

Урок- знакомство с главным героем романа А.С.Пушкина В презентации представлены иллюстрации к роману А.С.Пушкина `Евгений Онегин` с цитированием....

«Два письма из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как ключ к пониманию образов главных героев»

«Два письма из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как ключ к пониманию образов главных героев»ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ.9 класс (базовый уровень)....

План двухчасового занятия литературы по теме "Трагедия Григория Мелехова, главного героя романа М.А. Шолохова "Тихий Дон""

Материал представляет план двухчасового занятия литературы по теме "Трагедия Григория Мелехова, главного героя романа М.А. Шолохова "Тихий Дон", в котором отражены цели занятия, оборудо...

Открытый урок в 10 классе «Литературный суд над главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгением Базаровым».

Цели урока: создать условия для творческого осмысления учащимися романа «Отцы и дети»; развивать умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения ...

Главные герои романа И.Гончарова "Обыкновенная история"

Посмотрим,как изменился главный герой на протяжении всего романа....