«Два письма из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как ключ к пониманию образов главных героев»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Подгорская Анна Евгеньевна

 «Два письма из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как ключ к пониманию образов главных героев»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

9 класс (базовый уровень).

                                                                                                           Автор: Подгорская Анна Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы.

 

Место урока:

 четвёртый урок при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», 2 четверть.

Цели урока:

Образовательные:

  1. организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью выявления индивидуальной стороны письма Татьяны к Евгению Онегину;
  2. определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне;
  3. провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения;
  4. доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев.

Развивающие:

  1. создать условия для формирования у учащихся умение целеполагания;
  2. создать условия для развития навыков анализа лирического произведения, умения делать обобщающие выводы.

Воспитательные:

  1. создать условия для развития навыка владения культурными нормами и традициями русской речи;
  2. создать условия для развития логичности, осмысленности, склонности к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;
  3. создать условия для воспитания читательскую культуру школьников.

 

Тип урока: урок-практикум (обобщение изученного, сопоставительный анализ поэтического текста)

Форма урока: эвристический семинар.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация, тексты писем, таблицы для анализа писем, репродукции картин, портрет А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dva_pisma.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Два письма из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» как ключ к пониманию образов главных героев»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

9 класс (базовый уровень).

                                                                                                           Автор: Подгорская Анна Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы.

Место урока: 

 четвёртый урок при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», 2 четверть.

Цели урока:

Образовательные:

  1. организовать исследовательскую деятельность обучающихся с целью выявления индивидуальной стороны письма Татьяны к Евгению Онегину;
  2. определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне;
  3. провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения;
  4. доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев.

Развивающие:

  1. создать условия для формирования у учащихся умение целеполагания;
  2. создать условия для развития навыков анализа лирического произведения, умения делать обобщающие выводы.

Воспитательные:

  1. создать условия для развития навыка владения культурными нормами и традициями русской речи;
  2. создать условия для развития логичности, осмысленности, склонности к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;
  3. создать условия для воспитания читательскую культуру школьников.

Тип урока: урок-практикум (обобщение изученного, сопоставительный анализ поэтического текста)

Форма урока: эвристический семинар.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация, тексты писем, таблицы для анализа писем, репродукции картин, портрет А.С.Пушкина.

ХОД УРОКА:

1, 2 слайды

                                                                             …Это лучшее моё произведение.

                                                                       Из письма Л.С.Пушкину (январь 1824 г., Одесса).

I. Слово учителя

Роман "Евгений Онегин" – это не только лучшее произведение Пушкина, это лучшее произведение  всей русской литературы, с этим согласится не только множество специалистов, но и любой грамотный человек.  

«Энциклопедия русской жизни", по мнению В.Г.Белинского, заключает в себе так много значимого для русского человека: быт и природу России, кипение политической жизни, идейные споры, душевные переживания и, конечно же,  любовь.

3 слайд.

Цель работы:   Проведение сравнительного  анализ писем  Татьяны и Евгения для раскрытия образов главных героев.

4 слайд.

Задачи:

Выявить индивидуальные стороны письма Татьяны к Евгению Онегину.

Определить личностные качества характера письма Онегина к Татьяне.

Провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения.

Доказать на примере писем родство душ и исключительность двух героев.

II.   Исследовательская работа в микрогруппах. (домашнее задание)

5 слайд

  1.  Образ Татьяны   в романе

6, 7 слайд.

  1.   Образ  Евгения Онегина.  

8 слайд.

  1. Письмо Татьяны к Онегину.

9 слайд.

  1.  Письмо Онегина к Татьяне

III. Сопоставительный анализ писем Евгения Онегина и Татьяны. 

                                                                                                                                         10 слайд.

                                                                   Если приятель вчера писал вам

одно, а сегодня противоположное – сличите почерк.

Макиавелли, "Государь".

Учитель:

Два письма пишут влюблённые люди. Но ситуация неблагоприятна ни для первого признания, ни для запоздалого ответа. Оба в равной мере осознают возможность, подспудно даже неизбежность неудачи, и вместе с тем судьба и вышняя воля двигают навстречу рождённых друг для друга и разобщённых той же судьбою людей. Оба принимают в расчёт возможный исход – презрение.

Перед вами тексты писем Татьяны и Онегина и таблица сравнения текста писем. Заполните, пожалуйста, пустые графы в таблице.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. 5 минут.

Чтение результатов.

А теперь ответьте, пользуясь таблицей, на вопросы:

  1. Какое чувство, по мнению Татьяны и Онегина, могут вызвать их письма у адресатов?

У Татьяны:

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

У Онегина:

Какое горькое презренье

Ваш гордый взгляд изобразит!

  1. Как Татьяна и Евгений говорят о своей любви?

Оба говорят о том, что скрывать любовь и страсть мучительно.

– Чтоб только слышать ваши речи…

– Нет, поминутно видеть вас…

  1. Какое чувство сопровождает героев в их размышлениях?

(одиночество)

  1. Подводят ли авторы писем итог всему написанному? Общие фразы.

И Татьяна, и Онегин подводят итог всему написанному. Общее выражение "Но так и быть" не случайно в обоих письмах. На зеркальность писем переносится зеркальность чувств. Онегин в той же степени, что и Татьяна, любит.

Учитель:

Оба письма одинаково пылки, о чём свидетельствует обилие соответствующих  знаков препинания:

Заполните, пожалуйста, таблицу «Знаки препинания в письмах Татьяны и Онегина»

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ. Результаты.        

                                                                     в письме Татьяны        Онегина

восклицательных знаков        

                                                                                 8        

                                                                                                                     5

вопросительных         

                                                                                 8        

                                                                                                                        2

многоточий        

                                                                                   10        

                                                                                                                          6

Какой можно сделать вывод?

Получается, что Онегин более сдержан, но если учесть, что это письмо мужчины, да ещё такого прагматика, то следует представить себе степень его эмоциональности.

Следует обратить внимание на интонацию в письмах.   11 слайд.

Письмо Татьяны развивается интонационно последовательно. Начинается с умеренно-приподнятой экспозиции, которая продолжается в повествовательном тоне ("Но говорят…"). Затем интонация поднимается и достигает кульминации ("Другой!.."). К заключению интонация постепенно опускается до слов "Увы, заслуженным укором…" и оканчивается достаточно уверенным постскриптумом. Графически это могло бы выглядеть так:

                                                                                        12 слайд.

Письмо Онегина начинается с восклицания. Буря чувств, томившихся в душе, прорывается едкостью и сарказмом: "Предвижу всё…". Внезапно эта интонация сменяется повествованием, задумчивостью: "Случайно вас…". Затем, томление: "Нет, поминутно…", нарастание страсти: "Вот блаженство!"; снова мука: "И я лишён того", подъём до кульминации: "И зарыдав у ваших ног": и нисходящая интонация концовки: "И предаюсь моей судьбе".

IV. Обобщение и систематизация результатов исследования

Посредством писем – сакральных текстов – раскрывается родство душ двух исключительных героев. Каждое из писем ярко индивидуально, и вместе с тем письма во многом перекликаются:    13 слайд.

В словесно-стиховом плане – общие фразы.

В смысловом  плане – общее настроение.

В интонационном плане – широкий спектр интонаций.

В культурном плане – принадлежность к образованному кругу.

В этическом плане – как вызов морали и образец морали одновременно.

В эстетическом плане – как высокохудожественный шедевр.

Учитель:

Изящный пушкинский сюжет основывается  на двух противоположных точках: два письма, написанные с шестилетним интервалом. Композиционно они разделены пятью главами с 3 по 8. Письма – не только неотъемлемый элемент фабулы романа, они её стержень. Существование писем вне романа возможно, романа без писем – никогда. Мы бы не узнали, какова Татьяна, не услышав её сокровенных строк, говорящих более красноречиво, нежели комментарии рассказчика. Без письма Онегина мы бы представили образ героя, но остались бы скрытыми метаморфозы его души, динамика развития образа и развязка. Кстати, за рамками романа остались ещё три письма Онегина: "…Он вновь посланье:// Второму, третьему письму// Ответа нет", но они, так же как оригинал письма Татьяны, предоставлены воображению и интуиции читателя и составляют одну из многих загадок романа. Ещё два ненаписанных письма – это устные ответы Евгения на письмо Татьяны и Татьяны на письмо Евгения. Оба обладают эпистолярными признаками: монолог по форме, продуманный заранее  на заданную тему как продолжение переписки. Среди всех перечисленных писем два первых наиболее содержательны и значимы.

Таким образом, Онегин – человек, интеллектуально возвышающийся над толпой. Им владеет стремление к счастью и свободе, но свободу эту он понимает как «свободу для себя». Конфликт героя романа с окружающей действительностью основан лишь на том, что эта действительность причиняет страдания ему лично, препятствует именно его счастью. Евгений страдает, потому что его жизнь сложилась не так, как он этого хотел, но он не может понять, что счастье заключается в умении быть среди близких людей: преданного друга, любящей женщины.

                                                                                                     14 слайд.

Чужой для всех, ничем не связан,

Я думал: вольность и покой

Замена счастью. Боже мой!

Как я ошибся, как наказан! –

восклицает герой, ощутивший муки настоящей любви. Но прозрение наступила слишком поздно:

убит Ленский, «другому отдана» Татьяна…

       Финал романа открыт. Онегин сознательно изображается Пушкиным как герой, всегда стоящий на распутье. Автор не хочет закончить повествование традиционными свадьбой или смертью героя, а потому многие поколения исследователей пытаются угадать, что ждало Онегина в будущем. Версии были самые разные: одни отправляли Евгения на Сенатскую площадь, другие рассуждали о возможности возникновения любовного треугольника. Трудно сказать, кто был прав, потому что неясно, способны ли к нравственному возрождению люди, почитавшие «всех нулями, а единицами себя».

Русский человек читает Пушкина сердцем, становясь мистически сопричастным духовному опыту огромной культуры эпох и поколений.

V. Рефлексия.

По итогам нашего урока я предлагаю вам написать небольшую по объёму рецензию на урок. И поставить себе оценку за работу на уроке.

VI. Итоги

Оценка ответов.

Замечания учащихся учителю, себе.

VII. Установка на домашнее задание.

Выучить письмо Татьяны(девочки), Онегина(мальчики).

Список использованной литературы.

Первоисточник:

Пушкин А.С. Евгений Онегин. Роман в стихах. Избранные сочинения Пушкина в двух томах. М. 1978.

Библиография:

Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. Т.П. СПб., 1879

Белинский В.Г. Сочинения А.Пушкина. Статьи 8 и 9. – Полн. Собр. соч., т. 7. М., 1955.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.

Бродский Н.Л. Комментарий к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". М., 1932.

Дмитриева Н. Изображение и слово. М.1991.

Достоевский Ф.М. Полн. Собр. соч. т. 10, т. 10, М. 1978.

Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Комментарий. Л., 1980.

Макогоненко Г.П. Избранные работы. Роман А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Л. 1987.

Набоков В. Комментарий к роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Нью-Йорк, 1981.

Анненков П.В. Воспоминания и критические очерки. Т.П.СПб., 1879

Дмитриева Н. Изображение и слово. М.1991

Литература.

Мультимедийный курс. Пособие для абитуриентов. CD.