ознакомление с миром природы
проект по краеведению

Муртазалиева Эльвира Магомедовна

долгосрочный проект "Лекарственные растения"

Цель проекта: создание условий для ознакомления детей с миром целебных растений и их свойствами, а также развития познавательной активности детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях.

Задачи проекта:

Образовательные:

- расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений, возможностях их использования в медицине;

- закреплять знания об их строении (корень, стебель, листья, цветы);

- познакомить с видовым составом, местом произрастания, характерными особенностями, применением лекарственных растений;

- закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни и охране здоровья детей;

- способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений у детей о профилактике простудных заболеваний;

- развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных травах;

- расширить словарь (первоцвет, отвар, настой, рассада, соцветия,) за счет новых впечатлений, и информации.

Развивающие:

- развивать у детей познавательный интерес к лекарственным растениям;

- уточнить представление о пользе лекарственных растений для здоровья;

- развивать память, связную речь, умение делать выводы, анализировать, умение слушать друг друга, дополнять ответы товарищей;

- стимулировать речевую активность, любознательность, воображение;

- развивать творчество, мышление, фантазию.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к лекарственным растениям, понимание необходимости беречь и охранять природу;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, природоохранное поведение и уважение к законам природы;

- формировать стремление радоваться успехам друг друга;

- воспитывать экологическую культуру.

Участники проекта: воспитанники группы, родители, воспитатели.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon dolgosrochnyy_proekt.pdf1.25 МБ
Файл prilozhenie_1.docx65.44 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение

1. Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе.

Тема: «Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека».

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях;

Задачи:

-развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях;

-рассказать о правилах их сбора, хранения и применения;

- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

Оборудование: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения, отвары трав; картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

{Крапива)

Рос шар бел, дунул ветер –

Шар улетел.

(Одуванчик)

Нарядные платьица,

 Желтые брошки,

 Ни пятнышка нет

 На красивой одежке.

(Ромашки)

Каждый лист мой любит тропки

 У обочины дорог.

 Он однажды людям добрым

 Раны вылечить помог.

(Подорожник)

Как называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о лекарственных растениях.

Основная часть

Издавна люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.

Посмотрите на это растение (картинка). Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно -тысячелистник. Посмотрите на его листья. Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества крохотных листков, и у каждого листка - ажурные края.) Тысячелистник - лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Воспитатель предлагает посмотреть на другое растение. Кто знает, как оно называется? Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляется в почве, стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник - великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

О каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, это крапива. Но почему же все-таки крапива обжигает? На листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Каждый волосок - как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы. Из нее делают бумагу, мешковину. В стеблях этого растения очень прочные волокна.

Все эти лекарственные растения и многие другие произрастают во многих районах нашего края.

Есть много трав полезных

На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью

Ромашка, мята, крапива,

Подорожник, ландыш, зверобой.

Физкультминутка «Дождик, лей веселей!»

Дождик, лей веселей! Теплых капель не жалей Для лесов, для полей, И для маленьких детей, И для мам, и для пап. Кап-кап! Кап-кап!

Рефлексия

Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища - поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат под навесом. Нельзя собирать вблизи дорог.

2. Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе.

Тема: «Названия и обозначение названий лекарственных растений (мать-и-мачеха, иван-да-марья, девясил, тысячелистник, кукушкин цвет, пастушья сумка, подорожник).

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях;

Задачи:

-развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях;

-расширять словарный запас детей;

-объяснить, какие растения называют лекарственными;

-научить детей различать лекарственные травы;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения, отвары трав; картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».

Ход занятия:

Организационный момент

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники.  Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав.

И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

(Вс. Рождественский)

Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?

Многие лекарственные растения известны детям с самого детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

Крапива двудомная

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» - шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

(Крапива)

Ромашка аптечная

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички

(Ромашка)

Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Описание ромашки

Ромашка аптечная -однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противовоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противовоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттенок.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Одуванчик лекарственный

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

Цветут долго, образуя за сезон много семян.

Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.

Одуванчик очень похож на солнышко.

Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Салат из одуванчика:

100 г листьев одуванчика;

90 г зеленого лука;

25 г петрушки;

15 г растительного  масла;

1 вареное яйцо;

соль, перец по вкусу.

Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.

Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.

Подробнее об одуванчике можно прочитать на блоге.

Подорожник

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник», »попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» -за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник)

Мать-и-мачеха

Я знаменита не цветами,

А обычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и темными.

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.

На стебле желтые цветы.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На  пригорочке растут,

Прям из снега — и цветут!

(Л. Акиншина)

Загадка

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

(Мать-и-мачеха)

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

Иван-чай или кипрей

В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.

Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.

Пастушья сумка

Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.

Настой применяют при кровотечениях.

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучив все его свойства,

Вы, может, взглянете не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае он - салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много

В плоде, похожем на суму.

(Пастушья сумка)

Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?

Мята

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах…( мяты)

Календула или ноготки

Что за странные цветки

Под названьей ноготки?

Так похожи на ромашки —

Все в оранжевых рубашках?

(Календула)

Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой поласкают горло при стоматитах и ангине.

Ландыш

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш - ядовит. Ландыш -весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

 Чернеет лес

Теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

(Ландыш майский)

Зверобой

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

Эти клеточки хранят эфирные масла.

На веточках - соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой..

(Зверобой)

Лопух

Неприхотливое растение, растет повсюду.  Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигруки. Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

3. Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе.

Тема: «Ознакомление с миром лекарственных растений»

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями

Задачи:

-научить детей слушать и отвечать на вопросы;

-воспитывать у детей бережное отношение к растениям;

-научить детей делать соответвующие выводы о том, какое значение имеют растения в здоровье их организма;

-расширить знания о пользе и применении лекарственных растений; 

-познакомить с правилами поведения при сборе лекарственных трав.

Оборудование: гербарий засушенных растений, пакеты с травами, настойка (календула).

Ход занятия:

Организационный момент

 На столе лежат сухие веточки, коробочки с лекарственными травами, гербарий.

Воспитатель:

Лето теплое,

Лето красное!

Солнце доброе,

Солнце ясное!

Соком полнится

Зелена трава,

Собирать, сушить

Уж ее пора!

А вы травушку

Собирайте

Да на зимушку

Припасайте!

От болезни вас

Охранит она

Вам здоровья даст,

Силушки сполна.

Вдруг раздается стук в дверь. Входит девочка Маша с корзинкой в руках.

Основная часть

Маша: Здравствуйте, дети! Я гуляла по полям и лугам, собрала очень много лекарственных растений, но вот как они называются я не знаю. Поэтому я решила прийти к Вам, в детский санаторий. Помогите мне пожалуйста.

Воспитатель: Дети! Давайте поможем Машеньке и назовем растения, которые она собрала.

Воспитатель берет из корзины растения, показывает их детям, они говорят названия растений: мята, душица, крапива, одуванчик, вереск, пижма и др.

Воспитатель: Машенька, оставайся у нас в гостях, ты узнаешь для чего нужны лекарственные растения и как они хранятся.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете что такое лекарственные растения?

Дети: это растения, которыми пользуются при лечении разных болезней.

Воспитатель: Правильно, дети! Кроме лекарств, можно еще лечиться другими средствами. Все наши болезни можно лечить лечебными травами и растениями.

Давайте с Вами поиграем в игру "Назови и расскажи". Надо назвать место, где растет то или иное растение (в поле, на лугу, на участке, в лесу, когда его собирают для сушки, чтобы потом применить для лечения.

Дети загадывают и отгадывают загадки.

Ребенок 1: Пусть пижма скромна, да лечебная, все же не зря цветки на таблетки похожи. Еще на цыплят ярко-желтых пока, на ощупь - на замшевый носик щенка (Пижма).

Ребенок 2: В огороде хрупкий зонт, понемногу вверх растет, как зовут тебя? "Прокоп", - громко скажет нам. (укроп).

Ребенок 3: Пряность это и приправа, чай с ней удался на славу, догадаются, ребята, ну, конечно, это. (Мята).

Ребенок 4: Неприметна среди трав, у нее спокойный нрав, кто полезностью гордится? Ароматная. (душица).

Ребенок 5: Он сорняк, он цветок, от болезни мне помог, как присяду на диванчик, вспомню желтый. (Одуванчик).

Ребенок 6: Обожжет без огня, и тебя, и меня, а живет у плетня. (крапива).

Дети вспоминают и рассказывают чем и как их лечат мамы.

Воспитатель: Какие вы молодцы, дети. Я немного дополню, что цветки ромашки собирают летом, листики подорожника - весной, можно и в начале лета, одуванчик - весной, когда они только-только цветут, крапиву-весной, когда она только вырастает, корни лопуха-в течении всего лета. При ангине горло полощут отваром ромашки, к ранке прикладывают листья подорожника, когда детям и взрослым нужны витамины (обычно весной, зимой) используют отвар шиповника, чай из мяты - успокаивает и т. д.

Машенька тоже включается в игру, показывает растения, просит о нем рассказать. Спрашивает у детей, что же надо пить, когда болит горлышко и т. д.

Машенька: Дети, когда я собирала травы, то нечаянно порезала пальчик, как же мне его подлечить.

Дети: Приложить лист подорожника.

Воспитатель: Дети, а теперь давайте отдохнем и пригласим Машеньку.

Физкультминутка "Одуванчики".

Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут, становятся все больше (Дети встают).

Вдруг полетел ветер, стал дуть на одуванчики (Дети раскачивают руками). Ветер подул еще сильнее (дети бегают на носочках).

Вдруг с головок одуванчиков полетели белые парашютики (дети приседают).

Там, где упали парашютики, будут расти одуванчики (дети встают).

Машенька: А еще из одуванчика можно приготовить вкусный салат. Это тоже лекарственное растение, улучшает состояние организма.для приготовления салата потребуется:

- 100 гр листьев одуванчиков

- 90 гр зеленого лука

- 25 гр петрушки

- 15 гр растит масла

- 1 яйцо.

Соль, перец по вкусу. Листья одуванчика надо выдержать в подсоленной воде 30 минут, затем измельчить. Нарезанную петрушку, зеленый лук соединить с одуванчиком, заправить маслом, солью, перемешать, украсить вареным яйцом.

Воспитатель: Мы обязательно попробуем салат, про который нам рассказала Маша.

Машенька: Дети, я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Весь в пыли, хоть сел немного, у дороги он стоит, у него согнулись ноги, неприметен он на вид.

Дети: Подорожник

Маша: Стоят в поле сестрички, желтый глазок, белые реснички

Дети: Ромашки.

Воспитатель: Дети! Вы сегодня очень много рассказали о лекарственных растениях. Я думаю, что теперь Машенька уже знает их названия и знает для чего их применяют.

А теперь я предлагаю Вам вспомнить правила сбора лекарственных растений.

Дети называют:

- нельзя собирать растения возле автомобильных и железных дорог;

- нельзя пробовать растения на вкус;

- нельзя рвать много растений;

- нельзя собирать растения в сырую, мокрую погоду, лучше это делать днем, когда сухо и ясно;

- собирать лекарственные растения надо каждый вид отдельно;

- после сбора лекарственных растений надо тщательно вымыть руки;

Машенька: Ребята, хочу еще раз назвать растения, которые я собрала, а вы проверьте, правильно ли?

Дети: Маша, а почему эти растения называются лекарственными?

Маша: Потому что они применяются в лечении различных болезней.

Дети вместе с Машей пьют напиток "Здоровье", стараются определить, какие травы здесь использованы.

Затем отыскивают это растение на картинке, показывают Машеньке.

Воспитатель:

Лечит мята невралгию,

А свекла - гипертонию,

Земляника гонит соль,

А шалфей - зубную боль,

Арбуз кушай при нефрите,

А бруснику - при артрите,

Чтобы было больше сил,

Не забудь про девясил.

Клюква вылечит цистит,

Редька - кашель и бронхит,

Головную боль - калина,

А простуду - чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,

Сердце - мятой и калиной,

Чтоб не ведать диабета,

Топинамбур ешь все лето.

Астму вылечи иссопом,

Мочевой пузырь - укропом.

Раны, язвы, геморрой

Подорожником промой.

Коль отеки у тебя -

Хвощ попей и семя льна,

Мажь мозоли чистотелом,

А веснушки - тертым хреном.

Зверобой не забывай

Чай с ним чаще потребляй,

Пей шиповника настой.

Будешь бодрый, молодой!

автор неизвестен.

Машенька благодарит детей за помощь, прощается с ними и уходит.

4. Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе.

Тема: «Лесные ягоды при простуде».

Цель: расширять знания детей о лекарственных растениях;

Задачи:

-развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях;

-рассказать о правилах их сбора, хранения и применения;

- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

-выяснить, какие плоды называют ягодами?

-выделить ягоды, которые созревают в саду, в лесу, на болоте?

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные растения, отвары трав; картинки зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края».

Ход занятия:

Организационный момент

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по лесам и садам и поговорим об удивительных лакомствах -ягодах.

Ягода - небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарничков и травянистых растений, растущих в лесах и садах.

Ягодки, как шарики,

Россыпями бус.

Яркие фонарики,

Сочные на вкус.

Ягодки все разные:

Голубые, красные,

Кислые и сладкие,

Ворсистые и гладкие.

Соком ягоды полны.

И целебны и вкусны!

Основная часть.

Какие ягоды вы знаете?

Верно! Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника - это ягоды. В зависимости от места произрастания их называют лесными или садовыми. К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. К ним относятся брусника, голубика, калина, клюква, черника. Садовые ягоды - те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Например, клубника, крыжовник, малина, смородина. Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить их.

Правильно! Малина бывает и садовой, и дикой. Садовая малина крупнее, слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше. Смородина и земляника тоже бывают садовыми и лесными. Когда в садах и лесах созревают ягоды, у ягодников много забот! «В ягодный год -дел невпроворот!» -говорится в народе. Ягоды нужно собрать, перебрать, промыть и тут же сварить варенье, джем или компот, приготовить мусс, желе или сок. Залесными ягодами ягодники отправляются с корзинками, туесками, лукошками и ведрами в лес.

Самой первой наливается соком, становится душистой и сладкой «царица ягод» земляника.

«Первую ягодку кладут в рот, а вторую в кузовок», -примечают люди. На вырубках, возле еловых и сосновых пней, на солнечных косогорах, опушках, полянах зажигаются алые огоньки земляники. Манит, зовет земляника ребятишек в лес!

Послушайте стихотворение.

Прогулка в лес

Хорошо в лесу зеленом,

Травы стелются ковром,

А резные листья кленов

Укрывают нас шатром.

Мы идем лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам.

Пахнет мхами, пахнет хвоей,

Бродят тени по стволам.

Огонечки земляники

Загораются в траве.

Золотою рябью блики

Пробегают по листве.

Скоро выйдем на опушку,

Сядем на упавший ствол

И послушаем кукушку,

Поглядим на танцы пчел.

Чуть позже поспевает малина, следом за ней - черника. «Когда черника созревает -озимых хлеб к жатве готов», - примечали крестьяне в старину.

Зреет черника под песни комариные. В самом деле, когда поспевает эта ягода -лето в зените. Дни долгие, теплые, солнечные, омытые сверкающими звонкими ливнями. Комарам и мошкам -приволье! «Много мошек - готовь для ягод лукошко», - гласит народная примета.

4 августа называют днем Марии Ягодницы. В это время в лесах собирают чернику и голубику. В августе созревает и брусника на травяных кочках высохших болот. Когда алым соком нальется эта кисло-сладкая целебная ягода - то и овес в поле созрел. Это тоже народная примета.

В конце августа -начале сентября поспевают в лесах гроздья калины, а на болотах краснеют клюквенные россыпи.

Лакомства из ягод очень любят дети, ведь недаром говорится: «У кого детки, у того и ягодки». В лесных ягодах содержится много полезных веществ: и витамины, и фруктовый сахар.

Любят лакомиться лесными ягодами звери: и косолапый мишка, и красавец-лось, и бурундук - полосатая спинка, и лесная мышь. Птицы - снегири, свиристели и прочие - клюют в осенних лесах ягоды рябины и калины. От инея калина становится не только ярче, но и слаще!

Перед отлетом в теплые края за синие моря длинноногие журавли бродят между болотными кочками, лакомятся клюквой. Не хотят родное болото покидать, пока клюквы-ягоды не попробуют. Потому и зовется она «журавлиной ягодой».

Чтобы собрать хороший урожай ароматных и сочных ягод, садоводу приходится немало потрудиться.

Еще зимой приходится начинать заботиться о будущем урожае. В сильные морозы, если снега выпало немного, его нужно подгребать к кустарникам, чтобы защитить их корни от вымерзания. После обильного снегопада, снег нужно стряхивать с ветвей, особенно если он тяжелый и влажный.

Ранней весной в саду развешивают домики для птиц — скворечники и дуплянки, ведь садоводы знают, что пернатые друзья, уничтожая вредных гусениц, мошек и жуков, помогают им собрать хороший урожай ягод.

Каких еще помощников садовода вы знаете?

Верно! Это ежи, любители слизней и гусениц, жабы, лягушки и маленькие ловкие жуки-жужелицы, поедающие толстых зеленых гусениц-огневок, которые портят ягоды крыжовника и смородины. Для ежей садоводы даже ставят под кустами блюдечко с молоком.

Послушайте стихотворение.

Приходи-ка, ежик, в сад

- Кто поставил под кустом

Блюдце с теплым молоком?

Дядя Вася, садовод!

В гости он ежа зовет:

«Приходи-ка, ежик, в сад,

Приведи с собой ежат.

Угоститесь молоком,

Закусите слизняком,

Чтоб не съели слизняки

Молодые стебельки».

Для жужелиц насыпают немного древесных опилок, смешанных с землей. Там они строят норку и выводят малышей, а потом всей дружной семьей поедают вредных жуков и их личинок.

Для лягушек и жаб жарким и засушливым летом выкапывают в земле неглубокую яму и ставят в нее корытце с водой. Ведь жабы и лягушки очень любят влагу! Жабы охотятся ночью, а лягушки — и ночью и днем, уничтожая гусениц, слизней, многоножек, личинок вредных бабочек и жуков.

Послушайте стихотворение.

Квакушка - помощница садовода

Растут возле кадушки

Густые лопухи.

Скрываются лягушки

Там в жаркие деньки.

Когда жучок иль мушка

К кадушке прилетит,

То на обед к лягушке

Тотчас же угодит.

Квакушка помогает

Растить нам сладкий плод,

Ее оберегает

Любитель-садовод.

Некоторые растения тоже помогают садоводу собрать хороший урожай. В ягодниках между плодовыми кустарниками садоводы разбивают клумбы и грядки, на которых пышно цветут нарядные золотисто-оранжевые и пурпурные бархатцы, душистый табак, крупные садовые ромашки или яркие ноготки.

Послушайте стихотворение.

Ноготки

Я возьму лопатку

И вскопаю грядку.

Прополю я сорняки

И посею ноготки.

Пусть цветут ноготки -

Золотые огоньки!

Эти цветы выделяют фитонциды - особые защитные вещества, убивающие микробов. Сильный, терпкий аромат ноготков очень не любят садовые вредители и улетают из сада подобру-поздорову.

Весной и летом опытные садоводы опрыскивают ягодники настоем растений, запах которых отгоняет вредных насекомых: бабочек-огневок и стеклянниц, листоверток, тлей, паутинных клещей и плодожорок. Эти вредители грызут корни кустарников, поедают их листья, портят цветы и ягоды.

Настои горькой полыни, пижмы, тысячелистника, календулы, чеснока и луковой шелухи - прекрасное средство, помогающее сберечь урожай ягод.

Осенью, когда ягоды собраны, у садовода появляются новые заботы. Нужно обрезать засохшие ветки и сжечь их вместе с опавшей листвой. Землю в саду перекапывают крупными пластами, не разбивая их граблями или тяпкой, чтобы почва промерзла и погибли зарывшиеся в нее на зимовку вредные насекомые.

Рефлексия

• Какие плоды называют ягодами?

• Какие ягоды созревают в саду?

• Какие ягоды люди собирают в лесу? На болоте?

• Какие ягоды можно встретить и в саду, и в лесу?

• Какая ягода самой первой созревает в лесу?

• Какие народные приметы связаны с созревающими лесными ягодами?

• Какие полезные вещества есть в ягодах?

• Какие звери и птицы любят лакомиться ягодами?

• Почему клюкву называют журавлиной ягодой?

• Как надо ухаживать за ягодными кустарниками в саду?

• Какие помощники есть у садоводов?

5. Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе.

Тема: «Зеленая аптека»

Цель: уточнить и расширить представления о лекарственных растениях.

Задачи: закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека; учить детей правилам сбора и сушки лекарственных растений.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель напоминает детям, что они уже много знают о растениях. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также они помогают им лечиться от болезней.

- Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров, лекарства от всех на свете болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Давным-давно человек замечал, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг - «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться, чем можно лечиться - травами, цветами, ягодами и т.д.

- Народные травознаи за тысячи лет сумели накопить множество сведений о полезных свойствах растений. В наших аптеках среди множества современных препаратов травы, настойки на травах, таблетки на травяной основе занимают достойное место.

Основная часть

Люди сами занимаются сбором трав на лугу, в лесу, в поле. Может быть, и ваши дедушки, бабушки, мамы, папы собирали лекарственные травы. Знания о лекарственных травах пригодятся каждому человеку, и вам ребята в том числе.

- Кто знает какие-нибудь лекарственные растения?

- Кто видел в аптеке лекарственные растения?

- Кто собирал со взрослыми лекарственные растения?

- А кто пил чай с лекарственными растениями? (Рассказы детей).

- Про какое лекарственное растение эта загадка.

Не пустили в огород –

Оттого она и жжет. (крапива)

- Правильно, крапива. Послушайте рассказ А. Плешакова «Подружись с крапивой».

Подружись с крапивой

- Сегодня па обед будут крапивные щи, - объявила бабушка. Мы с братом переглянулись.

- Крапивные?

-Да, да, - подтвердила бабушка. - А вы пойдите сейчас и нарвите крапивы. Выбирайте молоденькую, нежную. И возьмите-ка рукавицы...

Щи получились отличные. И это было для меня открытием. Я понял, что никакую траву нельзя безоглядно называть сорной, ненужной.

- Да, людям есть за что благодарить крапиву. Из нее не только можно приготовить щи и салат. Но все-таки важнее другое:

«Берем сырую крапиву, толчем и прикладываем к свежим ранам - она раны вычистит и заживит». Так писали много лет назад врачи. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробов. Крапива хорошо останавливает кровь и укрепляет волосы.

- А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки.

На конце его - сережки.

На земле лежат листки –

Маленькие лопушки.

Нам он - как хороший друг

Лечит раны ног и рук. (подорожник)

- Найдите это растение в нашей коллекции.

- Кто догадался, почему это растение так называется?

- Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

- Подорожник люди использовали с давних пор для заживления ран, при заболеваниях желудка, при простудах.

- Это растение называется тысячелистник. Кто догадался, почему оно так называется? (Ответы детей).

- Это растение всем знакомо. Отгадайте:

Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Пели их не оберешь,

На себе их все найдешь. (лопух)

- Корни лопуха могут заменить морковь, картофель. Он лечит почки и печень.

- А это что за растение?

Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет - нарядится

В беленькое платьице.

Легкое, воздушное.

Ветерку послушное. (одуванчик)

- Угадали? И одуванчик также лекарственное растение, служит для улучшения аппетита.

- А есть растение, которое может заменить вату. Это мох сфагнум.

Мох, клюква и морошка –

Жильцы лесных болот,

На кочке мох без ножки.

Куда ни глянь, растет.

- Этот мох использовали в качестве ваты партизаны во время Великой Отечественной войны. Мох очень хорошо впитывает в себя гной и кровь, да и раны быстрее заживают.

- Много лекарственных растений можно найти в лесу, в поле, на лугу. Это ромашка, душица, чабрец, зверобой, мать-и-мачеха. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай!

- Ребята, давайте поиграем в игру.

Выбирается доктор Айболит, пациенты приходят к нему, называют различные болезни; доктор рекомендует для лечения лекарственные травы.

Плохой аппетит - корень одуванчика.

Заболел желудок - тысячелистник.

Простуда - душица.

Рана на руке - подорожник.

Ангина - мать-и-мачеха.

Ожог ноги - зверобой.

Пятна на коже - чистотел.

- На каждую болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека - это Природа.

Но необходимо знать, что лекарственные растения заготавливают только взрослые, дети могут только помогать.

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых (вороний глаз и др.).

2. Сбор растений производится в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе, вблизи дорог. Почему?

4. При сборе растений укладывать их в широкие корзины, не мять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения не на солнце, а в тени.

6. Не топтать растения при сборе, не рвать с корнем, не собирать до последнего.

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную книгу. Почему?

- Все свои сокровища природа отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

6. Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе.

Аппликация на тему: «Белая ромашка»

Цель: научить составлять образ ромашки из готовых форм и правильно наклеивать.

Задачи: 

-учить детей приклеивать части цветка последовательно;

-развивать чувство формы и цвета;

-развивать моторику рук, волевые качества: усидчивость, желание доводить начатое до конца;

- воспитать любовь к цветам;

- воспитывать аккуратность при работе с клеем;

-вызвать радостное настроение от сделанной работы;

Форма занятия: групповая

Оборудование: Круги желтого цвета, лепестки (полоски) белого цвета, листья зеленого цвета, ватман. клей, салфетки, репродукции, картины с изображением ромашек.

Ход занятия:

1. Орг. момент:

Воспитатель: - Здравствуйте, дети. Сегодня я вас приглашаю на необычную полянку, где выросли замечательные белоснежные цветочки, которым радуются бабочки, пчёлки. Я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь отгадать о каком цветке идет речь.

Стоят в поле сестрички

Желтые глазки

Белые реснички.

(Ответ детей)

Воспитатель: - Правильно, это ромашка. Вам нравятся ромашки? А когда они растут: зимой или летом? Посмотрите, сколько красивых ромашек выросло на этой полянке! (Рассматривание картины). Она похожа на солнышко и также как солнышко дарит нам тепло и радость. Серединка ромашки желтая, а лепестки белые. Еще у ромашки есть стебель и зеленые листочки. Растет она в лесу и на полянке.

Ромашка, ромашка,

Душистый цветок.

Желтая середка,

Белый лепесток.

Воспитатель: - Ребята, предлагаю вам перед тем как мы приступим к изготовлению наших ромашек немного размяться.

Физкультминутка

Наши чудные цветки (дети сидят на корточках)

Распускают лепестки (начинают медленно вставать)

Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)

Лепестки колышет (раскачиваются)

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки

Головой качают (раскачиваются)

Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)

2. Основная часть.

Воспитатель: - Ребята, а теперь я предлагаю вам сделаем много ромашек и затем мы вашими ромашками украсим нашу вазу.

Ребята давайте уточним какого цвета ромашка? (ответы детей)

Сначала мы с вами приготовим лепестки.

Для этого берем белые готовые полоски, которые я вам приготовила. теперь берем клей и из полосок склеиваем лепестки нашей будущей ромашки. Для этого сворачиваем полоску пополам и склеиваем у основания.

Наши лепестки готовы, чтобы их соединить вместе нам нужна серединка. Берем желтый кружок, который я вам приготовила и на него по кругу приклеиваем готовые наши белые лепестки, а затем мы с вами все ромашки поместим в вазу. И для полной композиции нашей я предлагаю добавить зелёные листочки, которые остались у нас не приклеенными.

3. Заключительная часть.

Воспитатель: - Ребята, молодцы! Вы сделали очень красивые цветочки! Все молодцы, все старались!

Обсуждаем нашу работу, как красиво получилось, т. к. работали дружно.

Воспитатель: - И так ребята, что мы сегодня делали на занятии? (Ответы детей).

Воспитатель: - Молодцы, вы хорошо сегодня работали. И теперь наша ваза с ромашками будет радовать и наших родителей.

7. Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе.

 Аппликация на тему: «Мать-и-мачеха»

Цель: научить составлять образ ромашки из готовых форм и правильно наклеивать.

Задачи: 

-учить детей передавать в аппликации характерные особенности растения мать-и-мачеха,

- уточнять и закреплять знания детей о первом весеннем цветке – мать-и-мачеха;

-развивать способность передавать свои впечатления и чувства в художественной форме;

-воспитывать бережное отношение к живой природе, к цветам; желание любоваться красотой окружающего мира;

Оборудование: иллюстрации с изображением мать-и-мачехи, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, салфетки, аппликация для образца.

Ход занятия.

Воспитатель: - Сегодня на улице … (светит солнце, тепло, светло или пасмурно). А у нас в группе тепло, светло, весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы будем чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим радость.

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о первоцветах. Какие первоцветы вы знаете (ответы детей)

- Ребята, мать-и-мачеха – это не просто первоцвет, но еще и лекарственная трава. Много веков лекари - люди, которые занимались лечением, - накопили знания о лечебных свойствах растений. В далекие времена не было современных эффективных лекарств, но было замечено, что некоторые растения обладают целебными свойствами. Даже сейчас люди применяют лекарственные растения для лечения и профилактики болезней. Поэтому в аптеках кроме современных лекарств можно увидеть коробочки с сухими травами, настойки, таблетки и мази, в составе которых присутствуют лекарственные растения.

- Ребята, очень интересное название у этого первоцвета. Кто такая мачеха? (Мачеха – это не родная мама. Она любит только своего ребенка, а чужого нет). Растение это получило такое название потому, что листья, которые появляются позже цветка, необычные. Верхняя гладкая часть листа обращена к солнышку и должна бы быть теплой, но она всегда холодная. Как злая мачеха всегда холодно, без любви относится к чужому ребенку. А нижняя, которой не хватает солнечных лучей, - всегда мягкая и теплая, как мамины руки. На этой стороне как будто пушок. Летом наша мать-и-мачеха на участке сменит цветы на зеленые листочки, и тогда вы можете их потрогать и убедиться в необычности листьев.

Сегодня, я предлагаю сделать с помощью цветной бумаги, ножниц и клея цветок мать-и-мачехи. Для того, чтобы сделать стебель, мы должны разрезать зеленые квадраты на треугольники, а из желтых квадратов вырезать круги - это будут цветы растения. А прежде, чем приступить к рисованию, давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика

- Давайте подготовим пальчики для работы:

(упражнение «Цветы»)

Наши нежные цветки распускают лепестки

(плавно раскрывают пальцы)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(помахивают руками перед собой)

Наши нежные цветки закрывают лепестки

(плотно закрывают пальцы)

Головой качают, тихо засыпают

(плавно опускают их на стол)

Воспитатель : А теперь начинаем работу. (индивидуальная помощь)

- Я рада, что вы сделали столько цветов для волшебной полянки. Несите свои работы сюда, на полянку. Какая она получилась у нас красивая! Какие вы молодцы!

Воспитатель: -Ребята, вы хорошо справились с заданием. Вам понравилось? А что больше всего запомнилось сегодня? Сейчас я предлагаю вам разместить свои работы на стенде и полюбоваться ими.

 8. Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе.

Рисование на тему: «Одуванчики» в нетрадиционной технике.

Цель: учить детей рисовать одуванчик нетрадиционным способом при помощи втулки.

Задачи:

 -повторить знания детей об одуванчиках, строение и характерные особенности;

- развивать интерес и желание рисовать нетрадиционным способом;

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Предварительная работа: 

Наблюдение за одуванчиками на прогулке;

Рассматривание иллюстраций и беседа о с цветущими растениями, беседа

Оборудование: образец рисунка, иллюстрации с одуванчиками, белая бумага-А4, гуашь желтого цвета на одноразовой тарелке и гуашь зелёного цвета, кисть №4, картон, ножницы, клеящий карандаш, салфетка, непроливайка с водой.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение!

Лишь солнышко пригрело,

У тропинки в ряд,

Цветочки приодели

Свой солнечный наряд.

Нежатся на солнышке,

Купаются в росе,

Светятся, как звездочки,

В низенькой траве.

Бежит время и цветок,

Превращался в пузырёк!

Дунул тихо на него -

И в ладони нет его! Л. Алейникова

Как вы думаете, про какие цветочки написал стихотворение поэт?
Дети: одуванчики.
Воспитатель: правильно. Что вы можете рассказать про эти цветы?

Ответы детей.

Воспитатель: давайте рассмотрим иллюстрацию и повторим из каких частей он состоит?

Ответы детей.

2.Основной этап.

Воспитатель: я предлагаю вам сегодня нарисовать этот замечательный цветок, похожий на солнышко во время цветения.

Для работы нам понадобится втулка-мы её сделаем своими руками. Нам понадобится клеящий карандаш, картон и ножницы.

Берём картон и наносим клей на один край, скручиваем трубочку, немного надо подержать, чтобы приклеилось. Втулка-трубочка готова! Теперь при помощи ножниц надрезаем один край трубочки и немного её сгибаем. Теперь для рисования у нас всё готово. Немного устали, надо отдохнуть и размяться.

Физминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик! (Приседают, потом медленно поднимаются)

Стебель тоненький, как пальчик.

Если ветер быстрый-быстрый (Разбегаются в разные стороны)

На поляну налетит,

Все вокруг зашелестит. (Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)

Одуванчика тычинки

Разлетятся хороводом (Берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Воспитатель: теперь приступим к рисованию. Опускаем втулку в желтую краску, потом наносим на белый лист бумаги, чтобы отпечаток получился ярче, можно повторить движения по кругу. (Если один бутон готов, можно предложить детям нарисовать ещё 2).

Теперь осталось нарисовать при помощи кисточки стебель и листья. Листья вытянутые похожи на ёлочки.

3. Заключительный этап. Выставка работ. Рассматривание и обсуждение.

9. Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе.

Рисование на тему: «Душица» в нетрадиционной технике.

Цель: учить детей рисовать душицу нетрадиционным способом при помощи зубной щетки.

Задачи:

 -повторить знания детей о душице, строение и характерные особенности;

- развивать интерес и желание рисовать нетрадиционным способом;

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: образец рисунка, иллюстрации с душицой, белая бумага-А4, гуашь фиалетового цвета на одноразовой тарелке и гуашь зелёного цвета, кисть №4, зубные щетки, салфетка, непроливайка с водой.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку!

Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой...

Как вы думаете, про какие цветочки эта загадка?
Дети: душица.
Воспитатель: правильно. Что вы можете рассказать про эти цветы?

Ответы детей.

Воспитатель: давайте рассмотрим иллюстрацию и повторим из каких частей он состоит?

Ответы детей.

2.Основной этап.

Воспитатель: я предлагаю вам сегодня нарисовать этот замечательный цветок во время цветения.

Для работы нам понадобится зубная щетка. Теперь для рисования у нас всё готово. Немного устали, надо отдохнуть и размяться.

Пальчиковая гимнастика: (упражнение «Цветы»)

Наши нежные цветки распускают лепестки

(плавно раскрывают пальцы)

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

(помахивают руками перед собой)

Наши нежные цветки закрывают лепестки

(плотно закрывают пальцы)

Головой качают, тихо засыпают

(плавно опускают их на стол)

Воспитатель: теперь приступим к рисованию. Опускаем щетку в краску, потом наносим на белый лист бумаги, чтобы отпечаток получился ярче, можно повторить движения по кругу. (Если один бутон готов, можно предложить детям нарисовать ещё 2).

Теперь осталось нарисовать при помощи кисточки стебель и листья. Листья вытянутые похожи на ёлочки.

3. Заключительный этап. Выставка работ. Рассматривание и обсуждение.

10. Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе.

Рисование на тему: «Ветка калины»

Цель: развивать творческие способности детей;

Задачи:

- учить выделять признаки и особенности;

-развивать мелкую моторику рук;

- расширять представления о сезонных (осенних) изменениях в растительном и животном мире;

- способствовать развитию любознательности;

- воспитывать аккуратность во время работы с красками,

- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь;

- воспитывать чувства удовлетворения от результата работы.

Оборудование: Альбомный лист размера А4, набор акварельных красок, клеенка, кисти №2;5, стаканчик с водой, влажная салфетка, ветка калины – натура, листья среднего размера для отпечатков.

Ход занятия

Дети играют на ковре. Звучит аудиозапись голосов птиц. Воспитатель привлекает внимание детей на звук.

Воспитатель: Ребята, что происходит, вы тоже слышите птичьи голоса, шум дождя.? Мне кажется, что это звуки осенней мелодии.

Воспитатель читает стихотворение:

Вот и осень перед нами:

Сжато поле, скошен луг.

И над лесом косяками

Гуси тянутся на юг.

За сараем стог соломы

И рябину во дворе

Из окна родного дома

Видно сельской детворе.

Частый дождь в окно трезвонит.

Ветер, шастая везде,

Золотые листья гонит

По серебряной воде.

Воспитатель: Почему улетают птицы? (наступила осень). Кто назовет признаки осени?

Загадка

Кто ж те ягоды не знает,

От простуды помогают.

На кустах они висят,

И, как маков цвет, горят.

Только это не малина.

Что за ягода? - (калина)

Воспитатель предлагает детям нарисовать калину необычным способом, но с начала хорошенько рассмотреть натуру (ветку калины, отметить расположение листьев, строение кисти: наличие маленьких веточек, на которых держатся ягоды калины. Затем педагог последовательно объясняет ход действий:

- для начала широкой кистью рисуем ветку калины, на которой будут располагаться листья и грозди с ягодами;

- чтобы изобразить листочки, мы воспользуемся живым листом калины: берем небольшой лист калины, кладем на клеенку и с помощью кисточки наносим краску с лицевой стороны, не оставляя пустых мест. После взять листок за черенок и окрашенной стороной положить на лист, вблизи уже нарисованной ветки, прижать его, стараясь не сдвигать с места. После тонкой кистью рисуем веточки, на которых будут располагаться наши ягодки. Затем окунаем в красную краску кисточку и оставляем отпечаток на каждой маленькой веточке, продолжаем пока не заполним все пространство. (Надо отметить, что ягоды располагаются вблизи друг друга, и их должно быть много)

Физкультминутка

На холме стоит калинка,

Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.)

Ей не просто жить на свете -

Ветер крутит, вертит ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)

Но калинка только гнётся,

Не печалится - смеётся. (Наклоны в стороны.)

Вольный ветер грозно дует

На калинку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Дети проходят за столы для выполнения работы.

В процессе работы педагог следит за тем, как рисуют дети. Напоминает, чтобы они аккуратно и правильно использовали краски, своевременно вытирали пальцы влажной салфеткой и следили за чистотой рабочего места.

Рефлексия

Рассмотреть вместе с детьми работы, отметить наилучшие. Похвалить за аккуратное выполнение. Обсудить способы и приемы рисования. Что больше всего понравилось.

11. Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе.
Лепка на тему: «Красная рябина"
Цель: способствовать овладению способами и приемами объемной пластилинографии;

Задачи:
- пополнить представления детей о плодово – ягодных деревьях;
- расширять знания о сезонных изменениях в жизни растений;
- способствовать эмоциональному восприятию красоты природы.
- упражнять в раскатывании деталей круглой формы, создавая образ ягодки (рябины) ;
- обучить навыкам закрашивания рисунка пластилином;
- развивать память, словарный запас, мелкую моторику рук;
- развивать чувства цвета, художественного вкуса.
Оборудование: фотографии с изображением рябины; лист бумаги с контурным изображением листьев рябины и контуров побегов кисти цветка, пластилин зеленого, черного, оранжевого и красного цвета, карандаш коричневого цвета, дощечка для лепки, салфетки;

Ход занятия

Организационный момент
Воспитатель.
Я люблю наш детский сад
В нём полным полно:
Бельчат? - Нет!
Мышат? – Нет
Цыплят? - Нет!
Утят? - Нет!
Ребят? - Да!
Хорошо, когда мы вместе
Настроение у всех чудесней.
Девочки? (произносят «Да!»)
Мальчики? (произносят «Да!»)

Основная часть

Воспитатель. Ребята! Я сейчас вам загадаю загадки, а вы угадайте, что сегодня станет темой нашего разговора?
Много ягодок – огней
Будет осенью на ней.
И подарит для Марины
Бусы красные…(рябина)
Я смотрю в свое окно,
Вижу дерево одно.
Гроздья красные висят,
Птички скушать из хотят. (рябина)
(Дети разгадывают загадки)
В конце лета, когда некоторые деревья уже тронула своим золотом спешащая к нам осень, словно красные костры, повсюду горят грозди рябины. Стройная скромница - рябинка, в это время предстает перед нами во всей своей красе. Все рады появлению ярких оранжевых и красных ягод! Люди рады не только красоте дерева, но и возможности сделать заготовки на зиму. Из рябины готовят варенье, джемы, кисели. Очень полезен чай, из сушеных ягод рябины – это целый кладезь витаминов.
Очень любят ягоды рябины и лесные жители: птицы, ежи, мышки полевки и даже соболь! Эти сочные ягоды, когда их ударит морозом, становятся сладкими и помогают пережить птицам и животным суровую зимнюю пору.
Ребята, мы на прогулках много наблюдали за рябиной – и когда она распустила листочки, когда расцвели первые цветы, когда появились зеленые ягодки, когда покраснели ягодки. Давайте вспомним эти моменты, глядя на фотографии рябины в разное время.
(Дети рассматривают фото с изображением рябины в разные сезоны).
Воспитатель. Всех нас радует красота рябины. Природа – Волшебница смогла создать такое чудо! А как вы, ребята, думаете - получится у нас с вами создать что-то подобное?
Дети. Получится!
Воспитатель. А как же мы с вами можем изобразить веточку рябины с ягодками?
Дети. Нарисовать, вылепить, наклеить, из цветной бумаги!
Воспитатель. Все верно! Но мы сегодня попробуем создать такую красоту с помощью пластилина. Вы готовы попробовать?
Дети. Да!
Воспитатель. Ребята, проходите в нашу творческую мастерскую. Мы с вами уже имеем опыт пластилинографии. Но раньше мы создавали плоскостные изображения. А ведь у рябинки ягодки какие?
Дети. Кругленькие! Как красные шарики!
Воспитатель. Правильно, поэтому и изображение у нас будет объемным. Перед вами листочек бумаги. Что на нем изображено?
Дети. Веточки, листья, веточка без ягод.
Воспитатель. Молодцы! Правильно подметили, что веточка – без ягод! Мы с вами сначала коричневым карандашом тщательно прорисуем все контуры веточек.
(Дети по контуру прорисовывают контуры ветки рябины).
Воспитатель. Молодцы, справились! Теперь возьмем пластилин и закрасим листочки. Как мы это будем делать?
Дети. Возьмем зеленый пластилин, хорошо разомнем его. Потом маленькими кусочками разложим на листики и аккуратно размажем, не выходя за контуры.
Воспитатель. Все верно! Самое главное, все сделать аккуратно и красиво. Так, как постаралась Природа - Волшебница!
 Физкультминутка:
На холме стоит рябинка,
Держит прямо свою спинку. (Встать прямо, медленно кружась на носочках.)
Ей не просто жить на свете -
Ветер крутит, ветер вертит. (Поднять руки над головой, выполняя круговые движения руками.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую. (Поднять руки вверх - подняться на носочки, опустить руки вниз – присесть)
Но рябинка только гнется,
Не печалится – смеётся! (Наклоны туловища влево - вправо.)
Воспитатель. Теперь у нас наступает самый ответственный момент: мы будем лепить ягодки. У вас есть пластилин двух цветов. Почему?
Дети. Потому что мы видели, что рябина бывает красная и оранжевая.
Воспитатель. Молодцы, что вспомнили наши наблюдения! Берите пластилин понравившегося цвета и начинайте лепить ягодки. Они все должны быть одинаковой величины.Теперь давайте прикрепим ягодки к нашей грозди. Для этого, ягодки, располагая на гроздочке, легким усилием прижмите к бумаге, стараясь не смять их.
(Дети располагают ягоды из пластилина на работе, создавая композицию).

Воспитатель. Теперь, на каждой ягодке, черным пластилином мы должны поставить точку, как на настоящих ягодах.
По окончании занятия дети берут свои поделки и встают в круг вместе с воспитателем.

Рефлексия 
Воспитатель. Давайте теперь, рассмотрим ваши работы. Какая красота! Мы с вами, как – будто, попали в рябиновый лес! Молодцы, ребята! Вы все очень постарались передать красоту нашей рябинки. Послушайте стихотворение про рябину:
Что там за ягода алеет,
Когда уже прохладой веет?
И осень мчит на всех парах,
Сметая листья во дворах?
Она еще горчит и вяжет,
Но только снег на землю ляжет,
Мороз ударит не слегка,
И льдом покроется река:
Она уже на вкус иная.
И птицы, будто понимая,
Клюют замерзшие дробины
Зимой алеющей рябины.
Шумов Н.
- Как называется техника работы с пластилином, которой мы сегодня пользовались?
- Как люди используют плоды рябины?
- Кто еще рад поспевающим ягодам рябины? Почему?
Педагог заканчивает занятие:
Нас солнца луч смешит и дразнит,
Нам нынче весело с утра!
Позанимались мы отлично,
Теперь играть нам всем пора!

12. Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе.

Лепка на тему: «Ландыш»

Цель: познакомить детей с новым способом изготовления цветов, при помощи ракушек.

Задачи:

-закреплять умение работать пластилином;

-развивать фантазию и стремление к творчеству;

- развивать память, словарный запас, мелкую моторику рук;
     - развивать чувства цвета, художественного вкуса.

Оборудование: пластилин, картон голубого цвета, мелкие ракушки.

Ход занятия.

Организационный момент

Воспитатель:

Посмотрите, какое растение я вам сегодня принесла в горшочке. Кто-нибудь его знает? (ответы)

Цветет он майскою порой,

Его найдешь в тени лесной:

На стебельке, как бусы в ряд,

Цветы душистые висят.

- Да, это ландыш. Понюхайте, какой нежный, неповторимый аромат у этих цветов.

Ландыш – очень привлекательный, но в тоже время скромный цветок. Цветы его крохотного размера, нежно-белого цвета. Очень трудно оторвать взгляд от такой красоты! Запах у ландыша очень тонкий и нежный. Этот цветок пленяет своей красотой и ароматом.
Весной из почвы пробиваются первые ростки ландыша. Они чем-то похожи на шило. Но постепенно ростки становятся длиннее и превращаются в особенные «ландышевые» листья. Позже появляются бутоны, а затем раскрываются нежнейшие цветки.

Ландыш цветет всего несколько дней. Нельзя собирать эти первоцветы. Редкие весенние цветы лучше не трогать: они так красивы! А еще ландыши занесены в Красную книгу.
Осенью на месте цветков у ландыша появляются оранжевые ягодки, похожие на горошинки. Относиться к этим ягодам нужно осторожно, так как они ядовиты!

Ландыш – не только красивый лесной цветок, но и лекарственное растение. Из него готовят лекарства от разных болезней.
Как выглядят цветы ландыша?

Дети: Цветок ландыша похож на веточку, на которой расположено несколько нежных снежно-белых колокольчиков, только очень маленьких.

Воспитатель: Этот цветок издаёт душистый аромат, из-за которого его рвут люди. Трудно подсчитать, сколько букетиков ландышей выносят из леса весной. Эти цветы находятся на грани исчезновения и рвать их нельзя.

Куда заносят редкие виды животных и растений?

Дети: В Красную книгу.

Воспитатель: Правильно. Вот и ландыш занесён в неё.

Ребята, что делать, чтобы эти цветы не исчезли и радовали нас?

Дети: Не рвать цветы. Их можно нарисовать или слепить.

Основная часть.

Воспитатель: Тогда давайте отправимся в мастерскую. (Детям предлагается рассмотреть готовую картинку с изображением ландышей, сделанную в технике пластилинографии).

С чего мы начнём с вами лепить?

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы получились стебельки?

Дети: Мы раскатаем три длинные колбаски зелёного цвета.

Воспитатель: Как вы будете лепить листья?

Дети: Мы расплющим колбаски, прищипнём их края и нанесём стекой линии – прожилки.
Воспитатель: Как правильно расположить цветы?

Дети: Цветочки свисают под стебельком.

Воспитатель: а что надо сделать, чтобы слепить их?

Дети: Из белого пластилина скатаем много маленьких шариков, прикрепим их под стебельками. А на эти шарики прикрепим ракушки.

 Пальчиковая гимнастика.

«Каждый бутончик»

Каждый бутончик склониться бы рад

(локти на столе, пальцы рук собраны в щепоть)

Влево и вправо, вперёд и назад.

(раскачивать бутончики )

От ветра и зноя бутончики эти

Спрятались живо в цветочном букете.

(соединить вместе локти и ладони

Рук, образуя один большой «букет»).

Рефлексия.

Воспитатель:  Ребята, какой цветок мы с вами сегодня сделали? Из чего?

Послушайте стихотворение и давайте его выучим!

 « Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

И не будет доброты,

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час-игра "В мире природы"

В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего ...

Закономерности и случайности в мире природы, или как в этом мире живут сообща

): биология,   урок обобщения и систематизации знаний по теме «Закономерности и случайности  в мире природы, или как в этом мире живут сообща». Форма урока –  интерактивный с...

Игра-викторина "В мире природы"

Данную разработку можно использовать при проведении классного часа или тематического занятия по экологическому направлению....

Статья Тема: «Ознакомление дошкольников с миром природы с использованием ТРИЗ – педагогики»

Статья Тема: «Ознакомление дошкольников с миром природы  с использованием ТРИЗ – педагогики»...

Выступление на педагогическом совете Внеурочная работа по ознакомлению с окружающей природой в старших классах обучающихся с ограниченными возможностями здоров

Выступление на педагогическом совете Внеурочная работа по ознакомлению с окружающей природой в старших классах обучающихся с ограниченными возможностями здоров...